Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 09.06.2006 № 130-пп

 
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                  ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 июня 2006 г.                                          N 130-пп


    О концепции программы "Основы духовно-нравственного воспитания
                   населения Белгородской области"


     В целях  воспитания  в обществе духовности,  становления граждан,
обладающих позитивными ценностями и качествами,  способных проявить их
в  созидательном процессе в интересах области и Родины,  правительство
Белгородской области постановляет:

     1. Утвердить концепцию  программы  "Основы  духовно-нравственного
воспитания населения Белгородской области" (прилагается).

     2. Заместителю   губернатора   области  -  руководителю  аппарата
губернатора области  О.Н.  Полухину  сформировать  рабочую  группу  по
разработке    областной    программы   "Основы   духовно-нравственного
воспитания населения Белгородской области" и в срок до 20 августа 2006
года  представить  проект  программы  для  рассмотрения  правительства
области.

     3. Контроль за исполнением постановления оставляю  за  собой.
     Об исполнении постановления информировать к 1 ноября 2006 года.


     Губернатор Белгородской области          Е.Савченко





                                                            Утверждена
                                  постановлением правительства области
                                            от 9 июня 2006 г. N 130-пп

                         КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
               "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
                   НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

                               Введение

     В начале третьего тысячелетия в истории  России  наступает  новая
эпоха  - эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства,
эпоха формирования нового человека.  И возрождение России  связано  не
только с решением политических, экономических, социальных проблем, но,
прежде всего,  с воспитанием и просвещением человека,  формированием у
него  духовно-нравственных  качеств,  соответствующих исконной русской
ментальности.
     Представляя ежегодное  Послание  Федеральному Собранию Российской
Федерации,  Президент  России  В.В.Путин  подчеркивает,  что  развитие
общества  немыслимо без согласия по общим целям.  И эти цели не только
материальные.  Не менее важны духовные и нравственные  цели.  Единство
России   скрепляют   присущий  нашему  народу  патриотизм,  культурные
традиции,  общеисторическая память.  И сегодня в нашем обществе  вновь
растет интерес к отечественной истории,  к нашим корням,  к тому,  что
дорого нам всем.  Это,  без сомнения, начало нового духовного подъема.
     Возрождение Российского  государства,  поворот  к демократизации,
гуманизации,  к правам и свободам личности потребовали  переосмысления
государственной  социальной политики.  Ее новое понимание закреплено в
действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации.
По  сути  пересмотрена  сама  концепция  развития всей государственной
социальной   системы   (в    том    числе    образования,    культуры,
здравоохранения),   в   которой   четко   определены  новые  принципы,
утверждающие гуманистическую и  демократическую  ориентацию  в  работе
социальных  институтов  разных уровней.
     Одним из основных направлений государственной социальной политики
является формирование самосознания личности и на национальных основах,
и в тесной связи с общечеловеческими ценностями.  Именно  в  настоящее
время   возрождение   и   развитие   национально-культурных   традиций
приобретает особую актуальность,  что по  сути  является  неосознанным
сопротивлением  интенсивному проникновению элементов западной культуры
и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных
ценностей  и нравственно-этнических понятий,  национального сознания и
поведения.  Формированию национального самосознания, являющегося одним
из  основных  факторов  становления  и  развития свободной,  творчески
самостоятельной  личности  с  чувством  собственного  достоинства,  во
многом  способствует изучение духовных ценностей народа,  национальной
культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.
     И в  связи  с  этим  переосмысливается роль православия в истории
России  и  по-новому  оценивается  его   принципиальное   влияние   на
духовно-нравственное развитие человека.
     Процесс духовно-нравственного воспитания есть  по  природе  своей
процесс   живой   и   непрерывный,   осуществляемый   в   определенной
культурно-исторической среде,  и рассматривать этот процесс необходимо
в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе ее
составляющих констант:  государственной,  религиозной,  этнической.
     В Концепции       сформулированы       теоретические       основы
духовно-нравственного  воспитания,  его   цель,   задачи,   определены
закономерности  и  принципы,  роль  и  место  государственных органов,
общественных  объединений   и   организаций   в   духовно-нравственном
воспитании  в  современных условиях,  представлена система программных
мероприятий.
     Разработка Концепции    осуществлена    в    рамках    реализации
постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г.  N 224 "О мерах
по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи".
     Основной целью   Концепции   является   определение   направления
деятельности  органов  государственной  власти  в духовно-нравственном
воспитании населения Белгородской области.

                Глава I. Теоретические основы духовно-
                       нравственного воспитания

     1.1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания

     Духовно-нравственное формирование,   становление    и    развитие
личности  происходит  путем освоения ею культурно-исторического опыта.
Поэтому   наиболее   верный   и   конструктивный   путь    преодоления
духовно-нравственного  кризиса  современного  российского  общества  -
принять в качестве опоры тот духовный пласт,  который всегда был ею  и
который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества.
Внутреннюю основу нашего общества  должны  составить  духовные  нормы,
традиции  и  ценности.
     Для раскрытия    содержания    духовно-нравственного   воспитания
населения   необходима   единая   трактовка   понятий    "духовность",
"нравственность",  "культура".  Эти  термины  определяются  средствами
понятийного  аппарата   философской,   эстетической,   педагогической,
психологической,  богословской  и других наук.
     Понятием "культура" (в  переводе  с  латинского  -  возделывание,
воспитание,    развитие)   обозначается   среда   обитания   человека,
представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно
культура   делится   на   материальную   и   духовную.  Если  культура
материальная включает в себя  бытовую  и  производственную  сферы,  то
духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими
определенную систему духовных ценностей,  социальных норм и  отношений
человека  к  Богу  как  Высшему Началу,  миру,  людям.  Духовная сфера
определяет  направленность  культуры.
     Русской национальной  культуре  присущи свои особенности.  Прежде
всего,  это  высокая  нравственная  направленность  российской   идеи;
преданность  своей  вере  в сочетании с веротерпимостью;  соборность и
взаимопомощь;  общность и потребность населения в коллективной  жизни;
особая любовь к родной природе.
     Культура России сыграла  исключительную  роль  в  жизнеустройстве
общества,  государства,  семьи и человека,  в формировании основ нашей
нравственности и духовности,  и особое значение  в  ее  становлении  и
развитии  имело  и  имеет  православие  (при  всем  уважении  к другим
религиям,  составляющим  неотъемлемую  часть  исторического   наследия
народов  России).  Православие  в  нашей стране приняли далеко не одни
только этнические  русские,  но  и  подавляющее  большинство  наций  и
народностей,  населяющих  Великую Русь.  Поэтому в процессе воспитания
необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот,
кто  считает себя гражданином России,  даже если он атеист - все равно
остается культурным наследником  тысячелетней  православной  традиции.
     Понятием "духовность" обозначалось все относящееся к человеческой
душе,  духу,  Богу,  Церкви,  вере (В.И.Даль).  Если более развернуто,
духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле -
устремление человека к тем или иным высшим  ценностям  и  смыслу  -  к
какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать
себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем
самым,  одухотвориться,  внутренне  освободиться  от  обыденности;  2)
основа и  главная  причина  любой  веры  и  религиозности.
     Духовность проявляется   в   стремлении   человека  строить  свои
отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить
свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.  Одним из сильнейших
источников духовности является совесть,  а  проявлением  духовности  -
любовь.   Нравственность   -  это  компонент  духовности,  содержанием
которого выступают этические ценности,  составляющие основу  сознания.
     Нравственность -  это способность человека действовать,  думать и
чувствовать в соответствии со своим духовным началом,  это  способы  и
приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и
нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве.  При  их
отсутствии  начинается  распад  личности  и  культуры.  Нравственность
принято понимать как совокупность общих  принципов  и  норм  поведения
людей по отношению друг к другу в обществе.
     Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в
соответствии  с  моральными принципами определенного мировоззрения.  В
основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое  религиозное
начало.
     Духовно-нравственное воспитание   содействует   формированию    у
человека нравственных чувств (совести,  долга,  веры, ответственности,
гражданственности,  патриотизма);  нравственного   облика   (терпения,
милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности
к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности
к    преодолению   жизненных   испытаний);   нравственного   поведения
(готовности  служения   людям   и   Отечеству,   проявления   духовной
рассудительности,     послушания,     доброй     воли).
     В России     духовно-нравственное     воспитание      традиционно
содействовало  становлению человека на основе православной культуры во
всех  формах  ее  проявления  (религиозной,   политической,   научной,
художественной, бытовой).
     Утрата стержневой роли традиционной религии,  изменение понимания
сути  духовности  в  современной  культуре  приводят  к  возникновению
кризисных  явлений  в   духовно-нравственной   сфере.   Внерелигиозный
контекст  не  дает возможности четкого различения понятий добра и зла,
правды,  достоинства,  долга,  чести,  совести;  искажает и  подменяет
традиционные   (для   русской   культуры,   несомненно,  православные)
представления о человеке и смысле жизни.
     Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались
и передавались из поколения  в  поколение  базовые  духовно-ценностные
идеалы   русского   народа:   добродетель,   соборность,  благочестие,
бескорыстие,  совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.
     Важнейшими нравственными   заповедями   являлись   трудолюбие   и
равенство между людьми,  а также требования любить, воспитывать, учить
ремеслу  и  рукоделию:  матери - дочерей,  отцы - сыновей.  Воспитание
детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний  и  навыков,
но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни,  своеобразного
кодекса "жития русского человека",  в котором ведущими являются любовь
к  земле,  родному  дому,  уважительное отношение к родителям и старым
людям,  забота о маленьких,  слабых и больных, милосердие, соборность,
доброта,   справедливость,  честь,  достоинство.
     Духовно-нравственное воспитание    формирует    ядро    личности,
благотворно  влияя  на  все стороны и формы взаимоотношений человека с
миром:  на его этическое  и  эстетическое  развитие,  мировоззрение  и
формирование    гражданской   позиции,   патриотическую   и   семейную
ориентацию,  интеллектуальный  потенциал,  эмоциональное  состояние  и
общее   физическое   и   психическое   развитие.
     Обращение к опыту  православной  педагогики  в  настоящее  время,
когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так
как общество и государство остро нуждаются в  социально-педагогических
моделях,  обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности
человека, государства, общества.
     В этой   связи   методологической  основой  духовно-нравственного
воспитания населения области становятся нормы и традиции православия и
народной    культуры,   представленные   в   различных   аспектах:
     - нравственно-этическом (в контексте нравственного  православного
учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми,
Богом,  миром),
     - культурно-историческом   (на   основе   примеров  отечественной
истории и культуры),
     - этнокультурном   (на   основе  национальных  традиций  русского
народа).
     И поэтому   духовно-нравственное   воспитание  населения  области
предполагает систематическую и целенаправленную  деятельность  органов
государственной   власти   области   и   общественных  организаций  по
формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте
национальных традиций края.

     1.2. Цели и задачи, принципы духовно-нравственного воспитания

     Сущность духовно-нравственного        воспитания        позволяет
сформулировать  его  главную  цель  и  определить  основные  задачи  в
условиях конкретного региона - Белгородской области. Цель определяется
общей потребностью россиян в  сильном  и  могущественном  государстве;
восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов;
в сплочении всего народа  на  благо  Родины,  Отечества,  человека;  в
духовно-нравственном     оздоровлении     всех     слоев    населения;
психологической готовности  к  любым  испытаниям,  трудностям  во  имя
интересов  каждого человека и всего народа нашей великой Родины.
     Идея возрождения национальных (в первую очередь  -  православных)
духовных  традиций  и  ценностей  оформляется в цель жизнедеятельности
российского общества,  всех слоев населения,  воплощается  в  процессе
воспитания   и   просвещения   подрастающего   поколения,  молодежи  и
студентов.  В этом  смысле  цель  духовно-нравственного  воспитания  -
развитие   в   обществе   высокой   духовности,  становление  граждан,
обладающих позитивными ценностями и качествами,  способных проявить их
в  созидательном  процессе  в  интересах области и Родины.
     Достижение указанной   цели    осуществляется    через    решение
стратегических и тактических задач.
     Стратегические задачи:
     - служение   своему   Отечеству   и   народу;
     - возрождение и формирование у населения православных  ценностей;
     - формирование бережного отношения к культурному наследию народов
России;  природе страны; людям и природному окружению своей местности;
истории и традициям белгородского края;
     - усвоение   лучших   моральных   и    нравственных    принципов,
выработанных  человечеством на протяжении своей истории;
     - усвоение и воплощение в жизнь  нравственных  традиций  русского
народа  и  своего  этноса;
     - сохранение и приумножение нравственных,  культурных  и  научных
ценностей общества;  распространение знаний среди населения, повышение
его образовательного и  культурного  уровня;
     - гармоничное  духовное  развитие  каждой  личности,  привитие ей
основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания
заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения
к старшим;
     - утверждение   в   сознании   общества   положительного   образа
многодетной семьи и необходимости  защиты  священного  дара  жизни;
     - формирование    национального    самосознания,   ответственного
отношения  к  русскому  языку  как  государственному  и  как  средству
межнационального общения, уважения к своему родному языку.
     Тактические задачи:
     - активизация   совместной   просветительской  деятельности  всех
заинтересованных структур,  обмен опытом,  информацией и осуществление
совместных  проектов;
     - усиление  духовно-нравственной  направленности  при   освещении
событий  и  явлений  общественной  жизни региональных средств массовой
информации,  активное  противодействие  пропаганде  образцов  массовой
культуры,  основанных  на  культе насилия;
     - достижение нового уровня взаимодействия семьи,  образовательных
учреждений,  органов  управления  образованием,  культурой,  детских и
молодежных   общественных   организаций,   религиозных   конфессий   в
воспитании   и   социализации   детей   и   подростков;
     - сохранение  исторической  преемственности  поколений;  развитие
национальной культуры,  воспитание бережного отношения к историческому
и    культурному     наследию     народов     России;     формирование
духовно-нравственных качеств личности;
     - воспитание патриотов России, граждан правового демократического
государства,   уважающих   права   и   свободы  личности,  проявляющих
национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических
отношений;
     - изучение географии и истории  своей  страны,  своей  местности;
формирование  реалистического представления о природных и исторических
истоках национального своеобразия народов России;
     - изучение,   охрана   и   восстановление   культурного  наследия
Белгородчины;  приумножение культурных богатств  края;
     - утверждение  национальных  чувств  и  национального достоинства
каждого человека в повседневной  жизни  и  деятельности;  формирование
уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма
и чванства.
     Принципами духовно-нравственного  воспитания являются:
     - принцип системно-организованного подхода,  который предполагает
скоординированную,  целенаправленную  работу  всех  государственных  и
общественных структур по  духовно-нравственному  воспитанию  населения
Белгородской     области;
     - принцип ценностной ориентации.  Духовно-ценностные ориентации -
это  те,  которые  имеют  смысловую жизненную значимость для личности,
занимая центральное место в системе  детерминации  ее  поведения.  Они
определяют  направленность  и  характер мировоззрения личности.  Новый
принцип,  делающий  человека  человеком,  не  сводит  к   естественной
эволюции  жизни,  а  включает  в  себя и понятие разума,  и мышления в
идеях,  и созерцание, и такие эмоциональные волевые акты, как доброту,
любовь,  раскаяние;
     - принцип адресного подхода  в  духовно-нравственном  воспитании,
предполагающий  использование  особых  форм  и методов работы с учетом
каждой  возрастной,  социальной,  профессиональной  и   других   групп
населения.    Он    указывает   на   разноуровневую   включенность   в
духовно-нравственное воспитание таких  факторов,  как  семья,  ближнее
окружение,  учебное заведение,  этнокультурная среда, производственный
коллектив,  регион  проживания  с  его  экономическими,   социальными,
культурными  и  другими  особенностями  общества  в  целом;
     - принцип активности,  который  предусматривает  настойчивость  и
разумную  инициативу  в  трансформации  мировоззрения  населения и его
ценностных установок,  ориентированных на интересы области. В процессе
духовно-нравственного   воспитания   и   самовоспитания  этот  принцип
предполагает деятельное отношение человека ко всему,  что происходит в
стране;  способность  каждого  гражданина проводить социально-значимые
преобразования материальной и духовной  сферы  на  различных  уровнях:
федеральном,  региональном,  местном при условии освоения накопленного
исторического опыта как всего человечества,  так и российского народа,
отдельной  нации  или  народности.  Принцип  активности  проявляется в
творческой деятельности  по  улучшению  окружающей  среды,  в  волевых
качествах,  обучении;
     - принцип сохранения исторической памяти  народа,  предполагающий
необходимость  сбережения  в  разных  формах  всех  видов информации о
событиях прошлого,  о  времени  и  месте  свершения  этих  событий;  о
конкретных лицах,  принимавших в них участие.  Принцип включает в себя
знание истории,  способность дорожить историческими традициями  своего
народа,  сохранять  их  в памяти.  Историческая память является базой,
фундаментом   для    формирования    духовно-нравственной    личности.
Сформулированный  принцип  особенно  актуален  для современной истории
России,   когда   активизировал   свою    деятельность    воинствующий
антиисторизм, главной целью которого является искажение истории страны
и народа в интересах определенных социальных групп.  Отсюда  возникает
острая  необходимость  в объективном изучении и интерпретации реальной
истории во всем ее  конкретном  многообразии,  выявлении  исторических
фактов  и  на  их основе мысленное воссоздание исторического процесса,
объективных закономерностей и логики его протекания.  Соблюдение этого
принципа  будет  способствовать становлению исторического самосознания
населения,  которое, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на
формирование высоконравственной социально-активной личности, способной
усваивать знания истории,  осмысливать исторический опыт,  его  уроки,
осуществлять   социальный   прогноз,   исходя  из  понимания  сущности
настоящего,  инвариантности  прошлого  и  альтернативности   будущего;
осознавать   историческую  ответственность  за  свою  деятельность;
     - краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе,
экономике,  истории  и культуре своей местности (микрорайона,  города,
села,  района,  области,  края и т.д.). Особое значение краеведческого
принципа  заключается  в  том,  что он закладывает основы формирования
личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за
ее  дальнейшее  процветание,  сопереживание и сопричастность ко всему,
чем она живет),  воспитания рачительного хозяина своей земли,  в целом
становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и
непосредственное  активное  участие  каждого  в  общественно  полезной
деятельности  по  улучшению  условий существования на территории своей
местности;  сохранения памятников истории и природы в самых  различных
формах  (краеведческие  музеи,  выставки,  клубы  и  т.д.);
     - принцип воспитания  на  традициях.  Под  традициями  понимаются
исторически  сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы
деятельности и  поведения,  сопутствующие  им  обычаи,  обряды,  идеи,
представления,  правила,  духовные  ценности  и т.п.  Несомненно,  что
российский   народ   сумел   сохранить   богатые   традиции   в   деле
духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Несмотря на
коренные  преобразования  в  жизни  нашей  страны,  во  многих  сферах
сознания  и  деятельности,  продолжают сохраняться следующие традиции:
культурные  (сохранение  и  приумножение   исторических   и   духовных
достижений  народов  России);  боевые  (бережное  отношение  к героике
прошлого,  образцам  самоотверженного  служения  народу  и  стране   в
военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России
событий  и  дат);  трудовые   (культура   производства,   сознательное
отношение  к  труду  в  интересах  человека,  общества  и государства;
подготовка  квалифицированных  кадров  для  отраслей  хозяйства  своей
местности;  использования  различных  форм  хозяйствования  и другие).
Очевидно,  что процесс реформирования повлечет за собой и формирование
новых     традиций    на    основе    нового    наработанного    опыта
духовно-нравственного возрождения России;
     - лингвистический  принцип,  требующий  всемерного  сохранения  и
развития русского языка как средства межнационального общения и  языка
своей  нации,  народности,  как  средства сохранения и воспроизводства
культуры своего народа.  Язык нации -  это  литературный  язык  нации,
народности,    сложившийся   на   широкой   общенародной   основе,   в
устно-разговорной и письменной формах с  постепенно  вырабатывающимися
нормами.   Язык   нации   является  одним  из  обязательных  признаков
какой-либо нации или народности,  средством их общения  или  развития.
Перемены  в стране негативно отразились и на состоянии русского языка.
Ненормативное   использование   русского   языка   наблюдается   почти
повсеместно:  в рекламе, в сфере торговли, в официальной речи и т.п. В
связи с этим сегодня возникла настоятельная необходимость  в  очищении
русского   языка  от  всего  чуждого  ему,  в  защите  от  разрушения,
растворения в других межнациональных языках;
     - принцип   информационной   защищенности.  Суть  этого  принципа
заключается в признании прав человека на  обеспечение  защиты  от  тех
видов информации,  которые представляют опасность для его физического,
нравственного   и   духовного   здоровья.
     Все названные  принципы  взаимосвязаны  и  реализуются  в  единой
целостной системе всей совокупностью воспитательных средств в области.

            Глава II. Процессуально-технологические основы
                   духовно-нравственного воспитания

     Сегодня перед   структурами,   заинтересованными   в  возрождении
отечественной культурной и  духовно-нравственной  традиции,  в  основе
которой   лежат  православные  ценности,  стоят  следующие  задачи:
     - координация  деятельности  различных   социальных   институтов,
государственных и общественных подразделений;
     - концентрация  ресурсов,  выделяемых  для  духовно-нравственного
оздоровления общества;
     - обеспечение более эффективного использования этих  ресурсов;
     - интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения
в социальные,  оздоровительные  и  педагогические  программы.
     Решение обозначенных  задач возможно на основе системного подхода
к  организации   и   управлению   работой   по   духовно-нравственному
оздоровлению  и  профилактике  общества.
     В связи  с  этим  работа  по   духовно-нравственному   воспитанию
включает  ряд  приоритетных аспектов,  связанных единой целью,  общими
формами организации и управления, определяющих системный подход.

     2.1. Основные аспекты системы духовно-нравственного воспитания

     Как один  из  видов   многоплановой,   масштабной   и   постоянно
осуществляемой  деятельности  духовно-нравственное воспитание включает
ряд приоритетных аспектов,  связанных  единой  целью,  общими  формами
организации   и   управления,  определяющих  системность  подхода.
     1) Содержательный   аспект   системного   подхода    предполагает
разработку  методологии  подробного  описания  всех  элементов  и форм
бытования православной культуры;  формирования  системы  общественного
духовно-нравственного  воспитания и образования.
     2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно  и
организационно)    комплекс   мероприятий   по   духовно-нравственному
воспитанию  и  просвещению  для  разных  возрастных  групп   населения
области.
     3) Институциональный  аспект  системного   подхода   предполагает
одновременное    включение    духовно-нравственных    компонентов    в
воспитательную деятельность всех социальных институтов:  семьи, разных
уровней системы образования, государственных учреждений и общественных
организаций.
     Институциональный уровень     духовно-нравственного    воспитания
предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической
деятельности   разных   социальных   институтов.
     4) Кадровый аспект предусматривает поэтапную  реализацию  системы
мер   по   просвещению,   подготовке   и  переподготовке  специалистов
различного уровня (представителей власти,  управленцев и  практических
работников   образования,   здравоохранения,   культуры)   в  вопросах
духовно-нравственного воспитания на традиционной православной  основе.
     5) Организационно-правовой   аспект   предполагает   выстраивание
системы духовно-нравственного воспитания на областном и  муниципальных
уровнях,  подготовку  и  реализацию  нормативных  правовых документов,
комплексных   муниципальных    программ    по    духовно-нравственному
воспитанию.
     6) Информационный  аспект  предполагает  активное   использование
элементов   духовно-нравственного   воспитания  в  средствах  массовой
информации,  преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов
негативного    плана;    целенаправленное   и   творческое   освещение
духовно-нравственных идей.
     7) Экономический  аспект  дает  возможность  изыскания средств на
реализацию комплексных  мер  по  духовно-нравственному  воспитанию  из
различных  источников,  включая  областной и местные бюджеты,  а также
иные источники финансирования.
     8) Управленческий     аспект.    Его    выделение    в    системе
духовно-нравственного воспитания позволяет включить в процесс  решения
проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и
обеспечить    новые    формы    организации     их     взаимодействия.
     Духовно-нравственное воспитание  должно  обладать высоким уровнем
комплексности,  охватывая своим воздействием все поколения, пронизывая
все стороны жизни:  социально-экономическую,  политическую,  правовую,
педагогическую.    Оно    является    неотъемлемой     частью     всей
жизнедеятельности    региона,   его   социальных   и   государственных
институтов.

     2.2. Основы   организации   работы    по    духовно-нравственному
воспитанию

     Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым,  системным,
постоянным и  одним  из  приоритетных  направлений  в  государственной
политике  региона  в  области  воспитательной  деятельности.
     Правовой основой духовно-нравственного воспитания на  современном
этапе  являются  Конституция Российской Федерации,  федеральные законы
Российской Федерации "Об  образовании",  "О  высшем  и  послевузовском
образовании", "О воинской обязанности и военной службе", от 16 февраля
2001  г.  N  122-ФЗ  "О  государственной   программе   "Патриотическое
воспитание  граждан  Российской Федерации на 2001 - 2005 годы",  от 26
сентября  1997  г.  N  125-ФЗ  "О  свободе   совести   и   религиозных
объединениях",  постановление  губернатора  Белгородской  области от 9
декабря 2004 г.  N 224 "О мерах  по  духовно-нравственному  воспитанию
детей   и  молодежи",  другие  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации  и  Белгородской  области  в  части,   касающейся   вопросов
духовно-нравственного  воспитания.
     Чтобы объединить усилия  органов  власти,  различных  ведомств  и
организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и
возрастные группы, семью, нужна единая региональная политика в области
духовно-нравственного  воспитания  населения  Белгородской  области  и
соответствующая      этой      политике      региональная      система
духовно-нравственного  воспитания  и просвещения населения,  способная
консолидировать и координировать эту  многоплановую  работу.
     Создание такой   системы  обязательно  предполагает  консолидацию
деятельности всех органов исполнительной  власти  области,  научных  и
образовательных учреждений,  общественных организаций и объединений.
     С этой   цель   в   Белгородской   области   в   соответствии   с
постановлением губернатора области от 9 декабря 2004 г. N 224 "О мерах
по духовно-нравственному  воспитанию  детей  и  молодежи"  организован
координационный    совет    по    духовно-нравственному    воспитанию,
распоряжением заместителя губернатора области - руководителя  аппарата
губернатора  области  от  5 августа 2005 г.  N 89 сформирована рабочая
группа  по  рассмотрению  вопросов  духовно-нравственного  воспитания.
     Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в
себя  соответствующие  государственные  и  муниципальные   учреждения,
общественные  организации,  нормативно-правовую и духовно-нравственную
базу  воспитательной,  образовательной  и  массовой   просветительской
деятельности,    а    также   комплекс   конкретных   мероприятий   по
духовно-нравственному  воспитанию  населения   Белгородской   области.
     Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает
все уровни  воспитательной  деятельности,  начиная  с  семьи,  учебных
заведений,  трудовых  и иных коллективов и заканчивая высшими органами
власти   региона.    Она    предполагает    организацию    мероприятий
духовно-нравственной    направленности    как    на   региональном   и
муниципальном уровнях,  в  отдельных  коллективах,  так  и  проведение
индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.
     Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает
семья.  Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи
и   предания   этого   общества.   В    семье    начинается    процесс
духовно-нравственного   воспитания   личности,  который  в  дальнейшем
продолжается  в   образовательно-воспитательных   трудовых,   воинских
коллективах,  культурно-просветительских  учреждениях,  в общественных
организациях.
     В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей
является массовая работа,  организуемая  и  проводимая  на  постоянной
основе государственными органами при активном участии средств массовой
информации,  представителей научных и творческих союзов,  ветеранских,
молодежных  и  других  общественных организаций,  Русской Православной
Церкви.
     Система духовно-нравственного  воспитания  не  может оставаться в
неизменном виде.  Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями
первоочередных  задач системы духовно-нравственного воспитания,  так и
изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и
других  сферах  Белгородской  области  и Российской Федерации в целом.
     Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного  воспитания
включает  в  себя  совершенствование  нормативной  базы  и определение
социально-правового статуса  духовно-нравственного  воспитания,  роли,
места,  задач,  функций органов власти, каждого ведомства, организаций
как  составляющих  элементов  единой   системы   духовно-нравственного
воспитания  с  учетом  их  специфики.  Нормативно-правовое обеспечение
включает:
     - подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы
духовно-нравственного воспитания населения  в  области;
     - заключение  соглашений  о сотрудничестве и разработке программы
совместных действий органов  исполнительной  власти  области,  органов
управления  образованием,  здравоохранения,  культуры и Белгородской и
Старооскольской епархии;
     - проведение    социологических    исследований    по   проблемам
духовно-нравственной жизни населения области;
     - создание  группы  по  экспертизе  воспитательно-образовательных
программ   и   методических   материалов   по    духовно-нравственному
воспитанию;
     - анализ и обобщение  опыта  духовно-нравственного  воспитания  в
области;
     - создание исследовательских лабораторий по проблемам духовного и
нравственного воспитания в области;
     - разработку и  внедрение  учебных  и  просветительских  программ
формирования   у  детей,  молодежи  и  населения  в  целом  устойчивых
стереотипов здорового образа жизни.
     Возможно создание   попечительского   совета   программы  "Основы
духовно-нравственного  воспитания  населения  Белгородской   области",
благотворительного   фонда  "За  духовное  и  нравственное  здоровье".
     Программное и       организационно-методическое       обеспечение
предполагает    фундаментальную   разработку   комплекса   учебных   и
специальных   программ,   методик   по   организации   и    проведению
духовно-нравственного  воспитания,  использование  всего  многообразия
педагогических форм и средств  с  учетом  особенностей  той  или  иной
категории  населения;  развитие  и  совершенствование  форм  и методов
воспитания,  осуществляемого управлениями и  ведомствами,  институтами
воспитания   и   общественными  организациями;  обобщение  результатов
учебно-методических  разработок,  информирование  о  новациях  в  этой
области  представителей  системы  образования,  организаторов массовой
духовно-нравственной  работы;   регулярное   издание   соответствующей
литературы,  освещающей  эту  сферу  деятельности  с учетом передового
отечественного  и  зарубежного   педагогического   опыта;   проведение
экспертизы  гуманитарных  и воспитательных программ.  Предполагает:
     - соотнесение содержания областной комплексной программы  "Основы
духовно-нравственного  воспитания  населения  Белгородской  области" с
содержанием социально-педагогических, оздоровительных и т.п. программ,
действующих   в  области;
     - формирование    комплекса     предложений     по     интеграции
духовно-нравственного  компонента  в  действующие  на  уровне  области
гуманитарные программы  и  реализация  этих  предложений;
     - создание  базовых  экспериментальных  площадок  в медицинских и
педагогических учреждениях области,  а также  родительских  лекториев,
"маминых   школ",   "семейных  гостиных";
     - подготовка,  создание  и  распространение   книг   и   печатных
материалов  в  серии  "Семейное  духовно-нравственное  воспитание";
     - формирование  библиотек   для   родителей   в   образовательных
учреждениях,  при  семейных клубах,  объединениях,  воскресных школах,
распространение  лучшего  опыта  семейного  воспитания   в   областных
средствах массовой информации;
     - создание православно-ориентированных родительских  общественных
объединений,  семейных клубов;  организация церковных воскресных школ.
     Информационно-просветительское и       культурно-просветительское
обеспечение    духовно-нравственного    воспитания    -    утверждение
духовно-нравственных  ценностей  в  качестве  важнейших  ценностей   в
сознании и чувствах жителей области;  активное использование элементов
духовно-нравственного  воспитания  в  средствах  массовой  информации,
преодоление  при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного
плана;  противодействие  всем  попыткам   дискредитации,   девальвации
духовно-нравственных   ценностей   в  средствах  массовой  информации,
литературе и искусстве;  целенаправленное и  творческое  использование
позитивных   возможностей   духовно-нравственных   идей   в   процессе
осуществления  воспитательной  деятельности   со   всеми   категориями
подрастающего   поколения   при   активном   участии   соответствующих
социальных   и   государственных   институтов,   особенно   управлений
образования  и науки,  культуры,  по делам молодежи,  здравоохранения,
социальной защиты населения,  физической культуры  и  спорта  области,
Белгородской и Старооскольской епархии.  Предполагается:
     - разработка   подпрограмм    и    рекомендаций    по    усилению
патриотической   и  духовно-нравственной  направленности  для  местных
средств  массовой  информации;
     - организация      постоянно      действующих      рубрик      по
духовно-нравственному воспитанию и просвещению  в  средствах  массовой
информации;
     - организация и проведение Дней православной культуры в  области;
     - организация   работы   православного  лектория  в  рамках  Дней
православной культуры;
     - проведение  общественных чтений по основам социальной концепции
Русской  Православной  Церкви;
     - проведение  уроков  милосердия  в учреждениях общего,  среднего
специального,  высшего  и  дополнительного  образования;
     - создание видеофильма о духовном возрождении области;
     - создание православных отделов в библиотеках области;
     - создание   телевизионных   и  радиовещательных  образовательных
программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения;
     - создание  в  областной  газете специальных тематических рубрик,
воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения;
     - разработка  мероприятий и организация работы по противодействию
распространения  в  среде  детей,  подростков  и   молодежи   курения,
алкоголизма, наркомании, половой распущенности.
     Научно-теоретическое и научно-методическое  обеспечение  означает
организацию  исследований  в  сфере духовно-нравственного воспитания и
использование их результатов в практической  деятельности;  разработку
методических   рекомендаций   по  проблемам  формирования  и  развития
духовно-нравственной       личности;       обогащение       содержания
духовно-нравственного   воспитания   посредством   включения   в  него
культурно-исторического,  этического и других  компонентов  на  основе
важнейших  достижений  в области социально-гуманитарных наук;  научное
обоснование  путей  приобщения   населения,   особенно   подрастающего
поколения,  к  духовно-нравственным ценностям,  их духовного освоения.
Это предполагает:
     - формирование  научных  коллективов  по  экспертизе  и доработке
программ   по   духовно-нравственному    воспитанию    в    дошкольных
образовательных учреждениях,  общеобразовательных школах,  учреждениях
дополнительного  образования,  средних   специальных   образовательных
учреждениях,  вузах;
     - отбор и оценка степени применимости на уровне области имеющихся
программ    по   духовно-нравственному   воспитанию   для   дошкольных
учреждений,  общеобразовательных   школ,   дополнительного,   среднего
специального  и  высшего  образования;
     - создание экспериментальных  площадок  для  апробирования  новых
форм    и    методов    педагогической    деятельности   по   вопросам
духовно-нравственного воспитания;
     - организация    работы   по   интеграции   духовно-нравственного
компонента  в  содержание  образовательных   программ   по   различным
методикам   и  учебным  дисциплинам;
     - создание научно-методических рекомендаций и проектов  наглядных
пособий  по  духовно-нравственному  воспитанию  для  различных уровней
системы    образования;
     - проведение  серии установочных научно-практических семинаров по
духовно-нравственному  воспитанию  для  руководителей  образовательных
учреждений,   текущих   консультаций,   заседаний  научно-методических
объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
для   специалистов   разных   уровней;
     - курирование  работы  по  духовно-нравственному   воспитанию   и
преподаванию   в   дошкольных   образовательных  учреждениях,  школах,
учреждениях дополнительного  образования;
     - проведение   региональной  научно-практической  конференции  по
духовно-нравственному воспитанию в  системе  среднего  специального  и
высшего  образования;
     - разработка положений и проведение конкурсов  ученических  работ
школьников,  научных  работ  студентов  и  молодых  ученых  региона по
духовно-нравственной тематике;
     - разработка    программ    и    методических   рекомендаций   по
туристско-экскурсионной  краеведческой  работе  с  учетом   возрастных
особенностей   восприятия  учащимися  материала  духовно-нравственного
содержания;
     - организация и проведение областных конкурсов и олимпиад "Знаешь
ли ты родной край?";
     - разработка   подпрограммы   проведения   молодежных   досуговых
мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества,
поездки,     экскурсии);
     - создание областной молодежной паломническо-труднической службы;
     - разработка     и    апробирование    контрольно-диагностических
материалов по определению  уровня  духовно-нравственной  воспитанности
выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной
школы,  учреждений  системы   дополнительного   образования   и   т.д.
     Обеспечение взаимодействия  муниципальных образований,  различных
ведомств в системе  духовно-нравственного  воспитания  предусматривает
повышение эффективности этой системы,  ее функциональных возможностей,
разработку модели  реализации  основных  направлений  деятельности  по
духовно-нравственному   воспитанию   населения  Белгородской  области.
     Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы
мер   по   просвещению,   подготовке   и  переподготовке  специалистов
различного уровня (представителей власти;  управленцев и  практических
работников образования,  здравоохранения,  культуры и т.д.) в вопросах
духовно-нравственного  воспитания,  способных  эффективно,  на  уровне
современных  требований решать задачи духовно-нравственного воспитания
населения  Белгородской  области,  что  предполагает:
     - проведение   конференций,   "круглых   столов",   семинаров  по
педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного  воспитания  и
просвещения    населения    Белгородской    области;
     - поддержка   постоянно-действующих   учебных    курсов-семинаров
"Духовно-нравственное  воспитание  и  преподавание  учебного  предмета
"Православная культура";
     - разработка  и  внедрение  содержательных и методических учебных
курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для  студентов
средних  специальных  и  высших образовательных учреждений области;
     - внедрение учебного курса "Православная педагогика"  в  сузах  и
вузах;
     - проведение  ежегодного  "круглого  стола"  на  тему:  "Основные
современные  проблемы духовно-нравственного воспитания" с привлечением
известных ученых,  деятелей искусства,  представителей духовенства;
     - проведение      курсов      повышения      квалификации      по
духовно-нравственной  тематике  для  различных   категорий   педагогов
области;
     - организация   в   области   работы    постоянно    действующего
методического   семинара   по   духовно-нравственному   воспитанию;
     - проведение регулярных встреч педагогов области с  духовенством;
     - организация    паломнических    поездок   по   святым   местам.
     Финансово-экономическое обеспечение         духовно-нравственного
воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований
из  бюджетных   и   внебюджетных   средств   в   реализации   программ
духовно-нравственного  воспитания  населения области,  разработанных в
области,  муниципальных  образованиях  и  общественных   объединениях;
привлечение  производственных и предпринимательских структур к решению
проблем повышения эффективности  духовно-нравственного  воспитания;  -
финансирование  мероприятий  региональной  программы  в соответствии с
ведомственной классификацией  расходов  областного  бюджета.  Создание
этих   условий   будет   способствовать  совершенствованию  управления
системой духовно-нравственного воспитания.

     2.3. Управление системой духовно-нравственного воспитания

     Содержание управления системой духовно-нравственного воспитания и
просвещения включает анализ,  оценку,  прогнозирование и моделирование
состояния процесса духовно-нравственного воспитания в области с учетом
тенденций  общественного развития;  определение и постановку текущих и
перспективных задач воспитательной деятельности;  научно  обоснованное
планирование   духовно-нравственного   воспитания;  подбор,  обучение,
расстановку   кадров;    мониторинг    состояния    и    действенности
воспитательной   работы   и   систематическое  информирование  органов
исполнительной   власти   области   о   ходе   реализации    мер    по
духовно-нравственному воспитанию;  своевременную корректировку системы
воспитательных воздействий;  научную организацию труда воспитателей  и
обеспечение  субъектов духовно-нравственного воспитания прогрессивными
методами и технологиями воспитательной  работы  со  всеми  категориями
граждан.
     Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную
составляющую:   нормативные   правовые   акты   и  документы;  учебные
программы;  сложившиеся нормы  и  правила,  существующие  в  обществе,
коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы -
потребности и интересы;  духовные ценности и некоторые другие.
     Органы исполнительной   власти   Белгородской   области,   органы
местного самоуправления,  координационный совет  Белгородской  области
осуществляют    управление    системой    и    руководство   процессом
духовно-нравственного воспитания населения области, действуют в рамках
своих   полномочий  и  объединяют  свои  усилия  в  целях  обеспечения
эффективного его функционирования:  обеспечивают выполнение  положений
Концепции,    областной    программы   "Основы   духовно-нравственного
воспитания  населения  Белгородской  области";  вносят  предложения  о
совершенствовании    системы    духовно-нравственного   воспитания   и
осуществляют   их   реализацию;   совместно   с   органами    местного
самоуправления   проводят   мероприятия  по  привлечению  общественных
объединений,   благочинии   Белгородско-Старооскольской   епархии    и
организаций   к   решению   задач   духовно-нравственного  воспитания;
обеспечивают  финансирование  мероприятий  областной  программы.   Для
управления системой духовно-нравственного воспитания, реализации общей
стратегии  в  этой  сфере  деятельности,  объединения  усилий  органов
исполнительной    власти,   общественных   организаций   и   движений,
Белгородской  и  Старооскольской  епархии   в   каждом   муниципальном
образовании  создаются  межведомственные  координационные  советы.  Их
состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами.

     2.4. Оценка результативности духовно-нравственного воспитания

     Оценка результативности     духовно-нравственного      воспитания
осуществляется  на основе использования системы объективных критериев,
которая включает целенаправленность  воспитательного  процесса  и  его
системный  характер;  научную  обоснованность  методов и использование
современных  технологий  воспитательного  воздействия;  широту  охвата
объектов  воспитания.
     Основным критерием  результативности  является  уровень  духовной
культуры как отдельной личности,  так и населения Белгородской области
в  целом,  проявляющийся  в  мировоззрении,  установках  и  ценностях,
общественно    значимом    поведении   и   деятельности.   Результатом
функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать
духовный  и культурный подъем,  снижение остроты духовно-нравственного
кризиса  в  регионе,  активизация  духовного  и  культурного  сознания
населения,   повышение   уровня  нравственной  воспитанности  детей  и
подростков.
     Основным инструментом  реализации  Концепции  является выполнение
областной программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения
Белгородской   области",   разработка  и  реализация  ведомственных  и
муниципальных программ духовно-нравственного воспитания  населения  на
последующие    периоды.
     Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в
Концепции,    являются    основой    для   решения   важнейших   задач
духовно-нравственного  воспитания,  повышения   активности   населения
Белгородской   области  к  выполнению  социально  значимых  функций  в
различных  сферах  жизни  общества.
     В совершенствовании  и  развитии Концепции предполагается участие
всех органов государственной власти области, общественных объединений,
научных  союзов  и  организаций  на  основе  их собственных инициатив.
Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться  в
соответствии  с  законодательством Российской Федерации и Белгородской
области.
     Концепция призвана   способствовать   восстановлению   духовного,
нравственного и   интеллектуального   потенциала   носителя    русской
культуры - русского народа, каждого жителя Белгородской области.
     Данная Концепция подготовлена творческой группой под руководством
заместителя   начальника   управления   образования  и  науки  области
Калашниковой   С.Н.,   доктора   педагогических    наук,    профессора
Белгородского государственного университета Игнатовой И.Б.,  обсуждена
на    заседании    рабочей    группы    по    рассмотрению    вопросов
духовно-нравственного      воспитания     молодежи,     сформированной
распоряжением   заместителя   губернатора   Белгородской   области   -
руководителя  аппарата  губернатора  области  от  5  августа  N  89  и
рекомендована для рассмотрения правительства Белгородской области.

Информация по документу
Читайте также