Расширенный поиск
Постановление Правительства Белгородской области от 09.06.2006 № 130-ппП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 9 июня 2006 г. N 130-пп О концепции программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области" В целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, правительство Белгородской области постановляет: 1. Утвердить концепцию программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области" (прилагается). 2. Заместителю губернатора области - руководителю аппарата губернатора области О.Н. Полухину сформировать рабочую группу по разработке областной программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области" и в срок до 20 августа 2006 года представить проект программы для рассмотрения правительства области. 3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой. Об исполнении постановления информировать к 1 ноября 2006 года. Губернатор Белгородской области Е.Савченко Утверждена постановлением правительства области от 9 июня 2006 г. N 130-пп КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" Введение В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха - эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Представляя ежегодное Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В.В.Путин подчеркивает, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъема. Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Ее новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой четко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней. Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека. Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определенной культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе ее составляющих констант: государственной, религиозной, этнической. В Концепции сформулированы теоретические основы духовно-нравственного воспитания, его цель, задачи, определены закономерности и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций в духовно-нравственном воспитании в современных условиях, представлена система программных мероприятий. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г. N 224 "О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи". Основной целью Концепции является определение направления деятельности органов государственной власти в духовно-нравственном воспитании населения Белгородской области. Глава I. Теоретические основы духовно- нравственного воспитания 1.1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путем освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности. Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания населения необходима единая трактовка понятий "духовность", "нравственность", "культура". Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук. Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры. Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в ее становлении и развитии имело и имеет православие (при всем уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - все равно остается культурным наследником тысячелетней православной традиции. Понятием "духовность" обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И.Даль). Если более развернуто, духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой). Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни. Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине. Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери - дочерей, отцы - сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса "жития русского человека", в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества. В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания населения области становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах: - нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), - культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), - этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа). И поэтому духовно-нравственное воспитание населения области предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти области и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций края. 1.2. Цели и задачи, принципы духовно-нравственного воспитания Сущность духовно-нравственного воспитания позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи в условиях конкретного региона - Белгородской области. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины. Идея возрождения национальных (в первую очередь - православных) духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоев населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодежи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины. Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач. Стратегические задачи: - служение своему Отечеству и народу; - возрождение и формирование у населения православных ценностей; - формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям белгородского края; - усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории; - усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса; - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; - гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим; - утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни; - формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку. Тактические задачи: - активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов; - усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия; - достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков; - сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности; - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений; - изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России; - изучение, охрана и восстановление культурного наследия Белгородчины; приумножение культурных богатств края; - утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства. Принципами духовно-нравственного воспитания являются: - принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию населения Белгородской области; - принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности, занимая центральное место в системе детерминации ее поведения. Они определяют направленность и характер мировоззрения личности. Новый принцип, делающий человека человеком, не сводит к естественной эволюции жизни, а включает в себя и понятие разума, и мышления в идеях, и созерцание, и такие эмоциональные волевые акты, как доброту, любовь, раскаяние; - принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в духовно-нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом; - принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы области. В процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип предполагает деятельное отношение человека ко всему, что происходит в стране; способность каждого гражданина проводить социально-значимые преобразования материальной и духовной сферы на различных уровнях: федеральном, региональном, местном при условии освоения накопленного исторического опыта как всего человечества, так и российского народа, отдельной нации или народности. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении; - принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности. Сформулированный принцип особенно актуален для современной истории России, когда активизировал свою деятельность воинствующий антиисторизм, главной целью которого является искажение истории страны и народа в интересах определенных социальных групп. Отсюда возникает острая необходимость в объективном изучении и интерпретации реальной истории во всем ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов и на их основе мысленное воссоздание исторического процесса, объективных закономерностей и логики его протекания. Соблюдение этого принципа будет способствовать становлению исторического самосознания населения, которое, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной личности, способной усваивать знания истории, осмысливать исторический опыт, его уроки, осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего; осознавать историческую ответственность за свою деятельность; - краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, области, края и т.д.). Особое значение краеведческого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.); - принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п. Несомненно, что российский народ сумел сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности, продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства; подготовка квалифицированных кадров для отраслей хозяйства своей местности; использования различных форм хозяйствования и другие). Очевидно, что процесс реформирования повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России; - лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа. Язык нации - это литературный язык нации, народности, сложившийся на широкой общенародной основе, в устно-разговорной и письменной формах с постепенно вырабатывающимися нормами. Язык нации является одним из обязательных признаков какой-либо нации или народности, средством их общения или развития. Перемены в стране негативно отразились и на состоянии русского языка. Ненормативное использование русского языка наблюдается почти повсеместно: в рекламе, в сфере торговли, в официальной речи и т.п. В связи с этим сегодня возникла настоятельная необходимость в очищении русского языка от всего чуждого ему, в защите от разрушения, растворения в других межнациональных языках; - принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья. Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств в области. Глава II. Процессуально-технологические основы духовно-нравственного воспитания Сегодня перед структурами, заинтересованными в возрождении отечественной культурной и духовно-нравственной традиции, в основе которой лежат православные ценности, стоят следующие задачи: - координация деятельности различных социальных институтов, государственных и общественных подразделений; - концентрация ресурсов, выделяемых для духовно-нравственного оздоровления общества; - обеспечение более эффективного использования этих ресурсов; - интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в социальные, оздоровительные и педагогические программы. Решение обозначенных задач возможно на основе системного подхода к организации и управлению работой по духовно-нравственному оздоровлению и профилактике общества. В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию включает ряд приоритетных аспектов, связанных единой целью, общими формами организации и управления, определяющих системный подход. 2.1. Основные аспекты системы духовно-нравственного воспитания Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности духовно-нравственное воспитание включает ряд приоритетных аспектов, связанных единой целью, общими формами организации и управления, определяющих системность подхода. 1) Содержательный аспект системного подхода предполагает разработку методологии подробного описания всех элементов и форм бытования православной культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования. 2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению для разных возрастных групп населения области. 3) Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций. Институциональный уровень духовно-нравственного воспитания предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. 4) Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. 5) Организационно-правовой аспект предполагает выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на областном и муниципальных уровнях, подготовку и реализацию нормативных правовых документов, комплексных муниципальных программ по духовно-нравственному воспитанию. 6) Информационный аспект предполагает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идей. 7) Экономический аспект дает возможность изыскания средств на реализацию комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию из различных источников, включая областной и местные бюджеты, а также иные источники финансирования. 8) Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-нравственного воспитания позволяет включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия. Духовно-нравственное воспитание должно обладать высоким уровнем комплексности, охватывая своим воздействием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, правовую, педагогическую. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности региона, его социальных и государственных институтов. 2.2. Основы организации работы по духовно-нравственному воспитанию Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике региона в области воспитательной деятельности. Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О воинской обязанности и военной службе", от 16 февраля 2001 г. N 122-ФЗ "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", постановление губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 г. N 224 "О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Белгородской области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания. Чтобы объединить усилия органов власти, различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью, нужна единая региональная политика в области духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области и соответствующая этой политике региональная система духовно-нравственного воспитания и просвещения населения, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти области, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений. С этой цель в Белгородской области в соответствии с постановлением губернатора области от 9 декабря 2004 г. N 224 "О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи" организован координационный совет по духовно-нравственному воспитанию, распоряжением заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области от 5 августа 2005 г. N 89 сформирована рабочая группа по рассмотрению вопросов духовно-нравственного воспитания. Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Белгородской области. Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью. Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях. В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви. Система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Белгородской области и Российской Федерации в целом. Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики. Нормативно-правовое обеспечение включает: - подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания населения в области; - заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий органов исполнительной власти области, органов управления образованием, здравоохранения, культуры и Белгородской и Старооскольской епархии; - проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения области; - создание группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию; - анализ и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в области; - создание исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания в области; - разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Возможно создание попечительского совета программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области", благотворительного фонда "За духовное и нравственное здоровье". Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ. Предполагает: - соотнесение содержания областной комплексной программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области" с содержанием социально-педагогических, оздоровительных и т.п. программ, действующих в области; - формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на уровне области гуманитарные программы и реализация этих предложений; - создание базовых экспериментальных площадок в медицинских и педагогических учреждениях области, а также родительских лекториев, "маминых школ", "семейных гостиных"; - подготовка, создание и распространение книг и печатных материалов в серии "Семейное духовно-нравственное воспитание"; - формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в областных средствах массовой информации; - создание православно-ориентированных родительских общественных объединений, семейных клубов; организация церковных воскресных школ. Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного воспитания - утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах жителей области; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования и науки, культуры, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта области, Белгородской и Старооскольской епархии. Предполагается: - разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации; - организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации; - организация и проведение Дней православной культуры в области; - организация работы православного лектория в рамках Дней православной культуры; - проведение общественных чтений по основам социальной концепции Русской Православной Церкви; - проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования; - создание видеофильма о духовном возрождении области; - создание православных отделов в библиотеках области; - создание телевизионных и радиовещательных образовательных программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения; - создание в областной газете специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения; - разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности. Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение означает организацию исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обогащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, этического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастающего поколения, к духовно-нравственным ценностям, их духовного освоения. Это предполагает: - формирование научных коллективов по экспертизе и доработке программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, средних специальных образовательных учреждениях, вузах; - отбор и оценка степени применимости на уровне области имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дополнительного, среднего специального и высшего образования; - создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания; - организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам; - создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию для различных уровней системы образования; - проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для специалистов разных уровней; - курирование работы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования; - проведение региональной научно-практической конференции по духовно-нравственному воспитанию в системе среднего специального и высшего образования; - разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых региона по духовно-нравственной тематике; - разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала духовно-нравственного содержания; - организация и проведение областных конкурсов и олимпиад "Знаешь ли ты родной край?"; - разработка подпрограммы проведения молодежных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества, поездки, экскурсии); - создание областной молодежной паломническо-труднической службы; - разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной школы, учреждений системы дополнительного образования и т.д. Обеспечение взаимодействия муниципальных образований, различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения Белгородской области. Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области, что предполагает: - проведение конференций, "круглых столов", семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения населения Белгородской области; - поддержка постоянно-действующих учебных курсов-семинаров "Духовно-нравственное воспитание и преподавание учебного предмета "Православная культура"; - разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов средних специальных и высших образовательных учреждений области; - внедрение учебного курса "Православная педагогика" в сузах и вузах; - проведение ежегодного "круглого стола" на тему: "Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания" с привлечением известных ученых, деятелей искусства, представителей духовенства; - проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов области; - организация в области работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию; - проведение регулярных встреч педагогов области с духовенством; - организация паломнических поездок по святым местам. Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ духовно-нравственного воспитания населения области, разработанных в области, муниципальных образованиях и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания; - финансирование мероприятий региональной программы в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета. Создание этих условий будет способствовать совершенствованию управления системой духовно-нравственного воспитания. 2.3. Управление системой духовно-нравственного воспитания Содержание управления системой духовно-нравственного воспитания и просвещения включает анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса духовно-нравственного воспитания в области с учетом тенденций общественного развития; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование духовно-нравственного воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование органов исполнительной власти области о ходе реализации мер по духовно-нравственному воспитанию; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов духовно-нравственного воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан. Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы; учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие. Органы исполнительной власти Белгородской области, органы местного самоуправления, координационный совет Белгородской области осуществляют управление системой и руководство процессом духовно-нравственного воспитания населения области, действуют в рамках своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования: обеспечивают выполнение положений Концепции, областной программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области"; вносят предложения о совершенствовании системы духовно-нравственного воспитания и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных объединений, благочинии Белгородско-Старооскольской епархии и организаций к решению задач духовно-нравственного воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий областной программы. Для управления системой духовно-нравственного воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий органов исполнительной власти, общественных организаций и движений, Белгородской и Старооскольской епархии в каждом муниципальном образовании создаются межведомственные координационные советы. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами. 2.4. Оценка результативности духовно-нравственного воспитания Оценка результативности духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения Белгородской области в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, активизация духовного и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков. Основным инструментом реализации Концепции является выполнение областной программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области", разработка и реализация ведомственных и муниципальных программ духовно-нравственного воспитания населения на последующие периоды. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач духовно-нравственного воспитания, повышения активности населения Белгородской области к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества. В совершенствовании и развитии Концепции предполагается участие всех органов государственной власти области, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа, каждого жителя Белгородской области. Данная Концепция подготовлена творческой группой под руководством заместителя начальника управления образования и науки области Калашниковой С.Н., доктора педагогических наук, профессора Белгородского государственного университета Игнатовой И.Б., обсуждена на заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи, сформированной распоряжением заместителя губернатора Белгородской области - руководителя аппарата губернатора области от 5 августа N 89 и рекомендована для рассмотрения правительства Белгородской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|