Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 16.07.1998 № 324

                                       Утратил силу - Постановление
                                        Законодательного собрания
                                           Челябинской области
                                         от 22.12.2005 г. N 1985

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 16.07.98   N 324
     г.Челябинск

     Об   областной   программе
     "Интегрированная профилак-
     тика хронических неинфекци-
     онных заболеваний и укрепле-
     ние здоровья на 1998-2003 годы"

     Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Утвердить областную   программу   "Интегрированная   профилактика
хронических   неинфекционных  заболеваний  и  укрепление  здоровья  на
1998-2003 годы".

Председатель
Законодательного собрания                                  В.Ф.Давыдов


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

                   ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА


       ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЬК
                  ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
                          НА 1998-2003 РОДЫ

                     ПОЛИТИКА И СОЮЗ ИМЯ ЗДОРОВЬЯ

                           Челябинск, 1998



                     ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование программы  : Челябинская областная программа
                          "ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА    ХРОНИЧЕСКИХ
                          НЕИНФЕКЦИОННЬК   ЗАБОЛЕВАНИЙ   И  УКРЕПЛЕНИЕ
                          ЗДОРОВЬЯ".
Дата принятия решения
о разработке программы.
Дата ее утверждения
(наименование и номер
нормативного акта)      : 1998 год

Государственный заказчик: Главное управление здравоохранения
                          администрации Челябинской области

Основные разработчики     Главный кардиолог,  доктор медицинских наук,
программы :               профессор Э.Г.Волкова      -     Челябинское
                          региональное отделение  Российской  Академии
                          Естесственных наук

Цели и задачи программы : Снизить преждевременную    смертность     от
                          хронических неинфекционных       заболеваний
                          (преимущественно за счет сердечно-сосудистых
                          заболеваний) на   10-15%   путем   внедрения
                          современных международных         технологий
                          профилактики.

Сроки и этапы реализации
программы :               1998-2003 годы

Перечень основных         Мониторинг факторов     риска.     Программы
мероприятий :             вмешательства  на  уровне   всей   популяции
                          Челябинской области,  группы высокого риска,
                          вторичной    и    третичной    профилактики.
                          Образование врачей,  населения.  Обеспечение
                          медикаментами, оборудованием.

Исполнители основных      Областной кардиологический диспансер,
мероприятий :             Областной госпиталь инвалидов ВОВ.
                          Больница скорой медицинской помощи.
                          Челябинское региональнеое отделение РАЕН.

Объемы и источники фи-    Областной бюджет  Бюджет территорий    ОФОМС
нансирования :                          тыс. руб.
               1998 год         100             90                 -
               1999 год         300             220               1500
               2000 год         300             300               1500
               2001 год         300             300               1300
               2002 год         300             300               1300
               2003 год         300             300               1300

Ожидаемые конечные        Снижение смертности, улучшение качества
результаты :              жизни.

Первый заместитель начальника ГУЗО                        С.И.МАТВЕЕВА



                               ВВЕДЕНИЕ

         АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
           ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

     Сегодня в условиях уменьшения  уровня  рождаемости  н  сохранения
достаточно высоким   уровня   смертности  проблема  здоровья  невольно
выходит на передний план среди других  вопросов,  определяющих  судьбу
России в 21 веке.  Как бы не пошла экономическая реформа,  какие бы не
были  поставлены  содержательные   цели   перед   различными   сферами
деятельности,   совершенно   понятно,  подъем  уровня  здоровья  нации
является самостоятельной,  очень важной задачей. Если эта задача будет
проигнорирована,  любые  правильно  намеченные  шаги  реформ  в России
столкнутся с естественным ограничением при попытках их осуществления -
вымиранием населения, включающим психическую и физическую деградацию.
     Здоровье является  весьма  своеобразным  предметом.  Для  анализа
здоровья  населения  и при разработке мер по его укреплению необходимо
каждый раз исходить из региональных условии жизни населения.  Здоровье
невозможно  централизованно навязать сверху.  Поэтому,  на наш взгляд,
федеральная концепция укрепления здоровья в России может быть  создана
лишь  после и на основе построения региональных концепций.  Здоровье в
отличие  от  общей  статистики  заболевании  -  является  региональной
"материей".
     Решение этой задачи наталкивается на  две  основных  кардинальных
трудности:
     1) на низкий уровень подготовки  профессиональных  работников  по
вопросам  профилактической медицины,  занимающихся вопросами здоровья,
их сохраняющаяся по преимуществу ориентация на лечение болезней.
     2) а также на отсутствие самосознания и понимания населением всей
важности  правильного  отношения  к  данному  запросу.   Здоровье   на
протяжение   очень   большого  периода  жизни  в  России  не  являлось
общественной ценностью, ценностью общества.
     Здравоохранение ранее   было   ориентировано  преимущественно  на
лечение болезней.  Здоровье в отличие от болезнен является результатом
взаимосвязи  всего  множества подсистем общественной жизни,  в которые
включен челочек.
     Анализируя основные  схемы,  заложенные  в  принципы  организации
практики   укрепления   здоровья   и    профилактики    неинфекционных
заболевании,  мы  бы  особо выделили одну,  лежащую и основе переливши
иш.иа и иин области:
     * во-первых,  индивида или группу лиц, имеющих тот или другой тип
заболеваний  или  фиксируемую  предрасположенность   к   определенному
заболеванию
     * во-вторых,  сложившиеся вредные поведенческие  привычки,  формы
поведения, способствующие    возникновению    тяжелых   неинфекционных
заболевании
     * в-третьих,   состояние  среды,  включающей  социо-культурную  и
природную составляющие
     * в-четвертых,      уровень     профессиональной     оснащенности
представителей профилактической  медицины  и  специалистов  в  области
укрепления  здоровья,  характеризующийся  типом  технологии  и средств
профессиональной мыследеятельности.
     Всякая региональная   концепция   характеризуется  прежде  всего,
спецификой состояния среды в данном регионе:
     * культурно-историческими    и   этнографическими   особенностями
населения проживающего в данном регионе
     * состоянием природной среды.
     Но в области укрепления здоровья состояние природной среды  имеет
вторичное  значение,  поскольку  оно опосредовано уровнем и состоянием
общественного сознания,  вплетено в  систему  общественного  сознания,
проявляется   через  это  сознание  и  через  его  организацию.   Так,
например,   отсутствие    организаций    самодеятельного    населения,
несформированность   гражданского  общества  проявляется  в  том,  что
контроль за качеством продуктов питания и состоянием окружающей  среды
осуществляют органы государства, а не самодеятельные общности и общины
населения, проживающего на данной территории.
     Одним из условий наращивания потенциала здоровья в нашем обществе
является  выход   сферы   здравоохранения   и   здравоформирования   в
управленческую позицию по отношению к обществу в целом и осуществление
организационно-технологического   подхода   по   отношению   ко   всем
подсистемам  нашей  общественной жизни.  Содержанием этого воздействия
является введение и выделение живых  образцов  нормальной  и  здоровой
жизнедеятельности,  а  также  культивирование  этих  образцов.  Данные
образцы должны выполнять не ограничительно запретительную,  но, прежде
всего ориентационно-поведенческую функцию.
     Необходимо, на наш взгляд, различать два типа характеристик. Один
из  них является общим и для Челябинска и для практически всей России.
Вместе  с   тем   выделять   подобные   арегиональные   характеристики
необходимо.    Наличие    данных    характеристик    определяет    тип
социотехнического действия на общественное сознание, намечаемое данной
стратегической программой.  И то,  что есть ряд параметров, по которым
Челябинск и Челябинская область  оказываются  ничем  не  отличающимися
регионами  от  других  территориальных  образовании  России  позволяет
выделять общероссийское федеральное  значение  создаваемой  программы.
Второй  тип  характеристик  является,  прежде  всего,  специфическим и
характеризует в большей степени именно Челябинский регион.
     Наличие указанных  характеристик  двух  типов  позволяет уточнить
понятие  региональности.  Региональными  в  стратегической   программе
являются  и  федеральные характеристики,  которые становятся предметом
действия в данном  регионе,  на  данной  территории.  Но  точно  также
региональными     выступают     характеристики,    которые    являются
специфическими для данного региона,  определяющие  уникальный  предмет
анализа   и   преломляющиеся  в  виде  приоритета  целей  или  в  виде
своеобразных особенностей предмета действия и т.п.
     Областной центр  Челябинского региона - Челябинск,  был основан в
1736 году.  Область разделена на 24 района, на ее территории находятся
24 города,  34 поселка городского типа. Население Челябинского региона
на  1  января  1996  года  составляло  3461200  человек.  В  структуре
населения области городские жители составляют 82,4%, сельские - 17,6%,
мужчины - 46,8%, женщины - 53,2%, дети -23,5%.
     Челябинская область  была  именно  тем  местом,  где  создавалась
атомная бомба "оружие возмездия"  и  велась  работа  с  радиоактивными
элементами. В  результате  аварий в 1949,  1957 и 1967 годах произошло
загрязнение среды,  превышающее по своим масштабам и последствиям  то,
что   произошло   после   Чернобыльской   аварии.  Все  три  аварийные
радиационные ситуации связаны с  несовершенством  технологии  хранения
радиоактивных веществ.
     Челябинская область  занимает   значительное   место   в   черной
металлургии, машиностроении  и  других отраслях промышленности России.
Подобно большинству регионов России население Челябинской области  без
особого  энтузиазма относится к мероприятиям профилактической медицины
и в целом доверие к  представителям  системы  профилактики  достаточно
низкое.  В  Челябинской  области,  как  и  в  других  регионах России,
практически    отсутствуют    общности,     позволяющие     объединить
представителей   разных  контингентов  населения,  заинтересованных  в
развитии здоровья  и  здоровых  форм  жизни.  Это  является  одним  из
мощнейших факторов,  влияющих на состояние здоровья населения. Поэтому
одной  из  важнейших  характеристик   Челябинской   области,   которая
совпадает  с  этой точки зрения с другими регионами России,  состоит в
отсутствии общностей и общественных систем, способных выступить в роли
субъектов,  отвечающих  за процесс оздоровления и наращивания здоровых
форм жизнедеятельности во всех регионах России.
     Именно поэтому очень важно в стратегической программе разработать
такие  направления  и  меры,  которые  бы   могли   продемонстрировать
успешность   и   эффективность   современных  подходов  к  организации
профилактической  медицины,  способствовать  формированию   общностей,
ставящих своей целью контроль за условиями окружающей среды,  питания,
равным  доступом  к  системе   медицинского   обслуживания   различных
контингентов.
     С точки  зрения  традиционных  показателей медицинской  статистки
складывается следующая картина.  В Челябинской области за последних 20
лет  наблюдается  тенденция  к  снижению   рождаемости   и   повышению
смертности.   Также   отмечается   снижение   естественного   прироста
населения. За 10 лет (с 1985 по 1995 гг.) произошло снижение удельного
веса трудоспособного населения с 63,2%  до 58,2%,  число лиц старше 60
лет увеличилось с 12,4% до 14,9%.
     Уровень показателей   смертности  населения  Челябинской  области
стабильно  высокий.  50%  и  более  в   структуре   общей   смертности
обусловлено сердечно-сосудистыми     заболеваниями,    второе    место
удерживает группа причин.  Объединенная  под  названием  -  несчастные
случаи, третье место занимают онкологические заболевания, доля которых
не превышает 20%.  За 10 лет смертность от острого инфаркта миокарда и
цереброваскулярных  нарушений,  как  среди мужчин,  так и среди женщин
возросла  в  1,4-1,8  раза.   Среди   смертности   от   онкологических
заболеваний  у мужчин 35-40%  смертей обусловлено раком бронхолегочной
системы,  25-30% - раком желудочно-кишечного тракта. У женщин основная
причина   смерти   среди   злокачественных   новообразований   -   рак
желудочно-кишечного тракта (35%),  на  втором  месте  -  рак  молочной
железы,  доля которого в 1990 г.  по сравнению с 1980 г. увеличилась с
3,5% до 11%.
     Имеющиеся данные   о  смертности  населения  Челябинской  области
свидетельствуют, что проблема сердечно-сосудистых заболеваний является
определяющей  для  данного  региона,  обуславливая  50%  и  более всей
смертности.   Следующей   по   важности   является    смертность    от
злокачесгвенпых   новообразований   и   травм.   Эти  основные  группы
заболевании являются причинами более 75% смертей населения Челябинска.
     Среди взрослого населения Челябинской области ведущую роль играют
заболевания   органов   дыхания:   острые   респираторные    инфекции,
хронический  бронхит,  бронхиальная  астма,  рак легкого и др.  Второе
место   занимают   болезни   системы   кровообращения.   За   10   лет
заболеваемость сердечно-сосудистыми    заболеваниями    по   различным
источникам выросла  в  1,5-2  раза,  при  этом  отмечается  неуклонное
ежегодное   повышение   показателя.   За   этот   же   период  времени
заболеваемость  гипертонической  болезнью  увеличилась  в  2,8   раза,
стенокардией  -  в  2,1  раза.  Третье  место  в структуре заболеваний
занимают  болезни  органов   пищеварения,   на   четвертом   месте   -
инфекционные  и  паразитарные  болезни,  на  пятом  -  злокачественные
новообразования.  При этом  следует  подчеркнуть,  что  заболеваемость
(болезненность)  по  обращаемости  и  несколько  раз ниже истинной,  и
структура  ее  не  соответствует  таковой,  выявленной  на   основании
массовых обследований населения.
     Уровень первичной   инвалидности   среди   рабочих   и   служащих
Челябинской  области  все  эти  годы  оставался стабильным.  Структура
первичной инвалидности в этот  период  времени  также  существенно  не
изменялась:  30%  инвалидности  было  обусловлено сердечно-сосудистыми
заболеваниями, 20% - онкологическими заболеваниями.
     Показатели первичной  инвалидности  среди рабочих на промышленных
предприятиях от болезней системы кровообращения составили 14,3  на  10
тысяч    рабочих   и   служащих   (1990   год),   от   злокачественных
новообразований - 10,2;  болезней  органов  дыхания  -  3,5;  болезней
органов пищеварения - 0,8 на 10 тысяч рабочих и служащих.
     На предприятиях, в учреждениях и организациях Челябинской области
трудится  свыше  880  тысяч  женщин,  из  них  около  400  тысяч  -  в
промышленнопроизводственной сфере.  Более 62 тыс.  женщин  работает  в
условиях  вредного воздействия производственных факторов,  в том числе
13 тыс.  - в условиях шума и вибрации, более 37 тыс. женщин трудятся в
ночных  сменах.  Наиболее  высокие  уровни  заболеваемости с временной
утратой    трудоспособности    отмечаются    в    сельскохозяйственном
производстве.  Нередко  женщины  заняты  тяжелым  физическим  трудом и
работают в условиях производственных вредностей.  На ряде  предприятий
не соблюдаются рекомендации по трудоустройству беременных женщин.
     В области   регистрируется   высокий   уровень   профессиональной
заболеваемости  рабочих  промышленных предприятий.  В сравнении с 1986
годом количество профессиональных поражений в 1990 году выросло в  2,3
раза.  Наиболее  высокая  профзаболеваемость регистрируется в городах:
Челябинске,  Магнитогорске,  Пласте,  Сатке,  Карабаше,  Копейске.   В
структуре  хронических  заболеваний  наибольший  удельный вес занимают
заболевания  пылевой  этиологии,  вибрационная  болезнь  и  кохлеарный
нефрит.
     По данным официальной статистики на экологически  неблагоприятных
территориях проживает более 400 тысяч детей.  При анализе материалов о
загрязнении  атмосферного   воздуха   в   Челябинске,   Магнитогорске,
Карабаше, Златоусте  и  на  других территориях достоверно установлено,
что одной из основных причин роста заболеваемости  детского  населения
области  является стабильное повышение в атмосфере нормативных уровней
концентрации веществ 1 и 2 класса опасности. В загрязненных городах на
фоне  повышенной частоты преждевременных родов отмечается значительное
повышение  частоты  осложнении  беременности,  родов  и  послеродового
периода (от 1,3 до 3 раз по сравнению с контрольными районами).
     Установлено, что среди детей,  проживающих в загрязненных городах
(Челябинск,   Магнитогорск,   Карабаш,   Златоуст,   Верхний   Уфалей)
распространенность заболеваний эндокринной системы,  болезней крови  и
кроветворных   органов,   болезней   органов  пищеварения,  врожденных
аномалий значительно выше,  чем среди сверстников г.Чербакуля (взятого
в  качестве  контрольной территории).  В структуре причин младенческой
смертности первое место занимают болезни  новорожденных  (45-50%),  на
втором месте врожденная патология - более 20%.
     Кроме промышленных   загрязнений   угрозу   состоянию    здоровья
населения  Челябинской  области представляют радиационные загрязнения,
являющиеся результатом трех аварийных  ситуации  в  1949,  1957,  1967
годах.
     При оценке  последствий  радиационных  аварий   было   обнаружено
учащение вегетососудистых дистоний,  увеличение обращаемости населения
по поводу гипертонической болезни,  увеличение числа больных лейкозами
и  показателя  общей смертности населения,  проживающего на зараженной
территории.
     По данным    эпидемиологических   исследований,   проведенных   в
Челябинской  области  в  последние  годы  распространенность  основных
факторов  риска  неинфекционных  заболевании (артериальной гипертонии,
курения,  ожирения)  высока.   Так   распространенность   артериальной
гипертонии составляет от 15% у неорганизованной популяции (городского)
населения до 40%  у организованной популяции  населения  (промышленные
предприятия).  Распространенность  привычки к курению достигает среди,
мужчин - 62%,  у женщин - 15%. В Челябинске женщин с избыточной массой
тела  столько же,  сколько мужчин 26%.  Повышенный уровень холестерина
имеют почти 50% населения.
     Приведенные выше   сведения   позволяют,  в  общем,  восстановить
обстановку,  которая сложилась  в  Челябинском  регионе  с  состоянием
здоровья населения.
     Ситуация состоит в том,  что  население  Челябинской  области  не
активно  относится  к  проблеме  собственного здоровья и не испытывает
доверия к  медицинскому  персоналу,  осуществляющему  профилактическую
работу.  Ранее  профилактические  мероприятия строились в традиционном
привычном  ключе,  когда  условием  участия  в  них,   например,   для
работников  промышленных  предприятий  является  приказ  начальника  и
возможные административные санкции.
     Вместе с  тем,  большинство медицинских работников,  оказавшись в
ситуации, в которой надо,  прежде всего и,  может быть, впервые решать
здравоохранительную   проблему  как  социально-управленческую,  но  не
традиционную медицинскую злдачу - "поворачивать" население, прибегая к
привычному административному давлению,  лицом к собственному здоровью,
не очень понимает, что конкретно делать.
     Эффективная профилактика   заболевании   и   укрепления  здоровья
требует  вложения  определенных  ресурсов,  взаимодействия   различных
секторов  общества  и,  нередко,  реориентацию уже имеющихся ресурсов.
Очевидно,  что такого рода действия требуют достижения согласия  между
теми, кто участвует в этом процессе.
     Создание действенной политики профилактики и укрепления  здоровья
возможно  только  в  том  случае,  если  объект  этой  профилактики  -
население  также  активно  участвует  в  процессе.  В  доперестроечные
времена  существовало  директивное  управление  здравоохранением,  при
котором население в основном являлось как бы пассивным объектом.  И  в
такой   ситуации  были  возможны  определенные  действия  по  развитию
укрепления здоровья и профилактики,  но в ограниченном  масштабе.  При
развивающейся  реформе  системы  здравоохранения  и  общества  важными
компонентами выступают,  как резко  увеличивающаяся  самостоятельность
регионов в том,  что они могут делать в области здравоохранения, так и
самодеятельность  населения.  Эта  самодеятельность,  направленная  на
создание  и  укрепление  здоровья,  здорового  стиля  жизни еще только
развивается и требует большой дополнительной работы.  Но она допускает
и подразумевает выработку политики или, как еще называют, политической
рамки - согласия о приоритетных проблемах,  стратегиях и вытекающих из
этого действиях - проектах, которые обеспечивают более высокий уровень
здоровья населения.  Все сказанное  выше  требует  выработки  политики
профилактики  сердечно-сосудистых  заболеваний  и  других  хронических
неинфекционных заболеваний, создание стратегической программы.
     Другой причиной  необходимости  выработки  политики  и  программы
является наличие большого числа партнеров,  участвующих в мероприятиях
по  развитию  здоровья.  И  без  координации  их действия очень трудно
направить на единую цель - укрепление здоровья.  Так,  помимо медиков,
практических   врачей,   медицинских   сестер   и   других  работников
практического здравоохранения,  медицинской администрации, медицинских
научных  работников,  естественными  партнерами  их  в  этом  являются
различные группы населения:  работающие, пенсионеры, учащиеся, больные
и  другие.  Весьма  важными партнерами являются администрация области,
города,  частный сектор,  банки.  Опыт  показывает,  что  промышленные
предприятия,  учреждения,  школы и программы укрепления здоровья среди
работающих и учащихся являются  очень  важным  компонентом  проведения
профилактики  в население.  Социальная защита,  просвещение,  средства
массовой  информации,   физкультура   и   многие   другие   составляют
партнерство, которое необходимо координировать.

                 ИСХОДНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
                    ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
        ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 15 ЛЕТ (на 10000) 1980-1995г.г.
                      (рисунок см. в подлиннике)

   ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
                        ОБЛАСТИ ЗА1991-1995ГГ.
                      (рисунок см. в подлиннике)

                   СМЕРТНОСТЬ В ВОЗРАСТЕ 15-60 ЛЕТ
                         (на 1000 населения)
                      (рисунок см. в подлиннике)

             ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ БОЛЕЗНЕЙ
               НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ ПО КАСЛИНСКОМУ РАЙОНУ
                      (рисунок см. в подлиннике)

                 РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ФАКТОРОВ РИСКА В
                         ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                      (рисунок см. в подлиннике)

                       АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ
                                /\
                              /    \
                            /        \
                          /   S O S !  \
                        /________________\
                      ИБС              ИНСУЛЬТ
              (30- 60% СМЕРТЕЙ)

              ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ-ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И
                     ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

                                РЕЗЮМЕ

   Как изложено    выше,    заболеваемость     и     смертность     от
сердечно-сосудистых  и  других неинфекционных заболевании в Челябинске
продолжает оставаться высокой и не обнаруживает тенденции к уменьшению
в последние годы.  Объясняющие эти неблагоприятные показатели здоровья
населения факторы риска сердечно-сосудистых  и  других  неинфекционных
заболеваний   известны,  и  они  распространены  весьма  широко  среди
населения Челябинской области.  Лечебные мероприятия не могут изменить
описанную  выше  ситуацию.  Только проведение широких мер профилактики
сердечно-сосудистых  и  других  неинфекционных   заболеваний,   резкое
снижение  уровня  риска  этих  заболеваний  в  населении,  общие  меры
укрепления  здоровья  могут  переломить  ситуацию.  В  свою   очередь,
проведение  профилактики и мер по укреплению здоровья,  т.е.  борьба с
факторами    риска    среди    населения,    возможны    только    при
скоординированности действий различных организации,  лиц и учреждении,
иключая  правительственные.  Речь  идет  о  выработке  политики  между
различными      потенциальными      партнерами      в     профилактике
сердечно-сосудистых и других неинфекциоиных заболеваний.
     Понятие "политика"  в  настоящей программе определяется так,  как
это предложено Всемирной Организацией Здравоохранения,  а именно: "это
согласие,  консенсус среди партнеров о том, какие проблемы надо решить
и о том,  каким способом  или  с  помощью  каких  стратегий  это  надо
делать."
     Нельзя уменьшить в России,  Челябинске заболеваемость, смертность
и   инвалидность   от   сердечно-сосудистых  и  других  неинфекционных
заболеваний без выработки и осуществления научно-обоснованной политики
их профилактики.  Такая политика необходима как на региональном, так и
на  национальном  уровне.  Находит  она  отражение  и  в  региональной
стратегической программе.
     Представляемая программа описывает подходы и шаги по  определению
приоритетных  проблем и стратегий для решения вопросов деятельности по
профилактике сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболевании и
укреплению здоровья.
     Осуществление профилактики   требует   создания   межсекторальных
коалиций - партнеров,  медиков и немедиков. Это в свою очередь требует
достижения между ними согласия -  консенсуса  в  отношении  того,  что
является  приоритетной  проблемой  или проблемами и как ее или их надо
решать.  Создание коалиции и  достижение  консенсуса  обеспечивает  не
только  идейное  объединение партнеров,  но и объединение их ресурсов,
которые могут быть направлены на профилактику.
     Население является  объектом  работы  по  профилактике  и  оно же
является субъектом,  участвующим в этой профилактике.  Для того, чтобы
активно вовлечь различные группы населения и индивидуумов,  необходимо
осуществлять научно-обоснованный маркетинг  программы.  Это  означает,
что необходимо изучать потребности населения, изучать его особенности,
изучать   каналы,   по   которым   может   доставляться    информация,
способствующая развитию   профилактической  программы.  Следует  также
изучить формы,  в   которых   наиболее   благоприятно   воспринимается
информация,  например публикации,  выступления. Очень важно изучать те
службы, которые могут быть включены в разработку и развитие программы.
Важно   инвентаризировать   и   попытаться   реализовать  ресурсы  для
исущестнлсиня программы.
     Для всего   выше  сказанного  необходимо  образование  населения,
созидающее потребность в здоровом образе жизни  и  в  профилактической
программе.  При  этом  центральную  роль в образовании населения могут
играть средства массовой информации.
     Крайне важный компонент в проведении профилактики -  деятельность
систем здравоохранения.
     Профессиональное образование   должно    стать    тем    ключевым
компонентом  вокруг  которого  осуществляются мероприятия региональной
программы.
     Предлагаемая стратегическая  программа  оспована  на существующих
передовых технологиях  с  использованием  как  отечественного,  так  и
зарубежного опыта.
     В данном  проекте  обозначены  стратегические  цели  и   основные
направления, модули.

         ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

     Основной целью  стратегической  программы  Челябинской области по
профилактике  хронических  неинфекционных  заболеваний  и   укреплению
здоровья населения является:
     * Снижение преждевременной смертности  от  сердечно-сосудистых  и
       других неинфекционных заболеваний на 10-15%
     * Улучшение   качества    жизни    лиц,    имеющих    хронические
       неинфекционные заболевания
     * Укрепление здоровья населения Челябинской области
     * Контроль основных факторов риска
     * Создание системы непрерывного профессионального образования
     * Оценка эффективности проводимых мероприятий
     Для решения  указанных  целей  целесообразно   выделить   ведущие
стратегические направления (подпрограммы):
     * Программа борьбы     с     сердечно-сосудистыми     заболеваниями
       "Челябинская инициатива"Здоровое сердце"
     * Контроль артериальной гипертонии "Ключи к нормальному давлению"
     * Профилактика респираторных заболеваний
     * Проект "Управление диабетом и профилактика его осложнений"
     * Программа  борьбы  с курением "Челябинские ступени в Европу без
       табака"
     * "Рациональное питание - основа жизни без болезней"
     * "Здоровые детские сады и здоровая школа в Челябинской области"
     * Программа здоровья пожилых "Активное долголетие"
     * Образование  -  ключевая  стратегия  политики  профилактики   в
       Челябинской области.

                  УПРАВЛЕНИЕ И КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММЫ

     Управление программой  с  учетом  общественно-государственного ее
характера требует соответствующего статуса и органов координации.
     Основным механизмом  координации  целевых ориентаций,  достижения
взаимопонимания  и  консолидации   усилий   является   межсекторальная
коалиция.    Коалиция    создается    на    основе   взаимоопределения
представителей различных  сфер  общественной  деятельности  по  поводу
проблемы укрепления здоровья всех слоев населения Челябинской области.
     Обязательным участником  коалиции  должны   стать   Администрация
области,  Правительство,  Законодательное собрание.  В число партнеров
могут входить зарубежные и международные организации,  а также все те,
кто разделяет   мировоззренческие   основания  и  стратегические  цели
программы и готов  тем  или  иным  образом  участвовать  в  реализации
программы.
     Координирующим органом  программы  может  стать  Центр  на   базе
Челябинского  регионального отделения Российской Академии Естественных
Наук, осуществляющий следующие функции:
     1. Управление программой.
     2. Координация различных направлений реализации программы.
     3. Организация и  научно-методическое  руководство  деятельностью
        экспериментальных площадок и демонстрационных зон.
     4. Экспертиза    всевозможных    инициатив,    направленных    на
        конкретизацию и реализацию направлений программы.
     5. Консультирование,   подготовка   кадров    и    информационное
        обеспечение.
     6. Установление международных связей и маркетинг программы.

                       ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

     * Бюджетные ассигнования
     * Добровольные пожертвования
     * Снонсорсгпо
     В приложении   2   приводится   перечень   мероприятий  в  рамках
реализации стратегической программы области сроком до 2003 года.

Заместитель Председателя
Правительства облати                                       А.Н.КОСИЛОВ


                                                                                                           Приложение
                                                                                                 к постановлению Правительства
                                                                                                      Челябинской области
                                                                                                     N 10-п от 19.02.98 г.
            ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА  "ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА
ХРОНИЧЕСКИХ  ИНФЕКЦИОННЫХ  ЗАБОЛЕВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НА 1998-2003 ГОДЫ"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N |       Наименование мероприятий    |     Исполнитель    |    Срок    |Объем финансирования,тыс. руб.|  Источник финанси-  |
|п/п|                                   |                    | исполнения |------------------------------|      рования        |
|   |                                   |                    |            |1998 1999 2000 2001 2002 2003 |                     |
|---|-----------------------------------|--------------------|------------|------------------------------|---------------------|
|   |    I. Организационные мероприятия |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|1. |Организация и      функционирование| Челябинское регио- | 1998-2003  |  30   20   20   20   20   20 | В пределах  утвержд.|
|   |регионального  Центра программы ВОЗ| нальное  отделение |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |Интегрированной        профилактики| РАЕН, ГУЗО         |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |хронических          неинфекционных|                    |            |                              | нение"              |
|   |заболеваний "СИНДИ"                |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|2. |Создать областной регистр  инфаркта| ГУЗО,    областной | 1998-2003  |  20   10   10   10   10   10 | В пределах  утвержд.|
|   |миокарда  и  внезапной кардинальной| кардиологический   |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |смерти                             | диспансер          |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   |                    |            |                              | нение"              |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|3. |Создать областной регистр инсульта | ГКБСМП,   ГУЗО     | 1999-2003  |   -   30   10   10   10   10 | Бюджет территорий   |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|4. |Мониторинг смертности             и| ГУЗО,  областной   | 1998-2003  |  30   10   10   10   10   10 | В пределах  утвержд.|
|   |заболеваемости сердечно-сосудистыми| кардиологический   |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |заболеваниями                      | диспансер          |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   |                    |            |                              | нение"              |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|5. |Регистр болезней органов дыхания  и| ОКБ N  1, ГКБСМП   | 2000-2001  | Без дополнительного финансирования                 |
|   |обмена веществ                     |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|6. |Создание  информационно-аналитичес-| ГУЗО, Региональный | 199-2003   |   -   20   20   20   20   20 | В пределах  утвержд.|
|   |кого и издательского центра        | центр    программы |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |                                   | ВОЗ  "СИНДИ",  об- |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   | ластной центр про- |            |                              | нение"              |
|   |                                   | филактики          |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|7. |Открыть муниципальные        центры| Челябинское регио- | 1998-1999  | Без дополнительного финансирования                 |
|   |интегрированной        профилактики| нальное  отделение |            |                              |                     |
|   |неинфекционных         заболеваний:| РАЕН,  местные ор- |            |                              |                     |
|   |Челябинск    -   5,   Магнитогорск,| ганы здравоохране- |            |                              |                     |
|   |Еманжелинск, Касли по 1            | ния на базе  цент- |            |                              |                     |
|   |                                   | ров   и  отделений |            |                              |                     |
|   |                                   | профилактики       |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|8. |Открыть центры   по    профилактике| Территорияльные    | 1998-2003  |  10    5    5    5    5    5 | В пределах  утвержд.|
|   |ливидных нарушений:  Челябинск - 3,| органы управления, |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |Магнитогорск - 2                   | областной  кардио- |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   | логическнй диспан- |            |                              | нение"              |
|   |                                   | сер                |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |  90   90   90   90   90   90 | Бюджеты территорий  |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |II. Кадровое обеспечение           |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|I. |Создать областной     центр      по| Уральская    госу- | 1999-2003  |   -    5    5    5    5    5 | В пределах  утвержд.|
|   |подготовке  специалистов  в области| дарственная  меди- |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |профилактики  заболевании  на  базе| цинекая   академия |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |школы общественного здравоохранения| дополнительного    |            |                              | нение"              |
|   |                                   | образования, ГУНО  |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |   -  100  100  100  100  100 | Бюджеты территории  |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|2. |Провести циклы по обучению учителей| Уральская    госу- |  Ежегодно  | Без дополнительного финансирования                 |
|   |средних школ,  воспитателей детских| дарственная  меди- |            |                              |                     |
|   |садов по вопросам здорового  образа| цинекая   академия |            |                              |                     |
|   |жизни                              | дополнительного    |            |                              |                     |
|   |                                   | образования, ГУНО, |            |                              |                     |
|   |                                   | мед. центры профи- |            |                              |                     |
|   |                                   | лактики            |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|3. |Разработать программы  и   тестовый| Уральская    госу- | 1999-2003  |   -    5    5    5    5    5 | В пределах  утвержд.|
|   |контроль  для  обучения и повышения| дарственная  меди- |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |квалификации специалистов в области| цинекая   академия |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |профилактики заболеваний           | дополнительного    |            |                              | нение"              |
|   |                                   | образования, ЛНУ   |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |III. Профилактические   мероприятия|                    |            |                              |                     |
|   |по     снижению     преждевременной|                    |            |                              |                     |
|   |смертности      от      хронических|                    |            |                              |                     |
|   |заболеваний и укреплению здоровья  |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|1. |Реализовать проект        "Здоровое| ОКД,  ОКБ   N   1, | 1999-2003  |   -  120  120  120  120  120 | В пределах  утвержд.|
|   |сердце"                            | ГКБСМП,    облает- |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |                                   | ной госпиталь ин-  |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   | валидов    войны,  |            |                              | нение"              |
|   |                                   | областной   центр  |            |                              |                     |
|   |                                   | профилактики       |            |   -  700  700  700  700  700 |ОФОМС                |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|2. |Реализация программы      "Контроль| ОКБ N  1,  ГКБСМИ, | 1999-2003  |   -   45   45   45   45   45 | В пределах  утвержд.|
|   |артериальной гипертонии            | облаетной   госпи- |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |                                   | таль     инвалидов |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   | войны,   областной |            |                              | нение"              |
|   |                                   | центр профилактики |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |   -  300  300  300  300  300 |ОФОМС                |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|3. |Реализация программы  для улучшения| ГУЗО,   областной  | 1999-2003  |   -   25   25   25   25   25 | В пределах  утвержд.|
|   |здоровья пожилых   людей  "Активное| госпиталь  инвали- |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |долголетие"                        | дов войны          |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   |                    |            |                              | нение"              |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|4. |Реализация  программы   "Укрепление| ГУЗО, ГУНО         | 2000-2003  |   -    -  100  100  100  100 | Бюджеты территорий  |
|   |здоровья школьников"               |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|5. |Реализация проекта по рациональному| Челябинское регио- |  1999-2003 |   -   25   25   25   25   25 | В пределах  утвержд.|
|   |питанию                            | нальное  отделение |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |                                   | РАЕН, ЛПУ террито- |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   | рий,     областной |            |                              | нение"              |
|   |                                   | центр профилактики |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|6. |Реализация антитабачной программы с| Уральская    госу- | 1998-2003  |  10   10   10   10   10   10 | В пределах  утвержд.|
|   |проведением международного конкурса| дарственная  меди- |            |                              | област,  бюджета  по|
|   |"Бросаю курить и выигрываю"        | цинекая   академия |            |                              | отрасли "Здравоохра-|
|   |                                   | дополнительного    |            |                              | нение"              |
|   |                                   | образования        |            |                               |                     |
|   |                                   |                    |            |                              |                     |
|   |ИТОГО:                             | Областной бюджет   |            | 100  300  300  300  300   300|                     |
|   |                                   | Бюджет  территорий |            |  90  220  300  300  300   300|                     |
|   |                                   | ОФОМС              |            |   - 1000 1000 1000 1000  1000|                     |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заместитель председателя
Правительства области                                                                                               А.Н.Косилов


Информация по документу
Читайте также