Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24.09.1998 № 368

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 24.09.98 г. N 368
     г.Челябинск

     О проекте закона области
     "О радиационной безопасности
     населения Челябинской области"

     Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  в первом чтении проект закона области "О радиационной
безопасности населения Челябинской области".
     2. Направить  указанный  законопроект  субъектам  законодательной
инициативы.
     Установить, что  поправки к указанному законопроекту направляются
в   комитет   Законодательного   собрания   по   аграрной    политике,
потребительскому    рынку,    земельным    отношениям,    экологии   и
природопользованию до 8 октября 1998 года.
     3. Комитету   Законодательного  собрания  по  аграрной  политике,
потребительскому   рынку,    земельным    отношениям,    экологии    и
природопользованию   доработать   указанный   законопроект   с  учетом
поступивших поправок и внести  его  на  рассмотрение  Законодательного
собрания во втором чтении.

     Первый заместитель председателя
     Законодательного собрания                  А.С.Саломаткин


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                      ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                         ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

     Настоящий Закон   регулирует   отношения  в  области  обеспечения
радиационной безопасности населения Челябинской области.
     Правовое регулирование   в   области   обеспечения   радиационной
безопасности населения  в  отношениях,  не  урегулированных  настоящим
Законом,  осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации и Челябинской области.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                  Статья 1. Задачи настоящего Закона

     Основными задачами настоящего Закона являются:
     а) учет специфических особенностей Челябинской области;
     б) конкретизация  полномочий   органов   государственной   власти
Челябинской  области и органов местного самоуправления области в сфере
обеспечения радиационной безопасности населения;
     в) определение     прав,     обязанностей    и    ответственности
эксплуатирующих  организаций,   а   также   общественных   организаций
(объединений)   и   граждан   в   области   обеспечения   радиационной
безопасности;
     г) установление  порядка  взаимодействия  органов государственной
власти Челябинской области,  органов местного самоуправления  области,
государственных  органов  управления  использованием  атомной энергии,
органов   государственного   регулирования   безопасности,   а   также
эксплуатирующих организаций,  общественных организаций (объединений) и
граждан в сфере обеспечения радиационной безопасности;
     д) установление  порядка  взаимодействия  исполнительного  органа
государственной    власти    Челябинской    области    с     закрытыми
административно-территориальными   образованиями,  другими  субъектами
Российской Федерации и государствами, на территориях которых находятся
радиационно  опасные  объекты,  оказывающие  или  способные  оказывать
радиационное влияние на территорию Челябинской области.

    Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

     Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
     а) граждане;
     б) профессиональные работники (персонал);
     в) население,   включая   лиц   из   персонала   вне   сферы   их
производственной деятельности;
     г) эксплуатирующие организации;
     д) общественные организации (объединения);
     е) государственные   органы   управления  использованием  атомной
энергии;
     ж) органы государственного регулирования безопасности (специально
уполномоченные  государственные  органы,  осуществляющие  контроль   и
надзор      в     сфере     обеспечения     ядерной,     радиационной,
санитарно-гигиенической,   экологической,   технической   и   пожарной
безопасности);
     з) органы местного самоуправления Челябинской области;
     и) органы государственной власти Челябинской области;
     к) органы государственной власти Российской Федерации.

          Статья 3. Основные понятия, термины и определения

     Авария радиационная - потеря управления источником  ионизирующего
излучения,   вызванная   неисправностью   оборудования,  неправильными
действиями  персонала,  стихийными  бедствиями  или  иными  причинами,
которые  могли  привести  или  привели  к незапланированному облучению
людей или радиоактивному  загрязнению  окружающей  среды,  превышающим
величины, регламентированные для контролируемых условий.
     Безопасность населения радиационная (радиационная безопасность) -
состояние  защищенности  настоящего  и  будущего  поколений  людей  от
вредного для  их  здоровья  воздействия  ионизирующих  излучений;  для
обеспечения радиационной безопасности других биологических видов.
     Вещество радиоактивное - вещество в любом  агрегатном  состоянии,
характеризующееся     радиоактивностью     (способностью     испускать
ионизирующее излучение).
     Доза облучения     (аварийная,    индивидуальная,    накопленная,
эквивалентная, эффективная) - мера воздействия ионизирующего излучения
на организм человека или его ткани и органы за определенный промежуток
времени.
     Зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны
источника поступления радиоактивных веществ  в  окружающую  среду,  на
этой  территории  проводится  периодический  радиационный  контроль  и
возможно достижение предела годовой эффективной дозы облучения лиц  из
населения.
     Зона радиоактивного  загрязнения  -  устанавливается   в   случае
радиационной аварии (зона радиационной аварии) на разных поставарийных
этапах.   Внешняя   граница    зоны    устанавливается    на    основе
регламентируемых нормами радиационной безопасности пределов аварийного
облучения.
     Зона санитарно-защитная    -    территория    вокруг    источника
ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях
нормальной    эксплуатации    данного    источника   может   превысить
установленный  предел  дозы  облучения  для  населения;  в  этой  зоне
запрещается  постоянное  и временное проживание людей,  вводится режим
ограничения  хозяйственной  деятельности   и   проводится   постоянный
радиационный контроль.
     Излучение ионизирующее  -  излучение,   которое   создается   при
радиоактивном  распаде,  ядерных  превращениях,  торможении заряженных
частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы  разных
знаков.
     Источник ионизирующего излучения - устройство  или  радиоактивное
вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение.
     Контроль радиационный - система измерений и  регистрации  уровней
воздействия ионизирующих излучений на вещество, живые организмы или их
ткани и органы.
     Материалы ядерные   -   материалы,   содержащие   или   способные
воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
     Мониторинг радиационный    -   система   наблюдений,   измерений,
регистрации  и  прогнозирования  уровней  содержания  радионуклидов  в
природных  средах  и  рационе  человека,  а  также уровней воздействия
ионизирующих излучений на человека и объекты природы.
     Нормы радиационной   безопасности   -   гигиенические  нормативы,
применяемые для обеспечения безопасности  человека  во  всех  условиях
воздействия   на   него  ионизирующего  излучения  искусственного  или
природного происхождения.
     Облучение (аварийное, медицинское, природное, профессиональное) -
воздействие на  людей  ионизирующего  излучения,  которое  может  быть
внешним  -  от  источников,  находящихся  вне  тела человека,  и (или)
внутренним - от источников, попавших внутрь его организма.
     Обстановка радиационная      -      обобщенная     характеристика
пространственного  и  временного  распределения   уровней   содержания
радионуклидов  в  окружающей природной среде и доз облучения населения
на определенной части территории.
     Объект радиационно   опасный   -   объект  использования  атомной
энергии,   характеризующийся   вероятностью    нарушения    нормальной
деятельности,  вследствие  чего  могут  быть  превышены  пределы  дозы
облучения персонала и населения.
     Организация эксплуатирующая    -    организация,    созданная   в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и  признанная
соответствующим  органом  управления  использованием  атомной  энергии
пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или
пункт  хранения  и осуществлять собственными силами или с привлечением
других  организаций  деятельность   по   размещению,   проектированию,
сооружению,  эксплуатации  и выводу из эксплуатации ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения,  а также деятельность  по
обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
     Отходы радиоактивные - не  подлежащие  дальнейшему  использованию
вещества в любом агрегатном состоянии,  материалы,  изделия,  приборы,
оборудование,  объекты   биологического   происхождения,   в   которых
содержание радионуклидов превышает уровни,  установленные федеральными
нормами и правилами в области обращения с радиоактивными отходами.
     Персонал (работники)    -   лица,   работающие   с   техногенными
источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям работы
в сфере воздействия таких источников.
     Предел годовой эффективной (или эквивалентной)  дозы  -  величина
эффективной  (или эквивалентной) дозы техногенного облучения,  которая
не должна превышаться за год; пределы дозы устанавливаются на уровнях,
которые  должны  быть  призваны  в  качестве  предельно  допустимых  в
условиях  нормальной   работы.   Соблюдение   предела   годовой   дозы
предотвращает  возникновение  детерминированных эффектов;  вероятность
стохастических эффектов сохраняется при этом на приемлемом уровне.
     Пункты хранения   ядерных  материалов  и  радиоактивных  веществ,
хранилища радиоактивных  отходов  (далее  -  пункты  хранения)  -   не
относящиеся   к   ядерным   установкам   и   радиационным   источникам
стационарные  объекты  и  сооружения,  предназначенные  для   хранения
ядерных  материалов и радиоактивных веществ,  хранения или захоронения
радиоактивных отходов в различном их агрегатном состоянии.
     Радионуклид природного    или    техногенного   происхождения   -
радиоактивные атомы с данным массовым числом и атомным номером.
     Риск радиационный - вероятность того, что у человека в результате
облучения возникнет какой-либо конкретный вредный эффект.
     Уровень контрольный  -  численные значения контролируемых величин
дозы   облучения,   мощности   дозы,    радиоактивного    загрязнения,
устанавливаемые  руководством  эксплуатирующей  организации и органами
государственного   регулирования   безопасности    для    оперативного
радиационного контроля,  закрепления достигнутого в организации уровня
радиационной безопасности,  обеспечения дальнейшего снижения облучения
персонала и населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды.
     Фон радиационный  природный   -   средний   уровень   воздействия
ионизирующих излучений на человека от природных источников излучений в
данном месте.
     Фон радиационный,  техногенно  измененный  -  повышенный  уровень
воздействия  ионизирующих   излучений   на   человека,   обусловленный
загрязнением     окружающей    среды    радионуклидами    техногенного
происхождения,  а также  природными  радионуклидами,  извлекаемыми  из
земных недр.
     Эффекты излучения   детерминированные   -   четко   проявляющиеся
специфические   биологические   эффекты  излучения  (лучевая  болезнь,
лучевой  ожог,  лучевая  катаракта,  лучевое  бесплодие,  аномалии   в
развитии   плода   и   др.),   в   отношении   которых  предполагается
существование порога, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы.
     Эффекты излучения  стохастические - вредные биологические эффекты
излучения (злокачественные опухоли,  лейкозы, наследственные болезни),
не имеющие дозового порога возникновения. Принимается, что вероятность
возникновения  этих  эффектов  пропорциональна  дозе,  а  тяжесть   их
проявления не зависит от дозы.

  Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности населения

     1. При  нормальной эксплуатации источника ионизирующего излучения
радиационная   безопасность   населения   обеспечивается   соблюдением
следующих основных принципов:
     а) непревышение допустимых пределов индивидуальных доз  облучения
граждан   от   всех   источников   ионизирующих   излучений  (принцип,
нормирования);
     б) запрещение всех видов деятельности по использованию источников
ионизирующих излучений, при которых полученная для человека и общества
польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным
к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
     в) поддержание  на возможно низком и достижимом уровне,  с учетом
экономических и социальных факторов,  индивидуальных доз  облучения  и
числа  облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего
излучения (принцип оптимизации).
     2. При   радиационной   аварии  ограничение  облучения  населения
осуществляется  защитными  мероприятиями   (вмешательством),   которые
связаны с    нарушением    нормальной   жизнедеятельности   населения,
хозяйственного и социального функционирования территории. При принятии
решений   о   характере   вмешательства   руководствуются   следующими
принципами:
     а) предлагаемое вмешательство должно принести обществу и,  прежде
всего,  облучаемым лицам больше пользы, чем вреда (принцип обоснования
вмешательства);
     б) форма,  масштаб,  длительность   вмешательства   должны   быть
оптимизированы  таким образом,  чтобы польза от снижения радиационного
ущерба  за  вычетом  ущерба,  связанного  с  вмешательством,  была  бы
максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

         Статья 5. Пути достижения радиационной безопасности

     Радиационная безопасность  достигается  в  результате  проведения
комплекса  мер  правового,  организационного,  инженерно-технического,
санитарно-гигиенического, медико-профилактического,  воспитательного и
образовательного характера за счет:
     а) обоснования  правильности  выбора района и площадки размещения
проектируемых радиационно опасных объектов;
     б) соответствия  технических проектов создаваемых,  действующих и
реконструируемых радиационно опасных объектов требованиям  федеральных
законов,  а также нормам и правилам в области обеспечения радиационной
безопасности и охраны окружающей среды;
     в) проведения     государственной     экологической    экспертизы
технических проектов строительства новых и  реконструкции  действующих
радиационно опасных объектов;
     г) совершенствования технологических процессов, осуществляемых на
действующих  радиационно  опасных  объектах,  в  том  числе технологий
обращения с образующими  радиоактивными  веществами  и  радиоактивными
отходами;
     д) сокращения  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов,
поступающих    в    окружающую   среду   в   результате   деятельности
эксплуатирующих организаций;
     е) зонирования   территории   в  районах  размещения  действующих
радиационно опасных объектов,  а также территории Челябинской области,
подвергшейся ранее радиоактивному загрязнению,  по реально наблюдаемым
и потенциально возможным уровням облучения населения;
     ж) осуществления   радиационного   мониторинга   среды   обитания
человека  в  местах  размещения  радиационно  опасных  объектов  и  на
территории области, подвергшейся ранее радиоактивному загрязнению;
     з) осуществления   мероприятий   по   обеспечению    радиационной
безопасности населения и охране окружающей среды в местах расположения
действующих радиационно опасных объектов и районах, территории которых
были подвергнуты радиоактивному загрязнению;
     и) контроля за уровнями облучения и состоянием здоровья населения
в   местах   расположения  радиационно  опасных  объектов  и  районах,
территории которых были подвергнуты радиоактивному загрязнению;
     к) планирования   и   осуществления  мероприятий  по  обеспечению
радиационной  безопасности  населения,   подвергающегося   повышенному
уровню  облучения  от  природных  источников  ионизирующих  излучений,
осуществления  мер  по  снижению  доз  облучения  населения  от   этих
источников;
     л) планирования   и   реализации   мероприятий   по   обеспечению
радиационной  безопасности  населения  в  случае  радиационной аварии,
ликвидации ее последствий на разных поставарийных этапах;
     м) формирования культуры безопасности, у всех работников, занятых
в сфере использования источников ионизирующих излучений;
     н) повышения   грамотности   населения   в  области  радиационной
безопасности (радиационной гигиены).

            ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                 ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ
                   МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ

  Статья 6. Компетенция законодательного (представительного) органа
              государственной власти Челябинской области

     К компетенции    законодательного    (представительного)   органа
государственной  власти  Челябинской   области   относятся   следующие
полномочия:
     а) принятие законов и иных нормативных  правовых  актов  в  сфере
радиационной безопасности;
     б) утверждение  областных   целевых   программ   по   обеспечению
радиационной безопасности;
     в) утверждение  в   составе   областного   бюджета   средств   на
финансирование  деятельности организаций,  обеспечивающих радиационную
безопасность;
     г) проведение   депутатских   слушаний  по  вопросам  обеспечения
радиационной безопасности населения;
     д) иные   полномочия  в  соответствии  с  федеральными  законами,
Уставом (Основным Законом) Челябинской области  и  иными  нормативными
правовыми актами области.

 Статья 7. Компетенция исполнительного органа государственной власти
                         Челябинской области

     1. К компетенции исполнительного  органа  государственной  власти
Челябинской области относятся следующие полномочия:
     а) участие  в  реализации  государственной  политики   Российской
Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;
     б) взаимодействие с  иностранными  государствами,  международными
организациями,  федеральными  исполнительными органами государственной
власти  и  органами  исполнительной  государственной   власти   других
субъектов   Российской  Федераций  по  вопросам,  входящим  в  предмет
регулирования настоящего Закона;
     в) взаимодействие    с    органами    местного    самоуправления,
государственными органами управления использованием  атомной  энергии,
органами     государственного     регулирования     безопасности     и
эксплуатирующими  организациями  в  сфере   обеспечения   радиационной
безопасности населения;
     г) участие в принятии решений о  размещении  радиационно  опасных
объектов федерального значения,  в том числе оборонного назначения, на
территории Челябинской области;
     д) утверждение   статуса   территорий,   подвергшихся  аварийному
загрязнению радионуклидами техногенного происхождения,  и системы  мер
по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения;
     е) установление  и  корректировка   границ   зон   радиоактивного
загрязнения   на   территориях,  подвергшихся  аварийному  загрязнению
радионуклидами техногенного происхождения;
     ж) участие в разработке и реализации федеральных программ;
     з) разработка и реализация областных  целевых  программ  в  сфере
обеспечения радиационной безопасности;
     и) участие в государственной экологической экспертизе технических
проектов  строительства  новых и реконструкции действующих радиационно
опасных объектов;
     к) проведение  контроля  радиационной  обстановки  на  территории
Челябинской области;
     л) введение   особых   режимов   проживания   населения  в  зонах
радиоактивного загрязнения;
     м) организация  системы  учета и контроля доз облучения населения
на региональном уровне и обеспечение ее функционирования;
     н) осуществление   контроля   за  ввозом  радиоактивных  веществ,
радиоактивных  отходов  и  изделий,  их  содержащих,   на   территорию
Челябинской  области,  за их вывозом за пределы территории области,  а
также транзитом на подведомственной территории;
     о) проведение  работ  по  прогнозированию  возможных радиационных
аварий на объектах использования атомной энергии и их последствий;
     п) разработка   и   реализация   мер  по  ликвидации  последствий
радиационных  аварий  и  защите   здоровья   населения   от   вредного
воздействия ионизирующих излучений;
     р) планирование  и   проведение   мероприятий   по   реабилитации
территорий,    подвергшихся    аварийному   загрязнению   техногенными
радионуклидами, и улучшению социально-экономических условий проживания
населения,    подвергшегося    или    подвергающегося    радиационному
воздействию;
     с) организация  системы  учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных  отходов  на  региональном  уровне  и   обеспечение   ее
функционирования;
     т) создание   и   развитие   областной   системы   финансирования
научнопрактических   мероприятий   в  сфере  обеспечения  радиационной
безопасности населения;
     у) информирование   населения   о   радиационной   обстановке  на
территории Челябинской области;
     ф) планирование  и  проведение  мероприятий  по  защите  объектов
окружающей  среды,  продовольственного  сырья,  источников   питьевого
водоснабжения, продовольствия от радиоактивного загрязнения;
     х) содержание  в  готовности  необходимых  сил,  аттестованных  в
установленном   порядке,  а  также  средств  для  защиты  населения  и
территории от  последствий  радиационных  аварий,  обучение  населения
способам защиты и действиям в условиях аварии;
     ц) участие в принятии решений по отведению земельных участков для
размещения  радиационно опасных объектов федерального значения,  в том
числе оборонного назначения;
     ч) оказание гражданам, общественным организациям (объединениям) и
юридическим  лицам  консультативно-методической  помощи  по   вопросам
радиационной безопасности населения;
     ш) контроль за выполнением обязательств  Челябинской  области  по
международным соглашениям Российской Федерации и Челябинской области в
сфере обеспечения радиационной безопасности;
     щ) иные  полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством области.
     2. Реализация   указанных   полномочий   может   возлагаться   на
специально  уполномоченный  орган  исполнительной  власти  Челябинской
области по обеспечению радиационной безопасности.

  Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления Челябинской
                               области

     К ведению органов  местного  самоуправления  Челябинской  области
относятся следующие полномочия:
     а) участие  в   решении   вопросов   размещения   и   прекращения
деятельности  объектов  использования  атомной  энергии,  в  том числе
пунктов   хранения   и   захоронения   радиоактивных    отходов,    на
подведомственных территориях;
     б) участие в государственной экологической экспертизе технических
проектов  строительства  новых и реконструкции действующих радиационно
опасных объектов на подведомственных территориях;
     в) организация   общественных   обсуждений,  проведение  опросов,
местных  референдумов   среди   населения   по   вопросам   размещения
радиационно опасных объектов на подведомственных территориях;
     г) предоставление  земельных  участков  для  размещения  объектов
использования атомной энергии на подведомственных территориях;
     д) заключение  соглашений   с   эксплуатирующими   организациями,
расположенными  на  подведомственных  территориях,  о  мероприятиях  в
области  обеспечения  радиационной  безопасности  населения  и   мерах
социально-экономической защиты    граждан    при   нормальной   работе
радиационно опасных объектов и аварийных ситуациях на этих объектах;
     е) своевременное    информирование    населения    о   характере,
интенсивности  и  опасности   радиационного   воздействия   в   случае
возникновения радиационной аварии и уровнях радиоактивного загрязнения
объектов окружающей среды,  сельскохозяйственной  продукции,  питьевой
воды;
     ж) информирование населения через средства массовой информации  о
радиационной обстановке на подведомственных территориях;
     з) иные полномочия в соответствии с законодательством  Российской
Федерации и законодательством Челябинской области.

           ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
                ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

      Статья 9. Государственное управление в области обеспечения
                      радиационной безопасности

     Государственное управление   в   сфере  обеспечения  радиационной
безопасности    населения    осуществляет     исполнительный     орган
государственной   власти  Челябинской  области  при  взаимодействии  с
органами местного самоуправления  области,  государственными  органами
управления  использованием атомной энергии,  органами государственного
регулирования безопасности и эксплуатирующими организациями в пределах
их компетенции.

      Статья 10. Государственные программы в области обеспечения
                      радиационной безопасности

     Для обеспечения     радиационной      безопасности      населения
разрабатываются и реализуются:
     а) федеральные целевые  программы  (при  участии  исполнительного
органа государственной власти Челябинской области);
     б) областные (целевые) программы.
     Порядок разработки,  реализации  и финансирования государственных
программ в области  обеспечения  радиационной  безопасности  населения
определяется      законодательством     Российской     Федерации     и
законодательством Челябинской области.

    Статья 11. Государственное нормирование в области обеспечения
                      радиационной безопасности

     1. На территории Челябинской области действуют федеральные нормы,
гигиенические нормативы  и  санитарные  правила  в  сфере  обеспечения
радиационной безопасности персонала и населения.
     2. Основные гигиенические нормативы - пределы годовых эффективных
доз  облучения  для  персонала и населения (пределы доз облучения) при
нормальной эксплуатации радиационно опасных объектов.
     3. В случае радиационной аварии допускается облучение персонала и
населения  выше  установленных  основных  гигиенических  нормативов  в
течение   определенного   промежутка   времени   и   в  пределах  доз,
регламентируемых нормами радиационной  безопасности  при  радиационных
авариях.
     4. Допустимые пределы доз облучения для  населения,  проживающего
на отдельных территориях с повышенным радиационным естественным фоном,
а также на территориях,  загрязненных  техногенными  радионуклидами  в
результате  аварий,  могут  быть  изменены  Правительством  Российской
Федерации  (на  основании  обосновывающих  документов,  представленных
исполнительным  органом  государственной власти Челябинской области) в
сторону их уменьшения с учетом  сложившейся  радиационной  обстановки,
состояния  здоровья  населения  и уровней воздействия вредных факторов
нерадиационной природы на человека и природные объекты.

     Статья 12. Лицензирование деятельности в области обращения с
                  источниками ионизирующих излучений

     1. На  территории  Челябинской  области деятельность организаций,
связанная с использованием источников ионизирующих  излучений,  в  том
числе источников,  генерирующих ионизирующее излучение, не допускается
без наличия лицензии.
     2. Виды  деятельности  при  обращении  с источниками ионизирующих
излучений,  подлежащие лицензированию,  определяются законодательством
Российской Федерации.
     3. Лицензирование   деятельности,   связанной    с    источниками
ионизирующих   излучений   (генерирующими),   осуществляет  специально
уполномоченный орган  исполнительной  власти  Челябинской  области  по
обеспечению радиационной безопасности.

  Статья 13. Научно-практическая деятельность в области радиационной
                        безопасности населения

     1. Приоритетными  вопросами  научно-практической  деятельности  в
области радиационной безопасности населения являются:
     а) определение    доминирующих    факторов     в     формировании
индивидуальных и коллективных доз облучения населения,  проживающего в
районах с повышенным  естественным  радиационным  фоном,  а  также  на
территориях с техногенно измененным радиационным фоном;
     б) проведение    государственной     экологической     экспертизы
материалов,  обосновывающих  радиационную  безопасность проектируемых,
строящихся,  реконструируемых  и   действующих   радиационно   опасных
объектов,  в  том  числе  пунктов хранения (захоронения) радиоактивных
отходов;
     в) оценка  радиационного  воздействия на население при нормальной
эксплуатации объектов использования атомной энергии,  а также в случае
радиационных   аварий  на  этих  объектах  или  при  транспортировании
источников ионизирующих излучений.
     2. Для  решения  научно-практических проблем в сфере радиационной
безопасности населения специально уполномоченный орган  исполнительной
власти Челябинской  области  по  обеспечению радиационной безопасности
создает специализированные научно-технические и экспертные советы.

       Статья 14. Радиационной мониторинг в Челябинской области

     1. На  территории  Челябинской  области  организуется  и  ведется
радиационный мониторинг в целях:
     а) своевременного выявления изменений радиационной обстановки;
     б) оценки,   прогноза  и  предупреждения  негативных  последствий
воздействия ионизирующих излучений на здоровье населения и  окружающую
среду;
     в) принятия   исполнительным   органом   государственной   власти
Челябинской   области   и  органами  местного  самоуправления  области
необходимых  мер  по   предотвращению   или   снижению   радиационного
воздействия на население.
     2. Приоритетными направлениями  в  указанной  сфере  деятельности
являются:
     а) радиационный   мониторинг   территорий,   подвергшихся   ранее
аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения;
     б) радиационный  мониторинг  природных  сред,  продовольственного
сырья,   пищевых  продуктов,  питьевой  воды  в  районах  расположения
действующих,  реконструируемых и вышедших из эксплуатации  радиационно
опасных объектов;
     в) радиационный мониторинг  территорий  в  районах  с  повышенным
естественным радиационным фоном.
     3. Основными   задачами   радиационного   мониторинга    является
получение информации:
     а) о наличии источников  ионизирующих  излучений  и  обращении  с
ними;
     б) о  радиационной  обстановке,   сложившейся   на   промышленной
площадке  радиационно опасного объекта и территории его окружающей,  а
также об уровнях облучения персонала и населения,  проживающего в зоне
наблюдения указанного объекта;
     в) об уровнях медицинского облучения граждан (пациентов);
     г) о   содержании   радионуклидов   природного   и   техногенного
происхождения   в   объектах   окружающей   среды,   питьевой    воде,
продовольственном сырье и продуктах питания;
     д) об  уровнях  внутреннего   и   внешнего   облучения   граждан,
проживающих  в  Челябинской  области,,  в  том  числе на территориях с
техногенно измененным радиационным  фоном  и  повышенным  естественным
радиационным фоном.
     4. Радиационный  мониторинг  осуществляют  уполномоченные  на  то
государственные    органы,    эксплуатирующие    организации,   другие
организации,  аккредитованные  в  установленном   порядке   в   Единой
государственной  системе  учета  и  контроля  источников  ионизирующих
излучений,  Единой государственной автоматизированной системе контроля
радиационной  обстановки,  Единой  государственной  системе контроля и
учета индивидуальных доз облучения населения.

  Статья 15. Радиационно-гигиеническая паспортизация эксплуатирующих
                       организаций и территорий

     1. В    Челябинской    области    организуется    и    проводится
радиационно-гигиеническая паспортизация эксплуатирующих организаций  и
территорий в целях оценки вредного воздействия источников ионизирующих
излучений (техногенных и естественных) на  население,  планирования  и
проведения  мероприятий  по обеспечению его радиационной безопасности,
анализа эффективности этих мероприятий.
     2. Ведение  радиационно-гигиенического  паспорта  эксплуатирующих
организаций осуществляется в установленном порядке органами управления
этих организаций.
     3. Ведение   радиационно-гигиенического    паспорта    территории
Челябинской    области    осуществляется   в   установленном   порядке
уполномоченным  на  то  органом  исполнительной   власти   Челябинской
области.
     4. При ведении радиационно-гигиенических паспортов организаций  и
территорий используется информация банков данных информационных систем
(Единой  государственной   системы   учета   и   контроля   источников
ионизирующих   излучений,  Единой  государственной  автоматизированной
системы  контроля  радиационной  обстановки,  Единой   государственной
системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения).

                ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
                      ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)

        Статья 16. Право граждан на радиационную безопасность

     Граждане Российской Федерации,  иностранные граждане и  лица  без
гражданства,   постоянно   или   временно  проживающие  на  территории
Челябинской области,  имеют право на благоприятную  среду  обитания  и
охрану  здоровья  от вредного воздействия ионизирующих излучений.  Это
право   обеспечивается   проведением    комплекса    мероприятий    по
предотвращению  радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и
радиационного воздействия на организм человека ионизирующих  излучений
выше установленных норм.

  Статья 17. Право граждан и общественных организаций (объединений)
                       на получение информации

     1. Граждане и общественные организации (объединения) имеют  право
на бесплатное получение информации:
     а) от исполнительного органа государственной  власти  Челябинской
области  -  по  решениям  о  размещении радиационно опасных объектов в
регионе;  по  вопросам  ввоза  на   территорию   Челябинской   области
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,  изделий их содержащих,
а также их  вывоза  за  пределы  области;  о  радиационных  авариях  и
инцидентах  и  мерах  по  ликвидации  их  последствий;  о радиационной
обстановке на территории области;
     б) от   эксплуатирующих   организаций,   государственных  органов
управления использованием атомной  энергии,  органов  государственного
регулирования  безопасности  -  о  состоянии радиационной обстановки в
районе расположения радиационно опасного  объекта  и  его  влиянии  на
здоровье  населения и окружающую среду;  о мероприятиях по обеспечению
радиационной безопасности населения,  проживающего в  зоне  наблюдения
радиационно    опасного    объекта;    о    технической   безопасности
функционирования  этого  объекта;   об   организации   системы   учета
источников ионизирующих излучений и изделий,  их содержащих,  контроля
за их использованием и хранением;
     в) от   медицинских  учреждений  -  о  планируемых  и  фактически
полученных доз  облучения  граждан  при  обследовании  или  лечении  с
применением источников ионизирующих излучений.
     2. Это право обеспечивается:
     а) путем  публикаций  в  средствах массовой информации,  радио- и
телесообщений,   выступлений   официальных   представителей    органов
государственной   власти   Челябинской   области  и  органов  местного
самоуправления    области,    государственных    органов    управления
использованием атомной энергии, органов государственного регулирования
безопасности  и  специалистов  эксплуатирующих  организаций,  а  также
проведением встреч общественности с указанными представителями;
     б) официальными   ответами   органов    государственной    власти
Челябинской   области,   органов   местного   самоуправления  области,
государственных органов  управления  использованием  атомной  энергии,
органов  государственного регулирования безопасности и эксплуатирующих
организаций   на   запросы   граждан   и   общественных    организаций
(объединений);
     в) посещением   гражданами   и    представителями    общественных
организаций  (объединений) эксплуатирующих организаций в установленном
порядке;
     г) проведением общественных и депутатских слушаний.

   Статья 18. Право граждан на получение документа, подтверждающего
                      полученную дозу облучения

     Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию,  имеют право на
получение  соответствующего документа о полученной ими дозе облучения.
Документ, удостоверяющий полученную дозу облучения, выдается:
     а) при профессиональном облучении - эксплуатирующей организацией;
     б) при медицинских процедурах - органами здравоохранения;
     в) при    ликвидации    последствий    радиационных    аварий   -
территориальными органами Министерства Российской Федерации  по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
     г) при   проживании   на   территориях,  подвергшихся  аварийному
загрязнению радиоактивными веществами  техногенного  происхождения,  -
Челябинским         областным         центром         государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.

      Статья 19. Право общественных организаций (объединений) на
      осуществление контроля в области обеспечения радиационной
                        безопасности населения

     1. Общественные организации (объединения)  в  соответствии  с  их
уставами и другими документами,  регулирующими их деятельность, вправе
осуществлять контроль  за  соблюдением  норм  и  санитарных  правил  в
области радиационной безопасности населения.
     2. Выводы о соблюдении или нарушении  норм  и  санитарных  правил
радиационной  безопасности  населения  должны быть основаны на данных,
полученных только в аккредитованных и лицензированных лабораториях.

           Статья 20. Права работников радиационно опасных
           объектов на социально-экономические компенсации
      и страхование от риска воздействия ионизирующих излучений

     1. Работники радиационно опасных объектов, командированные на эти
объекты,  а  также  работники,  занятые на каких-либо других работах с
источниками     ионизирующих     излучений,     имеют     право     на
социально-экономические    компенсации   за   негативное   воздействие
ионизирующих излучений на их  здоровье  и  за  дополнительные  факторы
риска.  Такое  право  (включая  медико-санитарное  обслуживание) имеют
также лица, ранее работавшие на радиационно опасных объектах.
     Виды, порядок  и размеры предоставления указанных компенсаций,  а
также  источники  их  финансирования  определяются   законодательством
Российской Федерации.
     2. Работники радиационно  опасных  объектов,  командированные  на
указанные  объекты,  а  также  граждане,  проживающие,  осуществляющие
трудовую  деятельность  или  проходящие  военную  службу  в   пределах
санитарно-защитной   зоны   и   зоны  наблюдения  радиационно  опасных
объектов,  подлежат обязательному бесплатному страхованию личности  от
риска радиационного  воздействия  за  счет  средств  собственников или
владельцев (пользователей) радиационно опасных объектов.
     Порядок и  условия  страхования  личности  от риска радиационного
воздействия определяются законодательством Российской Федерации.

   Статья 21. Право граждан на социально-экономические компенсации

     Граждане, проживающие,  осуществляющие трудовую деятельность  или
проходящие  военную  службу  в  пределах  зоны  наблюдения радиационно
опасных объектов,  имеют право на социально-экономические  компенсации
за  дополнительные  факторы  риска  или  за особые условия проживания,
осуществления трудовой деятельности или прохождения военной службы.
     Виды, размеры  и порядок предоставления указанных компенсаций,  а
также источники их финансирования,  устанавливаются  законодательством
Российской Федерации.

           ГЛАВА V. ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
            И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     Статья 22. Обязанности эксплуатирующих организаций и граждан
           в области обеспечения радиационной безопасности

     1. Эксплуатирующие  организации  в сфере обеспечения радиационной
безопасности персонала и населения обязаны:
     а) соблюдать    требования,    установленные    законодательством
Российской Федерации и законодательством области в  сфере  обеспечения
радиационной безопасности;
     б) планировать  и   осуществлять   мероприятия   по   обеспечению
радиационной безопасности персонала и населения, проживающего в районе
расположения радиационно опасного объекта;
     в) немедленно   информировать   органы   государственной   власти
Челябинской области и органы местного самоуправления области,  а также
органы  государственного  управления  использованием  атомной энергии,
органы государственного  регулирования  безопасности  о  возникновении
аварийной ситуации;
     г) представлять  на  государственную   экологическую   экспертизу
материалы,   обосновывающие   радиационную  безопасность  персонала  и
населения при использовании источников ионизирующих излучений;
     д) выполнять      заключения,      постановления,     предписания
уполномоченных  государственных  органов   управления   использованием
атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности;
     е) устанавливать контрольные уровни  содержания  радионуклидов  в
газо-аэрозольных выбросах  и жидких сбросах,  поступающих в окружающую
среду,  а также уровни радиоактивного загрязнения  рабочих  помещений,
природных  объектов,  доз  облучения  персонала  и  населения  в целях
закрепления   достигнутого   в   организации    уровня    радиационной
безопасности,  обеспечения  дальнейшего снижения облучения персонала и
населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
     ж) информировать  работников об уровнях ионизирующих излучений на
рабочих местах и о полученных ими индивидуальных доз облучения;
     з) своевременно  доводить до населения информацию об изменениях в
радиационной обстановке;
     и) обеспечивать реализацию прав персонала, граждан и общественных
организаций   (объединений)   в   области   обеспечения   радиационной
безопасности.
     2. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства,   проживающие  или  временно  пребывающие  на  территории
Челябинской области, обязаны:
     а) знать  и  соблюдать нормы и санитарные правила,  установленные
законодательством Российской Федерации и законодательством  области  в
сфере обеспечения радиационной безопасности;
     б) проводить или принимать участие в  реализации  мероприятий  по
обеспечению радиационной безопасности;
     в) выполнять постановления и распоряжения исполнительного  органа
государственной   власти   Челябинской   области,   органов   местного
самоуправления  области,  а   также   постановления   и   распоряжения
уполномоченных  представителей  органов государственного регулирования
безопасности.

           ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
                 ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОЙ
                 РАБОТЕ РАДИАЦИОННО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

       Статья 23. Общие требования по обеспечению радиационной
       безопасности персонала и населения при нормальной работе
                     радиационно опасного объекта

     1. Радиационная  безопасность  персонала  при  нормальной  работе
радиационно опасного объекта обеспечивается:
     а) созданием условий труда,  отвечающим требованиям установленных
норм   и   санитарных   правил   в  области  обеспечения  радиационной
безопасности;
     б) ограничением  числа  лиц,  допускаемых  к работе с источниками
ионизирующих  излучений,   по   возрасту,   полу,   здоровью,   уровню
предыдущего облучения и другим показателям;
     в) осуществлением       систематического        производственного
радиационного контроля;
     г) проведением учета и контроля источников ионизирующих излучений
и изделий, их содержащих;
     д) обучением  и  аттестацией  работников,  занятых  в  работах  с
источниками ионизирующих излучений.
     2. Радиационная    безопасность    населения    при    нормальной
эксплуатации  радиационно  опасного объекта обеспечивается проведением
комплекса мер, указанных в статье 5 настоящего Закона.

     Статья 24. Хранение, переработка и захоронение радиоактивных
                   веществ и радиоактивных отходов

     1. Для    любого   радиационно   опасного   объекта   в   проекте
предусматривается технология  обращения  с  источниками  ионизирующего
излучения,  в  том  числе  образующимися  в  ходе работ радиоактивными
веществами, отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
     2. Порядок  обращения  с радиоактивными веществами,  отработавшим
ядерным топливом и радиоактивными отходами,  в  том  числе  жидкими  и
твердыми,   удаляемыми   в   окружающую  среду,  а  также  обеспечение
радиационной безопасности  персонала  и  населения  при  осуществлении
указанного вида     деятельности,    определяется    законодательством
Российской Федерации и законодательством области.

         Статья 25.  Транспортирование радиоактивных веществ,
       изделий  их содержащих, отработавшего ядерного топлива и
                        радиоактивных отходов

     1. На   территории    Челябинской    области    транспортирование
радиоактивных веществ,  отработавшего ядерного топлива и радиоактивных
отходов, а также изделий, их содержащих, осуществляется в соответствии
с требованиями,  установленными законодательством Российской Федерации
и законодательством области в сфере использования  атомной  энергии  и
обеспечения радиационной безопасности.
     2. Осуществление  транзитных  перевозок  указанных  в  пункте   1
настоящей  статьи  источников  ионизирующих излучений через территорию
Челябинской  области   производится   на   основе   соглашения   между
исполнительным органом государственной власти Челябинской области (или
уполномоченным  на  то  органом)  и   транспортной   организацией   по
согласованию  с  органами государственного регулирования безопасности,
инспекциями железнодорожного,  автомобильного и воздушного транспорта,
а при необходимости - таможенным управлением Российской Федерации.
     3. При  транспортировании  радиоактивных  веществ,  отработавшего
ядерного  топлива,  радиоактивных отходов,  и изделий,  их содержащих,
транспортные организации обязаны не позднее чем за 10 дней  ставить  в
известность о предстоящих перевозках этих грузов (характере,  объеме и
маршруте  их   следования)   органы   государственного   регулирования
безопасности,  специально  уполномоченный  орган исполнительной власти
Челябинской области по обеспечению радиационной безопасности,  а также
органы    местного   самоуправления   области,   на   подведомственных
территориях   которых   осуществляется    транспортировка    указанных
источников ионизирующих излучений.
     4. При  транспортировании  радиоактивных  веществ,  отработавшего
ядерного  топлива,  радиоактивных  отходов  и изделий,  их содержащих,
транспортные  организации  с  участием  отправителей   и   получателей
указанных  источников  ионизирующих  излучений,  а при необходимости -
органов государственного регулирования безопасности,  органов местного
самоуправления, на подведомственных территориях которых осуществляется
их   транспортировка,   -   обязаны   осуществлять   мероприятия    по
предупреждению  транспортных  аварий,  а  в случаях их возникновения и
развития - проводить мероприятия по ликвидации их последствий.

      Статья 26. Порядок ввоза на территорию Челябинской области
        отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов

     1. Ввоз  на территорию Челябинской области отработавшего ядерного
топлива  и  радиоактивных  отходов  других  государств  в   целях   их
захоронения   запрещен,  в  иных  целях,  -  осуществляется  только  в
соответствии с  заключенными  международными  соглашениями  Российской
Федерации  и  в  порядке,  установленном  законодательством Российской
Федерации.
     2. Радиоактивные    отходы,    образующиеся    при    переработке
отработавшего  ядерного  топлива  других   государств,   не   подлежат
захоронению на территории Челябинской области.
     3. Ввоз на территорию Челябинской области радиоактивных отходов и
отработавшего   ядерного   топлива   с   территорий  других  субъектов
Российской  Федерации  для  хранения,   переработки   и   захоронения,
осуществляется  на  основе  соглашений  между  исполнительным  органом
государственной власти Челябинской области и Правительством Российской
Федерации,   а  также  исполнительными  органами^субъектов  Российской
Федерации (или уполномоченными  ими  на  то  органами)  при  следующих
условиях:
     а) обеспечение   безопасного   и   устойчивого   функционирования
эксплуатирующих организаций на основе гарантированного, достаточного и
своевременного  финансирования  из  федерального  бюджета   или   иных
источников финансирования;
     б) предоставление социально-экономической  компенсации  населению
за  особые  условия его проживания вблизи эксплуатирующих организаций,
использующих в своих  технологических  процессах  указанные  источники
ионизирующих излучений;
     в) исключение удаления на поверхность  земли,  в  естественные  и
искусственные  водные  объекты окружающей среды радиоактивных отходов,
содержащих  радионуклиды  выше  уровней,   установленных   нормами   и
санитарными правилами;
     г) исключение   захоронения   среднеактивных   и   высокоактивных
радиоактивных отходов в жидком виде.

      Статья 27. Радиационная безопасность персонала и населения
                      от природных радионуклидов

     1. Облучение  персонала  и  населения,   обусловленное   радоном,
продуктами  его  распада,  а  также  другими  долгоживущими природными
радионуклидами  в  производственных  и  жилых  помещениях,  не  должно
превышать установленных норм.
     2. В целях защиты  персонала  и  населения  от  вредного  влияния
природных радионуклидов осуществляются следующие мероприятия:
     а) составление  кадастра  территорий   с   повышенным   природным
радиационным фоном;
     б) выбор участков для строительства зданий и сооружений с  учетом
уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
     в) проведение контроля на содержание естественных радионуклидов в
строительных материалах и изделиях,  а при приемке зданий и сооружений
в эксплуатацию - определение уровня гамма-излучения, содержания радона
и продуктов его распада в воздухе помещений;
     г) принятие мер по снижению уровня гамма-излучения  и  содержания
радона, а при невозможности достижения установленных норм - проведение
мероприятий по изменению характера использования зданий и сооружений;
     д) запрещение использования строительных материалов и изделий, не
отвечающих  требованиям  по  обеспечению   радиационной   безопасности
населения.

     Статья 28. Радиационная безопасность при деятельности организаций
добывающих,     перерабатывающих     отраслей     промышленности     и
топливно-энергетического  комплекса,  не  связанных с ядерно-топливным
циклом

     1. При  оценке  воздействия  на  окружающую  среду  и   население
действующих  и вновь вводимых в эксплуатацию предприятий,  добывающих,
перерабатывающих отраслей  промышленности  и  топливно-энергетического
комплекса,   не   связанных  с  ядерно-топливным  циклом,  учитывается
возможность  обогащения   отходов   этих   организаций   естественными
радионуклидами.
     Для образующихся в технологических процессах продуктов и  отходов
должна   быть   проведена   экспертиза   на   содержание  естественных
радионуклидов.
     2. Эксплуатирующие    организации    несут   ответственность   за
обеспечение радиационной безопасности персонала  от  шламонакопителей,
отвалов,  шахтных  вод  и  других техногенно обогащенных естественными
радионуклидами источников ионизирующего  излучения  в  соответствии  с
законодательством   Российской  Федерации,  осуществляют  радиационный
контроль этих источников и объектов окружающей среды.

   Статья 29. Радиационная безопасность при проведении медицинских
                  рентгенорадиологических процедур

     1. При  проведении  медицинских  рентгенорадиологических процедур
применяются  все  необходимые  средства  защиты  персонала  и  граждан
(пациентов),   при   этом   дозы   облучения   должны  соответствовать
установленным нормам.
     2. Гражданин  (пациент)  имеет  право  отказаться  от медицинских
рентгенологических   процедур,   за    исключением    профилактических
исследований,  проводимых  в  целях  выявления заболеваний,  опасных в
эпидемиологическом отношении.

     Статья 30.  Обеспечение радиационной безопасности  населения  при
производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

     Продовольственное сырье,   пищевые   продукты,  питьевая  вода  и
контактирующие   с   ними   в   процессе    изготовления,    хранения,
транспортирования  и  реализации материалы (установки) должны отвечать
нормативным  требованиям  по  обеспечению  радиационной   безопасности
населения   и  подлежат  производственному  контролю  в  установленном
порядке.
     Радиационный контроль   при   производстве  продуктов  питания  и
обеспечении  питьевой  водой  осуществляют   органы   государственного
регулирования безопасности.

           ГЛАВА VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
                ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ
                                АВАРИИ

     Статья 31.  Обеспечение  радиационной  безопасности  персонала  и
населения при радиационной аварии

     1. Эксплуатирующая организация обязана разработать,  утвердить  в
установленном порядке, а также согласовать с органами государственного
регулирования  безопасности   и   органами   местного   самоуправления
Челябинской   области,   на   подведомственной   им  территории,  план
мероприятий по ликвидации радиационных аварий  и  защите  персонала  и
населения, в котором должны содержаться следующие основные положения:
     а) прогноз   возможных   аварийных   ситуаций   применительно   к
конкретному   радиационно  опасному  объекту  в  случаях  максимальной
проектной и гипотетической аварий;
     б) система    оповещения    вышестоящей    организации,   органов
государственной власти Российской  Федерации  и  Челябинской  области,
органов  местного  самоуправления  области,  органов  государственного
управления использованием атомной энергии и  органов  государственного
регулирования безопасности о возникновении и развитии аварии;
     в) порядок введения аварийного плана в действие;
     г) прогноз динамики развития радиационной обстановки;
     д) критерии ликвидации последствий аварии на  разных  стадиях  ее
развития;
     е) мероприятия по  ликвидации  и  локализации  очагов  (участков)
радиоактивного загрязнения территории;
     ж) поведение персонала и меры его защиты при проведении работ  по
ликвидации последствий аварии;
     з) мероприятия по ограничению облучения персонала и населения,  а
также радиоактивному загрязнению объектов окружающей среды;
     и) обязанности  и  виды  ответственности  должностных   лиц   при
проведении работ по ликвидации последствий аварии.
     2. Для эффективной  ликвидации  последствий  радиационной  аварии
эксплуатирующие    организации    при    согласовании    с    органами
государственного  регулирования   безопасности   обязаны   определить,
укомплектовать  и  поддерживать  в  готовности  к  применению  силы  и
средства, а именно:
     а) средства   индивидуальной   защиты   в  необходимом  объеме  и
номенклатуре, а также места их хранения;
     б) медицинские  средства  профилактики  радиационных  поражений и
средства оказания медицинской помощи пострадавшим;
     в) аварийный запас дозиметрических приборов, средств дезактивации
и санитарной обработки;
     г) инвентарь  и  подъемно-транспортные  механизмы  в  достаточном
объеме и номенклатуре для проведения неотложных  работ  по  ликвидации
последствий аварии;
     д) аварийно-спасательные формирования,  создаваемые из  персонала
эксплуатирующих организаций на контрактной основе.
     Привлечение граждан  для  ликвидации   последствий   радиационной
аварии  допускается  только на добровольной основе,  при их письменном
согласии и  после  информирования  о  возможных  дозах  облучения  при
ликвидации  последствий  аварии и риске для их здоровья.  Эти граждане
должны   иметь   соответствующую    подготовку,    подтвержденную    в
аттестационном порядке.
     3. При возникновении радиационной аварии должны быть  предприняты
срочные   меры   по  прекращению  .развития--авар-ии;  -восстановлению
контроля  над   источником   ионизирующих   излучений   и   исключению
незапланированного облучения, либо сведения к минимуму доз облучения и
количества облученных лиц из  персонала  и  населения,  радиоактивного
загрязнения    производственных    помещений   и   окружающей   среды,
экономических и социальных потерь, вызванных аварией.
     4. Эксплуатирующая       организация      обязана      немедленно
проинформировать о радиационной аварии органы  государственной  власти
Челябинской  области  и  Российской Федерации,  государственные органы
управления использованием  атомной  энергии,  органы  государственного
регулирования  безопасности,  а  также  органы местного самоуправления
области,  на подведомственных территориях которых возможно  повышенное
облучение населения.
     5. При  радиационной  аварии,   распространившейся   за   пределы
эксплуатирующей   организации,   государственные   органы   управления
использованием атомной энергии,  органы государственного регулирования
безопасности,  исполнительный орган государственной власти Челябинской
области и органы местного  самоуправления  области  в  пределах  своих
полномочий   принимают  участие  в  ликвидации  (снижении)  негативных
последствий аварии.
     6. Радиационная  безопасность  персонала  при выполнении работ по
ликвидации последствий аварии обеспечивается:
     а) предварительным   инструктажем   с   указанием   характера   и
последовательности работ,  а в необходимых случаях  -  предварительной
отработкой предстоящих операций;
     б) использованием индивидуальных средств защиты и других способов
защиты;
     в) строгим дозиметрическим контролем;
     г) регламентацией   в   соответствии   с  установленными  нормами
радиационной безопасности планируемого повышенного облучения,  которое
может  быть  оправдано  лишь  спасением  жизни людей,  предотвращением
дальнейшего развития аварии и облучения большого числа людей.
     Лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ,
приравниваются  к  персоналу  и  на  них  распространяются   положения
настоящей статьи.
     7. Радиационная безопасность населения при аварии,  повлекшей  за
собой  радиоактивное  загрязнение обширной территории,  обеспечивается
путем вмешательства на основе принципов, приведенных в пункте 2 статьи
4 настоящего Закона.
     На разных стадиях аварии вмешательство регулируется  зонированием
территорий,   которое   основывается   на   величине  текущей  годовой
эффективной дозы в соответствии с установленными нормами  радиационной
безопасности населения.
     В каждой из этих зон с целью  снижения  доз  облучения  населения
проводится  радиационный  мониторинг,  осуществляются необходимые меры
радиационной и медицинской защиты граждан,  а  также  другие  активные
меры   обеспечения   радиационной   безопасности  населения.  Жителям,
проживающим на   территориях,   загрязненных   в   результате   аварии
техногенными  радионуклидами,  разъясняется  риск  ущерба их здоровью,
обусловленный воздействием ионизирующих излучений.
     8. При  возникновении  на  радиационно  опасном объекте локальной
радиационной аварии,  не связанной с облучением населения, контроль за
ее развитием, защитой персонала, участвующего в ликвидации последствий
аварии,  осуществляется эксплуатирующей организацией,  если  не  будет
иных указаний органов государственного регулирования безопасности.
     9. При  локальной  радиационной  аварии   при   транспортировании
источников  ионизирующих излучений и изделий,  их содержащих,  или при
обнаружении локального радиоактивного загрязнения территории (вне зоны
влияния   эксплуатирующей   организации)   радиационная   безопасность
населения  обеспечивается  проведением  комплекса  защитных   мер,   о
необходимости   которых   принимают   решения  государственные  органы
регулирования безопасности.

          ГЛАВА VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
                      НАСЕЛЕНИЯ,  ПОДВЕРГШЕГОСЯ
                         АВАРИЙНОМУ ОБЛУЧЕНИЮ

     Статья 32.  Обеспечение   радиационной   безопасности   населения
Челябинской области, подвергшегося аварийному облучению

     1. Часть населения Челябинской области, подвергшегося облучению в
результате: участия в  работах  по  ликвидации  последствий  различных
радиационных  аварий и инцидентов;  участия в проводившихся испытаниях
ядерного оружия и мирных ядерных взрывов;  проживания на  территориях,
подвергшихся   аварийному   загрязнению   радионуклидами  техногенного
происхождения,  в том числе вне пределов Челябинской области, подлежит
специальному  медицинскому наблюдению,  лечению и оздоровлению за счет
средств федерального бюджета.
     Для этой          категории          граждан         составляется
радиационо-эпидемиологический регистр  с   целью   выявления   скрытой
патологии   или  заболеваний  на  ранних  стадиях  для  своевременного
оказания им профилактической,  лечебной и реабилитационной медицинской
помощи, а также для формирования групп повышенного риска.
     2. Группы   повышенного   риска   формируются   по    результатам
медицинского контроля из числа лиц со скрытой или явной патологией,  а
также по величине дозы аварийного облучения и (или)  накопленной  дозы
(при   проживании   на   территориях,  ранее  подвергшихся  аварийному
загрязнению техногенными радионуклидами).
     3. Настоящим  Законом для граждан,  подвергшихся в процессе своей
жизнедеятельности      аварийному      облучению,      устанавливается
дифференцированный   подход   в   принятии  и  реализации  мер  защиты
(радиационной,  медицинской, психологической, социально-экономической,
правовой)   в   зависимости  от  величины  и  характера  радиационного
воздействия  на  организм  пострадавшего  и   его   настоящего   места
проживания.

            ГЛАВА IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНО-
                 ДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  И
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В
                СФЕРЕ     ОБЕСПЕЧЕНИЯ     РАДИАЦИОННОЙ
                             БЕЗОПАСНОСТИ

     Статья 33.    Ответственность   за   нарушение   законодательства
Российской Федерации и законодательства Челябинской  области  в  сфере
обеспечения радиационной безопасности
     Нарушение должностными  лицами  органов  государственной   власти
Челябинской области,  органов местного самоуправления области, органов
управления использованием атомной  энергии,  органов  государственного
регулирования   безопасности,  эксплуатирующих  организаций,  а  также
работниками эксплуатирующих организаций (в том числе командированными)
и  отдельными  гражданами  законов  и  иных нормативных правовых актов
Российской  Федерации  и  Челябинской  области  в  сфере   обеспечения
радиационной   безопасности   влечет   за   собой   ответственность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

            ГЛАВАХ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                  В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ
                             БЕЗОПАСНОСТИ

     Статья 34.  Источники  финансирования  деятельности   в   области
обеспечения радиационной безопасности

     Мероприятия по  обеспечению радиационной безопасности персонала и
населения,  а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
проектные работы в этой сфере деятельности, финансируются за счет:
     а) средств  федерального  и  областного  бюджетов  (на  основании
федеральных и областных целевых программ);
     б) средств эксплуатирующих организаций;
     в) средств   федерального,  областного  и  местных  экологических
фондов;
     г) средств банков и иных кредитных учреждений;
     д) поступлений  от  граждан  и  юридических  лиц,  в  том   числе
иностранных;
     е) средств,    выделяемых    международными    организациями    и
благотворительными фондами.

           ГЛАВА XI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
                 ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
                ОБЛАСТИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ,
                 СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   И
                 ЗАКРЫТЫМИ  АДМИНИСТРАТИВНО -ТЕРРИТО-
                       РИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

     Статья 35.  Взаимодействие исполнительного органа государственной
власти  Челябинской  области с иностранными государствами,  субъектами
Российской  Федерации  и  закрытыми   административно-территориальными
образованиями   в   области   обеспечения   радиационной  безопасности
населения

     1. В целях защиты граждан,  проживающих на территории Челябинской
области, и охраны окружающей среды от вредного воздействия радиационно
опасных объектов,  расположенных  за  пределами  Челябинской  области,
исполнительный   орган   государственной  власти  Челябинской  области
заключает соглашения с иностранными государствами и другими субъектами
Российской  Федерации,  в  которых  оговариваются  порядок  и  условия
взаимодействия,  источники финансирования,  распределение обязанностей
по обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области
при нормальных режимах работы объектов использования атомной  энергии,
а  также  при  возникновении  и  развитии  радиационных аварий на этих
объектах.
     2. В   случае,   когда   объекты  использования  атомной  энергии
расположены  в  закрытом  административно-территориальном  образовании
(независимо  от  размещения  его  в  Челябинской области или вне ее) и
оказывают или могут оказывать влияние  на  радиационную  обстановку  в
Челябинской   области,  исполнительный  орган  государственной  власти
Челябинской  области  при  участии  органов  местного   самоуправления
закрытого   административно-территориального   образования   заключает
соглашение с Правительством Российской Федерации.
     В соглашении  оговариваются  порядок  и  условия  взаимодействия,
источники финансирования,  распределение обязанностей  по  обеспечению
радиационной безопасности населения Челябинской области при нормальных
режимах работы радиационно  опасных  объектов,  а  также  радиационных
авариях на этих объектах.
     3. Для контроля за состоянием радиационной обстановки  в  районах
расположения  радиационно опасных объектов и обеспечением радиационной
безопасности населения  исполнительный  орган  государственной  власти
Челябинской области может назначать своих полномочных представителей в
закрытых административно-территориальных образованиях,  находящихся на
территории Челябинской области.

                 ГЛАВА XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 36. Вступление настоящего Закона области в силу

     Настоящий Закон  области  вступает в силу со дня его официального
опубликования.


     Губернатор
     Челябинской области                     П.И. Сумин


Информация по документу
Читайте также