Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31.05.2001 № 127

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 31.05.2001 г. N 127
        г. Челябинск

     О направлении в Конституционный
     Суд Российской Федерации
     запроса о проверке
     конституционности отдельных
     положений пункта 2 статьи 9 и
     пункта 3 статьи 10 Федерального
     закона "О мировых судьях в
     Российской Федерации" от 17
     декабря 1998 года N 188-ФЗ


     Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Направить в Конституционный Суд  Российской  Федерации  запрос  о
проверке  конституционности  отдельных  положений  пункта 2 статьи 9 и
пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в  Российской
Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ.

     Председатель
     Законодательного собрания               В.Ф. Давыдов


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

     454009, г. Челябинск,          В Конституционный  Суд  Российской
     ул. Кирова 114                 Федерации
     тел. (3512) 65-78-26,          Заявитель:         Законодательное
     факс 33-63-79                  собрание, Челябинской области

     от 15.06.2001 г. N 768/ВД      Адрес заявителя:     454009,    г.
                                    Челябинск, ул. Кирова 114

                                    Представлять интересы заявителя  в
                                    Конституционном Суде    РФ   будет
                                    кандидат юридических          наук
                                    Четвертакова    Елена   Сергеевна,
                                    полномочия              определены
                                    доверенностью от 15 июня 2001 года
                                    N 765/ВД

                                    Орган,  издавший  акт,  подлежащий
                                    проверке:
                                    Государственная Дума  Федерального
                                    Собрания Российской     Федерации,
                                    103265,  г.  Москва,  ул.  Охотный
                                    ряд,     1     Совет     Федерации
                                    Федерального  Собрания  Российской
                                    Федерации, 103426,  г. Москва, ул.
                                    Б. Дмитровка, 26

                                    Нормы, дающие право на обращение в
                                    Конституционный Суд РФ:
                                    п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ
                                    и ст.ст.   36  и  84  Федерального
                                    конституционного     закона     "О
                                    Конституционном Суде    Российской
                                    Федерации" от 21 июля 1994 года  N
                                    1-ФКЗ

                                    Акт, подлежащий проверке:
                                    отдельные положения    пункта    2
                                    статьи  9  и  пункта  3  статьи 10
                                    Федерального  закона  "О   мировых
                                    судьях  в Российской Федерации" от
                                    17  декабря  1998  года  N  188-ФЗ
                                    (Собрание         законодательства
                                    Российской Федерации,  1998, N 51,
                                    ст. 6270; Российская газета, 1998,
                                    22 декабря, N 242)

                                    Основания к рассмотрению запроса:
                                    обнаружившаяся неопределенность  в
                                    вопросе о  том,  соответствуют  ли
                                    Конституции РФ отдельные положения
                                    пункта  2  статьи  9  и  пункта  3
                                    статьи  10  Федерального закона "О
                                    мировых   судьях   в    Российской
                                    Федерации" от 17 декабря 1998 года
                                    N 188-ФЗ


                                ЗАПРОС
         о проверке  конституционности отдельных положений
    пункта 2 статьи 9 и пункта 3  статьи  10  Федерального закона
           "О  мировых судьях в Российской Федерации"
                от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ

     В соответствии с частью 3  статьи  118  Конституции  РФ  судебная
система   Российской   Федерации  устанавливается  Конституцией  РФ  и
федеральным  Конституционным  законом.  В  настоящее  время  принят  и
действует   Федеральный  конституционный  закон  "О  судебной  системе
Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ.
     Согласно статье 4 указанного Федерального конституционного закона
в Российской Федерации  действуют  федеральные  суды,  конституционные
(уставные)  суды  и  мировые  судьи  субъектов  Российской  Федерации,
составляющие судебную систему Российской Федерации.  При этом к  судам
субъектов  Российской  Федерации  относятся конституционные (уставные)
суды  субъектов  Российской  Федерации  и  мировые  судьи,  являющиеся
судьями обшей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
     На основании  статьи  124  Конституции  РФ  финансирование  судов
производится  только  из  федерального  бюджета  и должно обеспечивать
возможность  полного  и  независимого   осуществления   правосудия   в
соответствии  с  федеральным законом.  Аналогичная норма предусмотрена
пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона  "О  судебной
системе   Российской   Федерации",  согласно  которому  финансирование
Конституционного Суда Российской Федерации,  судов  общей  юрисдикции,
арбитражных   судов   и   мировых   судей   осуществляется  на  основе
утвержденных федеральным законом нормативов и  указывается  отдельными
строками  в федеральном бюджете,  а в соответствии с пунктом 3 этой же
статьи  проект  федерального  бюджета  в  части  финансирования  судов
разрабатывает  Правительство  РФ  во  взаимодействии  с председателями
Конституционного Суда РФ,  Верховного Суда  РФ,  Высшего  Арбитражного
Суда РФ,  руководителем Судебного департамента при Верховном Суде РФ и
с  Советом  судей  Российской  Федерации.  При   наличии   разногласий
Правительство  РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения
соответствующих судов,  Судебного департамента при Верховном Суде РФ и
Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.
     В то же время на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона
"О  мировых  судьях  в  Российской  Федерации"  в нарушение статьи 124
Конституции  РФ   материально-техническое   обеспечение   деятельности
мировых  судей,  в  том  числе  финансирование аппарата мировых судей,
возложено на бюджет субъекта РФ.
     В соответствии со статьей 32 Федерального конституционного закона
"О судебной системе Российской Федерации"  аппарат  суда  осуществляет
обеспечение  работы  суда  и подчиняется председателю соответствующего
суда,  а работники аппарата суда являются государственными  служащими.
Применительно  к  институту  мировых  судей  основная функция аппарата
мирового судьи закреплена в статье 9 Федерального  закона  "О  мировых
судьях  в  Российской  Федерации",  согласно  которой аппарат мирового
судьи обеспечивает его работу.
     Таким образом,   выделение   средств  на  материально-техническое
обеспечение деятельности мировых судей (содержание помещений, аппарата
и т.д.) должно осуществляться из средств федерального бюджета.
     Вместе с тем,  несмотря на то, что мировые судьи являются судьями
обшей  юрисдикции  субъектов РФ,  они входят в единую судебную систему
Российской  Федерации,  осуществляют  правосудие   именем   Российской
Федерации  и  в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того,  на мировых  судей  и  членов  их  семей  распространяются
гарантии   независимости   судей,   их   неприкосновенности,  а  также
материального и социально-бытового обеспечения,  установленные Законом
РФ  "О  статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом "О
дополнительных  гарантиях  социальной  защиты   судей   и   работников
аппаратов  судов Российской Федерации".  Иными словами,  мировые судьи
являются  полноправными  членами  судейского   сообщества   Российской
Федерации.
     Изложенную позицию подтверждает буквальное прочтение  статьи  124
Конституции   РФ:   "Финансирование   судов   производится  только  из
федерального бюджета ...",  то есть речь идет о финансировании в целом
и судей, и аппарата, обеспечивающего работу судей.
     С учетом изложенного пункт 3 статьи  10  Федерального  закона  "О
мировых   судьях  в  Российской  Федерации"  противоречит  статье  124
Конституции РФ и не подлежит действию из-за неконституционности.
     Как следствие   вышеизложенного,  пункт  2  статьи  9  названного
Федерального  закона  также  считаем  противоречащим  Конституции  РФ,
поскольку  при  решении  вопроса  об  отнесении  работников аппарата к
категории  государственных  служащих  Российской  Федерации   либо   к
категории  государственных служащих субъекта Российской Федерации (как
это в настоящее время установлено в пункте  2  статьи  9  Федерального
закона "О мировых судьях в Российской Федерации") необходимо учитывать
и  том  числе  за  счет  каких  средств  им   выплачивается   денежное
вознаграждение.
     Руководствуясь статьями 84  -  87  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Законодательное
собрание Челябинской области  просит  Конституционный  Суд  Российской
Федерации
     признать противоречащими   Конституции    Российской    Федерации
положения пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О
мировых судьях в Российской Федерации".

     Приложение:

     1. Копия запроса-30 экз.
     2. Текст  Федерального  закона  "О  мировых  судьях  в Российской
Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ - 30 экз..
     3. Доверенность     представителя    Законодательного    собрания
Челябинской области и  копии  документов,  подтверждающих  право  лица
выступать  в  Конституционном  Суде  Российской  Федерации  в качестве
представителя - 30 экз.
     4. Платежное  поручение  об  уплате государственной пошлины и его
копии в количестве 30 экз.

     Председатель
     Законодательного собрания               В.Ф. Давыдов


     12 декабря 1993 года

                   КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              Статья 124

     Финансирование судов производится только из федерального  бюджета
и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным законом.



     17 декабря 1998                         года N 188-ФЗ

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
               О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             (извлечение)

                                             Принят
                                             Государственной Думой
                                             11 ноября 1998 года
                                             Одобрен
                                             Советом Федерации
                                             2 декабря 1998 года

     Статья 9. Аппарат мирового судьи
     1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его  работу.  Структура  и
штатное  расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке,
предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.
     2. Работники  аппарата  мирового  судьи являются государственными
служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
     Статья 10. Финансирование и материально - техническое обеспечение
деятельности мировых судей
     1. Финансирование  расходов  на  заработную плату мировых судей и
социальные выплаты,  предусмотренные для судей федеральными  законами,
осуществляется   из   федерального   бюджета  через  органы  Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
     2. Должностной  оклад мирового судьи устанавливается в размере 60
процентов  от  должностного  оклада   Председателя   Верховного   Суда
Российской    Федерации.    Должностной    оклад    мирового    судьи,
осуществляющего  деятельность   в   городах   федерального   значения,
устанавливается   в   размере  64  процентов  от  должностного  оклада
Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
     3. Материально  -  техническое  обеспечение  деятельности мировых
судей осуществляют органы юстиции либо  органы  исполнительной  власти
соответствующего    субъекта    Российской    Федерации   в   порядке,
установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также