Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24.06.2004 № 1255

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 24.06.2004 г. N 1255
        г. Челябинск

     О принятии областной целевой
     Программы государственной
     поддержки фундаментальных
     научных исследований и
     высшего профессионального
     образования в Челябинской
     области на 2004 год


     Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Принять областную  целевую  Программу  государственной  поддержки
фундаментальных  научных  исследований  и  высшего   профессионального
образования Челябинской области на 2004 год.


     Председатель
     Законодательного собрания               В.Ф. Давыдов


                                        Приложение
                                        к постановлению
                                        Законодательного собрания
                                        Челябинской области
                                        от 24.06.2004 г. N 1255

                     Областная целевая Программа
    государственной поддержки фундаментальных научных исследований
    и высшего профессионального образования в Челябинской области
                             на 2004 год


                               Паспорт
областной целевой Программы государственной поддержки фундаментальных
    научных исследований и высшего профессионального образования в
                   Челябинской области на 2004 год

     Наименование Программы         - областная целевая Программа
                                      государственной поддержки
                                      фундаментальных научных
                                      исследований и высшего
                                      профессионального образования в
                                      Челябинской области на 2004 год
                                      (далее - Программа)
     Основание и дата принятия        - поручение Губернатора
     решения о разработке Программы   Челябинской области от 18 мая
                                      2004 года
     Государственный заказчик         - Правительство Челябинской
     Программы                        области
     Основной разработчик Программы - Министерство образования и науки
                                      Челябинской области
     Цель Программы                 - государственная поддержка
                                      фундаментальных научных
                                      исследований и высшего
                                      профессионального образования в
                                      Челябинской области
     Задачи Программы               - использование фундаментальных
                                      научных исследований и
                                      научно-педагогического
                                      потенциала высших учебных
                                      заведений (далее - вуз) в
                                      стабилизации социально-
                                      экономической обстановки в
                                      Челябинской области
                                      (далее - область);
                                      социальная защита и поддержка
                                      научно-педагогических
                                      работников, студентов и
                                      аспирантов вузов;
                                      развитие материально-технической
                                      базы вузов и их инфраструктуры;
                                      разработка комплекса мер по
                                      патриотическому воспитанию
                                      студентов
     Сроки реализации Программы     - 2004 год
     Перечень основных  мероприятий - развитие научно-исследовательской
     Программы                        и научно-технической деятельности
                                      учреждений системы образования;
                                      интеграция науки и высшего
                                      образования, выполнение комплекса
                                      приоритетных фундаментальных,
                                      прикладных исследований и
                                      разработок по проблемам
                                      образования, реализация
                                      инновационных проектов и
                                      программ;
                                      использование фундаментальных
                                      исследований  и научно-
                                      педагогического потенциала
                                      вузов в решении задач
                                      стабилизации социально-
                                      экономической  обстановки
                                      в области, внедрение и развитие
                                      на этой основе новых технологий
                                      и наукоемких процессов;
                                      социальная защита и поддержка
                                      научно-педагогических
                                      работников, студентов и
                                      аспирантов вузов, в том числе
                                      разработка комплекса  мер по
                                      социальной и профессиональной
                                      адаптации, физической
                                      реабилитации, обеспечение
                                      профессиональной подготовки
                                      инвалидов;
                                      участие в подготовке
                                      специалистов с высшим
                                      образованием для сельских
                                      районов, научное и научно-
                                      техническое сопровождение
                                      социально-экономических и
                                      культурно-образовательных
                                      преобразований в области;
                                      развитие материально-технической
                                      базы ведущих учреждений высшего
                                      профессионального образования,
                                      развитие системы подготовки и
                                      переподготовки работников
                                      образовательных учреждений и
                                      научно-педагогических работников
     Исполнители основных           - Министерство образования и
     мероприятий Программы            науки Челябинской области,
                                      образовательные учреждения
                                      высшего профессионального
                                      образования области
     Объемы и источники             - областной бюджет - 51203
     финансирования Программы         тыс. рублей
     Ожидаемые результаты Программы - формирование эффективной системы
                                      развития регионального
                                      научно-образовательного
                                      комплекса;
                                      оказание адресной помощи вузам
                                      по укреплению и развитию их
                                      учебно-материальной базы;
                                      разработка и внедрение механизма
                                      взаимодействия Правительства
                                      Челябинской области, органов
                                      местного самоуправления с вузами
                                      на основе принципов социального
                                      партнерства, разграничения
                                      компетенции и полномочий
     Система организации и контроля - Правительство  Челябинской
     за исполнением Программы         области, Министерство образования
                                      и науки Челябинской области.

    Глава I. Содержание проблемы развития фундаментальных научных
        исследований и высшего профессионального образования в
      Челябинской области и обоснование необходимости ее решения

     1. В  Концепции модернизации российского образования до 2010 года
особое внимание уделяется развитию российской высшей школы. В качестве
приоритетных   задач   ставятся  углубление  в  ней  интеграционных  и
междисциплинарных  программ,  повышение   статуса   вузовской   науки,
интеграция университетской, академической и отраслевой науки.
     2. Система  высшего  профессионального  образования   Челябинской
области  включает  в  себя  17  государственных  вузов  (в том числе 3
военных  вуза),  9  филиалов  вузов  городов   России,   4   института
дополнительного образования,  10 негосударственных вузов и 12 филиалов
негосударственных вузов,  а также ряд представительств государственных
и негосударственных вузов.
     3. Кроме Министерства образования и  науки  Российской  Федерации
вузы,  находящиеся  на  территории  области,  отнесены к 10 отраслевым
министерствам  и  составляют  достаточно  яркую  палитру   обеспечения
высококвалифицированными    кадрами    различных   сегментов   сектора
экономики,   науки   и   культуры   по   всему   циклу   гуманитарных,
естественнонаучных и физико-математических дисциплин.
     4. Количество   студентов   только   в   государственных    вузах
увеличилось  более  чем  в 2 раза (с 56 до 164 тыс.  человек) По числу
студентов на 10  тыс.  населения  (389  человек)  область  значительно
превышает    общероссийский    показатель.   По   многим   параметрам,
характеризующим качественное состояние  высшего  образования,  область
входит в первую пятерку среди субъектов Российской Федерации.
     5. Обеспечивая доступность образования,  все государственные вузы
развивают  сеть  филиалов  и представительств в городах Магнитогорске,
Златоусте, Сатке, Троицке, Миассе и других крупных центрах области. На
сегодняшний  день практически не осталось ни одного города,  где бы не
было филиала или представительства вуза.
     6. Итоги   вступительных   экзаменов   последних  лет  показывают
существенный   рост   востребованности   абитуриентов   на   получение
специальностей металлургического,  машиностроительного,  инженерного и
транспортного профилей.  Аналогичные тенденции можно проследить  и  по
вновь   открываемым   специальностям.   Все   это  свидетельствует  об
определенных  позитивных  тенденциях  в  развитии  экономики  области,
является ее своеобразным индикатором.
     7. В  целях  повышения  доступности  образования   и   содействия
сельским  районам,  шахтерским  городам  в  подготовке кадров получила
дальнейшее развитие целевая подготовка специалистов.  В области с 1997
года  осуществляется  губернаторский  набор  абитуриентов.  За  5  лет
количество студентов по губернаторскому набору возросло более чем в  6
раз и составляет в 2004 году 658 человек.
     8. Средние показатели приема и выпуска в  государственных  вузах,
находящихся на территории Челябинской области, следующие:

+--------+----------------------------------------------------------------+
|        |                         Количество (человек)                   |
|        +--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------|
|        | 1997г. |  1998г. | 1999г. | 2000г. |  2001г. | 2002г. | 2003г. |
+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+
|Прием   |  16144 |  19217  |  21948 |  28649 |  31750  |  32840 | 34000  |
+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+
|Выпуск  |   8397 |   8874  |   9539 |  11107 |  13825  |  14385 | 15200  |
+--------+--------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+

     За период  с  1997 года по 2003 год прием в вузы вырос с 16144 до
34000 человек. При среднем показателе роста по России, составляющем 11
процентов,  увеличение  приема  по  области составило по дневной форме
обучения 16 процентов,  а по заочной - 44 процента.  Ежегодно из  стен
вузов   выходят   около   14   тыс.   специалистов  по  400  различным
специальностям,  востребованным  во  всех  отраслях  экономики   и   в
социальной сфере.
     9. Численность     профессорско-преподавательского      персонала
составляет  6307  преподавателей,  в  том  числе  596  докторов наук и
профессоров, 2939 кандидатов наук и доцентов. Более 50 процентов из их
числа  имеют академические звания различных российских и международных
академий.

       Численность профессорско-преподавательского персонала в
          государственных высших учебных заведениях области

+------------------------------------+------------------------------------+
|Преподаватели                       |          Численность (человек)     |
|                                    +-----------+------------+-----------|
|                                    |   2000г.  |    2001г.  |   2003г.  |
+------------------------------------+-----------+------------+-----------+
|Всего                               |    5671   |     5879   |    6307   |
|в том числе:                        |           |            |           |
|доктора наук                        |     479   |      501   |     596   |
|кандидаты наук                      |    2449   |     2477   |    2939   |
|профессора в составе кафедр         |     491   |      516   |     559   |
|доценты в составе кафедр            |    1842   |     1917   |    2083   |
|преподаватели - штатные совместители|     835   |     1003   |    1273   |
+------------------------------------+-----------+------------+-----------+

     10. Ежегодно возрастает качественный состав научно-педагогических
кадров.  Количество докторов и профессоров по сравнению с  1998  годом
увеличилось  на  58,5  процента  (с 376 до 596 человек),  а доцентов и
кандидатов наук - на 12,7 процента (с 2296 до 2939 человек).
     В аспирантуре и докторантуре вузов учатся 1763 человека.  Успешно
функционируют более 40 докторских и кандидатских  советов  по  защитам
диссертаций.
     11. Связь науки, обеспечивающей развитие высшей школы и различных
сегментов   сектора  экономики,  сконцентрирована  в  области  в  трех
академических центрах: Челябинском научном центре отделения Российской
академии   образования,   Южно-Уральском   научном  центре  Российской
академии  медицинских  наук  и  Южно-Уральском  научно-образовательном
центре  Российской  академии  образования.  Здесь сосредоточен высокий
научно-интеллектуальный потенциал,  представляющий  членов  Российской
академии  наук,  членов  отраслевых академий,  международных академий,
докторов  и  кандидатов  наук  всех   отраслей   знаний,   повседневно
участвующих   в  научных  исследованиях,  играющих  важнейшую  роль  в
развитии  экономики  и  формировании  научных  школ  Урала,  Сибири  и
Дальнего Востока.
     Академические центры совместно с вузами области  выполняют  более
150  проектов  в  разных  областях  фундаментальной  науки  и  высшего
образования.
     С 2003  года  в  областном  бюджете  на  очередной финансовый год
предусматриваются средства на развитие академических научных  центров,
грантовую  поддержку  молодежных  научных проектов,  проектов в рамках
конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований,  Российского
гуманитарного научного фонда.
     12. Вузы активно  включились  в  реализацию  федеральных  целевых
программ:   "Электронная   Россия",   "Русский   язык",  "Формирование
установок толерантного сознания и борьба с экстремизмом",  "Интеграция
науки и высшей школы".
     13. С  1998  года  Правительство  Челябинской  области  регулярно
подписывает  соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти
области,  органов  местного  самоуправления   городов   Челябинска   и
Магнитогорска и профсоюзных комитетов студентов вузов области - членов
Российской  ассоциации  профсоюзных  организаций  студентов   (РАПОС).
Данное  соглашение  нормативно закрепило привлечение к работе,  помимо
органов исполнительной власти,  общественных институтов  (общественные
организации,   администрации   вузов,  исполнительные  органы  органов
местного самоуправления),  обозначило их обязательства  по  работе  со
студентами.
     14. В марте 2003  года  Правительством  Челябинской  области  был
принят  план мероприятий по поддержке студенческой молодежи области на
2003 год за счет  средств  областного  бюджета,  включающий  следующие
основные проблемные блоки:
     социальная поддержка  студентов  вузов,   развитие   научного   и
художественного   творчества   студентов   и  досуговой  деятельности,
развитие физической культуры и спорта,  а также создание  условий  для
реализации  в  дальнейшем  данной  Программы.  В 2004 году на эти цели
также выделено 17 млн. рублей.
     15. Особое   значение   имеет   поддержка   отдельных   категорий
студентов:  инвалидов,  сирот,  студентов,  имеющих семьи и других.  В
целом,  более  27  процентов  студентов  имеют  денежные  доходы  ниже
прожиточного минимума. Около 5 процентов являются малообеспеченными.
     Одной из  острейших  проблем  для  студенческой  молодежи сегодня
являются  неудовлетворительные  жилищные  условия  и,  прежде   всего,
проживание   в   студенческих  общежитиях.  В  среднем,  в  общежитиях
различных государственных вузов области сегодня проживает от 10 до  40
процентов студентов.
     16. Студенческая молодежь не пассивна в решении своих  социальных
проблем.  Многие  студенты стремятся найти работу в свободное от учебы
время.  Однако,  как  показывают  исследования,  около  25   процентов
студентов хотели бы иметь работу,  но не могут ее найти.  Это связано,
прежде всего, с отсутствием квалификационных навыков, с уменьшением на
предприятиях рабочих мест, режимом занятости студентов во время учебы.
Вузы стремятся создавать рабочие места в летний период, в основном, за
счет  формирования  студенческих отрядов.  Сегодня практически во всех
вузах они работают.  В основном  это  строительные,  педагогические  и
сельскохозяйственные   отряды,  а  также  отряды  проводников.  Помимо
предоставления рабочих мест деятельность этих отрядов имеет  и  важное
социальное   значение,   является   востребованной   формой  включения
студенчества в процесс  формирования  российского  общества  и  решает
целый ряд проблем:
     выполнение общественных  работ,  таких,  где  сложно   обеспечить
постоянную  занятость,  в  том  числе по месту жительства,  в отраслях
городского хозяйства, в детских оздоровительных и досуговых центрах;
     сохранение структуры и функции социальной помощи населению;
     сдерживание молодежной безработицы  и  создание  новых  временных
рабочих мест;
     приобретение студентами опыта работы  в  "цивилизованных"  сферах
экономики.
     17. В связи с усилением  гуманизации  и  гуманитаризации  высшего
образования,  введением  новых  программ  по  общественным дисциплинам
предстоит   большая   работа   по   развитию    системы    подготовки,
переподготовки     и     повышения     квалификации    педагогических,
инженерно-педагогических, научно-педагогических кадров и руководителей
вузов.
     18. С целью предотвращения  оттока  лучших  научно-педагогических
кадров  из  вузов,  обеспечения своевременного обновления и пополнения
кадрового  потенциала  предусматривается  разработать  и  апробировать
систему стимулов,  направленных на непрерывное повышение квалификации,
позволяющую преподавателям использовать новые обучающие технологии.
     19. Для    повышения    научно-методической    и   педагогической
квалификации преподавателей вузов необходимо финансировать  проведение
ежегодных  межвузовских  конференций регионального характера исходя из
предусмотренного  в  областном  бюджете  финансирования  на  поддержку
вузов.
     20. Система высшего образования области формировалась  в  течение
70  лет.  В  результате  большинство вузов,  находящихся на территории
области,  имеет достаточно солидный срок функционирования,  вследствие
чего   накопилось   много   неотложных   проблем,   связанных   с   их
материально-технической базой.
     21. Программные   мероприятия,   направленные   на  укрепление  и
развитие  научной,  учебной  и  материально-технической  базы   вузов,
находящихся   на   территории   области,  соответствуют  ведущей  идее
концепции высшего образования - выводу системы высшего образования  на
новый качественный уровень.

              Глава II. Ресурсное обеспечение Программы

     22. Источником  финансирования  программных  мероприятий является
областной бюджет - 51 203 тыс. рублей.

                  Глава III. Цели и задачи Программы

     23. Основные      направления      государственной      поддержки
фундаментальных   научных  исследований  и  высшего  профессионального
образования  в  Челябинской  области  на   2004   год   определены   в
соответствии   с   Законом   Российской  Федерации  "Об  образовании",
положениями федеральной программы  развития  образования  (Федеральный
закон  от  10  апреля  2000  года  N 51-ФЗ "Об утверждении федеральной
программы   развития   образования")    и    обеспечивают    стратегию
приоритетного  развития  науки и системы образования области,  а также
меры по ее реализации. К ним отнесены:
     развитие, разработка,   реализация  информационных  технологий  и
методов обучения,  в том числе дистанционных,  участие в  формировании
единого образовательного пространства в области Интернет-образования;
     развитие научно-исследовательской      и       научно-технической
деятельности   учреждений  системы  образования,  интеграция  науки  и
высшего     образования,     выполнение     комплекса     приоритетных
фундаментальных,  прикладных  исследований  и  разработок по проблемам
образования, реализация инновационных проектов и программ;
     развитие материально-технической  базы ведущих учреждений высшего
профессионального   образования,   развитие   системы   подготовки   и
переподготовки     работников     образовательных     учреждений     и
научно-педагогических работников;
     организация подготовки и издания учебной,  научной,  методической
литературы, организация подписки на популярные периодический издания в
сфере образования.
     24. Программа включает ряд мероприятий (таблица).

                                                                Таблица
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  N  |  Наименование мероприятия  |      Ответственные    |     Объем    |
| п/п |                            |       исполнители     |финансирования|
|     |                            |                       |  из средств  |
|     |                            |                       |  областного  |
|     |                            |                       |   бюджета,   |
|     |                            |                       | тыс. рублей  |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  1  |            2               |            3          |      4       |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  1  |Развитие   научно-исследова-|Министерство  образова-|      23000   |
|     |тельской  и научно-техничес-|ния и науки Челябинской|              |
|     |кой  деятельности учреждений|области  (по согласова-|              |
|     |системы  образования, интег-|нию  с   Южно-Уральским|              |
|     |рация  науки и высшего обра-|государственным универ-|              |
|     |зования, выполнение комплек-|ситетом)               |              |
|     |са   приоритетных  фундамен-|                       |              |
|     |тальных, прикладных исследо-|                       |              |
|     |ваний и разработок  по проб-|                       |              |
|     |лемам  образования, реализа-|                       |              |
|     |ция инновационных проектов и|                       |              |
|     |программ                    |                       |              |
|     |                            |Министерство  образова-|       2290   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию    с    Челябинской|              |
|     |                            |государственной   меди-|              |
|     |                            |цинской    академией  и|              |
|     |                            |Челябинским  государст-|              |
|     |                            |венным университетом)  |              |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|Итого|                            |                       |      25290   |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  2  |Использование  фундаменталь-|Министерство  образова-|       3000   |
|     |ных  исследований  и научно-|ния и науки Челябинской|              |
|     |педагогического   потенциала|области  (по согласова-|              |
|     |высшей школы в решении задач|нию   с  Магнитогорским|              |
|     |стабилизации  обстановки со-|государственным универ-|              |
|     |циально-экономической  в об-|ситетом)               |              |
|     |ласти,  внедрения и развития|                       |              |
|     |на этой основе  новых техно-|                       |              |
|     |логий и наукоемких процессов|                       |              |
|     |                            |Министерство  образова-|        200   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию  с ФГУП  Российский|              |
|     |                            |федеральный     ядерный|              |
|     |                            |центр     Всероссийский|              |
|     |                            |научно-исследовательс- |              |
|     |                            |кий  институт техничес-|              |
|     |                            |кой физики им.академика|              |
|     |                            |Е.И. Забабахина)       |              |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|Итого|                            |                       |       3200   |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  3  |Социальная защита и поддерж-|Министерство  образова-|       1500   |
|     |ка научно-педагогических ра-|ния и науки Челябинской|              |
|     |ботников, студентов и  аспи-|области  (по согласова-|              |
|     |рантов  вузов,  в  том числе|нию с Челябинским госу-|              |
|     |разработка  комплекса мер по|дарственным университе-|              |
|     |социальной и  профессиональ-|том)                   |              |
|     |ной   адаптации,  физической|                       |              |
|     |реабилитации,    обеспечение|                       |              |
|     |профессиональной  подготовки|                       |              |
|     |инвалидов                   |                       |              |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|Итого|                            |                       |       2370   |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  4  |Развитие  материально-техни-|Министерство  образова-|       3000   |
|     |ческой базы ведущих учрежде-|ния и науки Челябинской|              |
|     |ний высшего профессионально-|области  (по согласова-|              |
|     |го   образования,   развитие|нию с Челябинским госу-|              |
|     |системы  подготовки  и пере-|дарственным   агроинже-|              |
|     |подготовки  работников обра-|нерным университетом)  |              |
|     |зовательных   учреждений   и|                       |              |
|     |научно-педагогических работ-|                       |              |
|     |ников                       |                       |              |
|     |                            |Министерство  образова-|       3000   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию  с   Магнитогорским|              |
|     |                            |государственным универ-|              |
|     |                            |ситетом)               |              |
|     |                            |Министерство  образова-|       5000   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области (по  согласова-|              |
|     |                            |нию с Челябинской госу-|              |
|     |                            |дарственной медицинской|              |
|     |                            |академией)             |              |
|     |                            |Министерство  образова-|       5000   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию  с   Магнитогорским|              |
|     |                            |государственным  техни-|              |
|     |                            |ческим университетом)  |              |
|     |                            |Министерство  образова-|       4343   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию  с  Уральской госу-|              |
|     |                            |дарственной   академией|              |
|     |                            |ветеринарной медицины) |              |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|Итого|                            |                       |      20343   |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|  5  |Разработка  комплекса мер по|Министерство  образова-|        200   |
|     |патриотическому   воспитанию|ния и науки Челябинской|              |
|     |обучающихся                 |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию с  Челябинским тан-|              |
|     |                            |ковым институтом)      |              |
|     |                            |Министерство  образова-|        670   |
|     |                            |ния и науки Челябинской|              |
|     |                            |области  (по согласова-|              |
|     |                            |нию с Челябинским воен-|              |
|     |                            |ным  автомобильным инс-|              |
|     |                            |титутом)               |              |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|Итого|                            |                       |        870   |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+
|Всего|                            |                       |      51203   |
+-----+----------------------------+-----------------------+--------------+

        Глава IV. Организация управления Программой и контроль
                        за ходом ее выполнения

     25. Управление      реализацией      Программы     осуществляется
Правительством Челябинской области,  Министерством образования и науки
Челябинской области.
     26. На основании Программы ученые советы вузов утверждают целевые
программы   развития   вузов,   структуру   и  направления  подготовки
специалистов, тематику научных исследований.
     27. Главное  управление  образования  и науки Челябинской области
анализирует  ход  исполнения  Программы,   контролирует   расходование
средств вузами в соответствии с основными мероприятиями Программы.
     28. Правительство  Челябинской  области  контролирует  исполнение
Программы  вузами  и  Министерством  образования  и  науки Челябинской
области.















Информация по документу
Читайте также