Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30.11.2004 № 1541

               ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 30.11.2004 г. N 1541
        г. Челябинск

     О принятии Концепции развития
     охотничьего хозяйства и
     воспроизводства животного мира
     Челябинской области
     на 2005-2014 годы


     Законодательное собрание Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять    Концепцию    развития   охотничьего   хозяйства   и
воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы
(приложение).
     2. Предложить  Губернатору  Челябинской  области  разработать   и
принять  план мероприятий по реализации Концепции развития охотничьего
хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005
- 2014 годы.
     3. Рекомендовать исполнительным  органам  государственной  власти
Челябинской области учитывать положения Концепции развития охотничьего
хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005
-  2014  годы  при  разработке  проектов  нормативных правовых актов и
программ по развитию охотничьего хозяйства и воспроизводства животного
мира.


     Председатель
     Законодательного собрания               В.Ф. Давыдов


                                        Приложение
                                        к постановлению
                                        Законодательного собрания
                                        Челябинской области
                                        от 30.11.2004 г. N 1541


                              Концепция
      развития охотничьего хозяйства и воспроизводства животного
             мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы


     Глава I. Состояние охотничьего хозяйства Челябинской области

     1. Животный  мир  в   пределах   Челябинской   области   является
государственной собственностью.
     Пользование животным    миром    -    юридически    обусловленная
деятельность  граждан,  индивидуальных  предпринимателей и юридических
лиц по использованию  объектов  животного  мира.  Охотничье  хозяйство
Челябинской   области  (далее  -  охотничье  хозяйство)  ведется  ради
получения     охотхозяйственной     продукции     (пушнины,      мяса,
лекарственно-технического  сырья  и другой продукции),  предоставления
услуг  в  виде  самой  охоты.  Ведение  охотничьего  хозяйства   имеет
эстетический,   социальный   аспекты,   является   одним   из   важных
инструментов регуляции экосистем (экологический аспект).
     По состоянию  на  первое сентября 2004 года в Челябинской области
действует 28 самостоятельных охотпользователей, за которыми закреплено
6283,6  тыс.  гектаров охотничьих угодий.  Кормовые и защитные условия
этих  угодий  позволяют  поддерживать  высокую  плотность   охотничьих
животных и ежегодно получать значительное количество ценной продукции.
Крупнейшими долгосрочными пользователями охотничьих ресурсов  являются
общества  охотников и рыболовов - члены общественной организации "Союз
обществ охотников и рыболовов" Челябинской области.  Они  осуществляют
пользование  на 66,5 процента угодий.  В ведении управления по охране,
контролю и регулированию использования охотничьих животных Челябинской
области находится 13 процентов охотничьих угодий общего пользования.
     В сфере охотхозяйственной деятельности  постоянно,  временно  или
эпизодически занято около 100 тыс. человек.
     2. Охотничье    хозяйство     базируется     на     использовании
возобновляющихся охотничьих ресурсов.  Особенностью указанных ресурсов
является их динамизм  во  времени  (годовые  и  многолетние  колебания
численности   популяций)   и   в   пространстве   (кочевки,  миграции,
расселение):
     Важнейшим условием   развития   охотничьего   хозяйства  является
сохранение ресурсного потенциала и генофонда более 60 видов охотничьих
птиц и 50 видов охотничьих млекопитающих.
     Отраслевая специфика   охотничьего   хозяйства   исключает    или
ограничивает концентрацию средств производства,  требует экологической
ориентации  в   управлении   ресурсным   потенциалом,   приоритетности
естественных компенсационных механизмов.
     Охотничье хозяйство   осуществляется   на    площадях    основных
землеводопользователей. Отсюда - необходимость интегрального подхода в
смежных отраслях хозяйствования,  отбора взаимоприемлемых  технологий,
согласованности  действий,  правового  и экономического стимулирования
комплексного хозяйствования.
     3. С   начала   90-х   годов   наблюдается   тенденция   снижения
среднегодового объема валовой продукции охотничьего хозяйства.  Вместе
с тем произошло насыщение внутреннего пушного рынка.
     Рост цен  на  горюче-смазочные  материалы,  оружие   для   охоты,
боеприпасы, капканы, предметы снаряжения охотника, найм и приобретение
транспортных средств  превысил  в  4  -  7  раз  рост  цен  на  мясную
продукцию, пушнину и изделия из нее, что поставило охотничье хозяйство
в крайне сложное экономическое положение.
     Работы по  расселению  животных  проводятся  охотпользователями в
основном  за  счет  средств  областного  бюджета.  Уменьшились  объемы
проводимых   мероприятий   по   воспроизводству  охотничьих  животных.
Ухудшилась охрана охотничьих угодий,  в результате чего резко возросло
число случаев браконьерства.
     4. Управление в сфере  охотничьего  хозяйства,  а  также  охрану,
контроль  и  регулирование  использования  объектов  охоты  и среды их
обитания осуществляет управление по охране,  контролю и  регулированию
использования охотничьих животных Челябинской области.
     Ведение охотничьего   хозяйства    осуществляют    индивидуальные
предприниматели  и организации.  В целях более эффективного управления
охотничьим хозяйством охотпользователи могут объединяться в  областную
ассоциацию охотпользователей.
     Основной формой   ведения    охотничьего    хозяйства    является
предоставление    в    долгосрочное    пользование    организациям   и
индивидуальным предпринимателям объектов животного мира в определенных
границах охотничьих угодий.
     Угодья, не переданные охотпользователям для  ведения  охотничьего
хозяйства,   составляют   охотничьи   угодья   общего  пользования.  В
дальнейшем эти территории  могут  быть  использованы  для  организации
охотничьих хозяйств или особо охраняемых природных территорий.  Выдача
разрешений  на  производство  охоты  в  таких  угодьях,  осуществление
охранных  и  воспроизводственных мероприятий возлагается на управление
по охране,  контролю и регулированию использования охотничьих животных
Челябинской области.
     5. В настоящее время уменьшилось количество членов в общественной
организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области и
входящих с ее систему  охотхозяйств.  Расширяется  площадь  охотничьих
угодий общего пользования.
     В перспективе     рационализация      охотпользования      должна
рассматриваться    как    один   из   основных   факторов   сохранения
биоразнообразия.  Высокоорганизованное   охотничье   хозяйство   будет
призвано  обеспечивать не только нормативное изъятие диких промысловых
животных,  но и их воспроизводство,  а также  поддержание  минимальной
численности  животных,  подлежащих регулированию (волк,  серая ворона,
бродячие собаки и кошки и другие).
     Одной из   важнейших  задач  в  сфере  охотничьего  хозяйства  на
современном  этапе  является   привлечение   общественных   охотничьих
формирований  путем  их  стимулирования  охотой  и другими способами к
охране охотничьих угодий, прилегающих к местам жительства охотников.
     Сдерживать рост браконьерства не удается,  несмотря на увеличение
числа вскрываемых  нарушений.  Меры  по  пресечению  незаконной  охоты
неэффективны из-за недостаточной численности работников,  занимающихся
охраной, контролем и регулированием использования охотничьих животных,
их   слабой   материально-технической   оснащенности,  низкого  уровня
заработной   платы,   недостаточностью   нормативно-методического    и
юридического обеспечения.  В такой ситуации многие субъекты Российской
Федерации вынуждены самостоятельно  разрабатывать  концепции  развития
охотничьего   хозяйства   в   целях   принятия  обоснованных  решений,
разработки согласованных планов и скоординированных действий.
     6. Снижение  объема  производства  продукции  и  оказания услуг в
охотничьем хозяйстве на 2 - 5 процентов к уровню 1992  года  произошло
за  счет промысловой продукции,  а удельный вес спортивно-любительской
продукции  и  услуг  несколько  увеличился   в   связи   с   возросшим
потреблением  для  личных нужд и большей адаптированностью охотников и
их общественных объединений к рынку в условиях отмены  государственной
монополии  на  закупки,  переработку,  экспорт  продукции  охотничьего
хозяйства.

         Глава II. Основные принципы государственной политики
          Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства

     7. Государственное  регулирование  ведения  охотничьего хозяйства
обусловлено необходимостью  неистощительного  использования  природных
ресурсов,    влиянием    на   производство   природных   факторов,   и
социально-экономической значимостью охотпользования.
     8. Государственная   политика   Челябинской   области   в   сфере
охотничьего хозяйства представляет собой систему мер законодательного,
экономического    и    контрольного   характера,   разрабатываемых   и
осуществляемых органами государственной власти Челябинской  области  с
участием  граждан,  органов  местного  самоуправления  и  общественных
объединений.
     9. Государственная   политика   Челябинской   области   в   сфере
охотничьего  хозяйства  основывается  на  законодательстве  Российской
Федерации  и  Челябинской  области и осуществляется с учетом традиций,
современного состояния и специфики охоты и  охотничьего  хозяйства,  а
также биологических особенностей охотничьих ресурсов.
     Государственная политика Челябинской области в сфере  охотничьего
хозяйства основывается на следующих принципах:
     1) право  всех   граждан,   индивидуальных   предпринимателей   и
организаций   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  форм
собственности заниматься охотой и ведением охотничьего хозяйства;
     2) сохранение  традиций  в  сфере  охоты и охотничьего хозяйства,
совместимых с неистощительным использованием охотничьих животных;
     3) использование ресурсов охотничьего хозяйства на основе приемов
и методов, обеспечивающих устойчивое состояние экологических систем;
     4) государственная собственность на объекты животного мира;
     5) Широкое привлечение  к  разработке  и  осуществлению  программ
развития   охотничьего   хозяйства  научных  учреждений,  общественных
объединений и хозяйствующих субъектов;
     6) недопустимость  совмещения функций государственного управления
и государственного контроля в сфере охраны и использования  охотничьих
ресурсов с функциями их хозяйственного использования;
     7) платность пользования объектами животного мира.
     10. Субъектами осуществления государственной политики Челябинской
области в сфере охоты и охотничьего хозяйства являются:
     1) Законодательное  собрание  Челябинской области,  Правительство
Челябинской области;
     2) управление  по охране,  контролю и регулированию использования
охотничьих животных Челябинской области;
     3) другие специально уполномоченные государственные органы.

        Глава III. Цели и задачи ведения охотничьего хозяйства

     11. Целями    ведения   охотничьего   хозяйства   на   территории
Челябинской области являются:
     1) рациональное   использование,   сохранение  и  воспроизводство
животного мира Челябинской области,  в том числе редких и  находящихся
под угрозой исчезновения видов животных, увеличение численности ценных
видов охотничьих животных;
     2) обеспечение  прав  граждан на отдых,  благоприятную окружающую
среду, их потребностей в охоте и использовании животного мира;
     3) сохранение  биологического  разнообразия и генофонда животного
мира;
     4) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных районах
Челябинской области;
     5) возрождение  национальных  и  культурных  традиций  российской
охоты.
     12. Основными задачами ведения охотничьего хозяйства являются:
     1) обеспечение научно обоснованного, эффективного использования и
охраны  охотничьих  ресурсов,  сохранения  редких  и  находящихся  под
угрозой исчезновения видов животных;
     2) осуществление   биотехнических  мероприятий,  направленных  на
увеличение   численности    охотничьих    животных    и    интенсивное
воспроизводство,  обеспечение  более  полного  использования  кормовой
емкости охотничьих угодий и повышение их продуктивности;
     3) внедрение   научных   разработок  и  рекомендаций  по  охране,
воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
     4) регулирование  численности вредных для охотничьего и сельского
хозяйства животных, в первую очередь, волков;
     5) развитие  охотничьего  туризма,  сферы  услуг  в сфере охоты и
охотничьего хозяйства;
     6) использование средств,  получаемых от иностранного охотничьего
туризма,  для развития охотничьего хозяйства, таксидермии и трофейного
дела;
     7) развитие охотничьего собаководства.

     Глава IV. Цели и задачи государственной политики Челябинской
                области в сфере охотничьего хозяйства

     13. Важнейшими   целями   государственной   политики  Челябинской
области в сфере охотничьего хозяйства являются:
     1) обеспечение  граждан  правами  на труд,  отдых,  благоприятную
окружающую среду, развитие способностей и удовлетворение потребностей,
а также экономических свобод хозяйствующих субъектов отрасли;
     2) законодательное    закрепление    и     эффективная     защита
социально-экономических     интересов    Челябинской    области    при
использовании охотничьих ресурсов;
     3) сохранение  биологического  разнообразия и генофонда животного
мира Челябинской области;
     4) создание  адекватной  и  экономичной  информационной  базы для
принятия управленческих решений.
     14. Основные  задачи  государственного  управления  на территории
Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства:
     1) координация  деятельности  охотпользователей  при  недопущении
монополизации охотхозяйственной деятельности;
     2) разработка   зонально-дифференцированных   нормативов  ведения
охотничьего хозяйства (численности, норм изъятия и т.д.);
     3) привлечение    охотпользователей    к   обсуждению   правовых,
экономических и экологических аспектов вырабатываемых решений в  сфере
охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
     4) нормативное  и  административное  обеспечение  компенсационных
выплат  при действиях,  ухудшающих состояние объектов животного мира и
среды их обитания;
     5) реализация,  правовых установлений о ведении учета, кадастра и
мониторинга объектов и субъектов охотпользования;
     6) охотэкономическая     инвентаризация     охотничьих    угодий,
оптимизация системы особо охраняемых природных территорий;
     7) обеспечение   эффективной   охраны   охотничьих   ресурсов   и
сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих  угодий)
как основного средства производства в охотничьем хозяйстве;
     8) организация  осуществления  воспроизводственных   мероприятий,
направленных   на   оптимизацию   численности   охотничьих   животных,
обеспечивающих полное использование биологической  емкости  охотничьих
угодий и повышения их продуктивности;
     9) внедрение  научных  разработок  и  рекомендаций   по   охране,
воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
     10) сохранение исторического наследия,  опыта,  традиций в  сфере
охотничьего  хозяйства,  содействие  распространению  знаний и выпуску
печатной продукции о традициях и культуре охоты, охотничьем хозяйстве,
развитие охотничьего туризма, охотничьего собаководства;
     11) осуществление  грамотной  кадровой  политики   в   охотничьем
хозяйстве, повышение квалификации работников охотничьего хозяйства.
     15. Сохранение обширных участков ненарушенной или  малоизмененной
природы для развития охотхозяйственной деятельности,  а также развитие
форм  интенсификации  охотхозяйственной   деятельности   (экологически
допустимая   и   экономически   оправданная   концентрация   ресурсов,
дичеразведение,  зоокультура)  в  комплексе  со   смежными   отраслями
хозяйства.

      Глава V. Правовое, социальное и экономическое обеспечение
                    развития охотничьего хозяйства

     16. Административные  методы  управления  охотничьим   хозяйством
реализуются выдачей и аннулированием лицензий на пользование объектами
животного  мира,  установлением  сроков  охоты,  запретами  на  добычу
отдельных видов охотничьих зверей и птиц.
     Социально-экономические методы     регулирования      охотничьего
хозяйства   заключаются  в  создании  благоприятных  условий  для  его
поддержания и развития.
     Основными задачами  правового  обеспечения  охотничьего хозяйства
являются:
     реализация прав   граждан,   индивидуальных   предпринимателей  и
юридических лиц на предоставление  в  пользование  объектов  животного
мира для охоты и ведения охотничьего хозяйства;
     ведение охотничьего хозяйства,  как на  коммерческой,  так  и  на
некоммерческой основе;
     разнообразие организационно-правовых      форм       организаций,
осуществляющих охотничью и охотхозяйственную деятельность.
     17. Основными  критериями  оценки  результатов   государственного
управления   в   сфере   развития   охотничьего   хозяйства   являются
непрерывность    и    неистощительность    использования     ресурсов,
экономическая эффективность и социальная справедливость.

     Глава VI. Научное и техническое развитие охотничьего хозяйства

     18. С  учетом современных финансовых трудностей необходимо отдать
предпочтение следующим разработкам:
     модернизация на    альтернативной    научной    основе    системы
государственного учета и создание методологической  базы  мониторинга,
прогнозирования     и    кадастра    охотничьих    ресурсов    и    их
эпизоотологического состояния,  а  также  мониторинга  среды  обитания
охотничьих животных;
     разработка эффективных систем воспроизводственных мероприятий;
     обоснование работ по интродукции и реинтродукции диких животных;
     создание системы    организационно-экономического     отраслевого
мониторинга,     информационного     обеспечения     и    формирование
соответствующих баз данных;
     научное обоснование  методов  управления  ресурсным  потенциалом,
ориентированных на поддержание механизмов естественной саморегуляции и
возобновления  популяций  и  экосистем в целях обеспечения устойчивого
пользования  ресурсами  и  сохранения  биоразнообразия  (экологический
приоритет комплексного хозяйствования);
     разработка методов профилактики заболеваний диких животных.
     19. Учитывая  важность и особое положение отдельных видов и групп
видов охотничьих животных (бобров,  сурков,  волков,  лосей, кабанов и
других),  необходимо  более  глубокое  их  изучение  в  рамках целевых
комплексных  программ.  Сохранение  генофонда  и   научно-обоснованное
управление популяциями этих видов имеют первостепенную важность.
     20. Необходимость   распространения   в    Челябинской    области
положительного опыта сочетания научной деятельности, подготовки кадров
и освоения достижений научно-технического прогресса.  Разработка  форм
сотрудничества  научно-исследовательских  учреждений  и высших учебных
заведений.

           Глава VII. Международное сотрудничество в сфере
                        охотничьего хозяйства

     21. Во  внешнеэкономической  сфере  деятельность  государственных
органов управления  охотничьим  хозяйством,  хозяйствующих  субъектов,
научных учреждений и частных лиц должна быть направлена на:
     1) обеспечение выполнения международных  конвенций,  договоров  и
соглашений  (о  биологическом  разнообразии,  водно-болотных  угодьях,
Красной книге Российской Федерации и других), устанавливающих правовую
базу  и  определяющих торгово-экономический и научно-технический режим
охотпользования;
     2) активизацию    контактов    между    зарубежными   охотничьими
организациями,    налаживание    взаимовыгодного    и    равноправного
сотрудничества;
     3) обеспечение участия  охотничьих  организаций  в  международных
выставках,   ярмарках   и   конференциях,   их   представительства   в
национальных   ассоциациях   и   объединениях    охотничье-рыболовного
направления.

       Глава VIII. Финансовое обеспечение охотничьего хозяйства

     Финансирование мероприятий   по  развитию  охотничьего  хозяйства
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Челябинской области.

        Глава IX. Экономический эффект от реализации Концепции
           развития охотничьего хозяйства и воспроизводства
        животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы

     22. Экономический   эффект   от   реализации  Концепции  развития
охотничьего хозяйства и  воспроизводства  животного  мира  Челябинской
области на 2005 - 2014 годы обеспечивается за счет:
     1) экономии  бюджетных  средств,  планируемых  на  финансирование
мероприятий  по сохранению биологического разнообразия животного мира,
охране  и  воспроизводству  объектов  охоты,  за  счет  привлечения  к
реализации этих мероприятий средств охотпользователей;
     2) увеличения поступления налогов  в  областной  бюджет  за  счет
создания   новых   охотничьих  хозяйств,  рабочих  мест  и  расширения
производства охотничьей продукции;
     3) привлечения иностранных инвестиций от организации иностранного
охотничьего туризма;
     4) оздоровления населения Челябинской области.

 Глава X. Современное состояние ресурсов основных охотничьих животных

     23. Оценка распределения и состояния ресурсов охотничьих животных
в Челябинской области  осуществлена  по  материалам  ежегодных  учетов
численности,   подготовленным   управлением   по  охране,  контролю  и
регулированию использования охотничьих животных Челябинской области, а
также  по  материалам общественной организации "Союз обществ охотников
рыболовов"  Челябинской  области  и  по  фондовым  материалам  "Службы
урожая" Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего
хозяйства и  звероводства  имени  профессора  Б.М.  Житкова  (далее  -
ВНИИОЗ).
     Челябинская область       обладает       уникальным       набором
природно-климатических условий.  Это обусловливает богатство животного
мира,  в частности,  видовое разнообразие и обилие охотничьих зверей и
птиц.  Список  охотничьих зверей и птиц в Челябинской области включает
30 наименований основных видов и групп видов.

               Глава XI. Мониторинг охотничьих животных

     24. Мониторингом охотничьих  животных,  опирающимся  на  опросный
метод, с 1935 года занимается ВНИИОЗ.
     Дважды в  год  по  специализированным  региональным   формам   от
добровольных  охотников-корреспондентов  поступает обширная информация
не только о численности охотничьих  зверей  и  птиц,  но  и  о  многих
экологических параметрах (обеспеченности кормами, кочевкам, активности
размножения,  болезнях  и  гибели),  а  также  о  результатах   охоты.
Сложившаяся  во  ВНИИОЗ система мониторинга,  предназначенная для всей
территории России,  может быть использована и  в  системе  мониторинга
охотничьих животных в Челябинской области.
     Объектами мониторинга  являются:  лось,  кабан,   косуля,   бурый
медведь,   соболь,   лесная  куница,  хорек,  колонок,  норка,  выдра,
горностай, волк, лисица, енотовидная собака, рысь, белка, сурок, бобр,
ондатра, заяц, глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая птица и кулик.

     Глава ХII. Рекомендации по эксплуатации ресурсов охотничьих
                     животных Челябинской области

     25. Животный мир Челябинской  области  включает  типичные  лесные
виды и представителей открытых пространств.
     Для ряда видов  животных  характерны  резкие  годичные  колебания
численности  значительной амплитуды с периодом 4 - 5 и даже 10-12 лет.
Большинству видов животных свойственны миграции, особенно птицам.
     Основными и хозяйственно важными охотничьими видами в Челябинской
области являются: белка, ондатра, бобр, сурок, заяц-беляк, заяц-русак,
волк,  лисица,  корсак,  куница,  колонок,  горностай,  хорек, барсук,
норка, выдра, медведь, лось, кабан, косуля, глухарь, рябчик и тетерев,
кулик и водоплавающая дичь, что обусловлено наличием свойственных этим
видам типов угодий.  Многие виды достаточно обычны и  в  антропогенных
ландшафтах.

         Глава XIII. Сохранение и воспроизводство охотничьих
                     животных Челябинской области

     26. Интенсивное  ведение  охотничьего  хозяйства  в   современных
условиях   тяжелейшего   антропогенного   пресса   на  среду  обитания
охотничьих  животных  невозможно   без   систематического   проведения
воспроизводственных    работ,   которые   позволяют   поддерживать  на
оптимальном  уровне  продуктивность  охотничьих  угодий,  сохранять  и
увеличивать   запасы  основных  охотничьих  зверей  и  птиц  в  каждом
хозяйстве и на определенных территориях.
     Развивающийся иностранный  охотничий туризм требует от охотничьих
хозяйств определенных гарантий успеха  при  организации  и  проведении
охотничьих  и экологических туров,  что обязывает руководство хозяйств
по новому смотреть  на  воспроизводственные  мероприятия  и  оценивать
результаты проведения этих работ.
     Необходимость и объем проведения биотехнических  работ  в  каждом
хозяйстве  должны  определяться  специалистами  творчески  с оценкой и
учетом целого ряда факторов:  интенсивности освоения запасов животных,
экономических   интересов   и   технических  возможностей,  конкретных
сложившихся  социальных   и   природноклиматических   условий   данной
местности, а также факторов, лимитирующих естественное воспроизводство
диких животных.
     В основном  воспроизводственные мероприятия должны осуществляться
в тех участках охотничьих  угодий,  где  самовозобновляющиеся  ресурсы
охотничьих  животных  изымают  охотой  до такой степени,  что теряется
способность  компенсировать   этот   ущерб   за   счет   естественного
размножения или там,  где они осваиваются в максимально возможном (без
ущерба  для   естественного   воспроизводства)   размере.   При   этом
нормированное   изъятие   ресурсов   выступает   в  качестве  элемента
рационального   природопользования   и   элемента   ресурсосберегающей
технологии ведения охоты на тот или иной вид животных.
     При постоянном  возрастании  влияния  хозяйственной  деятельности
человека  на  природу  наблюдается коренное изменение условий обитания
диких животных.  В связи с этим охотпользователи, наряду с работами по
воспроизводству    ресурсов    охотничьих    животных,   нужными   для
долговременного неистощительного их  использования,  в  той  или  иной
степени  за счет собственных средств вынуждены компенсировать и ущерб,
наносимый  смежными  отраслями   природопользования.   В   современных
условиях  резко  возрастает  необходимость  выделения из всего перечня
осуществляемых работ наиболее эффективных мероприятий,  так как в ряде
случаев  средства,  вкладываемые  охотпользователями в воспроизводство
зверей и птиц, не окупаются.
     Природоохранные мероприятия   -  комплекс  мер,  направленных  на
охрану охотничьих животных и среду их обитания.
     Воспроизводственные (биотехнические)     мероприятия    -    виды
деятельности,  направленные  на  повышение  продуктивности  охотничьих
угодий  посредством  улучшения условий обитания и снижения воздействия
факторов,  лимитирующих рост численности или  естественное  расселение
диких зверей и птиц.
     Охотхозяйственные мероприятия направлены на подготовку условий  и
создание  предпосылок  для  успешного  осуществления  охоты  и ведения
охотничьего хозяйства.
     Из вышеперечисленных   мероприятий   биотехнические   мероприятия
выступают  одним  из  сильнодействующих   и   результативных   рычагов
управления  популяциями  охотничьих  животных при условии грамотного и
своевременного  их  применения.  Биотехнические  мероприятия  наиболее
применимы  к  аборигенным  видам  животных.  Разные  виды  неодинаково
отзывчивы на биотехнические воздействия:  одни положительно  реагируют
только на отдельные видовые, а другие - на комплексные мероприятия. Но
в  любом  случае  биотехнические  мероприятия  остаются   приоритетным
направлением  в  сохранении  и увеличении ресурсов популяций не только
охотничьих зверей и птиц, но и биоразнообразия в целом.

    Глава XIV. Основные направления развития охотничьего хозяйства
    и охраны диких зверей и птиц на территории Челябинской области

     27. Нормативное   правовое   обеспечение   охраны  и  устойчивого
использования объектов  животного  мира  осуществляется  по  следующим
направлениям:
     1) разработка проектов и принятие нормативных правовых  актов,  а
также  внесение  изменений  в  действующие нормативные правовые акты в
целях реализации Закона Челябинской области  "Об  охоте  и  охотничьем
хозяйстве в Челябинской области;
     2) разработка  и  утверждение  методики  расчета  оценки   вреда,
причиняемого  объектам животного мира и среде их обитания юридическими
и физическими лицами в результате хозяйственной или иной  деятельности
на  территории  Челябинской  области  с  целью  компенсации указанного
вреда;
     3) разработка   требований   по  предотвращению  гибели  объектов
животного мира при осуществлении производственных процессов,  а  также
при эксплуатации транспортных магистралей,  трубопроводов, линий связи
и электропередачи в Челябинской  области  с  целью  сокращения  гибели
диких животных;
     4) разработка и принятие следующих нормативных правовых  актов  в
связи с учреждением Красной книги Челябинской области:
     об утверждении  правил   добывания   объектов   животного   мира,
занесенных в Красную книгу Челябинской области;
     об утверждении  порядка  выдачи  разрешений  на  оборот  объектов
животного  мира,  принадлежащих  к  видам,  занесенным в Красную книгу
Челябинской области;
     об установлении  такс  для  исчисления размера взыскания за вред,
причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов  животного
мира,  занесенных  в Красную книгу Челябинской области (для видов,  не
включенных в Красную книгу Российской Федерации);
     5) принятие   правил   добывания   объектов  животного  мира,  не
отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не  занесенных  в  Красную
книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской области (в этих
правилах  целесообразно  предусмотреть  также  порядок   регулирования
численности серой вороны;  сороки,  бродячих собак и кошек, которые не
отнесены к объектам охоты).
     28. Охранные мероприятия:
     1) организация  специализированного  отряда  по  охране  объектов
животного  мира  (объектов  охоты и видов,  занесенных в Красную книгу
Российской Федерации,  Красную книгу Челябинской области),  надлежащее
материально-техническое обеспечение его функционирования;
     2) организация и осуществление охраны  объектов  животного  мира,
отнесенных  к  объектам  охоты,  путем  проведения рейдов по выявлению
случаев  незаконной  охоты,  а  также  осуществление  государственного
контроля  за соблюдением требований законодательства при осуществлении
производственных процессов,  эксплуатации транспортных средств,  линий
связи и электропередач,  за предотвращением загрязнения среды обитания
сбросами, ядохимикатами, удобрениями;
     3) выполнение  мероприятий  по  регулированию численности волков,
лисиц,  корсаков,  бродячих собак и других животных в целях сокращения
наносимого  вреда  и  предотвращения распространения бешенства,  чумы,
чесотки;
     4) укрепление      материально-технической      базы      органов
государственного охотничьего надзора;
     5) инвентаризация   и   комплексное   экологическое  обследование
охотничьих угодий государственного резервного  фонда  для  определения
целесообразности   придания  им  статуса  особо  охраняемых  природных
территорий или перепрофилирования для ведения охотничьего хозяйства;
     6) инвентаризация  глухариных  токов,  рек,  заселенных  бобрами,
объявление их микрозаказниками в соответствии  с  Законом  Челябинской
области   "Об   особо  охраняемых  природных  территориях  Челябинской
области";
     7) выявление мест обитания объектов животного мира,  занесенных в
Красную  книгу  Российской  Федерации,  а  также   в   Красную   книгу
Челябинской  области.  Проработка  вопросов  отнесения отдельных озер,
озерных  систем  и  других  угодий  Челябинской   области   к   Списку
находящихся  на территории Российской Федерации водно-болотных угодий,
имеющих  международное   значение,   главным   образом,   в   качестве
местообитаний  водоплавающих  птиц,  к создаваемому перечню:  ключевых
орнитологических территорий,  а также придания выявленным  территориям
природоохранного   статуса   разного  уровня  (микрозаказников,  особо
охраняемых участков леса,  воспроизводственных участков и так далее) и
(или) установления постоянных или временных запретов и ограничений тех
или иных видов хозяйственной деятельности;
     8) разработка  и  утверждение  для  Челябинской области зональных
норм и нормативов плотности населения диких зверей и птиц;
     9) разработка  положения о системе мер материального и морального
стимулирования   работников,   занимающихся   охраной,   контролем   и
регулированием   использования   охотничьих   животных,   долгосрочных
охопользователей за активную работу по охране объектов животного  мира
и   среды   их  обитания,  уничтожению  вредных  животных,  проведению
воспроизводственных и биотехнических мероприятий.
     29. Наиболее   целесообразна   следующая   структура  мониторинга
охотничьих животных:
     1) ежегодный  двукратный  опрос  охотников  -  корреспондентов по
широкому спектру вопросов ("служба опроса") подсистеме "Службы урожая"
ВНИИОЗ;
     2) проведение зимнего  маршрутного  учета  по  видам,  подлежащим
учету в зимних условиях (один раз в два-три года);
     3) проведение специализированных  областных  видовых  учетов,  не
проходящих  по системе зимнего маршрутного учета (горные,  полуводные,
зимоспящие, летние виды и так далее) в промежутке между годами ведения
(по каждому виду или группе видов один раз в 3-5 лет);
     4) использование данных Летописи природы системы заповедников для
получения  базовых данных по численности видов,  отнесенных к объектам
охоты.
     30. Повышение   квалификации  работников,  занимающихся  охраной,
контролем   и   регулированием   использования   охотничьих   животных
Челябинской области:
     1) проведение курсов повышения квалификации,  семинаров и учебы с
работниками,   занимающимися   охраной,   контролем  и  регулированием
использования охотничьих животных Челябинской  области,  по  повышению
уровня   правовой   квалификации   (законодательство,  устанавливающее
ответственность,  правильное оформление документов,  фиксирующих факты
нарушений   и   причинения   вреда,  постановлений,  о  привлечении  к
ответственности,  материалов для возбуждения уголовных дел,  взыскания
причиненного ущерба,  обращения в судебные и другие правоохранительные
органы),  обмену опытом по способам и методам охраны  животного  мира,
привлечению   нарушителей  к  ответственности,  технике  безопасности,
необходимой обороне, координации действий и другие мероприятия;
     2) обеспечение  работников,  занимающихся  охраной,  контролем  и
регулированием   использования   охотничьих   животных    юридической,
нормативно-технической  и  методической  документацией  и  литературой
(правила,  сборники нормативных правовых актов и другие  документы,  в
сфере   охраны   и   использования   объектов  животного  мира,  книги
"Комментарии к Федеральному закону "О животном мире", "Ответственность
за незаконную охоту",  "Управление, популяциями охотничьих животных" и
другими книгами в указанной сфере);
     3) разработка    правил    (методических   указаний)   проведения
мероприятий,  по контролю деятельности долгосрочных  охотпользователей
объектами животного мира, охраной животных и среды их обитания другими
хозяйствующими субъектами.
     31. Массово-разъяснительная работа и экологическое просвещение:
     1) формирование   экологического    мировоззрения    в    области
охотничьего хозяйства и смежных с ним отраслей природопользования;
     2) организация   систематической   разъяснительной    работы    с
природопользователями  и  местным  населением (выступления в средствах
массовой информации, издание и тиражирование буклетов, брошюр, книг) о
необходимости  охраны  животного  мира (особенно редких видов зверей и
птиц),   рациональном   использовании    охотничьих    ресурсов,    об
ответственности   за   нарушение  законодательства  в  этой  сфере,  о
болезнях,  источником заболевания которых являются дикие  животные,  о
мерах их профилактики;
     3) проведение выставок,  конкурсов  и  соревнований,  месячников,
пропагандирующих   вопросы  охраны,  воспроизводства  и  рационального
использования   животного   мира,   поднимающих   престиж   работников
охотничьего хозяйства;
     4) издание массовым тиражом и распространение Закона  Челябинской
области  "Об  охоте  и  охотничьем  хозяйстве  в Челябинской области",
Правил  охоты  на  территории  Челябинской  области,   Красной   книги
Челябинской области, карт охотничьих хозяйств и охраняемых территорий,
выпуск различных  брошюр,  наглядных  пособий,  плакатов,  памяток  по
технике   безопасности   на   охоте,   биологии   животных,  борьбе  с
браконьерством.





Информация по документу
Читайте также