Расширенный поиск

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.02.2009 № 1568

 
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ          
                                                                      
                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          
                                                                      
      от 26.02.2009 г. N 1568
         г. Челябинск

      О комплексном докладе
      Губернатора Челябинской области,
      председателя Правительства
      Челябинской области П.И. Сумина
      "Об итогах социально-экономического
      развития Челябинской области
      в 2008 году и задачах на 2009 год"


      Заслушав комплексный  доклад  Губернатора  Челябинской  области,
председателя  Правительства Челябинской области П.И. Сумина "Об итогах
социально-экономического развития Челябинской области в  2008  году  и
задачах на 2009 год", Законодательное Собрание Челябинской области
      ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1.   Комплексный   доклад   Губернатора   Челябинской   области,
председателя  Правительства Челябинской области П.И. Сумина "Об итогах
социально-экономического развития Челябинской области в  2008  году  и
задачах на 2009 год" принять к сведению.
      2.  Одобрить   реализуемые   органами   государственной   власти
Челябинской  области  меры  по  снижению  негативного влияния мирового
финансового кризиса на экономику Челябинской области, в  том  числе  в
части:
      содействия занятости  населения  -  сохранение  рабочих  мест  и
стимулирование  создания  новых  рабочих  мест,  сохранение  кадрового
потенциала  организаций  Челябинской  области,  создание  условий  для
сдерживания  роста  численности  увольняемых  работников и безработных
граждан;
      поддержки   реального    сектора    экономики    -    реализацию
территориального   заказа   на   продукцию   промышленных  предприятий
Челябинской области, расширение внутриобластного потребления продукции
промышленных предприятий Челябинской области в рамках кооперации;
      поддержки предпринимательства - предоставление за  счет  средств
областного  бюджета  субсидий  и поручительств, оказание имущественной
поддержки в виде предоставления в  аренду  имущества,  находящегося  в
государственной  собственности  Челябинской  области,  на долгосрочной
основе   и   по   льготным   ставкам   арендной   платы,    устранение
административных   барьеров   при   осуществлении  предпринимательской
деятельности;
      снижения  налоговой  нагрузки  -  введение  упрощенной   системы
налогообложения  индивидуальных  предпринимателей на основе патента на
территории  Челябинской  области,  снижение   налоговой   ставки   при
применении   упрощенной  системы  налогообложения  для  организаций  и
индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих  приоритетные   виды
деятельности, с 15 до 10 процентов;
      экономии средств  областного  бюджета  -  оптимизацию  бюджетных
расходов,  в  том числе путем мониторинга реализации областных целевых
программ с целью повышения их эффективности,  повышение  эффективности
управления государственной собственностью Челябинской области;
      привлечения   средств   федерального   бюджета   -    реализацию
инфраструктурных   проектов,  софинансирование  объектов  капитального
строительства,  поддержку  ипотечного  кредитования,   государственную
поддержку предпринимательства, содействие занятости населения;
      социальной  защиты  населения  -  государственную  поддержку   в
приобретении  жилья для льготных категорий граждан, предоставление мер
социальной  поддержки  и   социальных   услуг   отдельным   категориям
населения.
      3.  Комитетам  Законодательного  Собрания  Челябинской   области
продолжить  работу  по  совершенствованию законодательства Челябинской
области, обеспечивающего  реализацию  комплекса  антикризисных  мер  в
Челябинской области.
      4. Рекомендовать органам местного  самоуправления  муниципальных
образований Челябинской области:
      организовать и осуществлять работу по сохранению  рабочих  мест,
своевременной  выплате заработной платы, созданию новых рабочих мест и
организации общественных работ для безработных граждан;
      активизировать  работу  по  увеличению  доходной  части  местных
бюджетов;
      разработать и реализовать меры, направленные  на  оптимизацию  и
повышение эффективности расходов местных бюджетов.


      Председатель
      Законодательного Собрания
      Челябинской области                В.В. Мякуш



                                   Доклад                             
               Губернатора Челябинской области, Председателя          
               Правительства Челябинской области П.И. Сумина          
                "Об итогах социально-экономического развития          
           Челябинской области в 2008 году и задачах на 2009 год"     

                   Уважаемые жители Челябинской области!              
                  Уважаемые депутаты и участники заседания            
                         Законодательного Собрания!                   

      Нынешний   доклад   приходится   делать   в   крайне   непростых
экономических  условиях.  Время  вновь испытывает нас на прочность. На
этот раз кризис затронул все страны, все регионы и  сферы  жизни.  Это
глобальный  вызов  глобальной  экономике.  Выйти из него поодиночке не
получится ни у кого. Президент России Д.А. Медведев призвал  совместно
- всем миром, всей страной искать точки нового роста.
      Тем более, что за последние годы в стране произошла консолидация
всех  конструктивных  общественных  сил,  государственных институтов и
структур гражданского  общества.  Это  убедительно  продемонстрировали
выборы Президента Российской Федерации, солидарная реакция общества на
события в Южной Осетии.
      Особенности кризиса состоят в том, что больнее, а я бы сказал  -
вероломней  всего,  он  ударил  по  развитым, индустриальным регионам,
регионам-донорам. В  силу  исторических  факторов  и  специфики  нашей
промышленности мы оказались сильно зависимы от мировой конъюнктуры, от
экспорта, от цен на  металл.  Это  не  плата  за  нашу  приверженность
металлургии. Это плата за интеграцию в мировой рынок.
      Но мы заплатили бы  не  в  пример  больше,  останься  сидеть  за
высоким забором, в стороне от новых технологий, от внешнеэкономических
связей, от мирового опыта торговли и производства.
      Годы экономического подъема дали нам не просто передышку,  чтобы
восстановить  экономический  потенциал страны, области. Наша экономика
изменилась качественно. За  последние  10  лет  более  чем  наполовину
обновлены  производственные  мощности,  введены  в строй десятки новых
заводов и производств. В техническую модернизацию  вложено  свыше  315
млрд.   рублей.  Вдвое  выросли  производительность  труда  и  валовой
региональный продукт, который  в  минувшем  году  составил  670  млрд.
рублей.
      Причем  существенно  изменилась   сама   структура   ВРП.   Доля
обрабатывающего  производства, включая сегмент тяжелой промышленности,
сократилась до 40,4 процента,  доля  малого  бизнеса  с  11  (обратите
внимание!)    выросла   до   25,1   процента,   увеличились   сегменты
строительства, транспорта, связи и торговли. Область была  и  остается
конкурентоспособной. Доказательством тому рост внешнеторгового оборота
- до 11,7 млрд. долларов и  межрегионального  товарооборота  до  429,5
млрд. рублей.
      Область живет, развивается. А  любой  живой  организм  подвержен
болезням,   кризисам,  и  их  не  избежать,  к  ним  почти  невозможно
подготовиться, заранее "подстелить соломки".
      Сложно   определить   масштабы   последствий,   прежде    всего,
социальных,  но  важно  свести  их  до минимума и научиться работать в
жестких условиях. В этой ситуации главное не растеряться. Кризис - это
не  конец  света.  Он  не  перечеркнул все то, что создали южноуральцы
своим  напряженным  трудом,  но  высветил  скрытые  проблемы,  решение
которых неотложно.
      В первой половине минувшего года динамика  экономического  роста
области  превышала  10  процентов.  Но  уже  в октябре началось резкое
снижение промышленного производства, в первую очередь  в  металлургии.
На   ММК   и   Челябинском  трубопрокатном  заводе  в  декабре  объемы
производства к декабрю 2007 года сократились почти до 40 процентов, на
Златоустовском металлургическом - до 45, на ЧМК - до 72 процентов.
      Из-за резкого падения спроса на  металл,  снижения  цены  начали
выводиться  из производства доменные печи, коксовые батареи, прокатные
станы. Был  остановлен  завод  "Уфалейникель",  существенно  снизилось
производство  меди  и  цинка.  А  общеизвестно, что доля металлургии в
промышленности области составляет 63 процента, в областном  бюджете  -
33 процента.
      Мировой  финансовый  сбой  буквально  оглушил  реальный   сектор
производства.  Снижение спроса и неопределенность на рынке потянули за
собой  "в  минус"  часть  машиностроительного  комплекса,  предприятия
стройиндустрии,  топливно-энергетического  комплекса,  часть  малого и
среднего бизнеса.
      Объем промышленного  производства  в  2008  году  составил  96,1
процента  к  предыдущему  году (такого у нас не было давным-давно). Но
ситуация могла развернуться намного хуже. Нам удалось в этих  условиях
не растеряться, сохранить деловитость, предпринять первоочередные меры
по смягчению ударов кризиса, снизить градус падения.
      Я   глубоко   признателен   за   это    трудовым    коллективам,
промышленникам,   финансистам,  инвесторам,  профсоюзам,  общественным
организациям, вам, уважаемые депутаты Законодательного Собрания.
      Мы ситуацию в целом держали и держим на контроле. Мы провели  не
одну   встречу   с   представителями   большого   и   малого  бизнеса,
руководителями банков, промышленности  и  строительства.  Опираясь  на
общее  понимание  глубины проблем, разработали план антикризисных мер,
не  теряя   времени,   направили   наши   предложения   Президенту   и
Правительству  Российской  Федерации.  В  своем  большинстве они нашли
поддержку и реализуются в  масштабах  страны.  Разработан  федеральный
пакет   антикризисных  мер,  который,  я  в  этом  уверен,  даст  свои
положительные результаты.
      Организацию и  контроль  выполнения  областного  и  федерального
антикризисных   планов   осуществляет   антикризисный  штаб.  Работают
антикризисные группы по промышленности, строительству, АПК, по  малому
бизнесу,  занятости, по доходам и эффективному использованию бюджетных
средств. Антикризисные  штабы  созданы  и  действуют  в  муниципальных
образованиях.   Идет   постоянный   мониторинг  ситуации,  вносятся  и
реализуются дополнительные меры.
      Содержание  этих  мер  направлено  на  стабилизацию  ситуации  в
реальном  секторе  экономики. В ноябре - декабре на точечную поддержку
крупного, среднего и малого бизнеса, АПК  Законодательное  Собрание  и
Правительство области выделили 2,7 млрд. рублей - помощь оказана более
170 хозяйствующим субъектам. Многим это здорово помогло.
      Удалось в определенной мере разблокировать финансовые  потоки  в
реальный сектор экономики. За три месяца банками выдано более 50 млрд.
рублей кредитных ресурсов. Челябинской области в  декабре  подтвержден
высокий  кредитный  рейтинг  уровня  Аа1.ru  (и  это  в самый "разгар"
кризиса!). В федеральный список на предоставление  кредитных  гарантий
государства   вошло  29  наших  системообразующих  предприятий,  почти
десятая часть претендентов. Перед Правительством  РФ  нами  поставлена
проблема доступа региональных банков к ресурсам Центробанка и снижения
кредитных ставок. Мы нашли определенное взаимопонимание,  и,  надеюсь,
что эти вопросы будут решены положительно.
      В то же время ситуация в реальном секторе экономики  по-прежнему
остается  чрезвычайной  напряженной  и  сложной. Промышленные объемы в
январе текущего года сократились  к  декабрю  еще  на  22,5  процента.
Тревогу вызывают возрастающие суммы взаимных неплатежей.
      Мы, безусловно, продолжим усилия по расшивке локальных  проблем.
Но  положение  дел  требует мер системного и принципиального характера
применительно к каждой отрасли. В  реальном  секторе  экономики  перед
нами  жестко  стоят  две  главные  задачи.  Это, во-первых, обеспечить
устойчивую  работу  предприятий  и  восстановить  объемы  производимой
продукции,  во-вторых,  восстановить  объемы продаж и, соответственно,
платежи за проданную продукцию.
      Сделать   это   надо   за    счет    повышения    инвестиционной
привлекательности     области,    инноваций,    модернизации,    роста
конкурентоспособности продукции. Что касается инвестиций, в 2008  году
рост  по  ним  составил 112,4 процента, суммарно - 178,4 млрд. рублей.
Как и в прежние годы, большую часть  составляют  собственные  средства
предприятий.   В   нынешних   условиях  это  является  стабилизирующим
фактором. Существенно вырос объем  иностранных  вложений,  составив  3
млрд.  167  млн.  долларов.  В области введено 18 крупных промышленных
цехов и новых производств.
      На  Южно-Уральском  экономическом  форуме  подписано   еще   105
инвестиционных  соглашений общим объемом 400 млрд. рублей. Большинство
крупных проектов и сейчас остаются в планах инвесторов, хотя некоторые
и скорректированы по срокам (оно и понятно - кризис!).
      Неделю  назад  я  был  на  строительстве   стана   "5000".   Это
действительно  масштабный, уникальный проект стоимостью более 40 млрд.
рублей,   мощностью    1,5    млн.    толстого    высококачественного,
импортозамещающего  листа.  Для  обеспечения  стана высококачественной
заготовкой строится агрегат внепечной обработки стали. Подобного стана
в России, да и в мире, нет!
      Сейчас  на  его  сооружении  работает  коллектив  строителей   и
металлургов   численностью   5  тыс.  человек.  Были  планы  завершить
строительство в конце этого года. Но с учетом экономического  кризиса,
который  все  равно  закончится, В.Ф. Рашников поставил и осуществляет
задачу ввести в эксплуатацию стан ко Дню металлурга, то  есть  в  июле
текущего года.
      Под этот лист  на  трубопрокатном  заводе  (А.И.  Комаров,  А.А.
Федоров)   высокими  темпами  строится  трубоэлектросварочный  цех  по
производству труб  большого  диаметра.  Не  остановлено  строительство
универсального  рельсобалочного  стана  на  ЧМЗ  (И.В.  Зюзин  и  С.Е.
Малышев). Это тоже  уникальный  цех  по  выпуску  длинномерных  рельс,
которые  будут  востребованы, в том числе для строительства скоростных
дорог.
      Руководители  названных   мною   и   других   предприятий,   где
инвестиционные  процессы в условиях планетарного кризиса не "затухли",
а   напротив   усиливаются,   заслуживают   реальной    поддержки    и
благодарности.
      В нынешних условиях иное звучание приобретает  мегапроект  "Урал
промышленный  -  Урал  Полярный", которому много сил и внимания уделял
покойный Петр Михайлович Латышев. Проект активно поддержан полномочным
представителем  Президента  в  Уральском  федеральном  округе Николаем
Александровичем Винниченко.  Металлургическим  предприятиям  остро  не
хватает  сырья,  машиностроителям  нужны  новые рынки сбыта продукции.
Намерение участвовать в освоении Уральского Севера высказали более  30
предприятий области.
      Также  важно  помочь  нашим  предприятиям  войти   и   в   такие
мегапроекты,  как  "Сочи-2014",  "Балтийская трубопроводная система" и
другие.
      Вторым эффективным механизмом выхода реального сектора экономики
из  кризиса является ускоренное развитие инновационной деятельности. В
структуре  производства   доля   инновационной   продукции   превышает
общероссийский  уровень  (9  %  против 5), но до прорыва еще далеко. В
текущем году надо добиться прироста инновационной продукции  не  менее
чем  на  1,5 - 2 процента. Это задача владельцев предприятий, бизнеса,
вузовской науки, научно-исследовательских коллективов.  Ее  реализации
должны  максимально  способствовать  министерства экономического блока
правительства области.
      В  области  созданы  Фонд  содействия   развитию   инновационных
инвестиций    в    объеме   240   млн.   рублей,   3   технопарка,   4
бизнес-инкубатора. В их рамках работают 48 инновационных  предприятий,
которые    разрабатывают   новые   технологии   и   материалы.   Самым
перспективным разработкам следует обеспечить "зеленую улицу".
      Усиление инвестиционной и  инновационной  деятельности  особенно
актуально  для предприятий оборонно-промышленного комплекса. В прошлом
году наметились положительные результаты в его работе.  Вместе  с  тем
область  направила  в  Правительство  России  предложение обеспечивать
формирование оборонного заказа на 3 - 5 лет  и  начинать  авансировать
работы   уже   в   декабре,  накануне  года  выполнения  госзаказа.  У
предприятий  ОПК  и   машиностроительного   комплекса   области   есть
возможность   занять   те  ниши,  которые  в  условиях  кризиса  будут
освобождаться иностранными производителями.
      Потери в промышленности были бы  еще  больше,  если  бы  область
последовательно  не  проводила  политику диверсификации. Доказали свою
эффективность меры по поддержке легкой промышленности, которая еще лет
10   назад  была  на  грани  исчезновения.  В  2008  году  предприятия
текстильной, швейной и обувной отраслей  превзошли  темпы  предыдущего
года,  и  этот  успех  необходимо  закрепить,  используя  тенденцию  к
сокращению импорта и повышению спроса на отечественные товары.
      Еще один эффективно действующий в условиях  кризиса  механизм  -
это  территориальный заказ на товарно-сырьевые ресурсы. В текущем году
в его рамках будут поставлены металлопродукция, цемент  и  уголь.  Что
касается угля, то его сбыт остается весьма серьезной проблемой. Кризис
еще туже завязал узел вокруг  наших  углей,  угрожая  жизнеспособности
всего   угольного   бассейна.   Правительство   области,  руководители
угольного бассейна стремятся не допустить этого.
      При существующих  объемах  внешнего  и  внутреннего  потребления
неизбежен  рост  цен  на  природный  газ,  о  чем неоднократно говорил
Председатель Правительства РФ В.В. Путин.
      В этих условиях "угольная страховка" однозначно необходима, и  в
первую  очередь для самих генерирующих компаний. По углю нам необходим
трехгодичный план. Эту задачу, наряду с решением проблемы выделения на
поддержку  угольной  отрасли федеральных средств, предстоит настойчиво
решать руководству  энергетических  компаний,  собственникам  угольной
компании и правительству области.
      Под  нашим  контролем  находится  модернизация   энергетического
комплекса.  В соответствии со Стратегией развития области до 2020 года
и Схемой территориального планирования  через  шесть  лет  область  из
энергетически  дефицитной  должна  стать  самодостаточной.  Это  можно
решить с пуском в декабре т.г. 3-го энергоблока  ТЭЦ-3  мощностью  220
мегаватт,   коренной   модернизации   Южноуральской   ГРЭС   и  других
электростанций. Продолжаются работы по уточнению  площадки  размещения
АЭС.
      Задачей задач в условиях кризиса  является  устойчивое  развитие
аграрно-промышленного  комплекса. Год для предприятий АПК завершился с
положительной динамикой. Выпуск продукции превысил 63,5 млрд.  рублей.
Собрали миллион 760 тыс. т. зерна, неплохой урожай картофеля и овощей.
Возвращено в оборот 120 тыс. га брошенных земель.  Цель  на  ближайшие
два - три года - вернуть в оборот еще порядка 200 тыс. га.
      Более чем на треть выросло за год производство мяса птицы  -  до
142  тыс.  т.  Область  заняла  в  России 4-е место по объемам мясного
птицеводства и производству яиц (миллиард 315 млн. штук).
      Происходят  серьезные  изменения  в   молочном   животноводстве.
Получено  свыше  600  тыс.  т.  молока.  Надои вплотную приближаются к
рубежу в 3600 кг на одну  корову  (давно  ли  боролись  за  3-тысячный
рубеж!).  В  молочном  животноводстве  заложены  большие экономические
резервы, надо  их  максимально  использовать.  Министерству  сельского
хозяйства   необходимо   более   четко  выстроить  оценочную  методику
показателей,  чтобы  рост  надоев  был  увязан  с  ростом  численности
молочного  стада - тогда и вал не будет "топтаться" на месте из года в
год.  В  этом  плане  заслуживают   положительной   оценки   хозяйства
Варненского,  Каслинского,  Кунашакского,  Нагайбакского  и Увельского
районов, увеличившие и надои, и поголовье молочного стада.
      В текущем году  продолжится  масштабное  переоснащение  отрасли.
Область  дополнительно  выделила  немалые средства на приобретение 188
молокопроводов, взяла на себя половину расходов на  создание  доильных
залов.  Безусловно, мы рассчитываем на эффективную отдачу. Планируется
получить в среднем  от  фуражной  коровы  3900  кг  молока;  увеличить
производство  мяса  до  256  тыс.  т,  а мяса птицы - до 155 тыс. т. С
учетом положительных прогнозов, есть возможность значительно превзойти
урожай зерновых уровня прошлого года.
      Эти  планы  реальны.  От  их  реализации   во   многом   зависит
продовольственная     безопасность    области.    Доля    импорта    в
продовольственной корзине за десять лет сократилась у нас с 30 до  3,7
процента,  почти  в  10  раз.  Область обеспечивает себя производством
основных  видов  продуктов  -  зерном,  хлебобулочными  и  макаронными
изделиями,  картофелем, овощами, мясом скота и птицы, яйцом. Предстоит
достичь более полного  обеспечения  молоком  и  молочными  продуктами.
Продовольственная  безопасность  области  по  своей  важности - задача
стратегическая. Мы знаем мегаполисы, которые завозят до  50  процентов
продуктов питания, ничего хорошего в этом нет.
      В нынешних условиях  чрезвычайно  важно  практически  поддержать
малый  и  средний  бизнес, и мы это будем делать. Сегодня малый бизнес
столкнулся  с  ужесточением  кредитной  политики  банков,   повышением
процентных    ставок,   отсутствием   оборотных   средств,   снижением
покупательского спроса, повышением арендной платы.
      Поддержка будет оказываться, и уже  оказывается,  по  нескольким
направлениям.   Это  снижение  административных  барьеров;  финансовая
поддержка; снижение налоговой  нагрузки;  имущественная  поддержка,  а
также  оптимизация тарифов на подключение к технологическим сетям, что
позволит снизить плату для предпринимателей в 5 - 7 раз.
      Правительство области поддержало около  сотни  субъектов  малого
предпринимательства.  Создан  Гарантийный  фонд  кредитования.  Принят
областной закон, открывающий выкуп арендуемого имущества  в  рассрочку
до  5  лет.  В  этой связи Главам муниципальных образований необходимо
взять под личную ответственность  исполнение  поручения  Президента  -
незамедлительно    принять    перечень    муниципального    имущества,
передаваемого   в   аренду   малому   бизнесу.   Включить   в    схемы
территориального  планирования  положение  по предоставлению земельных
участков для создания объектов недвижимости  для  субъектов  малого  и
среднего бизнеса.
      Надежды  на  малый  бизнес  большие,  он   дает   15   процентов
поступления  в  бюджет  области,  обеспечивает  занятость  594 тысячам
южноуральцев. Мною дано поручение подготовить дополнительные  меры  по
поддержке     приоритетных     направлений     малого    и    среднего
предпринимательства, включая снижение с 15 до 10 процентной ставки  по
упрощенной системе налогообложения.
      Для  оживления  предпринимательского  рынка  по  согласованию  с
прокурором области А.П. Войтовичем принято распоряжение Губернатора по
приостановлению  плановых  проверок  предприятий  малого  и   среднего
бизнеса   как   муниципальными,   областными,   так   и   федеральными
контролирующими  организациями.  Мы  установим  жесткий  контроль   за
исполнением этого распоряжения.
      Безусловно, нужно по-новому подойти и к  проблемам  строительной
отрасли.  В минувшем году строители ввели в строй 2 млн. 24 тыс. кв. м
жилья! Это знаковый результат за всю историю области. Этим результатом
наши  строители  подтвердили  свой  мощный  созидательный  потенциал и
высокий профессионализм. Большинство глав городов и районов эффективно
способствовали  увеличению  объемов  строительства  жилья. И среди них
главы Челябинска, Магнитогорска, Копейска, Миасса, Сосновского района.
      Но кризис поставил  строителей  на  грань  серьезной  стагнации:
объем  реализации квартир снизился, средства, в том числе и кредитные,
стали малодоступными. Чтобы смягчить эти удары и,  в  первую  очередь,
поддержать  ипотечное  кредитование, областной корпорации по ипотеке и
жилищному строительству выделено 500 млн. рублей. Ее уставный  капитал
сейчас  составляет  2  млрд.  608  млн. рублей. Финансовую поддержку в
приобретении жилья получили 2300  молодых  семей  и  семей  работников
бюджетной   сферы.   С   целью   поддержки   строителей  в  реализации
построенного жилья подписано Соглашение с Министерством обороны  РФ  о
продаже ему 3 тыс. 500 квартир.
      Решен вопрос с федеральным  ипотечным  агентством  по  выделению
Челябинской  области  1  млрд.  900 млн. рублей на выкуп закладных. На
условиях софинансирования с Фондом  содействия  реформирования  ЖКХ  у
строителей  в  декабре  на  1  млрд.  600  млн. рублей приобретено под
расселение семей из  ветхого  жилья  1204  квартиры.  На  текущий  год
оформлены контракты на покупку еще 1086 квартир.
      Областная  корпорация   по   строительству   жилья   и   ипотеки
предусматривает два варианта оживления ипотечного кредитования. Первый
-   так   называемая   "ломбардная"   ипотека,   когда   в    качестве
первоначального  взноса  вносится имеющееся жилье. Второй - аренда или
найм с  последующим  выкупом.  Надеемся  также  на  смягчение  условий
кредитования по линии федерального ипотечного агентства.
      Область  одной  из  первых  заключила  с  Фондом  Соглашение   о
совместном финансировании ремонта многоквартирных домов. И мы вместе с
главами  городов  и  районов,  участвовавших   в   программе,   хорошо
поработали.   В   2008  году  направлено  1  млрд.  600  млн.  рублей,
отремонтировано 2265 домов.
      В текущем году на эти цели выделяется миллиард 482 млн.  рублей.
Принято  наше  предложение  о  привлечении в этом году еще 2 млрд. 628
млн. рублей,  запланированных  на  2010  -  2011  годы.  Это  позволит
отремонтировать 2311 многоквартирных домов площадью 7 млн. кв. м, дать
работу многим строителям.
      Если говорить о строительстве нового жилья, у нас  есть  хороший
задел  в  объеме  миллион  300  тыс. кв. м. Начато строительство и еще
целого ряда жилых домов. Вместе с застройщиками правительство  области
настроено на позитивное развитие ситуации и повышение спроса на жилье.
      В целях дополнительной поддержки строителей, предусмотрена плата
за  подключение  жилых домов к сетям на условиях, аналогичных условиям
для  субъектов  малого  бизнеса.  Главам   муниципальных   образований
рекомендуем  установить  рассрочку  платежей  за землю под строящимися
домами. Это тоже поможет строителям.
      Нельзя допустить сокращения  объемов  индивидуального  жилищного
строительства.  В  прошлом  году  его доля в общем строительстве жилья
составила 36,3 процента. Муниципальные образования обязаны  продолжить
работу   по   выделению  привлекательных  для  застройщиков  земельных
участков - за минимальную плату и с максимально упрощенным  механизмом
их оформления в собственность или аренду гражданам.
      Строительный комплекс  области,  в  конечном  счете,  преодолеет
кризис  без необратимых потерь, активно продолжит работу по сооружению
социальных и инфраструктурных объектов, включая экологические проекты,
дорожное строительство, газификацию.
      За  минувший  год  совместно  с  Газпромом  построено   500   км
газопроводов  и  распределительных  сетей,  к газу подключено почти 24
тысячи квартир и домов, уровень газификации области увеличился на  6,3
и достиг 68,3 процента. В планах на этот год - использовать те заделы,
которые  созданы  в  предыдущие  годы.  Только  на  уже   существующих
разводящих  сетях  можно  присоединить  к  газу  около  8 тыс. домов и
квартир, а в рамках Генеральной схемы газоснабжения и  газификации  до
2020  года  -  привлечь в областную программу газификации до миллиарда
рублей средств Газпрома.
      В прошлом  году  важное  значение  имело  строительство  поселка
Ново-Муслюмово. В рамках Соглашения с Росатомом новоселье справили или
получили денежную  компенсацию  542  семьи.  Область  инвестировала  в
проект  около  800  млн. рублей (Росатом - 600 млн. рублей). К поселку
подведены все  коммуникации.  Введена  в  эксплуатацию  школа  на  200
учащихся  с  детским  садом  на  55  мест.  Завершается  строительство
медицинского пункта и бассейна.
      Безусловно, этот прорыв не умаляет значения  других  мероприятий
по  реабилитации территорий. Но его уникальность как раз в том, что он
оказался первым и вполне успешным масштабным проектом  на  перекрестке
экологической и социальной реабилитации людей.
      В прошлом  году  завершено  строительство  объездной  автодороги
вокруг  Челябинска  (почти  150 км), введено в эксплуатацию 8 мостов и
путепроводов, 63,5 км  автодорог,  339  км  дорог  отремонтировано.  В
последние  годы  много делается по дорожному строительству в городах и
сельских населенных пунктах по  обновлению  транспортных  средств.  На
приобретение пассажирского транспорта область в очередной раз выделила
более миллиарда рублей. На маршруты вышло свыше 400 новых автобусов  и
троллейбусов.
      Построен  ряд  крупных  социальных  объектов,  включая  6  школ,
областную детскую клиническую больницу (было выделено 1 млрд. 300 млн.
рублей), спортивные комплексы, а юбилей области ознаменован  открытием
ледовой  арены "Трактор". В этом году приступим к строительству второй
очереди  областной  библиотеки,  строятся  школы  в   Красноармейском,
Каслинском и Кусинском районах.
      Результаты всей этой работы меняют облик  области,  остаются  на
века,  обогащают  возможности  людей  улучшать  свой  досуг, развивают
социальную сферу.
      Нам  предстоит  продолжить  коренную  реконструкцию   автодороги
Челябинск  - Уфа и Челябинск - Екатеринбург, но проблематичным пока на
текущий год остается ремонт и строительство внутриобластных дорог.  На
это  нет  достаточных  финансовых  ресурсов,  и  работу по их "поиску"
правительство  продолжит.   Не   может   нас   удовлетворить   и   ход
строительства  метро.  Здесь не столько тормозят дело деньги, хотя это
тоже есть, сколько организационные и  технические  сбои.  3  марта  на
специальном совещании, думаю, определимся и по этим проблемам.

                         Уважаемые жители области!                    
                 Уважаемые депутаты и участники заседания!            

      Антикризисные меры, принимаемые правительством страны и  области
для   восстановления  динамики  роста  в  отраслях  реального  сектора
экономки,  направлены  на  сохранение  высоких  параметров  социальной
политики, которых мы достигли за последние годы.
      Сделать это  будет  достаточно  трудно,  поскольку  налоговые  и
неналоговые   поступления   в   областной   и   муниципальные  бюджеты
существенно сократились. В январе  текущего  года  к  январю  прошлого
поступления  сократились на 55 процентов, а это более 1 млрд. 600 млн.
рублей (в феврале эта  тенденция  сохраняется).  Это  вынудило  на  30
процентов сократить расходы.
      Правительство области обратилось к Президенту и в  Правительство
РФ   с   предложением   пересмотреть   межбюджетные  отношения,  чтобы
восполнить  выпадающие  доходы  региональных  бюджетов   от   снижения
налоговых поступлений и протекционистских мер, принятых на федеральном
уровне.
      В принципиальных вопросах этой проблемы мы находим понимание  со
стороны  центральных  властей.  В результате переговоров с Минфином РФ
удалось определиться по конкретным мерам поддержки областного бюджета.
      Безусловными  статьями  бюджетных  расходов   остаются   выплаты
зарплаты,  детских  пособий,  пенсий, оплата лекарственных препаратов,
все   ветеранские   выплаты,   финансовая   поддержка    муниципальных
образований  (абсолютное  число  муниципальных  образований  без нашей
поддержки не выживет).
      При этом будем требовать от министров, управлений, глав  городов
и районов активного перехода к методам бюджетирования, ориентированным
на  результат,  и  к  жесточайшей  экономии  бюджетных  средств.  Надо
максимально использовать все существующие резервы увеличения бюджетных
доходов; пересмотреть  в  сторону  сокращения  расходы  на  содержание
органов  власти  и  всех  бюджетных  учреждений;  продолжить работу по
оптимизации сети и штатной численности служащих.
      Кризис не снимает с нас базовых социальных обязательств,  потому
что  за каждой статьей расходов стоит конкретный человек, у которого и
в спокойные времена хватает забот. В 2008 году среднедушевые  денежные
доходы  населения  области  выросли на 35,4 процента, на 26,1 процента
увеличилась  среднемесячная  заработная  плата.   Поэтому   болезненно
воспринимается   даже  ее  "замораживание",  тем  более  рост  цен  на
потребительские товары. В этих условиях задачей контрольных органов, в
первую  очередь  Управления Федеральной антимонопольной службы, должны
стать  неотвратимые  санкции  против  производителей  и  тех  торговых
организаций, которые допускают немотивированный рост цен.
      Исключительно сложной, но  неотложной  перед  всеми  уровнями  и
ветвями  власти,  бизнесом,  собственниками предприятий, профсоюзами и
органами социальной защиты стала  задача  повышения  уровня  занятости
населения.
      Нам удалось совместно с промышленниками  предотвратить  массовые
увольнения на крупных предприятиях, в том числе на ЧТЗ-Уралтрак {здесь
особая  заслуга  принадлежит  В.М.   Платонову),   на   Златоустовском
металлургическом    заводе    (руководство   компании   приняло   наши
предложения).  Заработали,  хотя  и   не   в   полную   мощь,   заводы
"Уфалейникель"  и "Колющенко". Грамотную кадровую политику проводят на
ЧМЗ и ММК, где ввели 5-ю  рабочую  смену,  проводятся  переобучение  и
перераспределение  рабочей  силы,  организуются  общественные  работы.
Вновь вводятся в эксплуатацию временно остановленные  металлургические
агрегаты (доменные печи, прокатные станы).
      Тем  не  менее  количество  безработных  в  области  с   октября
увеличилось  более  чем в 2 раза и составляет 51 тыс. человек (2,8 %).
Около ста тысяч человек находятся в вынужденных отпусках или в  режиме
неполной  рабочей  недели.  О  возможных сокращениях 10,4 тыс. человек
заявили 331 предприятие. Речь идет о судьбах людей, которым необходима
поддержка "здесь и сейчас".
      Пять месяцев мы работаем в условиях  кризиса,  и  за  это  время
десятки  тысяч  своих земляков оставили без работы. Так дальше нельзя!
Надо остановиться. Я обращаюсь к владельцам и  руководителям  трудовых
коллективов   -   бережливее  отнеситесь  к  своим  сотрудникам.  Надо
приостановить их сокращение,  организовать  переобучение,  перевод  на
другие работы.
      За   соблюдением   работодателями   трудовых    прав    рабочих,
инженерно-технических  работников  и  служащих  жестко  должны следить
главы муниципальных образований, причем лично! Этим должны  заниматься
центры занятости. Думаю, есть здесь работа и для прокуратуры.
      На  прошлой  неделе  мною  подписано  Соглашение  с   Рострудом,
предусматривающее   софинансирование   областной  Программы  повышения
занятости населения. На эту работу в целом направляется  2  млрд.  246
млн. рублей.
      За  счет  реализации  инфраструктурных   проектов,   организации
капитального  ремонта  многоквартирных домов и дорожного строительства
удастся сохранить почти 12 тыс. рабочих мест.  Планируется  занять  на
общественных  работах  более  22  тыс.  человек;  за  счет  реализации
инвестпроектов, пуска новых производств и агрегатов создать -  2  тыс.
559 новых рабочих мест; на вновь вводимых социальных объектах - 3 тыс.
557; в рамках  областной  программы  поддержки  предпринимательства  и
содействия самозанятости населения - еще 7 тыс. рабочих мест.
      Будут максимально задействованы 28 ресурсных центров в городах и
районах,  а  также  заводские  ресурсные  центры,  где  профобучение и
переподготовку пройдут около 11 тыс. человек, находящихся  под  риском
увольнения.
      С  начала  января  нам  удалось  создать  на  предприятиях  и  в
организациях  области  7  тыс.  688  вакансий  и  трудоустроить 6 тыс.
человек. Ресурсные центры, службы и центры занятости населения  должны
активно  взаимодействовать  с  работодателями в целях создания рабочих
мест, профориентации и переобучения по-настоящему востребованным, а не
просто популярным специальностям.
      Несмотря   на   рост   безработицы,   сохраняется   внушительная
диспропорция  между спросом и предложением на рынке труда. Это диктует
совершенно иное отношение  и  к  образовательному  заказу.  Реализация
Национального  проекта  "Образование"  позволила сделать большой шаг в
улучшении технического оснащения  школ,  техникумов,  профтехучилищ  и
вузов.  Важно,  чтобы  с  помощью  современных  инновационных  моделей
система образования готовила востребованных специалистов.
      К сожалению, сегодня практически каждый второй выпускник вуза не
устраивается  по  специальности.  23  тысячи студентов у нас обучаются
техническим специальностям, а на экономистов и управленцев  учатся  44
тысячи.   Министерство   образования  и  науки,  руководители  учебных
заведений должны пересмотреть вопросы профориентации.
      Исключительного  внимания  требует  и  организация   медицинской
помощи   южноуральцам.  В  прошлом  году  расходы  на  здравоохранение
превысили 17,7 млрд. рублей, в том числе 2,2 млрд. рублей -  в  рамках
Национального  проекта "Здоровье". За три года на 20 процентов выросла
обеспеченность  населения  участковыми   терапевтами   и   педиатрами.
Естественная убыль населения сократилась на 30 процентов.
      В летние месяцы  завершится  строительство  Федерального  центра
сердечно-сосудистой    хирургии.    К    маю    будет   введен   центр
позитронно-эмиссионной  томографии  в  Челябинске,  такой   же   центр
сооружается  в  Магнитогорске. Эти и другие центры высоких медицинских
технологий значительно будут способствовать народосбережению  нашей  с
вами  области.  Возрастет  эффективность  борьбы  с онкозаболеваниями,
будет расширена практика онкоскрининга  -  их  раннего  обнаружения  и
лечения.  А для тысяч и тысяч наших земляков, страдающих заболеваниями
сердца, появится достаточная возможность  оказать  высокотехнологичную
медицинскую помощь.
      В   текущем   году   будет   разработан   Стратегический    план
реструктуризации  системы  здравоохранения  до  2020  года. Его цель -
формирование новой  структуры  оказания  медицинской  помощи  и  новой
системы   мотивации   всех   субъектов   здравоохранения,   переход  к
преимущественно подушевому и одноканальному их финансированию.
      Минувший   год   дал   положительные    результаты    проводимой
демографической  политики.  На  10  процентов выросла рождаемость - на
свет появились 45 тысяч 91 ребенок. Рост 9,2  процента.  Это  неплохой
итог Года семьи.
      В текущем году основные формы поддержки семей  будут  сохранены.
Мы  не  откажемся  от  выплат  единовременного  областного пособия при
рождении ребенка, субсидии на оплату  коммунальных  услуг,  льготы  по
оплате  детского  сада. За прошедший год вернули в систему дошкольного
образования и построили 35 детских садов. Это 15 тыс. 700 мест,  почти
в 2 раза больше предыдущего года.
      Охват детей дошкольным образованием  составляет  80,1  процента,
что  на  20  процентов  выше общероссийского показателя. Работа в этом
направлении будет продолжена, тем более, что около 40 тыс. малышей еще
не посещают детсады.
      В текущем году в полном  объеме  сохранены  программы  поддержки
опекунов   и   усыновителей,  приемных  семей,  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей. Такой подход дает свои результаты.
В  2008  году  было  усыновлено  318 детей-сирот (на очереди стоят 100
семей, желающих усыновить детей). На воспитание  в  семьи  устроено  3
тысячи  132  ребенка.  1463 взрослых детей-сирот получили за последние
годы свое жилье (эта  проблема  стала  решаться  практически  во  всех
муниципальных образованиях).
      Дефицит бюджетных средств,  режим  жесткой  экономии  не  должны
сказаться  на социальной защищенности наших земляков. Нам уже сейчас -
наряду с основными программами поддержки ветеранов и инвалидов Великой
Отечественной  войны  -  нужно  вести  активную  подготовку к 65-летию
Великой Победы. Президентом  России  поставлена  задача  -  обеспечить
нуждающихся    ветеранов-участников    Великой   Отечественной   войны
благоустроенным  жильем.  Составление  регистра  нуждающихся  в  жилье
ветеранов завершается.

                             Уважаемые друзья!                        

      Кризис, который мы переживаем, наносит не только  экономический,
но  и  морально-нравственный ущерб. Он провоцирует коррупцию, борьба с
которой должна выйти на первый план на всех уровнях власти. Это прямое
поручение нашего Президента!
      Он  провоцирует  волну  наркомании,  алкоголизма,  преступности,
проверяет  на  прочность  и  эффективность власть и правоохранительную
систему.
      В  этой  связи  важнейшей  задачей  правоохранительных   органов
является  сохранение  контроля  над  криминогенной  ситуацией,  защита
личных и имущественных прав жителей  области.  Нам  в  прошедшем  году
удалось почти на 9 процентов снизить общее количество преступлений.
      Мы своевременно сделали ставку на развитие массового спорта.  За
шесть  лет  расходы на эту сферу выросли в 10 раз. Каждый пятый житель
области (19,5 %) занимается физкультурой и спортом (было 11 %).
      Свыше 2,5 млрд. рублей было выделено  на  поддержку  культуры  и
искусства.   Принята   ведомственная  целевая  программа  по  развитию
библиотечного  дела.  Мы  возобновили   Дни   культуры   муниципальных
образований.  Продолжится  финансовая поддержка книгоиздания и средств
массовой информации.
      Безусловно,   я   признателен   южноуральским   журналистам   за
объективное  освещение  событий  в  стране  и  области,  и главное, за
позитивный настрой программ и публикаций. Он помогает людям  сохранять
оптимизм,  высокую  духовность  и  веру в себя, веру в область, веру в
государство.
      Убежден, объективной будет и оценка антикризисных мер.
      В нынешней  ситуации  власть  всех  уровней  должна  максимально
сосредоточиться на решении неотложных проблем южноуральцев, работать с
резервом   кадров,   над    повышением    эффективности    оказываемых
государственных и муниципальных услуг.
      Как никогда важна  слаженность  и  эффективность  действий  всех
общественных   институтов,  включая  политические  партии,  профсоюзы,
Общественную  палату  области,   духовенство,   национально-культурные
центры  и  молодежные  организации.  Наша совместная задача - достойно
провести мероприятия по программе Года молодежи.
      Уважаемые  жители  Челябинской  области!  Уважаемые  депутаты  и
участники   заседания   Законодательного   Собрания!   Мы  переживаем,
действительно, нелегкое время. Кризис спутал многие наши планы. Вместе
с  тем  он  показал,  что  лучшим рецептом в трудных условиях является
сплоченность, сотрудничество  и  труд.  Планы  на  текущий  год  очень
ответственные. Придется работать в жестких условиях. Но мы справимся и
с этими испытаниями!
      Спасибо за внимание!


Информация по документу
Читайте также