Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 30.10.2012 № 600-ППРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.10.2012 г. N 600-П г. Челябинск Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2012 - 2017 годы В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую стратегию действий в интересах детей Челябинской области на 2012 - 2017 годы. 2. Министерству образования и науки Челябинской области (Кузнецов А.И.) в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить на утверждение Правительства Челябинской области план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации направлений стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2012 - 2017 годы. 3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию. 4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Рыжего П.А. Председатель Правительства Челябинской области М.В. Юревич Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 30.10.2012 г. N 600-П СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Челябинской области стала реализация следующих областных целевых программ: областная целевая программа "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 302-П "Об областной целевой программе "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы"; областная целевая программа "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. N 6-П "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы"; областная целевая программа "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 398-П "Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы"; областная целевая Программа реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы". Это позволило закрепить позитивные тенденции снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и требуют от органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы государственной власти и местного самоуправления), гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. В целях обеспечения благополучного и защищенного детства актуальными в настоящее время являются разработка и принятие нового документа - стратегии действий в интересах детей в Челябинской области на 2012 - 2017 годы (далее именуется - Стратегия). Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики Челябинской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Основные проблемы в сфере детства 2. Основными проблемами в сфере детства являются: недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства; неравенство между муниципальными образованиями Челябинской области в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей, обеспечении участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно; нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Ключевые принципы Стратегии 3. Ключевые принципы Стратегии: реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Создание в Челябинской области условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, организация профилактической помощи и адресной поддержки семье и ребенку; защита прав каждого ребенка. В Челябинской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств; максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Челябинской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности; сбережение здоровья каждого ребенка. В Челябинской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи; внедрение технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами; уделение особого внимания уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с детьми и их родителями; партнерство во имя ребенка. В Челябинской области политика в сфере детства должна опираться на межведомственное взаимодействие, на технологии социального партнерства, привлечение общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. 4. Стратегия призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, правосудия, искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии. Раздел II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ Краткий анализ ситуации 5. На учете в органах социальной защиты населения состоит 210652 семьи, в которых воспитывается 308883 ребенка. Данные семьи и дети по различным объективным причинам нуждаются в особом внимании государства в рамках реализации государственной семейной политики. Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует социальную поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку в связи с рождением и воспитанием детей. Органами социальной защиты населения Челябинской области назначается и выплачивается 16 видов пособий на детей. Из них: 11 видов установлены федеральными законами и выплачиваются за счет средств федерального бюджета и 5 видов - областными законами, которые финансируются из средств областного бюджета. Всего в 2011 году было назначено 125355 пособий на детей. С целью создания условий для улучшения качества жизни семьи в Челябинской области предусмотрен комплекс мер: выплата единовременного социального пособия малоимущим семьям, предоставление бесплатных путевок детям на отдых и оздоровление, поддержка многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям. Для социального обслуживания семей и детей в Челябинской области имеется сеть учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета. Виды и количество таких учреждений указаны в таблице. Таблица ----T--------------------------------------------------------T------------¬ ¦ N ¦ Виды учреждений ¦ Количество ¦ ¦п/п¦ ¦ учреждений ¦ +---+--------------------------------------------------------+------------+ ¦1. ¦Специализированные учреждения для несовершеннолетних, ¦ 23 ¦ ¦ ¦оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в ¦ ¦ ¦ ¦социальной реабилитации ¦ ¦ +---+--------------------------------------------------------+------------+ ¦2. ¦Центры помощи семье и детям ¦ 2 ¦ +---+--------------------------------------------------------+------------+ ¦3. ¦Социально-реабилитационные центры для детей с ¦ 3 ¦ ¦ ¦ограниченными возможностями здоровья ¦ ¦ +---+--------------------------------------------------------+------------+ ¦4. ¦Комплексные центры социального обслуживания населения ¦ 50 ¦ ¦ ¦(отделения по работе с семьей и детьми) ¦ ¦ L---+--------------------------------------------------------+------------- Организация работы по предоставлению социальных услуг семьям и детям в учреждениях социального обслуживания семьи и детей осуществляется согласно национальным и государственным стандартам. Ежегодно в центрах помощи семье и детям предоставляются различные социальные услуги для 85 тысяч человек в объеме свыше 180 тысяч услуг. Общая численность семей группы социального риска, семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактическом учете, составляет 6662 семьи, в них детей - 12551 ребенок. Работа с данной категорией семей основывается на комплексном межведомственном подходе с учетом индивидуальных особенностей членов семьи. Основные задачи в сфере реализации семейной политики детствосбережения 6. Основными задачами в сфере реализации семейной политики детствосбережения являются: сокращение бедности среди семей с детьми и улучшение их материального благополучия; предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям; повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми; обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми; обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, реализуемой на межведомственной основе, направленной на сохранение воспитания ребенка в родной семье. Меры, реализуемые в рамках семейной политики детствосбережения 7. Стратегией предусматривается реализация следующих мер в рамках семейной политики детствосбережения: 1) меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми и улучшения их материального благополучия: выплата единовременного социального пособия малоимущим семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработка и реализация муниципальными образованиями Челябинской области программ, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей; назначение и выплата всех видов пособий в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством; предоставление областного материнского (семейного) капитала; награждение знаком отличия Челябинской области "Материнская слава"; 2) меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми: функционирование телефонов доверия на базе учреждений социального обслуживания Челябинской области; функционирование центров помощи семье и детям; функционирование отделения социально-психологической реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Челябинского областного центра социальной защиты "Семья"; организация эффективного взаимодействия с общественными некоммерческими организациями; размещение социальной рекламы, пропагандирующей семейные ценности, нетерпимое отношение к насилию; внедрение передового опыта работы в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших; 3) меры, направленные на повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми: выполнение национальных и государственных стандартов учреждениями социального обслуживания семьи и детей Челябинской области; предоставление государственных услуг в электронном виде в сфере реализации социальной поддержки семей с детьми; повышение квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми; развитие материально-технической базы учреждений, предоставляющих социальные услуги семьям и детям; реализация областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 302-П "Об областной целевой программе "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы"; 4) меры, направленные на обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, реализуемой на межведомственной основе, направленной на сохранение воспитания ребенка в родной семье: функционирование отделений помощи семье и детям, отделений профилактики семейного неблагополучия на базе учреждений системы социальной защиты населения Челябинской области; оптимизация работы по профилактике семейного неблагополучия в рамках реализации соглашения о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики; утверждение регламентов межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями "группы риска"; функционирование специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; внедрение новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями; создание медико-социальных кабинетов в учреждениях здравоохранения; организация и проведение праздничных мероприятий в поддержку семьи и детства. Ожидаемые результаты реализации семейной политики детствосбережения 8. Ожидаемые результаты реализации семейной политики детствосбережения: снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности; снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении, сокращение числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях; формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства; повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации; сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей; реадаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; расширение охвата лиц, нуждающихся в материальной поддержке; улучшение материального благополучия семей с детьми, снятие социальной напряженности; сокращение сроков предоставления государственных услуг; выявление семейного неблагополучия на ранних стадиях; снижение числа отказных детей, профилактика нежелательной беременности. Раздел III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Краткий анализ ситуации 9. По состоянию на 1 января 2012 года в Челябинской области функционирует 1528 учреждений, реализующих программы дошкольного образования. В них воспитывается 193,5 тыс. детей дошкольного возраста. Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольным образованием составляет 81,6 процента. В рейтинге субъектов Российской Федерации Челябинская область по этому показателю занимает второе, а в рейтинге территорий Уральского федерального округа - первое место. Высокий уровень доступности дошкольного образования достигается за счет мер, предпринимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, по увеличению мощности сети детских садов. В Челябинской области с 2003 года реализуется областная целевая программа развития дошкольного образования, благодаря которой за последние 9 лет численность воспитанников детских садов увеличилась со 132 до 193,5 тыс. человек, или на 46 процентов. Несмотря на предпринимаемые меры, вновь образованных мест недостаточно, чтобы покрыть растущие потребности населения. Рождаемость в Челябинской области продолжает превышать темпы увеличения мощности сети детских садов. По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году рост численности детей 1 - 6 лет в Челябинской области составит 11,6 тыс. человек. На устройство детей в детские сады на 1 января 2012 года зарегистрировано 58,2 тыс. человек. Основную часть детей, не устроенных в детские сады, составляют дети до 3 лет, в том числе в составе очередников большая доля детей до 1 года (35,8 процента), родители которых записываются в детский сад заблаговременно из-за дефицита мест. В самых проблемных муниципальных образованиях Челябинской области, которых примерно 30 процентов, время ожидания места в детском саду составляет 3 - 3,5 года. Прогнозируемый рост численности детского населения требует продолжения наращивания мощности сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования. 10. Основные направления развития общего образования в Челябинской области определены национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". По состоянию на 1 сентября 2011 года в Челябинской области по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее именуются - ФГОС) обучалось 46415 учащихся, в том числе первоклассников - 36529 человек, что составляет 33,7 процента от общей численности обучающихся 1 ступени. Переход на новые образовательные стандарты сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров. Все учителя и руководители общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС в апробационном режиме, и 80,5 процента учителей первых классов 2011/2012 учебного года прошли курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов, 19,5 процента учителей обучились по модульному курсу на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования". На реализацию мероприятий по введению ФГОС из регионального бюджета направлено 44141,17 тыс. рублей (увеличен норматив подушевого финансирования на 1 обучающегося по новым стандартам с учетом 10 часов внеурочной деятельности). Изменена система государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, введена система общественного наблюдения при проведении экзаменов. Продолжает совершенствоваться единый государственный экзамен и государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов с использованием механизмов независимой оценки знаний, апробируется независимая оценка качества подготовки выпускников начальной школы в рамках построения региональной системы оценки качества образования. Деятельность по изменению школьной инфраструктуры направлена и на обновление материально-технической базы и строительство новых школ. В течение последних трех лет построено 3 новых школы. Финансовой основой обновления материально-технической базы школ Челябинской области является национальный проект "Образование" с объемом средств консолидированного бюджета за 2009 - 2011 годы 1308,7 млн. рублей. За три года закуплено и поставлено в образовательные учреждения: 41 компьютерный класс, 163 комплекта оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, 250 автоматизированных мест учителя (далее именуется - АРМ), свыше 6000 комплектов технологического оборудования - с общей стоимостью оборудования 213,5 млн. рублей, в том числе 148,4 млн. рублей (70 процентов) за счет средств областного бюджета, 65,1 млн. рублей (30 процентов) за счет средств местных бюджетов. Реализация комплекса мер по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений позволила увеличить долю учащихся, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям, с 20 процентов в 2009 году до 52,5 процента в 2011 году. Однако в связи с переходом начальной и основной школы на новые стандарты требуется дальнейшее обновление учебной базы школ, в том числе оборудование учебных кабинетов, оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием, создание равных возможностей между муниципальными образованиями Челябинской области в отношении объема и качества доступных образовательных услуг для обучающихся. 11. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Челябинской области обеспечивается путем совершенствования системы профессионального развития кадров, осуществляющих воспитание, создания моделей воспитательных систем в образовательных учреждениях, интеграции воспитания в общий процесс обучения и развития детей, развития дополнительного образования детей, реализации областных целевых программ, межведомственных проектов. Наиболее эффективными формами работы с детьми по профилактике асоциальных явлений стали: реализация муниципальных целевых программ, система профилактических межведомственных акций "Образование всем детям", "Дети улиц", "Защита", "Подросток", создание банков данных по внеурочной занятости обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, формирование института наставничества над несовершеннолетними, использование интернет-ресурсов для организации профилактической работы. Эффективным профилактическим направлением работы с группой риска является психологическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе, оказание индивидуальной и групповой консультативной психологической помощи. В качестве результативности функционирования областной системы воспитания детей можно рассматривать сохранение и приумножение достигнутых ранее результатов и закрепление тенденции перевода воспитания в статус приоритетной позиции. В Челябинской области ежегодно реализуются мероприятия, направленные на поиск и поддержку одаренных детей, в рамках областной целевой Программы реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы", по направлению "Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи". Вместе с тем остаются проблемы, связанные с профилактикой семейного неблагополучия, недостаточным вниманием к ребенку со стороны родителей, распространением информации, представляющей для детей опасность, заключающуюся в порождении агрессивного поведения несовершеннолетних по отношению к сверстникам, взрослым. Основные задачи в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей 12. Основными задачами в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей являются: расширение доступности дошкольного образования, развитие сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования; обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Челябинской области; создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями образования; формирование полноценной системы повышения квалификации специалистов, обеспечивающих функционирование региональной системы оценки качества образования; формирование системы воспитания детей, обеспечивающей высокий уровень профилактической работы, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, правовое просвещение родителей и детей; развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе. Создание условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей; совершенствование системы управления здоровьесберегающим образованием и профилактической деятельностью через обновление нормативно-правовой базы, создание механизмов реализации моделей межведомственного взаимодействия по данным направлениям; внедрение технологий, моделей и проектов, обеспечивающих развитие здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Меры, реализуемые в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей 13. Стратегией предусматривается реализация следующих мер в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей: 1) меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования: реализация областной целевой программы "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. N 6-П "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы"; законодательное закрепление прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями на включение их в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование); формирование доступной среды для детей-инвалидов в учреждениях образования Челябинской области в рамках реализации областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 301-П "Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2011 - 2015 годы"; принятие областной целевой программы развития образования на 2013 - 2015 годы; внедрение современных технологий контроля за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов; создание регионального центра оценки качества образования; проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий; обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях; создание условий для развития деятельности 46 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий; 2) меры, направленные на поиск и поддержку одаренных и талантливых детей и молодежи: организация и проведение областных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам; обеспечение участия школьников во всероссийских и международных олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам, творческих конкурсах; проведение конкурса победителей и призеров международных, всероссийских, областных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам и вручение им премий Губернатора Челябинской области в порядке, установленном Губернатором Челябинской области; проведение конкурсного отбора на выплату премий для поддержки талантливой молодежи за счет средств федерального бюджета; конкурсный отбор образовательных учреждений для создания на их базе предметных лабораторий для работы с одаренными детьми; создание системы непрерывного социального, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи; реализация областной концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области; 3) меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей: внедрение современных программ, проектов, конкурсов гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации; реализация областной целевой программы "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 398-П "Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы"; поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников, проведение областных конкурсов профессионального мастерства; предоставление субвенций местным бюджетам на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство; предоставление субсидий местным бюджетам на оказание единовременной материальной помощи молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений; сотрудничество органов местного самоуправления, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей; привлечение Челябинской Региональной Общественной Организации "Совет родителей обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Челябинской области" к управлению развитием областной системы воспитания; обеспечение открытости учреждений культуры, библиотек для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде, разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения, организация конкурсов среди образовательных учреждений на лучшую просветительскую работу по профилактике асоциальных явлений в детско-подростковой среде; 4) меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого образования и воспитания детей: организация деятельности учреждений дополнительного образования детей Челябинской области в соответствии с требованиями Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. N 504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"; сохранение сети учреждений дополнительного образования детей; укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей; организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей; проведение областного конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"; организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в вопросах реализации ФГОС; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и других сфер; доведение оплаты труда педагогов дополнительного образования детей, работающих в общеобразовательных учреждениях, до уровня не ниже среднего для учителей в Челябинской области; реализация ежегодного областного календаря массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности; 5) меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства: создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность; социальная адаптация и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий; участие в создании правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики; организация мониторинга по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей; создание и использование интернет-порталов и сайтов в образовательных учреждениях, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей, а также распространяющих информацию о правах ребенка для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей 14. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей: обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей Челябинской области; обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям; расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разным уровнем способностей, в том числе для детей с особой одаренностью; расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях; повышение рейтинга школьников Челябинской области в международных, общероссийских оценках качества образования; рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях; увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности; увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе; увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность, творческую инициативу, ответственное отношение к своему поведению; сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением; формирование интереса детей к историческому и культурному наследию Южного Урала, Челябинской области, России; сокращение новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Раздел IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Краткий анализ ситуации 15. Демографическая ситуация в Челябинской области в течение 2005 - 2009 годов характеризовалась рядом положительных тенденций, прежде всего повышением рождаемости и снижением смертности. Однако, несмотря на прогностическое увеличение доли населения моложе трудоспособного возраста, к 2013 году сохранится неблагоприятная динамика снижения общей численности женщин фертильного возраста и детского населения в возрасте 15 - 17 лет. В связи с этим основной задачей является обеспечение мероприятий по охране здоровья женщин и детей как основного репродуктивного потенциала и обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации путем снижения материнской и младенческой смертности. На начало 2012 года в 21 муниципальном образовании Челябинской области показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по региону, функционировало лишь 2 межрайонных родильных дома - в городах Златоусте и Магнитогорске. В настоящее время в Челябинской области отсутствуют межрайонные перинатальные центры. Недостаточно финансовое обеспечение региональных и муниципальных целевых программ в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медико-социальная помощь беременным и кормящим матерям, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения. Значительное влияние на организм ребенка оказывает школьная среда: ее доля в структуре значимых факторов составляет 20 процентов. У обучающихся наблюдается распространенность функциональных отклонений, хронических заболеваний и общая патологическая пораженность. В связи с этим в образовательных учреждениях активно внедряются здоровьесберегающие технологии. В системе дошкольного образования Челябинской области поддерживается работа специализированных групп коррекционной и оздоровительной направленности для всех видов нарушений развития детей (опорно-двигательный аппарат, зрение, слух, интеллект, речь) и отклонений в состоянии здоровья (туберкулез, аллергопатология, ВИЧ-инфекция). Третий час физической культуры введен в 96 процентах общеобразовательных учреждений благодаря внедрению методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по введению третьего часа физической культуры, утвержденных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры"). Вместе с тем актуальной остается проблема оснащения спортивных залов и сооружений образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей Челябинской области реализуется 2337 образовательных программ физкультурно-спортивной направленности, по которым занимается 100200 детей. В главных спортивных общероссийских проектах прошедшего года "Мини-футбол в школу", "Баскетбол в школу", "Волейбол в школу", "Белая ладья", "КЭС-баскет" и особенно известных "Президентских состязаниях", "Президентских играх" ежегодно принимают участие более 275 тысяч школьников и 20 тысяч школьных команд образовательных учреждений Челябинской области. Для занятий физической культурой и спортом обеспечиваются условия, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее именуются - СКОУ), занимающихся спортом, - 2120 человек. Показатель охвата детей в СКОУ дополнительным образованием - 84,1 процента. Наиболее востребованными и популярными среди учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений остаются занятия общефизической подготовкой, футболом, лыжным спортом. В городских округах Магнитогорский, Златоустовский, Миасский накоплен положительный опыт по внедрению инициатив Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда Организации Объединенных Наций "Клиника, доброжелательная к подростку", в основе которой лежит принцип "трех Д": добровольность (желание самого подростка обратиться к врачам), доброжелательность (комфортный для подростка микроклимат учреждения), доступность (удобное для подростка время и форма обращения к специалистам). 16. Формирование здорового образа жизни среди детей и подростков является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Челябинской области. В Челябинской области отдых и оздоровление детей осуществляется через различные формы отдыха и оздоровления (лагеря с дневным пребыванием детей, загородные оздоровительные лагеря, палаточные лагеря, многодневные туристские походы, экспедиции, экскурсии). В систему загородного отдыха и оздоровления входит 73 учреждения, из которых 6 работают в круглогодичном режиме. В результате целенаправленной работы по организации летнего отдыха и оздоровления обучающихся в 2011 году произошло увеличение охвата всеми формами отдыха и оздоровления детей с 77 процентов до 82 процентов. Показатель эффективности оздоровления детей составил 92 процента (в 2010 году - 89 процентов). Важнейшим условием успешной работы по здоровьесбережению является модернизация системы школьного питания. В учреждениях системы общего и специального коррекционного образования созданы необходимые условия для обеспечения обучающихся и воспитанников горячим питанием. Охват горячим питанием стабильно на протяжении последних трех лет составляет 80 - 82 процента (общероссийский показатель - 65 процентов). Ежегодно происходит увеличение размера субсидии, выделяемой местным бюджетам на обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями состояния здоровья. В результате мероприятий по улучшению материально-технической базы пищеблоков износ технологического оборудования по сравнению с 2009 годом в среднем по Челябинской области сократился с 63 до 38 процентов. Вместе с тем работа по оснащению пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим оборудованием требует дальнейшего продолжения. Основные задачи в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни 17. Основными задачами в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни являются: создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, обеспечение средствами лечения болезней и восстановления здоровья; развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни; обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями; формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства; создание условий для организации устойчивой, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка региональной системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей; формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях; повышение качества и доступности школьного питания, последовательный переход на современную систему организации питания; внедрение технологий, моделей и проектов, обеспечивающих развитие здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях; разработка инновационных программ, технологий, направленных на формирование устойчивой мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, позитивного отношения к здоровому образу жизни. Меры, реализуемые в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни 18. Меры, реализуемые в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни: 1) меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения: совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям; внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям; совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам в Челябинской области в зависимости от степени риска по материнской и перинатальной патологии, расширение сети межрайонных перинатальных центров; создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка; профилактика нежеланной беременности и повышение информированности всех женщин репродуктивного возраста по вопросам планирования семьи и доступности аборта, внедрение малоинвазивных вмешательств при беременности; обеспечение ежегодного проведения акций "В защиту нерожденного ребенка" (в первую очередь среди студенческой аудитории, неработающих женщин); обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах; строительство областного перинатального центра; осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности; выполнение мероприятий по профилактике и снижению материнской смертности с учетом территориальных особенностей; совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи; обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми; обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители; развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям; осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения; изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения; законодательное закрепление возможности софинансирования оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и благотворительных пожертвований; создание федерального регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета согласно этому регистру, а также ускорение решения вопроса об обеспечении детей с редкими (орфанными) заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием; обеспечение создания сети учреждений (отделений), служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями; обеспечение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие подростковой медицины, создание молодежных консультационных центров, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам; проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, распространения санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей и законных представителей; поддержка успешно реализуемых в Челябинской области проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи; создание кризисных центров по типу "маленькая мама" для оказания помощи несовершеннолетним беременным и матерям с детьми; восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях; повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям; 2) меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков: обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования; активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек; проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты; внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков; разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка; активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ; повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита B и C, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников; совершенствование физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками по месту жительства, включая увеличение обеспеченности плоскостными сооружениями и детскими клубами, а также внедрение механизмов совместного использования спортивной инфраструктуры образовательными учреждениями и спортивными школами; обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных учреждениях всех типов, в том числе и во внеурочное время; проведение областных смотров-конкурсов, направленных на развитие и формирование здорового образа жизни детей и подростков; 3) меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства: создание на областном уровне системы координации деятельности органов и организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей; формирование реестра организаций отдыха детей Челябинской области; предоставление субсидий местным бюджетам на организацию отдыха детей в каникулярное время; разработка схемы взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "мать и дитя"; расширение сети санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями); проведение областного конкурса на лучшую организацию отдыха и оздоровления детей среди муниципальных районов и городских округов Челябинской области; 4) меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка: организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, направленной на формирование культуры здорового питания; обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях; организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями; проведение областного конкурса среди муниципальных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию питания; реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здорового питания. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни 19. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни: снижение показателей младенческой, детской, материнской смертности, инвалидности детей; гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием; доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья; получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях; сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях; снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек; наличие доступной развитой сети учреждений, осуществляющих консультирование детей и оказывающих помощь детям в режиме он-лайн и по телефону доверия; сокращение числа подростковых суицидов; увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков; сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества; гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием; доступность отдыха и оздоровления для детей; обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях; увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Раздел V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА Краткий анализ ситуации 20. К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этой группы детей базируется на принципе комплексного подхода и недискриминации. В органах опеки и попечительства Челябинской области на учете состоит более 15 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 71 процент (11145 детей) воспитываются в замещающих семьях, остальные дети (4571 ребенок) находятся под надзором образовательных, медицинских организаций, а также в учреждениях социального обслуживания населения. Наметилась положительная тенденция увеличения детей-сирот, которые проживают и воспитываются в семьях. Необходимо отметить, что за последний год выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось более чем на 2,5 процента. Основными причинами такого сокращения являются положительный результат профилактической работы, проводимой всеми службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и изменение подхода к установлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Устройство детей, лишившихся родительского попечения, является одним из основных направлений в работе специалистов отделов опеки и попечительства Челябинской области. В 2011 году на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, состояло 4607 детей, которые находились на полном государственном обеспечении. С 2006 года численность детей, состоящих в банке данных, сократилась на 27,5 процента. Наметились положительные тенденции, которые обозначились в работе по передаче детей в семьи: рост количества детей, возвращенных в кровную семью в связи с восстановлением родителей в родительских правах, установлением отцовства, снятием ограничения в родительских правах, так за полгода возвращено родителям 384 ребенка, что на 4,6 процента больше аналогичного периода прошлого года; развитие формы устройства детей - опека на возмездной основе (приемная семья). В Челябинской области за 4 года существенно увеличилось количество приемных семей (2006 год - 25 приемных семей, 2010 год - 622, на 1 июля 2012 года - 802 семьи). Ежегодный прирост приемных семей составляет более 10 процентов; снижение количества возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение первого полугодия 2012 года в учреждения было возвращено детей-сирот на 28 процентов меньше аналогичного периода прошлого года. 21. На современном этапе развития системы образования важной составляющей государственной политики по отношению к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья становится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения ими качественного образования всех уровней с целью оптимальной социальной адаптации и интеграции в общество. Специальное (коррекционное) образование является неотъемлемой частью региональной системы образования Челябинской области. В реабилитационных центрах ежегодно от 4500 до 5000 детей с ограниченными возможностями здоровья получают услуги социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические. В целях повышения качества предоставляемых услуг развивается материальная база данных учреждений, повышается профессиональный уровень специалистов, осуществляющих работу с семьями и детьми, внедряются новые современные формы работы. Организовано патронатное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Основные задачи в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства 22. Основными задачами в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, являются: обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе; обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду; всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Меры, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства 23. Меры, направленные на обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства: 1) меры, направленные на обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: методическое сопровождение и контроль по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации, касающегося развития форм жизнеустройства детей, от которых отказались при рождении, включая прекращение практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний; создание служб подготовки и сопровождения замещающих семей на базе детских домов региона; разработка и внедрение методических рекомендаций по организации работы органов опеки и попечительства в части восстановления в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи, применению обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители, улучшения качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, выполнению в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендаций Комитета министров Совета Европы о правах детей, находящихся в учреждениях опеки; 2) меры, направленные на развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для социализации в обществе: развитие служб постинтернатного сопровождения и содействия в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений; деятельность попечительских советов в 55 образовательных и 23 специализированных учреждениях региона, в том числе и по осуществлению общественного контроля; обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями; 3) меры, направленные на обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду: регулярный мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты; осуществление социального патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов; 4) меры, направленные на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: укрепление материально-технической базы учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьям; приобретение автотранспорта для учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, а также их семьям; совершенствование механизмов реализации индивидуальных программ реабилитации; внедрение системы по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов; обеспечение свободного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, оснащение среды жизнедеятельности инвалидов техническими средствами реабилитации, информационными средствами и средствами, облегчающими жизнь; развитие системы взаимодействия с некоммерческими, общественными организациями, направленной на всестороннюю поддержку семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства 24. Ожидаемые результаты в сфере обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства: увеличение количества детей, устроенных в замещающие семьи; увеличение случаев возврата детей, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи; увеличение количества граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение количества подготовленных кандидатов в опекуны, попечители и усыновители; уменьшение случаев возврата детей в государственные учреждения из замещающих семей; повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие фактов нарушения действующего законодательства; сокращение количества детских домов в Челябинской области; увеличение количества адаптированных в обществе воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдение их законных прав и интересов; своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями; увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги; создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, создание условий для социализации детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников; распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; повышение уровня жизнедеятельности инвалидов и мобильных групп населения на территории Челябинской области. Раздел VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ Краткий анализ ситуации 25. Ежегодно около восьми тысяч детей в Челябинской области вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Организация своевременных профилактических мер позволила сократить уровень подростковой преступности. По итогам 7 месяцев 2012 года количество несовершеннолетних участников преступлений сократилось на 9,5 процента. Самой опасной проблемой является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье со стороны родителей и иных законных представителей. Координирующим органом Челябинской области по выработке и реализации государственной политики в отношении детей на межведомственном уровне является межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области, образованная постановлением Правительства Челябинской области от 22.02.2006 г. N 29-П "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области и Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях Челябинской области". Координация деятельности муниципальных органов и учреждений Челябинской области, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Челябинской области. Основные задачи в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия 26. Основными задачами в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия являются: развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей; предупреждение и выявление фактов нарушения прав несовершеннолетних, в том числе жестокого обращения с ними со стороны родителей и иных законных представителей; реформирование системы правосудия в части специализации судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних; защита детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию; создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей; повышение эффективности работы межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области, указанной в пункте 25 настоящей Стратегии. Меры, реализуемые в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия 27. Меры, реализуемые в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия: 1) меры, направленные на реформирование законодательства Челябинской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей: выполнение законодательства Российской Федерации в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть Интернет и средства массовой информации; участие в разработке программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации; укрепление института уполномоченных по правам ребенка в Челябинской области путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов; совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи; 2) меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия (под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела): соблюдение основных принципов и элементов дружественного к ребенку правосудия: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка; законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления, развитие сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; совершенствование нормативно-правовой базы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; включение в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних судов, подразделений Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных по правам ребенка и неправительственных организаций; 3) меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период: создание в Челябинской области системы, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом; организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации по окончании отбывания наказания; разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для овладения ими современных профессий, востребованных на рынке труда; создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом; улучшение материально-технической, методической базы учреждений уголовно-исполнительной системы; разработка программы ресоциализации отбывших наказание несовершеннолетних и формирование государственного заказа по адресному оказанию данной услуги; распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних; отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия: совершенствование нормативно-правовой базы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия; развитие сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Ожидаемые результаты в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия 28. Ожидаемые результаты в сфере создания системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия: повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи; выплата единовременного социального пособия малоимущим семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей; расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка; повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы; расширение спектра мер воспитательного характера, создание системы защиты детства. Раздел VII. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Краткий анализ ситуации 29. Одна из целей Стратегии - содействие участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. В Челябинской области создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, организации, молодежные советы. В большинстве школ образованы и активно работают органы ученического самоуправления. Вместе с тем право детей на участие в судебном или административном разбирательстве реализуется в недостаточной степени. Необходимо расширить участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы и исключить следующие риски: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением. Основные задачи в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы 30. Основными задачами в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, являются: воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека; привлечение детей к участию в общественной жизни; обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми; освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни; разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей. Меры, направленные на участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы 31. Меры, направленные на участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: разработка и внедрение образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка; включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации; обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет; развитие института уполномоченных по правам ребенка в городских округах и муниципальных районах Челябинской области, образовательных учреждениях Челябинской области; внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей; создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений. Ожидаемые результаты в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы 32. Ожидаемые результаты в сфере содействия участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: совершенствование законодательства Челябинской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; создание образовательных программ по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка; расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях; создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; создание правовой основы участия детей в жизни общества. Раздел VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 33. Стратегия реализуется во взаимосвязи с областными целевыми программами: областной целевой программой "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 г. N 302-П "Об областной целевой программе "Дети Южного Урала" на 2011 - 2015 годы"; областной целевой программой "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.01.2010 г. N 6-П "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2010 - 2014 годы"; областной целевой программой "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 398-П "Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области" на 2012 - 2015 годы"; областной целевой Программой профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 405-П "Об областной целевой Программе профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012 - 2013 годы"; областной целевой Программой противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 18.02.2010 г. N 33-П "Об областной целевой Программе противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2010 - 2012 годы"; областной целевой Программой профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Челябинской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. N 404-П "Об областной целевой Программе профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Челябинской области на 2011 - 2013 годы"; областной целевой Программой реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 г. N 298-П "Об областной целевой Программе реализации национального проекта "Образование" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы". 34. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах. Для успешной реализации Стратегии следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. На основе постоянного мониторинга реализации Стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов необходимо осуществлять в соответствии с действующим законодательством Челябинской области с привлечением общественности. В качестве инструмента финансового контроля планируется использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|