Расширенный поиск
Закон Челябинской области от 27.03.1996 № 21-ОЗУтратил силу - Закон Челябинской области от 11.12.98 г. N 57-ЗО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "О выборах в органы местного самоуправления Челябинской области" Принят Челябинской областной Думой Постановление N 375 от 15 февраля 1996 года. (В редакции Законов Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ; от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Глава 1. Основные положения. Статья 1. Население, проживающее на территории муниципального образования самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Выборы в органы местного самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений Челябинской области проводятся на основе настоящего закона. Выборы глав муниципальных образований в сельских населенных пунктах с численностью населения 500 и менее человек могут проводиться в соответствии с Законом "О выборах глав муниципальных образований в сельских населенных пунктах Челябинской области". Выборы в территориальные органы общественного самоуправления проводятся в соответствии с Уставом муниципального образования. Статья 2. Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований - выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, проживающий на территории соответствующего муниципального образования. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Право быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления районов Челябинской области принадлежит также гражданам Российской Федерации, проживающим в городах областного значения, являющихся административными центрами этих районов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Не могут избрать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий право избирать в органы местного самоуправления. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 4. Выборы в органы местного самоуправления проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы в органы местного самоуправления проводятся по одномандатным (один округ - один депутат) или многомандатным округам на основе единой для данного органа нормы представительства. Выборы главы муниципального образования проводятся по единому общетерриториальному избирательному округу. Статья 5. Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования. Численный состав представительного органа местного самоуправления впервые создаваемого в соответствии с Федеральным законом и законом области определяется законодательным (представительным) органом области. Органы местного самоуправления избираются сроком на 4 года. Выборы вместо выбывших депутатов проводятся в срок не позднее трех месяцев со дня принятия решения о досрочном прекращении их полномочий. В случае выбытия депутата менее чем за 9 месяцев до истечения срока полномочий выборы вместо выбывшего не проводятся. Выборы также могут не проводиться, если число оставшихся депутатов превышает две трети от установленного числа. Статья 6. Назначение даты выборов в органы местного самоуправления, впервые создаваемые в соответствии с законодательством о местном самоуправлении в Челябинской области, определяет законодательный (представительный) орган области. Основаниями для назначения органами местного самоуправления выборов в последующем являются: - истечение срока полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления; - досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления; - изменение структуры и организационных форм органов местного самоуправления, если изменение требует проведения выборов и должностных лиц местного самоуправления; - отзыв выборных представителей (должностных лиц) из органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством области. Статья 7. 1. Кандидаты в депутаты в представительные органы местного самоуправления и на должность главы муниципального образования выдвигаются избирательными объединениями и непосредственно избирателями, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства в порядке, предусмотренном Статья.21 данного Закона. 2. Право выдвижения кандидатов имеют: (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) областные (местные) отделения общероссийских, межрегиональных избирательных объединений, а также местные избирательные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законодательством не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) избирательные блоки - добровольные объединения двух или более общественных объединений (их местных отделений), создаваемых на период проведения выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 8. 1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета и из областного бюджета в случаях, прямо предусмотренных законодательством области. Денежные средства, выделяемые для организации и проведения избирательной кампании, перечисляются на счет территориальных (районных, городских) избирательных комиссий, который открывается в течении пяти дней после их образования. Участковые и окружные избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее соответственно через 10 и 20 дней со дня опубликования общих итогов выборов. Территориальная избирательная комиссия представляет органам местного самоуправления финансовый отчет о расходовании выделенных средств не позднее 45 дней со дня опубликования общих итогов выборов. (Пункт в редакции Закона Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) В случае полного или частичного финансирования выборов в органы местного самоуправления из областного бюджета избирательная комиссия муниципального образования не позднее 45 дней со дня опубликования общих итогов выборов представляет отчет о расходовании выделенных средств в избирательную комиссию Челябинской области. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 2. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения в соответствии со статьей 25 настоящего Закона создают избирательные фонды. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 9. Организация и проведение выборов в органы местного самоуправления возлагаются на территориальные (районные, районные в городе, городские, поселковые, сельские) - в дальнейшем по тексту "территориальные избирательные комиссии", окружные, участковые избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. По решению соответствующих избирательных комиссий председатель и члены комиссий могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Глава 2. Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей. Статья 10. Избирательные округа по выборам в органы местного самоуправления образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями на основании данных, предоставляемых главой муниципального образования соответствующей территории и утверждаются соответствующими представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 65 дней до дня выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В случае, если представительный орган не сформирован, границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них утверждаются территориальной избирательной комиссией. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию данного муниципального образования. Избирательные округа создаются с равным числом избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 10 процентов а в труднодоступных и отдаленных округах - не более 15 процентов от среднего количества избирателей в округе. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Схема избирательных округов публикуется соответствующей территориальной комиссией в течении 3-х дней после их образования. Статья 11. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов решением соответствующих глав муниципальных образований по согласованию с территориальными избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательные участки образуются с учетом границ сельских поселений, поселков, городов, районов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. Избирательные участки при необходимости могут образовываться в больницах, базах отдыха и других местах временного пребывания избирателей в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуется соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 40 дней до выборов. Статья 12. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Данные об избирателях глава муниципального образования направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до выборов. (Абзац дополнен - Закон Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ, в редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей не позднее 30 дней до выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока, дополнительно включаются в список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. Статья 13. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Глава 3. Избирательные комиссии. Статья 14. Для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления образуются избирательные комиссии: в районе, районе в городе, в городе, рабочем поселке, в сельсовете - территориальные избирательные комиссии: районная, районная в городе, городская, поселковая, сельская в составе 7-11 членов комиссии; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) в избирательном округе - окружная избирательная комиссия в составе 5-7 членов комиссии; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) в избирательном участке - участковая избирательная комиссия в составе 5-15 членов комиссии. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательная комиссия Челябинской области координирует деятельность избирательных комиссий, оказывает им организационную и методическую помощь. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Представительные органы местного самоуправления информируют избирательную комиссию Челябинской области о назначении даты выборов в органы местного самоуправления. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Территориальные избирательные комиссии муниципальных образований представляют в избирательную комиссию Челябинской области информацию о формировании избирательных комиссий, образовании избирательных округов, о выдвижении и регистрации кандидатов, представляют копии протоколов о результатах выборов. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Абзац. (Исключен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) По решению соответствующего представительного органа местного самоуправления, а в его отсутствие - территориальной избирательной комиссии окружные избирательные комиссии могут не образовываться. В этом случае функции окружных избирательных комиссий выполняют территориальные избирательные комиссии. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 15. Территориальные избирательные комиссии образуются постановлением представительного органа местного самоуправления соответствующего района, города областного значения, а окружные и участковые избирательные комиссии - постановлением представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а в его отсутствие - соответствующими территориальными избирательными комиссиями. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В состав избирательных комиссий на паритетных началах должны входить в равных долях представители общественных объединений и представители избирателей, предложенных на собраниях по месту работы, службы, учебы и жительства. В составе комиссии может быть не более одной трети работников органов местной администрации. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата они исключаются из состава избирательных комиссий. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата и в нижестоящие избирательные комиссии, по одному члену с правом совещательного голоса. Территориальные избирательные комиссии образуются не позднее чем за 75 дней до выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Окружная избирательная комиссия образуется не позднее чем за 60 дней до выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Участковая избирательная комиссия образуется не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) В случае, если представительный орган местного самоуправления в срок, указанный в части 6 настоящей статьи, не образует территориальную избирательную комиссию, она образуется главой муниципального образования района, города областного значения не позднее 70 дней до выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 16. Территориальные избирательные комиссии: а) дают разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивают его единообразное исполнение; б) образуют избирательные округа; в) в случаях, указанных в части 1 статьи 15 образуют окружные и участковые избирательные комиссии; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) г) руководят работой окружных и участковых избирательных комиссий; д) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимают по ним решение; е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; ж) осуществляют контроль за законностью проведения выборов в органы местного самоуправления; з) устанавливают форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивают сохранность избирательных документов; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) и) распределяют выделенные средства на финансовое обеспечение выборов и контролируют их целевое использование; к) рассматривают вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов ; л) получают от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов и публикуют сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в органы местного самоуправления; м) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц на должность главы муниципального образования, публикуют сообщение о их регистрации в местной печати, выдают им удостоверения; н) получают от окружных избирательных комиссий протоколы о результатах выборов депутатов в орган местного самоуправления; о) устанавливают результаты выборов главы муниципального образования; п) подводят итоги выборов по территории, регистрируют избранных депутатов и главу муниципального образования, выдают им удостоверения, публикуют в печати сообщения общественного самоуправления итогах выборов и список избранных кандидатов; пункт; (Исключен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) р) назначают и обеспечивают проведение выборов вместо выбывших депутатов; с) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом . Территориальные избирательные комиссии имеют право в необходимых случаях принимать решения общественного самоуправления изъятии отдельных полномочий, предусмотренных настоящим Законом от районных в городе, окружных и участковых избирательных комиссий и передаче их территориальным избирательным комиссиям, или равно полномочий территориальных избирательных комиссий - окружным и участковым избирательным комиссиям. Территориальные избирательные комиссии действуют до назначения новых выборов в органы местного самоуправления. Статья 17. Окружные избирательные комиссии: а) осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа; б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения; в) наблюдают за составлением списков избирателей; г) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца; д) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты; е) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными территориальной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу; ж) утверждают текст бюллетеня для голосования по избирательному округу, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий; з) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в территориальную избирательную комиссию; и) рассматривают и контролируют вопросы обеспечения участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; к) организуют досрочное голосование избирателей (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) л) организуют проведение выборов депутатов вместо выбывших; м) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий территориальных избирательных комиссий. Статья 18. Участковые избирательные комиссии: а) составляют список избирателей, подписывают и заверяют его печатью. Подписывают список избирателей председатель и секретарь участковой избирательной комиссии; б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей , принимают и рассматривают заявления общественного самоуправления ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений; в) оповещают население о дне выборов и месте голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования; г) обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; д) организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов; е) организуют досрочное голосование избирателей; (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) ж) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке; з) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения; и) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею документации в окружную избирательную комиссию. Статья 19. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на ее первом заседании тайным голосованием из числа членов избирательной комиссии. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, общественного самоуправления отмене регистрации кандидатов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса имеют право выступать на их заседаниях, имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии. Полномочия членов территориальных и окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенных кандидатом, избранным депутатом или главой муниципального образования, или избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган и на ту же должность, а полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола общественного самоуправления итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами с соответствующими документами, подтверждающими их полномочия с указанием номера избирательного участка, на который они направляются. Наблюдатель наблюдает за ходом голосования, соблюдением требований настоящего Закона. В случае выявления каких-либо нарушений наблюдатель ставит в известность участковую избирательную комиссию и вправе обратиться в окружную избирательную комиссию. Вмешательство наблюдателей в работу участковой избирательной комиссии не допускаются. Наблюдатели не имеют права участвовать в погашении избирательных бюллетеней, подсчете голосов избирателей, определении результатов выборов и составлении протоколов о результатах голосования. Статья 20. Решения и действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии в ходе выборов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном федеральными законами и законами области. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Решения и действия (бездействие) окружных и участковых избирательных комиссий могут быть обжалованы в территориальную избирательную комиссию или в суд. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов в вышестоящую избирательную комиссию, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов. Гарантии деятельности кандидатов. Статья 21. 1. Избирательные объединения и непосредственно избиратели после образования окружных избирательных комиссий вправе выдвигать кандидатов в органы местного самоуправления, не более одного кандидата в каждом из округов. Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 2. Выдвижение кандидатов от избирательных объединений производится на съезде (конференции) или собрании избирательного объединения (его местного отделения) с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) или собрании представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательное объединение (его местное отделение), избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата в одном избирательном округе. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Решение о выдвижении принимается тайным голосованием. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательный блок подлежит регистрации в соответствующей территориальной избирательной комиссии. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) После выдвижения кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков они представляют в соответствующие окружные избирательные комиссии данные на выдвинутых кандидатов (фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий) и место жительства каждого кандидата). (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Одновременно с данными на кандидата представляется копия свидетельства о регистрации общественного объединения, его устав, протокол с решением съезда (конференции), собрания избирательного объединения (его местного отделения), на котором были выдвинуты кандидаты. Указанные документы в избирательную комиссию представляет уполномоченный представитель общественного объединения, имеющий соответствующую доверенность. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Уполномоченные представители избирательного блока одновременно с данными на кандидатов представляют в избирательные комиссии протоколы съездов (конференций), собраний общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместное решение данных общественных объединений о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями этих общественных объединений. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Соответствующие окружные избирательные комиссии в трехдневный срок рассматривают представленные документы, принимают их и дают согласие на сбор подписей либо отказывают в приеме с выдачей мотивированного решения об отказе. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Отказ в приеме документов может быть обжалован в территориальную избирательную комиссию или в суд. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 3. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом, проживающему на соответствующей территории. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Право выдвинуть кандидата принадлежит также избирателям по месту работы, службы, учебы и жительства на территории соответствующего муниципального образования. В порядке уведомления избиратель или группа избирателей представляют в окружную избирательную комиссию заявление о выдвижении кандидата. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В заявлениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Заявления избирателя или группы избирателей представляются в избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. Избирательная комиссия дает письменное согласие на сбор подписей в поддержку кандидата. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. 4. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 20 подписей. (образцы подписных листов прилагаются - приложение N 1 и N 2). (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год и дату рождения, адрес, серию и номер удостоверения личности или паспорта, дату подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера удостоверения личности или паспорта и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Подпись избирателя должна быть поставлена им собственноручно. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 5. Кандидаты регистрируются окружной избирательной комиссией (или комиссией, выполняющей функции окружной комиссии) по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов. Соответствующие документы для регистрации кандидатов представляются в окружную избирательную комиссию не позднее 30 дней до дня выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В представленных документах указывается, к какому избирательному объединению принадлежит кандидат или он участвует в выборах как независимый кандидат. Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 3 дней регистрирует его и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации, либо отказывает в регистрации, мотивируя отказ. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии: протокола избирательного объединения (блока) о выдвижении, заявлений кандидата или группы избирателей о выдвижении кандидата, заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, подписных листов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу, либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федерального закона и настоящего Закона. В случае выявления избирательной комиссией в подписных листах недействительных подписей они исключаются из числа представленных подписей. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Если число оставшихся подписей недостаточно для регистрации, регистрация кандидата не производится. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Недействительными считаются: (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) недостоверные подписи, а именно: подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) подписи избирателей без указания всех требуемых сведений; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) фальсифицированные подписи, а именно: подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) О регистрации кандидатов окружная избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и учетной карточкой на кандидата представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Списки зарегистрированных кандидатов в органы местного самоуправления публикуются не позднее 20 дней до выборов. 6. Если в период от завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, а в многомандатном избирательном округе останется кандидатов меньше установленного числа мандатов либо равное этому числу, день выборов переносится по решению территориальной избирательной комиссии на срок не более 3 месяцев со дня выборов для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 7. (Исключен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 22. 1. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии. Избранный депутат не может быть депутатом других представительных органов. В случае избрания депутатом он должен досрочно прекратить полномочия в них. 2. Кандидат в депутаты может иметь до 10 доверенных лиц, а кандидат на должность главы муниципального образования - до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата. Со дня регистрации кандидата до дня официальной публикации общих итогов выборов включительно, администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. (В редакции Законов Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ; от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 3. Кандидат вправе не позднее, чем за три дня до выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 4. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты после регистрации, по личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течении этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз. 5. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 6. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан немедленно известить избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата. Глава 5. Предвыборная агитация. Статья 23. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию "за" и "против" любого кандидата. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Журналистам, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний и средств массовой информации запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если они являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Статья 24. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и их доверенным лицам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, а равно телевизионные и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств муниципального образования и осуществляющие телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается территориальной избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций телевизионных программ и радиопрограмм. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, в том числе иллюстрированных, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации и до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Кандидаты имеют равное право на выступления в местной печати и других средствах массовой информации. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет бюджета муниципального образования, обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Кандидаты и избирательные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны, разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за день до выборов. В день выборов любая агитация запрещается. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательные комиссии при получении сведений о распространении анонимных или подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Не позднее, чем за 20 дней до выборов администрация муниципального образования обязана на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для агитационных материалов. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В помещении избирательной комиссии каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Печатные агитационные материалы, ранее вывешанные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течении трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 25. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды. Использование иных финансовых средств для проведения предвыборной агитации, кроме поступивших в избирательные фонды, не допускается. Избирательные фонды могут формироваться за счет: денежных средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию территориальной или окружной избирательной комиссией; собственных денежных средств самого кандидата или избирательного объединения; денежных средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более, чем в 20 раз. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не должна превышать установленный на день назначения выборов минимальный размер оплаты труда более, чем в 200 раз. Сумма собственных денежных средств кандидата или избирательного объединения не должна превышать минимальный размер оплаты труда, установленный на день назначения выборов соответственно в 100 и 500 раз. Общая сумма денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, не должна превышать минимальный размер оплаты труда, установленный на день назначения выборов более, чем в 1000 раз. Общая сумма денежных средств, поступивших в избирательный фонд избирательного объединения, не должна превышать в расчете на одного кандидата минимальный размер оплаты труда, установленный на день назначения выборов более, чем в 1000 раз. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием; международных организаций и международных общественных объединений; религиозных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам и избирательным объединениям. Кандидат, избирательное объединение не позднее, чем через 30 дней со дня проведения выборов, обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее, чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Все денежные средства, поступающие в избирательные фонды, перечисляются на специальный временный счет в отделении сберегательного банка, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения окружной (территориальной) избирательной комиссии. Формы финансового отчета и порядок учета расходования денежных средств избирательных фондов устанавливаются избирательной комиссией Челябинской области. (Статья в редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Глава 6. Голосование и определение результатов выборов. Статья 26. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующего муниципального образования безвозмездно. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования , выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 27. Для выборов депутатов в соответствующий орган местного самоуправления каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы и жительства, принадлежности избирательному объединению. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке заполнения бюллетеня. Текст разъяснения утверждается территориальной избирательной комиссией муниципального образования. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению избирательной комиссии муниципального образования или соответствующей окружной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от окружных или территориальных избирательных комиссий бюллетени не позднее, чем за три дня до выборов. Читаю избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать числа зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на 0,5 %. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В случае выбытия кандидата до дня выборов его фамилия в бюллетене по решению окружной избирательной комиссии вычеркивается с отметкой "выбыл". В избирательном бюллетене в правом верхнем углу должны быть подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные ее печатью. Статья 28. Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов. В отдельных случаях территориальная избирательная комиссия может принять решение об увеличении времени голосования не более чем на 2 часа. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов и в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной комиссии, а за 3 дня до выборов - в участковой избирательной комиссии, которые обязаны обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) При голосовании в окружной избирательной комиссии на обратной стороне избирательного бюллетеня ставятся подписи двух ее членов , заверенные печатью избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену комиссии. На месте склейки ставится печать окружной либо участковой избирательной комиссии и подпись двух членов комиссии. Окружная избирательная комиссия конверты с бюллетенями передает участковой избирательной комиссии. В списке избирателей делается соответствующая пометка. До начала голосования в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие в нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено больше избирательных бюллетеней, чем выдано избирателю, все извлеченные из конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. (В редакции Закона Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. При получении избирательного бюллетеня избиратель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, расписывается в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, который расписывается в списке избирателей с указанием своей фамилии. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии и наблюдателя. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушает тайну голосования или пытается повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. В избирательном бюллетене для выборов в органы местного самоуправления избиратель ставит крест либо иной другой знак в пустом квадрате против фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в строке "против всех кандидатов". Если голосование проводится по многомандатному округу, то отметки ставятся против фамилий нескольких кандидатов в соответствии с количеством мандатов, установленных по данному округу. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан с использованием специального переносного избирательного ящика. Количество переносных избирательных ящиков на каждом избирательном участке определяется окружной избирательной комиссией. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно включаются в список избирателей. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Статья 29. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что время голосования истекло и завершить голосование могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам. В случае обнаружения повреждений печатей, пломб, избирательных ящиков составляется протокол и приглашаются работники органов внутренних дел и прокуратуры для проведения соответствующего расследования. В случае удостоверения работниками внутренних дел несанкционированного вскрытия избирательного ящика или нарушения его целостности, все избирательные бюллетени, найденные в избирательном ящике, признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается тремя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень, обнаруженный в поврежденном избирательном ящике". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательной комиссии, осуществлявших вскрытие поврежденного избирательного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прилагается акт, составленный работниками органов внутренних дел. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают переносные избирательные ящики. Проверяется соответствие количества обнаруженных в них избирательных бюллетеней количеству письменных заявлений избирателей. В случае, если количество избирательных бюллетеней установленного образца превышает количество письменных заявлений избирателей, результаты голосования по письменным заявлениям избирателей с помощью переносных ящиков признаются недействительными. Каждый избирательный бюллетень подписывается тремя членами избирательной комиссии с отметкой "недействительный бюллетень по голосованию с помощью переносного ящика". Сведения о количестве обнаруженных избирательных бюллетеней, членах избирательных комиссий, организовавших голосование с помощью переносного ящика, присутствовавших при этом наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладываются заявления избирателей и обнаруженные в переносном избирательном ящике бюллетени. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают избирательные ящики, находившиеся на избирательном участке. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. (В редакции Закона Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно проводилось на данном участке. В протоколе указывается: (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 1) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 2) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 4) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 5) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 6) число погашенных избирательных бюллетеней; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 7) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 8) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 9) число действительных избирательных бюллетеней; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 10) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными, в том числе избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 11) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) 12) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В протоколе указываются также сведения о поступивших в комиссию жалобах и заявлениях и принятых по ним решениях. (Форма протокола прилагается - приложение 13). При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей составляется протокол в трех экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола или его отдельным положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. (В редакции Закона Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную (территориальную) избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии вышестоящая избирательная комиссия по представлению прокурора, решению суда или собственной инициативе принимает решение о контрольном подсчете голосов избирателей соответствующего избирательного участка. Контрольный подсчет голосов избирателей проводится вышестоящей избирательной комиссией в присутствии членов участковой избирательной комиссии, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) После контрольного подсчета голосов составляется в соответствии с вышеприведенными требованиями протокол, который подписывают члены избирательной комиссии, проводившей контрольный подсчет, и члены участковой избирательной комиссии. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В случае несовпадения результатов контрольного подсчета голосов с результатами подсчета голосов, осуществленного участковой избирательной комиссией, общие итоги голосования устанавливаются на основании протокола о контрольном подсчете голосов. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 30. При выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатным округам, окружная избирательная комиссия либо избирательная комиссия, выполняющая ее функции, а при выборах главы муниципального образования по единому избирательному округу или депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному избирательному округу - территориальная избирательная комиссия муниципального образования на основании протоколов участковых избирательных комиссий устанавливает итоги голосования по избирательному округу. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) В случае, если на территории избирательного округа находятся два и более избирательных участка, окружная (территориальная) избирательная комиссия производит подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Окружная (территориальная) избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий в округе и число протоколов, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные статьей 29 настоящего Закона. Протокол окружной (территориальной) избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на территории избирательного округа. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Окружная (территориальная) избирательная комиссия принимает по итогам голосования одно из следующих решений: (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) признает выборы по одномандатному округу состоявшимися и объявляет избранным депутатом представительного органа местного самоуправления кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше, (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) признает выборы по многомандатному округу состоявшимися и последовательно объявляет избранными депутатами представительного органа местного самоуправления в количестве, равном установленному числу депутатов, избираемых в многомандатном округе, кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные раньше, (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) признает выборы по единому одномандатному избирательному округу состоявшимися и объявляет избранным на должность главы муниципального образования кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) признает кандидатов не избранными, если большинство избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали против всех кандидатов; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) признает выборы недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей либо если выборы были признаны недействительными на участках, численность избирателей на которых составляет не менее одной трети численности избирателей по округу; (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) признает выборы несостоявшимися, если число избирателей, принявших участие в выборах, менее 25 % числа зарегистрированных избирателей. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Окружная (территориальная) избирательная комиссия может признать выборы недействительными по отдельным избирательным участкам в случае, если нарушения, допущенные при проведении выборов, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов на выборах. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. (Абзац дополнен - Закон Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) К протоколу избирательных комиссий прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр направляется в вышестоящую избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. (В редакции Законов Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ; от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Абзац. (Исключен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 31. На основании протоколов окружных избирательных комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет и публикует в местной печати (или сообщает местным средствам массовой информации) общие итоги выборов в течении 5 дней после выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Территориальная избирательная комиссия публикует в местной печати данные протоколов всех участковых избирательных комиссий (по округам) не позднее, чем через месяц со дня выборов. (Абзац дополнен - Закон Челябинской области от 10.09.96 г. N 29-ОЗ) Кандидат, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа местного самоуправления либо главы муниципального образования. (Дополнен - Закон Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Соответствующая избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата о его избрании депутатом или главой муниципального образования. Территориальная избирательная комиссия производит регистрацию избранных депутатов и главы муниципального образования и выдает им удостоверения об избрании в течении 10 дней после опубликования общих итогов выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Статья 32. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течении сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы. при этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий менее года со дня объявления даты следующих выборов. Избирательные бюллетени и протоколы избирательных комиссий хранятся в соответствующих территориальных избирательных комиссиях. По окончании срока полномочий территориальной избирательной комиссии протоколы избирательных комиссий передаются вновь образованной территориальной избирательной комиссии. Избирательные бюллетени по окончании срока хранения уничтожаются по акту. Статья 33. В избирательных округах, в которых не избраны кандидаты (кандидат) либо выборы не состоялись или признаны недействительными, соответствующие территориальные избирательные комиссии назначают дату проведения повторных выборов не позднее трех месяцев со дня голосования. Выборы проводятся территориальными окружными и участковыми комиссиями прежнего или нового состава, на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленными для проведения выборов. (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Сообщение о проведении выборов публикуется в печати. Глава 7. Разрешение жалоб и споров. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Статья 34. Гражданин Российской Федерации может заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, об ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течении 24 часов обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суде, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Статья 35. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать уполномоченному представителю избирательного объединения, либо кандидату или его доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд в установленном законом порядке. Статья 36. Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Статья 37. При нарушении кандидатом требований настоящего закона соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Глава администрации Челябинской области В.П.Соловьев 27.03.96 г. N 21-ОЗ Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты _________________________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование представительного органа местного самоуправления муниципального образования) по избирательному округу N _______ (если выборы проводятся по одномандатным округам) гражданина _______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося "____" ________________ 19___ года, работающего ______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (должность или род занятий) проживающего в ___________________________________________________ (наименование населенного пункта) выдвигающегося ___________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (избирателями, избирательным объединением) |———|————————|—————————————|———————————|————————|————————|———————| |N |Фамилия,|Год рождения |Адрес места|Серия и |Дата |Подпись| |п/п|имя, |в возрасте |жительства |номер |внесения| | | |отчество|18 лет - | |паспорта|подписи | | | | |число и месяц| | | | | | | |рождения) | | | | | |———|————————|—————————————|———————————|————————|————————|———————| | | | | | | | | |———|————————|—————————————|———————————|————————|————————|———————| | | | | | | | | |———|————————|—————————————|———————————|————————|————————|———————| | | | | | | | | |———|————————|—————————————|———————————|————————|————————|———————| | | | | | | | | |———|————————|—————————————|———————————|————————|————————|———————| Подписной лист удостоверяю ___________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата и подпись лица, собиравшего подписи) Кандидат: ____________________________________________________ (ф.и.о., дата, подпись) Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ (В редакции Закона Челябинской области от 04.04.97 г. N 4-ЗО) Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность ________________________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования) гражданина _______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося "____" ________________ 19___ года, работающего ______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (должность или род занятий) проживающего в ___________________________________________________ (наименование населенного пункта) выдвигающегося ___________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (избирателями, избирательным объединением) |---|--------|-------------|-----------|--------|--------|-------| |N |Фамилия,|Год рождения |Адрес места|Серия и |Дата |Подпись| |п/п|имя, |в возрасте |жительства |номер |внесения| | | |отчество|18 лет - | |паспорта|подписи | | | | |число и месяц| | | | | | | |рождения) | | | | | |---|--------|-------------|-----------|--------|--------|-------| | | | | | | | | |---|--------|-------------|-----------|--------|--------|-------| | | | | | | | | |---|--------|-------------|-----------|--------|--------|-------| | | | | | | | | |---|--------|-------------|-----------|--------|--------|-------| | | | | | | | | |---|--------|-------------|-----------|--------|--------|-------| Подписной лист удостоверяю ___________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата и подпись лица, собиравшего подписи) Кандидат: ____________________________________________________ (ф.и.о., дата, подпись) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|