Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Тюменской области от 26.03.1996 № 392ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26.03.1996 N 392 г.Тюмень Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации На основании пункта "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи 3, статьей 84 Федерального конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Тюменская областная Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных статей Уставов Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, принятых Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 года и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа 19 сентября 1995 года (запрос прилагается). 2. Поручить председателю областной Думы назначить представителей от Тюменской областной Думы при рассмотрении указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации. Председатель областной Думы Н.П. Барышников _________________ Приложение к постановлению областной Думы от 26.03.96 N 392 В Конституционный Суд Российской Федерации ЗАПРОС о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных статей Устава Ханты-Мансийского автономного округа и Устава Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменская областная Дума (625000, г. Тюмень, ул. Республики, 52) на основании постановления Тюменской областной Думы N 392 от 26 марта 1996 года и в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 1 статьи 3 и статьей 84 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ряда положений Устава Ханты-Мансийского автономного округа, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа (решение N 66 от 26 апреля 1995 года, опубликован в издании Думы Ханты-Мансийского автономного округа ИИИ "Северный дом", 1995), а именно: статья 4, пункт 1 статьи 20, статьи 26, 29, 31, 33, 34, пунктом 8 статьи 36; и Устава Ямало-Ненецкого автономного округа, принятого Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа (от 19 сентября 1995 г. решение N 147, опубликован в газете "Красный Север" 6 октября 1995 г. N 40), а именно: пункт 4 статьи 1, часть 2 пункта 1 статьи 26, пункт 3 статьи 77, часть 3 пункта 3 статьи 80, статья 81, параграф 6 переходных положений. Основанием к рассмотрению данного обращения Конституционным Судом Российской Федерации, согласно статье 36 названного Закона, является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа и Устава Ямало-Ненецкого автономного округа в части, касающейся отношений автономных округов и Тюменской области. Согласно статье 85 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации заявитель считает данный запрос допустимым, поскольку, по его мнению, оспариваемые положения Уставов не подлежат действию из-за неконституционности, а также поскольку указанные Уставы затрагивают вопросы, относящиеся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Позиция заявителя и ее правовое обоснование заключается в следующем. Статья 5 Конституции Российской Федерации закрепляет равноправие субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в части 4 статьи 66 Конституция отражает особенности некоторых субъектов федерации, существующее правовое положение: нахождение в их составе других субъектов федерации - автономных округов. Применительно к Тюменской области такое положение было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 г., согласно которому в Тюменскую область входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные (тогда "национальные") округа. Таким образом, части 1 и 4 статьи 5 и часть 4 статьи 66 Конституции соотносятся как общая и специальная нормы: общий принцип статьи 5 конкретизируется применительно к сложносоставным субъектам в части 4 статьи 66, каким, в частности, является Тюменская область. Взаимосогласованное систематическое толкование указанных статей подводит к следующему: - упразднение существующей ранее неравнозначности субъектов РСФСР и установление в Конституции Российской Федерации 1993 года равноправия субъектов не устраняет, тем не менее, вхождение одних субъектов в состав других; - Конституция сохраняет наличие сложносоставных субъектов, следовательно, гарантирует сохранение их территории, экономического и правового пространства; - общий принцип равноправия субъектов применительно к условиям "сложного" субъекта реализуется с учетом существования одного субъекта в составе другого и не может толковаться абсолютно. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении "Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа" от 27 октября 1993 года N 1765 выборы в представительные органы области осуществляются всем населением области, включая автономные округа. Однако Уставы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, вопреки частям 1 и 3 статьи 67 Конституции, в одностороннем, явочном порядке перекраивают территорию Тюменской области, фактически изменяют ее статус, лишают область права на участие в изменении ее границ. Устав Ханты-Мансийского автономного округа, с одной стороны, в статье 26 закрепляет, что округ входит в состав Тюменской области, с другой - фактически отрицает, что территория округа является составной частью территории области. Пункт 2 статьи 4 предполагает, что изменение территории округа может осуществляться, даже если при этом затрагиваются территория и границы области, без согласия последней. Устав Ямало-Ненецкого автономного округа в пункте 4 статьи 1 и в пункте 3 статьи 80 предусматривает изменение статуса автономного округа без согласия с областью. Это положение прямо противоречит пункту 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации и пункту 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации, а также пункту 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации, поскольку изменение статуса автономного округа, входящего в состав области, несомненно повлечет изменение статуса и границ последней. Кроме того, пункт 3 статьи 77 Устава закрепляет положение, согласно которому территория автономного округа не является частью территории области, что противоречит пункту 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации, поскольку Тюменская область не давала согласия на изменение своих границ. Между тем трудно представить ситуацию, что если один субъект входит в состав другого, в то же время его территория не входит в территорию последнего. Неконституционным является положение Устава Ханты-Мансийского автономного округа об условиях вхождения округа в состав Тюменской области. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 66 подтвердила и закрепила существующее положение. Тогда как статья 26 Устава говорит об условиях вхождения округа в область, которые еще должны будут определяться законами, уставом и договорами. По мнению заявителя, противоречат Конституции и положения Уставов автономных округов, в которых фактически ограничивается конституционное право граждан на участие в осуществлении государственной власти. Статья 3 Конституции гарантирует народу право на осуществление власти непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим выражением власти народа являются референдум и выборы. Статьи же 33, 34 и пункт 8 статьи 36 Устава Ханты-Мансийского автономного округа произвольно ставят право граждан, проживающих на территории округа, участвовать в референдуме Тюменской области и в выборах органов государственной власти Тюменской области в зависимость от желания органов государственной власти автономного округа. Статья 81 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа существенно ограничивает права населения, проживающего в автономном округе, на участие в областном референдуме (а параграф 6 переходных положений Устава вообще лишает его этого права до заключения договора между областью и автономным округом). Неконституционным, по мнению заявителя, является и способ урегулирования в Уставах автономных округов вопросов использования месторождений полезных ископаемых и других природных объектов. Статья 9 Конституции говорит, что земля и другие природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Жители всей территории Тюменской области, а не только те, что непосредственно проживают в автономных округах, участвовали и участвуют в освоении, разработке, добыче природных ресурсов, создании необходимой инфраструктуры, транспортных и других систем. Очевидно, что все жители имеют равное право пользоваться благами от использования природных ресурсов. Соответственно, эти вопросы должны регулироваться совместно органами государственной власти области и автономных округов. В то же время статья 20 Устава Ханты-Мансийского автономного округа относит вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и природными ресурсами к совместному ведению Российской Федерации и только автономного округа. Статья 29 в перечень полномочий, которые могут быть переданы округом в сферу совместной компетенции округа и области, не включает вопросы недро- и природопользования. Часть 2 пункта 1 статьи 26 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа, закрепляющая, что государственное регулирование вопросов недропользования на территории автономного округа осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, а также на основе соглашений с Российской Федерацией, не предусматривает участия в этом вопросе области и ущемляет права части населения области, непосредственно не проживающей в автономном округе, но вовлеченной в сферу хозяйственной, социальной и культурной деятельности, осуществляемой в автономном округе. Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Российской Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти. Статья 76 Конституции предоставляет им право осуществления собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Уставы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в одностороннем порядке ограничивают данные конституционные права Тюменской области на осуществление власти и принятие законов в отношении всей территории области. Статья 31 Устава Ханты-Мансийского автономного округа допускает действие на территории округа только тех правовых актов Тюменской области, которые приняты по вопросам, переданным органам государственной власти автономного округа. Пункт 1.4.8. части 1 статьи 57 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа идет еще дальше, предоставляя губернатору автономного округа право отменять нормативные акты должностных лиц и органов исполнительной власти других субъектов Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию округа. Заявитель просит Конституционный суд Российской Федерации признать статью 4, пункт 1 статьи 20, статьи 26, 29, 31, 33, 34, пункт 8 статьи 36 Устава Ханты-Мансийского автономного округа; пункт 4 статьи 1, часть 2 пункта 1 статьи 26, пункт 3 статьи 77, часть 3 пункта 3 статьи 80, статью 81, параграф 6 переходных положений Устава Ямало-Ненецкого автономного округа не соответствующими Конституции Российской Федерации по содержанию норм и с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации. Представитель заявителя: Заместитель председателя Тюменской областной Думы Владимир Николаевич Третьяков Приложения: 1. Текст постановления Тюменской областной Думы "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" от 26 марта 1996 г. N 392. 2. Квитанция об оплате государственной пошлины. 3. Текст Устава Ханты-Мансийского автономного округа. 4. Текст Устава Ямало-Ненецкого автономного округа. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|