Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 30.01.1997 № 583

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    30.01.1997                                                N 583
                             г.Тюмень


    Об обращении в Конституционный
    Суд Российской Федерации


    На основании пункта "б" части 2 и пункта "в" части 3 статьи 125
Конституции  Российской  Федерации,  руководствуясь  подпунктом "б"
пункта  1  и подпунктом "в" пункта 2 статьи 3, статьями 84, 92, 93,
94  Федерального  конституционного  закона  "О Конституционном Суде
Российской   Федерации",   Тюменская  областная  Дума  ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации с
запросом  о  проверке соответствия Конституции Российской Федерации
Закона    Ханты-Мансийского    автономного   округа   "Об   участии
Ханты-Мансийского автономного округа в выборах главы исполнительной
власти   Тюменской   области",  принятого  Думой  Ханты-Мансийского
автономного  округа  и  подписанного Губернатором Ханты-Мансийского
автономного  округа  18  ноября  1996  года, и о разрешении спора о
компетенции    между    Тюменской    областной    Думой   и   Думой
Ханты-Мансийского  автономного  округа  по  поводу принятия данного
Закона (запрос прилагается).
    2.  Поручить  председателю  областной  Думы  (Барышников  Н.П.)
назначить   представителей   от   Тюменской   областной   Думы  при
рассмотрении  указанного  запроса в Конституционном Суде Российской
Федерации.


    Председатель областной Думы                     Н.П. Барышников
    ___________________________



    Приложение
    к постановлению областной
    Думы от 30.01.97 N 583

                                              В Конституционный Суд
                                               Российской Федерации


                              ЗАПРОС

  о проверке соответствия Конституции Российской Федерации Закона
Ханты-Мансийского автономного округа "Об участии Ханты-Мансийского
автономного округа в выборах главы исполнительной власти Тюменской
    области" и о разрешении спора о компетенции между Тюменской
   областной Думой и Думой Ханты-Мансийского автономного округа


    Тюменская  областная  Дума  (625000, г. Тюмень, ул. Республики,
52) на основании постановления Тюменской областной Думы от 30.01.97
N  583  и  в  соответствии со статьями 76, 77, пунктом "б" части 2,
пунктом  "в"  части  3 статьи 125 Конституции Российской Федерации;
подпунктом  "б"  пункта  1  и  подпунктом  "в"  пункта 2 статьи 3 и
статьями  84,  92,  93,  94  Федерального  конституционного  закона
Российской  Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации"
обращается  в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
проверке  конституционности  Закона  Ханты-Мансийского  автономного
округа  "Об  участии Ханты-Мансийского автономного округа в выборах
главы  исполнительной  власти  Тюменской области" (постановление "О
Законе    Ханты-Мансийского    автономного   округа   "Об   участии
Ханты-Мансийского автономного округа в выборах главы исполнительной
власти  Тюменской  области"  от  6  ноября  1996  г.  N  11-ОД) и о
разрешении  спора  о  компетенции между Тюменской областной Думой и
Думой  Ханты-Мансийского  автономного  округа  по  поводу  принятия
указанного Закона.
    Основанием  к  рассмотрению  данного  обращения Конституционным
Судом  Российской  Федерации, согласно статье 36 названного Закона,
является   обнаружившаяся   неопределенность   в   вопросе  о  том,
соответствуют  ли Конституции Российской Федерации положения Закона
Ханты-Мансийского  автономного округа и обнаружившееся противоречие
в   позициях  сторон  о  принадлежности  полномочия  между  высшими
органами  государственной  власти  субъектов Российской Федерации -
Тюменской  областной  Думой  и  Думой Ханты-Мансийского автономного
округа  по  поводу  принятия  Думой  Ханты-Мансийского  автономного
округа вышеуказанного Закона.
    Согласно  статье  85,  пункту 2 и 4 части 1 статьи 93 Закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" заявитель считает данный
запрос  допустимым,  поскольку,  в  соответствии  с  подпунктом "б"
пункта  1 и подпунктом "в" пункта 2 статьи 3 вышеназванного Закона,
данное   дело   подведомственно  Конституционному  Суду.  Заявитель
считает  принятие Закона Думой Ханты-Мансийского автономного округа
неконституционным,  поскольку  указанный Закон затрагивает вопросы,
относящиеся  к  ведению  органов  государственной власти Российской
Федерации  и  органов  государственной  власти  Тюменской  области.
    Позиция  заявителя  и  ее  правовое  обоснование  заключаются в
следующем:
    В  соответствии  с частью 4 статьи 66 Конституции, закрепляющей
статус  субъектов  Российской  Федерации,  имеющих  в своем составе
другие   субъекты   Российской   Федерации   -   автономные  округа
(применительно к Тюменской области такое положение было установлено
Указом  Президиума  Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года,
согласно  которому  в  Тюменскую  область входят Ханты-Мансийский и
Ямало-Ненецкий  автономные,  тогда  "национальные" округа), Указами
Президента  Российской  Федерации  "О  выборах  глав исполнительной
власти   Тюменской  области,  Ханты-Мансийского  и  Ямало-Ненецкого
автономных  округов"  от  13 сентября 1996 года N 1355 и "О выборах
главы  исполнительной  власти Тюменской области" от 15 октября 1996
года  N  1438,  Законом  Тюменской  области  "О выборах Губернатора
Тюменской  области"  (постановление  от  26 января 1996 года N 347)
Тюменская  областная  Дума  приняла  решение  о  проведении выборов
Губернатора  области  22  декабря  1996  года  (постановление от 17
октября 1996 года N 501).
    Согласно   части   первой   статьи  77  Конституции  Российской
Федерации   система   органов   государственной   власти  субъектов
Российской   Федерации   устанавливается   ими   самостоятельно   в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации
и  общими  принципами организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Тюменская   область   является  субъектом  Российской  Федерации  в
существующих  границах  (которые  никто не изменял), поэтому органы
государственной  власти  Тюменской  области обладают юрисдикцией на
всей   своей  территории.  Это  же  подтверждается  и  Определением
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по  делу  о проверке
конституционности  ряда  положений  Устава  Тюменской области от 17
июля  1996  года,  где  в  абзаце 5 пункта 1 указано, что вхождение
автономного   округа   в  край  (область)  обязывает  оба  субъекта
Федерации   строить   свои  взаимоотношения  с  учетом  исторически
сложившихся  на  момент принятия Конституции Российской Федерации и
не    противоречащих   ей   государственно-правовых   реалий.   Оно
предполагает   определенное  распространение  на  основе  взаимного
согласия   и  договоренностей  юрисдикции  округов  государственной
власти области на территорию автономного округа. Область и входящий
в  нее  автономный округ обязаны в интересах населения поддерживать
сложившиеся     территориальные,    экономические,    политические,
социальные,  этнические и иные отношения посредством различных форм
взаимодействия,  не допуская односторонних, не согласованных друг с
другом,  действий  в  сфере  общих  интересов области и автономного
округа.
    В  принятом  Государственной  Думой Российской Федерации законе
"Об  отношениях  края, области и автономного округа, находящегося в
их составе" предусматриваются выборы органов государственной власти
области на всей ее территории (включая автономные округа).
    Несмотря  на  это,  Дума  Ханты-Мансийского  автономного округа
приняла  Закон  Ханты-Мансийского  автономного  округа  "Об участии
Ханты-Мансийского автономного округа в выборах главы исполнительной
власти  Тюменской  области",  противоречащий  областному  Закону "О
выборах Губернатора Тюменской области".
    Противоречие заключается в следующем:
    Согласно  статьям  3  и  4 Закона Ханты-Мансийского автономного
округа  выборы на территории округа считаются состоявшимися, если в
них приняли участие не менее 25% избирателей округа, и избранным по
округу считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей
Ханты-Мансийского   автономного   округа,   принявших   участие   в
голосовании. В свою очередь, в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи
49  Закона  Тюменской  области  "О  выборах  Губернатора  Тюменской
области"  подсчет  голосов производится, принимая во внимание число
жителей  Тюменской  области,  включая  территорию Ханты-Мансийского
автономного округа.
    16 декабря 1996 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа
принято решение о неучастии населения во втором туре голосования по
выборам  Губернатора Тюменской области. Тем самым население области
(проживающее  в  автономном  округе)  было  лишено конституционного
права   на   участие  в  выборах  Губернатора  области  и  нарушена
компетенция законодательных органов государственной власти области,
избранных  от  всей территории области (включая автономные округа).
Положения  Закона  автономного  округа  регулируют  правоотношения,
связанные с выборами главы исполнительной власти Тюменской области,
в  которую входит автономный округ, они не соответствуют статьям 1,
3,  4,  5,  пунктам  2  и  5  статьи 49 Закона Тюменской области "О
выборах  Губернатора Тюменской области", статьям 2, 5, 6 и 7 Устава
Тюменской  области,  статье  11  Федерального  закона  "Об основных
гарантиях   избирательных  прав  граждан  Российской  Федерации"  и
нарушают  закрепленный  частью  3  статьи 67 Конституции Российской
Федерации  принцип  территориальной целостности субъекта Российской
Федерации.
    Органы  государственной  власти области, избирательная комиссия
области,  Центральная  избирательная  комиссия Российской Федерации
неоднократно    обращались   к   органам   государственной   власти
Ханты-Мансийского  автономного  округа  с  призывом исполнить Указы
Президента  Российской Федерации и не нарушать конституционных прав
граждан.  Тем  не  менее,  возможность  участия  населения области,
проживающего  в  автономном  округе,  в выборах Губернатора области
органами   государственной   власти   автономного  округа  не  была
обеспечена.
    На  основании  изложенного  Дума  Ханты-Мансийского автономного
округа   своими   неправомерными   действиями   лишила  избирателей
Ханты-Мансийского   автономного   округа   конституционного   права
участвовать   в   выборах  главы  исполнительной  власти  Тюменской
области,  чем нарушила часть 2 статьи 6, часть 2 статьи 32, часть 3
статьи  55,  часть  4  статьи  76,  часть  1  статьи 77 Конституции
Российской Федерации; часть 4 статьи 1, части 1 и 2 статьи 3, часть
1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав    граждан   Российской   Федерации",   поскольку   население,
проживающее в автономных округах, в то же время является населением
области  и  имеет  право  на участие в выборах главы исполнительной
власти области.
    Заявитель   просит  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
признать  Закон  Ханты-Мансийского  автономного  округа "Об участии
Ханты-Мансийского автономного округа в выборах главы исполнительной
власти Тюменской области" не соответствующим Конституции Российской
Федерации  по  содержанию  норм  и  с  точки  зрения  разграничения
предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
субъектов    Российской   Федерации,   установленных   Конституцией
Российской Федерации.

    Представители заявителя:

    1.   Барышников   Николай  Павлович  -  председатель  Тюменской
областной Думы.
    2.   Серков     Валерий     Анатольевич      -       заведующий
государственно-правовым  отделом Тюменской областной Думы, кандидат
юридических наук.

    Приложения:

    1.  Указ  Президента  Российской  Федерации   "О  выборах  глав
исполнительной   власти   Тюменской  области,  Ханты-Мансийского  и
Ямало-Ненецкого  автономных округов" от 13 сентября 1996 г. N 1355.
    2.  Указ  Президента  Российской  Федерации  "О  выборах  главы
исполнительной  власти  Тюменской  области" от 15 октября 1996 г. N
1438.
    3.  Текст  Закона  Тюменской  области  "О  выборах  Губернатора
Тюменской области".
    4.  Текст  постановления  Тюменской  областной   Думы  "О  дате
проведения  выборов  Губернатора  Тюменской  области" от 17 октября
1996 г. N 501.
    5.  Соглашение   о   механизме   реализации   Указа  Президента
Российской   Федерации   "О  выборах  главы  исполнительной  власти
Тюменской  области"  от  15  октября 1996 г. N 1438, подписанное 17
октября  1996 г. главами исполнительной власти области и автономных
округов, председателями областной и окружных Дум.
    6.  Текст  постановления  Думы  Ханты-Мансийского   автономного
округа  "О  Законе Ханты-Мансийского автономного округа "Об участии
Ханты-Мансийского автономного округа в выборах главы исполнительной
власти   Тюменской   области"   от   6  ноября  1996  г.  N  11-ОД.
    7.  Текст  Закона  Ханты-Мансийского  автономного   округа  "Об
участии   Ханты-Мансийского  автономного  округа  в  выборах  главы
исполнительной власти Тюменской области".
    8.  Текст    заявления    органов    государственной     власти
Ханты-Мансийского  автономного  округа,  принятый на заседании Думы
Ханты-Мансийского   автономного   округа   16   декабря   1996   г.
    9.  Текст  письма Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации от 10 января 1997 г. N 05-13/59.
    10. Текст   заключения   правового   управления     Центральной
избирательной  комиссии  Российской  Федерации  на положения Закона
Ханты-Мансийского  автономного округа "Об участии Ханты-Мансийского
автономного  округа в выборах главы исполнительной власти Тюменской
области"  об  установлении  итогов  выборов  Губернатора  Тюменской
области.
    11.  Текст  письма секретаря Центральной избирательной комиссии
Российской  Федерации  на  имя  председателя избирательной комиссии
Ханты-Мансийского  автономного  округа  от  27  декабря  1996  г. N
05-15/3723.
    12.  Текст  письма секретаря Центральной избирательной комиссии
Российской   Федерации   от   27  декабря  1996  г.  N  05-15/3722.
    13.  Текст письма избирательной комиссии Тюменской области от 4
декабря 1996 г. N 210/96-икто.
    14.  Текст постановления Тюменской областной Думы "Об областном
Законе  "О выборах Губернатора Тюменской области" от 26 января 1996
г. N 347.
    15.  Текст  постановления  Тюменской  областной  Думы "О Законе
Тюменской  области  "О внесении изменения в Закон Тюменской области
"О  выборах  Губернатора Тюменской области" от 10 октября 1996 г. N
500.
    16.  Текст  Закона  Тюменской  области  "О внесении изменений в
Закон  Тюменской области "О выборах Губернатора Тюменской области".
    17.  Текст  постановления  Тюменской  областной  Думы "О Законе
Тюменской  области  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в Закон
Тюменской  области  "О выборах Губернатора Тюменской области" от 27
декабря 1996 г. N 559.
    18.  Текст  Закона  Тюменской  области  "О внесении изменений и
дополнений   в  Закон  Тюменской  области  "О  выборах  Губернатора
Тюменской области".
    19.  Текст Устава Тюменской областной Думы.
    20.  Текст постановления Тюменской областной Думы "Об обращении
в  Конституционный Суд Российской Федерации" от 30 января 1997 г. N
583.
    21.  Текст   Определения   Конституционного    Суда  Российской
Федерации  по  рассмотрению  дела о проверке конституционности ряда
положений Устава Тюменской области от 17 июля 1996 года.
    22.  Текст  постановления  Тюменской  областной  Думы  "О  ходе
реализации  Определения  Конституционного Суда Российской Федерации
"Об  отложении  рассмотрения дела о проверке конституционности ряда
положений Устава Тюменской области" от 17 июля 1996 года N 73-0" от
10.10.96 N 494.
    23.  Текст  постановления  Тюменской  областной  Думы  "О  ходе
реализации  постановления областной Думы "О дате проведения выборов
Губернатора  Тюменской  области"  от  17  октября 1996 года N 501 и
Соглашения  руководителей  органов государственной власти Тюменской
области,   Ханты-Мансийского  автономного  округа,  Ямало-Ненецкого
автономного   округа   "О  механизме  реализации  Указа  Президента
Российской  Федерации от 15.10.96 N 1438, от 17 октября 1996 г." от
21 ноября 1996 г. N 521.
    24.  Текст  письма  избирательной  комиссии   Ханты-Мансийского
автономного округа от 09.01.97 N 004.
    25.  Квитанция об уплате государственной пошлины (оплачена 1997
г., платежное поручение N ).
    26.  Доверенность   на   участие   в   рассмотрении    дела   в
Конституционном Суде на Серкова В.А.
    27.  Копия диплома кандидата юридических наук Серкова В. А.

Информация по документу
Читайте также