Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 29.05.1997 № 693

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    29.05.1997                                                N 693
                             г.Тюмень


    О запросах Тюменской областной Думы
    в Конституционный Суд Российской Федерации


    Рассмотрев    информационное   письмо   Конституционного   Суда
Российской  Федерации от 16 мая 1997 года, в соответствии с пунктом
"х" статьи 28 и статьей 33 Устава Тюменской области, областная Дума
ПОСТАНОВИЛА:

    1.   Принять   информацию   Конституционного   Суда  Российской
Федерации к сведению.
    2.   Ходатайствовать  перед  Конституционным  Судом  Российской
Федерации  о  возобновлении  дела и принятии к рассмотрению запроса
Тюменской  областной Думы от 18 октября 1995 года о даче толкования
содержащегося  в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации
понятия  "отношения  автономных округов, входящих в состав края или
области...",  отложенного решением Конституционного Суда Российской
Федерации  от  19  апреля  1996  года на неопределенное время и без
изложения мотивов.
    3.   Направить   в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
уточнения  и  дополнения правовой позиции Тюменской областной Думы,
сформулированной   в  запросе  от  18  октября  1995  года  о  даче
толкования  части  4  статьи  66  Конституции Российской Федерации,
исходя  из  того, что Договор между органами государственной власти
Тюменской    области,    Ханты-Мансийского    автономного   округа,
Ямало-Ненецкого  автономного округа от 10 апреля 1997 года, а равно
находящийся  на  завершающей  стадии принятия Федеральный закон "Об
основах   отношений  края  или  области  и  входящих  в  их  состав
автономных  округов",  не  устраняют  неопределенности  в понимании
содержащегося  в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации
положения "отношения автономных округов, входящих в состав края или
области..." (прилагается).
    4.  Просить  Конституционный  Суд Российской Федерации ускорить
принятие  запроса  от 18 октября 1995 года к рассмотрению, включить
его  в  график заседаний Конституционного Суда Российской Федерации
на   ближайшее   время  с  тем,  чтобы  внести  ясность  в  процесс
назначения,  организации  и  проведения выборов депутатов Тюменской
областной Думы нового созыва в декабре 1997 года.


    Председатель областной Думы                     Н.П. Барышников
    ________________


                   
    Приложение к постановлению
    областной Думы
    от 29.05.97  N 693


                      Уточнения и дополнения
             правовой позиции Тюменской областной Думы
       по запросу от 27 октября 1995 года о даче толкования
           содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции
        Российской Федерации понятия "отношения автономных
              округов, входящих в состав области..."

    Необходимость уточнения и дополнения правовой позиции Тюменской
областной  Думы  по  названному  запросу  обусловлена произошедшими
изменениями  во  взаимоотношениях  между Тюменской областью и двумя
входящими  в  ее  состав  автономными  округами за время, прошедшее
после   направления   запроса   в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации.   В   апреле   1997   заключен  Договор  между  органами
государственной   власти   Тюменской   области,   Ханты-Мансийского
автономного  округа,  Ямало-Ненецкого автономного округа. Находится
на    стадии    согласования    и   принятия   Федеральный   закон,
предусмотренный   частью   4   статьи   66  Конституции  Российской
Федерации.   Проведены  выборы  губернаторов  Тюменской  области  и
автономных   округов.  Приближается  срок  выборов  нового  состава
законодательного  (представительного) органа государственной власти
области.  С  формально  юридической точки зрения нынешнее состояние
отношений   между   Тюменской   областью   и  автономными  округами
приобрело,  с  одной  стороны,  договорный  характер,  а с другой -
сохранило неопределенность в понимании конституционного положения о
вхождении  округов  в состав области, об его условиях, основаниях и
последствиях.
    Автономные  округа  считают, и на практике исходят из того, что
вхождение  в  состав Тюменской области не влечет создания областных
органов   государственной   власти,  представляющих  все  население
области,  включая  население проживающее в автономных округах, и не
порождает  у  органов  государственной  власти  автономных  округов
обязанность  обеспечивать  реализацию  избирательных  прав  жителей
округов при формировании органов законодательной (представительной)
и   исполнительной  власти  Тюменской  области.  Об  этом  со  всей
очевидностью  свидетельствуют  проведенные  в  декабре  1996 года -
январе  1997  года выборы Губернатора Тюменской области, и принятые
по ним правовые акты Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных
округов.
    Тюменская  областная Дума считает, что при толковании положения
о  вхождении  автономных  округов  в состав области, признаваемом и
закрепляемом  Уставом  Тюменской области, а равно статьей 26 Устава
Ханты-Мансийского  и  частью  1  статьи  77  Устава Ямало-Ненецкого
автономных  округов,  следует  исходить  из  признания факта такого
вхождения  в  состав области, порождающего обязанность как округов,
так  и области строить свои взаимоотношения с учетом сложившихся на
момент  принятия  Конституции  Российской  Федерации 1993 года и не
противоречащих  ей исторических, социально-экономических и правовых
реалий,  в том числе, исходя из наличия единой территории области и
единых областных органов государственной власти. Это в свою очередь
предполагает  распространение  в  совместно  определяемых  пределах
юрисдикции  органов  государственной  власти  области на территории
автономных округов.
    Понятие  "вхождение"  одного  субъекта  Российской  Федерации в
другой,  разумеется,  качественно  иное по сравнению с тем, которое
фиксировалось  ранее  действующим  законодательством.  В  настоящее
время  вхождение  указывает  на  особенности статуса как автономных
округов,  так  и  области,  в  состав  которой  входят  округа. Эти
особенности  порождают  специфические государственно-правовые связи
между  областью  и  округами  и  реально  существуют  как результат
формирования  и  развития  Тюменской области в виде единого целого,
имеющего историческую, экономическую, социальную, этническую и иную
общность,  единую  инфраструктуру  и  т.д.  Конституция  Российской
Федерации   предусматривает   учет   настоящих  особенностей  путем
правового оформления единой региональной общности самими субъектами
Российской   Федерации   на   основе   договора  и  путем  принятия
Федерального закона.
    Наличие конституционных предпосылок для регулирования отношений
между  областью  и  входящими  в  ее состав автономными округами на
основе  взаимного согласия и договоренностей равноправных субъектов
Российской  Федерации  предполагает отказ от односторонних действий
как  области,  так  и  округов.  Между  тем,  автономные  округа  в
одностороннем  порядке объявляют невозможность проведения и участия
в  организации  на территориях автономных округов выборов областных
органов   государственной   власти.  Тем  самым  автономные  округа
исключают  из  понятия  "вхождение"  возможность создания областных
органов,  представляющих  и  интересы населения автономных округов.
Такая  позиция  округов  противоречит  тому факту, что они входят в
состав  Тюменской  области.  Территория  автономных округов, будучи
сферой   действия   полномочий   органов   государственной   власти
автономных  округов,  в  тоже  время,  ввиду  вхождения  автономных
округов в состав области, предполагает распространение на нее части
юрисдикции  органов государственной власти области, определяемой на
основе  взаимного согласия и договоренностей и федерального закона.
Таким  образом,  развертывание понятия "вхождения в состав области"
осуществляется  при  помощи понятий "единая или общая территория" и
"единые  или  общие  полномочия",  которые  в  свою очередь требуют
"единых" или "общих" органов государственной власти и разграничения
предметов    ведения    и   взаимного   делегирования   полномочий.
Предусмотренные    Договором    формы   и   структуры   координации
сотрудничества  -  совместное  заседание  трех Дум, Совет Тюменской
областной   Думы,   Думы  Ханты-Мансийского,  Государственной  Думы
Ямало-Ненецкого  автономных  округов,  Совет Губернаторов Тюменской
области,   Ханты-Мансийского  автономного  округа,  Ямало-Ненецкого
автономного    округа,    по    своему   структурно-функциональному
предназначению,  процедуре  их  формирования и правовому статусу не
могут  быть  признаны  в  качестве  органов  государственной власти
области.
    В   связи   с   изложенным   Тюменская  областная  Дума  просит
Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  не дожидаясь принятия
решений  по  другим  направленным  Думой  запросам, дать толкование
части  4  статьи  66 Конституции Российской Федерации, что позволит
устранить  неопределенности  как  в отношении Устава области, так и
иных оспариваемых округами и областью актах.

Информация по документу
Читайте также