Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 02.09.1997 № 757

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    02.09.1997                                                N 757
                             г.Тюмень


    Об информации Счетной палаты по
    результатам тематической проверки
    использования бюджетных средств
    на предприятиях хлебопродуктов
    при формировании продовольственного
    фонда


    Заслушав  информацию Счетной палаты по результатам тематической
проверки    использования   бюджетных   средств   на   предприятиях
хлебопродуктов   при   формировании   продовольственного   фонда  в
соответствии  с  пунктом  "г"  статьи  28  Устава Тюменской области
областная Дума ПОСТАНОВИЛА:

    Информацию  Счетной палаты по результатам тематической проверки
использования  бюджетных средств на предприятиях хлебопродуктов при
формировании    продовольственного   фонда   принять   к   сведению
(прилагается).


    Председатель областной Думы                     Н.П. Барышников
    ___________________



    Приложение
    к постановлению
    областной Думы
    от 02.09.97 N 757


                            Информация
           по результатам тематической плановой проверки
"Использование бюджетных средств на предприятиях хлебопродуктов при
              формировании продовольственного фонда"


    На   основании   плана   работы,  утвержденного  постановлением
Тюменской  областной  Думы  N 589 от 21.02.97 г. и в соответствии с
программой тематической проверки в период с 30.03.97 г. по 10.06.97
г.  Счетной  палатой  проведена  проверка  использования  бюджетных
средств    на    предприятиях   хлебопродуктов   при   формировании
продовольственного фонда в 1994-96 гг.
    Проверкой были охвачены следующие объекты:
    -   Департамент   по   социально-экономическому  развитию  села
администрации  Тюменской  области - заказчик по формированию фонда;
    - ОАО "Тюменьхлебопродукт" - подрядчик по формированию фонда;
    - Филиалы ОАО "Тюменьхлебопродукт":
         - Ялуторовский комбинат хлебопродуктов,
         - Тюменский элеватор,
         - Исетское хлебоприемное предприятие.
    - ЗАО "Тюменьоблагропромснаб" - поставщик запасных частей;
    - АООТ "Заводоуковскагропромснаб";
    - АОЗТ "Тюменьагропромснаб";
    - ОАО "Тюменьнефтепродукт" - поставщик ГСМ;
    - Корпорация "Агропрод" - поставщик минеральных удобрений;
    - Сельхозтоваропроизводители:
         - колхоз "Советская Сибирь" Ярковского района;
         - колхоз им. Ленина Ярковского района;
         - ТОО "Кавдык" Ялуторовского района;
         - СПК "Пышма-Исеть" Исетского района;
         - колхоз "Исток" Исетского района;
         - колхоз "Победа" Исетского района.
    ОАО "Тюменьхлебопродукт" было создано в связи с акционированием
государственного   предприятия   Объединение   "Тюменьхлебопродукт"
23.09.94  г.  (Распоряжение Главы администрации Центрального р-на N
739),    перерегистрировано   1.07.96   г.   Распоряжением   N   73
администрации  г.  Тюмени по Центральному административному округу.
    В  состав  ОАО  "Тюменьхлебопродукт"  входит аппарат управления
акционерного  общества, расположенный в городе Тюмени и 23 филиала,
из  них:  2 элеватора, 4 комбината хлебопродуктов, 15 хлебоприемных
предприятий,   1   подсобное   хозяйство,   1  жилищно-коммунальное
хозяйство.
    Филиалы  не  являются  юридическими  лицами и осуществляют свою
хозяйственную  деятельность  согласно  доверенностей, выданных ген.
директором ОАО "Тюменьхлебопродукт" на год.
    АООТ  "Тюменьхлебопродукт"  является  одним  из  учредителей  и
финансовых     участников     сельскохозяйственного     кооператива
"Пышма-Исеть",  а  генеральный  директор  -  одним из учредителей и
участников как физическое лицо.
    29.08.96   г.   АООТ   "Тюменьхлебопродукт"   заключило  с  СПК
"Пышма-Исеть"  договор  доверительного  управления имуществом, п.п.
1.1 и 2.4 которого содержат положения, противоречащие ч. 2 ст. 1012
и  п.  З  ст.  1015  ГК  РФ, согласно которым передача имущества не
влечет  перехода  права  собственности  на  него  к  доверительному
управляющему,  кроме  того, доверительный управляющий не может быть
выгодоприобретателем    по   договору   доверительного   управления
имуществом.
    Согласно   постановлению  Администрации  Тюменской  области  от
31.03.95  г. N 18 "О формировании регионального фонда зерна на 1995
г." и распоряжению Администрации Тюменской области от 11.08.95 г. N
669-р  "О  закупках  и  поставках  сельскохозяйственной продукции в
региональный  фонд  продовольствия",  государственным заказчиком по
формированию  регионального  фонда  зерна  в  1995  г. являлось ОАО
"Тюменьхлебопродукт".  В  1996  г., в соответствии с постановлением
Администрации Тюменской области от 14.02.96 г. N 14 "О формировании
регионального   фонда   зерна   из  урожая  1996  г.",  генеральным
заказчиком являлся Департамент по социально-экономическому развитию
села,   генеральным   подрядчиком   -   ОАО   "Тюменьхлебопродукт".
Участниками формирования фонда являются сельхоз. производители всех
форм  собственности,  корпорация  "Агропрод"  (поставка минеральных
удобрений),   ассоциация  "Тюменьагропромснаб"  (поставка  запасных
частей),  ОАО  "Тюменьнефтепродукт" (поставка ГСМ). В ходе проверки
"Положение о региональном фонде зерна" Департаментом по СЭР села не
предоставлено,  несмотря  на  письменные  запросы  Счетной  палаты.
    Источники финансирования поставок зерна в региональный фонд:
    - федеральный товарный кредит,
    - федеральные бюджетные средства,
    - средства областного бюджета.
    Согласно Закону Тюменской области "Об областном бюджете на 1996
г."  от  20.02.96  г.  расходы по финансированию продовольственного
фонда на 1996 г. определены в размере 211000,0 млн. руб.
    По отчету по исполнению бюджета за 1996 г. - 193606,0 млн. руб.
    По справке комитета финансов, предоставленной на запрос Счетной
палаты,  по  состоянию  на  01.01.97 г. за ОАО "Тюменьхлебопродукт"
числится  средств  областного  бюджета  46554,5  млн. руб., средств
федерального  бюджета  132218,3  млн. руб. Итого числится бюджетных
средств,   выделенных  для  формирования  продовольственного  фонда
178771,7 млн. руб.
    По  отчету  ОАО на выполнение договорных обязательств в 1996 г.
сельхозтоваропроизводителям   был   предоставлен   товарно-денежный
кредит  и  расчет  в  сумме 224447,4 млн. руб., заявлено в качества
аванса  и  расчета  по  договорам  230739,0  млн.  руб.,  в  т.  ч.
----------------------------------------------------------------------
Вид товарно-денежного кредита ¦  Заявлено с/х  ¦  Отпущено с/х   ¦ %
                              ¦    товаро-     ¦    товаро-      ¦
                              ¦производителями ¦ производителям  ¦
------------------------------+----------------+-----------------+----
Минеральные удобрения         ¦    19235,6     ¦    19235,6      ¦ 100
Нефтепродукты                 ¦   101354,0     ¦    95524,3      ¦  94
3апасные части                ¦    11835,4     ¦    11637,4      ¦  98
Гербициды                     ¦    21583,0     ¦    21581,9      ¦ 100
Семена кукурузы               ¦     2942,7     ¦     2942,7      ¦ 100
Семена подсолнечника          ¦      947,8     ¦      947,8      ¦ 100
Денежный аванс и расчет       ¦    72840,5     ¦    72577,8      ¦  97
в т. ч. в натуральном выражении:               ¦                 ¦
  мука                        ¦         -      ¦    13090,3      ¦
  сахар                       ¦         -      ¦     5363,6      ¦
  др. продукция               ¦         -      ¦    26414,1      ¦
----------------------------------------------------------------------

    По  состоянию  на  01.01.97  г.  сумма  бюджетных  средств  для
формирования  регионального  продовольственного фонда, числящихся в
ОАО   "Тюменьхлебопродукт",   не   соответствует   сумме   средств,
числящихся   у   них   в   обороте  по  данным  комитета  финансов.
    Акты сверки между ОАО "Тюменьхлебопродукт" и комитетом финансов
не составляются.
    В составе средств федерального бюджета (132218,3 млн. руб.):
 - 33900,0 млн. руб.           - бюджетная ссуда
 - 34422,3 млн. руб.           - % за пользование бюджетной ссудой
 - 63896,0 млн. руб.           - товарный кредит
    В  1993-1996 г. ОАО "Тюменьхлебопродукт" предоставлена ссуда из
федерального бюджета в сумме 33900,0 млн. руб. в т. ч.
     1993 г.   -  8,7 млрд. руб.  поступило на  расчетный счет
     1994 г.   - 21,7 млрд. руб.  поступило на  расчетный счет
     1996 г.   -  3,5 млрд. руб.  восстановлена ссуда из областного
                                  бюджета
    Ссуда из федерального бюджета была оформлена следующим образом:
в  1994  году  были  заключены два договора Администрации Тюменской
области   с   ОАО  "Тюменьхлебопродукт"  на  получение  средств  из
федерального бюджета согласно распоряжению Правительства РФ N 998-р
от   30.06.94   г.   на   возвратной  основе  с  взысканием  за  их
использование 1/3 учетной ставки Центрального банка РФ:
     от 01.08.1994 г.  в сумму 2 млрд. руб.
     от 30.09.1994 г.  в сумме 7,8 млрд. руб.
    В   соответствии   с  п.  2.1  указанных  договоров,  проценты,
начисленные  за  пользование  средствами федерального бюджета сверх
десяти  процентов  годовых,  должны  быть  направлены на пополнение
оборотных  средств  ПО  "Тюменьхлебопродукт"  для  закупок  зерна в
региональный фонд.
    Договором  от  18.10.94  г.,  заключенным  этими же сторонами в
соответствии  с  протоколом  заседания комиссии Правительства РФ от
24.06.94    г.    N   3,   установлено,   что   невозвращенная   ПО
"Тюменьхлебопродукт"   бюджетная  ссуда  в  сумме  8,7  млрд.  руб.
направляется для оплаты закупок зерна в региональный фонд сроком до
01.11.95  г.  на  условиях, предусмотренных предыдущими договорами.
    Администрацией Тюменской области 23.07.96 г. заключен договор с
Министерством  финансов  РФ  о  передаче в управление Администрации
средств   федерального   бюджета   на   формирование   региональных
продовольственных  фондов  1996  г. сроком до 01.01.97 г. в размере
56,5 млрд. руб., в том числе:
    -  33,9  млрд. руб. - средства федерального бюджета, выданные в
1994 г.;
    - 4,1 млрд. руб. - начислено в оплату за пользование бюджетными
средствами сверх десяти процентов годовых в 1994 г.
    -   18,5  млрд.  руб.  -  начислено  в  оплату  за  пользование
бюджетными  средствами  сверх  десяти  процентов  годовых в 1995 г.
    Пунктом  1.3  этого  договора  предусматривалась  передача 56,5
млрд.  руб. на возвратной основе с уплатой процентов за пользование
ими  из  расчета  процентной  ставки,  равной 1/3 части действующей
учетной  ставки Центробанка РФ. Срок действия договора определен до
окончания исполнения сторонами обязательств.
    Согласно   распоряжению   Администрации  Тюменской  области  от
30.07.96 г. АООТ "Тюменьхлебопродукт" должно было заключить договор
с   комитетом   финансов  администрации  области  о  предоставлении
указанной   бюджетной  ссуды  для  использования  этих  средств  на
формирование регионального продовольственного фонда из зерна урожая
1996 г.
    О  необходимости  заключить  указанный договор комитет финансов
области напоминал ОАО "Тюменьхлебопродукт" письмами от 09.09.96 г.,
01.11.96   г.,   24.01.97   г.,   07.05.97   г.  Однако  договор  о
предоставлении  бюджетной ссуды на 1996 г., в нарушение п. 7 письма
Минфина  РФ от 03.11.94 г. N 184 "Порядок выделения и использования
бюджетных   средств,   предоставляемых   на  возвратной  основе  из
федерального  бюджета  на  создание  регионального  фонда зерна" не
заключен  до  настоящего  времени,  т.  к. ОАО "Тюменьхлебопродукт"
отказалось  заключить  договор  в  редакции, предложенной комитетом
финансов  области  и  18.03.97  г.  направило свой проект договора,
который не принят комитетом финансов.
    Основное  положение,  по  которому  не  достигнуто соглашение -
сумма, на которую должна начисляться уплата процентов в размере 1/3
учетной  ставки Центробанка РФ за пользование бюджетными средствами
в 1996 г.
    ОАО "Тюменьхлебопродукт" считает, что проценты за использование
бюджетных  средств  в  1996  г.  должны  быть  начислены  только на
основную сумму ссуды - 33,9 млрд. руб.
    Комитет  финансов  области  настаивает на заключении договора в
той  редакции,  в  которой  он  заключил  договор  с  Министерством
финансов  РФ  -  о  начислении  процентов за пользование бюджетными
средствами в 1996 г. на сумму 56,5 млрд. руб., считая, что согласно
ст.  46  Федерального  Закона "О федеральном бюджете на 1996 год" в
состав   бюджетных   средств,   предоставленных   на   формирование
региональных  продовольственных  фондов  включаются "также и суммы,
поступающие в виде платы за пользование ими".
    На  10.06.97  г. спор в органы арбитражного суда для разрешения
разногласий не передан.
    Ежеквартально  ОАО  предоставляет  в  комитет  финансов отчет о
наличии  федеральной  бюджетной  ссуды  и процентов, начисленных за
пользование ею. По состоянию на 01.01.97 г. задолженность по данным
комитета  финансов  составила  68322,3  млн.  руб.,  по  данным ОАО
"Тюменьхлебопродукт" - 68078,5 млн. руб., в т. ч. 34178,5 млн. руб.
-  проценты,  начисленные  по  1/3 учетной ставки ЦБ РФ на основную
ссуду 33,9 млрд. руб.
    В 1995 г. федеральный товарный кредит выделен через Департамент
по  СЭР села на сумму 63896,0 млн. руб. Товаропроизводителями сдано
зерно  в  региональный фонд в счет этого товарного кредита на сумму
63896,0 млн. руб.
    В  1996  г.  во исполнение распоряжения Администрации Тюменской
области  от  18.08.95  г.  N  669-р  "О  закупках  и поставках с/х.
продукции  в региональный фонд продовольствия области", Департамент
по  СЭР  села  передает в ОАО "Тюменьхлебопродукт" задолженность по
бюджетным   средствам   в   сумме   63896,0   млн.  руб.,  выданных
товаропроизводителям  области  для  закупки  зерна урожая 1995 г. в
региональный  фонд  продовольствия.  Задолженность  по  федеральной
бюджетной  ссуде,  в  виде  товарного  кредита  передана  в  ОАО на
беспроцентной  основе  и использована на формирование регионального
фонда  зерна  1996  г.,  несмотря  на  то,  что у комитета финансов
задолженность перед Минфином РФ числится с учетом 10 % годовых и по
состоянию на 01.01.97 г. составила 70285,6 млн. руб.
----------------------------------------------------------------------
                            ¦ По данным ОАО ¦  По данным ¦ Отклонения
                            ¦ "Тюменьхлебо- ¦  комитета  ¦
                            ¦   продукт"    ¦  финансов  ¦
----------------------------+---------------+------------+------------
Задолженность          по   ¦               ¦            ¦
федеральному    товарному   ¦               ¦            ¦
кредиту,  переданному  на   ¦         -     ¦   63896,0  ¦  - 63896,0
условиях бюджетной ссуды    ¦               ¦            ¦
                            ¦               ¦            ¦
По региональной бюджетной   ¦    63896,0    ¦        -   ¦    63896,0
ссуде                       ¦               ¦            ¦
                            ¦               ¦            ¦
Проценты  за  пользование   ¦         -     ¦    6389,6  ¦   - 6389,6
товарным кредитом           ¦               ¦            ¦
                            ¦               ¦            ¦
Итого задолженность на      ¦    63896,0    ¦   70285,6  ¦   - 6389,6
01.01.97 г.                 ¦               ¦            ¦
----------------------------------------------------------------------
    Договор    на    пользование   этими   средствами   между   ОАО   
"Тюменьхлебопродукт" и комитетом финансов не заключен.

    Ссуды под досрочный завоз продукции в районы Крайнего Севера.

    На  основании  постановления  Правительства РФ от 15.03.94 г. N
202  "Об изменении механизма государственной и финансовой поддержки
завоза  продукции  в  районы  Крайнего  Севера и приравненные к ним
местности",   постановления   администрации  Тюменской  области  от
23.05.94  г.  N 116 "О досрочном завозе продукции в районы Крайнего
Севера  и  приравненные  к ним местности" и распоряжения N 751-1 от
29.08.94  г.  "О  выделении  средств  под досрочный завоз продукции
районам,  приравненным  к районам Крайнего Севера" из регионального
фонда   финансовой   поддержки   между   комитетом  финансов  и  ПО
"Тюменьхлебопродукт"  заключаются  кредитные соглашения от 06.07.94
г. на сумму 300,0 млн. рублей и от 29.08.94 г. на сумму 1500,0 млн.
рублей со сроком гашения соответственно - до 06.07.95 г. и 29.08.95
г.  и  уплатой  процентов  за  пользование бюджетными средствами из
расчета  1/3  части  учетной  ставки  ЦБ  РФ, действующей на момент
получения кредита.
    В  ходе  проверки  были изучены и проанализированы нормативные,
финансово-экономические,  банковские  и  бухгалтерские документы по
вопросам использования бюджетных сумм под досрочный завоз продукции
в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
    Случаев   однозначно   трактуемого   нецелевого   использования
бюджетных ссуд при проверке выявлено не было.
    В  то  же время имелись факты задержки исполнения обязательств,
предусмотренных  п.п.  2.3,  2.4 вышеуказанных кредитных соглашений
(по  уплате  неустойки от суммы несвоевременно уплаченных средств).
    Согласно   письму   ОАО  "Тюменьхлебопродукт"  в  Администрацию
Тюменской  области  с  просьбой  о  пролонгации  бюджетных ссуд под
досрочный  завоз  было  издано распоряжение Администрации Тюменской
области  N  775Р  от  18.09.95  г.  "О продлении срока возврата" до
01.09.96   г.  Объективных  причин  для  несвоевременного  возврата
бюджетных  ссуд  в  этот период не было, т. к. финансовое состояние
предприятия  позволяло  направлять  значительные суммы в финансовые
вложения,  а  именно  за  период  с  июля  по  август  1995  года с
расчетного счета было отвлечено 9926,0 млн. рублей.
----------------------------------------------------------------------
N п/п¦     N документа        ¦ Сумма (млн. руб.)¦ Содержание операции
-----+------------------------+------------------+--------------------
  1. ¦п/п N 494 от 17.07.95 г.¦     1000,0       ¦за акции другого
     ¦                        ¦                  ¦предприятия
  2. ¦п/п N 503 от 21.07.95 г.¦      500,0       ¦      -//-
  3. ¦п/п N 517 от 26.07.95 г.¦      500,0       ¦      -//-
  4. ¦п/п N 519 от 27.07.95 г.¦      500,0       ¦      -//-
  5. ¦п/п N 527 от 28.07.95 г.¦     7000,0       ¦за покупку векселя в
     ¦                        ¦                  ¦банке
  6. ¦п/п N 605 от 24.08.95 г.¦      250,0       ¦за долевое участие в
     ¦                        ¦                  ¦строительстве жилого
     ¦                        ¦                  ¦дома
  7. ¦п/п N 591 от 22.08.95 г.¦      176,0       ¦за а/м ВАЗ (5 шт.)
----------------------------------------------------------------------

    В  связи  с  тяжелым  финансовым  положением областного бюджета
12.04.96  г. комитетом финансов выставляется инкассовое поручение N
6 на расчетный счет ОАО "Тюменьхлебопродукт" на возврат кредитов. С
целью   неисполнения  инкассового  поручения  денежные  средства  в
размере  1681,5 млн. руб. были перечислены на расчетный счет своего
филиала (ЖКХ) на пополнение оборотных средств.
    Инкассовое  поручение  от 12.04.96 г. на сумму 1800,0 млн. руб.
было   исполнено   банком   только  28.01.97  г.  Задолженность  по
процентам, начисленным за пользование ссудой, была закрыта 11.02.97
г.  ОАО  "Тюменьхлебопродукт" нарушило условия кредитных соглашений
по  срокам  возврата  бюджетных  ссуд.  В  результате  этого потеря
бюджетных  средств области составила 3070,3 млн. руб. (из расчета %
по ставке ЦБР).

    Областная бюджетная ссуда в натуральном выражении.

    Из  средств  областного  бюджета  направленных  в  1996  г.  на
формирование   регионального   продовольственного   фонда  согласно
распоряжению   Администрации   Тюменской  области  N  1014-р,  АООТ
"Тюменьхлебопродукт"  выделена бюджетная ссуда для закупки зерна от
товаропроизводителей    области   в   сумме   25000,0   млн.   руб.
Распоряжениями  комитета  финансов  администрации Тюменской области
13.03.96  г.  и  19.03.96  г.  зачтены  в  плановое  финансирование
"Тюменьхлебопродукт" стоимость сахара и пшеницы, полученных за счет
реализации  нефти  в счет платы за недра в общей сумме 27530,6 млн.
руб. От реализации сахара получена прибыль ОАО "Тюменьхлебопродукт"
и  сторонними  организациями, до сельхозтоваропроизводителя сахар в
счет  оплаты  за  зерно поступил с наценкой на весь объем в размере
1358.2 млн. руб.
    ОАО "Тюменьхлебопродукт" производил финансовые вложения в акции
и  уставные  фонды  других предприятий, депозитные вклады и векселя
банков.
    В  результате  финансовых  вложений  получены внереализационные
доходы,  которые обеспечили резкое увеличение собственного капитала
аппарата управления только за 1994 год в 107,9 раза.
    Основным  источником  получения аппаратом большой суммы доходов
от  внереализационных операций являются заемные бюджетные средства,
что   подтверждает   проведенный   финансовый  анализ  деятельности
аппарата  ОАО  за  1994  год.  В  этот год предприятием был получен
наибольший  результат  от внереализационных операций, что составило
99,7 % от всей балансовой прибыли аппарата.
    В  связи  с тем, что движение бюджетных средств, переданных ОАО
"Тюменьхлебопродукт"       под      формирование      регионального
продовольственного  фонда,  не  учитывалось  на отдельных субсчетах
бух.  учета,  сложно  разделить собственные средства от бюджетных и
определить,   когда   и   в   каких  суммах  происходило  нецелевое
использование  этих  средств. Поэтому в анализируемом периоде (1994
году)  отвлечение  бюджетных  средств  на  другие  цели показано за
отдельные  периоды  (3 и 4 квартала), когда собственный капитал был
незначительный.  Так,  по состоянию на 1.10.94 г. излишки оборотных
средств  для  формирования  запасов  и затрат за счет находящейся в
распоряжении  аппарата  предприятия  на  эту  дату  суммы бюджетных
средств  (13449,5  млн.  руб.),  составили  12862,5 млн. руб., а по
филиалам ОАО без учета аппарата имелся недостаток оборотных средств
в  сумме  4905,3  млн.  руб.  В то же время на 01.10.94 по аппарату
имелся  недостаток  собственных  источников  формирования запасов и
затрат в сумме 583,4 млн. руб. (а в целом по ОАО вместе с филиалами
23485,0 млн. руб.).
    Несмотря   на   это,   аппаратом  вкладывались  в  этот  период
значительные  суммы  средств  в  фин.  вложения.  Так,  30.09. с.г.
приобретены векселя банков на 7000,0 млн. руб., а в декабре с.г. на
6000,0  млн.  руб.  Собственные  средства (капитал) по состоянию на
1.10.94  составляли  2305,7  млн. руб. Обеспеченность фин. вложений
собственными   источниками   формирования  составляла  16  %,  т.е.
собственные  источники  покрывали  всего  лишь  1/6  часть от суммы
вложенных  средств  в  финансовые  вложения. Недостаток собственных
средств составил 11383 млн. руб. В то же время, как указано выше, в
распоряжении   предприятия  имелось  в  обороте  бюджетных  средств
13449,5  млн.  руб.  Даже  при условии направления на эти цели всей
имеющейся   у   аппарата   кредиторской   задолженности   сторонних
организации  за  оказанные  им услуги (4455,6 млн. руб.) недостаток
собственных  средств  составит  6927,4  млн.  руб., то есть 99 % от
суммы (7000,0 млн. руб.), на которую в этот период были приобретены
векселя.
    Аналогичная  ситуация  была  и по состоянию на 1.07.94 г., и на
1.01.95  г. Так, на конец периода (01.01.95 г.) обеспеченность фин.
вложений  собственными  источниками  формирования  составляет 37 %.
Недостаток   собственных   средств   составлял  11321,7  млн.  руб.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в 3 и 4 кварталах 1994 г.
бюджетные  средства,  переданные  комитетом  финансов администрации
области   ОАО   "Тюменьхлебопродукт",  использовались  недостаточно
эффективно  и  аппаратом ОАО допущено их значительное отвлечение на
иные  цели.  В  связи  с  чем  в  4  квартале  94  г.  результат от
внереализационных  операций  (5204,3  млн.  руб.)  составил 70 % от
полученной  предприятием  за весь год балансовой прибыли. В 1995-96
гг.  по  вышеуказанным  причинам  и  вследствие  резкого увеличения
собственного  капитала  ОАО  "Тюменьхлебопродукт" с учетом филиалов
(на  1.01.95  г. сумма собственного капитала составила 61235,9 млн.
руб.,  на  1.01.96  г. - 394354 млн. руб.) определить использование
бюджетных    средств    не    по    целевому   назначению   в   ОАО
"Тюменьхлебопродукт" фактически невозможно.

    Поставщики материальных ресурсов в счет товарного кредита.

    Комитет  финансов на основании распоряжений Главы администрации
области  выделяет средства Департаменту по социально-экономическому
развитию  села  для  формирования  регионального продовольственного
фонда 1996 г.
    Последний  заключает  договоры  с  "участниками"  на совместное
участие  в  обеспечение  материальными  ресурсами предприятий АПК в
период  посевной  и  уборочной  кампании  в счет товарного кредита.
    Договором N 1 от 22.04.96 г., заключенным между Департаментом и
ОАО    "Тюменьнефтепродукт",    предусмотрено    обеспечение    с/х
товаропроизводителей нефтепродуктами.
    Согласно  вышеуказанному договору Департамент предоставляет ОАО
"Тюменьнефтепродукт" разбивку по объемам и ассортименту отгружаемых
в  счет товарного кредитов нефтепродуктов (р. 2 п. 2.11 договор N 1
от 22.04.96 г.)
    Нефтепродукты   должны   поставляться  товаропроизводителям  по
ценам,  согласованным  с  ОАО "Тюменская нефтяная компания" - но не
выше  сложившихся  на  рынке  юга  Тюменской  области  (р. 3 п.3.1.
договора N 1 от 22.04.96 г.).
    За   1996   г.   по   товарному   кредиту   на   нефтебазы  ОАО
"Тюменьнефтепродукт"  поставлено  71854,8  т. ГСМ на сумму 124324,7
млн.  руб.,  из  них  реализовано  71272,2  тонн,  в  т. ч. для ОАО
"Тюменьхлебопродукт"  38345,6  тонн  или 54 % на сумму 63912,6 млн.
руб.  Остальным  товаропроизводителям  ГСМ реализовано в количестве
32926,6  тонн.  Остаток  на нефтебазах на 1.01.97 г. составил 582,6
тонн.
    Из  областного  бюджета  выделено  37934,1  млн.  руб., в т. ч.
1759,8  млн.  руб.  предоставлены  налоговые  освобождения  (N 8 от
18.03.96 г., N 162 от 22.08.96 г. и на 36174,3 млн. руб. зачеты (от
22.07.96  г.,  16.08.96  г., 13.07.96 г., 18.06.96 г., 20.10.96 г.,
20.05.96 г. и зачеты 1995 г.).
    У  ОАО  "Тюменьнефтепродукт"  в  течении  года оперативный учет
движения товарного кредита ведется в количественном выражении. Цены
на     ГСМ     доводятся     дополнительно     Департаментом     по
социально-экономическому  развитию  села,  поставка  нефтепродуктов
значительно  опережает предоставление цен на них, например, на ГСМ,
полученные  с Тобольской нефтебазы по разнарядке 77-12 07.03.96 г.,
цены доведены лишь 23.09.96 г.
    Задолженность    по    бюджетным   средствам,   выделенным   на
приобретение     ГСМ    в    1996    г.    акционерному    обществу
"Тюменьхлебопродукт",  комитетом  финансов по состоянию на 01.01.97
г.  не передана, т. к. акт приема-передачи нефтепродуктов между ОАО
"Тюменьхлебопродукт"  и  Департаментом  по социально-экономическому
развитию села не подписан.
    Наибольший   обьем   поставок   ГСМ   ОАО  "Тюменьхлебопродукт"
приходится  на  май  -  24  %  от  общей  реализации. В этот период
значительно повышены цены на бензин А-80 этилированный, т.е. с 1,45
млн.  руб. за 1 тонну в апреле до 1,7 млн. руб. за 1 тонну в мае. С
июня  по октябрь цены не изменялись и составили 1,55 млн. руб. за 1
тонну.
    По данным Омского НПЗ цены на бензин А-80 в мае - 1,0 млн. руб.
за  тонну, т.е. снижены относительно цены в апреле на 0,2 млн. руб.
за 1 тонну.
    Средняя  отпускная  цена  Департамента  по  бензину за 1996 год
составила  1,6  млн. руб. за 1 тонну, по данным комитета статистики
1,5 млн. руб. за тонну.
    Разница  в  суммовом  выражении  с  учетом реализации бензина -
2145,7  млн. руб., в т. ч. по ОАО "Тюменьхлебопродукт" - 878,8 млн.
руб.
    Средняя  отпускная  цена  по  диз. топливу - 1,4 млн. руб. за 1
тонну  от  Департамента  также превышает цену, сложившуюся на рынке
Тюменской  области  -  1,1  млн.  руб. за 1 тонну. Потери бюджетных
средств  из-за превышения цен реализации диз. топлива над рыночными
ценами  реализация  составили  16463,6  млн.  руб.,  в т. ч. по ОАО
"Тюменьхлебопродукт" - 8431,81 млн. руб.
    С  целью  компенсации  расходов  по  приему, хранению, отгрузке
н/продуктов  по товарному кредиту с/х. товаропроизводители в момент
получения   ГСМ   перечисляют   на  счета  нефтебаз  либо  передают
нефтебазам 12 % от полученной партии нефтепродуктов.
    В  результате  завышения  цен у товаропроизводителей занижается
результат  финансовый деятельности. Так, СПК "Маяк" Ярковского р-на
заявлено  в качестве аванса под выполнение обязательств по договору
на  696,9  млн.  руб. или 97,3 % от суммы обязательств по договору.
Фактически  выдано  СПК материальных и денежных ресурсов в качестве
оплаты  закупаемого  зерна  урожая 1996 года в региональный фонд на
619,9  млн.  руб.  (что  составило  87  %  от суммы обязательств по
договору),  в  том  числе  345,1 млн. руб. нефтепродукты, 77,1 млн.
руб.  запчасти,  33,3  млн.  руб.  гербициды, 51,9 млн. руб. семена
подсолнечника и кукурузы, 112,5 млн. руб. денежный аванс и расчеты.

    Из  выданных  СПК  "Маяк"  нефтепродуктов диз. топлива получено
183,0  тонны на 218,24 млн. руб. Средняя цена одной тонны составила
1,2  млн.  руб.  По данным комитета статистики средняя цена 1 тонны
диз.  топлива  1,1  млн.  руб.  Стоимость  диз.  топлива  с  учетом
пересчета  по  рыночным  ценам  составила 195,7 млн. руб. (183,02 *
1,070),  т.е.  на 25,6 млн. руб. меньше, чем отпущено предприятию в
счет  товарного  кредита.  Стоимость  бензина с учетом пересчета по
рыночным   ценам   на  7,6  млн.  руб.  меньше  стоимости  бензина,
отпущенного в счет товарного кредита.
    Таким  образом,  потери  бюджетных  средств только в результате
превышения  стоимости нефтепродуктов, выданных СПК "Маяк" в 1996 г.
в  счет товарного кредита над рыночными ценами, сложившимися в этот
период в регионе составили 30,2 млн. руб.
    При   встречной   проверке  ОАО  "Тюменьнефтепродукт"  выявлено
следующее:
    1. Не обеспечен контроль за использованием бюджетных средств;
    2. Цены на ГСМ, поставляемые сельх. товаропроизводителям в счет
товарного кредита превышают среднерыночные по области, в результате
потери   бюджетных   средств   составили   -   18609,3   млн.  руб.

    В  качестве поставщика товаропроизводителям средств химизации в
соответствии  с договором N 41 от 07.12.95 г. определена корпорация
"Агропрод".
    Договором    от    22.03.96    г.,    заключенным   между   ОАО
"Тюменьхлебопродукт" и ОПК "Агропрод" на закупку, поставку и отпуск
минеральных     удобрений    товаропроизводителям,    предусмотрены
обязательства  АООТ "Тюменьхлебопродукт" представлять исполнителю -
ОПК    "Агропрод"   расчет   потребности   товаропроизводителей   в
удобрениях,   а   также  список  товаропроизводителей,  заключивших
договоры  с  филиалами  АООТ "Тюменьхлебопродукт" на поставку зерна
урожая 1996 г. в региональный фонд, а исполнитель обязан закупить и
поставить    минеральные    удобрения    товаропроизводителям    по
доверенностям филиалов АООТ "Тюменьхлебопродукт", затем представить
АООТ  акт приема-передачи минеральных удобрений на основании сверки
расчетов,  проведенных  совместно с филиалами. В разделе 4 договора
указано,   что  финансирование  по  данному  договору  производится
согласно п. 4 постановления администрации Тюменской области N 14 от
14.02.96  г.,  в котором предусмотрено выделение комитетом финансов
администрации  области  Департаменту  по  СЭР  села  материальных и
кредитно-финансовых  ресурсов для формирования регионального фонда,
однако  не указан механизм оплаты поставщикам. В абзаце 2 раздела 4
договора предусмотрено, что расходы, связанные с оплатой ж/д тарифа
и    др.    транспортные   расходы   по   доставке   удобрений   до
товаропроизводителей  оплачиваются за счет средств, выделенных АООТ
"Тюменьхлебопродукт"   генеральным  заказчиком  -  Департаментом  и
включаются в отпускную цену удобрений.
    В  1996 г. корпорация "Агропрод" профинансирована Департаментом
по  социально-экономическому  развитию села под закупку минеральных
удобрений в сумме 30898,0 млн. руб., в т. ч.
    -  9898,0 млн. руб.  - денежные средства;
    - 21000,0 млн. руб.  - векселя.
    Дисконт  на сумму векселей, определенный Департаментом СЭР села
в размере 30%, составил 6300,0 млн. руб.
    Корпорация    "Агропрод"   оплатила   поставщикам   минеральных
удобрений 22478,3 млн. руб.
    Всего  от  поставщиков  получено  22113,9 тонн на сумму 22478,3
млн.  руб.  Товаропроизводителям  поставлено  22113,9 тонн на сумму
26751,7  млн.  руб.,  в т. ч. ОАО "Тюменьхлебопродукт" 17757,3 тонн
др.  получателям  по разнарядке Департамента - 4356,6 тонн. Наценка
составила  4273,4  млн.  руб. или 19 % на каждую поставленную тонну
4273,4:22478,3.
    Задолженность   за   Департаментом  СЭР  села  на  01.07.97  г.
составила 2153,7 млн. руб. (30898,0 - 6300,0 - 26751,7).
    Договором   N   41   корпорации   "Агропрод"   с  Департаментом
предусмотрена  наценка  в  размере  не  больше  10,3  %. Фактически
наценка  составляет  19  %.  Разница  между  суммами  фактической и
предусмотренной наценок составила 1958,2 млн. руб.
    Акт    приема-передачи    минеральных   удобрений   между   ОАО
"Тюменьхлебопродукт" и ОАО "ТПК Агропрод" подписан в количественном
выражении 27.09.96 г., в суммарном выражении не определен.
    На основании п. 8 постановления Администрации Тюменской области
N  63  от  16.08.96  г.  Департаментом  по социально-экономическому
развитию  села  письмом N 16/714-9б от 27.08.96 г. доведены цены за
минеральные удобрения с учетом 30 % компенсации:
    аммиачная селитра - 0,9 млн. руб. за тонну.
    нитроаммофосфат   - 1,7 млн. руб. за тонну.
    Отпускные  цены  на минеральные удобрения корпорации "Агропрод"
составили:
    аммиачная селитра - 1,2 млн. руб. т. (рыночная цена 1,0)
    нитроаммофосфат   - 2,1 млн. руб. т.
    При проверке корпорации "Агропрод" выявлено следующее:
    1. Не обеспечен контроль за использованием бюджетных средств.
    2.  Превышение  размера наценки над установленной Департаментом
привело  к  потерям  бюджетных  средств  в сумме - 1958,2 млн. руб.
    Обеспечение   сельскохозяйственными   машинами   и   запчастями
товаропроизводителей  области постановлением N 14 предусматривалось
ассоциацией   "Тюменьоблагропромснаб",   фактически  осуществлялось
через ЗАО "Тюменьоблагропромснаб". Финансирование товарного кредита
проводилось  через  ОАО  "Тюменьхлебопродукт".  Договор  между  ЗАО
"Тюменьхлебопродукт"  и  ЗАО  "Тюменьоблагропромснаб"  не заключен,
Счетной  палате  предоставлен  список  хозяйств,  имеющих  право на
получение   товарного   кредита.  Данный  список  не  соответствует
требованиям  ст.  420,  427,  главе  30  Гражданского кодекса РФ, а
потому  не  может  являться основанием для выдачи бюджетных средств
под товарный кредит.
    Согласно     акту     сверки     взаиморасчетов    между    ОАО
"Тюменьхлебопродукт"  и предприятием ЗАО "Тюменьоблагропромснаб" на
1.01.97 г. выделено в счет товарного кредита 12062,8 млн. руб. Счет
бюджетного   финансирования  отсутствовал.  В  бухгалтерском  учете
открыт   счет   96   "Целевое  финансирование"  по  всем  бюджетным
средствам,   выданным   ЗАО   "Тюменьоблагропромснаб"   в  1996  г.
Раздельного  учета движения средств по товарному кредиту не велось.
В   счетах-фактурах   на   реализацию   запчастей,   отпускаемых  в
райагроснабы,  отметки  "товарный кредит" не делалось, через отделы
ЗАО    "Тюменьоблагропромснаб"    проставлялись    не    на    всех
счетах-фактурах.   Расчеты   заявки  по  номенклатуре  на  условиях
товарного  кредита  от товаропроизводителей и райагроснабов за 1996
г.  не  представлены.  В  связи  с  этим  отсутствовала возможность
проверить наличие и обоснованность расчетов-заявок, а также изучить
факт полноты исполнения заявок товаропроизводителей.
    В  ходе  проверки  установлена  выдача  запасных  частей в счет
товарного   кредита  хозяйствам,  не  имеющим  право  на  получение
запчастей в сумме 487,8 млн. руб.
    Как  свидетельствуют  результаты  проверки,  кроме  запчастей и
сельскохозяйственных     машин    в    счет    товарного    кредита
товаропроизводителям   отпускались   товары   хозяйственно-бытового
назначения  и  проводились  ремонтные  работы, всего на сумму 554,9
млн. руб.
    Согласно  расчетам  затрат  на  приобретение запасных частей по
предприятиям   системы  "Тюменьоблагропромснаб",  представленным  в
Департамент  по  СЭР  села,  размер  снабженческо-сбытовой  наценки
составил  по аккумуляторам - 18,3 %, по запчастям - 38 %. В затраты
неправомерно     включены    налоги,    которые    по    налоговому
законодательству  относятся  на  финансовые результаты деятельности
предприятия.   Кроме   того,   статьи   расходов   не   подкреплены
нормативными документами и фактическими отчетными данными.
    Отсутствие  раздельного  учета  усложнило  проверку  вопроса  о
фактических  размерах наценки. При выборочной проверке установлено,
что  при отпуске запчастей через отделы ЗАО "Тюменьоблагропромснаб"
размер наценки колебался в пределах 20 - 100 %, в отдельных случаях
от 120 - 190 %.
    Счетной  палатой  были  проведены  встречные  проверки районных
агроснабов, выявлено, что при отпуске запчастей районным агроснабам
размер  наценок  составил  от  19  - 63 %. По результатам встречных
проверок   в   районных   агроснабах  было  установлено  следующее:
    1.   Отсутствуют   договоры   на   поставку   запчастей  с  ЗАО
"Тюменьоблагропромснаб";
    2. Раздельного учета товарного кредита не велось;
    З.    Акты    сверок    с    ЗАО    "Тюменьоблагропромснаб"   и
товаропроизводителями  в  части  товарного  кредита  отсутствовали.
    4. ЗАО "Тюменьоблагропромснаб" не контролировал размер наценок,
применяемый     районными     агроснабами.     Так,     по     АООТ
"Заводоуковскагроснаб"  наценки  составили  от  11  - 72 %, по АОЗТ
"Тюменьагропромснаб"  - 19 %, по остальным агроснабам от 19 - 38 %.
В  общей  сложности  цена  на  запчасти возрастала на 38 - 100 % по
сравнению  с  ценой заводов-поставщиков. Проверкой установлено, что
цены  на  запчасти,  отпускаемые в счет товарного кредита по многим
позициям превышали среднерыночные по региону.
    По  результатам  проверки  использования  товарного  кредита на
отпуск запчастей товаропроизводителям в ЗАО "Тюменьоблагропромснаб"
и районных агроснабах в 1996 году выявлено следующее:
    1.  Отсутствует  договор с ОАО "Тюменьхлебопродукт" о выделении
бюджетных средств под товарный кредит;
    2.  Установлено  нецелевое  расходование  бюджетных  средств на
отпуск  запчастей  под  товарный кредит в сумме 1042,6 млн. руб., в
том числе
     - за  счет  отпуска запчастей товаропроизводителям, не имеющим
       права на получение товарного кредита - 487,8 млн. руб.;
     - за    счет    отпуска    под    товарный    кредит   товаров
       хозяйственно-бытового   назначения  и  выполнения  ремонтных
       работ - 554,8 млн. руб.
    3.  Не  обеспечен  контроль за использованием бюджетных средств
(отсутствует  раздельный  учет товарного кредита, в счетах-фактурах
нет отметки "товарный кредит");
    4.   Фактические   размеры   наценок   превышают  установленные
Департаментом по СЭРС и среднерыночные по региону.
    Отсутствует контроль со стороны ЗАО "Тюменьоблагропромснаб" над
районными   агроснабами   (за   размером   наценок,   номенклатурой
запчастей, списком товаропроизводителей, имеющих право на получение
товарного  кредита),  договоры  заключены  не  со  всеми  районными
агроснабами.  Поступление и использование товарно-денежного кредита
с/х  производителями  и  поставка  зерна в региональный фонд урожая
1996   г.   было   проверено   в   шести   хозяйствах,  заключивших
договоры-контрактации   с  филиалами  ОАО  "Тюменьхлебопродукт"  на
поставку зерна в региональный фонд:
     - колхоз имени Ленина Ярковского района,
     - колхоз "Советская Сибирь" Ярковского района,
     - колхоз "Победа" Исетского района,
     - колхоз "Исток" Исетского района,
     - СПК "Пышма-Исеть" Исетского района,
     - ТОО "Кавдык" Ялуторовского района.
    Поставки    зерна    в   фонд   осуществляются   на   основании
договоров-контрактаций,    заключенных    между    филиалами    ОАО
"Тюменьхлебопродукт"  и сельхоз. производителями. Согласно договору
поставщик обязуется продать заказчику зерно, отвечающее по качеству
государственным   стандартам,   действующим   на  территории  РФ  в
количестве  и  ассортименте,  заказчик (ХПП) обязуется авансировать
поставку  зерна в региональный фонд продовольствия, предоставлением
товарно-денежного  кредита  в  размере  50  %  стоимости  от объема
поставок,  определенных  договором.  Товарный кредит представляется
с/х  производители  на  основании  заявления, которое прилагается к
договору-контрактации.  В  заявлениях  не всегда проставляется цена
материальных  ресурсов  (заявление  АОЗТ  агрофирма  "Антарес"), не
всегда  указывается  их  количество. Кроме того, заявление одной из
сторон договора не порождает обязательств другой стороны, для этого
необходимо  оформить  дополнительное соглашение к договору, которое
было   бы  подписано  и  скреплено  печатями  обеих  сторон.  Такие
дополнительные соглашения к договорам не оформлялись. Учитывая, что
предусмотренная  договором  цена на зерно является фиксированной, а
цена  на материальные ресурсы рыночной с учетом наценок, и если она
и   указана   в  заявлениях  поставщиков,  то  не  обязательна  для
покупателей, это ставит поставщиков (сельских товаропроизводителей)
и   покупателей  (филиалы  АООТ  "Тюменьхлебопродукт")  в  неравное
положение.
    Имеют  место случаи поставки товарного кредита т/производителям
в количестве большем, чем предусмотрено в заявке к договору. Так, с
колхозом  "Советская Сибирь" Ярковского района был заключен договор
поставки  зерна  на  880  млн. руб. Товарно-денежный кредит выдан в
сумме  959,2  млн. руб. т. е. в размере 109 %. Сдано зерна на 534,8
млн.  руб.  т. е. договор поставки выполнен на 60,7 %. Колхозом им.
Ленина  Ярковского  района  договор  поставки  исполнен  на  25  %,
аналогичная  ситуация  сложилась  в  других проверяемых хозяйствах.
    При   встречных   проверках   у  сельхоз.  товаропроизводителей
выявлено следующее:
    1.   Не  обеспечен  контроль  за  получением  и  использованием
товарного кредита:
    не ведется раздельный учет материальных ценностей, полученных в
счет  товарного  кредита  материальные  ценности  хранятся в единых
емкостях и складах.
    2.   Имеет   место   несоблюдение  норм  списания  материальных
ресурсов,  т.  е.  нецелевое  использование.  По 2 хозяйствам общая
сумма  перерасхода бензина и диз. топлива составила 195,7 млн. руб.
В  колхозах  им.  Ленина  и  "Советская  Сибирь"  Ярковского района
списание  ГСМ  производилось  не  по  нормам.  В колхозе им. Ленина
Ярковского района перерасход составил: бензина - 31,1 тонн на сумму
56,9  млн. руб., диз. топлива - 92,2 тонны на сумму 106,5 млн. руб.
В колхозе "Советская Сибирь" Ярковского района перерасход составил:
бензина - 4,5 тонн на сумму 7,0 млн. руб., диз. топлива - 36,8 тонн
на  сумму 13,8 млн. руб., диз. масла - 2,5 тонны на сумму 11,5 млн.
руб.
    3.  В  актах сверки на 01.01.97 г. между Тюменским элеватором и
колхозом "Советская Сибирь" Ярковского района числятся разные суммы
выданного  и  полученного  товарно-денежного  кредита: на Тюменском
элеваторе  -  1368,8  млн.  руб., в "Советской Сибири" - 959,2 млн.
руб.,  (не оприходованы ГСМ на сумму 409,6 млн. руб.) хотя оба акта
сверки  на  одну  и ту же дату и подписаны обеими сторонами. В ходе
проверки документы на отпуск и получение ГСМ товаропроизводителям в
счет товарного кредита были оформлены.
    Имеют  место  случаи  использования  средств, полученных в счет
кредита для формирования регионального продовольственного фонда, не
по целевому назначению.
    Колхозом им. Ленина Ярковского района приобретены:
    - оборудование к мини-пекарням  на сумму 29,0 млн. руб.
    - вет. медикаменты              на сумму 5,0 млн. руб.
    - оплачено за ремонт двигателей на сумму 42,3 млн. руб.
    -  перечислено на лицевой счет физического лица (колхозника) 60
млн. руб.
    ТОО   "Кавдык"   Ялуторовского  района  минеральные  удобрения,
полученные  под формирование регионального продовольственного фонда
в  сумме  173,5  млн.  руб.  списывает на 128,7 млн. руб. под посев
кормовых культур (акт на списание от 15.01.97 г.).
    Итого  по  трем  колхозам  нецелевое  использование составило -
460,7 млн. руб.
    Товарно-денежный кредит во всех шести проверенных хозяйствах не
отработан,  хотя  зерно  произведено  и  осталось  в  хозяйствах на
собственные  нужды  (семена, корм скоту, натуральная оплата труда).
    В   результате   обобщения   итоговых  материалов  проверок  на
предприятиях    и    хозяйствах,    участвующих    в   формировании
продовольственного  фонда  1994-96  гг.  и  получающих  на эти цели
бюджетные средства Счетная палата сделала следующие выводы:
    -    Выявлено    отвлечение    бюджетных    средств    в    ОАО
"Тюменьхлебопродукт"  в  течение  1994 года на цели, не связанные с
продовольственным фондом;
    - Выявлено нецелевое использование бюджетных средств:
    в ЗАО "Тюменьоблагропромснаб" - 1042,6 млн. руб.
    в колхозе им. Ленина Ярковского района - 299,7 млн. руб.
    в колхозе "Советская Сибирь" Ярковского района - 32,3 млн. руб.
    в ТОО "Кавдык" Ялуторовского района - 128,7 млн. руб.
    -  Не обеспечен контроль за использованием бюджетных средств со
стороны  предприятий-получателей  (отсутствует  раздельный  учет по
движению  финансовых  средств, бухгалтерский учет товарного кредита
не выделен в отдельное производство).
    -  Аналитический  учет  по  ГСМ, удобрениям, поступающим в счет
товарного  кредита  в течении года ведется в натуральном выражении.
Цены  до  потребителя доводятся в конце года. Анализ цен на товары,
поставляемые      в     счет     товарного     кредита     сельхоз.
товаропроизводителям,  свидетельствуют  о  том,  что  они выше, чем
среднерыночные  по области. Потери бюджетных средств в связи с этим
составили  по  ГСМ - 18609,3 млн. руб., по удобрениям - 1958,2 млн.
руб.
    -  Использование  товарного  кредита  не отвечает в полной мере
требованиям,  предъявляемым к государственной поддержке предприятий
агропромышленного комплекса Тюменской области.
    Взаимозачеты,  налоговые  освобождения,  векселя  и другие виды
расчетов,  исключающие  денежную  форму,  ведут  в конечном итоге к
разрушению  финансово-денежной  системы Тюменской области, огромным
потерям бюджетных средств.
    Товарный   кредит   без  параллельного  денежного  кредитования
обрекает      сельхозтоваропроизводителей     на     принудительное
заимствование  ГСМ, удобрений, зап. частей по ценам, продиктованным
поставщиками.
    Механизм  применяемого  товарного  кредита  несовершенен, т. к.
влечет  за  собой  рост  цен  на  соответствующие ресурсы, усиление
монополизма   поставщиков,  нарушает  право  хозяйственного  выбора
сельхозтоваропроизводителей  и  способствует  натурализации обмена.
    И  хотя  администрация  области  в  роли  кредитора,  в первого
очередь   предусматривала   поддержку   сельхозтоваропроизводителя,
весомую ее долю получили предприятия-поставщики.
    По  результатам  проверки  подготовлено:  14  представлений для
принятия  мер  по устранению выявленных нарушений; 2 информационных
письма.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Для   предотвращения   подобных   нарушений  при  использовании
предприятиями  с  негосударственной  формой собственности бюджетных
средств  Счетная  палата  считает  необходимым  внести дополнения в
законы Тюменской области:
    "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе"
    "Об областном бюджете на 1998 год",
    предусматривающие  контроль за использованием бюджетных средств
со  стороны комитета финансов и предприятий-получателей (раздельный
учет  наличия и движения бюджетных средств, обязательное заключение
договоров  с  включением  пункта  о контроле за движением бюджетных
средств со стороны Счетной палаты).


    Председатель Счетной палаты
    Тюменской области                                  ШЕРЕГОВ С.А.

    Аудитор Счетной палаты
    Тюменской области                                 ЕРМОХИНА Л.А.

Информация по документу
Читайте также