Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 26.11.1998 № 358

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    26.11.1998                                                N 358
                             г.Тюмень


    Об информации о ходе реализации
    областной программы "Создание
    единой территориальной системы
    экологического мониторинга Тюменской
    области"


    Рассмотрев   информацию  государственного  комитета  по  охране
окружающей среды Тюменской области (Мельник М.С.) о ходе реализации
областной   программы   "Создание  единой  территориальной  системы
экологического   мониторинга   Тюменской   области",   утвержденной
постановлением  областной Думы от 27.04.98 N 110, в соответствии со
статьями   31,   33   Устава   Тюменской   области  областная  Дума
ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Информацию  о ходе реализации областной программы "Создание
единой территориальной системы экологического мониторинга Тюменской
области" принять к сведению (прилагается).
    2.  Обратиться к Губернатору Тюменской области Рокецкому Л.Ю. с
предложением    о    финансировании    реализованных    мероприятий
вышеназванной  программы в 1998 году и включении данной программы в
проект  Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 1999 год"
в полном объеме.
    3.  Обратиться   в   Госкомэкологии   Российской   Федерации  с
предложением  включить  разработку  методики  ведения  комплексного
мониторинга  биогеоценоза  в  план  финансирования  из федерального
экологического фонда.


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    ________________



    Приложение к постановлению
    областной Думы
    от 26.11.98  N 358


                            ИНФОРМАЦИЯ
           о выполнении мероприятий областной программы
             "Создание Единой территориальной системы
               экологического мониторинга" в 1998 г.

  (представлена председателем государственного комитета по охране
        окружающей среды Тюменской области М.С. Мельником)

    Общий   объем  финансирования,  предусмотренный  постановлением
Тюменской  областной  Думы  на  реализацию  программы  в  1998  г.,
составляет 1480 тыс. руб., в том числе:
    -  средства областного бюджета - 1200 тыс. руб. (за счет статьи
расходов   "охрана   окружающей   среды   и   природных   ресурсов,
гидрометеорология и геодезия");
    -  внебюджетные источники - 280 тыс. руб.
    Поквартальное  распределение  средств утверждено постановлением
Губернатора    Тюменской    области    (на    основании   сведений,
представленных Госкомэкологии Тюменской области) от 31.12.97 ы 135.
    В  соответствии  с программой создана Дирекция по ее реализации
(дополнительное  финансирование не предусмотрено), в состав которой
входят  представители  Госкомэкологии Тюменской области, Тюменского
центра   по   гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды,
комитета по лесу Тюменской области.
    На  01.06.98  средства  из  областного бюджета не поступали. Из
средств  областного  экологического  фонда  на реализацию программы
направлено 11770 руб.:
    -  11000  руб.  - Государственной станции агрохимической службы
"Ишимская"  согласно  договору  на  ведение  мониторинга земель. На
выделенные  средства  станцией  приобретен  компьютер  и периферия,
подключенные   к  анализатору  ТА-1  (работа  прибора,  на  покупку
которого  станция  направила  собственные  средства, без компьютера
невозможна).  Внедрение  нового  оборудования  позволило  расширить
перечень    контролируемых    ингредиентов,    повысить    точность
определений.  С  использованием полученного оборудования проводится
контроль  содержания  солей тяжелых металлов (кадмий, свинец, медь,
цинк)  в  продукции растениеводства и кормопроизводства. Результаты
оценки  уровня загрязнения продукции, а также почв и снега тяжелыми
металлами и радионуклидами в зоне деятельности станции (20 реперных
участков)  будут представлены в 1 квартале 1999 г. в информационную
систему ЕТСЭМ;
    -   770   руб.  -  Тюменскому  центру  по  гидрометеорологии  и
мониторингу  окружающей среды для приобретения оборудования (взамен
вышедшего   из  строя)  для  мониторинга  загрязнения  атмосферного
воздуха г. Тюмени (2 поста из 4-х имеющихся). Результаты наблюдений
при    выявлении    экстремально    высоких   уровней   загрязнения
незамедлительно   передаются   в   информационную   систему  ЕТСЭМ.
Оперативная  информация  с  указанием среднемесячных и максимальных
разовых значений передается ежемесячно.
    В  текущем  году, несмотря на отсутствие финансирования, начаты
работы по многим позициям, а именно:
    1.   Определена   программа   работ  маршрутных  наблюдений  за
состоянием  атмосферного воздуха в г. Ишиме: выявлены и ранжированы
по  объему  валовых  выбросов  и  выбросов  отдельных  ингредиентов
основные  стационарные  источники  загрязнения,  проведена градация
автомобильных  дорог  по  типу  покрытия  и интенсивности движения,
определено  местоположение  точек  контроля  (привязка с выездом на
место),   определен   перечень   применяемых   методик,  выставлены
технические   условия   для  выбора  передвижного  и  стационарного
оборудования.
    На  выполнение этих работ запланированы и могут быть направлены
средства  экофондов  области и г. Ишима, но выделение этих средств,
учитывая необходимость непрерывного цикла, целесообразно только при
обеспечении 100-процентного финансирования.
    2.   Выданы   технические   условия   по   обустройству   поста
автоматизированного   контроля   качества   воды   в  реке  Тура  в
пограничном  створе  со  Свердловской областью, определены принципы
работы  (в том числе передачи данных), выбрано местоположение поста
(программой предусмотрено начало работ в 1999 г.).
    3.    Заключен     договор     с    Курганским     региональным
информационно-аналитическим  центром  (РИАЦ)  на  обеспечение ЕТСЭМ
данными   дистанционного   зондирования   Земли   (четырехканальное
зондирование  среднего  и  высокого  разрешения)  в  течение  2 лет
(прием,  первичная обработка космоснимков, создание банка данных на
CD-дисках, передача оперативной информации через систему Internet).
Сумма договора составляет 60 тыс. руб. при средней стоимости одного
снимка  высокого  разрешения, получаемого со спутника типа LANDSAT,
20 тыс. руб.
    Согласно   договору  Курганским  РИАЦ  создан  банк  данных  по
территории   Тюменской   области   (с   использованием  собственных
расходных  материалов  -  CD-дисков)  за май - сентябрь. Применение
системы взаимозачетов для оплаты работ по договору невозможно из-за
отсутствия   у   исполнителей   налоговых   или   иных   финансовых
взаимоотношений   с   администрацией  или  предприятиями  Тюменской
области.
    4.  Подготовлен договор аренды помещения для фитолаборатории.
    5.  Выбрано  местоположение полигона комплексного мониторинга и
проведено его рекогносцировочное обследование.
    6.  Проведено     гидрохимическое    опробование       режимных
гидрогеологических скважин.
    7.  Начата  разработка  концепции  Закона Тюменской области "Об
обращении   экологической  информации  Тюменской  области".  Работы
прекращены на основании решения комиссии по законопроектным работам
администрации    области    от    10.09.98   (копия   прилагается).
Госкомэкологии Тюменской области по данному вопросу членом комиссии
было  дано  разъяснение,  что решение принято в связи с разработкой
Закона  Тюменской  области  "Об  информационных  ресурсах Тюменской
области".
    Ознакомившись  с  проектом названного закона, подготовленным ко
второму чтению, специалисты Госкомэкологии Тюменской области пришли
к   выводу,   что   он  не  снимает  всех  проблем  и  не  выделяет
экологическую  информацию  в отдельную категорию, как это сделано в
Законе  РФ "Об информации, информатизации и защите информации". Его
принятие может ухудшить ситуацию по отдельным позициям: в настоящее
время около 90% экологической информации получается за счет средств
федерального  бюджета или средств предприятий-природопользователей,
т.е. согласно проекту закона не относится к информационным ресурсам
Тюменской  области.  Исходя  из этого территориальные подразделения
федеральных  органов власти и тем более предприятия вправе отказать
органам  власти  области  в  получении  информации  (в том числе на
безвозмездной основе).
    С  учетом  вышеназванного  решения комиссии считаем необходимым
выделить  экологическую  информацию  в Законе Тюменской области "Об
информационных  ресурсах  Тюменской области" в отдельную категорию.
    8.  В  полном  объеме  в  январе  - августе выполнены работы по
контролю  за состоянием окружающей среды на гидрометсети областного
уровня.   В   сентябре   в  связи  со  значительной  задолженностью
Тюменского  ЦГМ  за  пользование  услугами  связи,  по коммунальным
платежам    и   др.   произошло   отключение   в   его   помещениях
электроэнергии,  воды,  телефонов.  Результатом явилось прекращение
работ  по ряду позиций (в первую очередь аналитической лаборатории,
осуществляющей  контроль  за уровнем загрязнения окружающей среды).

     Сумма долгов следующая:
     - услуги связи                             1 356 472,69 руб.
     - коммунальные платежи (в том числе
     тепловая энергия)                             87 611,64 руб.
     - электроэнергия                              11 391,64 руб.
     - прочие долги (в том числе
     аренда помещения лаборатории)               144  832,75 руб.

    Значительный  долг  по  аренде  кроме  остановки  работы  может
привести  к  лишению  Тюменского  ЦГМ права пользования помещением.
    Кроме  вышеуказанных  долгов,  Центр  имеет задолженность перед
областным бюджетом по НДС и налогу на прибыль порядка 260 тыс. руб.
    В  информационную систему ЕТСЭМ, а также органам власти области
ежедневно   передавались   метеоданные,   суточные   и  трехдневные
метеопрогнозы,  в зимне-весенний период - гидрологические прогнозы,
в  режиме  оперативной информации - агрометеобюллетени и сведения о
качестве  поверхностных  вод,  в  режиме  экстренной  информации  -
сведения  о  случаях  высокого  и экстремально высокого загрязнения
поверхностных вод.
    Согласно   утвержденной   программе  в  1998  г.  предусмотрено
финансирование   этих   работ  в  размере  250  тыс.  руб.  Считаем
необходимым  решить  вопрос о проведении двухсторонних (облбюджет и
ЦГМ)   и   трехсторонних   (облбюджет,  ЦГМ,  кредиторы  ЦГМ  -  АО
"Тюменьтелеком", АО "Тюменьэнерго" и др.) взаимозачетов.
    Кроме  того,  необходимо  отметить,  что  реальные  расходы  на
проведение  работ  на  сети  областного  уровня превышают указанную
сумму    (первоначально    в   проект   программы   было   включено
финансирование  этих работ в текущем году в размере 750 тыс. руб.),
и  финансирование  региональной  сети  за счет средств федерального
бюджета   прекращено.   В   связи   с  социальной  и  экологической
значимостью   информации,   получаемой   в   процессе   наблюдений,
использованием   ее   для   предупреждения   чрезвычайных  ситуаций
генеральный   заказчик   программы   считает  возможным  увеличение
расходов  на этот вид работ в пределах реально понесенных затрат за
три  квартала  1998  г. (35057 руб.) за счет мероприятий, работы по
которым  не  начаты  и  не  могут  быть  оплачены  путем проведения
взаимозачетов.
    9.  Подготовлен  пилотный  вариант  и начата апробация методики
ведения   комплексного  экологического  мониторинга  биогеоценозов,
разработка  которой  включена в комплекс первоочередных мероприятий
по  оздоровлению  экологической  обстановки и населения в Уральском
регионе  и  Тюменской  области  (постановление  Правительства РФ от
16.11.96   N  1369)  и  в  проект  федерально-региональной  целевой
программы  "Обеспечение  экологической  безопасности Урала". Первый
этап  работ  выполнен  в 1997 г., в текущем году работы продолжены.
    Новизна работы заключается в следующем.
    На  данный  момент  практически все организации, осуществляющие
мониторинг  окружающей среды, в качестве объекта определяют один из
ее   компонентов.   Более   того,  даже  если  субъект  мониторинга
контролирует   состояние   нескольких   компонентов,   он  зачастую
выполняет эти определения на разных территориях и в несогласованные
сроки.  Оценка  экологического состояния территории дается также по
показателям состояния отдельных сред, что не позволяет своевременно
выявить  негативные  процессы  и  их  причины,  т.к. не учитывается
эффект суммации.
    В  основу  разрабатываемой  методики положен принципиально иной
подход,  когда объектом выступает не природная сфера, а экосистема,
контролируемыми  параметрами  -  все ее составляющие (биотические и
абиотические).  Исследования,  проведенные  в пределах относительно
небольших  площадей,  позволят  оценить  изменения  в  экосистеме в
целом.  Оценка состояния экосистемы дается на основании определения
по  оценочным шкалам степени его отклонения от фонового. Показатели
отклонения    вычисляются    математическим    путем.    Мониторинг
осуществляется  на  сети  реперных  участков,  включающих несколько
постоянных пробных площадей.
    На сегодня выполнено следующее:
    -  выделены  наиболее  значимые компоненты окружающей природной
среды   и  их  параметры,  изменение  которых  способно  однозначно
характеризовать ее состояние;
    -  подготовлены   частные   методики   (18)  по  их   изучению,
регламентирующие    сроки    и    объемы   выполнения   наблюдений;
    -  определены  принципы  выбора местоположения и числа реперных
участков и постоянных пробных площадей;
    -  определен уровень достаточности объема выборки;
    -  разработаны формулы для определения параметров и показателей
отклонения от фонового состояния;
    -   с   учетом   существующих  сетей  наблюдения,  расположения
природно-территориальных  комплексов  разработана  схема размещения
реперных участков.
    Ведется   работа   по   определению   правового   статуса  сети
комплексного мониторинга.
    Информационно-аналитическим  центром  Госкомэкологии  Тюменской
области  была  проанализирована  деятельность  многих  субъектов РФ
(порядка  30) в области создания региональных систем экологического
мониторинга,   что   выявило   приоритетность   проводимой  работы.
    Было  подготовлено обращение в Госкомэкологии России с просьбой
об  определении  Тюменской  области  в  качестве  экспериментальной
территории  (полигона)  по отработке методики, что позволит области
закрепить приоритет в этой сфере и даст возможность претендовать на
выделение  средств  из  федерального экологического фонда. Учитывая
актуальность  работы  и возможность применения ее результатов после
адаптации в иных регионах, Госкомэкологии РФ считает целесообразным
поддержать   это   предложение.   В   ноябре   планируется  поездка
специалистов  комитета  в  г.  Москву  для  оформления  необходимых
документов.
    Закрепление  приоритета  Тюменской  области позволит перейти на
более  высокий  уровень  отношений с системами мониторинга округов,
даст реальный шанс на их долевое участие в работе. А внедрение этой
методики  на  территории  всей  области  позволит  укрепить  единую
информационную    основу   и   обеспечит   сопоставимость   данных.
    Практическая значимость работы заключается в следующем:
    -  своевременное  выявление  негативных изменений в экосистеме,
когда  учитываются  как  естественные сукцессионные процессы, так и
процессы,  вызванные воздействием извне, и, как следствие, снижение
объемов   выполнения   необходимых   компенсационных   мероприятий,
сохранение уровня ценности природных ресурсов;
    -  регламентация          ведения                   мониторинга
предприятиями-природопользователями,  позволяющая  за счет единства
подходов  расширить наблюдательную сеть и сократить расходы бюджета
на ведение мониторинга;
    -   комплексная   экономическая   оценка   ущерба,  нанесенного
деятельностью предприятий окружающей среде;
    -   нормирование  антропогенной  нагрузки  по  всему  комплексу
воздействия     и     внедрение     лицензирования     комплексного
природопользования;
    -  выполнение  при  проектировании  новых  объектов  оценки  их
комплексного воздействия на окружающую среду;
    -   при   расположении   реперных   участков   на  приграничных
территориях  -  определение  ущерба от комплексного трансграничного
воздействия.
    Ответственным   исполнителем   работ   является  ТОО  "Реликт",
организованное  на  базе  Тюменского  научного  центра  и  АО  Фонд
"Международный научный и технологический центр". В выполнении работ
принимали    участие    специалисты   Тюменского   государственного
университета,  Института  проблем освоения Севера СО РАН, Тюменской
лесной опытной станции ВНИИЛМ.
    С  целью выполнения работ исполнителем был взят товарный кредит
(продовольственные  товары). Считаем необходимым погасить возникшую
задолженность путем проведения взаимозачетов.

Информация по документу
Читайте также