Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 26.11.1998 № 375

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    26.11.1998                                                N 375
                             г.Тюмень


    Об информации об исполнении
    Закона Тюменской области
    "О политике цен"


    Рассмотрев   информацию  администрации  области  об  исполнении
Закона Тюменской области "О политике цен", в соответствии с пунктом
"а"  статьи  28, статьями 31, 33 Устава Тюменской области областная
Дума ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Информацию  об  исполнении  Закона  Тюменской   области  "О
политике цен" принять к сведению (прилагается).
    2.  Ускорить  принятие  Закона  Тюменской  области  "О  ценовом
соглашении".
    3.  Направить  настоящее  постановление  для   опубликования  в
редакции   газет   "Тюменские   известия"   и  "Тюменская  правда".


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    _________________



    Приложение к постановлению
    областной Думы
    от 26.11.98  N 375


                            ИНФОРМАЦИЯ
              об исполнении Закона Тюменской области
                         "О политике цен"

       (представлена председателем комитета по политике цен
         администрации Тюменской области А.А. Максимовым)

    Во  исполнение  Закона  Тюменской  области  "О  политике цен" с
начала 1998 года деятельность органов исполнительной власти области
в  вопросах  цен и ценообразования была направлена на осуществление
мероприятий,  связанных  с  государственным  регулированием  цен  и
тарифов  в сферах естественных монополий, сокращением перекрестного
субсидирования    различных    потребителей    услуг,   проведением
экономических  анализов  и  контроля за соблюдением дисциплины цен,
продолжением  работы  по  координации  деятельности  с федеральными
службами.
    За  отчетный период регулированию подвергались цены и тарифы на
продукцию,   товары   и   услуги,   предусмотренные  постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  07.03.95  года  N 239: на
продукцию   топливно-энергетического   комплекса,   отдельные  виды
перевозок   пассажиров   и   грузов,  жилищно-коммунальные  услуги,
торговые  надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского
назначения и ряд других.
    Вопросы регулирования цен и тарифов в области решались в тесной
увязке  с  общими  целями  и  задачами  всей  экономики  области  -
насыщенности  рынка  товарами  и  услугами  для населения, выплатой
пенсий   и   заработной  платы.  В  связи  с  этим  при  подготовке
предложений  по  утверждению  цен  и тарифов в обязательном порядке
проводился    анализ    фактической    себестоимости    выпускаемой
предприятиями   продукции.   Согласно   статьям   30  и  14  Закона
систематически   обследовались  у  предприятий  переменные  расходы
(материальные  затраты  и  услуги сторонних организаций, заработная
плата основных рабочих), условно-постоянные расходы.
    По   итогам  рассмотрения  расчетных  материалов  были  внесены
коррективы  по  снижению  цен  на общую сумму 506154,5 тыс. рублей.
Например,  при  проведении экспертизы материалов, представленных АО
"Тюменьэнерго"  на  электрическую  и  тепловую  энергию  на  второе
полугодие  1998 года, тарифы были снижены более чем на 7 процентов,
что  дало  возможность  сэкономить  средства потребителей области в
размере 410,2 млн. рублей.
    Всего  за оказание платных услуг государственными предприятиями
и  организациями в 1998 году утверждено 669 тарифов (цен), снижение
произведено  по  207  позициям.  Тарифы  были  снижены от 10 до 800
процентов.
    Для  стабилизации  ценовой  ситуации  в  области были подписаны
соглашения между администрацией и субъектами ценообразования. Такое
ценовое соглашение подписано между администрацией Тюменской области
и  Тобольским  НХК  на  поставку  сжиженного  газа населению, между
администрацией  и Федеральной службой по регулированию естественных
монополий   в  области  связи.  Постоянное  наблюдение  за  ценами,
систематический   анализ   динамики   роста   цен  и  одновременное
установление  реальных фиксированных цен в высокомонополизированных
отраслях  -  газовой, электро- энергетической, транспорте и связи -
позволяли  сдерживать рост цен в области и сохранить равновесие цен
на   основные  потребительские  товары  и  услуги  между  областями
Уральского  региона.  Так,  если в 1995 году различия в ценах между
регионами  на социально значимые пищевые продукты достигали 50 - 60
процентов,  то  к середине 1998 года разница сократилась до 10 - 15
процентов.  Индекс  потребительских  цен  в  сентябре  1998 года по
отношению к сентябрю 1997 года в Тюменской области был самый низкий
-  134,1  процента.  В  Свердловской и Курганской областях составил
139,66    и    137,86    процента    соответственно   (приложение).
    В  соответствии с полномочиями, закрепленными Законом (ст. 28),
органами  по  политике  цен  применялись  экономические  санкции  к
субъектам  ценообразования,  нарушившим  дисциплину цен, налагались
административные штрафы на должностных лиц.
    Так,  за  10  месяцев  текущего  года сумма нарушений составила
6992,5  тыс.  рублей, при этом произведен перерасчет с населением и
организациями на сумму 6794,5 тыс. рублей. Сумма штрафа, взысканная
с  должностных  лиц, составила 58,2 тыс. рублей. С момента принятия
Закона  "О политике цен" сумма средств, изъятая ценовыми органами в
бюджеты   всех   уровней,   составляет  более  12744  тыс.  рублей.
    В   области  сложилась  определенная  система  ценообразования,
которая способствовала формированию реальных цен на потребительском
рынке. Администрацией ежегодно принималось от 20 до 40 распоряжений
и постановлений, касающихся цен.
    Экономический   кризис,   разразившийся   в   августе,   создал
ажиотажный   спрос  на  самые  необходимые  продукты  питания,  что
естественным   образом   отразилось  на  розничных  ценах,  которые
формировались в зависимости от спроса и предложения.
    Цены   и  тарифы,  подлежащие  государственному  регулированию,
остались без изменений.
    Учитывая  огромное  влияние  продуктов питания на уровень жизни
населения,  принято  постановление Губернатора Тюменской области от
09.09.98  N  159  "О дополнительных мерах по обеспечению социальной
защиты населения".
    Во  исполнение вышеуказанного постановления Губернатора области
особенно в пик кризиса была проведена большая работа. За сентябрь -
ноябрь   комитетом   по  политике  цен  проверено  112  предприятий
(организаций)   по   формированию  и  соблюдению  цен  с  принятием
соответствующих мер.
    Например,   проведенный  анализ  деятельности  государственного
предприятия  "Фармация",  18  аптечных  учреждений,  показал, что в
начале  года  в  общем  объеме  товарных запасов на аптечном складе
преобладали  отечественные  медикаменты  (20  процентов), во втором
полугодии  соотношение изменилось - 40 процентов отечественных и 60
процентов  импортных. Импортные лекарственные препараты поступают в
основном  под  реализацию,  и  оплата производится в зависимости от
изменения  курса  доллара.  Отечественные же лекарственные средства
поступают  на  условиях  предоплаты  или  за  наличный  расчет.  По
результатам   анализа  было  подготовлено  и  принято  распоряжение
Губернатора   области   "О   мерах   по   защите   потребителей  от
необоснованного  роста  цен  на  лекарственные  средства  и изделия
медицинского  назначения".  В  Правительство  Российской  Федерации
внесены  предложения  по  регулированию  оптового  звена  на уровне
субъекта Федерации.
    При  взаимодействии  с федеральными контролирующими органами, с
транспортной  прокуратурой, Государственной налоговой инспекцией за
август - сентябрь было проверено около 20 крупных предприятий. Так,
совместно  с  транспортной  прокуратурой проверено 8 предприятий, в
том   числе   Обь-Иртышское   речное  пароходство,  ОАО  "Тюменские
авиалинии",    Тюменское    отделение    железной    дороги,    ОАО
"Тюменьавиатранс".    На    момент   проверки   тарифы   указанными
предприятиями не изменялись.
    С целью изучения обоснованности цен совместно с Государственной
налоговой  инспекцией были проведены проверки предприятий оптовой и
розничной  торговли.  Например,  проверки ТОО ТПФ "Галантерея", ООО
"Лига  -  М",  ОРСа  НОД  -  3 показали, что фактически применяемый
уровень  оптовой  надбавки  не был увеличен. При этом запасы моющих
средств  в  магазинах  "Галантерея"  были реализованы за 3 дня, что
повысило  дневную  выручку в 5 раз. Беспрецедентный случай открылся
при  анализе  формирования  цен  на  продукцию  ОАО "Мальвинка". За
период  ажиотажного  спроса  со 2 по 22 сентября предприятием 6 раз
изменялся   уровень   отпускных   цен   в   сторону  увеличения  на
растительное  масло. В пик кризиса розничная цена на масло местного
производства  превысила цену импортного масла. При этом предприятие
работало  на  остатках  нерафинированного  масла,  закупленного  по
старым ценам. Плановая рентабельность предприятия была доведена с 5
до 56 процентов. Динамика розничных цен на 2 ноября показала, что в
г.  Тюмени  масло  растительное  стало  дешевле  на  12  процентов.
    Большая  работа  проведена комитетом по политике цен по анализу
себестоимости  и  динамике  роста  цен на продукцию предприятий ТОО
"Тюменьптицепром",  реализуемую  в  г. Тюмени. В Тюмени с 1997 года
удерживается  самый  высокий  уровень  розничных  цен  на  яйцо  по
сравнению    с    соседними   областными   центрами   (приложение).
    Анализ  формирования  цен  на  яйцо показал, что отпускные цены
Боровской  птицефабрики - основного поставщика яиц - ниже отпускных
цен  птицефабрик  соседних  областей,  в то же время розничные цены
выше на 6 - 30 процентов.
    На  основании  ст. 31 Закона РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" комитет по политике
цен  рекомендовал  администрации  г. Тюмени установить экономически
обоснованный предел торговой надбавки для муниципальных предприятий
торговли.
    По  ОАО "Тюменский хлебокомбинат" материалы проверки направлены
в  антимонопольное  управление,  поскольку  цена  хлеба в г. Тюмени
значительно превышает цены всех сельских хлебопекарных предприятий,
тогда  как  до  1993  года  цены на хлеб Тюменского хлебокомбината,
выпускающего  наибольший  объем  продукции,  были  самыми низкими в
области,  что  было  экономически  оправдано. Несмотря на то, что в
период    кризиса    розничные    цены   в   среднем   выросли   на
продовольственные  товары от 2 до 2,7 раза, а непродовольственные в
пределах  1,9 - 2,4 раза, принимаемые меры позволили сохранить цены
практически  на  уровне  соседних регионов. Так, рост цен в октябре
1998 года составил :
     - в Оренбурге            9,6 процента ;
     - Челябинске             9,3 процента ;
     - Кургане                7,5 процента ;
     - Тюмени                 6,2 процента ;
     - Екатеринбурге          6,1 процента ;
     - Уфе                    5,6 процента.
    В  настоящее  время в целях более эффективной реализации Закона
"О политике цен" разрабатываются конкретные мероприятия на 1999 год
с   участием   всех  заинтересованных  департаментов  и  комитетов.

Информация по документу
Читайте также