Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 23.04.1999 № 578

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    23.04.1999                                                N 578
                             г.Тюмень


    Об информации прокурора
    Тюменской области Валеева Э.А.
    о состоянии преступности в
    Тюменской области и мерах
    по ее предупреждению


    Рассмотрев  информацию  о  состоянии  преступности  в Тюменской
области  и  мерах по ее предупреждению, в соответствии со статьей 4
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьями
31,   33  Устава  Тюменской  области  областная  Дума  ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Информацию  прокурора  Тюменской  области  Валеева  Э.А.  о
состоянии   преступности   в   Тюменской  области  и  мерах  по  ее
предупреждению принять к сведению (прилагается).
    2.  Поручить  постоянной  комиссии  областной  Думы  по  общему
законодательству  (Маров  И.П.)  принять  участие  в  подготовке  и
разработке  программы борьбы с преступностью в Тюменской области, а
также в контроле за эффективностью ее реализации.
    3.  Обратиться  с  предложением  к  членам  Совета  Федерации и
депутатам  Государственной  Думы  Федерального  Собрания Российской
Федерации от Тюменской области добиваться решения социально-бытовых
вопросов  для  федеральных правоохранительных органов на территории
Тюменской  области,  в  том  числе  при  формировании  федерального
бюджета на 2000 год.


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    ________________



    Приложение
    к постановлению
    Тюменской областной Думы
    от  23.04.99   N 578


                            ИНФОРМАЦИЯ
               о состоянии преступности в Тюменской
               области и мерах по ее предупреждению

                  (Представлена в областную Думу
       прокурором Тюменской области Валеевым Э.А. 23.03.99)

    Сложившаяся в истекшем году криминогенная обстановка в области,
негативные тенденции в структуре и динамике преступности становятся
одним   из   основных  дестабилизирующих  факторов,  препятствующих
нормальному функционированию органов власти, управления, контроля и
обостряющих социально-экономические проблемы.
    Финансовый  кризис в стране непосредственным образом повлиял на
состояние  общественной безопасности как в центре, так и на местах;
неблагоприятные  процессы  в  экономике  Тюменской области, переход
подавляющего  большинства  крупных  предприятий  и  целых  отраслей
производства   в  коллективную  и  частную  собственность  на  фоне
ослабленного  государственного  контроля за их деятельностью служат
благоприятной  средой развития криминальных отношений и продуцируют
рост    преступности,    прежде    всего,    корыстно-стяжательской
направленности, коррупции.
    Рост  проблем,  связанных  с занятостью населения, неплатежами,
снижением   реальных   доходов  у  большинства  людей,  особенно  в
бюджетной  сфере,  также не способствует законопослушному поведению
граждан.
    К факторам, осложняющим обстановку, относится наличие границы с
Республикой  Казахстан протяженностью 184 км при практически полном
отсутствии    пограничных    структур    на   пути   контрабандного
проникновения  в область наркотиков, оружия, спирта и т.д., а также
контрабандного  вывоза из области топливно-знергетических ресурсов,
незаконной  миграции  на  территорию области иностранных граждан, в
том числе лиц криминальной направленности.
    Социально  опасных  масштабов  достигли наркомания, в том числе
несовершеннолетних,    и   паразитирующий   на   ней   наркобизнес.
    При     таких     обстоятельствах    неутешительные    прогнозы
правоохранительных   органов  о  характере,  структуре  и  динамике
преступных проявлений полностью оправдались.
    В  истекшем  году  на поднадзорной территории Тюменской области
зарегистрировано   33591   преступление,  что  на  24,6%  превышает
соответствующий  показатель  прошлого года, уровень преступности на
100  тыс.  населения не снижается с отметки 2300-2400 преступлений,
что значительно выше среднероссийских показателей.
    Рост  преступлений  произошел  в  21 из 26 городов и районов, а
наиболее  значительно  в  г.  Ишиме  и районе (+60,7%), Сладковском
(+63,2%),     Упоровском    (+58,1%)    районах    и    Центральном
административном округе г. Тюмени (+34,2%).
    В  структуре  преступности  превалируют  тяжкие  и особо тяжкие
преступления. Стремительно растет число правонарушений, связанных с
незаконным оборотом оружия и наркотиков.
    Стабильно высоким остается число умышленных убийств, причинения
тяжкого вреда здоровью.
    Произошел  резкий скачок разбойных нападений (+25,6%), грабежей
(+34,4%), краж имущества у граждан (+24,7%), которые в совокупности
составляют    половину    всех   зарегистрированных   преступлений.
    Значительные  изменения  произошли и в составе лиц, совершивших
преступления,  что  является  следствием  процессов, происходящих в
социально-экономической и политической жизни.
    Так,  свыше  половины  всех  оконченных  преступлений совершено
лицами,   не  имеющими  постоянного  источника  дохода;  отсутствие
системы  социальной  реабилитации,  трудового и бытового устройства
лиц  с  криминальным  прошлым  явилось  причиной  роста  рецидивной
преступности;  существенным  фактором,  влияющим  на  криминогенную
обстановку, является пьянство.
    Остается   значительным   криминальный  потенциал  подростковой
среды,  усугубленный  возрастающим уровнем детской безнадзорности и
ослаблением   социального   контроля   за   поведением  подростков.
    Крупный  экономический  потенциал  области  притягивает  к себе
организованные  преступные  формирования  возможностью  в  короткие
сроки   получать   огромные   прибыли.   Эти   группы  стремительно
эволюционируют  как  в  организационном  плане,  так  и расширением
диапазона    криминальных    притязаний   в   сфере   производства,
кредитно-финансовой,   банковской  областях,  при  распределении  и
пользовании  бюджетными  средствами,  при  этом  резкое  отставание
правового  регулирования  складывающихся рыночных отношений на фоне
растущей   коррумпированности   аппарата  управления  открыл  перед
криминальными группировками принципиально новые возможности с точки
зрения   характера   и   масштабов   противоправной   деятельности.
    При  таких  обстоятельствах  прокуратурой Тюменской области был
выработан комплекс безотлагательных, первоочередных и перспективных
мер   по   борьбе   с   преступностью,   адекватных   усложняющейся
криминогенной    ситуации.    Значительно   активизирована   работа
координационного  совета  руководителей правоохранительных органов,
на   заседаниях   которого  рассмотрены  важнейшие  вопросы  работы
постоянно  действующей  межведомственной рабочей группы по борьбе с
организованной  преступностью  и  коррупцией,  по  созданию  единой
долговременной  программы  борьбы  с  организованной преступностью,
коррупцией,    взяточничеством   и   преступлениями   экономической
направленности,     по    борьбе    с    групповой    преступностью
несовершеннолетних,  с незаконным оборотом наркотиков и ряд других.
    На   основе   всестороннего  анализа  криминогенной  обстановки
руководителями   правоохранительных   органов  внесены  Губернатору
области  и  в  областную  Думу дополнительные предложения в систему
профилактических    мероприятий,    предусмотренных    региональной
программой  борьбы  с  преступностью,  и предложения по возрождению
социальной профилактики правонарушений.
    Прокуратурой  области  инициировано  создание при администрации
области  постоянно  действующей  межведомственной рабочей группы по
борьбе с наркоманией.
    Серьезное   внимание   уделялось   организации  координационной
деятельности на местах.
    Основная  масса  вопросов, рассмотренных на заседаниях коллегии
облпрокуратуры  и  оперативных  совещаниях  при  прокуроре области,
посвящался  выработке  мер  по  повышению  эффективности  борьбы  с
преступными   проявлениями   и   их   профилактике,   законности  в
деятельности  самой  правоохранительной  системы  и  контролирующих
органов.
    Особое  внимание в истекшем году уделялось вопросам организации
и эффективности работы правоохранительных органов областного центра
и   других   крупных   городов   области,   в   которых   сложилась
неблагоприятная   криминогенная   обстановка,  проблемам  раскрытия
совершенных там тяжких и особо тяжких преступлений.
    Меры,  принятые  оперативными  и  следственными подразделениями
области, способствовали пресечению деятельности ряда организованных
преступных   группировок,   занимающихся   совершением   умышленных
убийств,  в  том  числе  по найму, разбойных нападений на водителей
транзитных  автомашин на автотрассах федерального значения, а также
деятельностью,  связанной  с легализацией денежных средств, добытых
незаконным путем. В истекшем году раскрываемость умышленных убийств
в  области  составила  80,5%, а в целом раскрываемость преступлений
несколько   превысила   соответствующий   показатель  1997  года  и
составила 64,З%.
    Благодаря  усилиям  прокуратуры,  в  1998  году  по сравнению с
предыдущим годом удалось значительно увеличить количество уголовных
дел,   направленных  в  суд  для  принятия  мер  уголовно-правового
воздействия,   удельный   вес   таких   дел   в   массе  оконченных
расследованием   составил  по  следственному  аппарату  прокуратуры
69,9%, органов внутренних дел - 75,1%; вместе с тем удалось пресечь
практику незаконного либо необоснованного прекращения расследования
и  заметно  снизить количество прекращенных производством уголовных
дел.
    Систематический   анализ   практики  избрания  меры  пресечения
позволил   обеспечить   единообразный   подход  горрайпрокуроров  к
санкционированию  арестов и устранить имевшиеся перекосы, в связи с
чем   сократились   случаи  оставления  на  свободе  до  суда  лиц,
обвиняемых  в  совершении  тяжких  преступлений,  наряду  с этим не
арестовывались  лица  за преступления, не подпадающие под категорию
тяжких,  что  позволило  значительно  сократить число освобожденных
судом из мест предварительного заключения по приговорам об условном
осуждении.   В   результате  не  произошло  осложнение  ситуации  в
переполненных следственных изоляторах области.
    Рост  насильственной  преступности  удалось  несколько ослабить
путем  изъятия  около  полутора  тысяч единиц незаконно хранящегося
огнестрельного  оружия,  в  том  числе  более  200 единиц нарезного
оружия.
    Специализация работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
позволила  несколько увеличить число выявленных наркопреступлений и
привлеченных  к уголовной ответственности за их совершение граждан.
Из незаконного оборота удалось изъять около полутонны наркотических
средств.  Следует  отметить,  что  половина всех зарегистрированных
преступлений  названной  категории  приходится  на областной центр,
значительная часть - на город Тобольск и город Ишим, где в истекшем
году произошел рост этих преступлений.
    Известно,  что  нецелевое  использование  и  хищение  бюджетных
средств занимают значительное место среди факторов, обуславливающих
продолжительный  социально-экономический  кризис и производственный
спад.  Результатом таких нарушений является отток бюджетных средств
в   предприятия   частной   формы   собственности,  прогрессирующая
тенденция  становления  теневых  финансово-экономических отношений,
ущемление  интересов  государственного  сектора  экономики,  личное
обогащение  с  использованием возможностей проникновения к процессу
распределения поступающих в бюджеты средств.
    При  таких обстоятельствах прокуратурой области в координации с
заинтересованными  ведомствами  были  предприняты  меры по борьбе с
преступлениями   экономической   направленности,  злоупотреблениями
должностными полномочиями и т.д.
    Достижение  целей  раскрытия  и профессионального расследования
уголовных   дел   о   преступлениях   в   сфере  экономики  явилось
первопричиной       значительного       увеличения       количества
зарегистрированных  преступлений названной категории, прежде всего,
в  сфере  кредитно-финансовой  деятельности  (в  1,1 раза), а также
преступлений     против     государственной    власти,    интересов
государственной  службы и службы в органах местного самоуправления,
случаев   взяточничества.  Значительно,  на  44,5%,  увеличилось  и
количество  расследованных преступлений упомянутых категорий, в том
числе на треть - направленных в суд.
    Прокурорами    крупнейших    городов    области    с   участием
представителей    соответствующих    администраций    и   отделений
контрольно-ревизионного  управления  Минфина  по  Тюменской области
проведены совместные совещания, на которых были рассмотрены вопросы
взаимодействия  названных  ведомств  по  выявлению  преступлений  и
административных   правонарушений   в  сфере  экономики.  С  учетом
совместно    разработанных   мероприятий   окргоррайпрокурорами   с
привлечением  специалистов  КРУ проведена серия проверок законности
использования бюджетных средств.
    Вместе  с  тем  большая роль в оздоровлении обстановки могла бы
принадлежать администрации Тюменской области.
    Так, результаты прокурорских проверок показывают, что серьезный
урон    бюджету   наносит   отсутствие   надлежащего   контроля   в
администрации   за   своевременным   возвратом  кредитных  средств,
выданных,  в  том  числе, предприятиям частной формы собственности.
Еще   более   тревожным  остается  положение  дел  с  контролем  за
государственными   внебюджетными   фондами,   деятельность  которых
оказывает  прямое  влияние на ослабление либо, напротив, нагнетание
социальной напряженности в области.
    В   целях   недопущения   дальнейшего   осложнения  ситуации  с
организацией  финансового  контроля за поступлением и расходованием
средств  областного  бюджета,  внебюджетных  средств  и  доходов от
имущества,  находящегося  в  его  собственности,  а  также  средств
местных  бюджетов,  получаемых  в  качестве  финансовой  помощи  из
бюджета   субъекта   Федерации,   предлагаю   вновь   вернуться   к
рассмотрению  примерного  соглашения  между  Минфином  РФ и органом
исполнительной    власти    субъекта    РФ,   представленного   Вам
руководителями     КРУ    Росминфина    по    Тюменской    области.
    Требуется  скорейшее  отлаживание  контрольных  функций органов
Федерального  казначейства.  Нерасторопность по применению штрафных
санкций  за  нецелевое  использование бюджетных средств, непринятие
мер  к  восстановлению  использованных  не по назначению средств, а
также  взысканию  их  в  бюджет, уклонение от реализации полномочий
казначейства  по  предъявлению  исков в арбитражный суд формируют у
отдельных  руководителей  убеждение  в безнаказанности за нецелевое
использование и хищение бюджетных средств.
    Между  тем проведение обязательных ежегодных ревизий и проверок
поступления  и  расходования бюджетных средств в органах власти, на
предприятиях,  в  учреждениях,  выдача  обязательных  предписаний о
взыскании  с  юридических  лиц в бесспорном порядке сумм нецелевого
использования  бюджетных  средств, безусловно, окажет положительное
влияние на укрепление бюджетных возможностей администрации области.
    Прокуратура  области  традиционно  защищает  государственные  и
общественные  интересы,  обращаясь  в  арбитражный  суд  с исковыми
заявлениями  о  неисполнении  обязательств  в  пользу  государства.
    Так,  прокуратура  области обращалась в арбитражный суд с двумя
десятками   исков  к  юридическим  лицам,  уклонявшимся  от  уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд; реализовано свыше десяти исков
в  интересах  центров  занятости  по  взысканию страховых взносов и
задолженности   по   договорам   о  создании  новых  рабочих  мест.
    В  настоящее  время  сложилась острая необходимость активизации
практической     деятельности    межведомственной    комиссии    по
противодействию  наркотикам,  созданной  распоряжением  Губернатора
области  от  16.07.98  N  511-р  и  возглавляемой вице-губернатором
области  Первушиным В.П. Крайне важно организовать работу по борьбе
с  незаконным  оборотом  наркотиков  на  районном уровне, поскольку
наркомания  последовательно  распространяется  из крупных городов в
сельскую местность.
    Наряду  с усиливающейся наркотизацией населения, особенно среди
молодежи,  серьезной  проблемой  становится детская безнадзорность,
ослабление  социального  контроля за поведением подростков по месту
учебы  и  жительства.  В  этой  связи представляется целесообразным
рассмотреть  вопрос  о  возможности  открытия  приютов  для детей и
подростков   в   первоочередном   порядке   в  Абатском,  Исетском,
Сорокинском,    Тюменском,    Уватском    и    Ярковском   районах.
    Проблема    повышения    эффективности    и   качества   работы
правоохранительных    органов   вызывает   насущную   необходимость
надлежащего  обеспечения  проводимых в ходе расследования уголовных
дел   экспертных  исследований.  В  первую  очередь  речь  идет  об
увеличении  вдвое  количества проведенных по поручению следственных
органов  судебно-психиатрических  и  психологических  экспертиз при
неизменной  штатной  численности  экспертов  данного  профиля.  Это
обстоятельство  значительно  затягивает сроки следствия, что влечет
переполняемость следственных изоляторов, создает угрозу беспорядков
среди  арестованных,  ущемляет  права  потерпевших на своевременную
защиту государством их интересов.
    В  связи  с  передачей уголовно-исполнительной системы из МВД в
Минюст     РФ    вынашиваются    планы    выселения    стационарной
судебно-психиатрической   экспертизы   из  помещения  следственного
изолятора  N  1  г.  Тюмени.  При  таких обстоятельствах необходимо
безотлагательно  решить  вопрос о выделении упомянутому экспертному
учреждению  служебного  помещения  либо  обратиться  в  Минюст РФ с
предложением  об  отмене  подобного  решения,  в  противном  случае
расследование  уголовных  дел  по  наиболее тяжким преступлениям, а
также  по  преступлениям,  совершенным  несовершеннолетними,  будет
полностью парализовано.
    Наряду с этим предлагаю рассмотреть вопрос об изыскании средств
для  финансирования  областного бюро судебно-медицинских экспертиз:
приобретения  необходимых  для экспертных исследований материалов и
реактивов,  а  в  перспективе - о выделении бюро СМЭ дополнительных
служебных помещений.
    Складывающаяся   криминогенная   ситуация   свидетельствует   о
целесообразности     привлечения     самодеятельных    общественных
объединений граждан для профилактики правонарушений.
    В   первую   очередь   это   относится  к  профилактике  самого
распространенного  преступления  -  квартирных  краж.  В этих целях
возможна   организация   охраны   многоквартирных   домов  группами
пенсионеров,  лицами из числа временно потерявших работу и т.д., за
умеренное   вознаграждение   из   средств  жилищно-эксплуатационных
организаций,    кондоминиумов    либо    средств   самих   жильцов.
Законодательное  регулирование  этого вопроса возможно на областном
уровне.
    Возросшие нагрузки на работников следственного аппарата, особые
условия   работы  на  фоне  недостаточной  социальной  защищенности
обуславливают   значительную  текучесть  кадров.  Так,  подавляющее
большинство  работающих  на  этом  важнейшем  участке  следователей
прокуратуры имеет стаж до трех лет.
    В  этой  связи  рекомендую  администрации  области  рассмотреть
вопрос  о целевом финансировании обучения на юридическом факультете
Тюменского госуниверситета ежегодно 10-15 студентов по направлениям
прокуратуры  с последующим зачислением на следственные должности по
долгосрочному контракту.
    Остается   тревожным  положение  в  исправительных  учреждениях
области.   Переполненность   учреждений   пенитенциарной   системы,
неудовлетворительный       уровень      материально-бытового      и
медико-санитарного обеспечения арестованных и осужденных объективно
способствуют    совершению    ими    различных   правонарушений   и
преступлений.
    В  качестве  первоочередной  меры  предлагаю  решить  вопрос об
условиях   содержания   в   местах  лишения  свободы  лиц,  больных
туберкулезом,  число  которых растет в геометрической прогрессии. В
этой   связи  необходимо  принять  меры  к  расширению  действующей
областной  больницы  УИН,  а  также  к перепрофилированию одного из
учреждений  для отбывания назначенного судом наказания осужденными,
страдающими туберкулезом.
    В  области  отсутствуют  специальное  и  лечебно-воспитательное
учреждение  для  несовершеннолетних, которые освобождаются судом от
дальнейшего  отбывания  наказания  и  должны  быть  помещены  в эти
учреждения.
    Решение  вопросов, связанных с исполнением уголовных наказаний,
возможно   при   объединении   финансовых  возможностей  области  и
автономных    округов,    испытывающих    аналогичные    трудности.

Информация по документу
Читайте также