Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 21.05.1999 № 622

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    21.05.1999                                                N 622
                             г.Тюмень


    О проекте концепции
    Закона Тюменской области
    "О рыбохозяйственной
    деятельности и товарном
    рыболовстве"


    Рассмотрев    концепцию    Закона    Тюменской    области    "О
рыбохозяйственной    деятельности    и    товарном    рыболовстве",
руководствуясь  статьями  31-33 Устава Тюменской области, областная
Дума ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Одобрить    концепцию   Закона   Тюменской     области   "О
рыбохозяйственной     деятельности    и    товарном    рыболовстве"
(прилагается).
    2.  Направить   вышеназванную   концепцию     Закона   в   Думу
Ханты-Мансийского   автономного   округа   и  Государственную  Думу
Ямало-Ненецкого   автономного   округа  для  внесения  замечаний  и
предложений.
    3.  Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на    постоянную    комиссию   областной   Думы   по   региональной
социально-экономической политике (Классин С.В.).


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    ________________



    Приложение к постановлению
    областной Думы
    N 622 от 21.05.99


                         КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА

              Тюменской области "О рыбохозяйственной
               деятельности и товарном рыболовстве"

    Разработана  федеральным государственным унитарным предприятием
"СибрыбНИИпроект"   совместно   со  специалистами  департамента  по
социально-экономическому развитию села.
    Руководитель  разработки  директор  СибрыбНИИпроекта Литвиненко
Александр Иванович, тел. 22-41-16

    ВВЕДЕНИЕ

    Тюменская  область  является  важнейшим производителем товарной
рыбной  продукции в системе рыбного хозяйства Российской Федерации.
Однако   в   последние   годы  официально  учитываемые  уловы  рыбы
повсеместно   сократились.   Наряду   с   экономическими  причинами
определенную  роль  в  сокращении  объемов  добычи  рыбы  сыграла и
неупорядоченность  отношений,  возникающих  в  процессе закрепления
водоемов  и  использования  рыбных ресурсов. Это связано с тем, что
отсутствует  федеральное  законодательство  по  данным  вопросам, а
отдельные федеральные и региональные законы содержат противоречивые
нормы.
    В связи с этим возникла необходимость разработки законопроекта,
который  бы  упорядочил все взаимоотношения, возникающие в процессе
промысла  рыбы,  рыбоводства,  воспроизводства  рыбных  ресурсов, а
также при осуществлении других видов рыбохозяйственной деятельности
на территории Тюменской области.

    АНАЛИЗ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

    Тюменская  область  обладает  огромным фондом рыбохозяйственных
водоемов.
    Количество     озер,     пригодных    для    использования    в
рыбохозяйственных  целях, составляет 2556 (764 тыс. га), из которых
666  (  236 тыс. га) находятся на юге Тюменской области. Именно эти
озера   характеризуются   наибольшей   продуктивностью  и  наиболее
перспективны  для  развития  рыбоводства. Кроме того, на территории
юга  области  имеется  большое количество прудов общей площадью 7,5
тыс.   га.  Большинство  из  них  пригодны  для  выращивания  рыбы.
    Суммарный  вылов  рыбы  в водоемах области в восьмидесятые годы
составлял  30-  35  тыс.  тонн, в том числе до 6 тыс. тонн - на юге
Тюменской  области,  из которых до 2,5-3,0 тыс. тонн приходилось на
разводимую  рыбу.  В области работало 12 озерных хозяйств проектной
мощностью свыше 8 тыс. тонн.
    Была сформирована обширная сеть предприятий по переработке рыбы
и производству рыбной продукции. В промысле и переработке рыбы было
задействовано около 3 тыс. человек.
    В настоящее время вылов рыбы повсеместно резко сократился, а по
югу  Тюменской  области  учитываемый улов не превышает 1,0-1,3 тыс.
тонн.
    Производство  пищевой рыбной продукции на юге области в 1998 г.
составило  лишь  2,4  тыс.  тонн,  что  совершенно не удовлетворяет
запросы  населения.  Вместе  с тем потенциальная рыбопродуктивность
озер  и  прудов  при  их полном рыбоводном освоении составляет 14,0
тыс.  тонн,  что позволяет существенно увеличить объем производства
рыбной продукции из местных рыб.
    Одной  из причин сокращения вылова рыбы на юге области наряду с
экономическими   причинами   является   неупорядоченность  правовых
отношений,  связанных с закреплением водоемов и их использованием в
рыбохозяйственных целях.
    Закон  Тюменской  области  "О  местном  самоуправлении", отнеся
озера  к муниципальной собственности, вошел в противоречие с Водным
кодексом  РФ, согласно которому к муниципальной собственности могут
быть отнесены только "обособленные водные объекты", т.е. "небольшие
по  площади  и  непроточные  искусственные  водоемы", а не озера. В
противоречии  с  Водным  кодексом  главы  муниципальных образований
осуществляют  распорядительную  деятельность  по закреплению озер и
установлению   платы  за  их  использование,  которая  в  отдельных
договорах  закрепления  водоемов  составляет  30-50%  от  стоимости
выловленной   рыбы.  Не  случайно  в  последние  годы  прокуратурой
выносятся    протесты    на    противоправную   деятельность   глав
муниципальных образований в вопросах использования рыбных ресурсов.
При  закреплении  водоемов  для  целей  рыболовства  и  рыбоводства
отсутствует какая-либо правовая система. Даже зарыбляемый водоем по
решению  местной  администрации может быть изъят у пользователя или
передан   другому   пользователю,   на   нем  может  быть  разрешен
любительский лов рыбы.
    Кроме   того,   в   настоящее  время  в  области  не  проведено
разграничение  водных  объектов  и  рыбных ресурсов на федеральную,
областную   и  муниципальную  собственность,  что  не  способствует
рациональному  их  использованию. Утрачена система государственного
управления  рыболовством  и  рыбоводством,  которая  существовала в
прежние  годы.  Ее  необходимо возродить при администрации области.
    Определенные  проблемы  существуют  и  в вопросах охраны рыбных
ресурсов.  Органы  рыбоохраны  как  федеральные органы осуществляют
свою   деятельность   преимущественно   на  речных  водоемах  и  не
занимаются  охраной озер. Поэтому на юге области идет массированный
лов  карасей  без  каких-либо ограничений, что неизбежно приведет в
ближайшие   годы  к  уменьшению  их  запасов.  Еще  больше  проблем
возникает с охраной зарыбляемых водоемов, что является существенным
тормозом в развитии озерного рыбоводства.
    С  другой  стороны,  органы  рыбоохраны  зачастую необоснованно
вмешиваются   в  лов  рыбы  на  озерах,  закрепленных  за  озерными
товарными  хозяйствами,  и  устанавливают  те  или иные ограничения
промысла.
    В  настоящее  время  отсутствует  федеральное законодательство,
которое    бы   регулировало   взаимоотношения   по   использованию
федеральных    рыбных    запасов    всеми   субъектами   федерации,
расположенными   на  территории  Обь-Иртышского  бассейна.  Поэтому
каждый  субъект  федерации  в  этом  вопросе занимает свою позицию.
    В  то  же  время  рыба,  мигрирующая  по Оби и Иртышу, не знает
административных  границ.  Поэтому  и  регулирование  ее  промысла,
охрана  и воспроизводство в каждом субъекте Обь-Иртышского бассейна
должны  основываться  на  единых принципах. Эти принципы могут быть
реализованы  после принятия федерального закона о рыболовстве путем
подписания  всеми  субъектами федерации, находящимися на территории
Обь-Иртышского    бассейна,    соглашения    о   единых   принципах
использования  запасов рыбы, отнесенных к федеральной собственности
или  при  разработке закона о рыболовстве в Обь-Иртышском бассейне.
    Для  успешного  развития  рыболовства и рыбоводства в Тюменской
области  необходимо  на  законодательном  уровне  урегулировать все
возникающие    вопросы.    Не    случайно    в   Ямало-Ненецком   и
Ханты-Мансийском     округах     разрабатываются     законопроекты,
регулирующие  рыбохозяйственную  деятельность.  Такой  закон крайне
необходим и для юга Тюменской области.
    Таким  образом, разработка и принятие закона, регламентирующего
все  отношения,  связанные  с  рыболовством,  рыбоводством, охраной
рыбных   запасов,  их  воспроизводством,  а  также  закреплением  и
использованием водоемов в рыбохозяйственных целях, является задачей
первостепенной  важности.  Сегодня на юге Тюменской области имеется
много  предприятий,  фермерских  хозяйств,  физических лиц, которые
намерены  серьезно  заниматься  рыболовством  и  рыбоводством.  Они
готовы  вложить  свои  средства в эту сферу деятельности, зарыблять
озера,  сооружать  необходимые гидротехнические объекты, если будут
знать, что администрация области законодательно защитит их право на
проведение  этих  работ  и  право собственности на выращенную рыбу.

    ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

    Главным   доводом   в  пользу  принятия  областного  закона  "О
рыбохозяйственной  деятельности  и  товарном  рыболовстве" является
неупорядоченность правовых отношений, возникающих при использовании
рыбных  ресурсов  и  осуществлении  рыбохозяйственной деятельности,
которая,  с  одной  стороны,  тормозит  рациональное  использование
рыбных  ресурсов,  а  с другой - создает условия для разбазаривания
ценнейшего природного ресурса, которым является рыба. Это порождает
сокращение    налогообразующей   базы   в   бюджете   муниципальных
образований.
    Целью   предлагаемого   областного   закона  является  правовое
регулирование   всех   взаимоотношений,   возникающих   в  процессе
использования  рыбохозяйственных  водоемов и обитающих в них рыбных
ресурсов,  что  будет  способствовать  увеличению  объемов добычи и
производства товарной рыбы.
    Закон "О рыбохозяйственной деятельности и товарном рыболовстве"
предусматривает    решение    следующих   вопросов:   разграничение
рыбохозяйственных   водоемов  и  рыбных  ресурсов  на  областную  и
муниципальную собственность;
    определение   системы   государственного   управления   рыбными
ресурсами    и    установление   функций   администрации   области,
муниципальных   образований   в   рыбохозяйственной   деятельности;
    передачу рыбохозяйственных водоемов пользователям, установление
дифференцированной платы за использование водоемов;
    экономическое    регулирование   рыболовства,   рыбоводства   и
воспроизводства рыбных ресурсов;
    установление  прав и обязанностей физических и юридических лиц,
осуществляющих рыбохозяйственную деятельность;
    упорядочение   охраны   рыбных   ресурсов  и  рыбохозяйственных
водоемов;   ведение   кадастра  и  мониторинга  рыбных  ресурсов  и
рыбохозяйственных водоемов;
    ответственность   за   нарушение  законодательства,  возмещение
ущерба, причиненного рыбным ресурсам и пользователям.
    Результатами   принятия   данного   закона  будут  пользоваться
юридические   и  физические  лица,  находящиеся  на  юге  Тюменской
области, осуществляющие ту или иную рыбохозяйственную деятельность,
органы  государственного  управления  Тюменской  области  и  органы
рыбоохраны   при   регулировании   использования  рыбных  ресурсов,
находящихся в областной собственности.

    ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
    РЕГУЛИРУЮЩИХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА
    ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

    Федеральные законы и нормативные акты

    1.   Водный кодекс РФ.
    2.   Постановление  правительства  РФ  "Об  утверждении  правил
предоставления   в   пользование  водных  объектов,  находящихся  в
государственной  собственности,  установления  и пересмотре лимитов
водопользования,    выдачи    лицензии    на    водопользование   и
распорядительной лицензии" от 03.04.97 N 383.
    3.  Федеральный закон "О животном мире".
    4.  Федеральный закон "Об охране окружающей среды".
    5.  Федеральный   закон   "Об   экологической   экспертизе".
    6.  Федеральный   закон   "О    государственном   регулировании
агропромышленного комплекса".
    7.  Федеральный  закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ".
    8.  Постановление  Правительства РФ "Об утверждении Положения о
Госкомрыболовство"от 15.05.95 N 467 .


    Областные законодательные и нормативные акты

    1.   Решение  облисполкома  от  30.10.89  N  225  "О  частичном
изменении  решения  облисполкома  от  02.07.85  N 197 и утверждении
Временного  положения об использовании рыбохозяйственных водоемов в
южных районах области".
    2.   Областной закон "О местном самоуправлении".
    3.   Областной   закон   "О   землях,   находящихся  в  ведении
муниципальных образований".
    4.  Областной  закон  "О  принципах разграничения полномочий по
предметам совместного ведения между органами государственной власти
области  и муниципальными образованиями и порядке наделения органов
местного  самоуправления отдельными государственными полномочиями".
    5.    Областной    закон   "О   государственном   регулировании
агропромышленного производства".
    6.  Постановления  и решения глав администраций районов области
"О предоставлении водных объектов в пользование".
    7.   Постановления   и   решения  глав  сельских  муниципальных
образований, сельских дум "О закреплении водоемов".


    СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА "О РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТОВАРНОМ РЫБОЛОВСТВЕ"

    Глава I. Общие положения:
    - основные понятия и термины, используемые в законе;
    - цели предлагаемого закона;
    - отношения, регулируемые областным законом;
    - рыбохозяйственные водные объекты (водоемы);
    - рыбопромысловые угодья;
    - водные биологические ресурсы (рыбные ресурсы).

    Глава   II.  Субъекты  отношений  в  области  рыбохозяйственной
деятельности и товарного рыболовства:
    - органы государственной власти Тюменской области;
    - органы рыбоохраны;
    - органы местного самоуправления;
    - пользователи рыбными ресурсами;
    - предприятия по воспроизводству рыбных запасов;
    - специализированные рыбохозяйственные НИИ;
    - областной рыбохозяйственный совет.

    Глава  III.  Право собственности на рыбохозяйственные водоемы и
рыбные ресурсы:
    -  формы  собственности  на  рыбные ресурсы и рыбохозяйственные
водоемы (федеральная, областная, муниципальная, частная);
    -   принципы   разграничения   собственности   на  областную  и
муниципальную;
    - возникновение права муниципальной собственности на переданные
объекты;
    - возникновение права частной собственности.

    Глава IV. Регулирование рыбохозяйственной деятельности:
    - полномочия администрации Тюменской области;
    - полномочия органов рыбоохраны;
    - полномочия органов местного самоуправления;
    - полномочия рыбохозяйственного совета.

    Глава V. Виды пользования рыбными ресурсами:
    - промышленное (товарное) рыболовство;
    - потребительское и любительское рыболовство;
    - товарное рыбоводство;
    - лов рыбы в научно-исследовательских целях;
    - искусственное воспроизводство рыбных запасов.

    Глава VI. Предоставление в пользование рыбных ресурсов:
    - права пользователей рыбными ресурсами;
    - возникновение   права   пользования   рыбными    ресурсами  у
юридических лиц;
    - право граждан на пользование рыбными ресурсами;
    - безвозмездное пользование;
    - аренда рыбохозяйственных водоемов;
    - порядок передачи рыбохозяйственных водоемов  в постоянное или
временное пользование;
    - разрешение   на  добычу  рыбных  ресурсов,    порядок  выдачи
разрешений;
    - документы, удостоверяющие право на лов рыбы;
    - проведение конкурсов на право пользования рыбными ресурсами.

    Глава VII. Охрана рыбных ресурсов:
    - организация охраны рыбных ресурсов в водоемах,  находящихся в
областной и муниципальной собственности;
    - ведомственная и общественная охрана рыбных ресурсов;
    - права  и  обязанности должностных лиц, осуществляющих  охрану
рыбных ресурсов;
    - обязанности пользователей рыбными ресурсами;
    - правила рыболовства;
    - ограничение   права   пользования   водными    биологическими
ресурсами;
    - ведение  кадастра  рыбохозяйственных  водоемов  и мониторинга
состояния рыбных ресурсов;
    - организация ветеринарного контроля за рыбными ресурсами;
    - ограничения  хозяйственной  деятельности на водоемах с  целью
охраны рыбных запасов;
    - рыбохозяйственная мелиорация водоемов.

    Глава     VIII.     Экономический     механизм    регулирования
рыбохозяйственной деятельности:
    -  плата за пользование рыбными ресурсами;
    -  финансирование  работ  по  воспроизводству  рыбных ресурсов,
товарному рыбоводству и мелиорации водоемов;
    -  финансирование  работ  по  охране  рыбных  ресурсов, ведению
кадастра  рыбохозяйственных водоемов и мониторингу рыбных ресурсов;

    Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства:
    - ответственность за совершение правонарушений;
    - возмещение вреда, причиняемого водным биоресурсам;
    - возмещение   вреда,   причиненного     пользователям  рыбными
ресурсами.

    Глава  X. Порядок разрешения споров в области рыбохозяйственной
деятельности и рыболовства.

    ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, В
    КОТОРЫЕ ПРЕДСТОИТ ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

    ю  Областной закон "О местном самоуправлении".
    ю  Областной  закон  "О  принципах  разграничения полномочий по
предметам совместного ведения между органами государственной власти
области  и муниципальными образованиями и порядке наделения органов
местного  самоуправления отдельными государственными полномочиями".
    Кроме  того,  после  принятия  закона  необходимо будет принять
соглашение     между    администрацией    Тюменской    области    и
Госкомрыболовство,  определяющее порядок участия органов рыбоохраны
в  охране  водоемов  и  рыбных  ресурсов,  отнесенных к областной и
муниципальной собственности.

    ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
    НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА

    1. Постановления Губернатора:
    "О   порядке   предоставления   водоема   в   рыбохозяйственное
пользование";
    "Положение     о     порядке     регулирования    использования
рыбохозяйственных    водоемов   органами   государственной   власти
Тюменской области";
    "О  порядке  ведения кадастра рыбохозяйственных водоемов на юге
Тюменской области и мониторинга рыбных ресурсов";
    "О товарном рыбоводстве".

    2.  Совместное  постановление  Губернатора  Тюменской области и
Госкомрыболовство:  "О  порядке  охраны рыбохозяйственных водоемов,
находящихся   в   областной   и   муниципальной   собственности,  и
осуществления контроля за рыбоводством и рыболовством".

    ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ,
    НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

    Исполнение  законопроекта потребует выделения бюджетных средств
по   следующим   направлениям:  формирование  и  содержание  органа
государственного  регулирования  использования  рыбных  ресурсов  в
Тюменской  области 300-400 тыс. руб. в год; финансирование работ по
ведению  кадастра  рыбохозяйственных  водоемов и мониторинга рыбных
ресурсов  в объеме 300-400 тыс. руб. в год; экономическая поддержка
развития  рыбоводства  и  рыболовства на юге области в объеме 15-20
млн.  руб.  в  год; финансирование работ по охране рыбных ресурсов,
находящихся  в  областной  и муниципальной собственности, ю 1,5-2,0
млн. руб в год.

    ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

    Принятие  закона, регламентирующего все сферы рыбохозяйственной
деятельности,  явится  мощным  стимулом увеличения объемов вылова и
выращивания рыбы на юге Тюменской области до 2,0-3,0 тыс. тонн, или
в  два раза, уже в ближайшие годы и до 6-8 тыс. тонн - к 2005 году.
Это, в свою очередь, обеспечит:
    устойчивое     функционирование    предприятий,    занимающихся
рыболовством и рыбоводством;
    увеличение   доли   местной   рыбы  в  объемах  ее  потребления
населением области;
    создание новых рабочих мест в сельской местности;
    увеличение  налогооблагаемой базы в муниципальных образованиях;
надежную охрану рыбных ресурсов; рост производства рыбной продукции
в области и сокращение ее завоза.
    Принятие  закона  обеспечит  правовую  основу  функционирования
Программы  развития  рыбного  хозяйства  на  юге Тюменской области,
которая разрабатывается в настоящее время.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

    Ответственным  разработчиком  законопроекта  предлагается  ФГУП
"СибрыбНИИпроект",  специалисты которого владеют проблемами рыбного
хозяйства   Тюменской  области.  В  качестве  соисполнителей  будут
привлечены   специалисты   органов   рыбоохраны,   департамента  по
социально-экономическому   развитию   села,   юристы,   комитеты  и
департаменты администрации.

Информация по документу
Читайте также