Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 22.06.1999 № 675

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    22.06.1999                                                N 675
                             г.Тюмень


    Об информации Счетной палаты
    Тюменской области "О результатах
    комплексной проверки эффективности
    использования налоговых льгот,
    полученных в 1997 году и в течение 1998 года"


    Рассмотрев материалы проверки Счетной палатой Тюменской области
эффективности использования налоговых льгот, полученных в 1997 году
и  в  течение 1998 года, в соответствии с Законом Тюменской области
"О Счетной палате Тюменской области", пунктом 4 статьи 28, статьями
31  и  33  Устава  Тюменской  области  областная  Дума ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Информацию  Счетной палаты Тюменской области "О результатах
комплексной  проверки  эффективности использования налоговых льгот,
по-  лученных в 1997 году и в течение 1998 года" принять к сведению
(прила- гается).
    2.  Предложить  Губернатору  Тюменской  области  Рокецкому Л.Ю.
расс-  мотреть  и  решить  вопрос  о  привлечении к ответственности
руководителей  комитета по культуре департамента по делам культуры,
молодежи  и  спорта  администрации  области,  допустивших нецелевое
использование   средств,  полученных  в  результате  предоставления
налоговых льгот.
    3.  Поручить  постоянной  комиссии  областной  Думы по бюджету,
нало-  гам и финансам (Асеев В.М.) подготовить предложения в проект
плана  за-  конопроектных  работ  областной  Думы  на  2000  год по
совершенствованию  нормативно-правовой  базы,  регулирующей вопросы
предоставления  налого-  вых  льгот  и  использования этих средств.
    4.  Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на  постоянную  комиссию  областной  Думы  по  бюджету,  налогам  и
финансам (Асеев В.М.).


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    ________________



    Приложение
    к постановлению областной Думы
    от 22.06.99 N675


                        И Н Ф О Р М А Ц И Я
            о результатах комплексной плановой проверки
               эффективности использования налоговых
        льгот, полученных в 1997 году и в течение 1998 года

                  (представлена в областную Думу
          председателем Счетной палаты Тюменской области
                     Шереговым С.А. 26.04.99)


    Составлена в новом масштабе цен

    Основание   проверки:  план  работы  Счетной  палаты  Тюменской
области   на   1998   год,  утвержденный  постановлением  Тюменской
областной Думы от 27.03.98 Т 61.
    Цель проверки - установить:
    -  возможно  полный объем налоговых льгот, отсрочек, рассрочек,
предоставленных:
    а)  непосредственно областным законодательством;
    б)  государственными  областными  органами  в соответствии с их
ком- петенцией;
    - правильность предоставления и применения льгот, отсрочек и их
эффективность  (решение  через  них  поставленных задач, влияние на
базу  налогообложения  и собираемость налогов, финансовое состояние
предприя- тий).

    Предметы  проверки:  выполнение  законов и иных правовых актов,
ре- гулирующих процессы предоставления налоговых льгот предприятиям
и ор- ганизациям, и использование средств, полученных предприятиями
и орга- низациями в счет налоговых льгот.
    Проведены проверки в 14 предприятиях и организациях. Справки по
проверкам   подписаны   руководителями,   разногласия   к  справкам
рассмотрены и приняты во внимание.
    Согласно   ст.   5   Закона   Тюменской   области  "О  льготном
налогообложе-  нии  в  Тюменской области" налоговые льготы являются
дополнительными  к  льготам,  установленным  законодательством  РФ.
    Цель  предоставления налоговых льгот - регулирование производс-
твенной,      инвестиционной      и     социальной     деятельности
налогоплательщиков    путем    оказания   им   финансовой   помощи,
стимулирования  их  деятельности  (ст.1 Закона Тюменской области "О
льготном налогообложении в Тюменской области").

    По  сводным  данным  ГосНИ  по  Тюменской  области за 1997 год,
предос-   тавлено   налоговых  льгот  предприятиям  и  организациям
(недопоступило  в областной бюджет и территориальный дорожный фонд)
на  сумму 97414,5 тыс. руб., или 10,7 % от суммы всех поступивших в
1997 год налоговых платежей (без платежей за пользование природными
ресурсами),  за 9 ме- сяцев 1998 года ¾ 42526,3 тыс. руб., или 13,8
%  от  суммы  всех  посту-  пивших за 9 месяцев 1998 года налоговых
платежей.
    Льготы предоставлены по следующим видам налогов:
                               1997 г.        9 м-цев 1998 г.
- налог на прибыль              40349,1        19052,6
- сбор на нужды образовательных
  учреждений                     5570,0         2831,8
- налог на имущество            43206,1        11469,5
- налог с владельцев транспортных
  средств                        6403,0         5926,0
- налог на пользователей
  автомобильных дорог            1556,0         3196,0
- земельный налог                 330,3           50,4

    Налоговые льготы представляют собой:
    -  освобождение (частичное или полное) от уплаты налога и сбора
отдельных категорий налогоплательщиков;
    -  вычеты из налогового платежа за расчетный период при условии
направления       высвободившихся      средств      на      решение
социально-экономических задач области;
    - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку
взимания налогов).

    Согласно  п.  1  ст.  10  Закона  Тюменской области "О льготном
налого-  обложении в Тюменской области" средства, высвободившиеся в
результате    предоставления   налоговых   льгот   или   полученные
предприятиями  и  органи-  зациями  в  счет налоговых льгот, должны
использоваться строго по целе- вому назначению, указанному в Законе
Тюменской  области  "О  предоставле-  нии налоговых льгот отдельным
категориям налогоплательщиков", действу- ющему в текущем финансовом
году,  а  также  в  постановлениях  Губернатора  Тюменской области.
    Согласно  п.  2  ст.  10  Закона  Тюменской области "О льготном
налого-   обложении   в  Тюменской  области"  контроль  за  целевым
направлением   средств,   полученных  в  результате  предоставления
налоговых льгот, осу- ществляют:
    - администрация Тюменской области;
    - Счетная палата Тюменской области;
    - Государственная налоговая инспекция по Тюменской области.
    Согласно   письму  комитета  финансов  администрации  Тюменской
области  N  03-17  от  11.08.97  контроль за целевым использованием
средств,  полу-  ченных в результате предоставления налоговых льгот
по  платежам в об- ластной бюджет, осуществляют отраслевые комитеты
и департаменты в сос- таве администрации области.
    Предоставление  налоговых  льгот по платежам в областной бюджет
предприятиям  и  организациям на 1997 год и 1998 год регулировалось
за- конами Тюменской области:
    - "О льготном налогообложении в Тюменской области" от 26.03.96;
    -  "О  предоставлении  налоговых  льгот  на  1997 год отдельным
катего- риям налогоплательщиков" от 25.07.97;
    -  "О  предоставлении  налоговых  льгот  на  1998 год отдельным
катего- риям налогоплательщиков" от 20.04.98.
    Вышеуказанные   законы   определяют   перечень   предприятий  и
организаций  на территории Тюменской области, которые освобождаются
от  уплаты  налогов  в  областной бюджет и в дорожный фонд области.
    Администрацией области приняты постановления N 98 от 20.10.97 и
N  72  от  09.06.98,  в  которых разработаны порядки предоставления
налоговых  льгот  по  пунктам  "п", "б", "в", "г" статьи 7, пунктам
"е", "к" статьи 2, пункту "г" статьи 3, пункту "а" статьи 5, статьи
6  за  1997  год и пунктам "а", "б", "в" статьи 7, пунктам "д", "ж"
статьи 2, пункту "в" статьи 3, статьи 4.


                      Проверкой установлено:

    П.  4  ст.18  Закона Тюменской области от 26.03.96 "О налоговой
системе  Тюменской  области" определено, что порядок предоставления
налоговых  льгот определяется Законом Тюменской области "О льготном
налогообложении в Тюменской области" от 26.03.96.
    Согласно  п.  1  ст.  6  вышеуказанного Закона каждая налоговая
льгота,    а   также   условия   их   предоставления   или   отмены
устанавливаются Тюменской областной Думой.
    Постановлениями  Губернатора Тюменской области от 20.10.97 N 98
в   1997   году  и  от  09.06.98  N  72  в  1998  году  установлены
дополнительные условия предоставления налоговых льгот по платежам в
областной бюджет:
    1.  Специальный  счет  комитета по физической культуре и спорту
администрации  области,  на  который  должны  направляться средства
предприятий,  заменен  на  счет  "Суммы  по поручениям" комитета по
физической  культуре  и  спорту  администрации области, специальный
счет Тюменского музея изобразительных искусств - на расчетный счет.
    2. Установлены предельные суммы, на которые отраслевые комитеты
могут  выдавать  заключения  на получение налоговых льгот. Введение
дополнительных  условий  учитывало потребности областного бюджета в
денежных  поступлениях  от  налогоплательщиков  и  его  возможности
финансировать особо значимые для области объекты.
    3.  Оказание  финансовой  помощи учебным заведениям - только на
развитие   и  реконструкцию  материально-технической  базы  учебных
заведений.
    4.  Освобождение  от  уплаты  сбора  на  нужды  образовательных
учреждений    предприятий,    имеющих    своих   представителей   в
попечительских советах и общественных фондах вузов и оказывающих им
материальную поддержку.

    Обоснованность  предоставления  налоговых  льгот контролируется
налоговой инспекцией по месту нахождения плательщика.
    В  ходе  проверок обоснованности предоставления налоговых льгот
по  платежам в областной бюджет в налоговых инспекциях по г. Тюмени
установлено следующее:
    I. Не соблюдаются условия предоставления налоговых льгот, уста-
новленные  постановлениями  Губернатора  Тюменской  области N 98 от
20.10.97, N 72 от 09.06.98.
    1.  На  момент  проверки  отсутствовали  заключения  отраслевых
комитетов  и  департаментов в составе администрации области за 1997
год по 12 предприятиям на сумму 2081,6 тыс. руб., за 9 месяцев 1998
года по 7 предприятиям - 255,1 тыс. руб.
    2.   Предоставлены   льготы   при   отсутствии   подтверждающих
документов  об  оказании  финансовой  и  материальной  помощи по 14
предприятиям   на  сумму  4754,6  тыс.  руб.  за  1997  год,  по  1
предприятию  на  сумму  117,5  тыс.  руб. - за 9 месяцев 1998 года.
    3. Предоставление льготы на сумму, превышающую фактически пере-
численные  средства  (одно  предприятие  на  сумму  0,3 тыс. руб.).
    4.  В  нарушение  п.2 ст.6 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области"  от  26.03.96 предоставлена
льгота  ОАО "Тюменские моторостроители" на сумму 16,7 тыс. руб. при
отсутствии представления комитета финансов администрации области на
пролонгацию льготы на следующий финансовый год.
    5.   Необоснованно   предоставлены  льготы  в  1997  году  двум
предприятиям,   которые  не  являются  общественными  организациями
Всероссийского   общества   инвалидов,   на  сумму  0,7  тыс.  руб.
    6.  Не  производятся  перерасчеты  льгот  по  налогам в связи с
уменьшением   налогооблагаемой   базы   нарастающим   итогом   (два
предприятия).
    7.  При  предоставлении  льгот  неправильно определяются статьи
законов  о  предоставлении  налоговых  льгот  отдельным  категориям
налогоплательщиков  в  1997-1998  годах,  что искажает информацию о
предоставленных суммах налогов в разрезе статей.
    8.  В  нарушение  постановлений  N  98  от  20.10.97  и N 72 от
09.06.98  допускалось  предоставление налоговых льгот предприятиям,
осуществляющим   перечисление   средств   не   на  расчетные  счета
комитетов,  а  на  расчетные  счета предприятий на сумму 337,6 тыс.
руб. - за 1997 год (10 предприятий), на сумму 571,7 тыс. руб. -за 9
месяцев 1998 года (7 предприятий).
    9.  Имеются  расхождения  по суммам налоговых льгот, полученных
предприятиями,   данных  налоговых  инспекций  с  данными  проверки
Счетной  палаты.  Это  привело  к  искажению  информации  по суммам
выпадающих налогов из областного бюджета за 1997 год на 2659,8 тыс.
руб., за 9 месяцев 1998 года - 104,3 тыс. руб.
    10.  В  нарушение  постановлений  N  98  от  20.10.97 и N 72 от
09.06.98 при предоставлении льгот по уплате налога на пользователей
автомобильных  дорог  в части платежей, зачисляемых в дорожный фонд
Тюменской  области,  автотранспортным  предприятиям,  содержащим  в
своем составе авто- колонны войскового типа, налоговые инспекции не
требовали   от   предприятий   справки   райвоенкомата   о  наличии
автоколонны  войскового  типа за 1997 год на сумму 1055,8 тыс. руб.
(4 предприятия), за 9 месяцев 1998 года на сумму 583,2 тыс. руб. (4
предприятия).    Справки    предоставлены    в    ходе    проверок.
    II.  В нарушение п.2 ст.10 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области" от 26.03.96 с изменениями и
дополнениями  от  08.06.98  государственные  налоговые инспекции не
осуществляют контроль за целевым направлением средств, полученных в
результате  предоставления  налоговых льгот по платежам в областной
бюджет.  В  перечень вопросов по проверке предприятий и организаций
данный вопрос не включен.
    Таким  образом,  в  результате нарушений порядка предоставления
налоговых  льгот  предприятиям  и организациям со стороны налоговых
инспекций недопоступило в бюджет 3410,1 тыс. руб.
    Кроме   того,  в  связи  с  недостоверностью  информации  суммы
выпадающих  налогов  в  областной  бюджет  занижены  за 1997 год на
2659,8  тыс.  руб.,  за  9  месяцев  1998 года - на 104,3 тыс. руб.
    В  соответствии с постановлениями Губернатора Тюменской области
N98  от  20.10.97, N 72 от 09.06.98 контроль за исполнением порядка
предоставления  налоговых  льгот  по  платежам  в  областной бюджет
возложен   на   отраслевые   комитеты   и  департаменты  в  составе
администрации Тюменской области.
    При  проверке  комитета по физкультуре и спорту департамента по
делам  культуры,  молодежи и спорта администрации Тюменской области
установлено:

                            В 1997 году

    В  нарушение  постановления  Губернатора  Тюменской  области "О
поряд-  ке  предоставления  налоговых  льгот в областной бюджет" от
20.10.97 и учета поступающих от предприятий средств:
    1. В заключениях не указывался размер финансовой и материальной
помощи,    предоставленной    предприятиями-спонсорами   спортивным
организациям в счет налоговых льгот.
    2.  Денежные  средства  перечислялись  не  на счета комитета, а
напрямую  спортивным  организациям  на  сумму  363,0  тыс.  руб. (6
предприятий).
    3.   Имелись  случаи  выдачи  заключений  без  соответствующего
договора  между спортивной организацией и спонсором (4 предприятия)
на сумму 400,0 тыс. руб.
    4.  Отсутствует  информация о поступивших суммах на физкультур-
но-оздоровительную  и  спортивно-массовую  работу  среди  населения
области  в  1997  году,  необходимая  для осуществления контроля за
предельной  сум-  мой направления средств (согласно постановлению N
98  от  20.10.97 пре- дельная сумма за 1997 год не должна превышать
5000,0 тыс. руб.)
    5. Отсутствуют документы, подтверждающие осуществление контроля
со стороны комитета за целевым использованием средств.
    Кроме  того,  следует  отметить,  что заключения выдавались без
наличия  у предприятий, получающих налоговые льготы, подтверждающих
документов о фактически произведенных расходах.

                            В 1998 году

    1.  В  нарушение  п.1 ст.9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" от
21.11.96   отсутствовали  документы  на  сумму  3198,6  тыс.  руб.,
подтверж-   дающие  фактическое  получение  средств  департаментом,
отраженные  в бух- галтерском учете департамента по делам культуры,
молодежи  и спорта как средства, полученные в счет налоговых льгот.
    2.  В нарушение п. 2 ст. 8 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области" от 26.03.96 с изменениями и
до- полнениями от 08.06.98 раздельный учет по расходованию средств,
полу-  ченных  комитетом  в счет льготного налогообложения, в части
средств,  остающихся  в  распоряжении  комитета,  в департаменте не
ведется.
    3.  Средства, полученные комитетом в 1998 году от предприятий и
организаций  в  счет  налоговых  льгот  в  сумме 2000 тыс. руб., по
состоя-  нию  на  01.10.98  не были израсходованы на финансирование
спортивно-мас-  совой  работы  среди  населения области в 1998 году
(числятся на остатке учета векселей), что позволяет сделать вывод о
нецелесообразности  размеров выделенных средств и предоставления на
эту сумму налоговых льгот предприятиям и организациям.
    4.  В  1998 году недостаточно осуществлялся контроль за целевым
использованием  средств,  полученных  спортивными организациями.
    На   момент   проверки  представлены  отчеты  об  использовании
полученных  в  счет льготного налогообложения средств только шестью
организациями из 31 спортивной организации.
    5. Департамент в 1998 году представлял в комитет финансов адми-
нистрации  области  отчеты  по форме 2-3 "Движение средств по счету
"Сум- мы по поручениям", в которых отдельной строкой отражена сумма
средств,  полученных  в  счет  льготного  налогообложения, только в
денежной форме.
    Данная информация реально не отражает всей суммы средств, полу-
ченных комитетом в счет налоговых льгот в 1998 году.

    При  проверке  комитета  по  науке  и  образованию департамента
образо-  вания и науки администрации Тюменской области установлено:

                            В 1997 году

    В  нарушение  постановления  Губернатора  Тюменской  области "О
порядке предоставления налоговых льгот" от 20.10.97:
    1.   Реестр   предприятий  и  организаций  не  содержит  полной
информации о всех выданных комитетом заключениях.
    2. Выдача заключений предприятиям, не входящим в состав попечи-
тельских  советов  и  общественные фонды вузов, на сумму 224,6 тыс.
руб. (9 предприятий ).
    3.  Выдача  заключений  предприятиям,  осуществляющим  взносы в
попе-  чительские  советы и общественные фонды вузов, на сумму 12,8
тыс. руб. (2 предприятия).
    4.  Выдача заключений предприятиям на получение налоговых льгот
в   соответствии   с   договорами  о  подготовке  и  переподготовке
специалистов   на   сумму   48,8   тыс.   руб.   (5   предприятий).
    5.  Выдача заключений на сумму, превышающую фактические затраты
предприятия  в  счет  налоговых  льгот.  Выдано заключений на сумму
2321,9  тыс.  руб.,  подтверждающие документы представлены на сумму
842,0 тыс. руб.
    6.  В  комитете  отсутствует информация о сумме налоговых льгот
(сбор   на  нужды  образовательных  учреждений)  высшим  и  средним
профессиональным  учебным заведениям (п. "ж" ст. 2 Закона Тюменской
области  "О  предоставлении  налоговых  льгот на 1997 год отдельным
категориям  налогоплательщиков"  N 99 от 25.07.97), необходимая для
осуществления  контроля  за  предельной  суммой,  которая  согласно
Порядку   от   20.10.97  не  должна  превышать  12000,0  тыс.  руб.
    Кроме  того,  надо отметить, что в некоторых случаях заключения
вы- давались без подтверждающих документов на сумму 514,9 тыс. руб.

                            В 1998 году

    В  нарушение  постановления  Губернатора  Тюменской  области "О
порядке  предоставления  налоговых  льгот  в  областной  бюджет" от
09.06.98:
    1. Реестр заключений представлен не в полном объеме.
    2.  Выдача заключений предприятиям на получение налоговых льгот
в   соответствии   с   договорами  о  подготовке  и  переподготовке
специалистов на сумму 50,0 тыс. руб. (2 предприятия).
    3.  Выдача  заключений  предприятиям,  осуществляющим  взносы в
попечительские  советы  и  общественные фонды вузов, на сумму 173,9
тыс. руб. (2 предприятия).

    При проверке департамента образования и науки администрации
    Тюменской области установлено:

    В  нарушение  постановления  Губернатора  Тюменской  области "О
порядке  предоставления  налоговых  льгот  по  платежам в областной
бюджет" от 09.06.98 N 72 (приложения 3,5):
    1.  Не  ведется  учет полученных сумм в счет налоговых льгот по
назначению  целевых  средств  и в разрезе источников поступления, а
также  затрат,  произведенных за счет этих средств, необходимый для
осуществления  контроля за предельной суммой направления средств на
финансовую  и материальную помощь высшим и средним профессиональным
учебным  заведениям,  что свидетельствует об отсутствии контроля со
стороны департамента.
    2. Отчеты о поступлении и расходовании средств бухгалтерией де-
партамента  в  комитет  финансов  администрации  области  в составе
бухгалтерской отчетности за проверяемый период не представлялись.

    В  соответствии  с  Порядком  предоставления налоговых льгот по
платежам   в   областной   бюджет   предприятиям   и  организациям,
направляющим  средства  на  финансирование детских реабилитационных
центров (приложение 5 к постановлению Губернатора Тюменской области
от  09.06.98  N 72) на департамент возложен контроль за исполнением
данного порядка.
    В нарушение вышеуказанного Порядка:
    1. Не ведется реестр выданных заключений.
    2. Справки-подтверждения   представлялись      предприятиям   и
организациям     авансом     без     документов,     подтверждающих
непосредственное  выполнение  работ,  оказание услуг, поставку ТМЦ.
    3.  Предприятию  ООО  КСУ "Сибнефтепроводстрой" безосновательно
вы-  дано  заключение  N  1673  от 30.09.98, в то время как договор
между ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой" и ОДРЦ "Крепыш" заключен только
28.10.98, т. е. более поздним сроком.
    4. Отсутствует информация по общей сумме направления средств на
поддержку   детских   реабилитационных   центров,  необходимая  для
осуществления  контроля за предельной суммой направления средств на
финансирование детских реабилитационных центров.
    5.  Департамент  не  ведет  раздельный  учет полученных сумм по
назначению  целевых  средств  и в разрезе источников поступления, а
также затрат, произведенных за счет этих средств.
    6.  В  комитет  финансов  администрации области отчеты по форме
3-дс "Отчет по содержанию детского дошкольного учреждения по строке
"прочие   поступления"   за   9  месяцев  1998  года  департаментом
представлялись  без  расшифровки  сумм, полученных в счет налоговых
льгот.


    В комитете по культуре департамента по делам культуры, молодежи
и спорта установлено:

    В  нарушение  законов  о порядке предоставления налоговых льгот
отдельным  категориям  налогоплательщиков  на 1997 год и 1998 год и
постановлений    Губернатора    Тюменской    области    о   порядке
предоставления  налоговых  льгот  по платежам в областной бюджет на
1997-1998 годы:
    1.  Денежные  средства на реставрацию музейных объектов области
поступали  не  на специальный счет комитета, а напрямую учреждениям
культуры, подведомственным комитету.
    2.  В  нарушение п.7 р. II Закона РФ "О бухгалтерском учете" от
21.11.96  N 129-ФЗ отсутствовали документы на сумму 33,5 тыс. руб.,
подтверждающие  фактическое  получение  денежных средств комитетом,
отраженные  в бухгалтерском учете комитета как средства, полученные
в счет налоговых льгот.
    3.  Справки, подтверждающие фактическое поступление средств для
поддержки      музейных      объектов      области,      выдавались
предприятиям-налогоплательщикам  в  счет будущих услуг, выполненных
работ,  ожидаемого  получения  ТМЦ.  Это приводит к необоснованному
возникновению   дебиторской  задолженности  предприятий-получателей
льгот   и   отвлечению   средств   из   бюджета.  Так,  дебиторская
задолженность по состоянию на 01.01.98 составила 29644,1 тыс. руб.,
на   01.01.99   -   23619,1   тыс.   руб.   В  большинстве  случаев
подтверждающие  документы  (акты  передачи  ТМЦ)  носят  формальный
характер  и  не  отражают фактическое получение ТМЦ. Так, например,
справки  выданы  14 предприятиям на сумму 850,9 тыс. руб. в декабре
1997  года, фактически ТМЦ получены за период с апреля по июль 1998
года.  Таким  образом,  от  двух  до  восьми  месяцев средства были
отвлечены из бюджета.
    4.  В бухгалтерском учете средства, полученные в счет налоговых
льгот,  согласно  справкам-подтверждениям проводятся с отставанием.
Так,  за  1997  год  выдано справок на получение налоговых льгот на
сумму  11978,1 тыс. руб., проведено по бухгалтерскому учету за 1997
год только на сумму 6492,6 тыс. руб.
    5.   Проверка   целевого   использования   средств,  полученных
комитетом  в  счет  налоговых  льгот,  установила факты направления
финансовой  и  материальной  помощи  не  на  цели,  предусмотренные
законами  о  предоставлении  налоговых  льгот  отдельным категориям
налогоплательщиков  за  1997  год,  1998  год, на сумму 7462,1 тыс.
руб., в том числе:
    -  100,0  тыс.  руб.  -  закрытие задолженности и предоплата по
услугам   связи  ОАО  "Тюменьтелеком"  на  основании  соглашения  о
проведении  зачета  взаимной  задолженности  б/н  от  15.12.97  (на
01.01.98  задолженность  по услугам связи составила 7,7 тыс. руб.);
    -  23,0  тыс. руб. - компьютерная техника, полученная от ИЧП ВФ
"АСУ-Сервис"  и  ЗАО  "АСУНГ"  (накл.  09/164 от 03.04.98, 09/29 от
05.04.98);
    -  19,1  тыс.  руб.  -  мебель  от  ОАО  "Тюменьоблснабсбыт" по
счет-фактуре от 10.06.98;
    -  7320,0  тыс.  руб.  ¾  средства,  переданные  предприятиям и
организациям,  которые  не являются музейными объектами области. 
    6. Средства, полученные от предприятий в счет налоговых льгот в
1997-1998  годах на строительство музейного комплекса в г.Тюмени, в
сводном балансе комитета не отражены.


    Наибольшая  сумма  выпадающих  из  областного  бюджета  доходов
61223,8  тыс.  руб. - в 1997 году (62,8%); 22530,9 тыс. руб. - за 9
месяцев 1998 года (53,0%) составила по статье 1 пункт "б", статье 2
пункт  "д",  статье  3  пункт "б" в 1997 году и статье 1 пункт "б",
статье 2 пункт "д", статье 3 пункт "в" - в 1998 году "Освобождаются
от  уплаты  фактических  сумм  налога  на  прибыль,  сбора на нужды
образовательных учреждений, налога на имущество предприятий в части
платежей, поступающих в областной бюджет, предприятия и организации
всех  форм  собственности  при  условии  направления высвобожденных
средств  на  специальный  счет  областного комитета по культуре для
реставрации    музейных    объектов   области,   специальный   счет
строительства  музейного  комплекса  в  г. Тюмени, специальный счет
Тобольского         государственного        историко-архитектурного
музея-заповедника,     специальный     счет     Тюменского    музея
изобразительных  искусств, специальный счет комитета по культуре г.
Ялуторовска  и  счет  Тюменской  областной  библиотеки для слепых".
    Проведена проверка по целевому использованию поступающих в счет
льготного    налогообложения    средств   в   Тюменском   областном
краеведческом музее.

    При  проверке Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ)
установлено:

    Государственное  учреждение  ТОКМ  создано на основании приказа
главного  управления  культуры  Тюменского  облисполкома  N  108 от
29.11.90  и  включает в себя 12 структурных единиц - музеи-филиалы.

                            В 1997 году

    В  соответствии с распоряжением администрации Тюменской области
N  484-р  от  22.07.93  "О  строительстве  музейного комплекса в г.
Тюмени" и постановлением от N 98 20.10.97 ТОКМ определен заказчиком
по  строительству  музейного  комплекса  с организацией дирекции по
строительству.
    Приказ  N  37-п  о  создании  дирекции  по  строительству издан
директором  ТОКМ только 01.04.98. Положение по дирекции на проверку
не представлено.
    В  нарушение порядка предоставления налоговых льгот от 20.10.97
N  98  ТОКМ  необоснованно осуществлял выдачу справок-подтверждений
предп-  риятиям  и  организациям  на получение льгот без наличия на
момент  выдачи  справок  кредиторской  задолженности и фактического
получения средств (оказания услуг).
    За  1997  год  оформлено  справок-подтверждений на сумму 5476,0
тыс.  руб.,  фактически  получено средств в счет налоговых льгот на
сумму  3887,4  тыс.  руб.,  что привело к возникновению дебиторской
задолженности   на   01.01.98   на   сумму  1588,6  тыс.  руб.  Это
свидетельствует  о  недопоступлении  налогов  в бюджет в 1997 году.
    В  нарушение п.5. ст.8, п.1 ст.9, п.4 ст.13 гл. II Федерального
закона  "О  бухгалтерском  учете"  N  129-Ф3  от  21.11.96 движение
средств  по  расчетному  счету,  открытому  в  ТОКМ,  на  который в
соответствии   с  Порядком  от  20.10.97  зачислялись  средства  на
строительство  музейного  комплекса  в  г.  Тюмени, в бухгалтерском
учете ТОКМ не отражалось.
    В  бухгалтерском  учете  ТОКМ  отражено  поступление средств от
предприятий  в  счет  льготного  налогообложения, использованных им
только  на  нужды музея в 1997 году в сумме 1259,1 тыс. руб. (отчет
по  форме  2-1),  фактически  за 1997 год получено средств на сумму
815,5 тыс. руб.
    В нарушение п.3 ст.1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ
от  21.11.96  и  п.2  ст.  8  Закона  Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской области" в ТОКМ не ведется раздельный
учет  расходования средств, поступивших в счет налоговых льгот. Все
средства   направлены   на  нужды  музея,  что  является  нецелевым
использованием бюджетных средств.
    Все хозяйственные операции по строительству музейного комплекса
в   г.   Тюмени  учитывались  в  бухгалтерском  учете  дирекции  по
строительству.
    В нарушение п.3 ст.1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ
от  21.11.96  и  п.2  ст.  8  Закона  Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области" в дирекции также не ведется
раздельный  учет  в  разрезе  источников поступления и расходования
средств, поступивших в счет налоговых льгот.
    Проверкой  установлено,  что на строительство объекта "Музейный
комплекс в г. Тюмени" получено средств в сумме 10151.9 тыс. руб., в
том числе в счет налоговых льгот - 3071,9 тыс. руб.
    Средства  в  сумме  2706,9 тыс. руб. в соответствии с письмом N
202 от 28.07.97 фирмы "Даньян-СПБ" (г. Санкт-Петербург), являющейся
генеральным  подрядчиком  согласно  контракту  N  К/1-01/СПб/96  от
26.01.96,    направлены    Тюменским   субподрядным   организациям,
осуществляющим строительство музейного комплекса.
    Вексель на сумму 15,0 тыс. руб. передан на погашение в департа-
мент  инвестиций,  ценных бумаг и денежного обращения администрации
области.  На  момент  проверки  средства  от  погашения  векселя на
расчетный счет ТОКМ не поступили.
    Векселя  на сумму 350,0 тыс. руб. направлены на взаиморасчеты с
кооперативом "Каркас" как субподрядной организацией только в январе
1998 года.
    Бухгалтерская  отчетность дирекции в ТОКМ не представлялась и в
сводный   баланс   ТОКМ   не  включалась.  В  комитет  по  культуре
администрации  области  и  в комитет финансов администрации области
данная отчетность также не представлялась.
    Сведения   о  движении  средств,  полученных  на  строительство
музейного  комплекса  в  г.  Тюмени,  представлялись  в  комитет по
культуре  администрации  области  только  в  виде  сводной итоговой
таблицы   движения  финансовых  средств  по  строительству  объекта
"Музейный комплекс в г.Тюмени".

                            В 1998 году

    В  нарушение порядка предоставления налоговых льгот от 09.06.98
N  72  ТОКМ  необоснованно осуществлял выдачу справок-подтверждений
предприятиям  и  организациям  на  получение  льгот  без наличия на
момент  выдачи  справок  кредиторской  задолженности и фактического
получения средств (оказания услуг).
    За 9 месяцев 1998 года оформлено справок-подтверждений на сумму
1449,9  тыс.  руб.,  фактически  получено  средств в счет налоговых
льгот  на  сумму  1315,7  тыс.  руб.,  что  привело к возникновению
дебиторской  задолженности  по состоянию на 01.10.98 на сумму 134,2
тыс.   руб.   (дебиторская   задолженность   ИПП   "Тюмень").   Это
свидетельствует  о  недопоступлении  налогов  в бюджет в 1998 году.
    В нарушение п.3 ст.1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ
от  21.11.96  и  п.2  ст.  8  Закона  Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области"  не ведется раздельный учет
расходования   средств,   поступивших   в   счет  налоговых  льгот.
    Установлено нецелевое использование средств на сумму 403,7 тыс.
руб., в том числе:
    - 264,2 тыс. руб. зачтены в счет кредиторской задолженности ТОО
"Промстрой" за выполненные работы в декабре 1997 года по договору N
6  от  18.09.97  по  строительству  ограждения из ж/бетонных плит в
Археологическом    музее-заповеднике    на    оз.Андреевском;
    -  139,5  тыс.  руб. - оказаны услуги ИПП "Тюмень" по печатанию
продукции.
    Векселя  на сумму 285,0 тыс. руб. за 9 месяцев 1998 года не ис-
пользованы (числятся на счете "Финансовые вложения").
    По сводной таблице, представленной дирекцией по строительству в
комитет  по  культуре администрации области, за 9 месяцев 1998 года
отражено  поступление средств на строительство музейного комплекса:
всего  -12138,2 тыс. руб., в том числе средств, привлеченных в счет
налоговых льгот,- 550,0 тыс. руб.
    Данные  средства  переданы  по  акту  N  49/98  от  10.09.98  в
кооператив  "Каркас",  который  в  соответствии  с  письмами  фирмы
"Даньян-СПБ"  выполняет  СМР  по строительству музея по контракту N
К/1-01/СПб/96    от    26.10.96   как   субподрядная   организация.
    Комиссией      во      главе     с     главным     специалистом
производственно-распорядительного  управления  главного  управления
строительства администрации Тюменской области был проведен осмотр и
контрольный  обмер  выполненных  работ  по  строительству музейного
комплекса   в   г.  Тюмени.  Завышения  объемов  выполненных  работ
комиссией не установлено.
    Таким образом, при проверке ТОКМ установлено:
    -  нецелевое  использование в 1997 году - 815,5 тыс. руб., за 9
месяцев 1998 года - 403,7 тыс. руб.;
    -не  поступило  средств  (не  получено  бюджетом) за 1997 год -
1588,8 тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года - 134,2 тыс. руб.;
    -  не  использовано средств в 1997 году - 350,0 тыс. руб., за 9
месяцев 1998 года - 285,0 тыс. руб.

    При проверке музея истории, науки и техники Зауралья Тюменского
ГНГУ установлено:

    1.   Нецелевое   использование  на  сумму  261,5  тыс.  руб.  -
приобретение  экспонатов  и  оборудования  для музея (64 % от суммы
использованных средств).
    Не использовано средств на 01.10.98 на сумму 343,8 тыс. руб.
    2.  В  результате  предоставления  льгот по ст. 1 п. "а" в 1997
году и по ст. 1 п. "а" и ст. 3 п. "г" в 1998 году "Освобождаются от
уплаты  фактических  сумм налога на прибыль и налога на имущество в
части  платежей,  поступающих  в  областной  бюджет,  предприятия и
организации  всех  форм  собственности  при условии направления ими
средств на финансирование спортивно-массовой работы среди населения
и  на  финансовую  поддержку  хоккейных  клубов области, играющих в
чемпионате  Российской  хоккейной  лиги"  выпадающая  сумма налогов
составила  за  1997  год  15491,8  тыс. руб., 9 месяцев 1998 года -
7708,2 тыс. руб.
    По   использованию   средств,   поступивших  на  финансирование
спортивно-массовой работы, проведены следующие проверки:
   - СК "Эдельвейс";
   - Высшая школа спортивного мастерства (ВШСМ);
   - Тюменский авиационно-спортивный клуб "РОСТО";
   - Тюменский ГНГУ.

    При проверке СК "Эдельвейс" установлено:

    СК    "Эдельвейс"    является    добровольным   самоуправляемым
некоммерческим формированием.
    Цель  клуба  -  содействие  действующим спортсменам, молодежи и
коллективам   физкультуры   в  развитии  спорта  и  оздоровительной
физической культуры.
    СК  "Эдельвейс"  получил  финансовой  помощи  в  счет льготного
налогообложения за 1997 год на сумму 1418,0 тыс. руб., за 9 месяцев
1998 года - 139,0 тыс. руб.
    В  нарушение  п.3  ст.1  Закона  РФ  "О бухгалтерском учете" от
21.11.96   и   п.2   ст.8  Закона  Тюменской  области  "О  льготном
налогообложении  в  Тюменской области" не ведется раздельный учет в
разрезе  источников  поступления  и  расходования  средств  в  счет
налоговых льгот.
    Из полученных средств использовано:
    - не по целевому назначению - 35,6 тыс. руб., в том числе: 34,6
тыс.  руб.  -  выплачена зарплата сотрудникам, уплачены налоги; 1,0
тыс.     руб.     -     затраты     по     созданию    предприятия;
    -  неэффективное  использование - 973,0 тыс. руб., в том числе:
приобретены  тренажеры  по  договору  N  30-10  от  30.10.97  с ООО
"Планета  Фиткас"  на  сумму 373,0 тыс. руб., которые фактически не
используются  (хранятся на складе в связи с отсутствием помещения);
не  поставлен  спортинвентарь  по договору с ООО "Технология-97" на
сумму  600,0  тыс. руб. (СК "Эдельвейс" предъявил иск в арбитражный
суд на возврат средств);
    -  денежные  средства  в  сумме  74,0  тыс.  руб.  числятся  на
расчетном  счете и не направлены на спортивно-массовые мероприятия.

    При  проверке  Тюменского  авиационно-спортивного клуба "РОСТО"
установлено:

    Тюменский авиационно-спортивный клуб "РОСТО" является образова-
тельным   учреждением   начального  профессионального  образования.
    Основная  цель  -  проведение  первоначальной летной подготовки
юношей общеобразовательных школ, подготовка спортсменов-летчиков.
    В  нарушение п.1 ст.9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N129-ФЗ
от  21.11.96  за  1997  год  по  бухгалтерскому  учету  АСК "РОСТО"
отражено  поступление  средств  в счет налоговых льгот на основании
договоров,   справок  комитета  по  физической  культуре  и  спорту
администрации области на сумму 412,0 тыс. руб.
    В   результате  оформления  в  бухгалтерском  учете  финансовых
операций  без  подтверждающих  документов,  отражающих  фактическую
поставку  ТМЦ  (акты передачи ТМЦ, накладные), возникла дебиторская
задолженность в счет налоговых льгот на 01.01.98 в сумме 150,0 тыс.
руб.  Не  поставлен  бензин  от ЗАО "Алькор", получившего льготу по
налогу  на  прибыль  за 1997 год на основании заключения, выданного
комитетом  по  физической культуре и спорту администрации области N
224 на сумму 400,0 тыс. руб.
    Таким  образом,  нарушен порядок выдачи заключений комитетом по
физической  культуре и спорту. Это привело к тому, что ЗАО "Алькор"
незаконно  использовало  налоговую льготу в 1997 году в сумме 150,0
тыс.  руб.  Задолженность ЗАО "Алькор" в сумме 150,0 тыс. руб. была
перенесена  на  ООО  "Техносервис"  на  основании  договора  N 3 от
30.11.97  (о поставке бензина ООО "Технобытсервис" клубу "РОСТО") и
акта  сверки от 30.11.97 и ликвидирована только в августе 1998 года
(счет-фактура »204/1 от 05.08.98).
    Таким  образом, восемь месяцев средства в сумме 150,0 тыс. руб.
были отвлечены из бюджета и находились в распоряжении ЗАО "Алькор".
    В  нарушение  п.  3 ст.1 Закона РФ от 21.11.96 "О бухгалтерском
учете"   и   п.2   ст.8   Закона   Тюменской  области  "О  льготном
налогообложении  в  Тюменской области" не ведется раздельный учет в
разрезе  источников  поступления  и  расходования  средств  в  счет
налоговых льгот.
    Анализ использования ГСМ за 1997 год показал, что из 249,9 тыс.
руб.   израсходовано  на  проведение  учебно-тренировочных  полетов
только  на  сумму  105,1  тыс.  руб., что позволяет сделать вывод о
нецелесообразности  размеров выделенных средств и предоставления на
эту сумму налоговых льгот ЗАО "Алькор".
    От ЗАО "Мальвинка" в 1997 году поступили в счет налоговых льгот
продукты  питания  на сумму 12,0 тыс. руб., которые распределены по
ведомостям  работникам  клуба  без отражения по счетам реализации и
расчетов  по  заработной  плате,  что  свидетельствует  о нецелевом
использовании вышеуказанных средств.
    Таким  образом,  Тюменский  авиационно-спортивный  клуб "РОСТО"
неэффективно    использовал    полученную    в    счет    льготного
налогообложения в 1997 году материальную помощь:
    -  отвлечено бюджетных средств за 8 месяцев на сумму 150,0 тыс.
руб.;
    -  не  использовано  средств - на сумму 144,8 тыс. руб.(249,9 -
105,1);
    - нецелевое использование - 12,0 тыс. руб.

    При  проверке  Высшей школы спортивного мастерства установлено:

    ВШСМ является государственным учебно-спортивным и организацион-
но-методическим  учреждением,  обеспечивающим подготовку сильнейших
спортсменов Тюменской области.

                            В 1997году

    В  нарушение  п.3  ст.  1  Закона  РФ "О бухгалтерском учете" N
129-ФЗ от 21.11.96 и п. 2 ст.8 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении  в Тюменской области" отсутствует раздельный учет в
разрезе  источников  поступления  и  расходования  средств  в  счет
налоговых льгот.
    Средства,  поступающие  от предприятий в счет предоставления им
налоговых льгот, учитываются в бухгалтерском учете как внебюджетные
вместе с прочими спонсорскими средствами.
    За  1997  год  на  внебюджетный счет ВШСМ поступило всего 336,8
тыс. руб.
    В   ВШСМ   по   данным  бухгалтерского  учета  невозможно  было
определить    сумму    средств,   полученных   в   счет   льготного
налогообложения, так как при проверке не представлены документы, на
основании  которых  были  получены  налоговые  льготы  (договоры  с
предприятиями-спонсорами,   заключения   комитета   по   физической
культуре и спорту администрации области).
    При   проверке   комитета   по  физической  культуре  и  спорту
администрации области (справка от 30.12.98) установлено, что в 1997
году  ВШСМ  получено  средств в счет налоговых льгот на сумму 120,0
тыс.    руб.   Данные   средства   направлены   на   финансирование
спортивно-массовой работы среди населения.

                            В 1998году

    В  нарушение  п.  3.  ст.1  Закона РФ "О бухгалтерском учете" N
129-ФЗ от 21.11.96 и п. 2 ст.8 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской области" также отсутствует раздельный
учет  в  разрезе  источников  поступления  и  расходования средств,
полученных в счет льготного налогообложения.
    Всего  получено средств за 11 месяцев 1998 года на сумму 2148,0
тыс.  руб.,  в  том числе в счет льготного налогообложения - 1324,0
тыс. руб.

    Проверкой установлены:
    - потери средств за счет дисконта - в сумме 200,0 тыс. руб. (по
договору  б/н  от  02.11.98  продан  вексель номинальной стоимостью
425,0   тыс.   руб.   ОАО   ИФК  "Априори"  за  225,0  тыс.  руб.);
    -  нецелевое  использование  -  в  сумме 215,5 тыс. руб., в том
числе:  1,2 тыс. руб. - оказана материальная помощь Ефимову в связи
с  рождением  ребенка;  214,3  тыс. руб. - израсходованы на участие
команды биатлонистов в соревнованиях в Австрии.

    При    проверке   Тюменского   государственного   нефтегазового
университета установлено:

    Получено финансовой помощи в счет налоговых льгот на проведение
спортивных  мероприятий  в  1997 году на сумму 1000,0 тыс. руб. (по
актам    приема-передач   векселей   б/н   от   15.09.97   от   ОАО
"Сибнефтепровод"),  в  1998  году - на сумму 330,0 тыс. руб. (п.п N
108  от  27.11.98  от  комитета  по  физической  культуре  и спорту
администрации области).
    Из  полученных  средств  281,9 тыс. руб. использованы на ремонт
спортзала  корпуса  N  2  (ф.  N  3  от 03.03.97 по договору N 7 от
04.10.96 с ОАО "Запсибстройсервис").
    Нецелесообразно   направлять   средства,   полученные   в  счет
налоговых  льгот, на ремонтные работы, так как вышеуказанный объект
находится  на  балансе ТюмГНГУ и ремонт его должен производиться за
счет собственных средств.

    В результате предоставления льгот по ст. 1 п. "а", ст. 2 п. "е"
в  1997 году и по ст. 2 п. "ж" в 1998 году "Освобождаются от уплаты
налога  на  прибыль  и  нужды  образовательных  учреждений  в части
платежей, поступающих в областной бюджет, предприятия и организации
независимо  от форм собственности, входящие в состав попечительских
советов  и  общественные  фонды вузов и оказывающие им материальную
поддержку"  выпадающая  сумма из доходов областного бюджета за 1997
год  -  7010,0  тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года - 828,8 тыс. руб.
    Обоснование   для  предоставления  налоговых  льгот  указано  в
заявлении комитета по науке и профобразованию администрации области
за  1997  год  - N 31-97 от 21.01.97, за 1998 год- N 9 от 02.02.98.
    Предприятия и организации, получившие налоговые льготы по ст. 1
п.  "в",  ст.  2  п. "е" в 1997 году и по ст. 2 п. "ж" в 1998 году,
оказывали  финансовую  и  материальную  помощь вузам области, в том
числе   ТГУ,   ТюмГНГУ,   где   проведены   проверки   по  целевому
использованию поступивших средств.

    При    проверке    Тюменского   государственного   университета
установлено:

    В  нарушение  п.  3.  ст.1  Закона РФ "О бухгалтерском учете" N
129-ФЗ от 21.11.96, п. 2. ст 8 Закона Тюменской области "О льготном
налогооб-  ложении в Тюменской области" от 26.03.96 в бухгалтерском
учете  ТГУ в 1997-1998 годах не ведется раздельный учет поступления
и  расходования  средств,  полученных  в счет налоговых льгот. Учет
данных  средств  ведется  на  одном счете "Фонд производственного и
социального  развития", где также учитываются средства, поступающие
в  счет  взносов  в  попечительский  совет,  за обучение, взносы по
долевому  строительству  жилых  домов, доходы от аренды и по другим
источникам.
    По  данным  аналитического  учета,  в 1997 году в ТГУ поступило
средств  от  предприятий  в счет льготного налогообложения на сумму
4124,6  тыс.  руб.,  за  9  месяцев  1998  года  - 2544,0 тыс. руб.
    В  реестр предприятий, оказавших материальную помощь ТГУ в счет
льготного   налогообложения  в  1997  году,  включены  предприятия,
которые:
    -  не  являются  участниками  попечительского  совета ТГУ - два
предприятия на сумму 33,4 тыс. руб.;
    -  перечислили  средства  в  счет  договоров  на  подготовку  и
перепод- готовку специалистов - пять предприятий на сумму 79,4 тыс.
руб.
    Средства   фонда   производственного   и  социального  развития
использовались   на  строительство,  реконструкцию  и  приобретение
оборудования.  В  1997  году  сумма  затрат на капитальные вложения
составила  23264,0 тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года ¾ 13688,7 тыс.
руб.
    Таким  образом,  в  ТГУ  установлены предприятия, необоснованно
получившие льготы по налогам в областной бюджет на сумму 112,8 тыс.
руб.

    Общественный  фонд  Тюменского  государственного  нефтегазового
университета

    В  нарушение  ст.  6  Закона РФ "Об общественных объединениях",
согласно   которой  учредителями  общественного  фонда  могут  быть
физические,    юридические   лица   -   общественные   объединения,
управлением   юстиции   администрации  Тюменской  области  05.06.96
зарегистрирован  устав общественного фонда ТюмГНГУ (свидетельство о
регистрации  N 283), в соответствии со ст.3.1 которого учредителями
являются  физические,  юридические (в любой организационно-правовой
форме) лица, общественные организации.
    Решение  о приеме в состав фонда принимается президентом фонда,
а утверждается на общем собрании участников фонда (ст. 3.4 устава).
В  соответствии  с  п.  5  протокола  общего  собрания  от 20.03.97
утверждены размеры взносов:
    -  долевые  взносы  в  размере  налога на нужды образовательных
учреждений;
    -  долевые  взносы  в  виде фиксированных сумм в зависимости от
мощности предприятия.
    Долевые  взносы  поступают  от участников фонда как в Тюменский
ГНГУ, так и в общественный фонд.
    В  нарушение  п. 3 ст 1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N 129
от  21.11.96  и  п.  2  ст.8  Закона  Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области" от 26.03.96 в бухгалтерском
учете  общественного  фонда  средства,  получаемые от предприятий в
счет  льготного налогообложения, не выделены на отдельном субсчете,
а  учитываются  как  поступившие  в счет долевых взносов участников
фонда.
    В   аналитическом   учете  в  реестр  предприятий,  оказывающих
финансовую  и  материальную помощь Тюменскому ГНГУ в счет налоговых
льгот,  включены  предприятия, долевые взносы которым установлены в
размере  налога на нужды образовательных учреждений. Таким образом,
не   установлено   различие   между   средствами,  поступающими  от
предприятий  в  счет  налоговых льгот, и средствами, поступающими в
счет ежегодных долевых взносов.
    В   соответствии   с   аналитическим   учетом   сумма  средств,
поступивших  в  общественный фонд в счет налоговых льгот, составила
за  1997  год 1038,1 тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года - 505,9 тыс.
руб.
    По  данным  проверки  комитета  по  науке  и  профессиональному
образованию  установлено,  что  в  реестр  предприятий,  входящих в
общественный  фонд  Тюменского  ГНГУ  и  числившихся как получившие
льготы по налогам в областной бюджет, включены предприятия, которым
комитет   по  науке  и  профессиональному  образованию  не  выдавал
заключения:
    - в 1997 году - девять предприятий на сумму 83,3 тыс. руб.;
    - в 1998 году - семь предприятий на сумму 126,4 тыс. руб.;
    Таким образом, информация о поступивших суммах в счет льготного
налогообложения,   по  данным  аналитического  учета  общественного
фонда, является недостоверной.
    В  нарушение  п. 3 ст.1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N 129
от  21.11.96  и  п.  2  ст.8  Закона  Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области" в бухгалтерском учете также
отсутствует   раздельный  учет  (отдельный  субсчет)  использования
полученных  средств  в  счет  налоговых  льгот.  В  связи с этим не
представлялось возможным проверить использование денежных средств в
сумме  966,4  тыс. руб. По использованию средств, полученных в виде
векселей и ТМЦ, нарушений не установлено.

    При проверке Тюменского нефтегазового университета установлено:

    В  нарушение  п.  3  ст.1  Закона  РФ "О бухгалтерском учете" N
129-ФЗ от 21.11.96 и п. 2 ст.8 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении   в   Тюменской   области"  от  25.03.96  средства,
поступившие  от  предприятий  в  ТюмГНГУ  в  счет  налоговых льгот,
отражаются в бухгалтерском учете по счету "Фонд производственного и
социального  развития"  вместе  со  средствами, поступающими в счет
долевых  взносов в общественный фонд Тюменского ГНГУ, без выделения
на отдельном субсчете.
    По  данным  аналитического  учета сумма средств, поступивших от
участников  фонда  в  счет  налоговых  льгот, в 1997 году составила
350,7 тыс. руб.
    От общественного фонда Тюменского ГНГУ поступило средств в счет
налоговых льгот на сумму 351,5 тыс. руб.
    За  9  месяцев  1998  года согласно данным аналитического учета
поступило средств в сумме 441,2 тыс. руб.
    В   бухгалтерском   учете   ТюмГНГУ   поступления  строительных
материалов  на сумму 249,3 тыс. руб. от АО "Запсибгазпром" отражены
как  средства,  поступившие в счет налоговых льгот. В аналитическом
учете общественного фонда данные средства учтены как долевые взносы
в  общественный  фонд.  Этот  факт  свидетельствует  о  том, что не
производится   сверка  сумм  в  счет  налоговых  льгот,  переданных
общественным фондом Тюменскому ГНГУ.
    Средства   фонда   производственного   и  социального  развития
расходуются  в  соответствии  с  приоритетными программами развития
Тюменского  ГНГУ,  которые ежегодно утверждаются на общих собраниях
участников общественного фонда согласно п.6.6 Устава.
    В  нарушение  п. 3 ст.1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N 129
от  21.11.96  и  п.  2  ст.8  Закона  Тюменской области "О льготном
налогообложении  в Тюменской области" от 26.03.96 также отсутствует
раздельный  учет использования средств, полученных в Тюменском ГНГУ
в счет налоговых льгот.
    В   связи   с  этим  не  представилась  возможность  установить
направление и эффективность использования данных средств.
    В   результате   предоставления   льгот   по   ст.   1  п.  "в"
"Освобождаются  в  1998  году  от уплаты фактических сумм налога на
прибыль   в   части   платежей,  поступающих  в  областной  бюджет,
предприятия  и  организации  всех  форм  собственности  при условии
направления  ими средств на финансирование детских реабилитационных
центров,   находящихся   в   областной  собственности,  в  пределах
фактически  перечисленных  средств" выпадающая сумма составила за 9
месяцев 1998 года 26,1 тыс. руб.
    При проверке областного детского реабилитационного центра "Кре-
пыш" установлено:

    К  детским реабилитационным центрам, получившим средства в счет
налоговых  льгот, согласно ст. 1 п. "в" относится областной детский
реабилитационный  центр  "Крепыш"  (далее  -  ОДРЦ  "Крепыш"),  где
проведена  проверка использования финансовой и материальной помощи,
полученной от предприятий за 9 месяцев 1998 года.
    ОДРЦ    "Крепыш"   является   государственным   образовательным
учреждением,   единственным   в   Тюменской   области,  реализующим
образовательные  и  лечебно-оздоровительные программы дошкольного и
среднего  образования для детей с проблемами в здоровье, страдающих
аллергическими заболеваниями органов дыхания и кожи.
    Для   проверки   представлены  справки-подтверждения,  выданные
департаментом  образования  и  науки  администрации  области  за  9
месяцев 1998 года на сумму 1806,1 тыс. руб.
    В  нарушение порядка предоставления налоговых льгот от 09.06.98
N  72  департамент  образования  и  науки необоснованно осуществлял
выдачу   справок-подтверждений   предприятиям   и  организациям  на
получение  льгот  без наличия на момент выдачи справок кредиторской
задолженности и фактического получения средств (оказания услуг). Из
всех   предприятий  на  момент  выдачи  заключений  только  по  ИЧП
"Русич-Универсал"  имелась  кредиторская задолженность в сумме 11,6
тыс.  руб.  По  Центру ГРЭС числилась дебиторская задолженность, по
другим   предприятиям  взаиморасчеты  отсутствовали.  В  результате
вышеуказанного   нарушения   по   состоянию  на  01.10.98  возникла
дебиторская   задолженность   на   сумму   48,2   тыс.   руб.,  что
свидетельствует  о  недопоступлении  налогов  в бюджет за 9 месяцев
1998 года.
    В  бухгалтерском  учете  ОДРЦ  "Крепыш"  за 9 месяцев 1998 года
отражена  сумма  306,1  тыс. руб. как поступившее финансирование за
счет "прочих источников".
    Разница  в  сумме  1500,0 тыс. руб. не отражена в бухгалтерском
учете  в  сентябре, так как договор с ООО КСУ "Сибнефтепроводстрой"
заключен  только 28.10.98. Таким образом, департаментом образования
и    науки    безосновательно    выдано    заключение    ООО    КСУ
"Сибнефтепроводстрой"  на  получение  налоговой льготы за 9 месяцев
1998  года,  так как договор с ОДРЦ "Крепыш" заключен более поздним
сроком.
    ТМЦ    в   сумме   229,9   тыс.   руб.,   полученные   от   ОАО
"Сибнефтепровод", не использованы в хозяйственной деятельности, что
свидетельствует   о   нецелесообразности  предоставления  налоговой
льготы  в  виде  ТМЦ, которые не могут быть использованы в уставной
деятельности.
    Таким образом, за 9 месяцев 1998 года в ОДРЦ "Крепыш":
    - не поступило средств на сумму 48,2 тыс. руб.;
    - не использовано средств на сумму 229,9 тыс. руб.

    В  результате  предоставления  льгот  по ст. 2 "г" и 4 п. "а" в
1997 году и ст. 2 п. "г" в 1998 году "Освобождаются от уплаты сбора
на нужды образовательных учреждений в части платежей, поступающих в
областной   бюджет  в  1997-1998  годах,  налогов  на  приобретение
автотранспортных  средств  и  с  владельцев  транспортных  средств,
зачисляемых  в  дорожный  фонд  области  в  1997 году, предприятия,
учреждения  и организации, находящиеся на бюджетном финансировании"
выпадающая сумма (оставшаяся в распоряжении предприятий) составила:
в  1997  году  -  2372,8 тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года - 1371,1
тыс. руб.
    Средства,  оставшиеся  в  распоряжении предприятий, учреждений,
ор-   ганизаций,   находящихся   на   бюджетном  финансировании,  в
результате  предоставления  им  льгот,  в  связи с недостаточностью
бюджетного  финансирования  были  направлены  на текущее содержание
бюджетных   учреждений   (арендная   плата,  коммунальные  услуги).

    В  результате  предоставления  налоговых льгот по ст. 4 п. "б",
ст. 5 п. "а" за 1997 год, ст. 6 п. "а", ст. 7 п. "а" - за 9 месяцев
1998   года   "Освобождаются  от  уплаты  налога  на  пользователей
автомобильных   дорог  в  части  территориального  дорожного  фонда
автотранспортные    предприятия,   содержащие   в   своем   составе
автомобильные   колонны   войскового   типа   для  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации"  выпадающая  сумма  дохода составила: в 1997
году  ¾ 2710,0 тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года - 4024,0 тыс. руб.
    По   сведениям  Тюменского  областного  военного  комиссариата,
автоколоннам общевойскового типа направлено в 1997 году 1451,0 тыс.
руб.  на  приобретение 12 автомашин, зачисленных в штаты автоколонн
войскового  типа,  1019,0  тыс.  руб. направлено на мобилизационную
подготовку    (содержание   спецперсонала,   хранение   техники   в
спецангарах,  обновление  и  пополнение  запчастями,  авторезиной).

    К  налоговым  льготам  согласно  ст.  5  п.  1 Закона Тюменской
области   "О  льготном  налогообложении  в  Тюменской  области"  от
26.03.96   с  изменениями  и  дополнениями  от  08.06.98  относятся
отсрочки  и  (или)  рассрочки  уплаты налогов и других обязательных
платежей.
    Одной  из  основных задач предоставления отсрочек, рассрочек по
налоговым  платежам является стимулирование процесса уплаты текущих
платежей  в  бюджет  в  связи  с  улучшением  финансового состояния
предприятий.
    Однако,   как   показала   проверка,  практика  "замораживания"
задолженности перед бюджетом для большинства предприятий не сыграла
значительной  роли  для  улучшения  их финансовой деятельности и не
способствовала своевременной уплате текущих платежей.
    Кроме   того,   практика  предоставления  финансовыми  органами
отсрочек (рассрочек) по уплате налоговых платежей осуществляется на
формальной основе, без необходимой обоснованности их предоставления
и  учета  реальной  возможности  погашения. Это привело к тому, что
отсрочки   (рассрочки)  предоставлялись  предприятиям,  которые  на
момент  получения  отсрочки  имели устойчивое финансовое положение.
    Администрацией  области  разработан  "Порядок  предоставления в
1998  году  налогоплательщикам  отсрочек  и  (или) рассрочек уплаты
налогов  и  других  обязательных  платежей  в  областной бюджет" от
02.11.98 N 180.
    В  нарушение  п.  7  вышеуказанного  Порядка комитетом финансов
адми-  нистрации  области  была предоставлена рассрочка по налогам,
причитаю-  щимся  к уплате в областной бюджет на срок с 01.10.98 по
01.04.99 ЗАО "Мальвинка" в сумме текущих платежей октября 1998 года
-  марта  1999 года без начисления в порядке исключения кредитов за
пользование бюджетными средствами.
    Необходимо также отметить тот факт, что финансовые органы не во
всех  случаях проявляют должную принципиальность и требовательность
в    вопросах   своевременности   отмены   отсрочек   предприятиям,
допустившим  нарушения  сроков  уплаты  текущих  платежей и графика
уплаты отсроченной задолженности.

                            В Ы В О Д Ы

    1.  Основную часть налоговых льгот в 1997-1998 годах составляют
льготы по налогу на прибыль.
    Согласно  отчету  об  исполнении областного бюджета за 1997 год
план  доходов по налогу на прибыль выполнен на 52,5 % в 1997 году и
на 89,6 % - за 9 месяцев1998 года. Недопоступило в областной бюджет
налога  на  прибыль  в  связи  с  предоставлением  налоговых  льгот
отдельным  категориям  налогоплательщиков  в 1997 году 40349,1 тыс.
руб., за 9 месяцев 1998 года - 19052,6 тыс. руб.
    2.  В  нарушение  п. 3 ст.1 Закона РФ "О бухгалтерском учете" N
129-ФЗ  от  21.11.96  и  п.  2  ст.  8  Закона Тюменской области "О
льготном   налогообложении   в   Тюменской   области"  от  26.03.96
предприятия  и  организации,  получающие  налоговые льготы, а также
предприятия  и  организации,  получающие  средства в счет налоговых
льгот  (11  из  12 проверенных), не ведут раздельный учет в разрезе
источников поступления и расходования средств.
    Отсутствие  раздельного учета затрудняет осуществление контроля
за  целевым  использованием  средств,  полученных  в счет льготного
налогообложения.
    3.   В  большинстве  случаев  финансовая  помощь  поступала  не
денежными    средствами,    а   товарно-материальными   ценностями,
продукцией  собственного производства. Для предприятий, оказывающих
финансовую  помощь  ТМЦ,  продукцией  собственного  производства  и
получающих  на  эту  сумму налоговые льготы в областной бюджет, эти
финансовые   операции   являются   выгодными,  так  как  фактически
осуществляется реализация собственной продукции.
    А  предприятия  и  организации,  получающие финансовую помощь в
виде   ТМЦ,   вынуждены   заниматься   несвойственными   им  видами
деятельности  -  поиском  рынка  сбыта  и реализацией этих ТМЦ, как
правило, с потерями средств.
    Финансовая   помощь,  оказываемая  в  счет  налоговых  льгот  в
областной  бюджет,  должна  осуществляться денежными средствами или
материалами,   необходимыми  исключительно  для  реализации  целей,
указанных в законах о предоставлении налоговых льгот.
    4.    Нарушался    порядок    выдачи   заключений   комитетами,
департаментами    администрации    области.   Справки-подтверждения
предприятиям,  учреждениям  и  организациям  на получение налоговых
льгот  по  платежам  в  областной  бюджет выдавались в счет будущих
услуг,  выполненных  работ, ожидаемого получения ТМЦ. Причем в ряде
случаев  отсутствовали  юридические основания для авансирования (не
заключены  договоры).  Это приводит к тому, что бюджет своевременно
недополучает   огромные   средства,  которые  временно  остаются  у
предприятий-получателей   льгот.  Сумма  непоступивших  средств  по
состоянию на 01.01.98 - 26838,7 тыс. руб., по состоянию на 01.01.99
- 23303,2 тыс. руб.
    5.  Оказание финансовой помощи в счет налоговых льгот векселями
нецелесообразно,  так  как  векселя  реализуются  преимущественно с
дисконтом.  Проверкой выявлена сумма потерь при реализации векселей
- 260,0 тыс. руб.
    6.  Недостаточно осуществляется контроль налоговыми инспекциями
по  месту нахождения плательщиков за обоснованностью предоставления
налоговых льгот в части налогов, уплачиваемых в областной бюджет. В
результате недопоступило в бюджет за 1997 год - 9 месяцев 1998 года
3410,1 тыс. руб.
    7.  Имеются  случаи предоставления налоговых льгот по налогу на
прибыль  и сбору на нужды образовательных учреждений в 1997 году, а
также  по сбору на нужды образовательных учреждений в 1998 году без
надлежащей   проверки   оснований  регистрации  юридических  лиц  в
качестве  участников  попечительских  советов и общественных фондов
вузов в соответствии с их учредительными документами.
    8. В нарушение п. 2 ст. 10 Закона Тюменской области "О льготном
налогообложении  в  Тюменской  области",  письма  комитета финансов
администрации  области  от  11.08.98  N 03-17 отраслевые комитеты и
департаменты   недостаточно   осуществляют   контроль   за  целевым
использованием  средств,  полученных  в  результате  предоставления
налоговых льгот по платежам в областной бюджет.
    9.  Установлено  нецелевое  использование средств, полученных в
счет   льготного   налогообложения   на   сумму  9205,9  тыс.  руб,
неэффективное использование средств - 973,0 тыс. руб.
    10.    В    ходе    встречных    проверок   установлены   суммы
неиспользованных средств, полученных предприятиями в счет налоговых
льгот  по  платежам  в  областной  бюджет. На 01.01.98 данная сумма
составила  494,8  тыс.  руб.,  на  01.10.98 - 2932,7 тыс. руб., что
свидетельствует  о нецелесообразности размеров выделяемых средств и
предоставления   на   эту  сумму  налоговых  льгот  предприятиям  и
организациям.
    11.   К   значительным   недопоступлениям   в  бюджет  приводит
неоправданно  широкая  практика предоставления финансовыми органами
отсрочек  (рассрочек)  по  уплате  налоговых платежей на формальной
основе,  без  необходимой  обоснованности их предоставления и учета
реальной   возможности   погашения.  В  свою  очередь  налоговые  и
финансовые   органы   не   проявляют   должную  принципиальность  и
требовательность   в   вопросах   своевременности  отмены  отсрочек
предприятиям,  допустившим нарушения сроков уплаты текущих платежей
и  графика  уплаты  отсроченной задолженности. Кроме того, отсрочки
(рассрочки)    по    платежам    в    бюджет   реального   финансо-
во-экономического  эффекта  не  дали.  На  фоне роста задолженности
предприятий  по  налоговым  платежам в областной бюджет происходило
существенное  отвлечение финансовых ресурсов из его доходной части.
    12.  Отдельные положения порядка предоставления налоговых льгот
на  1997-1998 годы, как показала практика, нуждаются в пересмотре и
уточнении,  так  как  нечеткое  их  изложение,  а  также отсутствие
механизма  исполнения  приводят  к  потерям  областного  бюджета  и
усложняют  контроль  за поступлением и расходованием средств в счет
льготного налогообложения.

                       П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я

    В   целях   устранения   выявленных   проверкой  недостатков  и
нарушений:
    1.   Направить   в  областную  Думу  информацию  о  результатах
комплексной проверки эффективности использования налоговых льгот.
    2.   В  целях  реализации  материалов  проверки  подготовить  и
направить представления:
    а) комитету  по  физической  культуре и спорту  департамента по
делам культуры, молодежи и спорта;
    б) комитету по науке и профобразованию департамента образования
и науки администрации области;
    в) комитету  по  культуре  департамента    по  делам  культуры,
молодежи и спорта администрации области;
    г) департаменту образования и науки администрации области.
    3.  Направить  представление в управление юстиции администрации
Тюменской  области  по  факту  регистрации учредительных документов
общественного фонда ТюмГНГУ.
    4. Направить информационное письмо в ГосНИ по Тюменской области
о  выявленных нарушениях при проверке обоснованности предоставления
налоговых   льгот  налоговыми  инспекциями  г.  Тюмени;  предложить
включать   в  план  проверки  финансово-хозяйственной  деятельности
предприятий  и  организаций вопрос о целевом использовании средств,
полученных  в  результате  предоставления  налоговых  льгот в части
сумм, причитающихся к уплате в областной бюджет.
    5.  Разработать  и  согласовать соответствующими органами формы
отчетности для учреждений и организаций, получающих средства в счет
льготного налогообложения.
    6.  Разработать  механизм  эффективного  контроля  за процессом
выдачи  заключений  предприятиям  и  организациям для получения ими
налоговых льгот.
    7.  Принять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы,
регулирующей   вопросы  предоставления  налоговых  льгот,  а  также
обеспечить  формирование  и распространение свода законодательных и
нормативных актов с компетентными комментариями среди предприятий и
организаций.
    При  принятии закона о предоставлении налоговых льгот отдельным
категориям   налогоплательщиков   учесть   инициативу   Губернатора
Тюменской  области  и включать в качестве обязательного условия при
предоставлении  льгот  оказание  финансовой и материальной помощи в
размере,  не  превышающем  установленных  Тюменской областной Думой
предельных сумм.
    8.  В  целях совершенствования порядка предоставления налоговых
льгот  и  усиления  контроля  за  ними  в  соответствии  с  Законом
Тюменской  области "О льготном налогообложении в Тюменской области"
направлять  в обязательном порядке предложения о введении налоговых
льгот  до  внесения  законопроекта  в  Тюменскую  областную  Думу в
Счетную  палату  Тюменской  области  для  проведения  заключения об
эффективности предоставления льгот.
    9. Обязать учреждения и организации, получающие средства в счет
льготного  налогообложения,  вести  раздельный  учет  поступления и
расходования  вышеуказанных  средств,  используя отдельные субсчета
бухгалтерского учета.
    10.  Счетная  палата  Тюменской области считает, что при низком
уровне  контроля  за  использованием  налоговых  льгот,  в условиях
недофинансирования  защищенных  статей  бюджета  и социальной сферы
предоставление     налоговых     льгот     отдельным     категориям
налогоплательщиков нецелесообразно.

Информация по документу
Читайте также