Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 15.07.1999 № 717

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    15.07.1999                                                N 717
                             г.Тюмень


    Об информации прокуратуры
    Тюменской области о результатах
    проверки целевого использования
    бюджетных средств
    от 13.05.99 N 7-41-99


    Рассмотрев   информацию   прокуратуры   Тюменской   области   о
результатах  проверки  целевого  использования бюджетных средств от
13.05.99  N  7-41-99, а также пояснительную записку департамента по
социально-экономическому  развитию  села  администрации  области, в
соответствии   с  Федеральным  законом  "О  прокуратуре  Российской
Федерации",  пунктом 4 статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской
области областная Дума ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Информацию  прокуратуры  Тюменской  области  о  результатах
проверки  целевого  использования  бюджетных  средств от 13.05.99 N
7-41-99  (прилагается)  и  пояснительную  записку  департамента  по
социально-экономическому   развитию   села   администрации  области
принять к сведению.
    2.  Предложить  Губернатору  Тюменской  области  Рокецкому Л.Ю.
рассмотреть  вышеназванную  информацию прокуратуры области и решить
вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших
нарушение финансовой дисциплины.


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    ________________



    Приложение
    к постановлению областной Думы
    от 15.07.99 N 717


                            Информация
           о результатах проверки целевого использования
                         бюджетных средств

                  (представлена в областную Думу
           заместителем прокурора области Лазаревым В.В.
                             17.05.99)

    Прокуратурой  Тюменской  области  проведена проверка исполнения
законодательства,  направленного на целевое использование бюджетных
средств,  в  департаменте по социально-экономическому развитию села
администрации  Тюменской  области  (далее - департамент) и районных
управлениях  сельского хозяйства за период с 1997 года по настоящее
время.
    Как показала проверка, в нарушение пункта 1 статьи 27 Закона РФ
от  15.04.93  N  4807-1  "Об  основах  бюджетных  прав  и  прав  по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных  органов  государственной власти республик в составе
РФ,   автономной  области,  автономных  округов,  краев,  областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления"
администрация  области  не  осуществляла  контроль за правильностью
использования    предприятиями,    учреждениями   и   организациями
выделенных  им  из областного бюджета ассигнований за счет средств,
предусмотренных  на  развитие  и  поддержку  сельского хозяйства, и
финансируемых через департамент.
    Также  не  осуществлялся  контроль  за использованием бюджетных
средств  нижестоящими  исполнительными органами власти, получающими
их    через    департамент    для   распределения   непосредственно
сельскохозяйственным предприятиям.
    Отсутствие          такого          контроля          позволяло
сельхозтоваропроизводителям, получающим бюджетные средства, а также
непосредственно  департаменту  использовать  их  не  на те цели, на
которые   они   предназначались,   а  по  своему  усмотрению  и  на
собственные   нужды   (зарплата,  налоги,  командировки,  плата  за
обучение,  приобретение  товарно-материальных  ценностей  и  т.п.).
    Установлены  факты  нецелевого использования средств областного
бюджета   ЗАО   "Гусь  Тюмени",  ОАО  "Сибирь",  ЗАО  "Птицефабрика
"Пышминская",  Ишимским  районным  управлением сельского хозяйства,
предприятиями  Ярковского  района  -  ООО  "Иска", СПК "Колос", КФХ
"Асеевы",  КХ  "Петрово"  Викуловского  района,  а  также  отмечены
нарушения  администрацией  Шороховского сельсовета Исетского района
порядка распределения дизельного топлива, выделенного департаментом
в  1998 году для передачи КФХ в счет дотаций на производимое зерно.
    Непосредственно  департаментом за счет средств, предусмотренных
на  финансирование  поддержки  сельхозтоваропроизводителей  в  1997
году,  производилась  оплата  командировочных расходов и за учебу в
высших  учебных учреждениях, в том числе без заключения договоров о
возврате бюджетных средств либо обязательной отработке по окончании
вуза  по разнарядке департамента, к тому же среди них были лица, не
имеющие   отношения   к  агропромышленному  комплексу.  Принимаемые
департаментом  в настоящее время меры по возврату указанных средств
предполагают  длительные  сроки погашения этих сумм, не учитывается
то  обстоятельство, что были затрачены средства областного бюджета,
использованные  не  по  целевому  назначению,  не предусматривается
возврат   этих   средств   непосредственно   в   областной  бюджет.
    Помимо  этого,  полученная  в  счет  погашения долга в бюджет в
сумме   125   млн.  неденоминированных  рублей  от  АОЗТ  "Диопром"
автомашина  была  оставлена в департаменте, в комитет по управлению
государственным  имуществом  администрации области не передавалась,
зачеты  по  различным  статьям  расходов  бюджета  не были сделаны.
Одновременно  департамент,  создавая  видимость  экономии бюджетных
средств,  принимал  решение  о  передаче  в  комитет  по управлению
государственным   имуществом   администрации   области   10  единиц
автотранспорта,  из  которых  7  фактически  находятся  в аварийном
состоянии.
    Нарушения  стали  возможны из-за ненадлежащего исполнения своих
служебных  обязанностей  должностными лицами департамента, имеющими
право   подписи   финансовых   и   бухгалтерских   документов   при
распределении бюджетных средств.
    Так,   например,  имеющиеся  в  органах  прокуратуры  документы
свидетельствуют  о том, что в октябре 1998 года по указанию первого
заместителя   директора  департамента  по  социально-экономическому
развитию     села     администрации     области    Антонюка    В.А.
крестьянско-фермерскому  хозяйству  "Заря"  Исетского района (глава
хозяйства  Кармацких  П.В.)  в счет дотации на реализованное молоко
были  выделены 16 племенных свиноматок на сумму 24795,7 рублей. При
этом  документы КФХ не проверялись и не истребовались. Как показала
прокурорская  проверка,  это  хозяйство  не  имело  свидетельства о
регистрации,  на  налоговом  учете  не  стояло,  регистрацию прошло
только  в  апреле  1999  года после внесения представления Исетским
райпрокурором.  Кроме того, хозяйство не занималось производством и
реализацией  молока,  хотя получило свиноматок в счет этих дотаций.
Этому же хозяйству на основании приказа Антонюка В.А. от 07.04.98 N
71-п был выделен автомобиль УАЗ-31519.
    В   счет  дотаций  за  произведенное  зерно  в  1998  году  СПК
"Большевик"  (председатель  Ахтариев  З.З.) Нижнетавдинского района
получил  1190  тыс.  руб.  При этом приказ по департаменту N 16 а-п
издан   и.о.  первого  заместителя  директора  Деркачом  С.В.  лишь
09.02.99.    Приказом    предписывалось    выполнить    газификацию
зерносушилки, в то время как фактически в счет выделенных средств в
СПК поставлялись товары ЗАО "Сибинтел" по договору с департаментом.
Товары   были  выданы  в  счет  зарплаты,  что  является  нецелевым
использованием  бюджетных  средств.  Кроме  того,  по  расчетам СПК
"Большевик"  должен  был  получить  в счет дотаций за произведенное
зерно  всего  787  тыс.  руб. Должностные лица департамента, владея
этой  информацией,  а  также зная о том, что кооператив с 1998 года
практически    производственной    деятельностью    не   занимается
(производством  зерна  занимаются  вновь  созданные  ЗАО, в которых
работают  бывшие члены кооператива), имеет большую задолженность по
налоговым  платежам, зарплате, перед другими кредиторами, принимают
решение о выделении крупных бюджетных средств авансом, понимая, что
они  будут  использованы  не  по  целевому  назначению  и  не будут
возмещены.
    В  то время как через департамент осуществляется финансирование
значительных     бюджетных    средств,    отсутствует    надлежащий
бухгалтерский   контроль:   ряд   кредитов,   ссуд,  выделяемых  на
возвратной  основе, даже не был указан в дебиторской задолженности.
    Так,   например,  не  была  указана  сумма  2559,8  тыс.  руб.,
уплаченная  по  договору  поручительства  за  ОАО "Аграрная наука".
Соответственно  и  мер  по  взысканию  задолженности  с  1997  года
департаментом не принималось, как и по взысканию в порядке регресса
327,9  тыс.  руб. с колхоза им. Калинина Викуловского района, 34257
тыс. руб. - с ТОО "Свинпром".
    Своевременно  не  принимались  меры  по  возврату с предприятий
бюджетных  средств  по окончании установленных договорами сроков, а
также    при    их   нецелевом   использовании,   не   взыскивались
предусмотренные  законом  и договорами штрафные санкции и пени. Без
соответствующих  согласований  в  нарушение  установленного порядка
департаментом   продлеваются   сроки  договоров,  предусматривающих
краткосрочное  пользование  бюджетными  средствами,  в то время как
распоряжением   администрации   области  от  27.02.96  N  116-р  "О
совершенствовании работы по расходованию средств областного бюджета
и  внебюджетных фондов" пролонгация кредитных договоров допускается
лишь  в  исключительных  случаях  при  обязательной предварительной
проверке финансового состояния заемщика.
    Такое положение в конечном итоге приводит к тому, что бюджетные
средства   остаются   невозмещенными,  бюджету  причиняется  ущерб.
    Только   после   возбуждения  областной  прокуратурой  19.10.98
уголовного  дела  по  факту  нецелевого использования департаментом
бюджетных  средств  последним был направлен в суд иск о взыскании с
ТОО "Перспектива" в регрессном порядке 3154,9 тыс. руб., уплаченных
по  договору  поручительства.  В связи с тем, что ТОО "Перспектива"
фактически  прекратило  свою  деятельность еще в феврале 1998 года,
произвести  взыскание  по  исполнительному  листу в настоящее время
практически  невозможно. В то же время задолженность возникла еще в
июле 1997 года, когда департаментом были уплачены по вышеуказанному
договору суммы кредита и проценты по нему.
    Например,   продлевались   договоры   с   АОЗТ  "Диопром",  ЗАО
"Птицефабрика  "Пышминская", ЗАО "Гусь Тюмени". При этом даже после
окончания  срока  пролонгации договора АОЗТ "Диопром" так и не было
возвращено  в  бюджет  185  тыс.  руб.,  в связи с чем прокуратурой
области  в  апреле  1999  года  направлен  иск  в  арбитражный суд.
    Департаментом  допускается  финансирование  затрат, связанных с
приобретением  жилья  для  районных  администраций  и подразделений
департамента   за   счет   средств,   выделяемых   на   капитальное
строительство   по   агропромышленному   комплексу.   При  этом  не
проверяется  фактическое  использование  выделенных  средств.  Так,
например,  согласно  приказу  департамента  от 15.05.97 N 196-п, из
областного  бюджета в апреле 1997 года на капитальное строительство
было  выделено Ишимскому району для комитета по сельскому хозяйству
и  продовольствию  120  млн.  руб.  для  покупки жилья Плотниковой,
главному  бухгалтеру  районного  комитета.  Деньги были перечислены
комитету,   однако   Плотникова   приобрела   на   них  квартиру  в
собственность,  без  оприходования, хотя эти средства были отнесены
на  счет  01  "Основные  средства".  До  установления  этого  факта
прокуратурой   вопрос   по   возврату  средств  никем  не  решался.
    Во   исполнение   указаний  контрольно-ревизионного  управления
комитета  финансов  администрации  области  по результатам проверки
департаментом    в    настоящее    время    лимитированы   расходы,
предусмотренные  для  приема иностранных делегаций. Однако вопрос о
возврате излишне затраченных средств не решен.
    Закон  Тюменской области "О порядке привлечения и использования
заемных   средств   администрацией  области"  разрешает  привлекать
кредиты  банков  администрации  области в лице комитета финансов по
решению   областной   Думы.  При  этом  решения  областной  Думы  о
привлечении  заемных  средств  принимаются  ежегодно  и  отражаются
отдельной статьей в законе об областном бюджете.
    Должностные  лица  департамента  самостоятельно, при отсутствии
соответствующего  финансирования,  принимали  решения  о  получении
кредитов  в  банках  для  исполнения договоров поручительства перед
этими  банками  по  кредитным  договорам  коммерческих  организаций
(например  по  ТОО  "Перспектива",  ОАО "Аграрная наука" и другим).
Такие  незаконные  действия  привели к причинению ущерба областному
бюджету, согласно выводам Счетной палаты Тюменской области, в сумме
9473,3 млн. руб.
    В   нарушение   установленного   порядка   на  основании  писем
департамента  предоставлялись  налоговые  освобождения  авансом  за
непоставленную    продукцию,   в   результате   чего   коммерческие
организации фактически незаконно пользовались бюджетными средствами
путем  отвлечения  их  из  областного  бюджета.  При предоставлении
налоговых  освобождений  не  проверялись  акты сверки расчетов, что
повлекло  их  предоставление  на  основании  недостоверных  данных.
    Налоговые     освобождения     предоставляются    потенциальным
плательщикам,  имеющим реальную возможность уплаты налогов в бюджет
(например ОАО "Сургутнефтегаз").
    Имеет  место  практика  предоставления налоговых освобождений в
пользу  третьих  лиц,  в  то  время  как пункт 1 Порядка проведения
зачета задолженности областного бюджета по налоговым освобождениям,
утвержденного     31.10.96    председателем    комитета    финансов
администрации   области  и  начальником  Государственной  налоговой
инспекции   по  Тюменской  области,  устанавливает,  что  налоговое
освобождение   является  именным  и  передаче  другому  предприятию
(организации) не подлежит.
    Предоставление  налоговых  освобождений в пользу третьих лиц, а
также  неустановление  максимального  размера дисконта при расчетах
векселями  способствуют  злоупотреблениям  должностных лиц, потерям
бюджетных    средств,   а   в   конечном   итоге   -   фактическому
недофинансированию       получателей       этих      средств      -
сельхозтоваропроизводителей.
    Нередки   случаи,   когда   распределение   бюджетных   средств
производится  без  учета  реальных  потребностей  предприятий,  без
согласования  с  органами  местного  самоуправления,  в ущерб одним
сельхозтоваропроизводителям  за  счет  постоянного  ассигнования  в
больших  объемах  отдельных  крестьянских  хозяйств.  Например,  КХ
"Дубрава"  Ярковского  района  (глава  Салмин В.П.) из 19 налоговых
освобождений  в  целом по району были предоставлены 18. Всего этому
хозяйству  в  1998  году  департаментом  оказана  помощь  в размере
3763709 руб.
    Аналогичная  ситуация  и  с  выделением дотаций на производимую
сельхозпродукцию. Такой порядок распоряжения бюджетными средствами,
выделяемыми  на  развитие  и поддержку сельского хозяйства области,
является  одной  из причин, способствующих нецелевому использованию
бюджетных средств.
    Кроме  вышеуказанных  нарушений  закона,  прокуратурой  в  ходе
проверки  установлены  факты  нарушения Закона Тюменской области "О
государственной службе в Тюменской области". В частности, статья 15
Закона     запрещает     государственным     служащим    заниматься
предпринимательской   деятельностью.   Однако  глава  администрации
Викуловского  района  Калинин  В.И.  с 04.06.97 является участником
крестьянского хозяйства "Владимир и сын".
    Несмотря    на    то,    что    это   хозяйство   производством
сельхозпродукции не занималось, оно получило земельный участок, а в
1997   году   из   фонда   государственной  поддержки  крестьянских
(фермерских) хозяйств - трактор МТЗ-82. Земельный участок и трактор
сдаются в аренду.
    На  сельское  хозяйство в областном бюджете ежегодно выделяются
большие   средства.  Как  показала  проверка,  фактически  все  они
распределяются  по  единоличному  решению  директора  либо  первого
заместителя  директора  департамента.  Даже утвержденные директором
департамента    программы   по   финансированию   агропромышленного
комплекса  не  соблюдаются, имеет место выделение бюджетных средств
предприятиям,  не  включенным  в эти программы. Средства областного
бюджета   незаконно   используются  предприятиями  и  организациями
длительное  время, в то время как другие предприятия, имеющие право
и  необходимость  на  получение  финансовой  поддержки, не могут их
получить.
    Полагаю,  что сложившееся положение не может быть терпимо в тех
условиях,   когда  имеет  место  постоянное  недофинансирование  по
социально значимым статьям областного бюджета.

    По   фактам   нецелевого   использования   бюджетных   средств,
выделенных  на  поддержку  сельхозтоваропроизводителей,  только  за
период с октября 1998 по март 1999 года возбуждено 5 уголовных дел.
Прокуратурой области внесены представления об устранении выявленных
нарушений  закона  и  принятии  необходимых  мер на имя Губернатора
Тюменской  области  Рокецкого  Л.Ю.  и  директора  департамента  по
социально-экономическому   развитию   села   администрации  области
Горохова А.А.
    Результаты  настоящей  проверки  были  рассмотрены на заседании
коллегии   областной   прокуратуры   30.03.99,   решением   которой
департаменту     по    социально-экономическому    развитию    села
администрации   области   в   срок   до  01.06.99  было  предписано
информировать о разработке и осуществлении департаментом в пределах
имеющейся компетенции комплекса организационных и практических мер,
направленных  на  укрепление  бюджетной  дисциплины  как в аппарате
департамента,  так  и  в  районных управлениях сельского хозяйства.

    Об  изложенном  сообщается  в  порядке  информации, а также для
более   действенного   осуществления  областной  Думой  в  пределах
полномочий,  предоставленных  статьями  24  и  28  Устава Тюменской
области,  контроля  за исполнением областного бюджета, утвержденных
программ  и  планов  социально-экономического развития области. При
осуществлении   контроля  за  использованием  бюджетных  средств  в
департаменте     по    социально-экономическому    развитию    села
администрации  области прошу использовать возможность привлечения к
проверкам    аудиторов    Счетной    палаты    Тюменской   области.

Информация по документу
Читайте также