Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Тюменской области от 15.07.1999 № 730ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 15.07.1999 N 730 г.Тюмень Об информации администрации области о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Тюменской области Заслушав информацию администрации области о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Тюменской области, в соответствии с Законом Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ", пунктом 7 статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Информацию администрации области о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области принять к сведению (прилагается). 2. Предложить администрации области переработать проект программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области с учетом недопущения роста платежей на содержание жилья за коммунальные услуги за счет населения и внести ее для рассмотрения на заседание областной Думы в октябре 1999 года. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянные комиссии областной Думы по социальным вопросам и местному самоуправлению (Барышников Н.П.) и по бюджету, налогам и финансам (Асеев В.М.). Председатель областной Думы С.Е. Корепанов ________________ Приложение к постановлению областной Думы от 15.07.99 N 730 Информация администрации области о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Тюменской области (представлена в областную Думу начальником управления жилищно-коммунального хозяйства администрации области Михальчуком И.Ф. 24.06.99) I. Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) На большинстве территорий юга области уже сформировались управленческие структуры ЖКХ. На принципах разделения управленческих и хозяйственных функций с единым расчетно-кассовым центром созданы службы "Заказчика" в городах Ишиме и Заводоуковске. Здесь идет совершенствование структуры управления, что положительно сказалось на результатах работы. Жестко контролируются финансовые потоки, как бюджетные, так и от населения. Приняты первые меры по снижению затрат и созданию конкурентной среды. Так, по самым общим подсчетам, экономический эффект от внедрения служб "Заказчика" в целом по югу области, перевода на самоокупаемость отдельных видов услуг и ресурсосбережения составил 32499,5 тыс. руб. На селе с образованием органов местного самоуправления также произошли изменения в структуре управления отраслью. Функции заказчика на жилищно-коммунальные услуги выполняют органы местного самоуправления, а для содержания и эксплуатации жилищного фонда созданы муниципальные участки и предприятия ЖКХ. Так, для вновь созданных структур остро встала проблема подготовки кадров. Специалистами управления жилищно-коммунального хозяйства главного управления строительства (ЖКХ ГУС) администрации области в 1998 году проведено 26 выездных семинаров по обучению руководителей и специалистов органов местного самоуправления по тематике "Управление и организация содержания ЖКХ в новых социально-экономических условиях". Вопросы управления и организации обслуживания ЖКХ включены в программу высшей муниципальной школы при госуниверситете, где прошли обучение руководители сельских органов местного самоуправления. В целях обобщения и распространения практического опыта, приобретенного территориями в ходе реформирования отрасли, за истекший период проведены три крупных семинара-совещания с участием руководителей и специалистов Госстроя РФ, главного управления строительства администрации области с его подразделениями - УЖКХ и ГЖИ, Союза малых городов Тюменской области, Ассоциации городов Урала, представителей администраций муниципальных образований, предприятий ЖКХ и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Для практической помощи в работе органов местного самоуправления выпущены два сборника нормативно-правовых актов и методических разработок по направлениям реформы ЖКХ. К изданию подготовлен третий сборник, который уже ждут на местах. В целях информирования руководителей и специалистов областных, городских и районных структур управления ЖКХ издается ежеквартальный бюллетень о прохождении реформы жилищно-коммунального хозяйства. Произошла реорганизация структуры управления и на областном уровне. Создано главное управление строительства администрации области, куда вошло управление ЖКХ как структурное подразделение с отделами жилищной политики, финансово-экономической, лицензионной и нормативно-технической службами. Это позволило сконцентрировать усилия на проблеме реформирования отрасли. В составе главного управления строительства самостоятельным структурным подразделением работает областная Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Образование новых структур создало объективную необходимость формирования новых производственных отношений на договорной основе как с нанимателями и собственниками жилых помещений, так и с подрядными организациями. За 1998 год заключено 13628 договоров найма, или 6,4 % от общего количества нанимателей, договоров на техническое обслуживание - 34497, что составило 30,2 %, договоров подряда на оказание жилищно-коммунальных услуг - 1733, или около 70 %. Общими негативными тенденциями развития договорных отношений на местах является недостаточная четкость и проработанность взаимных обязательств сторон, не всегда учтены критерии качества, отсутствуют рычаги финансового воздействия за невыполнение обязательств. В муниципальную собственность за 1998 год принято 893 тыс. кв. м жилья, а всего за период с 1994 года принято 8782,1 тыс. кв. м жилья. Приватизировано 46 % государственного и муниципального жилищного фонда. Возросла доля частного жилья, она достигла уровня 63 %. С формированием рынка жилья создались объективные условия для формирования кондоминимумов и организации товариществ собственников жилья. На 01.01.99 на территории юга области зарегистрировано 104 товарищества собственников жилья, в том числе в Тюмени - 68, Тобольске - 8, Ишиме - 8, Ялуторовске - 17, Ишимском районе - 3. Затраты на содержание жилья (при стопроцентной оплате) в ТСЖ значительно ниже, чем в муниципальном государственном жилом фонде, а качество - лучше. Так, согласно установленным тарифам содержание 1 кв. м жилья по г. Тюмени ( при стопроцентных затратах) составляет 1 - 91 руб., в среднем по товариществам этот показатель равен 1 -15 руб. По итогам проведенного в г. Тюмени конкурса на лучшую жилищно-эксплуатационную организацию по внешнему благоустройству жилых домов и придомовых территорий ТСЖ "Престиж" заняло первое место в группе предприятий новых форм управления жилищным фондом, ТСЖ "Уют" заняло второе место по РФ. В то же время органы местного самоуправления не уделяют должного внимания поддержке такой формы управления и содержания жилищного фонда, как товарищества собственников, поэтому из года в год остается нерешенным целый ряд проблем. Принятые на местах основополагающие документы по поддержке ТСЖ не выполняются, товарищества лишены какой бы то ни было финансовой поддержки со стороны органов местного самоуправления. Для оказания практической помощи вновь образованным товариществам совместно с ассоциацией собственников жилья г. Тюмени в 1998 году была организована подготовка председателей и бухгалтеров ТСЖ на базе межрегионального учебного центра "Дом науки и техники". Специалистами управления ЖКХ области ведется консультативная работа с обеспечением необходимой нормативной документацией с инициативными группами, желающими создать ТСЖ на своем жилом фонде, оказывается практическая помощь с выездом на места. Для решения вопросов эксплуатации жилищного фонда ТСЖ г. Тюмени, где практически все товарищества были образованы на вновь построенном жилье, ведется подготовка к совещанию с застройщиками города по назревшим проблемам строительства и дальнейшего содержания жилищного фонда: передачи внешних инженерных сетей, выделения служебного жилья, устранения общестроительных недоделок и другое. В целях исключения разночтений в процедуре регистрации ТСЖ постановлением Губернатора области от 19.03.98 N 34 внесены изменения в постановление администрации Тюменской области от 26.11.96 N 84 "О мерах по реализации Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" в части упрощения процедуры регистрации ТСЖ. На основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с 01.02.98 органы БТИиР приступили к регистрации кондоминимумов как единого имущественного комплекса. II. Снижение стоимости и повышение качества услуг Согласно мероприятиям по реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Тюменской области на 1998 год на местах продолжается обследование и анализ рынка жилищно-коммунальных услуг в части предварительного разграничения рынков на монополизированные и конкурентные. Для проведения анализа конкурентных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг совместно с Тюменским антимонопольным управлением разработан мониторинг хода демонополизации и развития конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг. Закончена разработка проекта Закона Тюменской области "О локальных естественных монополиях". Отсутствие до настоящего времени данного закона позволяет предприятиям-монополистам диктовать свои условия при заключении договоров с потребителями, необоснованно завышая тарифы на оказываемые услуги. Так, проведенная комплексная проверка ЗАО "Порт-аудит" предприятий ЖКХ города Тюмени выявила ряд существенных нарушений в формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Комплексная проверка коммунальных предприятий проведена в городе Ялуторовске силами аудиторской компании "Жанетта-Консалтинг". Результаты аудита позволили администрации принять решение о снижении стоимости одной Гкал тепла с 208 рублей до 180 рублей. В соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области от 31.03.97 N 19 "О реализации Указа Президента РФ от 29.03.96 N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" проведены первые конкурсы в городах Тюмени и Тобольске. Проведенные конкурсы подбора подрядчика по эксплуатации жилья показали, что необходимых условий для развития конкурентных отношений в отрасли в городах пока не создано. Для разработки областной программы энерго- и ресурсосбережения подготовлен пакет документов с краткой аннотацией, проектом договора и заданием на проектирование. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 732 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" подготовлен проект постановления Губернатора Тюменской области "О мерах по внедрению приборов учета и контроля на объектах бюджетной сферы", которым предусмотрено выделение из областного бюджета отдельной строкой на приобретение и установку приборов учета 5800 тыс. руб. Медленными темпами проводится эта работа на объектах бюджетной сферы: по состоянию на 01.09.99 установлено 38 счетчиков по учету тепла и 111 счетчиков холодной воды, экономия за счет применения приборов учета тепла составила от 30 до 70 %. В соответствии с концепцией целевой программы обеспечения населения России питьевой водой подготовлен и направлен на рассмотрение областной Думы вариант программы первоочередных мероприятий на 1999-2000 годы обеспечения населения юга Тюменской области питьевой водой. Продолжается реализация программы газификации юга области. Переведено на газ 106 котельных, что позволило снизить объемы потребления угля с 257100 тонн (1997 год) до 219074 тонн в 1998 году, нефти со 110956 тонн до 72392 тонн соответственно. Экономия средств составила по углю 15,3 млн. руб., нефти - 13,5 млн. руб. Широкое применение нашли автономные теплоисточники, в первую очередь на объектах соцкультбыта и индивидуальном жилье в сельской местности, что повышает надежность теплоснабжения и дает существенную экономию. III. Совершенствование механизмов финансирования отрасли Постановлением администрации Тюменской области от 04.11.97 N 105 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" определен порядок перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), утвержден уровень платежей за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг от фактических затрат, а также максимально допустимая доля собственных расходов граждан на ЖКУ. Уровень платежей населения от фактических затрат на 1998 год предусматривался не ниже 50 %, фактически этот показатель в среднем по области составил 47,4 %. Так, установленный уровень платежей в городе Ишиме составил 37,4 %, Тобольске - 35 %, Тюмени - 40 %, Ялуторовске - 45 %, Вагайском районе - 21 %, Заводоуковском и Исетском районах - 40 %, на остальных территориях - на уровне 50 %. Таким образом, в ряде органов местного самоуправления искусственно сдерживается уровень оплаты жилья населением на жилищно-коммунальные услуги, что негативно сказывается на местных бюджетах и обеспечении устойчивой работы жилищно-коммунальных предприятий. В 1998 году в городах и районных центрах юга области при формировании тарифов учтены затраты на капитальный ремонт, выделена оплата за наем и сверхнормативное жилье, введена полная оплата второго жилья. Почти на всех территориях вывоз мусора оплачивается в 100-процентном размере. Введение дифференцированной платы за ЖКУ в зависимости от местоположения жилья органами местного самоуправления на своих территориях не практикуется, за исключением областного центра, в большинстве городов объем строительства на окраинах невелик и регулирование спроса на жилье, повышение его привлекательности за счет снижения цен на ЖКУ в удаленных от центра районах не актуально. В зависимости от качества жилья, конструктивных особенностей, наличия элементов благоустройства дифференцированная плата введена в городах и районных центрах области. Финансовый выигрыш только по городу Ишиму за счет введения дифференциации жилья в 1998 году составил 133,6 тыс. руб. В плане совершенствования системы финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.05.97 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", Губернатором Тюменской области утверждено положение об определении стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины дотаций муниципальным образованиям с учетом тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией (распоряжение от 01.09.98 N 162). Расчет бюджетных ассигнований на 1999 год в разрезе муниципальных образований (293 муниципальных образования) произведен по новой методике, с учетом стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на один метр квадратной площади оказываемых услуг. При расчетах бюджета на 1999 год в сельских органах местного самоуправления по ряду территорий выявилась значительная разница в социальном стандарте предельной стоимости одного квадратного метра стоимости жилья, что говорит о резервах для снижения затрат. Слабая подготовленность кадров в сельской местности при отсутствии должной роли комитетов финансов на местах приводит к необоснованности расчетов экономических тарифов. В городах и районах области продолжают расти неплатежи за жилищно-коммунальные услуги со стороны потребителей. За 1998 год дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составила 1056463,4 тыс. руб., что на 46 % выше предыдущего года, в том числе задолженности бюджетов всех уровней со стороны бюджетных организаций - 760768,1 тыс. руб., или на 168 % выше показателей 1997 года, просроченная задолженность населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги составила 56845 тыс. руб., или 30 % от суммы начисленных платежей, что в конечном итоге существенно повлияло на темпы развития программных мероприятий реформирования ЖКХ. IV. Усиление социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Основными направлениями социальной политики при переходе отрасли на самоокупаемость являются: первое - создание системы адресных дотаций гражданам с низкими доходами и второе - предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в условиях проведения реформы невозможен без создания системы адресной социальной защиты малообеспеченных категорий граждан. Такая система в области в основном сформирована. Во всех структурах муниципальных образований созданы службы субсидий, но только в городах Заводоуковске, Тобольске, Ишиме работают единые расчетно-кассовые центры и центры субсидий. В настоящее время адресными субсидиями охвачено 2,7 % населения, или 10953 семьи. За 1998 год начислено компенсаций (субсидий) на сумму 5399 тыс. руб. Кроме того, за получением льгот обратились 329569 человек, сумма начисленных льгот составила 105091 тыс. руб. Возмещено из бюджета 18270 тыс. руб. от суммы предоставленных льгот и субсидий. Встречаются случаи непредоставления льготных скидок по электрической энергии и неначисления субсидий по этому виду услуг. Распоряжением Губернатора области от 01.04.98 N 184-р утверждено положение о предоставлении гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, которым определен порядок оказания финансовой поддержки малообеспеченным семьям-нанимателям жилых помещений. Однако принятым распоряжением не решен вопрос о распространении механизма предоставления компенсаций для граждан, проживающих в частном жилищном фонде. В сельской местности система адресных субсидий действует пока только в районных центрах, в остальных районных пунктах находится в стадии становления. На 1999 год в бюджетах органов местного самоуправления предусматриваются средства на адресную защиту, полностью покрывающие потребность в компенсации для всех граждан, независимо от форм собственности жилищного фонда. Суммы начисленных льгот и субсидий, не профинансированные из соответствующих бюджетов, являются выпадающими доходами для жилищно-коммунальных предприятий, усложняя и без того их нелегкое финансовое положение, что вынуждает предприятия отказывать гражданам в предоставлении льгот либо предоставлять их не в полном объеме. Разработанный в 1998 году управлением ЖКХ совместно с комитетом финансов администрации области порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, позволит решить вопрос компенсации выпадающих доходов предприятиям, оказывающим эти услуги. V. Усиление государственного контроля за состоянием жилищного фонда Усиление государственного контроля за состоянием жилищного фонда области идет по двум основным направлениям: - совершенствование работы Государственной жилищной инспекции; - усиление контрольных функций лицензионной службы. Для создания эффективной работы Государственной жилищной инспекции на рассмотрении областной Думы находится проект Закона Тюменской области "Об административной ответственности за правонарушения в жилищной сфере". Распоряжением Губернатора области от 06.02.98 N 67-р в состав Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений и их инженерных систем включены представители Государственной жилищной инспекции. За 1998 год инспекцией обследованы жилые дома общей площадью 4042,4 тыс. кв. м, выявлено 10009 случаев нарушений правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда, эксплуатирующими организациями выполнено 4625 мероприятий по устранению выявленных нарушений, что составляет 46 % от общего количества предписанных мероприятий. Налажена работа непосредственно с населением: за 1998 год рассмотрено 192 обращения граждан по вопросам эксплуатации жилищного фонда, повышения уровня жилищно-коммунального обслуживания. Отсутствие в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" мер административного воздействия не позволяет привлечь к ответственности предприятия за работу без соответствующего разрешения, принудить их к получению лицензии. За 1998 год лицензионной службой управления ЖКХ пролицензировано 33 предприятия по эксплуатации инженерных систем городов и других населенных пунктов. Выявлено 139 предприятий, работающих без лицензии, аннулировано и приостановлено 34 лицензии. Всего за период с 1994 года пролицензировано 127 предприятий. VI. Информационно-пропагандистское обеспечение реформы В области активно идет информационно-пропагандистская работа по освещению реформы ЖКХ. В соответствии с рекомендациями правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства была создана рабочая группа по информационно-пропагандистскому обеспечению. За 1998 год проведено два заседания рабочей группы, три пресс-конференции с представителями средств массовой информации. С участием начальника УЖКХ администрации области И.Ф. Михальчука на канале телевидения "Регион-Тюмень" проведена "Прямая линия". Практикуются выступления руководителей и специалистов ЖКХ по радио и телевидению, освещающие прохождение реформы в области и отношение к ней населения. В областных и районных газетах введены рубрики по отдельным аспектам реформы ЖКХ. В прессе городского и областного уровня в течение 1998 года опубликовано 274 статьи по теме реформирования ЖКХ. Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что, несмотря на принимаемые меры как со стороны органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства юга области ведется крайне медленными темпами. Для более эффективного продолжения реформирования отрасли необходимо решить следующие вопросы на федеральном уровне: 1. Согласовать реформу ЖКХ с реформой бюджетной и налоговой системы. 2. Решить вопрос о совершенствовании налогообложения работ и услуг по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, осуществляемых организациями-подрядчиками, отменив НДС на оказываемые жилищно-коммунальными предприятиями услуги и ремонтные работы. 3. Решить проблему реструктуризации (списания) долгов во внебюджетные фонды. 4. Решить вопрос по переходу на экономически обоснованные цены на газ с учетом реальных затрат на добычу и транспортировку, снизив их для нефтегазодобывающих районов. 5. Решить вопрос об изменении системы предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Определить источники финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот. 6. Ускорить принятие Жилищного кодекса Российской Федерации. 7. Ускорить разработку законодательной базы для работы органов Государственной жилищной инспекции, лицензионной службы, определив меры финансового и административного воздействия за нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 8. Ускорить разработку федерального закона о питьевой воде. 9. Внести изменения в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" об обязательном предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг для всех граждан, независимо от формы собственности занимаемого жилья. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|