Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 21.03.2000 № 984

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    21.03.2000                                                N 984
                             г.Тюмень


    О законодательной инициативе
    Тюменской областной Думы в Государственной Думе
    Федерального Собрания Российской Федерации по проекту
    федерального закона "О внесении изменений
    и дополнений в часть первую Налогового кодекса
    Российской Федерации"


    Рассмотрев  проект  федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации",
в  соответствии  с пунктами 1 и 2 статьи 104 Конституции Российской
Федерации,  пунктом 18 статьи 28 Устава Тюменской области областная
Дума ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Внести    в    порядке   законодательной     инициативы   в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской Федерации
проект  федерального  закона  "О  внесении изменений и дополнений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
    2.  Назначить  официальным  представителем  Тюменской областной
Думы  при  рассмотрении  указанного законопроекта в Государственной
Думе   Федерального   Собрания   Российской  Федерации  заместителя
председателя  областной  Думы,  председателя постоянной комиссии по
региональной   социально-экономической   политике  Классина  Сергея
Валентиновича.
    3.   Направить   настоящее  постановление  и  указанный  проект
федерального  закона  в  Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации.
    4.   Направить   настоящее  постановление  и  указанный  проект
федерального  закона  в  законодательные  (представительные) органы
субъектов    Российской    Федерации    с    просьбой    поддержать
законодательную инициативу Тюменской областной Думы.


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    _________________



    Приложение 
    к постановлению областной Думы
    от 21.03.2000 N 984


                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


    Проект
    вносится Тюменской
    областной Думой

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

         О внесении изменений и дополнений в часть первую
              Налогового кодекса Российской Федерации

    Статья  1.  Внести в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации следующие изменения и дополнения:

    1. Статью 40 изложить в новой редакции:
    "1.  Если  иное  не  предусмотрено настоящей статьей, для целей
налогообложения   принимается   цена   товаров,  работ  или  услуг,
указанная    сторонами   сделки.   Пока   не   доказано   обратное,
предполагается,  что  эта  цена  соответствует уровню рыночных цен.
    2.  Налоговые  органы  при  осуществлении  контроля за полнотой
исчисления  налогов вправе проверять правильность применения цен по
сделкам лишь в следующих случаях:
    1) между взаимозависимыми лицами;
    2) по товарообменным (бартерным) операциям;
    3) при совершении внешнеторговых сделок;
    4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения
или    в    сторону    понижения   от   уровня   цен,   применяемых
налогоплательщиком  по  идентичным  (однородным)  товарам (работам,
услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
    3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда
цены  товаров,  работ  или  услуг,  примененные  сторонами  сделки,
отклоняются  в  сторону повышения или в сторону понижения более чем
на  20  процентов  от рыночной цены идентичных (однородных) товаров
(работ  или  услуг),  налоговый орган вправе вынести мотивированное
решение  о  доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом,
как   если  бы  результаты  этой  сделки  были  оценены  исходя  из
применения  рыночных  цен  на  соответствующие  товары,  работы или
услуги.
    Рыночная  цена определяется с учетом положений, предусмотренных
статьей  40.1  настоящего Кодекса. При этом учитываются обычные при
заключении  сделок  между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене
или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
    сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары
(работы, услуги);
    потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
    истечением  (приближением  даты  истечения) сроков годности или
реализации товаров;
    маркетинговой  политикой,  в том числе при продвижении на рынки
новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров
(работ, услуг) на новые рынки;
    реализацией   опытных   моделей  и  образцов  товаров  в  целях
ознакомления с ними потребителей.
    4.  При  отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или
услуг  сделок  по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам
или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ
или  услуг,  а  также при невозможности определения соответствующих
цен  ввиду  отсутствия либо недоступности информационных источников
для  определения  рыночной цены используется метод цены последующей
реализации,  при  котором  рыночная  цена товаров, работ или услуг,
реализуемых  продавцом,  определяется как разность цены, по которой
такие  товары,  работы  или  услуги  реализованы  покупателем  этих
товаров,   работ   или   услуг   при   последующей   их  реализации
(перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим
покупателем  при  перепродаже  (без  учета  цены,  по  которой были
приобретены  указанным  покупателем  у  продавца товары, работы или
услуги)  и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров,
работ  или  услуг,  а  также  обычной для данной сферы деятельности
прибыли покупателя.
    В  состав  обычных  затрат  в  пределах  установленных  норм  и
нормативов   включаются  комиссионное  вознаграждение,  затраты  на
транспортировку, хранение, страхование.
    При   невозможности   использования   метода  цены  последующей
реализации  (в частности, при отсутствии информации о цене товаров,
работ   или   услуг,   в   последующем  реализованных  покупателем)
используется  затратный  метод,  при котором рыночная цена товаров,
работ  или  услуг,  реализуемых  продавцом,  определяется как сумма
произведенных  затрат  и  обычной  для  данной  сферы  деятельности
прибыли.  При  этом  также  учитываются  обычные в подобных случаях
прямые  и  косвенные затраты на производство (приобретение) и (или)
реализацию  товаров,  работ  или  услуг, обычные в подобных случаях
затраты  на  транспортировку, хранение, страхование и иные подобные
затраты.
    5.  При  применении  налоговым  органом  рыночной  цены товара,
работы   или   услуги   используется   информация,   полученная  от
уполномоченных органов о товарных рынках и рыночных ценах на них на
товары, работы или услуги.
    6.  При  реализации  товаров  (работ, услуг) по государственным
регулируемым   ценам  (тарифам),  установленным  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации, для целей налогообложения
принимаются указанные цены (тарифы).
    7.  Положения,  предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, при
определении  рыночных  цен финансовых инструментов срочных сделок и
рыночных  цен  ценных  бумаг  применяются  с  учетом  особенностей,
предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на прибыль (доход)
организаций".

    2. Дополнить статьей 40.1 следующего содержания:
    " Статья 40.1. Принципы определения рыночной цены
    1.  Рыночной  ценой  товара  (работы,  услуги) признается цена,
сложившаяся  при  взаимодействии  спроса  и  предложения  на  рынке
идентичных  (а  при  их  отсутствии  -  однородных) товаров (работ,
услуг)   в   сопоставимых  экономических  (коммерческих)  условиях.
    Рыночная  цена определяется с учетом положений, предусмотренных
пунктами 2-6 настоящей статьи.
    2.  Рынком  товаров  (работ,  услуг) признается сфера обращения
этих  товаров  (работ,  услуг),  определяемая исходя из возможности
покупателя  (продавца)  реально  и  без значительных дополнительных
затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей
по   отношению   к   покупателю  (продавцу)  территории  Российской
Федерации или за пределами Российской Федерации.
    3.    Идентичными   признаются   товары,   имеющие   одинаковые
    характерные   для   них   основные  признаки.  При  определении
идентичности   товаров  учитываются,  в  частности,  их  физические
характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения
и    производитель.    При    определении    идентичности   товаров
незначительные  различия  в  их внешнем виде могут не приниматься в
расчет.
    4.   Однородными   признаются   товары,   которые,  не  являясь
идентичными,  имеют  сходные  характеристики  и  состоят  из схожих
компонентов,  что  позволяет  им  выполнять  одни и те же функции и
(или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
    При  определении однородности товаров учитываются, в частности,
их  качество,  наличие  товарного знака, репутация на рынке, страна
происхождения.
    5.  При  определении  рыночных  цен  товаров,  работ  или услуг
принимаются   во  внимание  сделки  между  лицами,  не  являющимися
взаимозависимыми.   Сделки   между  взаимозависимыми  лицами  могут
приниматься    во    внимание   только   в   тех   случаях,   когда
взаимозависимость  этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
    6.  При  определении  рыночных  цен  товара,  работы или услуги
учитывается  информация  о  заключенных  на момент реализации этого
товара,  работы  или  услуги  сделках  с  идентичными (однородными)
товарами,   работами   или  услугами  в  сопоставимых  условиях,  в
частности: количество (объем) поставляемых товаров (например, объем
товарной  партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей,
обычно  применяемые в сделках данного вида. При этом условия сделок
на  рынке  идентичных  (а  при их отсутствии - однородных) товаров,
работ  или услуг признаются сопоставимыми, если различие между ними
либо  существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг,
либо может быть учтено с помощью поправок."

    3. Дополнить статьей 40.2 следующего содержания:
    "Статья   40.2.   Органы,   уполномоченные  определять  границы
товарных  рынков,  рыночную  цену товаров работ или услуг для целей
налогообложения
    Органами,  в  компетенцию  которых  входит определение товарных
рынков  и  рыночной  цены на них (уполномоченные органы), являются:
    1)  при  определении  границ  рынка  товаров, работ или услуг -
Министерство    по    антимонопольной    политике    и    поддержке
предпринимательства      и      его     территориальные     органы;
    2)  при  определении  рыночной  цены  методом  цены последующей
реализации,  а  также  затратным  методом - Министерство Российской
Федерации  по  налогам  и  сборам,  налоговые  органы  по субъектам
Российской  Федерации,  по  районам,  городам  и районам в городах;
    3)  в  остальных  случаях  - Государственный комитет Российской
Федерации по статистике и его территориальные органы".

    Статья  2.  Настоящий  Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального обнародования.


    Исполняющий обязанности
    Президента Российской Федерации                      В.В. Путин



                       Пояснительная Записка
                   к проекту федерального закона
         "О внесении изменений и дополнений в часть первую
             Налогового кодекса Российской Федерации"

    Актуальность    и   необходимость   настоящей   законодательной
инициативы   обусловлена  тем,  что  в  последнее  время  нефтяными
компаниями  создана  система  внутрикорпоративных  взаимоотношений,
приведшая         к         снижению        рентных        платежей
предприятий-недропользователей  (плата  за  пользование  недрами  и
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы) в несколько
раз.   Достигается   это   путем   заключения   внутрикорпоративных
соглашений   на   покупку-продажу  сырой  товарной  нефти,  добытую
недропользователем  и соответствующую требованиям ГОСТа, по ценам в
2-3  раза  ниже  рыночных, что соответственно многократно уменьшает
объем   реализации   продукции  и,  соответственно,  суммы  рентных
платежей.
    Несмотря  на  то, что свыше 40 % добываемой недропользователями
нефти    идет    на    экспорт   по   ценам,   кратно   превышающим
внутрироссийские,  выручка  от  экспорта  также  не учитывается при
исчислении  рентных  платежей,  поскольку  экспорт основного объема
нефти   осуществляется   не   недропользователями,   а   различными
посредническими   структурами,   созданными  нефтяными  компаниями.
Данные посреднические структуры, как правило, зарегистрированы в г.
Москве   или   в  зонах  с  льготным  налогообложением  (оффшорах),
оставляют  себе значительную часть прибыли недропользователя (из-за
разницы   цен   реализации  и  перепродажи),  "вымывая"  тем  самым
налогооблагаемую  базу  федерального  и  консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации.
    Данными  действиями  нефтяные  компании  наносят  прямой  ущерб
социально-экономическому   развитию  регионов  и  страны  в  целом.
    По    экспертным    оценкам,    из-за   ценовой   политики   во
внутрикорпоративных  взаимоотношениях  между нефтяными компаниями и
недропользователями, в областной бюджет недоначисляется платежей за
пользование  недрами  в  размере  свыше 1500 млн. руб. в расчете на
год.
    Налоговые  органы  ограничены  в  эффективном  контроле цен для
целей налогообложения, так как на сегодняшний день положения статьи
40  НК  РФ  рассчитаны  на нормально функционирующий рынок товаров,
работ,    услуг   с   общедоступными   источниками   информации   о
товарно-денежных  потоках,  динамике цен по сделкам, но на практике
выглядит  все  несколько  иначе.  В связи с этим, для усиления роли
государства   в   административно-властных  отношениях,  необходимо
внесение  изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса.
    В  целях  реализации  положений  статьи  40  НК  РФ на практике
необходимо:
    1.  Определить  орган,  уполномоченный определять рыночную цену
товаров,  работ  или услуг для целей налогообложения. Таким органом
может  являться  Государственный  комитет  Российской  Федерации по
статистике.
    2.  Определить  орган уполномоченный определять товарный рынок.
Таким   органом  может  являться  Министерство  по  антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
    3.   Ограничить   компетенцию   налоговых   органов   в   части
осуществления ими самостоятельно мониторинга рыночных цен, товаров,
работ,  услуг  с  учетом  многочисленных  условий,  предусмотренных
пунктами   3-9  статьи  40  НК  РФ  в  ныне  действующей  редакции.
    В   случае   принятия   настоящего   Закона  не  предполагается
дополнительных  затрат  из федерального бюджета или каких-либо иных
источников финансирования для его реализации.

                              Справка
                   о состоянии законодательства
           в сфере налогообложения и определения границ
              товарных рынков и рыночных цен товаров,
              работ и услуг для целей налогообложения

    1.  Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред.
от 09.07.99);
    2.  Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ
(ред.  от  09.07.99) "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации";
    3.  Закон  Российской  Федерации  от 27.12.91 N 2116-1 (ред. от
04.05.99)   "О   налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций";
    4.  Закон  РСФСР  от  20.12.91  N 2069-1 "О подоходном налоге с
предприятий";
    5.  Закон  Российской  Федерации  от 13.12 91 N 2028-1 (ред. от
22.12.92) "О налогообложении страховой деятельности";
    6.  Закон  Российской  Федерации  от 12.12.91 N 2025-1 (ред. от
22.12.92) "О налогообложении доходов банков";
    7.  Закон  Российской  Федерации  от 12.12.91 N 2023-1 (ред. от
23.03.98)    "О   налоге   на   операции   с   ценными   бумагами";
    8.  Закон  Российской  Федерации  от 12.12.91 N 2020-1 (ред. от
27.01.95)   "О   налоге   с   имущества,   переходящего  в  порядке
наследования или дарения";
    9.  Закон  Российской  Федерации  от 06.12.91 N 1992-1 (ред. от
04.05.99) "О налоге на добавленную стоимость";
    10.  Закон  Российской  Федерации  от  22.03.91  N  948-1 (ред.
02.01.2000)   "О   конкуренции   и   ограничении  монополистической
деятельности на товарных рынках";
    11.   Постановление   Правительства   Российской  Федерации  от
05.01.2000  N  10  "Вопросы  Государственного  комитета  Российской
Федерации по статистике";
    12.   Постановление   Правительства   Российской  Федерации  от
12.07.99  N 793 "Об утверждении положения о Министерстве Российской
Федерации     по     антимонопольной     политике    и    поддержке
предпринимательства".

                             Перечень
     нормативных правовых актов федерального законодательства,
      подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
  изменению, дополнению или принятию в связи с вступлением в силу
  Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в часть
                              первую
             Налогового кодекса Российской Федерации"

    В  связи  с  принятием  настоящего  закона потребуется внесение
изменений в следующие нормативные правовые акты:
    1. Федеральный Закон Российской Федерации  от 31.07.98 N 147-ФЗ
(ред.  от  09.07.99) "О введении в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации".
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.99
N 793 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации
по   антимонопольной  политике  и  поддержке  предпринимательства".
    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.94
N 834 (ред. 07.03.95) "Вопросы государственного комитета Российской
Федерации по статистике".
    Правительству  Российской  Федерации в целях конкретизации норм
НК  РФ  разработать  порядок  определения  рыночной  цены  и границ
товарного  рынка, разработать методологию проведения статистических
наблюдений   за   рыночными   ценами   товаров,   работ   и  услуг.
    Таким  органом  может  являться Министерство по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
    3. Ограничить   компетенцию   налоговых   органов     в   части
осуществления ими самостоятельно мониторинга рыночных цен, товаров,
работ,  услуг  с  учетом  многочисленных  условий,  предусмотренных
пунктами   3-9  статьи  40  НК  РФ  в  ныне  действующей  редакции.
    В   случае   принятия   настоящего   закона  не  предполагается
дополнительных  затрат  из федерального бюджета или каких-либо иных
источников финансирования для его реализации.

Информация по документу
Читайте также