Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тюменской области от 24.04.2000 № 92

 



                   ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    24.04.2000 г.                                              N 92
                             г.Тюмень


    О Концепции развития
    лесопромышленного
    комплекса области
    на период 2000 - 2005
    годов


    1.  Утвердить  Концепцию  развития  лесопромышленного комплекса
области  на  период 2000 - 2005 годов, разработанную в соответствии
с  решением  областной  конференции  "Проблемы предприятий лесной и
деревообрабатывающей  промышленности  в условиях системного кризиса
в РФ" от 30.06.99.
    2.  Органам  государственной  власти  и местного самоуправления
области   руководствоваться   Концепцией   при   принятии  решений,
касающихся   развития   лесопромышленного   комплекса   области   и
территорий.


    Губернатор области                                 Л.Ю.Рокецкий
    ________________



    Приложение
    к Постановлению
    Губернатора Тюменской области
    от 24 апреля 2000 г. N 92


                             КОНЦЕПЦИЯ
               РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
           ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2000 - 2005 ГОДОВ

                             Введение

    Одним    из    важнейших    факторов    экономического    роста
национального  хозяйства  являются  природные  ресурсы. В Тюменской
области   самыми   обширными   по   территориальному   масштабу   и
экономическим возможностям из этих ресурсов являются леса.
    На  юге  области  общий  корневой запас древесины превышает 800
млн.  куб.  м.  Лесные  ресурсы  позволяют  без  ущерба для природы
ежегодно  заготавливать  только  по  главному  пользованию  более 8
млн. куб. м древесины различных пород.
    В  предшествующие  десятилетия  в  области был накоплен немалый
опыт  в  использовании  этого  ресурса для поступательного развития
народного  хозяйства  как в региональном аспекте, так и в масштабах
страны.   Ныне   в   области   представлены  все  виды  современной
лесопромышленной  деятельности  начиная  от  заготовок  древесины и
заканчивая  ее  глубокой переработкой и производством разнообразной
продукции.
    В   последние   годы   в   силу   целого  ряда  причин  уровень
использования   лесных  ресурсов,  эффективность  лесопромышленного
комплекса   области   резко   снизились,  ослабло  его  значение  в
экономике области.
    В  настоящее  время стало очевидным, что для выхода ЛПК области
из  кризиса  и  последующего  его  эффективного развития необходимы
обоснованная  стратегия  и  активная тактика, соответствующие новым
условиям хозяйствования.
    В  Концепции  на  основании  анализа  современного  состояния и
причин  кризиса  ЛПК,  проведенного  в  научно  - исследовательской
работе   в   1998   году   по   теме   "Стабилизация   и   развитие
лесопромышленного  комплекса  Тюменской  области  до  2005  года" и
предложений     по    дальнейшему    развитию    ЛПК,    определены
стратегические   цели   преобразований  и  первоочередные  меры  по
стабилизации   работы   лесопромышленных   предприятий.   С  учетом
региональных    особенностей    намечены    основные    направления
инновационной     деятельности     технико    -    технологического
совершенствования  производства.  В  связи  с  тем,  что  одним  из
основных  препятствий  на  пути  к  экономическому росту становится
медленный  процесс  преобразований на уровне предприятий, предложен
более     динамичный    финансово    -    экономический    механизм
реформирования    ЛПК.    Рассмотрены   вопросы   совершенствования
организационной  структуры  управления  комплексом  и  менеджмента.
Особое   внимание   уделено   механизму   реализации   Концепции  и
ожидаемых от этого экономических результатов.

            1. Современное состояние лесопромышленного
                         комплекса области

    Основой   функционирования   и   перспективного   развития  ЛПК
является большой лесосырьевой потенциал Тюменской области.
    Данные   по  состоянию  на  01.01.99,  характеризующие  размеры
лесного  фонда,  запасы  древесины  в  лесах  и их распределение по
фондодержателям, представлены в таблице 1.

                                                          Таблица 1

|—————————|———————|———————|——————|——————|———————|—————|——————|——————|—————|
|Фондо-   |Земли государственного лесного фонда,|Запас древесины, млн.куб.|
|держател |тыс. га                              |млн.куб.м                |
|и        |                                     |                         |
|         |———————|———————|——————|——————|———————|—————|——————|——————|—————|
|         |Всего  |покрытые лесом               |Общ  |в т.ч. спелые и    |
|         |       |                             |ий   |перестойн.         |
|         |       |                             |     |                   |
|         |       |                             |     |                   |
|         |       |———————|——————|——————|———————|     |                   |
|         |       |Всего  |в т.ч. спелые и      |     |                   |
|         |       |       |перестойн.           |     |                   |
|         |       |       |                     |     |                   |
|         |       |       |                     |     |                   |
|         |       |       |                     |     |                   |
|         |       |       |                     |     |                   |
|         |       |       |                     |     |——————|——————|—————|
|         |       |       |                     |     |Всего |из    |лист |
|         |       |       |——————|——————|———————|     |      |них   |вен. |
|         |       |       |итого |из них|лист-  |     |      |хвойн.|     |
|         |       |       |      |хвойн |вен.   |     |      |      |     |
|         |       |       |      |.     |       |     |      |      |     |
|—————————|———————|———————|——————|——————|———————|—————|——————|——————|—————|
|Комитет  |9872,8 |5461,5 |2547,4|1106,4|1441,0 |725,5|439,4 |180,9 |258,5|
|по лесу  |       |       |      |      |       |     |      |      |     |
|         |       |       |      |      |       |     |      |      |     |
|—————————|———————|———————|——————|——————|———————|—————|——————|——————|—————|
|ФГУ      |1233,5 |1124,3 |125,4 |4,5   |120,9  |117,4|18,6  |0,9   |17,7 |
|Тюмень-  |       |       |      |      |       |     |      |      |     |
|агролес  |       |       |      |      |       |     |      |      |     |
|         |       |       |      |      |       |     |      |      |     |
|—————————|———————|———————|——————|——————|———————|—————|——————|——————|—————|
|Итого    |11106,3|6585,8 |2672,8|1110,9|1561,9 |842,9|458   |181,8 |276,2|
|—————————|———————|———————|——————|——————|———————|—————|——————|——————|—————|

    Спелые  и  перестойные насаждения размещены на площади 2,7 млн.
га и имеют запасы 458 млн. куб. м.
    Расчетная  лесосека  по области в лесах, экологически возможных
и  экономически  доступных для эксплуатации, определена в размере 8
млн. куб. м, в том числе 1,6 млн. куб. м по хвойному хозяйству.
    В  1990  году  на  юге области было заготовлено 2,6 млн. куб. м
деловой  древесины,  произведено  0,9  млн.  куб. м пиломатериалов,
246,1  усл.  тыс. куб. м древесно - стружечных плит, 20,3 тыс. куб.
м   клееной  фанеры,  на  61  млн.  руб.  выпущено  мебели.  Объемы
выпускаемой   ЛПК  продукции  позволяли  в  основном  удовлетворить
потребности  различных  отраслей  народного  хозяйства  и населения
области  в  строительно  -  столярных материалах, древесных плитах,
фанере,  мебели,  топливных  дровах,  а  также вести торговый обмен
лесопродукцией  с  другими  регионами  России  и  поставлять  ее за
рубеж.   Удельный   вес   продукции,  выпускаемой  на  предприятиях
комплекса,  составлял  к  концу  1980-х  годов  почти  3,8 % общего
объема  промышленной  продукции  области.  В  комплексе было занято
более  18  %  от  общей численности промышленно - производственного
персонала всей промышленности области.


                                                          Таблица 2

-----------------T---------------------------------------------T-------¬
¦Виды продукции  ¦Объемы по годам                              ¦1999 г.¦
¦                +-----T--------T--------T--------T-----T------+в % к  ¦
¦                ¦1990 ¦1995    ¦1996    ¦1997    ¦1998 ¦1999  ¦1990 г.¦
+----------------+-----+--------+--------+--------+-----+------+-------+
¦Вывозка         ¦  2,5¦     0,6¦     0,5¦     0,4¦  0,2¦   0,3¦  12   ¦
¦древесины,      ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦      ¦       ¦
¦млн. м3         ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦      ¦       ¦
+----------------+-----+--------+--------+--------+-----+------+-------+
¦Пиломатериалы,  ¦890,2¦   205,5¦   181,5¦   101,3¦ 80,5¦  88,7¦  10   ¦
¦тыс. м3         ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦      ¦       ¦
+----------------+-----+--------+--------+--------+-----+------+-------+
¦Фанера, тыс. м3 ¦ 20,3¦     8,3¦     6,4¦     4,2¦  5,3¦   9,6¦  47,3 ¦
¦ДСП, усл.       ¦246,1¦    73,6¦    35,6¦    28  ¦ 21,4¦  28,1¦  11,4 ¦
¦тыс. м3         ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦      ¦       ¦
+----------------+-----+--------+--------+--------+-----+------+-------+
¦Мебель, млн.    ¦ 61  ¦269904  ¦392711  ¦459472  ¦562,9¦1006,4¦  16,5 ¦
¦руб. в сопостав.¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦      ¦       ¦
¦ценах           ¦     ¦        ¦        ¦        ¦     ¦      ¦       ¦
L----------------+-----+--------+--------+--------+-----+------+--------

    За  последние  годы  экономическое  состояние  предприятий  ЛПК
значительно  ухудшилось.  В  1999  году  67  %  крупных  и  средних
предприятий   были  убыточными.  В  целом  по  лесной  отрасли  юга
области  в  1999  году  получен  убыток  в  размере  8 млн. рублей.
Кредиторская  задолженность  предприятий по состоянию на 01.01.2000
составила   202   млн.   рублей.  Более  30  %  долгов  предприятий
составляет  задолженность  по  налогам  в  федеральный  и областной
бюджеты, внебюджетным фондам.
    Из-за     отсутствия    инвестиций    сократилось    обновление
производства,  внедрение  новых  технологий и оборудования, а также
строительство  лесовозных  дорог.  Не  вводятся  новые  мощности, и
значительно  ускорился  процесс выбытия действующих. Так, за период
1991  -  1998  годов  мощности  по вывозке древесины и производству
пиломатериалов  сократились  более чем в 5 раз. Происходит старение
основных   производственных   фондов.   В   1998  году  коэффициент
обновления  ОПФ  составил  всего  1  %, износ их достиг критической
величины   и  превысил  75  %.  Особую  тревогу  вызывает  снижение
производительности   труда   и  ухудшение  материального  положения
работников лесопромышленных предприятий.
    В  лесных  поселках  низкий  уровень  занятости  населения.  По
существу  без  работы  оказался  целый ряд коллективов лесопунктов,
удаленных от магистральных транспортных путей.
    Кризисные   явления  в  ЛПК  обусловлены  целым  рядом  причин.
Прежде   всего,  это  связано  с  резким  снижением  инвестиционной
активности  во  всех сферах народного хозяйства России и ухудшением
материального положения большинства населения.
    Другим   негативно   влияющим   на   отрасль   фактором   стала
неэффективная   приватизация   лесопромышленных   предприятий.  Она
привела  к  разрыву  сложившихся  технологических,  хозяйственных и
кооперационных связей.
    Масштабное  влияние  на ухудшение деятельности лесопромышленных
предприятий   оказала   наступившая  с  1992  года  прогрессирующая
инфляция  и  дестабилизация  финансовой системы страны, приведшие к
утрате    прежней    системы    формирования   оборотных   средств.
Предприятия  были  вынуждены  брать  кредиты  в коммерческих банках
под   210   %   годовых.   Крайне   негативную  роль  сыграл  отказ
государства    в   предоставлении   лесопромышленным   предприятиям
льготных  кредитов  под  межсезонные  запасы  древесины и досрочный
глубинный завоз топлива и материалов.
    Много    упущений    и   недоработок   допускается   на   самих
предприятиях.   К  числу  наиболее  характерных  проблем  относится
неэффективность    управления   предприятиями,   и   в   частности:
отсутствие  стратегии  в деятельности и ориентация на краткосрочные
результаты  в  ущерб  среднесрочным  и  долгосрочным, недостаточное
знание  конъюнктуры  рынка, неэффективность финансового менеджмента
и    управления    издержками    производства,    низкий    уровень
ответственности  руководителей  за последствия принимаемых решений.
Снизилась   дисциплина   труда.  Имеют  место  большие  простои  по
организационным  причинам.  Многие  руководители  перестали активно
заниматься  вопросами  совершенствования  технологии  и организации
работ, подготовкой и повышением квалификации кадров.
    В  1999  году  создались  благоприятные  условия  для  развития
предприятий:  повысился  спрос на лесопродукцию на внутреннем рынке
и   за   рубежом,  а  сложившиеся  на  нее  цены  позволили  многим
предприятиям наращивать объемы производства.
    Происходит   оздоровление   финансового   состояния:  на  25  %
сократилась  кредиторская  задолженность,  при  продвижении  товара
возросла доля денежных расчетов.
    Для   ускорения   процессов   стабилизации  работы  предприятий
отрасли   существует   объективная  необходимость  выработать  меры
взаимодействия    их   с   администрациями   области,   территорий,
законодательными ветвями власти.

           2. Стратегические цели и первоочередные меры
           по преобразованию лесопромышленного комплекса
        на принципах социально - ориентированной экономики

                  2.1. Приоритеты преобразований

    Ключевой   идеей  предлагаемой  Концепции  является  разработка
комплекса  мер  по выводу лесопромышленного производства из кризиса
и  превращения  его  в самофинансирующуюся, динамично развивающуюся
отрасль  экономики  области,  базируясь  на  принципах формирования
социально  -  ориентированной рыночной экономики. Основным звеном в
этой  цепи  является  изменение среды функционирования предприятий,
дополненное   стимулированием  внутренних  преобразований.  Главная
цель  реформы  предприятий  при этом состоит в их реструктуризации,
стимулировании     деятельности    по    повышению    эффективности
производства   и  конкурентоспособности  выпускаемой  продукции,  в
повышении     производительности     труда,    снижении    издержек
производства,   улучшении  финансово  -  экономических  результатов
деятельности.
    В  основу  Концепции как системы представлений о стратегических
задачах  и  тактических  средствах достижения главной цели заложены
следующие направления работы:
    1.  Более  эффективное  использование  природного лесосырьевого
потенциала   области   для   общего   поступательного  социально  -
экономического развития.
    2.    Максимально    возможное    использование    собственного
потенциала   отрасли   для   ее  быстрого  подъема  в  сочетании  с
государственной поддержкой развития.
    3.    Реструктуризация   и   реформирование   предприятий   для
повышения эффективности производства.
    4.   Совершенствование  организации  производства  и  повышение
мотивации  к  высоко  производительному  труду  работающих в лесной
отрасли;    четкое    разграничение    ответственности   участников
(учредителей)  и  управляющих,  развитие  механизмов корпоративного
управления.
    5.    Создание    благоприятных   экономических   условий   для
функционирования  лесопромышленных  предприятий  на всей территории
области.    Обеспечение    учредителей,   акционеров,   участников,
инвесторов  и  кредиторов  достоверной  информацией  о  финансово -
экономическом положении предприятий.
    6.     Форсированное     формирование     эффективного     ядра
конкурентоспособных   предприятий,   ориентированных   на   реально
складывающийся  платежеспособный  спрос,  как  на внутреннем, так и
на внешнем рынках.
    7.  Опережающее  развитие  лесоперерабатывающих  производств  в
районах,  удаленных  от  транспортных  путей,  исключение  излишней
транспортировки  круглой  древесины,  максимальное  использование в
лесных предприятиях собственных источников энергии.
    8.  Создание  инвестиционной привлекательности предприятий ЛПК,
разработка  и  реализация  масштабных  программ их развития за счет
собственных и привлекаемых финансовых ресурсов.
    9.  Подготовка  руководящих,  инженерных  и  рабочих кадров для
отрасли.
    10.   Обеспечение  социальной  защищенности  работников  лесной
отрасли.
    11.  Переход  в  деятельности  ЛПК  на  принципы  сохранения  и
повышения  экологической  целостности  территории  и  многоцелевого
использования лесов.
    Эти  многоплановые  и многообразные задачи не могут быть решены
одномоментно.  Требуется  поэтапное  организованное  движение по их
реализации и, прежде всего, стабилизация действующих производств.

    2.2. Первоочередные меры по стабилизации работы предприятий

    Основной  проблемой  лесопромышленного  комплекса,  без решения
которой    невозможно    выйти   из   кризиса   и   стабилизировать
производство,   в   настоящее   время   является   его   финансовое
оздоровление.
    Учитывая    нынешнее    производственно    -    техническое   и
экономическое   состояние   предприятий,   а   также   ограниченные
финансовые   возможности  государственной  поддержки,  предлагается
обеспечить  выход  из  финансового  тупика  с  учетом  наличия двух
групп предприятий.
    Первую     группу     составляют    предприятия,    сохранившие
значительный  производственный  потенциал и не утратившие полностью
платежеспособности.  Для  них  необходимо  провести,  прежде всего,
реструктуризацию долгов бюджетам и внебюджетным фондам.
    С    этой   целью   могут   быть   использованы   установленные
Правительством    РФ    условия    реструктуризации   задолженности
организаций по платежам в федеральный бюджет.
    Однако  для  большинства  лесопромышленных  предприятий области
эти  условия  труднореализуемы,  так  как  они  не способны вносить
текущие платежи и одновременно гасить допущенную задолженность.
    Вопросы   урегулирования   задолженности   предприятий  ЛПК  по
платежам  в  областной  бюджет  и  внебюджетные  фонды  могут  быть
решены   путем   принятия  Тюменской  областной  Думой  нормативных
актов,  принятых  на  основании  главы 9 части I Налогового кодекса
РФ и других федеральных нормативно - правовых актов.
    Предлагается следующий вариант решения этой проблемы:
    -  замораживание  на пятилетний срок основных долгов и амнистия
задолженности   по   штрафам  и  пеням  за  несвоевременную  уплату
налогов  при  условии  своевременного  внесения  текущих  налоговых
платежей.
    Для  предприятий  этой  группы особое значение имеет пополнение
оборотных    средств.    Решение    этого   вопроса   предусмотрено
постановлением   Правительства   РФ  от  09.01.97  N  25  "О  мерах
государственной  поддержки  лесопромышленного  комплекса Российской
Федерации".   В   ходе   его   дальнейшей  реализации  предлагается
выделить государственные льготные кредиты на срок до 3 лет.
    Для  лесопромышленных  предприятий,  имеющих  сезонный характер
работы   и  реализации  продукции,  следует  восстановить  практику
выделения  льготных  кредитов  под  межсезонные  запасы древесины и
досрочный завоз нефтепродуктов.
    Важным  источником  пополнения  оборотных  средств  рентабельно
работающих    предприятий    может    служить    размещение   этими
предприятиями  дополнительных  акций  в  соответствии с решениями о
выпуске.
    Вторая   группа   предприятий   -  это  предприятия,  полностью
утратившие  платежеспособность.  Для них предлагается санация через
процедуру банкротства на основании действующих нормативных актов.
    Следует   создать   общие,  более  благоприятные  экономические
условия  для  эффективной  работы ЛПК. Предлагается в этой связи на
областном уровне принять ряд нормативных актов.
    Речь   идет,   в  первую  очередь,  о  временном  введении  для
лесозаготовительных предприятий некоторых налоговых льгот.
    Другая  группа  общеэкономических  мер, требующих осуществления
на областном уровне, предусматривает:
    1.   Разрешение   леспромхозам,   удаленным   от   потребителей
низкосортной  древесины,  оставление  осины  на  корню  на  срок до
появления на рынках спроса на этот вид сырья.
    2.  Передачу  объектов  социально - культурного и коммунально -
бытового   назначения   с   баланса   предприятий  в  муниципальную
собственность  произвести  согласно  постановлению Правительства РФ
от  07.03.95  N  235  "О  порядке  передачи  объектов  социально  -
культурного   и   коммунально  -  бытового  назначения  федеральной
собственности   в  государственную  собственность  субъектов  РФ  и
муниципальную собственность".
    Осуществление    вышеперечисленных    мер    позволит   создать
оптимальные   стартовые   условия  для  выхода  лесной  отрасли  из
кризиса   и  последующего  прогрессирующего  роста  производства  и
повышения качества всех видов лесоперерабатывающей продукции.

               3. Финансово - экономический механизм
            преобразований лесопромышленного комплекса

                    3.1. Реструктуризация в ЛПК

    Реструктуризация  рассматривается  в предлагаемой Концепции как
важнейшее    звено   в   ускоренной   стабилизации   экономического
положения   в   ЛПК   и   последующего  выхода  его  на  траекторию
эффективного развития.
    Предлагается следующий подход к реструктуризации.
    В  первую  очередь  необходимо  разработать  общие положения по
реструктуризации  лесопромышленной  сферы  области.  Затем  на этой
основе   выделить  несколько  типичных  предприятий  и  с  участием
администраций    районов    разработать   одну   -   две   районные
подпрограммы   реструктуризации,   апробировать   их  на  практике,
выявив  положительные  и  отрицательные  моменты.  А  в  заключение
предлагаемого     алгоритма    сформировать    схемы    -    модели
реструктуризации   для   остальных   предприятий   ЛПК   с   учетом
особенностей последних.
    При   разработке  подпрограммы  реструктуризации  целесообразно
учесть        производственную       специализацию       мощностей:
лесозаготовительную,  деревообработку  и  их  ориентацию  на  рынки
сбыта (внутренний и внешний рынки).
    Мероприятия  при  этом  разрабатываются  на  двух  уровнях:  1)
предприятие и 2) регион.
    На   уровне   предприятий  особое  внимание  обращается  на  их
реформирование   с   целью   повышения   эффективности  управления,
усиления  влияния  акционеров  (в т.ч. представителей государства),
достижения  прозрачности  информации  о  финансово  - экономическом
состоянии,   четкого   разграничения   ответственности  управляющих
кадров      и     собственников,     обеспечения     инвестиционной
привлекательности предприятия.
    На   уровне   региона  необходимо  проработать  мероприятия  по
структурным изменениям:
    - выделение предприятий - лидеров, эффективного ядра;
    - перепрофилирование, ликвидация неперспективных предприятий;
    -  образование  объединенных структур на базе технологических и
хозяйственных связей;
    -   меры   по   экономической   и  правовой  поддержке  отрасли
региональными властями.
    Особое  внимание  при реструктуризации следует сосредоточить на
реформировании  предприятий  в  депрессивных  зонах. Сюда относятся
предприятия, удаленные от удобных транспортных путей.
    Предложения  о  дальнейшем развитии, техническом перевооружении
таких     предприятий,     перепрофилировании     или    ликвидации
рассматриваются    с    учетом    всех    факторов    хозяйственной
деятельности. Особое внимание уделяется оценке:
    -   финансово  -  экономического  состояния  (прибыли,  убытки,
кредиторская    и    дебиторская    задолженности,   обеспеченность
собственными оборотными средствами, платежеспособность);
    -    обеспеченности    лесосырьевыми   ресурсами   и   качества
лесосечного  фонда,  его доступность, условий аренды в соответствии
с Лесным кодексом РФ;
    -   существующей   и   прогнозируемой  привязке  предприятия  к
требованиям  внутреннего  и  внешнего рынков в части ассортимента и
качества продукции;
    -     способности     повысить     технический     уровень    и
конкурентоспособность продукции;
    -  уровня  экологического воздействия предприятия на окружающую
среду;
    - социальных факторов.
    На   основании   вышеуказанного   анализа  могут  быть  приняты
следующие варианты решений:
    1.    Выведение    непрофильных,   убыточных,   неперспективных
производств     из     состава    предприятий,    их    последующее
перепрофилирование   или  ликвидация;  дробление  на  более  мелкие
предприятия;   переход   на   сезонный   метод   работ   (зимой   -
лесозаготовка,  летом  -  сельхозработы);  вахтовый  способ работы,
внедрение новых технологий и энергообеспечения.
    2.  Образование  вертикально ориентированных единых предприятий
или промышленно - финансовых групп.
    3.  Вхождение  финансово слабых, неперспективных предприятий на
правах  дочерних  или с ликвидацией юридического лица в предприятия
-   лидеры   с   одновременной   санацией.   Здесь  также  возможно
проведение  процедуры  банкротства  с  целью замораживания долгов и
реализации программы оздоровления.
    При      разработке     мероприятий     по     реструктуризации
предусматривается       переподготовка       и      трудоустройство
высвобождающихся    работников,   создание   новых   рабочих   мест
(организация   малых   предприятий   по   заготовке  и  переработке
древесины   исходя   из   спроса,   развитие  подсобных  промыслов,
связанных с рациональным использованием побочных продуктов леса).
    В   сфере   экологии   необходимо   учитывать   неравномерность
использования  расчетной  лесосеки  и  обеспечить усиление контроля
за  соблюдением  лесопромышленных  правил  и норм, особенно мелкими
предприятиями.   Для   реализации  критериев  устойчивого  развития
лесопромышленной  сферы  следует  разработать  меры  по снижению ее
отрицательного    воздействия   на   окружающую   среду   за   счет
совершенствования     технологии     в    основном    производстве,
технического  усовершенствования  действующих очистных сооружений и
установок, более полного использования отходов производства.
    Реформирование  предприятий  должно проводиться самостоятельно.
Вместе  с  тем  государственные  органы,  прямо  не  вмешиваясь  во
внутренние  дела  предприятий, должны создавать более благоприятные
условия  хозяйствования  тем предприятиям, которые реформируются. В
оценочные  критерии,  предъявляемые  к  реформируемому предприятию,
следует  включить:  наличие  на  предприятиях  бизнес  -  планов на
среднесрочную    и    долгосрочную    перспективу;    переход    на
международные    стандарты   бухгалтерского   учета;   существенное
снижение   неденежных   форм  расчетов;  изменение  амортизационной
политики, переход на рыночную оценку активов предприятий.

              3.2. Увеличение экспортного потенциала

    Объемы   экспортных   поставок   определяются   общим   уровнем
экономического     развития     отрасли,     конкурентоспособностью
выпускаемой  продукции,  а  также  емкостью  и  конъюнктурой спроса
рынков за пределами России.
    В  1998  году  было  поставлено  на  экспорт  лесных товаров из
области  на  сумму  9324  тыс.  долларов.  Основной  объем экспорта
(около  65  %)  представлен  пиломатериалами  и  фанерой  и  35 % -
круглыми     лесоматериалами     (балансы    лиственные,    хвойный
пиловочник).  Фактически  не  ограничен  объем  поставки на экспорт
фанеры.
    В  организационном  плане  на  всех  уровнях управления следует
быстрее решать такие вопросы лесного экспорта, как-то:
    -  сбор  достоверной  информации по конъюнктуре лесных рынков и
действующим стандартам на основные лесные товары;
    -  осуществление  перехода  предприятий  на выпуск продукции по
техническим условиям потребителя;
    -    проведение   сертификации   продукции   и   учет   ее   по
международным стандартам.
    Решение  вышеперечисленных  проблем  позволит  в  течение 4 лет
увеличить   валютные  поступления  в  область  от  экспорта  лесной
продукции, по меньшей мере, в два раза.

          3.3. Создание системы маркетинга лесопродукции

    В  настоящее  время каждое предприятие вынуждено самостоятельно
или   с   привлечением   различных   посредников   решать  проблемы
маркетинга    своей   продукции.   При   такой   организации   дела
предприятия   не   в   состоянии   поддерживать   необходимые   для
маркетинга  стандарты,  иметь достоверную информацию по конъюнктуре
внутреннего   и   внешнего   рынка,  а,  в  конечном  счете,  несут
значительные экономические потери.
    Предполагается  создать  в  области  специальную  аналитическую
службу  лесопромышленного  комплекса.  Эта  организация  может быть
бесприбыльной  и  работать  под  руководством Администрации области
или ассоциации лесопромышленных предприятий области.
    Территориальная  маркетинговая  служба  должна  взять  на  себя
следующие основные функции:
    -  изучение  конъюнктуры  спроса на лесопродукцию на российском
и зарубежном рынках;
    -   разработку  прогнозных  предложений  по  возможным  объемам
продаж  и  производства  продукции  различной номенклатуры с учетом
платежеспособного спроса;
    -    обеспечение   предприятий   -   учредителей   техническими
стандартами  на  продукцию,  пользующуюся  спросом,  и другой базой
нормативно - технической информации;
    -  организацию  оптовых  рынков продукции (проведение выставок,
ярмарок   и   др.,   в   том  числе  ежегодных  областных  выставок
"Тюменский лес");
    -  выполнение  посреднических  услуг по сбыту и транспортировке
продукции,  а  также  авансирование  под  заключенные  договора  на
поставки лесоматериалов.
    Одной  из  важнейших  задач  данной  службы  является  изучение
конъюнктуры    лесопродукции   на   внешних   рынках,   определении
возможных  объемов  продаж на них продукции ЛПК и разработка мер по
совершенствованию структуры лесного экспорта.

          4. Пути развития инновационно - инвестиционных
                             процессов

       4.1. Основные направления увеличения объемов выпуска
                 конкурентоспособной лесопродукции

    Вопросы     наращивания    объемов    выпуска    лесопродукции,
совершенствования  производства  предлагается,  как уже указывалось
выше, решать поэтапно.
    На  первом  этапе  (2000  - 2003 годы) следует осуществить меры
по      предотвращению      дальнейшего     выбытия     действующих
производственных   мощностей  и  снижению  затрат  на  производство
продукции.   В   этот   период   рост  объемов  товарной  продукции
планируется  в  размере  40  - 50 % к уровню 1998 года. Этих темпов
можно   будет   достигнуть   за  счет  финансово  -  экономического
оздоровления     предприятий,    частичной    замены    изношенного
оборудования,   возобновления   строительства   лесовозных   дорог,
улучшения  организации  и  дисциплины труда, повышения квалификации
рабочих и инженерных кадров.
    В  этот  период  целесообразно принять комплекс организационных
и   технологических   мер  по  снижению  затратности  производства,
сбережению  топливно  -  энергетических  и  лесосырьевых ресурсов и
повышению   качества   продукции.   Необходимо   также   обеспечить
повышение  мотивации  к  производительному труду работающих за счет
прогрессивной   и   своевременно  выплачиваемой  заработной  платы,
совершенствования  форм  и  методов  организации работ и устранения
простоев   по   организационным   причинам.  Значительная  экономия
затрат    может    быть   достигнута   путем   более   интенсивного
использования  технологического  оборудования,  снижения сезонности
лесозаготовительных  работ,  а также временного сокращения размеров
налогов, перечисляемых в областной бюджет.
    Увеличение    выпуска    качественной   и   конкурентоспособной
продукции   в   этот  период  возможно  обеспечить  за  счет  более
широкого  применения  современных технологий. В лесозаготовительной
промышленности:   путем  внедрения  новых  технологий  заготовки  и
первичной   переработки   древесины   с   учетом  географических  и
растительных    условий,    строительство    дорог   круглогодового
действия,   использования   отходов  лесозаготовок  и  низкосортной
древесины.  В  деревообрабатывающей  промышленности: путем освоения
производства    продукции   по   международным   нормам   качества,
внедрения    новых    экономических   проектов   домов   заводского
изготовления  и  строительных  изделий,  организации на действующих
предприятиях   производства   новых  наборов  из  мебели  различной
номенклатуры    современного    дизайна,   конкурентоспособных   на
внутреннем и внешнем рынках.
    На  втором  этапе (2003 - 2005 годы) осуществляется интенсивное
техническое  и  технологическое  перевооружение  отрасли.  При этом
особое внимание должно будет уделяться:
    - созданию мощностей по углубленной переработке древесины;
    -  реконструкции  и  перепрофилированию  предприятий  на выпуск
экологически  чистых  древесных  плит, прогрессивных видов фанеры и
клееных щитов из массивной древесины.
    Учитывая,    что   к   этому   времени   финансовое   положение
предприятий  будет  стабилизировано, основным источником инвестиций
в   инновационном   развитии   ЛПК   будут   собственные   средства
предприятий, кредиты коммерческих банков и иностранных фирм.
    На   втором   этапе  развития  ЛПК  возможен  его  значительный
экономический  рост  и  увеличение производительности труда в 2 - 3
раза по сравнению с современным уровнем.
    С  учетом  рекомендаций "Федеральной программы развития ЛПК РФ"
предлагаются   следующие  конкретные  мероприятия  по  техническому
совершенствованию ЛПК области:

|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|N   |Наименование технологий           |Ед.   |Объем|     |     |     |
|п/п |и оборудования                    |изм.  |ы    |     |     |     |
|    |                                  |      |внедр|     |     |     |
|    |                                  |      |ения |     |     |     |
|    |                                  |      |по   |     |     |     |
|    |                                  |      |годам|     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |—————|—————|—————|—————|
|    |                                  |      |1998 |1999 |2000 |2005 |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|1.                                                                    |
|Развитие лесозаготов на базе прогрессивной техники и  технологий      |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|1.1 |Внедрение сортиментной технологии |Тыс.  |21   |42   |77   |210  |
|    |на рубках главного и              |м3    |     |     |     |     |
|    |промежуточного пользования с      |      |     |     |     |     |
|    |использованием форвардеров и      |      |     |     |     |     |
|    |автопоездов сортиментовозов       |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|1.2 |Развитие традиционной технологии  |Тыс.  |70   |80   |100  |220  |
|    |заготовки хлыстов с применением   |м3    |     |     |     |     |
|    |новой прогрессивной техники       |      |     |     |     |     |
|    |(валочно - пакетирующие машины    |      |     |     |     |     |
|    |легкого типа, колесных            |      |     |     |     |     |
|    |тракторов и сучкорезных машин)    |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|1.3 |Внедрение комплекса подвижных     |Тыс.  |-    |-    |-    |110  |
|    |машин для первичной обработки     |м3    |     |     |     |     |
|    |леса на нижних складах (сучкорезно|      |     |     |     |     |
|    |-    раскряжовочные и             |      |     |     |     |     |
|    |сортировочно -    пакетирующие    |      |     |     |     |     |
|    |линии)                            |      |     |     |     |     |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|1.4 |Строительство дорог круглогодового|Км    |4    |3    |5    |8    |
|    |действия для снижения сезонности  |      |     |     |     |     |
|    |работы и ведения                  |      |     |     |     |     |
|    |лесохозяйственных работ           |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|2.                                                                    |
|Развитие производства и эффективных технологий в лес опильной и дере  |
|деревообрабатывающей промышленности                                   |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|2.1 |Реконструкция и техническое       |% к   |0,6  |0,6  |2    |26   |
|    |перевооружение действующих        |сырью |     |     |     |     |
|    |предприятий на производство       |      |     |     |     |     |
|    |пиломатериалов с использованием   |      |     |     |     |     |
|    |прогрессивных ленточнопильных     |      |     |     |     |     |
|    |и    фрезерно - брусующих потоков |      |     |     |     |     |
|    |                                  |      |     |     |     |     |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|
|2.2 |Камерная сушка пиломатериалов     |% к   |44   |50   |60   |85   |
|    |                                  |сырью |     |     |     |     |
|————|——————————————————————————————————|——————|—————|—————|—————|—————|

   4.2. Сохранение и повышение экологической ценности территории

    Обязательным   условием   нормального  функционирования  ЛПК  и
увеличения    объемов    выпуска   продукции   является   повышение
экологической  безопасности  всех  видов  производств,  и  в первую
очередь, плитного, фанерного.
    Сложившаяся     практика    широкого    применения    системных
концентрированных  рубок,  использование  тяжелой  техники  нередко
приводит   к   истощению   лесных   ресурсов,  затрудняет  процессы
лесовосстановления,  создает  очаги  вредителей  и  болезней  леса,
увеличивает   пожароопасность,  на  определенный  период  разрушает
сложившиеся лесные биогеоценозы.
    Проблемы   повышения   экологической  безопасности  ЛПК  должны
решаться по следующим направлениям:
    -   широкое   использование   ресурсосберегающих   экологически
чистых  технологий,  машин,  оборудования,  химикатов и материалов,
обеспечивающих  снижение  образования  загрязненных  сточных  вод и
пылегазовых выбросов;
    -  повышение  эффективности  очистки  сточных вод и пылегазовых
выбросов    с   применением   методов   анаэробного   биоокисления,
мембранной технологии, электрохимии, озонирования и т.д.;
    - рациональное использование всех отходов производства.

                 4.3. Привлечение инвестиций в ЛПК

    Для   реализации   Концепции   по   расчетам  ее  разработчиков
требуется  примерно  940  млн.  руб.  инвестиций,  в  том  числе на
развитие  лесозаготовок  310 млн. руб., на развитие деревообработки
-      630     млн.     руб.     Предусматривается     приобретение
лесозаготовительной  техники,  оборудования  для  лесопиления,  для
производства  столярных  изделий  и строительного погонажа, фанеры,
мебели  и  других  изделий из древесины. В сложившейся к настоящему
времени   экономической   обстановке   ни   одно   лесопромышленное
предприятие   области   не   располагает  достаточными  финансовыми
средствами  для  широкого  инвестирования  в производство и решения
неотложных социальных и экологических проблем.
    Поэтому  на  первом  этапе реализации предлагаемой Концепции не
обойтись   без  государственной  поддержки  и  заемных  средств.  В
частности, на областном уровне поддержка может включать:
    -  временное  снижение ставок налогов и сборов в соответствии с
действующим законодательством;
    - проведение взаимозачетов по платежам в бюджет;
    -    реструктуризация    государственных    долгов    за   счет
дополнительной эмиссии акций предприятий;
    -   введение   областного   госзаказа   на   лесопродукцию  для
регионального  потребления  и  товарообменных  операций  с  другими
территориями РФ и странами СНГ;
    -  выпуск  облигаций  лесного займа для финансирования наиболее
важных для области инвестиционных проектов;
    -  инициирование  и  проведение  процедуры  банкротства с целью
замораживания    долгов    и   реализации   программ   оздоровления
предприятий;
    -  отсрочку  платежей  за отпуск леса на корню в соответствии с
действующим    законодательством,   выделение   товарных   кредитов
нефтепродуктами  и  другими материальными ресурсами под межсезонные
запасы древесины.
    В     целях    повышения    инвестиционной    привлекательности
лесопромышленных    предприятий   области   для   отечественных   и
иностранных инвесторов целесообразно:
    -    сделать    регион   информационно   открытым   (публикация
информационных  материалов;  каталогов предприятий и инвестиционных
проектов; инвестиционных структур регионов и т.п.);
    -  создать  региональную систему налогообложения, стимулирующую
участников   инвестиционного   процесса,  усиливающую  страховые  и
юридические службы сопровождения инвестирования;
    -   разработать   финансовые   схемы,   обеспечивающие   выпуск
дополнительных  эмиссий  акций  предприятий  и  их  консолидацию  с
акциями  госпакета  с  целью  реализации  инвестиционных  программ;
организовать продажу этих акций на биржах страны и за рубежом;
    -  разработать  бизнес  -  планы  высокоэффективных  проектов с
привлечением авторитетной экспертизы;
    -   организовать   проведение  авторитетного  аудита  состояния
предприятий.
    Могут    быть   задействованы   и   другие   меры,   ускоряющие
инновационно - инвестиционные процессы.

                5. Механизмы реализации Концепции.
                Ожидаемые экономические результаты

                     5.1. Механизм реализации

    Реализацию   Концепции   предлагается  осуществить  при  тесном
сотрудничестве  и  взаимодействии  областных  и  районных  структур
власти   и  основных  лесопромышленных  предприятий  области  через
разработку  и  внедрение  программных мероприятий по реформированию
ЛПК   и   принятию  нормативных  законодательных  актов,  создающих
благоприятные   условия  для  его  функционирования  на  территории
области.
    Учитывая  масштабы  ЛПК области, его многоотраслевой характер и
территориальные    особенности,    представляется    целесообразным
избрать следующий механизм реализации Концепции:
    1.  На  основании  настоящей Концепции, анализа производственно
-    технического    и   финансово   -   экономического   состояния
предприятий,  и  учитывая спрос на лесопродукцию, технологические и
кооперационные   связи   между   подотраслями   ЛПК,  администрации
районов   и   городов   области  организуют  разработку  конкретных
программ  развития  лесопромышленных предприятий, размещенных на их
территории.
    Программы    разрабатываются   всеми   лесозаготовительными   и
деревообрабатывающими предприятиями и холдинговой компанией.
    2.     Разработанные    администрациями    районов    программы
рассматриваются  и  согласовываются с Комитетом по промышленности и
недрам   Администрации   области   с  целью  увязки  и  координации
территориальных, межотраслевых и областных интересов.
    3.  На  основании районных программ Комитет по промышленности и
недрам  организует  разработку  региональных  программ по следующим
направлениям развития ЛПК:
    -  инвестиционных  проектов  по техническому и технологическому
совершенствованию     производства     и     увеличению     выпуска
конкурентоспособной продукции;
    - совершенствования организационной структуры в ЛПК;
    - углубления переработки древесины;
    - развития малого предпринимательства в лесных отраслях;
    - подготовки и повышения квалификации кадров.
    4.   На  уровне  областной  Думы  и  районных  представительных
органов  власти  принимаются  нормативно  - законодательные акты по
функционированию   лесопромышленных   предприятий   на   территории
области, важнейшими из которых являются следующие:
    -   регулирование   в   рамках   действующего  законодательства
налогообложения     лесопромышленных     предприятий    с    учетом
рекомендаций Концепции;
    -  установление  дифференцированных ставок по арендной плате за
участки леса и лесным податям по зонам области;
    -  кредитование  межсезонных запасов древесины, досрочный завоз
топлива  для  работы  в  зимний  период  и  компенсацию  затрат  на
содержание социальной сферы предприятий;
    -   реструктуризация   задолженности   предприятий   бюджету  и
внебюджетным фондам.
    5.   На   уровне   исполнительной   власти   внимание   следует
сосредоточить на:
    - разработке программ и прогнозов развития;
    -  обеспечении  должного  контроля при передаче лесного фонда в
аренду,   установлении   ставок  платежей  за  пользование  лесными
ресурсами;
    -  совершенствовании  управления государственными предприятиями
и пакетами акций предприятий, находящимися в госсобственности;
    -  регулировании  в  рамках региональных комиссий цен и тарифов
естественных монополий;
    -  выдаче  государственных  гарантий  для получения кредитов на
инвестирование ЛПК;
    -  координации  работ  по  формированию эффективных вертикально
интегрированных структур в ЛПК.
    Контроль   и   анализ   реализации   Концепции  и  региональных
программ  развития  ЛПК  осуществляется Комитетом по промышленности
и  недрам,  который  ежегодно  готовит  доклад  по выполнению всего
комплекса   программных   мероприятий,   независимо  от  источников
финансирования     с     выделением    показателей    эффективности
использования   бюджетных   инвестиций   и   представляет   его  на
утверждение первому заместителю Губернатора области.
    Концепция    не   ставит   задач   выйти   на   рубеж   полного
использования  расчетной  лесосеки,  а  также  на имевшиеся в конце
80-х  годов  объемы рубки лесов. Основная цель состоит в том, чтобы
определить    наиболее    эффективные   пути   увеличения   выпуска
высококачественной,   конкурентоспособной   лесопродукции,  снизить
удельные  издержки  производства,  повысить доходность ЛПК, быстрее
поднять уровень жизни его работников и всего населения области.

Информация по документу
Читайте также