Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 25.04.2000 № 1051

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    25.04.2000                                               N 1051
                             г.Тюмень


    Об информации администрации
    области о реализации Закона
    Тюменской области "О личном
    подсобном хозяйстве"


    Рассмотрев информацию администрации области о реализации Закона
Тюменской   области   "О   личном   подсобном  хозяйстве",  решение
постоянной     комиссии     областной    Думы    по    региональной
социально-экономической политике, в соответствии с пунктом 1 статьи
28,  статьями  31,  33  Устава  Тюменской  области  областная  Дума
ПОСТАНОВИЛА:

    1. Информацию   администрации  области  о  реализации    Закона
Тюменской области "О личном подсобном хозяйстве" принять к сведению
(прилагается).
    2. Поручить постоянной комиссии областной Думы по  региональной
социально-экономической   политике   (Классин   С.В.)   рассмотреть
предложения  о  внесении  изменений  и дополнений в Закон Тюменской
области "О личном подсобном хозяйстве".
    3. Направить настоящее постановление и указанную информацию для
опубликования  в  редакции  газет "Тюменские известия" и "Тюменская
правда".


    Председатель областной Думы                      С.Е. Корепанов
    ________________



    Приложение
    к постановлению
    областной Думы
    от 25.04.2000  N 1051


                            Информация
        о выполнении Закона "О личном подсобном хозяйстве"
               от 20.04.98 г. N 18 за 1998-1999 гг.

                  (представлена в областную Думу
            заместителем Губернатора Тюменской области,
 директором департамента по социально-экономическому развитию села
                     Гороховым А.А. 29.02.00)

    Учитывая  значимость  Закона  "О  личном  подсобном хозяйстве",
департамент  по  социально-экономическому развитию села совместно с
областным  центром  занятости  населения  с начала 1998 года провел
комплекс  организационных  мероприятий  по  практической реализации
статей Закона.
    Службы  департамента  по социально-экономическому развитию села
совместно    с    органами    службы   занятости,   администрациями
муниципальных   образований  во  всех  районах  провели  совещания,
встречи,  беседы  и  сходы  по организации сельской самозанятости и
поддержке  личного подворья. Главами районных администраций приняты
постановления   о   создании   условий  для  обеспечения  занятости
населения, проживающего в сельской местности.
    Администрация   области  в  1999  году  стимулировала  развитие
личного  подсобного  хозяйства  выделением  из  областного  бюджета
дотаций за произведенную продукцию.
    В  соответствии с принятыми документами в 8 районах безработные
граждане,    занявшиеся    предпринимательской   деятельностью   по
производству  сельскохозяйственной продукции, освобождены от уплаты
регистрационного  сбора  (Юргинский,  Ярковский  и  др.).  Наиболее
активно  велась  работа  по развитию личного подсобного хозяйства в
районах:  Армизонском, Бердюжском, Казанском, Ишимском, Омутинском,
Нижнетавдинском,  Голышмановском, Тюменском, Ярковском, Упоровском.
    В  результате  проводимых  мероприятий  у населения проявляется
экономический интерес к производству сельскохозяйственной продукции
в личных подсобных хозяйствах и численность безработных, официально
зарегистрированных  в  органах  службы  занятости,  снизилась в 2,6
раза, а количество безработных граждан, занявшихся ведением личного
подсобного хозяйства без официальной регистрации в административных
органах,  возросло  и  на  01.01.2000  г.  составило  2617 человек.
    Кроме того, за истекший период из 8391 безработного гражданина,
получивших  консультации  и разъяснения по вопросам ведения личного
подсобного  хозяйства,  223 человека решили заняться индивидуальной
предпринимательской   деятельностью  без  образования  юридического
лица,  из  них 120 граждан в соответствии с заключенными договорами
получили  безвозмездные  субсидии  на  сумму  449,6 тыс. рублей. На
организацию   сельской   самозанятости  из  Государственного  фонда
занятости населения выделено 1,2 млн. рублей, это более 70% средств
по  статье  бюджета  "организация  поддержки  предпринимательства".
Активное  взаимодействие  исполнительных  органов власти с органами
местного  самоуправления позволило не допустить роста безработицы в
сельской  местности,  так,  по  данным областного центра занятости,
количество  зарегистрированных  безработных  за истекшие два года в
сельской    местности   снизилось   с   9380   до   2665   человек.
    Важнейшим  фактором  практической  реализации  Закона "О личном
подсобном  хозяйстве"  является  эффективное  использование  земли,
находящейся у собственников.
    Проведен   анализ  использования  земель  сельскохозяйственного
назначения,   и   подготовлены   предложения  по  совершенствованию
земельных   отношений   между   собственниками  земельных  долей  и
сельхозпредприятиями, использующими эти земли.
    На  сегодняшний день в области имеется 158,1 тыс. собственников
земельных  долей,  имеющих  право на землю на площади 1886 тыс. га.
    Из общего числа собственников получили свидетельства 149,9 тыс.
граждан  на  1724 тыс. га. Средний размер земельной доли по области
составил  11,9  га в физическом выражении. Распорядились земельными
долями 117,4 тысячи, или 78% собственников:
    -  передано право пользования в уставный (складочный) фонд 24,7
тыс. долей, или 19,5%;
    - выделено для личного подсобного хозяйства 1 тыс. (0,8%);
    - выделено для крестьянского хозяйства 4,4 тыс. (3,5%);
    -  передано  в  аренду  сельскохозяйственным  предприятиям 87,2
(74,3%), т.е. основным распространенным видом земельных отношений в
области является сдача доли в аренду.
    Не  получили  и  не подали заявлений на получение свидетельства
8,2 тыс. собственников.
    Не  смогли  пристроить  земельную  долю с пользой для себя 32,5
тыс. собственников (20%).
    Охарактеризовать отношение собственников земельных долей к этим
долям  однозначно  нельзя. На первом этапе при выдаче собственникам
свидетельств были нередки отказы от земельной доли. Объясняется это
тем,  что  люди  не видели эффективных способов использования новой
для  них  собственности  (покупателей  нет,  арендная  плата  очень
низкая).  Земля  практически  не  приносит  дохода.  Позднее, когда
земельная  доля "заработала" и арендаторы стали выплачивать за долю
зерно, муку, крупу, оказывать услуги по вспашке огородов, заготовке
сена, дров и т.д., земельную долю стали ценить. В районах с лучшими
природно-климатическими   условиями  между  арендаторами  появилась
конкуренция.   Люди   стали   заключать   договоры  аренды  с  теми
сельскохозяйственными  предприятиями, которые стабильно выплачивают
большую арендную плату.
    Собственники  земельных долей предпочитают сдавать их в аренду,
а   не   в   складочный   (уставный)   фонд   из-за   экономической
нестабильности сельхозпредприятий.
    С   1999   года   арендатор   вынужден  оплачивать  расходы  по
регистрации  договоров  аренды  земельных  долей  в регистрационной
палате.  Все  это,  при отсутствии государственных дотаций, ложится
дополнительным   бременем  на  сельхозпроизводителя,  и  это  бремя
становится непосильным.
    Наиболее эффективно используется земля в Заводоуковском районе,
где  задействовано  99%  всех  земельных  долей,  Упоровском - 99%,
Юргинском - 94%, Казанском - 93%, Голышмановском - 90%.
    Менее  полно  используются  земельные доли в следующих районах:
Тобольском  -57%,  Сорокинском  - 49%, Аромашевском - 48%, Уватском
районе - 27%.
    Реформирование  коллективных  предприятий не завершено, поэтому
невостребованные   земельные   доли   числятся   за   коллективными
предприятиями, которые юридически не ликвидированы, а фактически не
осуществляют финансово-хозяйственной деятельности.
    Юридически  не  решен  вопрос  о  судьбе права собственности на
земельную долю в совместной собственности юридического лица при его
банкротстве  (имеются  в  виду  доли, собственники которых никак не
распорядились  своим правом), не урегулирован законодательно вопрос
об    изменении   записи   в   свидетельствах   в   этих   случаях.
    На   стадии  реорганизации  сельхозпредприятий  не  применялось
аукционное   определение   месторасположения   земельных  участков,
постоянно   существуют   споры   по  проектам  землеустройства,  не
учитывались  такие факторы, как удаленность от населенных пунктов и
затопляемость паводковыми водами.
    Среди  собственников  земельных  долей много пенсионеров (46055
человек, или 33% от общего числа), которые на земле работать уже не
в   состоянии,   работников   социальной  сферы,  которые  получили
земельные  доли,  но  никогда  не работали на земле и не собираются
(27934  человек,  или 20%). Таким образом, 53% всех земельных долей
принадлежит  гражданам,  которые  никогда  не  работали  или уже не
работают  на земле. Планируемый экономический рост от краткосрочной
аренды  при  смене  собственника  земли  не наблюдался, а произошел
обратный  эффект:  собственники  земли  обрабатывать  ее  не хотят,
арендаторы  не  могут  ввиду  огромной  разницы  арендной  платы  и
земельного  налога  за  аналогичные  по  характеристикам  земельные
участки.
    У работников сельскохозяйственных предприятий возникает вопрос:
почему    работники    социальной    сферы   наделены   землей,   а
сельхозпроизводитель  должен  работать  на ней, платить им арендную
плату,  выплачивать  земельный  налог,  оказывать  другие услуги за
право  пользования  землей,  в  то  время  как  государство  платит
работникам  социальной  сферы  приличную  заработную плату. Поэтому
сельхозпроизводители  заключают  договоры  аренды земельных долей в
основном с работающими в этих коллективах и меньше - с пенсионерами
и  работниками  социальной  сферы. Договоры с работающими из общего
числа  заключенных  договоров  составили  51,3%,  с  пенсионерами -
32,0%, с работниками социальной сферы -16,7%.
    Годовая   арендная   плата,  в  зависимости  от  экономического
состояния  сельскохозяйственного  предприятия,  колеблется  от  0,8
центнера  зерна  за  пай  в  Уватском  районе  до  10  центнеров  в
Голышмановском, Ишимском, Заводоуковском, Исетском.
    Аренда    выплачивается    арендодателям    преимущественно   в
натуральной форме - зерном, предоставлением услуг: транспортных, по
вспашке огородов, заготовке кормов, при этом стоимость услуг и цена
товара определяются договором.
    Взаимоотношение   между   собственниками   земельных   долей  и
использующими  эти  земли  сельхозпредприятиями  строится на основе
договоров  аренды,  многосторонних и односторонних. Договоры аренды
заключаются  преимущественно  на  сроки  от  3  до  10 лет с правом
расторжения  их  по  инициативе  одной  из  сторон  после окончания
полевых  работ  и  до начала планирования сельхозработ на следующий
год.
    Краткосрочная   аренда   земли   не  способствует  эффективному
использованию  и  повышению ее плодородия. На сегодняшний момент по
югу  Тюменской  области  насчитывается 184.5 тыс. дворов, владельцы
которых  занимаются ведением личного подсобного хозяйства. Динамика
развития  личных подсобных хозяйств граждан за последние десять лет
показывает,  что  производство  основных видов сельскохозяйственной
продукции  росло до 1993-1995 годов, а затем по молоку, мясу и яйцу
имеет  стабильное  значение,  по  картофелю,  овощам и шерсти имеет
место тенденция к снижению объемов производства.
    Рассматривая данные по изменению поголовья сельскохозяйственных
животных   за   последние  десять  лет,  необходимо  отметить,  что
наблюдается  тенденция роста числа поголовья, находящегося в личном
подворье,  к  общему поголовью животных. Так, в 1999 году поголовье
крупного  рогатого  скота,  находящегося  в  ЛПХ, составило 42,1% к
общему  поголовью  скота  по югу области, тогда как в 1989 году эта
доля  составляла  лишь  17,9%.  А  поголовье овец и коз в 1999 году
составило   94,3   %   к  общему  поголовью  этого  вида  животных.
    Посевные   площади,  находящиеся  в  пользовании  ЛПХ  граждан,
возросли  до 68.6 тыс. га в 1999 году, что составляет 5.7 % к общей
пашне  юга  Тюменской  области,  по  картофелю  - 38.6 тыс. га, что
составляет  91%  всей пашни, занятой под производство картофеля, по
овощам  -  6,9  тыс. га, что составило 93,2% в общей пашне, занятой
под овощи.
    Наблюдается рост объема производства продукции животноводства и
стабильное  производство  картофеля  и  овощей, произведенных в ЛПХ
граждан.  Тот  факт, что в этом секторе в 1999 году произведено 48%
мяса, 52% молока, 90% картофеля, 62,5 % овощей, позволяет сказать о
том,  что  личные подсобные хозяйства граждан юга Тюменской области
являются  серьезным  производителем  продуктов  питания  в регионе.
    Принятые   постановление   Губернатора   Тюменской  области  "О
занятости сельского населения " N 87 от 30.09.97. и Закон Тюменской
области  "О личном подсобном хозяйстве" N 18 от 20.04.98. позволяют
упорядочить  социально-экономические,  организационные  и  правовые
основы   ведения   личных   подсобных   хозяйств,   обеспечить   их
государственной  и  общественной поддержкой, организовать занятость
сельского   населения   и   т.   д.  Однако  принятые  региональные
законодательные акты работают до сих пор не в полной мере. Основные
причины    сложившегося    положения    мы   видим   в   следующем:
    1.  Владельцев  ЛПХ  пугает механизм регистрации их как частных
предпринимателей,  ведение  отчетности  и  налогообложение (сегодня
владелец ЛПХ не платит никаких налогов, кроме налога на имущество и
на  землю,  тогда  как  потребительские кооперативы, созданные этой
категорией  граждан,  в данный момент облагаются налогами как любая
коммерческая организация, хотя в ст. 19 Закона Тюменской области "О
личном  подсобном  хозяйстве"  такие  кооперативы были приравнены к
сельхозтоваропроизводителям с соответствующим налогообложением).
    2.  Необходимо совершенствование механизма финансовой поддержки
владельцев  ЛПХ,  зарегистрировавшихся  в  качестве  индивидуальных
предпринимателей  (создав  условия, при которых владельцу ЛПХ будет
выгоднее  быть  предпринимателем,  подтолкнем  их к государственной
регистрации   и   решим   проблему   с   пенсионным   и  социальным
страхованием).
    3.  Отсутствует система льготного кредитования граждан, ведущих
личное подсобное хозяйство.
    Ни    в    одном    муниципальном    образовании   не   созданы
специализированные  фонды  по поддержке развития ЛПХ, хотя в Законе
"О  личном  подсобном  хозяйстве" данные мероприятия предусмотрены.
    4.   Система   по   централизованной   заготовке  и  реализации
продукции,  произведенной  в  личных  подсобных хозяйствах граждан,
делает лишь первые шаги.
    5.   Недоступность   для   многих   знаний  по  индивидуальному
предпринимательству.
    На    совещаниях,   проведенных   01.02.2000.   у   заместителя
Губернатора  области  Горохова  А.А.  и  18.02.2000. у председателя
областного  комитета  по  труду,  занятости  и  миграции  населения
Кадочникова  Ю.И.,  обсуждались  проблемы,  связанные  с дальнейшей
реализацией Закона.
    В   стадии   завершения  находится  программа  мер  на  2000  и
последующие  годы,  подготовленная  департаментом  по  социально  -
экономическому  развитию  села  и  комитетом  по труду, занятости и
миграции населения, которая концептуально предлагает:

    1.   Подготовить  комментарий  к  Закону  "О  личных  подсобных
хозяйствах" .
    2.   В   Закон   "О   бюджете"   внести  статью  для  адресного
финансирования и поддержки личного подсобного хозяйства .

    3.   Положением   о   финансировании   АПК  определить  условия
осуществления      поддержки     личных     подсобных     хозяйств,
зарегистрировавшихся   в  качестве  предпринимателей  (при  условии
регистрации,    товарности   производства,   определенных   объемов
заключении договоров и т.п.).

    4.  Подготовить  методическое  пособие  к Закону для владельцев
личных подсобных хозяйств.

    5. Подготовить методические рекомендации для глав МСУ (районных
администраций по практическому применению Закона).

    6.  Сформировать пакет предложений для выхода с законодательной
инициативой   в   Тюменскую  областную  Думу  по  уточнению  статей
действующего Закона.

    7.  Выйти  с  инициативой  в  Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации о принятии Закона "О личном подсобном
хозяйстве" на федеральном уровне.

Информация по документу
Читайте также