Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 23.05.2001 № 1784

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    23.05.2001                                               N 1784
                             г.Тюмень


    Об обращении к Председателю
    Правительства Российской Федерации
    Касьянову М.М. по проекту Программы
    развития бюджетного федерализма в России
    на период до  2005 года


    Рассмотрев   проект   обращения   Тюменской  областной  Думы  к
Председателю  Правительства  Российской Федерации Касьянову М.М. по
проекту  Программы  развития  бюджетного  федерализма  в  России на
период  до 2005 года, руководствуясь пунктом 31 статьи 28, статьями
31 и 33 Устава Тюменской области, областная Дума

    ПОСТАНОВИЛА:

    1.  Принять  обращение  Тюменской областной Думы к Председателю
Правительства   Российской  Федерации  Касьянову  М.М.  по  проекту
Программы  развития  бюджетного  федерализма  в России на период до
2005 года (прилагается).
    2.  Направить  настоящее  постановление  и  указанное обращение
Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М.


    Председатель
    областной Думы                                   С.Е. Корепанов
    ______________



    Приложение
    к постановлению областной Думы
    от 23.05.2001 N 1784


                         О Б Р А Щ Е Н И Е

 Тюменской областной Думы к Председателю Правительства Российской
                     Федерации М.М. Касьянову

                   Уважаемый Михаил Михайлович!

    Предлагаемая   Министерством   финансов   Российской  Федерации
Программа  развития  бюджетного  федерализма  в России до 2005 года
является  (далее  -  Программа) противоречивым и достаточно спорным
документом с точки зрения сохранения федерализма как такового.
    Положения   Программы,   предусматривающие,  с  одной  стороны,
децентрализацию  налогово-бюджетных  полномочий,  их  расширение  и
ответственность  властей  за  их  исполнение,  с другой - повышение
централизации бюджетных ресурсов, противоречат принципам бюджетного
федерализма,  закрепленным  в статьях 30, 31, 33 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
    Разработчики   Программы   в   погоне   за   основной  идеей  -
централизацией  доходов  на  уровне  федерального  центра  - на наш
взгляд, не видят всего спектра возможных негативных последствий.
    Использование  предусмотренной  в Программе схемы распределения
платежей  за право пользования недрами приведет к потере более 60 %
всех  доходов  консолидированного бюджета Тюменской области и около
40  %  доходов  консолидированных  бюджетов  входящих  в  ее состав
автономных округов. Это, в свою очередь, повлечет за собой снижение
достигнутого уровня развития социальной инфраструктуры и приведет к
росту социальной напряженности в области и автономных округах.
    Отмена  отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
с  одной  стороны,  снизит налоговое бремя с компаний, получивших в
пользование большие запасы полезных ископаемых, разведанных за счет
государственных  средств,  с  другой  стороны, ляжет дополнительным
бременем на недропользователей, которые за счет собственных средств
осуществляли  и,  возможно, будут в дальнейшем вести разведку новых
месторождений.  Принятие  решения,  в  результате которого изучение
недр  будет  производиться  недропользователями за счет собственной
прибыли, приведет не только к резкому сокращению геологоразведочных
работ и минерально-сырьевой базы Российской Федерации, но и к смене
собственника  стратегически  важной  информации  о состоянии недр в
государстве.
    Учитывая,  что  и  сегодня ежегодный прирост запасов почти всех
стратегических  видов минерального сырья не компенсирует их изъятие
из   недр,   это  представляет  прямую  угрозу  минерально-сырьевой
безопасности  страны.  Полагаем  неверным  считать,  что увеличение
размеров   финансовой   помощи   из   федерального   бюджета  может
ликвидировать  существующие  на  сегодняшний  день  диспропорции  в
региональном   развитии,   сохранив   при  этом  заинтересованность
региональных  властей  в  развитии  территории,  ее экономической и
социальной инфраструктуры и их ответственность за это.
    Одной   из   целей   Программы   продекларировано  существенное
повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов,
но  уже  сейчас,  при  нынешнем  распределении  доходов  по уровням
бюджетной системы, региональные и местные налоги обеспечивают менее
15  %  собственных доходов территориальных бюджетов, в то время как
социально-экономические расходы территориальных бюджетов составляют
более   70   %  от  объема  консолидированного  бюджета  Российской
Федерации.  При  этом  за счет федеральных налогов формируется 90 %
налоговых доходов консолидированного бюджета страны.
    Следовательно,  при  реализации  принципа  "один  налог  - один
бюджет",  который  намечается  осуществлять  по  этапам, ни о какой
самостоятельности  региональных  и  местных  бюджетов  говорить  не
приходится.  К  тому же в этих условиях исчезает заинтересованность
региональных  и  местных  органов  власти  не  только  в увеличении
налогооблагаемой  базы,  но и в осуществлении реального контроля за
ее  сохранением.  Вовсе  не  обязательно ликвидировать регулирующие
налоги,  чтобы  обеспечить  прогнозируемость развития регионов, для
достижения  целей  достаточно  лишь  на  приемлемо  длительный срок
(3-5-7   лет)  закрепить  нормативы  их  распределения  по  уровням
бюджетной системы.
    Отдельные  положения  Программы,  в  частности по разграничению
налогово-бюджетных  полномочий,  нуждаются  в  доработке  на основе
расчетов,   в   результате   которой   будет   достигнута  реальная
самостоятельность  бюджетов, экономическая эффективность проводимой
бюджетной   политики  и  реальная  ответственность  властей  разных
уровней.  В  случае  же  реализации заложенных механизмов изменения
межбюджетных  отношений  возникнет  значительная диспропорция между
возложенными на региональные и местные органы власти полномочиями и
финансовыми возможностями для их реализации.
    Такого  рода  централизация  ресурсов приведет к перекладыванию
всей  полноты ответственности за социально-экономическую ситуацию в
субъектах  Федерации  на  федеральный центр, что вряд ли в нынешней
ситуации может считаться оправданным.
    В связи с вышеизложенным, основываясь на нормах, закрепленных в
пунктах  "в"  и  "д"  части  1  статьи  72  Конституции  Российской
Федерации,   согласно   которым  вопросы  владения,  пользования  и
распоряжения   недрами,   а   также  недропользование  находятся  в
совместном  ведении  Российской  Федерации  и  субъектов Российской
Федерации,   считаем  целесообразным  еще  раз  вернуться  к  нашим
предложениям   по   изменению   принципов  распределения  платежей,
связанных с использованием природных ресурсов.
    Наши предложения заключаются в следующем:
    -  с  целью  компенсации  выпадающих  доходов установить ставку
налога по ресурсным платежам в размере 21 %;
    -  распределение  доходов  от этих платежей между федеральным и
региональным бюджетом установить в пропорции 50 : 50;
    -  компенсировать выпадающие доходы бюджета Тюменской области в
размере  25  %  от  суммы  сборов  по  этому  налогу, поступающей в
федеральный  бюджет  с  территорий  автономных  округов, входящих в
состав области.
    При   указанном   распределении  в  федеральном  бюджете  объем
процентной  составляющей налоговых поступлений увеличивается с 20 %
при  существующей  схеме  налогообложения  до  45  %.  А  с  учетом
предполагаемого  увеличения  ставки  налога  с  15 % до 21 % доходы
федерального бюджета увеличатся в 3,3 раза.

Информация по документу
Читайте также