Расширенный поиск

Постановление Администрации Тюменской области от 23.11.2001 № 434

 

 

 

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

    23.11.2001 г.                                             N 434
                             г. Тюмень

 

 

      Утратило силу - Постановление Правительства Тюменской области

                                               от 02.03.2006 № 41-п

 

 

    Об утверждении областной программы
    государственной поддержки малого
    предпринимательства  в Тюменской
    области на 2002 - 2003 годы

 

 

    В   целях  реализации  единой  политики  развития  и  поддержки
предпринимательства  в  соответствии  с  постановлением Губернатора
области от 02.04.2001 N 111:
    1.  Утвердить  областную  Программу  государственной  поддержки
малого  предпринимательства  в  Тюменской  области  на  2002 - 2003
годы (прилагается).
    2.    Генеральным    заказчиком   Программы   и   координатором
деятельности   департаментов,   комитетов   и   других  структурных
подразделений  Администрации  области  в сфере поддержки и развития
предпринимательства    назначить    Департамент   инвестиционно   -
кредитной       политики      и      государственной      поддержки
предпринимательства (Путмин С.Г.).
    3.     Департаменту     экономики    (Янин    А.Н.)    ежегодно
предусматривать  включение  Программы  в перечень областных целевых
программ,  подлежащих  финансированию  за  счет  средств областного
бюджета.
    4.  Департаменту  финансов Администрации области (Крупина Т.Л.)
начиная   с  2002  года  осуществлять  финансирование  мероприятий,
реализуемых   в   рамках   Программы,  на  безвозмездной  основе  в
соответствии  с  пунктами  6  и 7 статьи 6 Закона Тюменской области
"О   формировании  и  финансировании  областных  целевых  программ"

целевым назначением.
    5.  Финансирование  инвестиционных  проектов  субъектов  малого
предпринимательства   осуществлять   на   возвратной  и  возмездной
основах  в  соответствии  с  Законом  Тюменской  области "О порядке
предоставления   и   использования   кредитов   за   счет   средств

областного  бюджета"  и Законом Тюменской области "О формировании и
финансировании областных программ".
    6.  Установить,  что  в  ходе реализации Программы отдельные ее
мероприятия  могут  уточняться, а объемы финансирования мероприятий
корректироваться,    исходя    из   возможностей   доходной   части
областного бюджета.
    7.   Контроль   за   исполнением   постановления  возложить  на
Митрофанова П.П., первого заместителя Губернатора области.

 

 

    Вице - Губернатор области                            В.В.Якушев

 

 

 

    Утверждена
    Постановлением
    Администрации Тюменской области
    от 23 ноября 2001 г. N 434

 

 

                    ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
       ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
              В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2003 ГОДЫ

 

 

Генеральный заказчик     Департамент инвестиционно   -   кредитной
                         политики   и   государственной  поддержки
                         предпринимательства         Администрации
                         Тюменской области

 

Разработчик Программы    фонд развития         и         поддержки
                         предпринимательства Тюменской области

 

                             г. Тюмень
                             2001 год

 

                         Паспорт Программы

 

|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Наименование      |Программа государственной поддержки малого         |
|Программы         |предпринимательства в Тюменской области на 2002 -  |
|                  |2003 годы                                          |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Основание для     |Закон Российской Федерации от 12.05.95 N 88-ФЗ  "О |
|создания          |государственной поддержке малого                   |
|Программы         |предпринимательства в Российской Федерации",       |
|                  |Закон Тюменской области от 13.11.96 N 56 "О        |
|                  |государственной поддержке малого                   |
|                  |предпринимательства в Тюменской области",          |
|                  |постановление Губернатора Тюменской области от     |
|                  |11.09.2001 N 348 "О разработке Программы           |
|                  |государственной поддержки малого                   |
|                  |предпринимательства в Тюменской области на 2002 -  |
|                  |2003 годы", иные нормативные правовые акты,        |
|                  |регулирующие отношения, возникающие в сфере        |
|                  |предпринимательской деятельности                   |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Генеральный       |Департамент инвестиционно - кредитной политики  и  |
|заказчик          |государственной поддержки предпринимательства      |
|Программы         |Администрации Тюменской области                    |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Разработчик       |Фонд развития и поддержки предпринимательства      |
|Программы         |Тюменской области                                  |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Цели и задачи     |1. Ускоренное развитие кредитных и                 |
|Программы         |инвестиционных механизмов, обеспечивающих          |
|                  |доступ субъектов малого предпринимательства к      |
|                  |финансовым ресурсам.                               |
|                  |2. Диверсификация региональной экономики,          |
|                  |развитие мелкомасштабных рынков, выравнивание      |
|                  |уровня жизни населения.                            |
|                  |3. Решение проблем занятости трудоспособного       |
|                  |населения.                                         |
|                  |4. Активизация предпринимательства области,        |
|                  |увеличение интенсивности производственных и        |
|                  |коммерческих связей.                               |
|                  |5. Увеличение объемов, расширение ассортимента  и  |
|                  |повышения качества выпускаемой продукции за   счет |
|                  |развития соответствующих производств       региона.|
|                  |6. Повышение эффективности действующих и           |
|                  |создание новых объектов инфраструктуры             |
|                  |поддержки малого предпринимательства.              |
|                  |7. Информационное обеспечение деятельности         |
|                  |субъектов малого предпринимательства.              |
|                  |8. Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех |
|                  |уровней за счет малого бизнеса.                    |
|                  |9. Законодательное и нормативно - правовое         |
|                  |обеспечение устойчивой деятельности малых          |
|                  |предприятий.                                       |
|                  |10. Межрегиональное и международное                |
|                  |сотрудничество в развитии малого                   |
|                  |предпринимательства                                |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Сроки и этапы     |2002 - 2003 годы                                   |
|реализации        |                                                   |
|Программы         |                                                   |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Перечень          |1. Инвестиционная и финансово - кредитная          |
|основных          |поддержка малого предпринимательства.              |
|мероприятий       |2. Развитие инфраструктуры поддержки малого        |
|Программы         |предпринимательства в Тюменской области.           |
|                  |3. Международное и межрегиональное                 |
|                  |сотрудничество в развитии малого                   |
|                  |предпринимательства.                               |
|                  |4. Формирование благоприятного общественного мнения|
|                   малом предпринимательстве.                       |
|                  |5. Содействие развитию малого                      |
|                  |предпринимательства совершенствованием             |
|                  |нормативно - правовой базы                         |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Исполнители       |- Департамент инвестиционно - кредитной            |
|основных          |политики и государственной поддержки               |
|мероприятий       |предпринимательства Администрации Тюменской        |
|Программы         |области (ДИКП);                                    |
|                  |- фонд развития и поддержки предпринимательства    |
|                  |Тюменской области (ФРиПП);                         |
|                  |- Департамент промышленности Администрации         |
|                  |Тюменской области (ДП);                            |
|                  |- Департамент внешних связей и торговли            |
|                  |Администрации Тюменской области (ДВСиТ);           |
|                  |- Департамент информационной политики              |
|                  |Администрации Тюменской области (ДИП);             |
|                  |- Управление МНС России по Тюменской области       |
|                  |(УМНС);                                            |
|                  |- Тюменские лизинговые компании;                   |
|                  |- Комитет по управлению государственным            |
|                  |имуществом Тюменской области (КУГИ);               |
|                  |- муниципальные фонды поддержки малого             |
|                  |предпринимательства (МФПМП);                       |
|                  |- общественные организации предпринимателей (ООП)  |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|

 

                              Объемы
               и источники финансирования Программы

 

|——————————————————————————————————————————————|—————————————-———————————|
|            Источники финансирования          |  Объемы финансирования  |
|                                              |      (тыс. рублей)      |
|                                              |—————————————|———————————|
|                                              |  2002  год  | 2003  год |
|——————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|
|Областной бюджет                              |3830 - 3830  |3890 -3890 |
|В том числе:                                  |             |           |
|- кредиты (на возвратной основе)              |             |           |
|- субвенции                                   |             |           |
|——————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|
|Федеральный фонд поддержки малого             |25000        |28250      |
|предпринимательства, кредиты                  |             |           |
|——————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|
|Фонд развития и поддержки                     |5000         |6000       |
|предпринимательства Тюменской области,        |             |           |
|кредиты                                       |             |           |
|——————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|
|Итого                                         |33830        |38140      |
|——————————————————————————————————————————————|—————————————|———————————|

 

|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Ожидаемые         |1. Создание целостной инфраструктуры поддержки     |
|конечные          |малого предпринимательства, обеспечивающей         |
|результаты        |оказание финансово - кредитной поддержки,          |
|реализации        |информационных, лизинговых и страховых услуг.      |
|Программы         |2. Увеличение количества малых предприятий         |
|                  |производственной сферы.                            |
|                  |3. Решение проблем занятости трудоспособного       |
|                  |населения.                                         |
|                  |4. Формирование правовой базы для эффективного     |
|                  |развития предпринимательства, обеспечение его      |
|                  |правовой защиты.                                   |
|                  |5. Увеличение доли малого предпринимательства в    |
|                  |экономике области по объему продукции (работ,      |
|                  |услуг).                                            |
|                  |6. Увеличение доли поступлений от сферы малого     |
|                  |предпринимательства в общем объеме всех            |
|                  |налоговых поступлений в областной и местные        |
|                  |бюджеты.                                           |
|                  |7. Повышение жизнеспособности малых                |
|                  |предприятий, их финансовой устойчивости и          |
|                  |снижение убыточно работающих малых предприятий     |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|
|Система           |1. Ежеквартальные отчеты Департамента              |
|организации       |инвестиционно - кредитной политики и               |
|контроля за       |государственной поддержки предпринимательства о    |
|исполнением       |целевом использовании средств и реализации         |
|Программы         |основных программных мероприятий перед             |
|                  |Департаментом финансов, налоговой политики и       |
|                  |ценных бумаг Администрации Тюменской области и     |
|                  |Департаментом экономики Администрации Тюменской    |
|                  |области.                                           |
|                  |2. Ежеквартальные отчеты Департамента              |
|                  |инвестиционно - кредитной политики и               |
|                  |государственной поддержки предпринимательства      |
|                  |Администрации Тюменской области о целевом          |
|                  |использовании средств перед дирекцией              |
|                  |федерального фонда поддержки малого                |
|                  |предпринимательства                                |
|——————————————————|———————————————————————————————————————————————————|

 

                     Раздел 1. Итоги развития
                    малого предпринимательства
                на территории юга Тюменской области

 

    В   последние   годы   развитие  малого  предпринимательства  в
Тюменской  области,  как  и  по  России,  приобретает  все  большее
политическое,   социальное   и   экономическое  значение,  формируя
средний  класс  собственников  -  основу  устойчивости  в обществе,
способствуя  созданию  новых  рабочих  мест,  увеличению  налоговых
поступлений.  Естественно,  последствия  финансово - экономического
кризиса  1998  года  не  могли  не  сказаться  на  развитии  малого
предпринимательства,   но   вследствие  своей  высокой  мобильности
многие  его  представители сумели вовремя перегруппировать ресурсы,
сократить  затраты,  занять  освободившиеся  рыночные  ниши и таким
образом справиться с трудностями.
    По   состоянию   на  1  апреля  2001  года  на  территории  юга
Тюменской    области,   по   данным   государственной   статистики,
действовало  4751  малое  предприятие  (без  учета  физических лиц,
осуществляющих  предпринимательскую  деятельность  без  образования
юридического  лица).  Распределение малых предприятий юга Тюменской
области по отраслям.

 

|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|                                      |  2000  |I полугодие| Темпы роста |
|                                      |  год,  | 2001 года,| (снижения)  |
|                                      | единиц |  единиц   |показателя, %|
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Всего                                 |5002    |4751       |95,0         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Из них                                |        |           |             |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Промышленность                        |674     |625        |92,7         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Сельское хозяйство                    |276     |271        |98,2         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Транспорт                             |113     |106        |93,8         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Связь                                 |13      |11         |84,6         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Строительство                         |933     |938        |100,5        |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Торговля и общественное питание       |1745    |1621       |92,9         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Материально - техническое снабжение и |366     |330        |90,2         |
|сбыт                                  |        |           |             |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Операции с недвижимым имуществом      |60      |70         |116,7        |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Общая коммерческая деятельность по    |127     |130        |102,4        |
|обеспечению функционирования рынка    |        |           |             |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Жилищно - коммунальное хозяйство      |25      |21         |84,0         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Здравоохранение, физическая           |90      |87         |96,7         |
|культура и социальное обеспечение     |        |           |             |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Культура и искусство                  |58      |52         |89,7         |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|
|Финансы, кредит, страхование,         |49      |46         |93,9         |
|пенсионное обеспечение                |        |           |             |
|——————————————————————————————————————|————————|———————————|—————————————|

 

    Из  таблицы  видно,  что  в  большинстве  отраслей деятельности
малых  предприятий  на  юге  области наблюдается снижение их числа.
Резкое  снижение  количества  малых  предприятий зарегистрировано в
сфере  жилищно  -  коммунального  хозяйства  -  на  16%  и  в сфере
предоставления  услуг  связи  -  на  15,4%.  Но  такое уменьшение в
обеих   отраслях   нельзя   назвать   ощутимым  ввиду  достаточного
количества субъектов, присутствующих в данных сферах экономики.
    Максимальное  увеличение  количества малых предприятий отмечено
в  сфере  осуществления  операций  с  недвижимым имуществом, где их
количество   увеличилось   на  16,7%.  Кроме  этого  незначительное
увеличение    количества   субъектов   малого   предпринимательства
наблюдается    в   сфере   общей   коммерческой   деятельности   по
обеспечению   функционирования  рынка  (на  2,4%)  и  строительстве
(0,5%).
    Число  субъектов  малого  предпринимательства на юге области по
сравнению  с  2000 годом уменьшилось на 251 единицу и до настоящего
момента   отстает  от  количества  малых  предприятий  докризисного
состояния  1998  года  на  22,5% (в 1998 году было зарегистрировано
6131 предприятие).
    Численность  экономически  активного  населения  составила,  по
данным   органов   государственной  статистики,  на  юге  Тюменской
области    437,2    тыс.    человек.    В    качестве   безработных
зарегистрировано   4,6   тыс.   человек,   или  1,05%  экономически
активного населения.
    Доля  занятого  населения  в  малом  бизнесе  занимает 13,8% от
экономически   активного  населения  области.  Преобладающая  часть
работающего   населения   сосредоточена   на   крупных   и  средних
предприятиях,  в  то время как на долю малых предприятий приходится
14,0%  от  общей численности работающих на территории юга Тюменской
области.  Денежный  доход  одного  среднестатистического жителя юга
области  составил  2946  рублей,  что  выше показателя 1999 года на
1207 рублей.
    На  предприятиях  малого  бизнеса  юга  области  среднемесячная
заработная   плата   составила  2014  рублей,  что  на  28,1%  ниже
денежного дохода работника крупного или среднего предприятия.
    Динамика  изменения  ряда  показателей, характеризующих уровень
развития  малых  предприятий  в  Тюменской  области  за 1999 и 2000
годы, представлена в таблице.

 

                   Динамика изменений факторов,
          влияющих на развитие малого предпринимательства
                     на юге Тюменской области

 

|——————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|
|Показатель                                        |1999 год  |2000 год  |
|——————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|
|Число малых предприятий, единиц                   |4996      |5002      |
|——————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|
|Среднесписочная численность, человек              |61445     |62561     |
|——————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|
|Среднемесячная заработная плата, рублей           |1606      |2311      |
|——————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|
|Инвестиции в основной капитал, млн. руб.          |275,0     |967,6     |
|——————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|

 

    Сокращение  объемов  произведенной  продукции  (работ, услуг) в
сфере   малого   предпринимательства  и  объемов  инвестиций  малых
предприятий    за    последние    два    года   свидетельствует   о
недостаточности   собственных   ресурсов  и  необходимости  внешних
инвестиционных вливаний в малый бизнес.
    Удорожание   импортной   продукции,   увеличение   транспортных
расходов   вследствие  роста  цен  на  горючее  дают  шанс  местным
предпринимателям  занять  прочные  позиции на местном рынке, сделав
ставку   на   производство   относительно  дешевых  и  качественных
товаров из доступного в области сырья.
    Главный  приоритет  экономической  стратегии развития области -
диверсификация   экономики   в   направлении  сельского  хозяйства,
производства  товаров  народного  потребления  и услуг, ускоренного
развития    объектов   инфраструктуры   -   немыслим   без   малого
предпринимательства,   которое  призвано  сыграть  главную  роль  в
структурной перестройке юга Тюменской области.
    Оценка  состояния  малого  предпринимательства  в  социально  -
экономическом  положении  области  будет  неполной,  если учитывать
только  данные  государственной  статистики. С целью объективизации
данного   вопроса   в  I  квартале  текущего  года  было  проведено
социально  -  экономическое исследование "Наиболее острые проблемы,
стоящие  перед  малыми  предприятиями,  и  пути их решения", в ходе
которого    опрашивались    руководители    малых   предприятий   и
предприниматели,  осуществляющие  деятельность  на  территории  юга
Тюменской   области.   Выделим   основные  показатели  социально  -
экономического исследования.
    В  настоящее  время  большинство  малых предприятий юга области
оценивает  свое  финансовое  положение  как  удовлетворительное. По
сравнению  с  1999  годом  руководители отметили увеличение объемов
выручки,   чистой   прибыли  и  объемов  спроса.  Уровень  вложений
инвестиций   преимущественно  не  изменился.  Уровень  оснащенности
средствами    производства    был   оценен   руководителями   малых
предприятий  как  удовлетворительный  либо  хороший,  а  степень их
физического износа как низкая (реже - средняя).
    Приоритетными   направлениями   вложения  средств  для  большей
части  предпринимателей  являются покупка оборудования, помещений и
транспорта, рекламные кампании, а также обучение персонала.
    Проблемы    с    получением    оборотных    средств   возникают
периодически  у  более половины исследуемых предприятий. Решают эту
проблему   руководители   преимущественно  привлечением  финансовых
средств   частных   лиц  и  личных  средств  учредителей,  а  также
использованием резервного фонда предприятия.
    По  данным  исследования,  значительная часть малых предприятий
заинтересована   в   получении   краткосрочных,   среднесрочных   и
долгосрочных  заемных  финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мнению
большинства   респондентов,  получить  кредиты  малым  предприятиям
проблематично   в  силу  ряда  причин  (высокая  залоговая  база  и
длительное    оформление   необходимой   документации,   отсутствие
поручительств,  высокий  банковский  процент,  общая  экономическая
нестабильность   в  стране,  несовершенство  законодательных  основ
деятельности,   высокие   налоговые   ставки,   а  также  недоверие
банковских структур к малым предприятиям в принципе).
    Большинство   руководителей   оценивают   уровень  квалификации
своих  сотрудников  как  надлежащий. Значительная часть предприятий
испытывает   необходимость  лишь  в  рядовых  работниках.  Основная
проблема   в   части   кадров  -  нехватка  финансовых  средств  на
мероприятия по повышению квалификации работников.
    Руководители  малых  предприятий юга области считают, что малые
предприятия   периодически   испытывают   трудности   в   получении
документов  согласовательного  и  разрешительного характера. Причем
эти   трудности   в   основном   связаны  с  громоздкостью  системы
согласований,   с  постоянными  изменениями  требований  и  условий
получения  таких  документов  и  незаинтересованностью чиновников в
оперативном      обеспечении     документацией.     Кроме     того,
предприниматели  полагают,  что  нагрузка в получении документов на
предприятия   за  последние  3  года  только  увеличилась.  Главным
выходом   из   этой   ситуации  предприниматели  считают  упрощение
системы согласований и разрешений.
    По  оценкам  представителей  малого  бизнеса,  наиболее острыми
проблемами  в  их  деятельности  выступают высокий уровень налогов,
несовершенство  законодательной  базы  и дефицит финансовых средств
на развитие.
    Очень  значительная  часть руководителей малых предприятий что-
либо    слышали    об    областной   Программе   поддержки   малого
предпринимательства,  но  абсолютное  большинство  из них не смогли
назвать  те  структуры,  которые уполномочены и должны осуществлять
такую  поддержку.  Такое же большинство затруднились назвать какие-
либо  мероприятия,  проводившиеся ранее как Администрацией области,
так и местными администрациями.
    Несмотря    на    все    проблемы,   возникающие   в   процессе
предпринимательской   деятельности,  основная  часть  руководителей
малых  предприятий  имеет  целью формирование условий для развития,
а также динамичное развитие предприятия.
    Подытоживая  результаты  исследования,  следует  отметить, что,
несмотря  на  существование  практически  в  каждом городе и районе
юга   области   отдела   при  администрации,  а  также  союзов  или
общественных     организаций    предпринимателей,    уполномоченных
осуществлять   поддержку   малого   бизнеса,   значительное   число
предпринимателей    не   взаимодействуют   с   этими   органами   и
рассчитывают сегодня лишь на собственный потенциал.
    Развитие  малого  предпринимательства  позволяет  решать многие
социальные   проблемы  региона,  такие  как  увеличение  занятости,
стимулирование   деловой  активности  населения,  расширение  сферы
услуг.
    Большую  роль  играет  малый  бизнес  в оказании посреднических
услуг   (юридических,  информационных,  рекламных  и  пр.)  крупным
промышленным  предприятиям  области.  Создание  малых предприятий и
малых  производств  по  обслуживанию  крупных предприятий (например
общего   цеха,   складского  хозяйства,  общих  бытовых  помещений)
позволит  высвободить  часть  нерационально  используемых  зданий и
земель.
    Поддержка  малых  предприятий позволяет также привлечь денежные
средства  населения  к решению территориальных проблем, существенно
увеличить   налоговые  поступления  в  местный  бюджет.  Зарубежный
опыт,  а  также  опыт  отдельных  регионов  нашей  страны (Тульская
область,   Новгородская,   Свердловская  и  др.)  показывает,  что,
опекая  и  поддерживая  малые  предприятия,  помогая  им  выжить  и
укрепиться,   активно   привлекая   эти   предприятия   к   решению
региональных  задач,  администрации  могут  не  только  существенно
укрепить   доходную  часть  своих  бюджетов,  но  также  обеспечить
эффективное социально - экономическое развитие области.
    Таким  образом,  основные направления социально - экономической
политики   области   должны  включать  защиту  и  поддержку  малого
предпринимательства,    создание    правовых,    организационно   -
экономических  условий  для  их  реализации  и  определение рычагов
государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

               Раздел 2. Итоги реализации Программы
       государственной поддержки малого предпринимательства
              в Тюменской области на 1999 - 2000 годы

 

    Реализация   блока  основных  мероприятий  областной  Программы
государственной  поддержки  малого  предпринимательства в Тюменской
области  на  1999 - 2000 годы сдерживалась тем обстоятельством, что
в    1999   -   2000   годах   финансирование   мероприятий   можно
охарактеризовать как нестабильное.
    Общий   объем  выделенных  средств  из  областного  бюджета  на
реализацию  программных  мероприятий  за  1999  год составил 1224,5
тыс.  рублей,  что  составляет  56,5%  от  запланированного  объема
финансирования  на  1999  год; в 2000 году - 2000,0 тыс. рублей, из
которых  на  реализацию  программных  мероприятий направлено 1478,0
тыс.  рублей  (или  73,9%  годового размера финансового обеспечения
из областного бюджета).
    Поступившие  финансовые  средства  были  израсходованы  с целью
реализации следующих мероприятий Программы:
    1.  Формирование  информационно  - аналитической базы данных по
малому предпринимательству.
    С  этой  целью  разработаны и внедрены программные продукты для
формирования   и   анализа   базы   данных   по   субъектам  малого
предпринимательства  юга  Тюменской  области. В продолжение начатой
работы  разработан  и  внедрен  программный  комплекс "Анализ рынка
товаров   (услуг),   сфер   деятельности,  продукции  и  клиентуры,
участников    сферы    деятельности   для   сетевого   маркетинга",
позволяющий  значительно  расширить  сферу оказания государственной
помощи  субъектам  малого  предпринимательства в период становления
и вхождения в рынок.
    С    целью   расширения   границ   охвата   автоматизированного
формирования     базы     данных     реестра    субъектов    малого
предпринимательства   обучены   работе   с  программным  комплексом
"Ведение  реестра  субъектов малого предпринимательства" сотрудники
кустового   консультационного  пункта  юга  Тюменской  области  (г.
Тюмень).
    2.  Разработка  предложений для органов местного самоуправления
о  мерах  регулирования  и  поддержки  малого предпринимательства в
различных территориальных зонах.
    Проведен   анализ   состояния   малого  предпринимательства  по
районам   юга   области   и  разработаны  предложения  для  органов
местного  самоуправления  по  развитию  малого  бизнеса.  В  работе
выявлены  следующие  факторы, негативно влияющие на развитие малого
предпринимательства:
    - несовершенство законодательства;
    - недостаток собственных финансовых средств в районах;
    - сложность в получении кредита;
    - отсутствие надежных правовых гарантий;
    - нехватка квалифицированных кадров и т.п.
    Для ликвидации негативных факторов предложено:
    -  совершенствовать  нормативно - правовую базу государственной
поддержки малого предпринимательства;
    -  разработать  и внедрить систему обучения предпринимателей на
базе высших учебных заведений и консалтинговых центров;
    -      найти     пути     решения     финансирования     малого
предпринимательства  не  только с использованием бюджетных средств,
но  и  с  привлечением  частного  капитала  и  других  внебюджетных
источников;
    -   необходимо  наладить  взаимодействие  органов  региональной
власти,    органов    местного    самоуправления    и   объединений
предпринимателей и т.п.
    3. Формирование сети опорных консультационных пунктов.
    Созданы  опорные  консультационные  пункты для субъектов малого
предпринимательства  в  городах  Тюмени, Тобольске, Заводоуковске и
Ялуторовске.  Пункты  оснащены  компьютерной техникой с программным
обеспечением   справочно   -   правовой  системы  "Гарант".  Пункты
бесплатно  консультируют  предпринимателей  по  вопросам  трудового
права,   создания   и  ликвидации  предприятия,  составления  смет,
калькуляций,  бизнес  - планов, составления отчетности, по вопросам
защиты  прав  предпринимателей в органах правопорядка и суде и т.д.
В   месяц   проводится  как  минимум  120  консультаций  каждым  из
перечисленных консультационных пунктов.
    4. Организация системы обучения.
    Проводилась   работа   по  организации  системы  семинаров  для
субъектов  малого  предпринимательства, направленных на преодоление
информационного  вакуума,  что  является одной из основных проблем,
стоящих  на  пути  развития малого бизнеса. Особо остро этот вопрос
стоит  в  районах  области.  К  основным  вопросам,  поднимаемым на
семинарах,   можно   отнести   следующие:   вопросы  регистрации  и
лицензирования    отдельных    видов   деятельности,   вопросы   по
управлению  и  учету  доходов  в  малом бизнесе, вопросы упрощенным
формам   составления   бизнес  -  планов  и  оформлению  заявок  на
получение  инвестиционных  средств  от  банков,  вопросы постановки
бюджетного  управления  на  предприятии  и  его  структуризации.  В
каждом семинаре принимает участие около 40 слушателей.
    Принимая  во  внимание  большую  значимость  реализации  данной
проблемы  для  развития малого бизнеса, прорабатывалась возможность
организации  постоянно  действующих семинаров на базе уже созданных
и   планируемых  к  созданию  опорных  консультационных  пунктов  в
районах области.
    5.   Развитие   системы   информационного   обеспечения  малого
предпринимательства    на    основе   объединения   федеральных   и
региональных информационных ресурсов и локальных сетей.
    Для   реализации  данного  направления  Программы  совместно  с
Тюменской  торгово  -  промышленной  палатой  рассматривался вопрос
создания  WEB-страниц  на  сервере  ТТПП  в  сети  Интернет  в виде
информационных  блоков  под названием "Выставка продукции Тюменских
товаропроизводителей  -  "ТюменьИнтернетЭкспо"  и "Поддержка малого
предпринимательства".    Цель   проекта   -   поддержка   тюменских
товаропроизводителей,    инновационного    предпринимательства    и
высоких    технологий,    продвижение   тюменских   предприятий   и
предпринимателей  на  внешний  рынок,  привлечение  инвестиций, а в
итоге  -  повышение  бюджетной  обеспеченности  области.  Причиной,
повлекшей  первоначальное  торможение реализации проекта, а затем и
его замораживание, явилось отсутствие финансовых средств.
    6.  Обеспечение  участия субъектов малого предпринимательства в
выставочно - ярмарочной деятельности.
    С  целью  реализации  данного  направления основных мероприятий
Программы    организованы   и   проведены   ставшие   традиционными
ежегодные  выставки  -  ярмарки  "Тюменская  марка - 1999", а затем
"Тюменская  марка  -  2000".  Выставки  - ярмарки предназначены для
товаропроизводителей  и  фирм, оказывающих услуги жителям городов и
районов   Тюменской   области,   и   являющихся  субъектами  малого
предпринимательства.   В   рамках  выставок  -  ярмарок  проводился
конкурс среди субъектов малого предпринимательства.
    7. Формирование банка данных инвестиционных проектов.
    В   рамках  реализации  данного  направления  сформирован  банк
данных инвестиционных проектов, в том числе:
    - выявлялись и привлекались инвестиционные проекты;
    - составлен реестр инвестиционных проектов.
    8.   Проведение  открытых  региональных  конкурсов  с  участием
муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
    В  условиях  отсутствия  кредитных  средств не было возможности
проводить  конкурсы  инвестиционных  проектов. Поэтому было принято
решение   направить   полученные   средства   на   оказание  помощи
субъектам  малого  предпринимательства в разработке бизнес - планов
для   получения   инвестиций   у   финансовых  организаций  (банки,
лизинговые  компании,  бюджеты всех уровней) путем частичной оплаты
стоимости разработки бизнес - планов.
    9.   Привлечение   региональных   и  местных  средств  массовой
информации.
    Проводилась  работа  по  взаимодействию  со средствами массовой
информации   г.   Тюмени   и   районов   области,  цель  которой  -
привлечение  СМИ  к  освещению  проводимых программных мероприятий:
конференций   предпринимателей   Тюменской   области,   результатов
выставок   -   ярмарок,   к   предоставлению   рекламного   времени
участникам   -   победителям  различных  конкурсов.  С  этой  целью
профинансированы  несколько  выпусков  газеты  "Деловой проспект" в
г.  Тобольске  тиражом  свыше  10000 экземпляров каждый и бюллетеня
"Вестник рынка" в г. Тюмени тиражом 999 экземпляров каждый.
    С  целью  доведения  информации  о  существующей инфраструктуре
поддержки  малого  предпринимательства  до деловых людей области, а
также   сведений  о  наиболее  успешно  работающих  предприятиях  и
частных   предпринимателях  профинансировано  изготовление  буклета
"Малое  предпринимательство  Тюменской  области"  в количестве 1000
штук.
    10.   Организация   обмена   опытом   среди   субъектов  малого
предпринимательства.
    Во  исполнение  данного  пункта  основных мероприятий Программы
проведены следующие мероприятия:
    -  в  1999  году  проведена  IV,  а в 2000 году - V конференция
представителей   субъектов   малого  предпринимательства  Тюменской
области,   в  которой  приняли  участие  делегаты  из  20  регионов
области, а также представители исполнительной власти;
    -  во  исполнение  решения совета экономического взаимодействия
областей  и  республик  Уральского региона и для участия в I съезде
представителей  малого  бизнеса  Уральского  региона сформирована и
профинансирована  поездка  делегации Тюменской области в составе 35
человек.    Съездом    разработаны    предложения   федеральным   и
региональным   органам   власти   по   усилению   поддержки  малого
предпринимательства.
    11.  Конкурс  на  звание  лучшего  бизнесмена "Предприниматель-
2000"  проведен  в  2000  году. В конкурсе приняло участие около 30
претендентов.  Победители  определены  по  6 номинациям. Проведение
конкурса решено сделать традиционным.
    В  связи  с неполной реализацией основных мероприятий Программы
государственной  поддержки  малого  предпринимательства в Тюменской
области   на   1999   -   2000   годы,  связанной  с  недостаточным
финансированием  в  1999  -  2000  годах, Тюменской областной Думой
было  принято  решение  о  продлении  срока реализации Программы на
2001 год.
    Программа        государственной        поддержки        малого
предпринимательства  в  Тюменской  области  на  2002  -  2003  годы
сформирована  исходя  из  принципа  преемственности  по отношению к
областной     Программе     государственной     поддержки    малого
предпринимательства в Тюменской области на 1999 - 2000 годы.

 

                      Раздел 3. Цели и задачи
                   Программы на 2002 - 2003 годы

 

    Основной   целью   Программы  является  существенное  улучшение
экономических   и  нормативно  -  правовых  условий  для  повышения
темпов   развития   малого   предпринимательства   через  внедрение
эффективных  финансово  -  кредитных  и  инвестиционных механизмов,
имущественная  поддержка  малого  бизнеса,  а  также всесторонняя и
широкомасштабная  подготовка  кадров  предпринимателей  и  создание
новых рабочих мест.
    Реализация   областной   Программы   государственной  поддержки
малого   предпринимательства   на   2002   -  2003  годы  обеспечит
устойчивое  развитие  малого  предпринимательства на территории юга
Тюменской  области  как  неотъемлемой  части  структуры экономики и
источника формирования бюджетов всех уровней.
    Программа   является   частью   стратегии   развития  малого  и
среднего   бизнеса   как   части   общей  стратегии  экономического
развития  области,  подъема  местной  промышленности и сферы услуг,
позволит   согласовать   действия  различных  организаций,  которые
имеют     одним     из     направлений     деятельности    развитие
предпринимательской инициативы.
    Достижение  основной  цели  обеспечивается  решением  комплекса
функциональных задач. К ним относятся:
    -  ускоренное  развитие  кредитных и инвестиционных механизмов,
обеспечивающих   доступ   субъектов  малого  предпринимательства  к
финансовым ресурсам;
    -     диверсификация     региональной    экономики,    развитие
мелкомасштабных рынков, выравнивание уровня жизни населения;
    - решение проблем занятости трудоспособного населения;
    -    активизация    предпринимательства   области,   увеличение
интенсивности производственных и коммерческих связей;
    -  увеличение  объемов,  расширение  ассортимента  и  повышение
качества  выпускаемой  продукции  за  счет развития соответствующих
производств в области;
    -   повышение   эффективности   действующих  и  создание  новых
объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
    -  информационное  обеспечение  деятельности  субъектов  малого
предпринимательства;
    -  увеличение  налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней за
счет развития предпринимательства;
    -  законодательное  и  нормативно  -  правовое  обеспечение для
устойчивой деятельности малых предприятий;
    -  межрегиональное  и  международное  сотрудничество в развитии
малого предпринимательства.
    Приоритетными направлениями в Программе определены:
    1.    Создание   благоприятного   инвестиционного   климата   и
необходимых  условий  для  привлечения  в сферу предпринимательства
бюджетных   и   внебюджетных   источников  финансирования,  средств
коммерческих банков, внебюджетных фондов, иностранных кредитов.
    2.   Создание   целостной   инфраструктуры   поддержки   малого
предпринимательства,    обеспечивающей    оказание    финансово   -
кредитной    поддержки,    информационно   -   консультационных   и
лизинговых услуг.
    3.   Формирование   правовой  базы  для  эффективного  развития
предпринимательства, обеспечение его правовой защиты.
    4.      Имущественная      поддержка      субъектов      малого
предпринимательства.
    5.  Развитие  выставочной  и  рекламной  деятельности,  а также
международных и межрегиональных связей.

 

                  Раздел 4. Механизмы реализации
                 и ресурсное обеспечение Программы

 

    Финансирование   мероприятий   Программы  осуществляется  через
Департамент  инвестиционно  -  кредитной политики и государственной
поддержки  предпринимательства  Администрации Тюменской области как
генерального   заказчика,   основного  исполнителя  и  координатора
Программы.
    Для  реализации  мероприятий  Программы  привлекаются следующие
финансовые ресурсы:
    -  средства,  определенные  соответствующей  статьей областного
бюджета;
    -     средства     Федерального    фонда    поддержки    малого
предпринимательства,    выделяемые   на   реализацию   региональной
Программы;
    -  средства  фонда  развития  и  поддержки  предпринимательства
Тюменской области (см. приложение N 1).

 

           Порядок финансирования мероприятий Программы

 

    1.  Законом  об  областном  бюджете  на  текущий финансовый год
утверждается    сумма    расходов    на    реализацию   программных
мероприятий,   включая   средства,   выделяемые   на  возвратной  и
безвозвратной основе.
    2.  Исполнение  основных программных мероприятий осуществляется
исполнителями   на   договорной   основе   посредством   заключения
договоров  между  Департаментом  инвестиционно - кредитной политики
и   государственной   поддержки  предпринимательства  Администрации
Тюменской области и исполнителем.
    3.  Исходя  из  объемов ежегодно принимаемых средств областного
бюджета,  предназначенных  для  реализации программных мероприятий,
уточняются  основные  направления  и структура расходования средств
на возвратной и безвозвратной основе (см. приложения N 2 и N 3).
    4.   Департамент   инвестиционно   -   кредитной   политики   и
государственной    поддержки    предпринимательства   Администрации
Тюменской   области   финансирует   на  целевой  основе  проекты  и
мероприятия  Программы  и  отчитывается  ежеквартально на основании
полученных   от  исполнителей  отчетов  в  соответствии  с  Законом
Тюменской   области    формировании  и  финансировании  областных
программ"   перед  Департаментом  финансов,  налоговой  политики  и
ценных   бумаг  Администрации  Тюменской  области  и  Департаментом
экономики Администрации Тюменской области.
    5.  Финансирование  из  средств  Федерального  фонда  поддержки
предпринимательства   осуществляется   по   результатам   регулярно
проводимых     конкурсных    отборов    исполнителей    мероприятий
Федеральной     программы    государственной    поддержки    малого
предпринимательства    в   Российской   Федерации.   По   условиям,
предъявляемым  организатором,  к  участию  в  конкурсе  допускаются
только  региональные  фонды  поддержки предпринимательства. Поэтому
финансирование  в  случае  победы  в  конкурсе будет осуществляться
минуя    Департамент   инвестиционно   -   кредитной   политики   и
государственной    поддержки    предпринимательства   Администрации
Тюменской  области  и  финансовые  потоки  пойдут непосредственно в
фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области.
    6.  Фонд  развития  и  поддержки  предпринимательства Тюменской
области   самостоятельно   направляет   на  реализацию  программных


Информация по документу
Читайте также