Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Тюменской области от 19.09.2002 № 451ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 19.09.2002 N 451 г.Тюмень О рекомендациях "круглого стола" по теме: "О проблемах охраны окружающей среды в Тюменской области" Рассмотрев рекомендации "круглого стола" по теме: "О проблемах охраны окружающей среды в Тюменской области", состоявшегося 27 июня 2002 года, решение постоянной комиссии областной Думы по экономической политике и природопользованию, в соответствии с пунктом 31 статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить рекомендации "круглого стола" по теме: "О проблемах охраны окружающей среды в Тюменской области" (прилагаются). 2. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, администрацию Тюменской области, органы местного самоуправления. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по экономической политике и природопользованию (Хохряков Б.С.). Председатель областной Думы С.Е. Корепанов _________________ Приложение к постановлению областной Думы от 19.09.02 N 451 Рекомендации "круглого стола" по теме: "О проблемах охраны окружающей среды в Тюменской области" Участники заседания "круглого стола": депутаты областной Думы, представители федеральных органов государственной власти, представители администрации Тюменской области, органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций - считают, что необходимым условием удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, стабильного социально-экономического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Участники заседания "круглого стола" констатируют, что на юге Тюменской области создается напряженная экологическая обстановка. На состоянии окружающей среды сказываются накопленные проблемы прошлых лет и негативное воздействие на нее сегодня. Основными экологическими проблемами являются: - загрязнение атмосферного воздуха; - загрязнение водных объектов; - загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, в том числе токсичными. В 2001 году объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников составили по югу области 156 тыс. тонн. По данным санитарно-эпидемиологической службы, начиная с 1997 года наблюдается тенденция к увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха. Так, если в 1997 году удельный вес проб, превышающих предельно допустимые концентрации, составлял в целом по области 11,2% , то в 2001 году - 22,3%, по югу области 15,1% и 27,0% соответственно, по Российской Федерации - 6,28%. Одной из причин этого является значительно возросшее количество автомобильного транспорта, доля выбросов вредных веществ от которого составляет более 60 % всего валового выброса в атмосферу. Доля проб с превышением предельно допустимых концентраций, отобранных на автомагистралях в зоне жилой застройки, в 2001 г. выросла в 2 раза по сравнению с 1997 годом и составила по югу области 37,8% против 19,1%. В целом по Тюменской области насчитывается 126378 источников выбросов в атмосферу, в том числе 34301 организованный, по югу области 7556 и 5760 соответственно. Анализ существующего состояния водных объектов показывает, что практически все поверхностные водоисточники подвергаются антропогенному и техногенному воздействию различной степени интенсивности. Высокий уровень загрязнения относится прежде всего к бассейнам рек Тобола, Туры, Ишима, Пышмы. По усредненным статистическим данным за 2001 год, санитарное состояние водоемов как первой, так и второй категории по микробиологическим и санитарно-химическим показателям ежегодно колеблется. Доля неудовлетворительных проб воды из водоемов первой категории по микробиологическим показателям выросла с 37,6 % в 1998 году до 39,2 % в 2001 году, по санитарно-химическим - с 20,4 % до 40,0 % соответственно. Доля неудовлетворительных проб воды из водоемов второй категории по микробиологическим показателям несколько снизилась - с 26,3 % в 1998 г. до 24,7% в 2001 г., по санитарно-химическим произошел рост с 43,3% до 71,1% соответственно. Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне химического и микробиологического загрязнения водоемов, что является результатом сброса неочищенных производственных, бытовых и ливневых сточных вод. Сброс загрязненных сточных вод составил по югу области в 2001 году 83 млн.куб.м. Основными загрязнителями поверхностных вод являются предприятия промышленности - 70,3 % от общего объема водоотведения, стоки предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляют 26,82%. Из общего количества источников централизованного питьевого водоснабжения по югу области 61,1% не отвечают санитарным нормам и правилам из-за отсутствия зон санитарной охраны. Более тяжелое положение сложилось с источниками водоснабжения из открытых водоемов, 80,0% из них не имеют санитарно-охранных зон. В связи со все возрастающим уровнем микробного загрязнения поверхностных источников централизованного водоснабжения наиболее остро стоит вопрос о необходимости их обеззараживания, однако по югу области 46,1% коммунальных и 93,4% ведомственных водопроводов не имеют комплекса очистных сооружений, а 30,7% и 93,4% соответственно - обеззараживающих установок. Создавшееся положение с очисткой, обеззараживанием, организацией зон санитарной охраны не может не отражаться на качестве питьевой воды. Несмотря на некоторое улучшение, качество воды из разводящей сети водопроводов остается стабильно низким. Так, в целом по области доля проб водопроводной воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снизилась с 10,7% в 1998 г. до 8,8% в 2001 г. Значительная часть населения юга области, в основном сельского, пользуется водой из 2130 общественных колодцев и скважин без разводящей сети, 28% из них не соответствуют санитарно-техническим требованиям. Необходим их ремонт, очистка и дезинфекция. В настоящее время качество воды в них остается низким. Не отвечают нормативам 31,3% и 36,7% проб воды, отобранных для определения соответственно санитарно-химических и микробиологических показателей. Особую тревогу вызывает проблема загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления. Сбросы загрязненных сточных вод, неорганизованные свалки твердых бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов, нерациональное использование пестицидов и минеральных удобрений приводят к все возрастающему загрязнению почвы. Из-за отсутствия предприятий по переработке бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов основная их масса складируется в накопителях, вывозится на свалки или подлежит захоронению на полигонах. На предприятиях области в среднем за год образовалось около 50-60 тыс. тонн промышленных отходов, из них 28 тыс. тонн составляют токсичные отходы I - IV классов опасности, утилизация и хранение которых требуют особых условий. По данным инвентаризации, проведенной в 2001 году в Тюменской области, учтено 1424 места хранения и захоронения отходов на площади 1,7 тыс. га с общим объемом размещения отходов 35,8 млн. куб. м. Масса отходов I, II, III классов опасности, размещенная на этих объектах, составляет 98,7 тыс. тонн. Из общего количества мест размещения отходов 478 - несанкционированные свалки, которые используются населением и предприятиями стихийно. За последние годы наблюдается тенденция к снижению доли проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям как в целом по области, так и по югу, с 15,9% до 4,0% и с 17,0% до 5,42% соответственно. Вместе с тем остаются высокими показатели микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки, чему способствует неудовлетворительное состояние канализационных сетей, а также действующих свалок бытовых отходов и возникновение несанкционированных; нарушение системы плановой очистки мусоросборных контейнеров, отсутствие условий для их мойки и дезинфекции. Удельный вес неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в селитебной зоне в 2001 г. составил 12,1% (в 2000 г. - 12%, по Российской Федерации в 2000 г. - 16,28%). По данным статистической отчетности, на юге области имеется 411 крупных сельскохозяйственных предприятий и 2500 мелких фермерских (крестьянских) хозяйств, которые применяют ядохимикаты. Завоз пестицидов и их использование снизились по отношению к предыдущим годам. Складов ядохимикатов в районах области в настоящее время насчитывается 205 (в 2000 г. - 212), из них паспортизировано 93, или 45% (в 2000 г. - 107, или 50%). Уменьшение общего количества складов связано с тем, что из 7 складов, находящихся в наиболее ветхом состоянии, остатки пестицидов перевезены в другие склады районов. Количество аварийных складов остается на достаточно высоком уровне - 22, или 10,7% (в 2000 г. - 24, или 11,3 %). Практически каждый 5-й склад находится в неудовлетворительном состоянии (39 складов, или 19% от общего количества). Несмотря на такое положение, за истекший год отремонтирован только 1 склад (в 2000 г. - 2). Уже сегодня экологические перегрузки реально снижают качество жизни большинства населения юга области. В целом влияние экологического фактора на ухудшение здоровья людей оценивается в 30%, в том числе по онкологическим заболеваниям - около 50%. Участники заседания "круглого стола" отмечают необходимость проведения последовательной политики органов государственной власти области в сфере охраны окружающей среды для улучшения экологической ситуации в регионе. С этой целью участники заседания "круглого стола" РЕКОМЕНДУЮТ: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: - разработать и принять федеральные законы, регулирующие вопросы экологического контроля и экологического страхования; - ускорить принятие федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"; - ускорить рассмотрение проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (в части передачи полномочий по проведению государственной экологической экспертизы объектов согласно статье 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе"), закрепляющего права органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление государственной экологической экспертизы; - ускорить разработку и принятие главы "Экологический налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. 2. Правительству Российской Федерации: - обеспечить реализацию федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" в полном объеме; - подготовить и утвердить правовые акты в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", регламентирующие: а) механизм разграничения объектов экологического контроля на подлежащие федеральному контролю и контролю субъекта Российской Федерации; б) порядок разработки и утверждения субъектами Российской Федерации нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. 3. Тюменской областной Думе: - разработать и принять законы Тюменской области: а) "Об охране окружающей среды в Тюменской области" (2002 г.); б) "Об экологическом образовании и просвещении населения Тюменской области" (2003 г.); в) "О лесах Тюменской области" (2003 г.); г) "Об отходах производства и потребления Тюменской области" (2004 г.); д) "Об экологическом мониторинге" (2004 г.); е) "О сохранении биоразнообразия" (2004 г.); ж) "О снижении уровня негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду" (2004 г.); - разработать и принять в новой редакции, в связи с вступлением в силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Тюменской области "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений"; - принять Закон Тюменской области "О порядке ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений Тюменской области"; - внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 63 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части, устанавливающей порядок перевода земель, занятых лесами первой группы, в нелесные, учитывая, что перевод осуществляется Правительством Российской Федерации только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). 4. Администрации Тюменской области: - при подготовке проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2003 год", в расходной части областного бюджета предусмотреть средства на: а) организацию органами государственной власти области борьбы с лесными пожарами; б) строительство навозохранилищ и площадок с твердым покрытием для складирования отходов животноводства; - при разработке проекта Закона Тюменской области "О предоставлении налоговых льгот на 2003 год отдельным категориям налогоплательщиков" предусмотреть предоставление льгот по платежам за пользование водными объектами предприятиям, осуществляющим строительство или реконструкцию очистных сооружений, а также выполняющим иные водоохранные мероприятия; - рассмотреть возможность разработки правовых актов, направленных на ограничение использования нефтепродуктов (в первую очередь сырой нефти) в виде топлива для выработки теплоэнергии; моторных топлив, содержащих присадку тетраэтилсвинец, ароматические углеводороды - более 55% либо не соответствующих требованиям стандартов (ГОСТ); - обеспечить выполнение в полном объеме полномочий субъекта Российской Федерации в области осуществления государственного экологического контроля, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды"; - совместно с администрациями городов области рассмотреть ситуацию с функционированием на их территориях опасных производств, промышленных и коммунальных объектов и наметить меры по выносу их за границы населенных пунктов либо повышению уровня экологической безопасности; - обеспечить выполнение работ по реконструкции ГУП ТО "Ишимский ветсанутильзавод", рассмотреть возможности его технического перевооружения и расширения производства; - осуществить корректировку областной программы "Утилизация и переработка отходов" с учетом современного состояния проблемы обращения с отходами, финансовых, организационных, технических и технологических возможностей и обеспечить финансирование ее мероприятий в полном объеме; - разработать программу по утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению агрохимикатов (средств защиты растений), по организации безопасного хранения неутилизируемых веществ и обеспечить ее реализацию в 2003 - 2004 гг. в полном объеме; - разработать и утвердить областную целевую программу "Использование, защита, охрана и воспроизводство лесного фонда" и обеспечить ее выполнение в планируемых объемах; - разработать и утвердить областную целевую программу "Использование, восстановление и охрана водных объектов"; - осуществить подготовку стратегии сохранения биоразнообразия в Тюменской области и на ее основе разработать программу государственной поддержки особо охраняемых природных территорий регионального значения; - разработать и утвердить областную целевую программу "Развитие экологического образования и формирование экологической культуры в Тюменской области"; - разработать и утвердить Порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования; - разработать и утвердить Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных и спортивных целей; - рассмотреть возможность разработки нормативного правового акта, регулирующего вопросы взимания платы за используемые участки лесного фонда и вырубаемую древесину; - осуществить корректировку областной программы "Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой", в том числе в части включения мероприятий по строительству, ремонту и реконструкции канализационных очистных сооружений, находящихся в ведении муниципальных образований. 5. Органам местного самоуправления: - предусматривать в собственных бюджетах финансирование мероприятий по реализации программ, действующих в сфере охраны окружающей среды; - обеспечивать обустройство водоохранных зон и прибрежных полос; - обеспечивать выполнение в полном объеме своих полномочий в сфере охраны окружающей среды, в том числе принимать необходимые правовые акты; - осуществлять совместно с учреждениями образования организацию мероприятий с целью экологического воспитания молодого поколения. 6. Предприятиям и организациям области: - внедрять новые технологии производства продукции, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, сокращающие поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ; - обеспечивать обустройство водоохранных зон и прибрежных полос. 27 июня 2002 года Участники заседания "круглого стола" Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|