Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 06.04.2009 № 100-п

 



                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    06.04.2009 г.                                           N 100-п
                             г.Тюмень


    О внесении изменений
    и дополнений в постановление
    от 11.02.2008 N 42-п


    В  постановление  Правительства Тюменской области от 11.02.2008
N   42-п   "Об  утверждении  порядка  проведения  антикоррупционной
экспертизы  проектов  нормативных правовых актов Тюменской области"
внести следующие изменения и дополнения:
    1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
    "В  соответствии  с  Законом  Тюменской области от 07.03.2003 N
121   "О   порядке  подготовки,  принятия  и  действия  нормативных
правовых   и   правовых   актов",   а  также  с  учетом  положений,
определенных  в  Постановлениях  Правительства Российской Федерации
от  05.03.2009  N  195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы
проектов  нормативных  правовых  актов  и  иных  документов в целях
выявления  в  них  положений,  способствующих  созданию условий для
проявления   коррупции",   от  05.03.2009  N  196  "Об  утверждении
методики   проведения   экспертизы  проектов  нормативных  правовых
актов  и  иных  документов  в  целях  выявления  в  них  положений,
способствующих  созданию  условий  для  проявления  коррупции"  и в
целях     организации    нормотворческой    деятельности    органов
исполнительной  власти  по  предупреждению  и исключению положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции".
    2. Пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:
    "1.  Утвердить  порядок проведения антикоррупционной экспертизы
проектов  нормативных  правовых  актов  Тюменской  области  и  иных
документов  в  целях  выявления  в  них  положений,  способствующих
созданию  условий  для  проявления коррупции, согласно приложению к
настоящему постановлению".
    3. Дополнить постановление пунктом 3 в следующей редакции:
    "3.   Руководителям  органов  исполнительной  власти  Тюменской
области  обеспечить  реализацию  настоящего  порядка при разработке
проектов  нормативных  правовых  актов  и  иных документов с учетом
требований     действующего     законодательства     на     предмет
коррупциогенности.  В  соответствии с действующим законодательством
принять    необходимые    организационные   меры   по   обеспечению
проведения  экспертизы  независимыми  экспертами  в  соответствии с
разделом    4   порядка,   утвержденного   пунктом   1   настоящего
постановления".
    4. Дополнить пунктом 4 в следующей редакции:
    "4.     Рекомендовать     органам    местного    самоуправления
муниципальных  образований  Тюменской  области  регламентировать  в
правовых     актах     вопросы     по     обеспечению    проведения
антикоррупционной   экспертизы   муниципальных   правовых  актов  в
соответствии с действующим законодательством".
    5.  В  пункте  3 постановления исключить слова "Костареву Т.Ю."
и считать пунктом 5.
    6.    Приложение    к    постановлению    "Порядок   проведения
антикоррупционной  экспертизы  проектов  нормативных правовых актов
Тюменской  области"  изложить  в новой редакции согласно приложению
к настоящему постановлению.
    7. Настоящее постановление вступает в силу с 09.04.2009.


    Губернатор области                                   В.В.Якушев
    ________________



    Приложение
    к постановлению Правительства
    Тюменской области
    от 6 апреля 2009 г. N 100-п


                              ПОРЯДОК
         ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
           НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
       И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
     СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

                        1. Общие положения

    1.1.  Настоящим  Порядком  устанавливаются  правила  проведения
антикоррупционной  экспертизы  проектов постановлений Губернатора и
Правительства   Тюменской   области,   проектов  законов  Тюменской
области,    вносимых   Губернатором   в   порядке   законодательной
инициативы,  в  том  числе  технических  заданий на их разработку и
вносимых   поправок   в  тексты  законопроектов  (далее  по  тексту
настоящего  порядка  - нормативные правовые акты и иные документы),
а   также   процедура   оформления  и  направления  соответствующих
заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
    1.2.  Основной  задачей проведения антикоррупционной экспертизы
является  обеспечение  проведения  экспертизы  проектов нормативных
правовых   актов   и  иных  документов  в  целях  выявления  в  них
положений,   способствующих   созданию   условий   для   проявления
коррупции,   предотвращения,   предупреждения   и   выявления   при
подготовке   и   принятии   нормативных   правовых   актов  и  иных
документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
    1.3.  Уполномоченным  органом  по  проведению антикоррупционной
экспертизы  проектов  нормативных  правовых актов и иных документов
является   главное   правовое  управление  Правительства  Тюменской
области.
    1.4.   Руководители   органов   исполнительной  власти  области
(разработчики    проектов)    обеспечивают    подготовку   проектов
нормативных   правовых  актов  и  иных  документов,  не  содержащих
коррупционных   факторов,  перечисленных  в  разделе  2  настоящего
порядка,   в   том  числе  несут  персональную  ответственность  за
полноту,   достоверность   и   соответствие   проектов  нормативных
правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
    На  стадии  разработки  проектов  нормативных  правовых актов и
иных  документов  юридические  службы  (специалисты-юристы) органов
исполнительной    власти    области    осуществляют    обязательное
визирование   проектов   и  обеспечивают  отсутствие  коррупционных
факторов в разрабатываемых документах.

           2. Основные требования и методика проведения
      антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
                         и иных документов

    2.1.  Коррупционными  факторами  признаются  положения проектов
нормативных   правовых  актов  и  иных  документов,  которые  могут
способствовать  проявлениям  коррупции  при  их  применении,  в том
числе  могут  стать непосредственной основой коррупционной практики
либо  создавать  условия легитимности коррупционных деяний, а также
допускать и провоцировать их.
    2.2.  Эффективность  проведения экспертизы на коррупциогенность
определяется   ее  системностью,  достоверностью  и  проверяемостью
результатов.
    2.3.    Для    обеспечения    системности,    достоверности   и
проверяемости    результатов    экспертизы   на   коррупциогенность
необходимо  проводить  экспертизу  каждой  нормы проекта и излагать
ее  результаты  в  заключении с учетом состава и последовательности
коррупционных   факторов,  в  том  числе  с  указанием  структурных
единиц  проекта  документа  (разделы, главы, статьи, части, пункты,
подпункты, абзацы).
    2.4.     По     результатам     проведения     экспертизы    на
коррупциогенность  в  экспертном  заключении  могут  быть  отражены
возможные  негативные  последствия  сохранения  в проекте документа
выявленных  коррупционных  факторов,  в  том числе не относящиеся к
таковым  в  рамках данного порядка, но которые могут способствовать
созданию  условий  для  проявления  коррупции,  также указываются в
заключении.
    2.5.    Проведение    антикоррупционной   экспертизы   проектов
нормативных   правовых   актов   осуществляется   главным  правовым
управлением    Правительства    Тюменской    области    на   стадии
согласования   документов,   одновременно  с  проведением  правовой
экспертизы   в   сроки,   установленные  Регламентом  Правительства
Тюменской области.
    2.6.     Антикоррупционная     экспертиза    иных    документов
осуществляется  на  основании  соответствующих поручений начальника
главного  правового  управления  Правительства  области с указанием
сроков   ее   проведения   в  зависимости  от  объема  и  сложности
документов.
    2.7.  При  выявлении  в  рамках правовой экспертизы и правового
мониторинга     квалифицирующих     признаков,     относящихся    к
коррупционным  факторам  в действующих нормативных правовых актах и
иных   документах,   принятых   в  период  до  введения  настоящего
порядка,  в  том  числе  связанных  с необходимостью внесения в них
соответствующих  изменений  и дополнений, обусловленных вступлением
в  силу  федеральных  и  областных  нормативных  правовых актов, по
решению  начальника  главного  правового  управления  Правительства
области   проводится  антикоррупционная  экспертиза  с  последующим
направлением  заключения  в  соответствующие  органы исполнительной
власти области.
    Руководители   органов   исполнительной   власти   области  при
получении    соответствующего    заключения    главного   правового
управления  Правительства  области,  в  котором отражены сведения о
наличии  коррупционных  факторов,  в  10-дневный срок разрабатывают
соответствующие  проекты  о  внесении  изменений  и дополнений либо
признании   утратившими   силу   действующих  нормативных  правовых
актов.
    2.8.  В  ходе  проведения антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных  правовых  актов и иных документов проводится системный
анализ   текста  на  предмет  выявления  квалифицирующих  признаков
коррупционных   факторов   по   методике,   определенной  в  данном
порядке.
    2.8.1. Коррупционными факторами являются:
    а)   факторы,   связанные   с   реализацией  полномочий  органа
государственной власти или органа местного самоуправления;
    б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
    в) факторы системного характера.
    2.8.2.  Факторы,  связанные  с  реализацией  полномочий  органа
государственной   власти   или   органа   местного  самоуправления,
выражаются в:
    а)   широте   дискреционных   полномочий   -   отсутствии   или
неопределенности  сроков,  условий  или оснований принятия решения,
наличии  дублирующих  полномочий органов государственной власти или
органов местного самоуправления (их должностных лиц);
    б)    определении    компетенции    по   формуле   "вправе"   -
диспозитивном    установлении   возможности   совершения   органами
государственной  власти  или  органами  местного самоуправления (их
должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
    в)  наличии  завышенных  требований  к  лицу, предъявляемых для
реализации     принадлежащего     ему    права    -    установлении
неопределенных,  трудновыполнимых  и  обременительных  требований к
гражданам и организациям;
    г)  злоупотреблении  правом  заявителя органами государственной
власти   или  органами  местного  самоуправления  (их  должностными
лицами)   -   отсутствии   четкой   регламентации  прав  граждан  и
организаций;
    д)    выборочном    изменении   объема   прав   -   возможности
необоснованного  установления  исключений  из  общего  порядка  для
граждан   и   организаций  по  усмотрению  органов  государственной
власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
    е)  чрезмерной  свободе  подзаконного нормотворчества - наличии
бланкетных  и  отсылочных  норм,  приводящем к принятию подзаконных
актов,  вторгающихся  в  компетенцию  органа государственной власти
или   органа  местного  самоуправления,  принявшего  первоначальный
нормативный правовой акт;
    ж)  принятии  нормативного  правового  акта сверх компетенции -
нарушении  компетенции  органов  государственной власти или органов
местного   самоуправления   (их   должностных   лиц)  при  принятии
нормативных правовых актов;
    з)  заполнении  законодательных пробелов при помощи подзаконных
актов   в   отсутствие  законодательной  делегации  соответствующих
полномочий  -  установлении  общеобязательных  правил  поведения  в
подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
    и)   юридико-лингвистической  неопределенности  -  употреблении
неустоявшихся,   двусмысленных   терминов  и  категорий  оценочного
характера.
    2.8.3.    Факторы,    связанные    с    правовыми    пробелами,
свидетельствуют  об  отсутствии  правового  регулирования некоторых
вопросов в проекте документа и выражаются в:
    а)  существовании  собственно  пробела в правовом регулировании
-  отсутствии  в проекте документа нормы, регулирующей определенные
правоотношения, виды деятельности и так далее;
    б)  отсутствии  административных  процедур - отсутствии порядка
совершения  органами  государственной  власти или органами местного
самоуправления   (их  должностными  лицами)  определенных  действий
либо одного из элементов такого порядка;
    в)  отказе  от  конкурсных  (аукционных) процедур - закреплении
административного порядка предоставления права (блага);
    г)    отсутствии    запретов    и   ограничений   для   органов
государственной  власти  или  органов  местного  самоуправления (их
должностных   лиц)   -  отсутствии  превентивных  антикоррупционных
норм,    определяющих    статус   государственных   (муниципальных)
служащих в коррупциогенных отраслях;
    д)   отсутствии  мер  ответственности  органов  государственной
власти  или  органов местного самоуправления (их должностных лиц) -
отсутствии  норм  о  юридической  ответственности служащих, а также
норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
    е)  отсутствии  указания  на  формы,  виды контроля за органами
государственной  власти  или  органами  местного самоуправления (их
должностными    лицами)    -    отсутствии   норм,   обеспечивающих
возможность  осуществления  контроля, в том числе общественного, за
действиями  органов  государственной  власти  или  органов местного
самоуправления    (их    должностных    лиц,    государственных   и
муниципальных служащих);
    ж)   нарушении  режима  прозрачности  информации  -  отсутствии
норм,   предусматривающих   раскрытие   информации  о  деятельности
органов     государственной    власти    или    органов    местного
самоуправления   (их   должностных   лиц),   и   порядка  получения
информации по запросам граждан и организаций.
    2.8.4.   Факторами   системного   характера  являются  факторы,
обнаружить   которые   можно   при   комплексном   анализе  проекта
документа - нормативные коллизии.
    Нормативные  коллизии  -  противоречия, в том числе внутренние,
между  нормами,  создающие  для  органов государственной власти или
органов  местного  самоуправления  (их должностных лиц) возможность
произвольного  выбора  норм,  подлежащих  применению  в  конкретном
случае.
    На  наличие  такого  коррупционного фактора указывает любой вид
коллизии,  если  возможность  ее  разрешения  зависит от усмотрения
органов     государственной    власти    или    органов    местного
самоуправления (их должностных лиц).
    2.9.   В   случае   необходимости   к   участию   в  проведении
антикоррупционной   экспертизы   по   решению  начальника  главного
правового   управления  Правительства  области  могут  привлекаться
представители  разработчиков  проектов  нормативных правовых актов,
а   также   лица   (эксперты),   имеющие   специальные  познания  в
определенной области правоотношений.

      3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы
     по проектам нормативных правовых актов и иным документам,
       направление заключений в органы исполнительной власти
                        и должностным лицам

    3.1.  В  правовых  заключениях  главного  правового  управления
Правительства  области  по  нормативным  правовым  актам в качестве
составной  части  включается  отдельный  раздел - антикоррупционная
экспертиза.
    При    проведении    антикоррупционной   экспертизы   по   иным
документам   в   соответствии   с   данным   порядком   оформляется
самостоятельное заключение.
    3.2.   При  проведении  антикоррупционной  экспертизы  проектов
нормативных  правовых  актов  и  иных  документов и при выявлении в
них   коррупционных   факторов   в  заключении  главного  правового
управления    Правительства   Тюменской   области   проводится   их
описание,  а  также  предложения  и  рекомендации,  направленные на
устранение  или  ограничение  действий  таких факторов, в том числе
указываются сведения:
    - по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
    -  по  перечню  выявленных коррупциогенных факторов с указанием
их  признаков,  ссылками  на  структуру  документа (разделы, главы,
статьи,   части,   пункты,  подпункты,  абзацы)  в  соответствии  с
настоящим порядком.
    3.3.  Заключение  экспертизы  по  проектам нормативных правовых
актов   оформляется   на   бланке   главного  правового  управления
Правительства   области   и   подписывается   его   начальником   в
соответствии с Регламентом Правительства Тюменской области.
    3.4.   Заключение,   составленное   по  результатам  проведения
антикоррупционной  экспертизы  проектов  нормативных правовых актов
и   иных   документов,   направляется   в   соответствующие  органы
исполнительной власти области и должностным лицам.
    Доработанные   проекты   нормативных   правовых  актов  и  иных
документов    направляются    в    главное    правовое   управление
Правительства  Тюменской  области  для  повторной антикоррупционной
экспертизы,    при    отсутствии    в    доработанных    материалах
коррупционных  факторов  проекты  визируются  начальником  главного
правового   управления   Правительства  области  без  заключения  и
возвращаются   руководителям   органов   исполнительной   власти  и
должностным   лицам,   по   инициативе  которых  были  подготовлены
соответствующие документы.
    В   случае  несогласия  с  заключением  экспертизы  разработчик
проекта    готовит   пояснительную   записку   с   обоснованием   и
аргументацией   своего   несогласия   (возражения).   При  внесении
проекта   на   рассмотрение  Губернатору  области  и  на  заседание
Президиума  Правительства  или  Правительства  области к материалам
проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.

          4. Независимая экспертиза на коррупциогенность

    4.1.  Независимая  экспертиза  на  коррупциогенность проводится
юридическими   и   физическими  лицами  (независимыми  экспертами),
определенными  Комиссией  по  проведению административной реформы в
Тюменской  области,  которые  в  инициативном  порядке обращаются в
аппарат Губернатора Тюменской области.
    Комиссия  по  проведению  административной  реформы в Тюменской
области  в  течение  30  дней  рассматривает  данные обращения. При
соответствии  требованиям  и  условиям  включает обратившихся лиц в
перечень   независимых   экспертов,   который  размещается  в  сети
Интернет  на  официальном  Портале  органов  государственной власти
Тюменской  области  в разделе "Власть" - "Административная реформа"
в подразделе "Перечень независимых экспертов".
    Основные    требования   и   условия   включения   в   перечень
независимых     экспертов     для    проведения    экспертизы    на
коррупциогенность являются:
    а)   для   юридических  лиц  -  наличие  в  штате  не  менее  3
сотрудников,   удовлетворяющих   требованиям  к  физическому  лицу,
предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта;
    б)  для  физических  лиц  -  наличие  высшего профессионального
образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.
    4.2.     Для     проведения     независимой    экспертизы    на
коррупциогенность  орган  исполнительной  власти  Тюменской области
(разработчик  проектов)  размещает  проект  нормативного  правового
акта    в    сети   Интернет   на   официальном   Портале   органов
государственной  власти  Тюменской  области  в  разделе  "Власть" -
"Административная     реформа"     в     подразделе    "Независимая
антикоррупционная    экспертиза"    в    течение    рабочего   дня,
соответствующего    дню    направления   их   на   согласование   в
соответствующие органы власти.
    4.3.  При  размещении  проекта  нормативного  правового  акта в
сети   Интернет  на  официальном  Портале  органов  государственной
власти  Тюменской  области  в  разделе "Власть" - "Административная
реформа"  в  подразделе  "Независимая антикоррупционная экспертиза"
разработчиком    указывается    период    (срок)   для   проведения
независимой  экспертизы  и  направления  соответствующих экспертных
заключений  независимыми  экспертами,  который не может быть меньше
максимального   срока   (7   дней),   установленного  в  Регламенте
Правительства  области  для согласования заинтересованными органами
исполнительной власти области.
    По  результатам  независимой  экспертизы  на  коррупциогенность
составляется    экспертное    заключение,    которое   независимыми
экспертами    направляется    разработчику   проекта   по   адресу,
указанному   в   сети   Интернет  на  официальном  Портале  органов
государственной  власти  Тюменской  области  в  разделе  "Власть" -
"Административная     реформа"     в     подразделе    "Независимая
антикоррупционная экспертиза".
    К   проекту   нормативного   правового   акта  прилагаются  все
поступившие  в  орган  исполнительной  власти экспертные заключения
независимых  экспертов.  В  случае  если  указанные  заключения  не
поступили  в  установленные сроки, то данная информация указывается
в пояснительной записке к проекту.

Информация по документу
Читайте также