Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 16.01.2012 № 12-пп

 
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 января 2012г.                                        N12-пп


        Об утверждении Концепции развития машиностроительного
                    комплекса Белгородской области


     В целях  формирования  механизма   государственной   промышленной
политики,  направленной на модернизацию и развитие машиностроительного
комплекса области, правительство Белгородской области постановляет:
     1. Утвердить  Концепцию  развития  машиностроительного  комплекса
Белгородской области (далее - Концепция, прилагается).
     2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских
округов руководствоваться положениями Концепции, утвержденной в пункте
1 настоящего постановления.
     3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент
экономического развития области (Левченко А.А.).


     Губернатор Белгородской области         Е. Савченко


                                                            Утверждена
                                                        постановлением
                                                 правительства области
                                         от 16 января 2012 года N12-пп

                              Концепция
     развития машиностроительного комплекса Белгородской области

     1. Назначение Концепции
     Концепция развития  машиностроительного  комплекса   Белгородской
области   (далее   -  Концепция)  является  инструментом  региональной
промышленной политики,  направленной на  развитие  машиностроительного
комплекса области.
     Реализация Концепции в рамках государственно-частного партнерства
обеспечивает  единый,  согласованный  подход  к  разработке  областных
целевых  программ  развития  машиностроительного  комплекса   органами
государственной    власти    области,   общественными   организациями,
предприятиями    машиностроительного    комплекса,    образовательными
учреждениями,   а   также   иными   заинтересованными   физическими  и
юридическими лицами.
     2. Состояние машиностроительного комплекса области
     2.1. Роль машиностроительного комплекса в социально-экономическом
развитии области
     Роль машиностроения определяется,  прежде  всего,  тем,  что  оно
тесно  взаимосвязано  с ведущими отраслями экономики,  обеспечивает их
устойчивое  функционирование,  наполнение  потребительского  рынка   и
является   основой   развития  технологического  ядра  промышленности.
Отрасль,   являясь   крупным   потребителем   продукции   металлургии,
химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, содействует
развитию этих и других смежных с ними отраслей.
     От уровня  развития  машиностроения  зависят  важнейшие  удельные
показатели   валового   регионального   продукта    (материалоемкость,
энергоемкость  и  т.  д.),  производительность труда в других отраслях
народного хозяйства,  уровень экологической безопасности промышленного
производства и обороноспособность государства.
     Машиностроительный комплекс области объединяет более 900 крупных,
средних  и  малых  предприятий,  что  составляет около 30 процентов от
числа  предприятий,  занятых  в  промышленным  производстве   области.
Численность  работников  в  данном  секторе  составляет  около 35 тыс.
человек,  что  составляет  около  20  процентов  всех   работающих   в
промышленности.
     Предприятиями машиностроительного      комплекса      выпускаются
трубопроводы  высокого  и  низкого давления,  сильфонные компенсаторы,
горнорудное оборудование и  запасные  части,  котельное  оборудование,
хлебопекарное    оборудование,   автотракторное   электрооборудование,
сельскохозяйственные  машины   и   оборудование,   железнодорожные   и
автомобильные  цистерны,  стальные  конструкции круглого и квадратного
сечения, металлорежущий инструмент и другое.
     В настоящее    время    машиностроительный    комплекс    области
представляет  собой  совокупность  видов  экономических   деятельности
обрабатывающих   производств,   а   также  интеллектуальный  потенциал
работников  машиностроительной  отрасли.  Он   включает   такие   виды
деятельности,   как   производство   готовых   металлических  изделий,
производство машин и оборудования,  производство  электрооборудования,
электронного  и  оптического  оборудования,  производство транспортных
средств  и  оборудования,  удельный  вес  которых   в   общем   объеме
отгруженной промышленной продукции за 2010 год составил 54,4 процента;
28,3 процента, 15,3 процента и 2 процента соответственно.
     В структуре   промышленного  производства  области  удельный  вес
машиностроительного комплекса составляет 7,4 процента,  что в пять раз
ниже  уровня  в экономически развитых странах,  где он достигает 35-50
процентов.    В    структуре    обрабатывающих    производств     доля
машиностроительного комплекса составляет 9,7 процента, что меньше доли
производства пищевых продуктов  (51,3  процента)  и  металлургического
производства (25,1 процента).
     Таким образом,    на    данном    этапе    роль    и     значение
машиностроительного  комплекса  не  является  определяющим  вектором в
социально-экономическом развитии области.
     В настоящее  время  машиностроительный комплекс является одним из
основных плацдармов диверсификации экономики  области  и  придания  ей
инновационного характера.
     2.2. Основные проблемы машиностроительного комплекса
     Причины падения   производства   в  машиностроительном  комплексе
области в кризисный  период  во  многом  схожи  с  причинами  снижения
производств   в   других   отраслях   экономики,   однако   имеют  ряд
особенностей,   характерных   для   машиностроительных    предприятий:
относительно   низкий  уровень  рентабельности  производства,  высокий
уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий,
длительный производственный цикл и,  как следствие,  длительный период
возвратности инвестиций.  Машиностроительные предприятия  имеют  также
относительно    низкий    уровень    фондоотдачи,    высокий   уровень
специализации,   потребность   в   дорогостоящем   высокотехнологичном
оборудовании      и,     безусловно,     в     высококвалифицированных
инженерно-технических и рабочих кадрах.
     В посткризисный  период  наметилась тенденция наращивания объемов
производства  в  машиностроительном  комплексе.  Основными  факторами,
обусловившими  этот  рост,  стали развитие процессов импортозамещения,
проведение  оптимизации  мощностей  на  предприятиях,  освоение  новой
техники,   рост   объемов   поставок   на   экспорт   отдельных  видов
машиностроительной    продукции.    Некоторые    предприятия,    теряя
количественные  показатели  в  производстве  продукции,  все же решали
вопросы  .повышения  качества  продукции  и  обновления   ассортимента
выпускаемых   изделий.   Однако   неразвитость  внутреннего  рынка  не
позволила в полной мере наладить массовый сбыт производимой  продукции
и успешно справиться с финансовыми проблемами.
     Кратковременный всплеск роста  производства  не  позволил  решить
главную  задачу  -  провести  модернизацию  оборудования и технологий,
прежде всего,  из-за недостаточных инвестиций  в  основной  капитал  и
низкой инновационной восприимчивости предприятий.
     В настоящее  время  в  структуре  машиностроительного   комплекса
объединено  около 100 крупных и средних предприятий.  В зависимости от
того,   на   какой   рынок   ориентирована   продукция,    выпускаемая
предприятиями, их условно можно объединить в группы:
     - группа    предприятий    энергетического    и     строительного
машиностроения,    развитие    которых   определяется   инвестиционной
активностью топливно-энергетического и строительного комплексов;
     - группа    предприятий   сельскохозяйственного   машиностроения,
машиностроения   для   перерабатывающих   отраслей   агропромышленного
комплекса,  зависящих  от  платежеспособности  сельхозпроизводителей и
переработчиков сельскохозяйственной продукции,  а  также  частично  от
спроса населения;
     - группа  предприятий   горнорудного   машиностроения,   развитие
которых   определяется   инвестиционной  активностью  горнодобывающего
комплекса;
     - группа   предприятий,  участвующих  в  выполнении  заказов  для
оборонно-промышленного комплекса.
     В структуре   инвестиций   в   основной  капитал  в  промышленном
производстве доля машиностроительного  комплекса  составляет  более  3
процентов,  в структуре инвестиций всей экономики области - чуть более
1 процента.  Уровень инновационной активности на предприятиях остается
низким.
     Выработка продукции на одного работника  в  машиностроении  очень
низкая,  в  среднем  она  колеблется от 50 до 120 тыс.руб.  в месяц на
одного работника.  Соответственно и уровень зарплаты в  машиностроении
более   чем   на   треть   ниже,  чем,  например,  в  металлургическом
производстве и на горнодобывающих предприятиях.
     Степень износа   основных   фондов  составляет  40-50  процентов,
коэффициент обновления - 6-12  процентов  в  год,  в  результате  чего
продукция недостаточно конкурентоспособна,  невысокие объемы продаж, и
как следствие, нехватка финансовых средств на обновление оборудования.
     Отсутствие со стороны государства единой промышленной политики не
позволяет   предприятиям   провести   модернизацию    и    техническое
перевооружение  производства  с  целью  перехода на инновационный путь
развития.
     Остается низким   уровень   подготовки   выпускников   учреждений
высшего,   среднего   и   начального   профессионального   образования
-основного  источника  кадрового  потенциала  ввиду  их  недостаточной
практической  подготовки   на   современном   оборудовании,   незнания
передовых    технологий,    падения   престижа   инженерно-технических
специальностей и рабочих профессий.
     Таким образом, основными проблемами машиностроительного комплекса
являются:
     - моральный и физический износ оборудования и технологий;
     - дефицит квалифицированных кадров;
     - дефицит денежных ресурсов;
     - наличие избыточных производственных мощностей и  соответственно
крайне высокие издержки на их содержание;
     - морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей;
     - недостаточно   развитая   система  производственной  кооперации
(промышленный субконтрактинг),  особенно в  форме  малого  и  среднего
бизнеса;
     - неравные   условия   конкуренции   на   рынке   с   зарубежными
производителями аналогичной продукции;
     - опережающий  рост  цен  на  продукцию  и  услуги   естественных
монополий;
     - малоэффективное взаимодействие  финансово-кредитных организаций
с предприятиями.
     Вместе с тем главной  причиной  создавшегося  положения  является
отсутствие  обоснованной,  базирующейся на достижениях науки и техники
единой  государственной  стратегии   преобразования   и   опережающего
развития отечественного машиностроения,  направленной на определение и
формирование  экономически  обоснованных  и  динамично   развивающихся
приоритетных   секторов   машиностроительного   комплекса,  отвечающих
современным требованиям и ресурсным возможностям страны,  а  также  на
повышение    эффективности   их   использования   в   целях   развития
машиностроения в целом и обеспечения экономической,  технологической и
политической независимости России.
     3. Потенциал развития машиностроительного комплекса
     Объем российского  рынка машиностроительной продукции,  включая и
оборонную,   прогнозируется   специалистами   только   на    ближайшую
перспективу  в объеме около 1,5 трлн.руб.,  и в дальнейшем с развитием
потребностей отраслей экономики он будет возрастать.
     Важным резервом  развития машиностроения является малый и средний
бизнес.  В экономически развитых странах  главный  интегратор  проекта
занимается  только  сборкой,  логистикой и продажами,  а все остальное
производство передается малому и среднему бизнесу. В нашей стране пока
сохраняется прежняя система, когда одно предприятие делает практически
все - от переработки сырья до выпуска готового продукта.  Поэтому  для
выпуска  конкурентоспособной  продукции необходимо следовать указанной
общемировой тенденции.  Следует иметь  в  виду,  что  именно  малый  и
средний  бизнес  определяет инновационное развитие общества в силу его
многочисленности.
     В машиностроительном    комплексе    области    имеется    мощный
производственный   потенциал.   На   территории   области    динамично
развиваются  горно-металлургический,  агропромышленный  и строительный
комплексы.  Кроме  того  имеются  определенные   перспективы   участия
предприятий   в   реализации   проектов   развития  энергетического  и
оборонно-промышленного комплексов России.
     В этих   целях   существует   необходимость   выделения  наиболее
приоритетных направлений развития машиностроительного комплекса:
     - изготовление   машин   и   оборудования  для  агропромышленного
комплекса;
     - изготовление   оборудования   и   комплектующих   изделий   для
добывающих отраслей (горнорудная и нефтедобывающая);
     - участие в реализации проектов развития биоэнергетики;
     - изготовление  машин  и  оборудования,  металлоконструкций   для
строительной отрасли;
     - изготовление   машин    и    оборудования    для    переработки
сельскохозяйственной продукции;
     - получение заказов для нужд оборонно-промышленного комплекса;
     - получение заказов для нужд энергетического комплекса.
     Таким образом,  есть основания считать,  что область  располагает
необходимыми   возможностями   для   решения   задачи  модернизации  и
обеспечения опережающего развития машиностроения.  Для использования в
этих  целях  имеющегося потенциала необходимо формирование эффективной
политики в  машиностроительной  отрасли,  которая  соответствовала  бы
современным   условиям   и   могла   бы   обеспечить   системность   и
многоаспектность процесса преобразований.
     В настоящее   время  в  области  происходит  консолидация  усилий
органов   государственной   власти,   общественных    организаций    и
хозяйствующих    субъектов    промышленного    производства   области,
направленных  на  развитие  машиностроительного   комплекса,   о   чем
свидетельствуют    создание   и   активная   деятельность   Ассоциации
машиностроителей Белгородской области. Эта организация готова взять на
себя  ответственность  за  координацию  деятельности  по  формированию
стратегии модернизации  и  развития  машиностроительного  комплекса  и
решение других важнейших проблем машиностроения.
     4. Механизмы реализации Концепции
     Реализация Концепции и ее успех во многом зависят от эффективного
взаимодействия    машиностроительных    предприятий     с     органами
государственной   власти,  Ассоциацией  машиностроителей  Белгородской
области,  научными организациями,  учреждениями начального, среднего и
высшего   профессионального  образования,  российскими  и  зарубежными
инвесторами.
     Основой механизма  реализации  Концепции  должны  стать областные
целевые программы развития машиностроительного  комплекса  области  по
приоритетным направлениям.
     Достижение поставленной цели во многом зависит  от  эффективности
государственного управления и государственной поддержки предприятий.
     4.1. Меры государственной поддержки
     Объектом государственной поддержки должен быть машиностроительный
комплекс в совокупности его предприятий. При определении приоритетов в
государственной   поддержке   тех   или   иных   направлений  развития
машиностроительного комплекса целесообразно исходить, прежде всего, из
необходимости обеспечения инновационного развития.
     Государственная поддержка  предоставляется   в   соответствии   с
действующим законодательством в следующих формах:
     - понижение налоговой ставки по налогу  на  прибыль  организаций,
подлежащему зачислению в областной бюджет;
     - предоставление  налоговых  льгот   по   налогу   на   имущество
организаций;
     - субсидирование процентной ставки по кредитам,  привлеченным для
реализации  инвестиционных  проектов,  договорам  лизинга  в порядке и
размерах, установленных нормативным правовым актом области;
     - предоставление  на  конкурсной  основе государственной гарантии
области и муниципальной гарантии по банковским кредитам для реализации
наиболее   важных   инвестиционных  проектов  в  порядке  и  размерах,
установленных нормативными правовыми актами области;
     - предоставление  в  аренду государственного имущества области на
льготных условиях;
     - финансирование  программ  развития  машиностроения  на  долевых
началах с другими участниками;
     - компенсация    части    таможенных    платежей    за   ввозимое
технологическое оборудование,  не производимое и не имеющее аналогов в
Российской Федерации;
     - предоставление  на  конкурсной  основе  грантов  по   поддержке
технологических   инноваций:   проведение  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских  работ,  разработка  и   проектирование   новых
образцов инновационной промышленной продукции,  софинансирование услуг
по  патентованию  и  сертификации  выпускаемой  продукции,   внедрение
энергосберегающих   технологий,   приобретение  патентов  и  лицензий,
программного обеспечения, приобретение машин и оборудования, связанных
с технологическими инновациями;
     - обеспечение гарантии на участие машиностроительных  предприятий
области   в  торгах,  проводимых  для  нужд  оборонно-промышленного  и
энергетического  комплексов  Российской  Федерации,  за  счет  средств
областного бюджета;
     - поддержка  машиностроительных  предприятий,  на  базе   которых
учреждениями   начального  и  среднего  профессионального  образования
создаются учебные места (кафедры) по подготовке кадров  востребованных
профессий.
     4.2. Критерии выбора приоритетов для государственной поддержки
     При оказании  государственной  поддержки  субъектам  промышленной
деятельности приоритетными являются следующие критерии:
     - выпуск инновационной продукции;
     - выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции;
     - внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий;
     - модернизация  и  техническое  перевооружение  производства;   -
создание новых рабочих мест.
     В качестве  важнейшего  условия  при   оказании   государственной
поддержки  должен  рассматриваться  объем  собственных  инвестиционных
ресурсов предприятия,  его собственников,  а также такие принципы, как
срочность,   возвратность   государственной   поддержки,  объем  ранее
оказанной государственной поддержки и эффективность ее использования.
     4.3. Ресурсное обеспечение Концепции
     Основными ресурсами реализации Концепции являются:
     - средства,  предусмотренные  федеральными  и областными целевыми
программами; - собственные средства предприятий;
     - привлеченные  инвестиции  - инвестиции собственников,  средства
внебюджетных фондов, кредитные средства;
     - средства  бюджета  области и бюджетов муниципальных образований
области;
     - иные источники финансирования.

     4.4.Организационно - техническое обеспечение
     Организационно-техническое обеспечение осуществляется в следующих
формах:
     - создание  интегрированных   структур   (альянсы,   консорциумы,
ассоциации,   промышленные   холдинги   и  т.д.)  с  целью  интеграции
машиностроительных    предприятий    в    получении    и    выполнении
государственных  заказов  для оборонно-промышленного и энергетического
комплексов;
     - создание регионального центра субконтрактации, направленного на
развитие и установление кооперационных и межрегиональных связей;
     - создание  центров  трансфера технологий и центров коллективного
пользования    производственным,    научным    и     экспериментальным
оборудованием     на     базе    региональных    учреждений    высшего
профессионального   образования    с    участием    машиностроительных
предприятий   с  целью  кооперации  в  разработке  и  внедрении  новых
технологий, подготовке квалифицированных инженерно-технических кадров;
     - использование  Интернет-ресурса  для  размещения  информации  о
производственно-технологическом         потенциале         предприятий
машиностроительного    комплекса,    направленного   на   развитие   и
установление кооперационных и межрегиональных связей;
     - взаимодействие  с  кредитными организациями,  расположенными на
территории области, в вопросе разработки целевого льготного кредитного
продукта   для  машиностроительных  предприятий  области,  реализующих
инновационные проекты;
     - создание    на   машиностроительных   предприятиях   совместных
производств  с  ведущими  зарубежными  производителями,  поставляющими
технологическое   оборудование   для   предприятий   агропромышленного
комплекса,  реализующих  мероприятия  в   рамках   областных   целевых
программ,     направленных     на     создание    конкурентоспособного
сельскохозяйственного производства и его динамичное развитие;
     - проведение  протекционистской  политики  в  рамках действующего
законодательства в федеральных органах государственной власти с  целью
получения  для предприятий машиностроительного комплекса контрактов на
поставку  продукции  для  федеральных  нужд;   включения   предприятий
машиностроительного комплекса области в федеральные целевые программы,
в том числе программы, направленные на развитие обороннопромышленного,
энергетического и агропромышленного комплексов;
     - включение  машиностроительных  предприятий  области  в  сводный
реестр  организаций оборонно-промышленного комплекса с целью получения
субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов  по  кредитам,
полученным  в  российских  кредитных  организациях  и  государственной
корпорации "Внешэкономбанк";
     - формирование  перечней оборудования для возможного изготовления
машиностроительными предприятиями для предприятий  горнодобывающего  и
агропромышленного комплексов.
     4.5. Информационно-образовательное обеспечение
     С целью   подготовки  квалифицированных  рабочих  кадров  ведущих
профессий основными мероприятиями являются:
     - вхождение представителей машиностроительных предприятий области
в состав наблюдательных (попечительских) советов учреждений начального
и среднего профессионального образования;
     - формирование и реализация образовательных программ  с  участием
машиностроительных предприятий;
     - формирование  заказа  на   подготовку   кадров   востребованных
профессий;
     - оснащение учебно-производственной базы учреждений начального  и
среднего  профессионального  образования современным оборудованием,  в
том числе за счет средств машиностроительных предприятий;
     С целью   популяризации   профессий   машиностроительной  отрасли
основными мероприятиями являются:
     - профориентация среди выпускников общеобразовательных учреждений
(экскурсии  на  предприятия,  беседы,   распространение   агитационных
материалов),   мотивирующая   выбор   профессии,   востребованной   на
региональном рынке труда;
     - разработка   совместно   с  региональными  средствами  массовой
информации программ о машиностроительных  предприятиях  и  реализуемых
проектах, в том числе с областными телевизионными компаниями.
     5. Объекты и субъекты реализации Концепции
     Объектами реализации  Концепции  являются  целевые  программы  по
приоритетным  направления   развития   машиностроительного   комплекса
области.
     При определении субъектов реализации Концепции  следует  исходить
из  того,  что проблемы машиностроения можно решить только программным
методом на комплексной основе,  в результате скоординированных целевых
и   адресных   действий   законодательной   и  исполнительной  власти,
машиностроительных предприятий, научных и образовательных учреждений и
общественных организаций.
     Структура и     содержание     целевых     программ      развития
машиностроительного    комплекса    области    (далее   -   Программы)
разрабатывается  в   соответствии   с   постановлением   правительства
Белгородской  области  от 31 августа 2009 года N295-пп "Об утверждении
Порядка принятия решений о разработке  долгосрочных  целевых  программ
Белгородской   области,   их   формирования,   реализации   и   оценки
эффективности". Реализация Программ должна обеспечить:
     - преодоление   технологического   отставания  машиностроения  от
ведущих стран мира  на  основе  инновационного  обновления  отрасли  и
диверсификации производства;
     - удовлетворение    запросов    потребителей    в     современной
машиностроительной   продукции,   отвечающей   перспективным   мировым
требованиям    по    экономической    эффективности,     экологическим
характеристикам и ресурсосбережению;
     - увеличение экспорта машиностроительной продукции;
     - импортозамещение;
     - превращение  машиностроения  в  конкурентоспособную  отрасль  в
условиях усиления глобальной конкуренции;
     - обеспечение занятости населения;
     - стабильные поступления в бюджеты всех уровней.
     6. Ожидаемые результаты
     Основными результатами   реализации  настоящей  Концепции  должны
стать:
     - повышение   конкурентоспособности  продукции  на  российском  и
международном рынках;
     - обеспечение   устойчивого  функционирования  машиностроительных
предприятий области;
     - формирование       благоприятного       инвестиционного       и
предпринимательского  климата,  увеличение   притока   инвестиций   на
территорию области;
     - повышение   качества   жизни   населения   области    благодаря
формированию  динамичного  и  конкурентоспособного машиностроительного
комплекса и высокой деловой активности в регионе;
     - создание   экономических  условий,  способствующих  эффективной
занятости населения и позволяющих трудоспособному населению обеспечить
достойный уровень жизни за счет собственных доходов.
     В качестве основных индикаторов результата  реализации  Концепции
применяются:
     - динамика объема промышленного производства;
     - динамика  поступления налогов и других обязательных платежей от
машиностроительных предприятий области;
     - рост инвестиций в экономику области;
     - рост  реальных   денежных   доходов   работников,   занятых   в
машиностроительном комплексе;
     - количество созданных рабочих мест.

Информация по документу
Читайте также