Расширенный поиск
Постановление Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-пПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 23.03.2011 г. N 78-п г.Тюмень Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Закона Тюменской области от 03.08.1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета": 1. Утвердить Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома согласно приложению. 2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти по реализации Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до окончания реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Положения пунктов 2.7, 6.4.2 и 8.5.1 приложения к настоящему постановлению вступают в силу и применяются при вступлении в силу положений и в сроки, указанные в статьях 29 и 30 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельность главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области. Губернатор области В.В.Якушев ________________ Приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 г. N 78-п ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛОГО ДОМА 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Тюменской области от 03.08.1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета" устанавливает порядок предоставления социальных выплат из областного бюджета молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата). Настоящее Положение, а также информация об уполномоченном органе исполнительной власти Тюменской области, органах местного самоуправления по реализации настоящего Положения размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru), интернет-сайте "Государственные и муниципальные услуги Тюменской области" (www.uslugi.admtyumen.ru). Социальная выплата используется: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения; б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; г) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно- строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семье. Предоставление социальных выплат молодым семьям из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила). 1.2. Право молодой семьи - участника подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), форма свидетельства и срок его действия установлены Правилами. 1.3. Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Тюменской области, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы (далее - орган местного самоуправления). 1.4. Участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Положения, для участия в подпрограмме не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в жилом помещении (в том числе молодой семьи, которой в установленном порядке предоставлен органом государственной власти или органом местного самоуправления земельный участок для строительства индивидуального жилого дома); в) постоянно проживающие в Тюменской области, имеющие доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Социальные выплаты не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. 1.5. Применительно к настоящему Положению под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются: 1.5.1. Молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. 1.5.2. Молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года. 1.5.3. Молодые семьи, признанные органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Положением, нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты. Молодыми семьями, нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации; 5) являющиеся нуждающимися по одному из оснований, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта, и являющиеся собственниками (пользователями) земельных участков, предоставленных им в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления, для строительства индивидуального жилого дома. При наличии у молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих ей на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением совершили действия, в результате которых молодые семьи могут быть признаны претендентами на получение социальной выплаты, включаются в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий в случае соответствия условиям, указанным в пункте 1.4 настоящего Положения. 1.6. Социальная выплата предоставляется на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в месте постоянного проживания молодой семьи, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Приобретение жилого помещения возможно путем заключения договора купли-продажи. Кредит, указанный в настоящем пункте, может быть взят в любой организации для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома. Молодая семья, проживающая в населенном пункте, входящем в состав муниципального района, вправе приобрести жилое помещение или осуществить строительство индивидуального жилого дома в любом населенном пункте соответствующего муниципального района. Приобретаемое жилое помещение (индивидуальный жилой дом): - должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (износ приобретаемого по договорам купли-продажи жилого помещения не должен превышать 25%), быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение или строится индивидуальный жилой дом; - должно быть общей площадью в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения (строительства индивидуального жилого дома). Приобретаемое жилое помещение (построенный индивидуальный жилой дом) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения. 1.7. Социальная выплата предоставляется в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Положением, для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Положением, для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более. За счет средств федерального бюджета социальная выплата предоставляется в размере, определяемом в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. За счет средств местного бюджета социальная выплата предоставляется в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящим Положением. Оставшийся размер социальной выплаты предоставляется за счет средств областного бюджета. 1.8. Расчет размера социальной выплаты производится в соответствии с требованиями, установленными Правилами. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты из средств федерального бюджета не может быть выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Тюменской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти области. Для расчета размера социальной выплаты из средств областного бюджета и местного бюджета, в том числе дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка, применяется норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, который не может быть выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленного по муниципальному образованию уполномоченным органом исполнительной власти области. 1.9. Молодой семье - участнику подпрограммы предоставляется дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) одного ребенка (далее - дополнительная социальная выплата) за счет средств областного бюджета в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в порядке, определяемом разделом 8 настоящего Положения. 1.10. Социальные выплаты предоставляются владельцу свидетельства в безналичной форме путем перечисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном уполномоченным органом исполнительной власти области для обслуживания бюджетных средств социальных выплат (далее - банк). Порядок, условия и сроки заключения договора банковского счета указаны в Правилах. 2. Порядок признания молодых семей участниками подпрограммы 2.1. Участие в подпрограмме является добровольным. Для участия в подпрограмме молодая семья в срок с 1 января до 1 августа года, предшествующего планируемому, подает в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в Правилах (в случаях, предусмотренных в пунктах 1.5.1, 1.5.2 настоящего Положения, в заявлении указывается факт постановки на учет), в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты и времени принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о заключении брака (на неполную семью не распространяется); г) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, указанные в пункте 3.2 настоящего Положения. Копии документов представляются с одновременным предъявлением оригинала для удостоверения их идентичности (о чем делается отметка лицом, осуществляющим прием документов). 2.2. Органы местного самоуправления проверяют факт постановки на учет, а также отсутствие оснований для снятия молодой семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях на день подачи заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Положения. 2.3. В случае, предусмотренном пунктом 1.5.3 настоящего Положения, молодая семья дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Положения, предоставляет следующие документы (при этом в заявлении указывается просьба о признании семьи нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты): а) справку о составе семьи (выписку из домовой книги) и копию финансового лицевого счета. Под финансовым лицевым счетом понимается финансовый лицевой счет жилого помещения - документ бухгалтерского учета, позволяющий подтвердить размер жилого помещения и количество зарегистрированных в нем лиц; б) справку организации, уполномоченной на ведение государственного технического учета и технической документации, органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о существующих и прекращенных правах на жилые помещения на заявителя и каждого члена его семьи. В случае смены фамилии, имени, отчества членом молодой семьи справки должны быть предоставлены со всеми имеющимися изменениями; в) в зависимости от основания признания нуждающейся в жилых помещениях молодая семья предоставляет следующие документы: - для признания нуждающимися в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1.5.3 настоящего Положения, - правоустанавливающие документы на жилое помещение, в которых указана общая площадь жилого помещения; - для признания нуждающимися в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1.5.3 настоящего Положения, - документ, подтверждающий проживание в помещении, не отвечающем установленным требованиям (акт уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания); - для признания нуждающимися в жилых помещениях по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1.5.3 настоящего Положения, - правоустанавливающие документы на жилое помещение в квартире, где проживает семья, в которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, и медицинское заключение о наличии тяжелой формы заболевания у гражданина, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню заболеваний, установленному Правительством Российской Федерации. На основании предоставленных дополнительных документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, органы местного самоуправления организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в течение 10 дней с даты поступления документов принимают решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты либо об отказе в таком признании. В 5-дневный срок с даты принятия решения орган местного самоуправления направляет молодой семье письменное уведомление, в котором сообщает о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты или об отказе в таком признании с указанием оснований отказа. Основаниями отказа в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты являются: - суммарная обеспеченность общей площадью жилых помещений, которыми члены молодой семьи пользуются как собственники или наниматели по договору социального найма или в качестве членов семьи собственника, нанимателя, составляет более учетной нормы на каждого члена молодой семьи и данные жилые помещения не признаны непригодными для проживания; - хроническое заболевание гражданина не входит в перечень заболеваний, установленный Правительством Российской Федерации; - не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты не влечет постановку данной семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 2.4. От имени молодой семьи документы, указанные в пунктах 2.1, 2.3 настоящего Положения, могут быть поданы одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии нотариально заверенной доверенности. Документы, указанные в пунктах 2.1, 2.3 настоящего Положения, могут быть направлены по почте заказным почтовым оправлением с уведомлением о вручении, при этом копии документов должны быть нотариально заверены. Датой подачи заявления на участие в подпрограмме считается дата, указанная на почтовом штемпеле почтового отделения отправителя. 2.5. После предоставления документов, указанных в пунктах 2.1, 2.3 настоящего Положения, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, признает или отказывает в признании молодой семьи участником подпрограммы в срок и в порядке, установленные Правилами. 2.6. В 2011 году участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные в 2006 - 2010 годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты. При наличии нескольких заявлений молодой семьи на участие в подпрограмме датой подачи заявления считается дата, указанная в первоначальном заявлении, при условии, если не изменились обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и предоставления социальной выплаты (смена места жительства, рождение (усыновление) ребенка, изменение семейного положения, состава семьи). Органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участников подпрограммы в 2011 году в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, и представляют указанные списки в уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Положения. 2.7. Для участия в подпрограмме молодая семья может направить в орган местного самоуправления заявление, указанное в подпункте "а" пункта 2.1 настоящего Положения, в электронном виде посредством интернет-сайта "Государственные и муниципальные услуги Тюменской области". В этом случае в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления в электронном виде молодая семья в обязательном порядке представляет в орган местного самоуправления документы, указанные в подпункте "г" пункта 2.1 и подпунктах "а", "в" пункта 2.3 настоящего Положения. Документы, указанные в подпунктах "б", "в" пункта 2.1, подпункте "б" пункта 2.3 настоящего Положения, предоставляются молодой семьей по желанию. В течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления без приложения документов, предоставление которых не является обязательным, орган местного самоуправления запрашивает документы и информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в распоряжении которых находятся соответствующие документы и информация, после чего производит сверку с информацией, указанной в заявлении, признает или отказывает в признании молодой семьи участником подпрограммы в срок и в порядке, установленные Правилами. 3. Порядок и условия признания молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты 3.1. Молодая семья - участник подпрограммы признается как семья, имеющая доходы в целях реализации настоящего Положения, если она представила документы, подтверждающие, что на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения она располагает доходами или денежными средствами в размере не менее части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. 3.2. В качестве документов, подтверждающих денежные доходы, представляются (на выбор): а) справки о среднемесячной заработной плате работающих членов семьи за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления; б) справки о получаемых ежемесячных социальных выплатах, включая пенсии, стипендии, пособия; в) справка банка о размере кредита, который банк готов предоставить члену (членам) молодой семьи для приобретения жилья, с указанием цели и срока его предоставления; г) выписка банка о наличии собственных средств, находящихся на счете членов молодой семьи; д) договор займа, заключенный с организацией или физическим лицом, с указанием цели и срока его использования; е) разрешение на строительство индивидуального жилого дома и акт обследования строящегося индивидуального жилого дома, утвержденный органом местного самоуправления, подтверждающий готовность жилого дома в процентах (в случае намерения молодой семьи строить индивидуальный жилой дом); ж) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал; и) правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности членам (члену) молодой семьи. 3.3. В случае представления документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3.2 настоящего Положения, сумма потенциальных доходов считается достаточной, если она больше суммы, подлежащей оплате части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не менее чем на сумму потенциальных расходов семьи за расчетный период. В качестве расчетного периода принимается шесть полных календарных месяцев с даты подачи заявления до даты выдачи свидетельств. Сумма потенциальных доходов определяется как произведение суммы среднего месячного дохода семьи на количество месяцев расчетного периода. Сумма потенциальных расходов семьи определяется как произведение двукратного размера прожиточного минимума семьи для соответствующей демографической группы, определяемого в целях государственной социальной поддержки малоимущей семьи, на количество месяцев расчетного периода и количество членов семьи. 3.4. В случае представления документов, указанных в подпунктах "в", "г", "д", "ж" пункта 3.2 настоящего Положения, сумма доходов считается достаточной, если сумма кредитов, займов, имеющихся собственных средств, средств материнского (семейного) капитала не менее суммы, подлежащей оплате части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. 4. Порядок формирования списков 4.1. Списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления. Форма этого списка определяется уполномоченным органом исполнительной власти области. Списки формируются исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. 4.2. Уполномоченный орган исполнительной власти на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Молодые семьи включаются в сводный список в той же последовательности, в которой были включены в список, сформированный органом местного самоуправления. Сводный список формируется по муниципальным образованиям. Уполномоченный орган исполнительной власти с учетом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов) и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - резервный список). Уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 10 дней со дня утверждения списка претендентов и резервного списка направляет органам местного самоуправления выписки из данных списков в отношении молодых семей соответствующего муниципального образования. 4.3. Орган местного самоуправления в срок не позднее одного месяца со дня получения выписки из списка претендентов и резервного списка в письменной форме доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение уполномоченного органа исполнительной власти области по вопросу включения их в указанные списки. 4.4. Исходя из количества молодых семей, включенных в список претендентов и резервный список, уполномоченный орган исполнительной власти области изготавливает бланки свидетельств. Порядок выпуска, учета, хранения, заполнения и уничтожения бланков свидетельств определяется уполномоченным органом исполнительной власти области. Изготовление бланков свидетельств осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. 4.5. Если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и предоставления социальной выплаты (смена места жительства, рождение (усыновление) ребенка, изменение семейного положения, состава семьи), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой регистрации заявлений на участие в подпрограмме. Подтверждение согласия на участие в подпрограмме осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства заявления (в произвольной форме) в срок, установленный пунктом 2.1 настоящего Положения. В заявлении молодая семья указывает, что обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и предоставления социальной выплаты, не изменились. В случае изменения обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и предоставления социальной выплаты (смена места жительства, рождение (усыновление) ребенка, изменение семейного положения, состава семьи), орган местного самоуправления отказывает во включении молодой семьи в списки на планируемый год. Повторная подача заявления о предоставлении социальной выплаты возможна в порядке, установленном настоящим Положением. При этом включение в список осуществляется по дате подачи повторного заявления. 5. Порядок перечисления субсидий из областного бюджета 5.1. Субсидии из областного бюджета, связанные с реализацией подпрограммы, перечисляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Распределение субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета, между муниципальными образованиями, отобранными для участия в подпрограмме, осуществляется в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. 5.2. Отбор муниципальных образований, бюджетам которых будут предоставлены субсидии, предусмотренные федеральным и областным бюджетами на планируемый год на предоставление молодым семьям социальных выплат, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти области. Для участия в отборе муниципальные образования предоставляют в уполномоченный орган исполнительной власти области в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, следующие документы (далее - заявка): а) предложение на участие в отборе с указанием размера запрашиваемой субсидии; б) утвержденную муниципальную программу, предусматривающую обеспечение жильем молодых семей, в том числе обязательств по финансированию программных мероприятий в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья; в) документ об утверждении программы; г) письменное подтверждение отсутствия нецелевого использования субсидий и субвенций из областного бюджета. Муниципальные образования, предоставившие документы, предусмотренные настоящим пунктом, отбираются для предоставления субсидий, предусмотренных федеральным и областным бюджетами на планируемый год на предоставление молодым семьям социальных выплат. В 2011 году для участия в отборе муниципальные образования предоставляют заявки в уполномоченный орган исполнительной власти в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Порядка. 5.3. Перечисление в местные бюджеты средств, выделенных на софинансирование предоставления социальных выплат, осуществляется из областного бюджета на основании соглашения, заключаемого между уполномоченным органом исполнительной власти области и органом местного самоуправления. Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на софинансирование предоставления социальных выплат, перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. 5.4. Правительство Тюменской области перераспределяет не использованные органом местного самоуправления средства областного бюджета между другими муниципальными образованиями. 5.5. Компенсацию расходов получателей социальной выплаты за открытие банковского счета и совершение операций по нему осуществляют органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета, выделяемых муниципальному образованию на реализацию мероприятий подпрограммы. 5.6. Орган местного самоуправления представляет в уполномоченный орган исполнительной власти области отчет об использовании бюджетных средств, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы, по установленной уполномоченным органом исполнительной власти области форме и в сроки, указанные в соглашении. В случае непредставления органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти области указанного отчета в установленный срок перечисление средств областного бюджета в бюджет соответствующего муниципального образования для предоставления социальных выплат молодым семьям приостанавливается до представления отчета за предыдущий отчетный период. 6. Организация работы по выдаче свидетельств 6.1. Уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам. Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, в письменной форме оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства. Один экземпляр письма вручается одному из совершеннолетних членов молодой семьи под расписку либо направляется молодой семье по почте с уведомлением о вручении, второй экземпляр письма вместе с уведомлением о вручении остается у органа местного самоуправления. В письме также разъясняется порядок и условия получения и использования социальной выплаты. 6.2. Орган местного самоуправления в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и их выдачу молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти области. Свидетельства выдаются в пределах средств, поступивших на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. 6.3. В случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям, включенным в резервный список, в порядке очередности, определенной резервным списком, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти области. 6.4. Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "г" пункта 2.1 и пункте 2.3 настоящего Положения. В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении. Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства молодой семье - участнику подпрограммы. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение срока представления необходимых документов для получения свидетельства, установленного настоящим пунктом, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. В случае принятия решения об отказе в выдаче свидетельства молодой семье - участнику подпрограммы орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения: направляет письменное уведомление молодой семье с указанием причин отказа; доводит решение об отказе в выдаче свидетельства до уполномоченного органа области. 6.4.1. В случае если до момента предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 настоящего Положения, орган местного самоуправления отказывает молодой семье в перечислении социальной выплаты. 6.4.2. Для получения свидетельства молодая семья может направить в орган местного самоуправления заявление о выдаче свидетельства в электронном виде посредством интернет-сайта "Государственные и муниципальные услуги Тюменской области". В течение 3 рабочих дней со дня направления заявления в электронном виде молодая семья в обязательном порядке представляет в орган местного самоуправления документы, указанные в подпункте "г" пункта 2.1 и подпунктах "а", "в" пункта 2.3 настоящего Положения. Документы, указанные в подпунктах "б", "в" пункта 2.1, подпункте "б" пункта 2.3 настоящего Положения, предоставляются молодой семьей по желанию. В течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления без приложения документов, предоставление которых не является обязательным, орган местного самоуправления запрашивает документы и информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в распоряжении которых находятся соответствующие документы и информация, после чего производит сверку с информацией, указанной в заявлении, и в 10-дневный срок принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства молодой семье. 6.5. Замена выданных молодым семьям свидетельств осуществляется органом местного самоуправления по основаниям, установленным Правилами. В случае обнаружения обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, в том числе в связи с выявлением ошибок в расчетах суммы социальной выплаты, допущенных при оформлении свидетельства в момент его реализации или после оплаты суммы социальной выплаты, в связи с чем невозможно произвести замену свидетельства, уполномоченный орган исполнительной власти области осуществляет исправление допущенных ошибок своим приказом. Перечисление недополученных сумм социальной выплаты производится в безналичном порядке на счет владельца свидетельства, открытый в уполномоченном банке для перечисления недополученных средств либо открытый по свидетельству, в порядке, предусмотренном пунктом 29 Правил. 6.6. Органы местного самоуправления ведут реестр выданных и оплаченных свидетельств. Факт получения свидетельства участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета выданных свидетельств. 7. Порядок оплаты приобретаемого жилого помещения (строительства индивидуального жилого дома) 7.1. Молодая семья - участник подпрограммы имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение (строится индивидуальный жилой дом). Приобретаемое жилое помещение (строящийся индивидуальный жилой дом) должно соответствовать требованиям, указанным в пункте 1.6 настоящего Положения. Молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства индивидуального жилого дома) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также заемные средства. 7.2. Перечень документов, представляемых молодой семьей в банк для оплаты приобретаемого жилого помещения (строительства индивидуального жилого дома), порядок перечисления средств социальной выплаты на счет молодой семьи, открытый в банке, установлены Правилами и настоящим Положением. 7.2.1. Социальная выплата на оплату приобретаемого жилого помещения по договорам купли-продажи предоставляется молодым семьям в безналичном порядке путем зачисления средств социальной выплаты на счет, открытый в банке. Для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли- продажи молодая семья представляет в банк: - договор банковского счета; - договор купли-продажи жилого помещения, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию; - свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение; - справку органа местного самоуправления о соответствии приобретаемого жилого помещения требованиям настоящего Положения и о достаточности собственных и (или) заемных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в которой указываются сумма таких средств и документы, подтверждающие их наличие (договор банковского вклада, банковского счета, займа, кредитный договор, расписка (справка) продавца о получении средств), документы, подтверждающие наличие у молодой семьи достаточных доходов либо денежных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения, предусмотренные пунктом 3.2 настоящего Положения. В качестве документов, подтверждающих достаточность собственных и (или) заемных средств, предоставляется любой из документов либо несколько документов, указанных в абзаце 6 настоящего пункта. В договоре купли-продажи жилого помещения указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. 7.2.2. В случае оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома молодая семья представляет в банк для получения социальной выплаты: - договор банковского счета; - договор строительного подряда; - разрешение на строительство индивидуального жилого дома; - правоустанавливающие документы на земельный участок; - акт обследования строящегося индивидуального жилого дома, утвержденный органом местного самоуправления, подписанный уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления (наличие подписи руководителя органа местного самоуправления и оттиска печати обязательно), подтверждающий готовность индивидуального жилого дома (не менее 30%) и расходы по строительству индивидуального жилого дома. К документам, подтверждающим расходы по строительству индивидуального жилого дома, относятся счета, счета-фактуры, платежные поручения, подтверждающие оплату услуг, работ, материалов, смета затрат, акты выполненных работ, заверенные владельцем свидетельства и подрядчиком. В качестве документов, подтверждающих расходы, предоставляется любой из документов либо несколько документов, указанных в настоящем абзаце. В договоре строительного подряда указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Индивидуальный жилой дом считается имеющим 30-процентную готовность при 100-процентном устройстве фундамента жилого дома и 100-процентном строительстве наружных стен жилого дома. Социальная выплата на оплату цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома перечисляется банком в безналичном порядке: 1) первый платеж в размере 1/3 от суммы социальной выплаты в течение 2 рабочих дней со дня представления молодой семьей в банк подписанного уполномоченными должностными лицами и утвержденного руководителем органа местного самоуправления акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего 30% готовности строящегося дома, в котором перечисляются документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома; 2) второй платеж в размере 1/3 от суммы социальной выплаты в течение 2-х рабочих дней со дня предоставления молодой семьей в банк подписанного уполномоченными должностными лицами и утвержденного руководителем органа местного самоуправления акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего целевое использование молодой семьей полученной части социальной выплаты (первый транш), в котором перечисляются документы, подтверждающие новые расходы по строительству индивидуального жилого дома; 3) оставшуюся часть социальной выплаты в течение 2-х рабочих дней со дня предоставления молодой семьей в банк подписанного уполномоченными должностными лицами и утвержденного руководителем органа местного самоуправления акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего целевое использование молодой семьей полученных частей социальной выплаты (двух траншей), в котором перечисляются документы, подтверждающие новые расходы по строительству индивидуального жилого дома. Социальная выплата предоставляется в полном объеме на основании ходатайства органа местного самоуправления, представленного в банк, в случае если расходы молодой семьи по строительству индивидуального жилого дома равны либо превышают размер социальной выплаты. Ходатайство должно в обязательном порядке содержать следующую информацию: номер свидетельства, Ф.И.О. получателя социальной выплаты, четкие указания банку о порядке выдачи социальной выплаты и обоснования изменения порядка выдачи социальной выплаты, перечень документов, подтверждающих расходы по строительству индивидуального жилого дома. Ходатайство должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления. Делегирование права подписания ходатайств работникам органа местного самоуправления не допускается. 7.2.3. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения молодая семья дополнительно к документам, указанным в пункте 7.2.1 настоящего Положения, представляет в банк кредитный договор (договор займа). 7.2.4. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на строительство индивидуального жилого дома молодая семья дополнительно к документам, указанным в пункте 7.2.2 настоящего Положения, представляет в банк кредитный договор (договор займа). 7.2.5. В случае направления социальной выплаты в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива (или одного из членов молодой семьи - члена кооператива), молодая семья в банк представляет следующие документы: - справку кооператива об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения молодой семьей права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в ее пользование; - копию устава кооператива; - выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую членство молодой семьи в кооперативе; - копию свидетельства о государственной регистрации права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы подпрограммы; - копию решения о передаче жилого помещения в пользование молодой семьи; - справку органа местного самоуправления о соответствии приобретенного кооперативом жилого помещения требованиям настоящего Положения. 8. Порядок предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка 8.1. Молодой семье, получившей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, при рождении (усыновлении) одного ребенка в срок со дня подачи заявления в орган местного самоуправления об участии в подпрограмме до окончания срока действия свидетельства предоставляется дополнительная социальная выплата. 8.2. Размер дополнительной социальной выплаты составляет 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья, использованной при расчете размера социальной выплаты, за счет средств областного бюджета. 8.3. Дополнительная социальная выплата предоставляется молодой семье в безналичной форме путем перечисления соответствующих денежных средств на ее банковский счет, открытый в банке, в который предоставлялось свидетельство. 8.4. Для получения дополнительной социальной выплаты молодая семья представляет в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства подлинники вместе с их копиями (либо нотариально заверенные копии) следующих документов: 1) заявление (произвольной формы) в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты и времени принятия заявления и приложенных к нему документов); 2) документ, удостоверяющий личность каждого члена молодой семьи, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, свидетельство о заключении (о расторжении) брака (на неполную семью не распространяется); 3) кредитный договор или договор займа, договор купли-продажи жилого помещения, договор строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома с приложением документов, подтверждающих оплату договора (счета, счета-фактуры, платежные поручения, подтверждающие оплату услуг, работ, материалов, смета затрат, акты выполненных работ, заверенные владельцем свидетельства и застройщиком и т.п.); 4) договор банковского счета, открытый для перечисления средств дополнительной социальной выплаты либо открытый на основании свидетельства, в порядке, предусмотренном пунктом 29 Правил. 8.5. Органы местного самоуправления в десятидневный срок с даты поступления всех документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Положения: организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах; направляют молодой семье письменное уведомление о признании молодой семьи претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты или об отказе в признании с указанием причин отказа. 8.5.1. Для получения дополнительной социальной выплаты молодая семья может направить в орган местного самоуправления заявление в электронном виде посредством интернет-сайта "Государственные и муниципальные услуги Тюменской области". В этом случае в заявлении указываются: - реквизиты документа, удостоверяющего личность каждого члена молодой семьи; - реквизиты свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка; - реквизиты свидетельства о заключении (о расторжении) брака (на неполную семью не распространяется). В течение 3 рабочих дней со дня направления заявления в электронном виде молодая семья в обязательном порядке представляет в орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах 3, 4 пункта 8.4 настоящего Положения. Документы, указанные в пункте 2 пункта 8.4 настоящего Положения, предоставляются молодой семьей по желанию. В течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления без приложения документов, представление которых не является обязательным, орган местного самоуправления запрашивает документы и информацию у органов государственной власти, органов местного самоуправления, в распоряжении которых находятся соответствующие документы и информация, подтверждение информации, указанной в заявлении. В десятидневный срок с даты поступления всех документов, предоставление которых является обязательным, и поступления запрашиваемой информации, орган местного самоуправления по результатам рассмотрения документов и информации: принимает решение о признании молодой семьи претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты или об отказе в признании; направляет молодой семье письменное уведомление о признании молодой семьи претендентом на предоставление дополнительной социальной выплаты или об отказе в признании с указанием причин отказа. 8.6. Основаниями отказа в признании молодой семьи претендентом на получение дополнительной социальной выплаты являются: - несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 8.1 настоящего Положения; - непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Положения, а также противоречивость сведений, содержащихся в вышеуказанных документах; - приобретение жилого помещения (строительство индивидуального жилого дома) по цене, равной размеру социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с настоящим Положением; - приобретение жилого помещения (строительство индивидуального жилого дома) с использованием бюджетных средств без участия собственных или заемных средств. Повторное обращение с заявлением в органы местного самоуправления допускается после устранения оснований для отказа в части непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 8.4 настоящего Положения. 8.7. Органы местного самоуправления ежемесячно формируют списки молодых семей - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты, утверждают их своим решением и направляют в уполномоченный орган исполнительной власти области с приложением заверенных органом местного самоуправления копий документов, предоставленных молодыми семьями, а также копии заявления молодой семьи об участии в подпрограмме и копии свидетельства. 8.8. По результатам рассмотрения документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 8.7 настоящего Положения, уполномоченный орган исполнительной власти области с учетом средств областного бюджета, выделенных на предоставление дополнительных социальных выплат, в течение одного месяца со дня поступления списков от органов местного самоуправления: формирует список получателей дополнительной социальной выплаты и утверждает его своим приказом; возвращает документы органу местного самоуправления с указанием причин возврата в письменном виде в случае выявления оснований, указанных в пункте 8.6 настоящего Положения. 8.9. Уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 5 рабочих дней со дня издания приказа об утверждении списка получателей дополнительной социальной выплаты доводит до органов местного самоуправления тех муниципальных образований, в которых проживают получатели дополнительной социальной выплаты, включенные в утвержденный список, выписку из приказа. 8.10. Орган местного самоуправления муниципального образования в течение 3 рабочих дней со дня поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления дополнительных социальных выплат молодым семьям, производит перечисление средств дополнительной социальной выплаты на банковские счета молодых семей. Средства областного бюджета, предназначенные на оплату дополнительных социальных выплат, перечисляются органам местного самоуправления ежеквартально в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|