Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 30.03.2015 № 116-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

30 марта 2015 г.

116-п

г. Тюмень

О внесении изменений в постановление от 30.12.2014

№ 699-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы» внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                             В.В. Якушев

 

 

 


 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 30 марта 2015 г.  № 116-п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА» на 2013–2020 годы

 

Государственный заказчик-координатор: департамент агропромышленного комплекса Тюменской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень – 2013 год


Паспорт

государственной программы Тюменской области

«Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы

Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717

Дата и номер правового акта об утверждении Программы

Постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п

Государственный заказчик – координатор Программы

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области

Государственный заказчик Программы

Департамент здравоохранения Тюменской области

Департамент культуры Тюменской области

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области

Главное управление строительства Тюменской области

Разработчик Программы

 

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области

Департамент экономики Тюменской области

Подпрограммы Программы

1.           «Развития агропромышленного производства Тюменской области» на 2013–2020 годы.

2.           «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014–2017 годы и на период до 2020 года.

Цель Программы

 

Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства и создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области

Задачи Программы

 

1.Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.

2.Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.

3.Развитие мясного скотоводства.

4.Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.

5.Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК.

6.Улучшение общих условий функционирования агрокомплекса.

7.Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

8.Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

9.Активизация участия граждан, проживающих на сельских территориях, в решении вопросов местного значения.

Сроки реализации Программы

2013–2020 годы

Объёмы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам),

тыс. рублей

Областной бюджет всего 2013–2020 гг. – 38 424 503,78 тыс. руб.

в том числе по годам:

                                    2013 г. – 6 921 330,51 

                                    2014 г. – 5 735 231,97

                                    2015 г. – 4 417 061,00

                                    2016 г. – 4 406 183,50

                                    2017 г. – 4 542 678,80

                                    2018 г. – 4 134 006,00

                                    2019 г. – 4 134 006,00

                                    2020 г. – 4 134 006,00

Кроме того, в рамках других государственных программ Тюменской области – 1 284 450,31 тыс. руб., в том числе:

  - «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики» -

28 700,00 тыс. руб.;

 - «Основные направления развития культуры» - 120 000,00 тыс. руб.;

 - «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства» - 643 405,20 тыс. руб.;

 - «Развитие жилищного строительства» - 492 345,11 тыс. руб.

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы и показатели эффекта

За период 2013–2020 годов планируется достичь следующих результатов:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 12,4%;

- обеспечения средней рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) на уровне 21%;

- увеличения заработной платы работников сельскохозяйственных организаций (без субъектов малого предпринимательства) – в 1,7 раза;

- ввод (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов – 114 653,9 кв. м.;

- создание новых рабочих мест для организаций агропромышленного комплекса – 2 899 мест;

- объем производства продукции сельского хозяйства за период реализации подпрограммы – 464,2 млрд. руб.;

- повышение уровня социально-инженерного обустройства в сельской местности – построено (введено) распределительных газовых сетей – 92,4 км.;

 - повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.

 

 


Паспорт

подпрограммы «Развитие агропромышленного производства Тюменской области» на 2013–2020 годы

государственной программы Тюменской области

«Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы

 

Дата и номер принятия правового акта о разработке подпрограммы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717

Дата и номер правового акта об утверждении подпрограммы

Постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п

Государственный заказчик – координатор подпрограммы

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области

Государственный заказчик

Главное управление строительства Тюменской области

Разработчик подпрограммы

 

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области

Цель подпрограммы

 

Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства

Задачи подпрограммы

 

1.Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.

2.Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.

3.Развитие мясного скотоводства.

4.Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.

5.Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК.

6.Улучшение общих условий функционирования агрокомплекса.

Сроки реализации подпрограммы

2013–2020 годы

Объёмы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам), тыс. рублей

Областной бюджет всего 2013–2020 гг. – 36 590 128,35 тыс. руб.,

в том числе по годам:

                                    2013 г. – 6 658 705,46                

                                    2014 г. – 5 433 321,59

                                    2015 г. – 4 205 421,00

                                    2016 г. – 4 194 543,50

                                    2017 г. – 4 331 038,80

                                    2018 г. – 3 922 366,00

                                    2019 г. – 3 922 366,00

                                    2020 г. – 3 922 366,00

Ожидаемые и конечные результаты реализации подпрограммы и показатели эффекта

За период 2013–2020 годов планируется достичь следующих результатов:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 12,4%;

- обеспечения средней рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) на уровне 21%;

- увеличения заработной платы работников сельскохозяйственных организаций (без субъектов малого предпринимательства) – в 1,7 раза

 

Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках подпрограммы государственной программы Тюменской области.

Агропромышленный комплекс является важным и приоритетным сектором экономики юга Тюменской области.

Сельскохозяйственные угодья занимают около 22% земельного фонда, и их площадь составляет 2,9 млн. га (21% от общей площади сельхозугодий Уральского федерального округа), в том числе пашня – 1,3 млн. гектаров.

В сельской местности проживает около 40% населения юга области.

Сельскохозяйственным производством занимаются 274 сельхозпредприятий, 1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, 162,5 тысячи личных подсобных хозяйств граждан. В сфере пищевой и перерабатывающей промышленности действует 319 предприятий различных форм собственности. В обслуживании субъектов малых форм хозяйствования (преимущественно ЛПХ) задействовано 114 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные.

На долю АПК приходится около 8% внутреннего регионального продукта и 21% продукции сельского хозяйства, производимого в Уральском федеральном округе. По показателям производства сельскохозяйственной продукции на душу населения Тюменская область (без автономных округов) находится на 1 месте в Уральском федеральном округе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство продукции сельского хозяйства на душу населения

 в Тюменской области

Производство продукции на душу населения (в стоимостном выражении) в 1,6 раза превышает средний показатель по Российской Федерацией и 2 раза в выше, чем в Уральском федеральном округе.

Агропромышленный комплекс Тюменской области с 2013 года развивается в соответствие с целями и задачами, определенными отраслевой государственной программой Тюменской области, которая сформирована в соответствие с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Производство сельскохозяйственной продукции обеспечивает потребности региона в полном объеме.

Позитивные тенденции в сфере аграрного производства позволяет поддерживать комплексный подход Правительства Тюменской области к решению задач, стоящих перед АПК. На развитие агрокомплекса выделяются значительные объёмы бюджетных финансовых средств.

С участием областного бюджета решаются вопросы модернизации, технического и технологического переоснащения производства, формирования генофонда животных и сельскохозяйственных культур, повышения почвенного плодородия и восстановления кадрового потенциала в сельском хозяйстве. Большое внимание уделяется процессам интеграции в АПК и формированию эффективной системы сельскохозяйственной потребительской, в том числе кредитной кооперации.

Поскольку одним из важнейших факторов устойчивого развития аграрного сектора области является повышение его инвестиционной привлекательности, приоритетным направлением в оказании бюджетной поддержки остаётся модернизация и техническое переоснащение производства сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

Инвестиционные ресурсы направляются на строительство новых и модернизацию действующих производственных объектов, формирование генетического потенциала в животноводстве и растениеводстве, приобретение сельскохозяйственных машин нового поколения.

С 2006 года в области введено в эксплуатацию 18 современных молочных комплексов на 19,3 тыс. скотомест.

В 2007 году введён в действие гибридно-селекционный центр на 2 тысячи свиноматок в ЗАО «Племзавод «Юбилейный» Ишимского района.

 

Количество введённых и реконструированных скотомест

 в молочном животноводстве

 

     Наряду с крупными объектами построены современные мини-фермы на 25 и более голов в личных подсобных хозяйствах граждан, введены в эксплуатацию 45 ферм с поголовьем 1300 голов. Для всех участников проекта решен вопрос финансовых источников - через кредитные кооперативы, банковские структуры и субсидии областного бюджета.

Наращивается генетический потенциал в молочном животноводстве. Вновь вводимые мощности на комплексах укомплектовываются скотом зарубежной селекции. С 2006 года хозяйствами области приобретено 34,7 тысяч голов зарубежного высокопродуктивного племенного скота молочных пород.

Формируется племенное ядро по пяти породам мясного скота на базе ОАО «Тюменская мясная компания». Поголовье мясного крупного рогатого скота в хозяйствах области достигло к 2014 году – 18,1 тыс. голов, в том числе чистопородного мясного скота – 11,0 тыс. гол, из них в ОАО ТМК – 6,8 тыс. голов.

Следствием растущего спроса на животноводческую продукцию диетического назначения является формирование новой для региона отрасли производства – молочного козоводства. В хозяйстве ИП Кизеров В.Л. Омутинского района содержится более 600 голов коз с ежесуточным надоем молока 0,5 тонны.

 

С целью рационального использования природных ресурсов в области реализуются проекты по созданию рыбоводческих предприятий. В ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» введен завод замкнутого цикла по выращиванию теляпии мощностью 300 тонн в год.

При участии областного бюджета модернизируется сушильно-сортировальная база сельскохозяйственных предприятий, где в течение 5 лет построено 38 новых линий по подработке и сушке семян зерновых и зернобобовых культур производительностью 54,8 тыс. тонн в год.

Укрепляется материально-техническая база государственных сортоиспытательных станций и станций защиты растений.

Качественные изменения происходят в структуре машинно-тракторного парка.

Хозяйства области активно приобретают современную высокопроизводительную технику, в том числе зарубежного производства.

 

Динамика приобретения высокопроизводительной техники

 

В настоящее время в доля энергонасыщенных тракторов, участвующих в полевых работах, составляет 30%, высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов – 51%, кормоуборочной техники – 51 процент.

Использование сельскохозяйственных машин и агрегатов нового поколения на полях области позволило кратно увеличить долю ресурсосберегающего земледелия. В 2013 году с применением ресурсосберегающих технологий возделывалась 91% площадей, занятых зерновыми и зернобобовыми культурами.

В период 2007–2012 годов в хозяйствах всех категорий отмечается рост поголовья сельскохозяйственных животных. Увеличивается продуктивность скота и птицы, производство основных видов животноводческой продукции.

В объёмах достаточных для удовлетворения нужд юга области производится молока, мяса, яиц, зерна, картофеля, овощей и кормов для общественного животноводства.

Улучшаются качественные показатели работы сельхозорганизаций.

 

 

Удельный вес племенного крупного рогатого скота

 в общем стаде сельскохозяйственных предприятий и доля высокопродуктивного дойного стада

 

К уровню 2007 года возросли:

- на 32 п.п. - доля высокопродуктивного молочного скота;

- на 20,9 п.п. - удельный вес племенного скота в общем стаде;

- на 2,6 п.п. - удельный вес площади, засеваемой элитными семенами;

- на 13 п.п. - доля раннеспелых сортов в объёме высеваемых семян.

 

 

Доля элитных и раннеспелых сортов, %

Одним из основных результатов интенсификации сельского хозяйства является рентабельность отрасли. На протяжении последних пяти лет доля прибыльных сельхозорганизаций (по данным годовых отчетов) составляет ежегодно более 80 процентов.

Показатели уровня рентабельности сельскохозяйственного производства в области выше средних значений по Российской Федерации.

 

Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, %

Вместе с тем, темпы роста уровня рентабельности значительно сдерживаются неадекватным увеличением цен на материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве.

Улучшение финансовой ситуации позволило в течение 2007–2013 годов более чем в 2,7 раза увеличить заработную плату работников сельского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднемесячная номинальная заработная плата

 в сельском хозяйстве Тюменской области

Несмотря на то, что за 7 лет среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области увеличилась более чем в 2,7 раза, её размер, относительно среднеобластного уровня оплаты труда по всем отраслям экономики, составил в 2013 году 46 процентов.

Следствием положительной динамики производства сельскохозяйственной продукции является рост объемов выпускаемой продукции предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. За 7 лет (2007–2013 гг.) прирост индекса производства пищевой продукции (включая напитки и табак) составил 44 процента. В течении 2014 года тенденция роста сохраняется.

В отрасли с поддержкой областного бюджета ведется техническое и технологическое перевооружение производства. С 2005 года на модернизацию предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности направлено свыше 1 млрд. рублей. Введенное в эксплуатацию новое производственное оборудование обеспечивает не только рост объемов производства, но и расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение ее качества.

Правительством области создаются экономические условия для развития малых форм хозяйствования. Активно формируется рыночная инфраструктура обслуживания данного сектора, увеличиваются объёмы оказываемых услуг для хозяйств населения.

В настоящее время кооперативный сектор представлен 114 действующими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

В кооперативную деятельность вовлечено более 24 тысяч граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Заготовку продукции от хозяйств населения и их обслуживание обеспечивает 90 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. За анализируемый период объём товарооборота кооперативов увеличился более чем в 3 раза. Результатом организации работы сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых и обслуживающих потребительских кооперативов является охват закупом 50% сельских населенных пунктов области. Заготовительными кооперативами закупается 66% молока, реализуемого хозяйствами населения.

Кредитование малых форм хозяйствования в АПК ведут 23 кредитных кооператива и коммерческие банки.

В обороте кредитных кооперативов находится около 658,5 млн. рублей. С начала реализации национального проекта число выданных займов составляет около 31 тысячи на сумму, превышающую 2,7 млрд. рублей.

 

Динамика развития сельскохозяйственной потребительской

кооперации в Тюменской области

 

Наращивают объёмы кредитования малых форм хозяйствования и коммерческие банки области. С начала реализации ПНП «Развитие АПК» на развитие хозяйств населения и КФХ банки направили более 2,4 млрд. рублей.

Среди кредитных организаций наиболее ёмкими кредиторами являются Тюменский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанк России, через систему которых, направляется почти 100% кредитных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кредитование малых форм хозяйствования

 

2006 год

 

2013 год

На сегодняшний день спрос хозяйств населения на кредитные ресурсы остается высоким, но наиболее востребованы инвестиционные кредиты на строительство животноводческих помещений, приобретение скота, покупку малогабаритной техники.

Наряду с положительными динамикой и тенденциями, имеющимися в отрасли, в агрокомплексе сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.

До настоящего времени не решена главная проблема отрасли, связанная с государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий со вступлением России в ВТО и изменением условий таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим, облегчен доступ на внутрироссийские рынки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки импортного производства. Учитывая, что у отечественных товаропроизводителей агропромышленного комплекса слабые конкурентные позиции, их доходы в сложившихся условиях не формируют собственные финансовые источники для ведения расширенного воспроизводства.

Основными причинами, сдерживающими развитие отрасли, являются:

·                    недостаток квалифицированных управленческих кадров и работников основных профессий, подготовленных к работе в новых условиях по причине низкого уровня и качества жизни в сельской местности и слабой мотивации труда;

·                    недостаточная конкурентоспособность отрасли вследствие технического и технологического отставания большой части предприятий;

·                    неэквивалентный межотраслевой обмен в связи с отсутствием государственного регулирования межотраслевых пропорций и жесткой антимонопольной политики;

·                    сохраняющаяся экспансия продовольственного импорта, конкурентоспособность которого обеспечивается государственной поддержкой стран-экспортеров;

·                    ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;

·                    неустойчивое финансовое состояние значительной части предприятий, не позволяющее восстанавливать нарушенное воспроизводство производственного и ресурсного потенциала агропромышленного комплекса.

Проблемы отрасли в определенной степени решаются на уровне федерального Правительства и Правительства Тюменской области.

Во-первых, сохраняется уровень государственной поддержки товаропроизводителей АПК за счет средств областного бюджета.

Во-вторых, со значительной долей бюджетного участия решаются основные перспективные вопросы отрасли по переоснащению парка сельскохозяйственной техники, строительству современных производственных объектов, реконструкции и модернизации агропромышленного производства, улучшению генофонда животных, поддержанию почвенного плодородия, формированию системы обслуживания малых форм хозяйствования в АПК, закреплению молодых специалистов на селе.

 

Результаты реализации государственной программы в 2013 году.

 

В 2013 году бюджетные ассигнования на реализацию программы составили 6 938,5 млн. руб., освоено 6 921,3 млн. руб., или 99,7% от запланированного объёма. 

Основной объем бюджетных расходов в рамках программы приходится на долю областного бюджета – 87,9% общей суммы ассигнований, 12,1% средств получено из федерального бюджета.

Преимущественно бюджетные средства расходовались на поддержку приоритетных отраслей сельского хозяйства - животноводство и растениеводство (90,2%).

За отчётный период сумма недоиспользованных бюджетных ассигнований по программе составила 17,2 млн. рублей.

Из 25 показателей долгосрочной целевой программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области» на 2013-2020 годы по 16 показателям достигнут плановый уровень (в т.ч. по 10 – ти перевыполнен), по 9 – ти показателям отмечается снижение их значения к плану.

Не достижение показателя «индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)» при плановом значении 103,4% на 0,5 процентных пунктов, связано с сокращением валового производства овощей в хозяйствах населения и недобором картофеля сельскохозяйственным предприятием.

Падение «индекса производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)» с планируемого 100,2% на 98,5% связано с сокращением объемов производства молока. Основной причиной снижения объемов производства молока остается сокращение поголовья коров как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в личных подсобных хозяйствах граждан.

В связи с не достижением планового значения показателя индекса производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) и падением индекса производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), соответственно не смогли достигнуть планового значения показателя «индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)» на 1,2 процента.

Фактическое значение показателя «индекс производства пищевых продуктов, включая напитки» по итогам 2013 года составил 105,8%, при плановом 103,0%.

Снижение инвестиционной активности связано в основном в высокой закредитованностью внутренних инвесторов и увеличением сроков кредитования.

Основной причиной не достижения планового значения показателя «рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) является опережение роста затрат на производство сельскохозяйственной продукции с ценой ее реализации.

Низкий урожай 2012 года повлиял на увеличение цен на зерновые, что отразилось на повышении затрат на корма и семена, затраты на которые выросли на 30 %.

В свиноводстве в 2013 году отмечен спад цен в среднем на 12,5% (по данным статистики), что отразилось на рентабельности отрасли (снижение к уровню 2012 года на 22%).

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) превысила в отчетном году плановое значение на 9,5 % и составила 19 165 рублей.

Годовой плановый показатель по внесению минеральных удобрений в действующем веществе выполнен (40,3 тыс. тн).

Посев зерновых и зернобобовых культур кондиционными семенами (в 2013 году доля таких посевов составила 99% от общей площади), своевременная химическая обработка посевов сельхозкультур позволили достичь плановых значений производства зерновых и зернобобовых культур.

Не выполнение показателя по производству картофеля на 0,8 тыс. тн. связано с неожиданным наступлением в сентябре месяце сильных осенних заморозков, в следствии чего, на территории землепользования одного из хозяйств на площади около 80 га, получили повреждения посадки картофеля (недобор продукции составил более 1,5 тыс. тонн).

Плановый объем по уменьшению степени кислотности почв путем проведения известкования и фосфоритования выполнены в полном объеме.

При плановом значении производства крупы 2,9 тыс. тонн, по данным Тюменьстата фактическое значение показателя составило 1,5 тыс. тонн. Тюменьстатом при подготовке информации – Основные показатели социально-экономического положения Тюменской области без автономных округов в январе-декабре 2013 года не были учтены объемы производства крупы по 6 предприятиям малого бизнеса – 1,1 тыс. тонн (ООО ПК «Ишимский крупозавод», ООО «Черемшанское», СПК «Енисей, ИП Кривощеков В.В., ИП Осипов, СОПСК «Березка»). Согласно отчетной информации, предоставляемой в департамент агропромышленного комплекса Тюменской области муниципальными районами и городами, объем производства крупы предприятиями юга области за 2013 год составил 2,6 тыс. тонн.

Кроме того, снижение производства крупы происходит за счет увеличения объемов выпуска востребованной рынком продукции (культуры для завтрака – хлопья) выпускаемой на крупяных линиях. В частности, ООО «Юнигрэйн» увеличил производство хлопьев на 8,5 % (0,93 тыс. тн).

Фактическое значение показателей «производство хлебобулочных изделий диетических и обогащённых микронутриентами» по итогам года составило 2,1 тыс. тонн при плановом значении – 2,05 тыс. тонн, «производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур» - 74,3 тыс. тонн при плановом – 63,5 тыс. тонн.

Сложные условия 2013 года не позволили сохранить положительную динамику производства молока не только в Тюменской области, но и по России в целом. Снижение объемов молочного производства преимущественно обусловлено высокими температурами летнего периода, повлиявшими на продуктивность коров, а также сокращением поголовья коров, вызванного как банкротством нескольких сельскохозяйственных организаций, так и старением сельского населения – владельцев ЛПХ.

Производство молока составило 544,1 тыс. тонн, или 96,8% от запланированного объема.

Показатель «производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий» за 2013 год превысил плановое значение на 0,8% или 1,3 тыс. тонн. Темпы роста производства мяса выше в сельхозорганизациях и составили 105,6 процента.

Прирост объемов мясных ресурсов обеспечен за счет увеличения производства свинины на промышленных комплексах на 14,8% к 2012 году.  Реализация свиней с начала года выросла в специализированных предприятиях на 20 процентов.

В 2013 году ООО «ПК «Молоко» введен в эксплуатацию цех по убою скота и его первичной обработке мощность 2,02 тыс. тонн.

Производство сыра требует значительных сырьевых ресурсов, что в настоящее время, в связи с падением объемов производства молока и значительным увеличением закупочной цены на него, делают его производство нерентабельным. Производители традиционных, качественных твёрдых сыров не могут конкурировать с поступающими на рынок России сыров, с добавлением растительных масел, более низкого качества и по более низкой цене. Кроме того, один из основных производителей сыров ОАО «Золотые луга» (Новолоктинский сырзавод) с октября 2013 года продукцию не производит в связи с вышеназванными причинами. Все это повлияло на не достижение показателя «производство сыров и сырных продуктов» на 0,2 тыс. тонн.

Производство масла сливочного в регионе остается на стабильном уровне в 1,7 тыс. тонн.

По сравнению с 2012 годом численность поголовья мясного скота выросла на 16% и составила 18,1 тыс. голов.

В отчетном году по итогам конкурсных отборов среди начинающих фермеров, 11 крестьянским (фермерским) хозяйствам оказана государственная поддержка в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (110% от плана).

Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по итогам 2013 года составила 4,1 тыс. га., что на 36,7 % выше планового значения показателя.

Показатель «доля муниципальных органов управления агропромышленного комплекса, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом России» выполнен полностью и составляет 50 %.

В рамках работы, проводимой для закрепления кадров в агропромышленном комплексе, ввод и приобретение жилья для молодых специалистов и молодых семей на селе составил в 2013 году 22,949 тыс. кв. метров, что 27 % превышает плановый показатель. Улучшили жилищные условия 250 участников программы.

По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы признана умеренно эффективной.

 


Полномочия Департамента агропромышленного комплекса

Тюменской области, нормативное правовое обоснование

 

Полномочия субъектов РФ

Федеральные законы и НПА, Законы Тюменской области и НПА

Функции Департамента АПК (Положение о департаменте АПК, утв. Постановлением Правительства ТО от 18.05.2005 № 27-п)

Ст. 2. Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства

 

 

 

 

- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

- Закон Тюменской области от 07.03.2003 № 121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области";

- Постановление Правительства Тюменской области от 20.09.2007 № 220-п "О Регламенте Правительства Тюменской области".

3.1. Разработка и внесение в Правительство Тюменской области в установленном порядке проектов нормативных правовых актов.

Ст. 26.3 П. 9 поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)

 

 

 

 

Ст. 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

 

- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ;

- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

- Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы";

-Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 79 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства";

- Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 80 "Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку элитного семеноводства";

-Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 № 90"О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах";

- Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (вступает в силу с 01.01.2012);

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений";

- Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области";

- Постановление Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства";

- Постановление Правительства Тюменской области от 18.04.2007 № 92-п "Об утверждении порядков возмещения из федерального и областного бюджетов части затрат на уплату процентов по кредитам и займам";

- Постановление Правительства Тюменской области от 17.04.2007 № 84-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в части развития внутриобластной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции в рамках программы "Сотрудничество";

- Постановление Правительства Тюменской области от 10.04.2007 № 77-п "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий";

-Закон Тюменской области от 15.11.2010 № 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";

- Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 380-п "Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";

3.4. Осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса в соответствии с основными направлениями развития агропромышленного комплекса Тюменской области.

3.5. Анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие сельскохозяйственного производства области.

3.7. Осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области и других организаций и предприятий агропромышленного комплекса области.

3.8. Обеспечение, в установленном порядке, исполнения областного и федерального бюджета по агропромышленному комплексу, а также финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса из средств областного и федерального бюджета при казначейском исполнении.

3.9. Внесение предложений по направлениям государственной поддержки сельскохозяйственного производства области при формировании областного бюджета.

3.11. Составление реестра расходных обязательств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и мероприятий областных целевых программ по бюджетной классификации.

3.51. Организация отраслевого контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

 

Ст. 15 Государственная поддержка

ФЗ «О семеноводстве» от 17.12.1997 № 149-ФЗ.

3.12. Организация развития системы семеноводства на территории области;

Ст. 15 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации создают государственные органы по управлению племенным животноводством на соответствующей территории.

 

Ст. 15.1. Государственный надзор в области племенного животноводства

 

- ФЗ «О племенном животноводстве» от 03.08.1995 № 123-ФЗ;

- Постановление Правительства Тюменской области от 22.10.2012 № 435-п"Об утверждении порядка организации и осуществления государственного надзора в области племенного животноводства в Тюменской области";

- Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.10.2012 № 2204-рп "Об утверждении перечня должностных лиц департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении государственного надзора в области племенного животноводства".

 

 

3.16. Организация развития племенного дела в отрасли животноводства, направленного на повышение эффективности использования племенных ресурсов, племенной продукции на территории области.

3.17. Контроль за состоянием и использованием племенных ресурсов области.

3.18. Разработка предложений по развитию племенной базы в отрасли животноводства.

Ст. 36. Государственная поддержка лизинговой деятельности

ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

3.14. Содействие развитию лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе области.

3.15. Организация технического оснащения сельскохозяйственного производства, повышения эффективности использования машин и оборудования в отраслях агропромышленного комплекса.

Ст. 2. Оказание поддержки фермерским хозяйствам посредством формирования экономической и социальной инфраструктур.

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

3.19. Содействие в создании крестьянских (фермерских) хозяйств и осуществлении ими своей деятельности.

Функции исполняются в соответствии с законом Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»,

Ст. 7. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств

ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ.

3.20. Разработка и осуществление мер по развитию личных подсобных хозяйств.

Функции исполняются в соответствии с законом Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»,

Ст. 7. Государство стимулирует и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ

- ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ;

- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации".

 

3.29. Разработка и осуществление мер по кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе области.

 

Создание региональных фондов для удовлетворения потребностей субъектов РФ, поддержка сельскохозяйственных предприятий.

- ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 № 53-ФЗ;

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1208 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции";

- Закон Тюменской области «О региональном продовольственном фонде Тюменской области» от 22.03.1999 № 89;

- Постановление Правительства Тюменской области от 27.02.2007 № 36-п "Об утверждении Положения о порядке использования продукции регионального продовольственного фонда Тюменской области и правил проведения аукциона при реализации продукции регионального продовольственного фонда Тюменской области";

3.24. Организация формирования регионального продовольственного фонда Тюменской области.

 

Ст. 5. К полномочиям субъектов РФ отнесено разработка и принятие законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области обеспечения плодородия почв.

 

Ст. 11. Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения

ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ.

3.21. Участие в обеспечении сохранения и воспроизводства плодородия почв.

3.22. Организация мероприятий:

- по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- по использованию сельскохозяйственных земель по целевому назначению;

- направленных на предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;

- по использованию мелиорированных земель.

Ст. 15. Полномочия субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

ФЗ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ.

3.23. Разработка и контроль за реализаций мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 26.3 п. 10 К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель

- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ;

- Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

- Закон Тюменской области от 03.11.2003 № 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования";

- Постановление Правительства Тюменской области от 23.05.2005 № 36-п "О процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую".

 

 

3.26. Организация планирования эффективного использования земель землепользователями любых организационно-правовых форм и физическими лицами, в том числе:

анализ экономической эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;

сбор сведений о посевных площадях, урожайности сельскохозяйственных культур, структуре посевных площадей;

распространение научно-технических достижений использования земель сельскохозяйственного назначения.

3.27. Выдача заключений о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель.

3.28. Выдача заключений для принятия решения о покупке земельного участка (доли) из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 11. Создание территориальных комиссий в субъектах РФ.

- ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 № 83-ФЗ.

3.6. Разработка предложений по совершенствованию системы управления агропромышленным комплексом области, в том числе разработка мер финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

 

- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

3.31. Осуществление функций государственного заказчика в соответствии с действующим законодательством, порядком взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков в Тюменской области.

 

 

3.44. Организация работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса;

Функции исполняются в соответствии с законом Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»

Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе

- Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года";

- Постановление Правительства Тюменской области от 05.05.2008 № 125-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе".

 

Ст. 17. Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

 

3.40. Организация системы информационно-консультационного обслуживания, инновационного и научного обеспечения агропромышленного комплекса.

Ст. 11

 

 

 

Ст. 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ОМС

 

 

 

- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ;

- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

 

3.48. Осуществление мероприятий по проведению мобилизационной подготовки и мобилизации агропромышленного комплекса. Участие в разработке мобилизационного плана экономики области по обязательным закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Ст. 7. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

 

 

 

- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ;

- Приказ Росрыболовства от 22.04.2009 № 338 «Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков»;

- Приказ Госкомрыболовства РФ от 11.04.2008 № 315 «Об утверждении порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»;

- Постановление Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора»;

- Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора»;

- Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается»;

- Постановление Правительства Тюменской области от 14.12.2009 № 359-п "Об утверждении Положений о порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов".

 

3.30. Организация развития выпуска товарной продукции промышленного рыболовства и рыбоводства.

3.32. Организация и регулирование промышленного рыболовства.

3.33. Разработка, изменение и дополнение перечня и определение границ рыбопромысловых участков водных объектов рыбохозяйственного значения, расположенных на территории Тюменской области.

3.34. Распределение промышленных квот в пресноводных водных объектах между пользователями водными биоресурсами.

3.35. Распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства между пользователями водными биоресурсами.

3.36. Распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и Сибири.

3.37. Организация конкурсов на предоставление рыбопромысловых участков:

для осуществления промышленного рыболовства;

для осуществления товарного рыбоводства.

3.38. Осуществление в установленном порядке подготовки и заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, договоров о предоставлении рыбопромысловых участков:

для осуществления промышленного рыболовства;

для осуществления товарного рыбоводства.

 

- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ;

- Постановление Губернатора Тюменской области от 03.03.2003 № 61 "О мерах по повышению эффективности использования имущества Тюменской области, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Тюменской области";

- Постановление Правительства Тюменской области от 25.09.2006 № 218-п "О порядке распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям Тюменской области";

- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- Закон Тюменской области от 10.12.2010 № 78 "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Тюменской области в переходный период";

- Постановление Правительства Тюменской области от 31.01.2011 № 18-п "О порядке осуществления органами исполнительной власти Тюменской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тюменской области";

- Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 393-п "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Тюменской области, а также утверждения уставов государственных учреждений Тюменской области и внесения в них изменений".

3.42. Обеспечение эффективной деятельности государственных унитарных предприятий Тюменской области, государственных учреждений Тюменской области, находящихся в ведении Департамента.

 

 

- Закон Тюменской области от 20.05.1997 № 88 "О формировании и финансировании областных программ";

- Распоряжение Правительства Тюменской области от 01.06.2009 № 700-рп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации областных целевых программ Тюменской области"

3.3. Разработка прогнозов экономического развития отраслей агропромышленного производства области на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

3.39. Реализация областных и федеральных целевых программ в сфере агропромышленного комплекса области.

 

- Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";

- Постановление Правительства Тюменской области от 30.07.2007 № 183-п "Об утверждении упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном, сельскохозяйственном кооперативном и универсальном рынках".

3.25. Обеспечение развития рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

 

 

- Распоряжение Правительства Тюменской области от 12.02.2006 № 92-рп "О территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей";

- Распоряжение Правительства Тюменской области от 04.04.2006 № 255-рп "О создании территориального рыбохозяйственного совета Тюменской области";

- Распоряжение Правительства Тюменской области от 03.10.2005 № 700-рп "О составе областной эвакуационной комиссии";

- Распоряжение Губернатора Тюменской области от 15.06.2004 № 23-р "О создании чрезвычайной противоэпизоотической комиссии".

3.47. Организация деятельности территориальных коллегиальных органов (технических, научных и иных советов).

 


Информация по документу
Читайте также