Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 11.06.2015 № 250-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

11 июня 2015 г.

250-п

г. Тюмень

 

 

Утратило силу - Постановление Правительства Тюменской области от 25.01.2016 № 15-п

 

 

О внесении изменений в постановление от 22.12.2014

№ 674-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 674-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов» до 2020 года» внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 11 июня 2015 г.  № 250-п

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа Тюменской области

 

«Основные направления развития

минерально-сырьевого

и топливно-энергетического комплексов»

до 2020 года

 

Государственный  заказчик Программы:

Департамент недропользования и экологии Тюменской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень - 2015 год

 

 

Содержание

 

 

Наименование раздела

 

Страница

 

Паспорт государственной программы Тюменской области

"Основные направления развития минерально-сырьевого и

топливно-энергетического комплексов"

до 2020 года

3

 

Раздел 1

Характеристика геологоразведочной,

нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслей

 

4

Раздел 2

Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 

22

Раздел 3

Система основных программных мероприятий

 

23

Раздел 4

Финансовое обеспечение Программы

 

23

Раздел 5

Ожидаемые конечные результаты и показатели

 Программы

 

24

Раздел 6

Оценка неблагоприятных факторов реализации

 Программы

 

24

Раздел 7

Механизм реализации программы

25

 

Раздел 8

Мониторинг реализации программы

 

27

 

Словарь специальных терминов

 

28

 

Приложения

 

1

Перечень основных мероприятий государственной программы Тюменской области

 

2

Объемы и источники финансирования государственной

 программы Тюменской области

 

3

План мероприятий по реализации  государственной программы Тюменской области

 

4

Показатели государственной программы Тюменской области

 

4.1.

Расчеты значений показателей государственной программы Тюменской области

 

5

Мониторинг реализации государственной программы Тюменской области

 

 

 

 


 

ПАСПОРТ

государственной программы Тюменской области

"Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" до 2020 года

 

Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 № 698-рп «О разработке прогноза социально- экономического развития Тюменской области и проекта закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Дата и номер правового акта об утверждении Программы

Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014  № 674-п

Государственный

заказчик Программы

Департамент недропользования и экологии Тюменской области

Разработчик Программы

Департамент недропользования и экологии Тюменской области

Цель Программы

Цель «Обеспечение развития, рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области»

Задачи Программы

Задача 1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы Тюменской области

 и ее развития

Задача 2. Охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов Тюменской области

Сроки реализации

Программы

2015-2020 годы

Объемы финансирования Программы из областного бюджета, тыс. руб.

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

51119,9

16850

16850

16850

16850

16850

Показатель цели реализации Программы «Уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов», %.

не менее 100

не менее 100

не менее 100

не менее 100

не менее 100

не менее 100

 


1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОЙ, НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ  И  НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ  ОТРАСЛЕЙ

Полномочия в сфере недропользования, отнесены к ведению Тюменской области, как субъекта Российской Федерации, Конституцией РФ,  Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О НЕДРАХ»,  Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации».

Конституция РФ ст. 72

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»

·        Участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

·        Разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

·         Создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

·         Участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

·         Составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

·         Распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

·        Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

·        Установление порядка пользования участками недр местного значения;

·        Защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

·         Участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

·        Участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

·         Организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

·        Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

·        Регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

 

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

·        право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

·        участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

·        предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

·        ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации».

·        осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.

            В соответствии с Положением о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 № 73-п, Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее – Департамент) является государственным органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим реализацию государственных полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии.

Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов» до 2020 года (далее – Программа) разработана в соответствии с закрепленными полномочиями и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 №652-рп.

Цель и задачи Программы совпадают с целями и задачами государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322, в части воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. Показатель цели Программы определен в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и полномочиями Тюменской области в сфере отношений недропользования.

Достижению Стратегической цели Тюменской области:

рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области, будет способствовать реализация Цели Программы посредством влияния получаемых результатов на решение следующих стратегических приоритетов и задач:

1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области:

- повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий;

- повышение инвестиционной привлекательности экономики;

- развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров.

2. Повышение уровня и качества жизни населения:

- улучшение состояния окружающей (в т.ч. геологической) среды.

3. повышение безопасности жизни населения:

- обеспечение безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера.

В 2014 году утвержденный объем финансирования Программы составлял 93 455,01 тыс. рублей, освоение бюджетных ассигнований составило 93 318,93 тыс. рублей или 99,85%.

По итогам реализации Программы, степень достижения плановых значений 100 % и более отмечается у трех показателей:

- уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов (256 %);

- уровень обеспечения требуемой потребности населенных пунктов Бердюжского, Уватского, Юргинского районов и гюмени в запасах пресных подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения (100 %);

- доля устраненных в установленные сроки нарушений законодательства в сфере недропользования по результатам государственного экологического контроля в общем количестве выявленных нарушений (100,3 %).

Два показателя не достигли плановых значений:

- доля месторождений (участков недр) водоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей, с оценкой (переоценкой) и государственной экспертизой запасов пресной подземной воды, используемой для питьевого водоснабжения населения, выполненной за счет государственной поддержки в форме субсидии, в общем количестве месторождений (участков недр), на оценку (переоценку) запасов пресной подземной воды, которых водоснабжающие организации имеют право получения государственной поддержки в форме субсидии.

Итоговое значение показателя составило 97,6 % при плановом годовом – 100%;

Отклонение фактического значения показателя от планового связано с заключением двух договоров на 2014 - 2015 годы (переходящие) с завершением работ по оценке и государственной экспертизе запасов пресной подземной воды в 2015 году.

- Доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин от количества скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке.

Итоговое значение показателя составило 83,7% при плановом годовом - 100,0%;

Отклонение фактического значения показателя от планового связано с тем, что по результатам инвентаризации и обследования скважин в Бердюжском, Омутинском, Сорокинском, Уватском и Юргинском районах в 2014 году, было выявлено большее, чем планировалось количество бесхозяйных скважин.  Показатель рассчитывается как накопленный процент ликвидированных скважин от перечня бесхозяйных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации, по результатам инвентаризации 2003-2004 годов и повторных обследований в 2006-2008, 2011-2014 годах.

Фактическое количество ликвидированных скважин соответствует запланированному контрактами и в 2014 году составляет 36 скважин, по состоянию на 01.01.2015 года ликвидирована 581 скважина (нарастающим итогом с 2005 года).

По результатам оценки эффективности и результативности реализации Программы по итогам 2013 года, программа отнесена к умеренно эффективной.

 

Основу минерально-сырьевого комплекса Тюменской области составляют залежи нефти и газа и месторождения общераспространенных полезных ископаемых (кирпичные и керамзитовые глины, песчано-гравийные смеси, строительные пески, сапропель, торф). В части углеводородного сырья формируется новый центр российской нефтедобычи: за последние 9 лет открыто 25 новых месторождений углеводородов, из них два, Верхне-Лумкойское и Таврическое, в 2014 году.

Основные проблемы геологоразведочной и добывающей отраслей

·        Низкая и неравномерная геологическая изученность территории;

·        Отсутствие эффективных мер воздействия на недропользователей, нарушающих условия лицензионных соглашений;

·        Недостаточный контроль за проявлениями опасных экзогенных геологических процессов в условиях ежегодного возрастания техногенной нагрузки.

 

Геологоразведочная отрасль

Изученность бурением и современными методами сейсморазведки Тюменской области весьма неравномерна, если на распределенном фонде недр, занимающем 28% от общей площади территории области проведено 32 тыс. км2 сейсморазведочных работ МОГТ 2Д, то на нераспределенном фонде недр – всего 26 тыс. км2.

Таблица 1

Изученность Тюменской области геологоразведочными работами по состоянию на 01.01.2015

 

Параметр

Единицы измерения

Распределенный фонд недр

Нераспределенный фонд недр

Итого

Площадь территории

тысм2

45

115

160

Сейсморазведка 2Д

тысм

32,6

26,3

58,9

Сейсморазведка 3Д

тысм2

10,9

0,1

11

Поисково-разведочное бурение

тыс

961,8

334,2

1296

Поисково-разведочное бурение

скв.

338

146

484

Изученность сейсморазведкой 2Д

км/км2

0,72

0,23

0,37

Изученность сейсморазведкой 3Д

км2/км2

0,24

0,00

0,07

Изученность бурением

м/км2

21

3

8

Изученность бурением

скв./тыс. км2

7,5

1,3

3

 

В результате проведенного комплекса геологоразведочных работ на 01.01.2015 в Тюменской области открыто 42 месторождения углеводородного сырья с начальными суммарными геологическими запасами категории АВС12 1 797 134 тыс. т. Все выявленные запасы административно расположены на территории Уватского района.

Таблица 2

Начальные запасы нефти Тюменской области

по состоянию на 01.01.2015 (по предварительным данным)

тыс

 

АВС1

С2

АВС12

Геологические

712 251

1 084 883

1 797 134

Извлекаемые

182 344

249 080

431 424

 

 

Перспективные извлекаемые ресурсы категории С3 по нефти составляют на 01.01.2015 – 400 810 тыс. тонн.

 

Целесообразность освоения нераспределённого фонда недр определяется необходимостью расширения ресурсной базы углеводородного сырья в Тюменской области и вовлечения этих ресурсов в хозяйственный оборот с целью создания новых рабочих мест и развития местной промышленности и инфраструктуры на территории, расположенной в более благоприятных климатических и географических условиях, по сравнению с северными округами области.

 

Динамика инвестиций в геологоразведочные работы на углеводородное сырье в Тюменской области  отражена на следующем графике.

Рис.1

Результаты выполнения объемов геологоразведочных работ 1 раз в год рассматриваются на межведомственной постоянно действующей комиссии по недропользованию (экспертной рабочей группе отдела геологии и лицензирования по Тюменской области Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу (Тюменьнедра). По результатам заседаний комиссии, к компаниям, не в полном объеме выполнившим лицензионные соглашения, принимаются меры:

- привлечение должностных и юридических лиц компаний нарушителей к административной ответственности;

- направление уведомлений о возможном досрочном прекращении права пользования недрами

- начало процедур досрочного прекращения права пользования недрами

- направление обращений надзорным органам о проведении проверок выполнения условий лицензионных соглашений предприятиями - недропользователями.

 

Рис.2

Количество действующих лицензий на право пользования недрами Тюменской области (УВ сырье) за период 2005-2015 годы

 

В 2014 году был проведен аукцион на получение права пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья Демьянского участка. По результатам аукциона право пользования получило ОАО «Сургутнефтегаз».

С целью геологического изучения предлагались к лицензированию 4 участка недр: Западно-Уватский, Сергеевский, Черкашинский, Новобобровский. В связи с поступлением двух и более заявок на участки, лицензии не оформлены. Участки должны быть выставлены на аукционы в последующие годы

С целью поддержания существующих в регионе темпов геологоразведочных работ на нефть и газ Правительство Тюменской области предусматривает развитие промышленно-инфраструктурного комплекса «Тобольский проект», который объединит группу лицензионных участков и месторождений углеводородов, расположенных в Тобольском, Вагайском и Уватском районах. Данный проект планируется реализовать (с привлечением одной или нескольких компаний) для создания общей инфраструктуры позволяющей эффективно разрабатывать низкорентабельные в настоящий момент нефтяные залежи с применением  инновационных технологий в бурении, освоении и добыче нефти.

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы углеводородов Тобольского проекта предварительно оцениваются в 300-400 млн. т., в том числе категории
СЗ – 95
млн. т.

К лицензированию в Тюменской области в 2015 году предлагаются 3 участка недр на условиях аукциона:

1. Большой участок недр;

2. Новоендырский участок недр;

3. Новоурурный участок недр.

 

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 13.07.2005 № 73-п Департамент осуществляет полномочия в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии. Получение информации, дающей объективную оценку состояния минерально-сырьевой базы и отраслей ТЭК, на основе которой строятся краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития названных отраслей и соответствующие прогнозы социально-экономического развития региона, осуществляется в рамках мероприятий «Анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы Тюменской области» и «Мониторинг недропользования и охраны недр Тюменской области».

Твердые полезные ископаемые в Тюменской области представлены следующими видами: торф, сапропель, бурый уголь, осадочная железная руда, осадочная урановая руда, циркон-ильменитовые россыпи, редкие элементы в соленых озерах, кирпично-керамзитовая глина, песок стекольный, строительный, формовочный и кварцевый для силикатных изделий, супесь, суглинок.

В соответствии с установленными полномочиями основным направлением воспроизводства минерально-сырьевой базы являются общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ). К ОПИ относят неметаллические и негорючие полезные ископаемые, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона и служащие для удовлетворения нужд местного производства. В таблице 3 приведены запасы востребованных строительной индустрией Тюменской области, общераспространенных полезных ископаемых, стоящие на балансе. Включенные в программу мероприятия направлены на поиск песков строительных с модулем крупности более 2.0, в настоящее время поставляемых в область из субъектов Уральского Федерального округа.

Во исполнение Закона Российской Федерации от 21.02.1992 «О недрах» и постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 №69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых ….» в 2014 году проведено шесть раундов аукционов (41 участок) и один конкурс (один участок).  На право пользования недрами с целью геологического изучения ОПИ, разведки и добычи ОПИ и геологического изучения, разведки и добычи ОПИ выдано 39 лицензий, по 9 лицензионным участкам проведена экспертиза запасов ОПИ. Общий прирост балансовых запасов составил 24,4 млн. м³, из них: песок – 9,5 млн. м³, суглинок – 1,7 млн. м³, глина – 13,2 млн. м³.  Объем добычи ОПИ за 2014 год составил 7,5 млн. м³, в том числе песка – 5,8 млн.м3, глины – 1,7 млн м3.

Балансовые запасы общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области по состоянию на 01.01.2015 года, представлены в таблице 3.

Таблица 3

п/п

Вид полезного ископаемого,

единица измерения

Балансовые запасы ОПИ на 01.01.2015

А+В+С1

С2

1.

ВСЕГО песок (тыс³), в т.ч.

314701

225271

 

песок (распредонд)

129495

24530

 

песок (нераспредонд)

185206

200741

2.

ВСЕГО глина (тыс³), в т.ч.

241949

110831

 

глина (распредонд)

53201

20405

 

глина (нераспредонд)

188748

90426

3.

ВСЕГО суглинок (тыс³), в т.ч.

20098

16776

 

суглинок (распредонд)

14075

12783

 

суглинок (нераспредонд)

6023

3993

4.

ВСЕГО супесь (тыс³), в т.ч.

425

1574

 

супесь(распред.фонд)

336

733

 

супесь (нераспредонд)

89

841

5.

ВСЕГО торф (тыс),в т.ч.

1187766

714109

 

распределенный фонд

1359

2262

 

нераспределенный фонд

1186407

711847

6.

ВСЕГО сапропель (тыс³), в т.ч.

 

 

 

сапропель (распредонд)

911

391

 

сапропель (нераспредонд)

0

0


Информация по документу
Читайте также