Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 09.06.2016 № 227-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

09 июня 2016 г.

227-п

г. Тюмень

 

 

Об утверждении типовых требований к форме и содержанию бизнес-плана

 

 

 

1. Утвердить типовые требования к содержанию и форме бизнес-плана согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Установить, что положения настоящего постановления распространяются на правоотношения по предоставлению государственных гарантий Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 25.07.2005 № 121-п «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий Тюменской области» и бюджетных инвестиций Тюменской области в уставный капитал юридических лиц.

3. Исполнительным органам государственной власти Тюменской области провести анализ действующих нормативных правовых и правовых актов Тюменской области в целях определения необходимости распространения настоящего постановления на иные правоотношения в сфере предоставления бюджетных инвестиций Тюменской области.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 09 июня 2016 г. № 227-п

 

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

1. Общие положения

 

1.1. Информация в бизнес-плане должна быть объективной, основываться на обоснованных данных и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация. Изложение информации в бизнес-плане должно быть понятным, логичным и структурированным.

Бизнес-план предоставляется в электронном виде, подписанный с помощью квалифицированной электронной подписиорганизации, а также в бумажном виде с утверждающей подписью руководителя организации и даты составления, если квалифицированная электронная подпись руководителя организации отсутствует.

Все таблицы (приложения) к бизнес-плану должны быть оформлены в виде единой финансовой модели, связанной расчетными формулами.

1.2. В случае отсутствия в бизнес-плане разделов, соответствующих указанным ниже, к бизнес-плану должна быть приложена пояснительная записка с указаниями на разделы, в которых следует искать требуемую информацию, или обоснованием того, почему информация в бизнес-плане не приводится.

1.3. В целях настоящих требований под понятием Проект подразумевается инвестиционный проект, претендующий на получение бюджетных инвестиций Тюменской области в уставный капитал юридических лиц, либо сделка, обеспечиваемая государственной гарантией Тюменской области.

1.4. Требования к построению и оформлению финансовой модели реализации проекта:

1.4.1. Финансовая модель реализации проекта (далее - финансовая модель) должна быть предоставлена в электронном виде в формате электронных таблиц, подписанном с помощью квалифицированной электроннойподписи организации, а также на бумажном носителе, если квалифицированная электронная подпись руководителя организации отсутствует, в виде отчетных форм (Приложения 1-14), сформированных по результатам проведения расчетов, и книги допущений (исходных данных о проекте, использованных для подготовки финансовой модели). Отчетные формы, предоставленные на бумажном носителе, должны быть подписаны руководителем организации. Все предоставляемые электронные файлы не должны содержать ограничений на проведение изменений и копирование, а также скрытых листов, любой зашифрованной или защищенной паролем информации. По решению разработчика бизнес-плана допускается наличие иных таблиц, необходимых для расчетов.

1.4.2. Книга допущений должна содержать источники, использованные для формирования исходных данных и допущений, а также описание алгоритма и принципов расчета всех ключевых показателей проекта, рассчитываемых в финансовой модели, за исключением показателей, порядок расчета которых указан в настоящих требованиях. Не должно содержаться данных, которые противоречат друг другу.

1.4.3. Ячейки, содержащие различные типы данных, должны выделяться различными стилями (цвет текста и фона, размер шрифта и т.п.) таким образом, чтобы они были легко визуально различимы. В финансовой модели должны быть разделены разными стилями ячейки, которые ссылаются на книгу допущений (далее - вводные данные), ячейки в финансовой модели, которые изменяются при изменении других ячеек финансовой модели посредством формул, макросов, форм управления или посредством другого программного инструмента, нетипичные вводные данные или вычисления, генерируемые макросами значения, резервные и вспомогательные ячейки, изменяемые параметры для анализа чувствительности, а также другие логические группы ячеек. Подбор стилей должен обеспечивать доступность восприятия финансовой модели.

1.4.4. Все вводные данные финансовой модели должны быть реализованы в виде прямых ссылок. Все вычисляемые значения и результаты финансовой модели должны автоматически пересчитываться при изменении вводных данных финансовой модели.

1.4.5. Шаг прогноза в финансовой модели - не более одного года.

1.4.6. Ни одна часть финансовой модели не должна быть защищена, заблокирована или иным образом недоступна или труднодоступна для проверки и внесения изменений. Все формулы в электронных таблицах должны быть доступными для просмотра.

1.4.7. Финансовая модель не должна содержать циклических ссылок (последовательность ссылок, при которой формула ссылается (через другие ссылки или напрямую) на саму себя). При необходимости циклические ссылки должны разрешаться при помощи макросов.

1.4.8. Финансовая модель не должна содержать ссылок на внешние файлы и/или отсутствующие листы.

 

2. Титульный лист бизнес-плана проекта

 

К бизнес-плану оформляется титульный лист, который должен содержать следующую информацию:

Наименование организации – инициатора проекта.

Наименование проекта.

Утверждающая подпись руководителя организации – инициатора проекта.

Информация о разработчике бизнес-плана.

Год и месяц составления бизнес-плана.

 

3. Краткий обзор (резюме) проекта

 

3.1. Наименование проекта.

3.2. Инициатор проекта.

3.3. Место реализации проекта.

3.4. Суть проекта:

бизнес-цель проекта;

производственная цель проекта;

задачи проекта;

тип проекта (модернизация оборудования, реконструкция, новое строительство; расширение действующего производства; иное изменение с целью ведения коммерческой деятельности).

3.5. Сроки и этапы реализации проекта, в том числе выполненные работы по проекту.

3.6. Форма участия Тюменской области в финансовом обеспечении проекта (участие в уставном капитале, предоставление государственной гарантии).

3.7. Потребность в капитальных вложениях (Приложение 1):

общая стоимость проекта – млн рублей;

объем выполненных работ пообъектно в соответствии с проектной документацией (далее ПД) – млн рублей;

потребность в финансировании (по источникам) с учетом требований пункта 5.2. – млн рублей.

3.8. Сведения о степени удорожания капитальных затрат по годам (стоимости по ПД).

3.9. Финансирование проекта:

3.9.1. Соотношение собственных и заемных средств на реализацию проекта;

3.9.2. Объем заемных средств на реализацию проекта, процентная ставка, график предоставления и возврата заемных средств (Приложение 2) в разрезе кредитных организаций;

3.9.3. Лизинг.

3.10. Прилагаются данные (Приложение 3) по организации на последнюю отчетную дату о заемных средствах с указанием кредиторов, величины долга, даты получения и даты погашения кредитов, видов их обеспечения, процентной ставки, периодичности гашения, сумм просроченной задолженности с приложением подтверждающих документов. Также прилагается аналогичная информация по полученным гарантиям (банковским, государственным).

3.11. Оценка социально-экономической эффективности проекта на основе финансовой модели:

3.11.1. Оценка экономической эффективности проекта в соответствии с показателями пункта 8.7.2. настоящих требований.

3.11.2. Оценка эффективности должна содержать сравнение двух вариантов результатов расчета вышеприведенных критериев: с учетом средств бюджета Тюменской области и без учета этих средств (соответственно должны присутствовать два варианта расчета финансовой модели за исключением приложений 3 и 6).

Оценка бюджетной эффективности проекта (эффективность участия Тюменской области в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов разных уровней) и приведенного к моменту расчета накопленному бюджетному денежному потоку. Срок окупаемости бюджетных средств на основе Приложения 4.

3.11.3. Оценка социальной эффективности проекта (создание новых рабочих мест, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.).

 

4. Инициатор проекта

 

4.1. Общие данные

Организационно-правовая форма, наименование, адрес и дата регистрации (начала работы), контактные данные.

Вид основной деятельности организации в соответствии с ОКВЭД и деятельности по проекту.

Филиалы и дочерние организации (основные виды их деятельности).

История развития организации: события, которые повлияли на развитие организации, главные успехи и достижения компании в период до настоящего времени. Важные изменения в структуре компании, управлении или собственности.

Опыт работы в сфере деятельности, связанной с предлагаемым проектом.

Описание текущего масштаба бизнеса организации – инициатора (оценка активов, доля рынка, и др.).

4.2. Учредители (акционеры)

Размер уставного (акционерного) капитала. Количество и номинал выпущенных акций, в том числе обыкновенных и привилегированных. Информация о площадке, на которой были размещены и торгуются акции и облигации компании, а также о наличии неоплаченных в срок (дефолтных) облигаций.

Доля оплаченного капитала.

Перечень основных учредителей (акционеров), с указанием их долей в капитале.

Количество и номинал объявленных акций. В случае участия государства в форме выкупа акций (участия в УК), указать, как изменятся доли в капитале учредителей.

4.3. Основные показатели деятельности

4.3.1. Результаты деятельности организации

Показатель

Единица измерения

Отчетный

год

Последний отчетный период

Объем производства

 

 

 

Количество производимых товаров (работ, услуг)

 

 

 

Численность персонала

 

 

 

Выручка от реализации

 

 

 

в том числе:

НДС, акцизы

 

 

 

Себестоимость

 

 

 

Валовая прибыль

 

 

 

Коммерческие расходы

 

 

 

Управленческие расходы

 

 

 

Прибыль от продаж

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

 

 

 

Проценты к получению

 

 

 

Проценты к уплате

 

 

 

Прочие доходы*

 

 

 

Прочие расходы*

 

 

 

Прибыль до налогообложения

 

 

 

Налог на прибыль

 

 

 

Чистая прибыль

 

 

 

Дебиторская задолженность

 

 

 

в том числе просроченная*

 

 

 

Кредиторская задолженность

 

 

 

в том числе просроченная*

 

 

 

* - привести пояснения по показателям.

 

4.3.2. Прикладывается бухгалтерская отчетность за последний отчетный год и последний отчетный период по формам в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

4.3.3. В случае наличия просроченной дебиторской и/или кредиторской задолженности необходимо пояснить причины возникновения.

 

5.Организационный план

 

5.1. В данном разделе необходимо дать описание стратегии реализации проекта, привести временной график (в виде организационной схемы) реализации проекта с указанием предполагаемого начала и продолжительности выполнения основных этапов его реализации.

В предынвестиционной стадии должен содержаться план проектно-изыскательских, геологоразведочных работ. В инвестиционной стадии – план финансирования, стадии ввода мощностей – этапы строительных, монтажных, пуско-наладочных и иных работ по проекту.

Также приводится обоснование выбора местоположения (при реализации проекта на новой площадке, а не на действующей, требования к площадке для размещения, доступность ресурсов, близость к потребителям, инфраструктура (возможность и стоимость подключения к сетям).

5.2. Правовые вопросы осуществления проекта

Перечень разрешительной документации, характеризующей специфику отдельных отраслей и дающих право на хозяйственную деятельность, в том числе наличие соответствующих лицензий.

Наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, утвержденного проекта строительства, документов об отводе земельного участка под строительство объекта.

Прилагается копия проектной документации и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Подтверждающие документы прилагаются к бизнес-плану.

 

6. Производственный план

 

6.1.Программа производства и реализации продукции (Приложение 5). Принятая технология производства с подробным описанием всех процессов.

6.2. Требования к организации производства. Информация о режиме работы, сменности.

6.3. Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок), цены на момент разработки бизнес-плана, прогнозные цены на плановый период, рассчитанные с использованием индексов цен производителей (Приложение 6), определяемых Минэкономразвития России (в случае отсутствия долгосрочных контрактных цен).

6.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.

6.5.Численность работающих и затраты на оплату труда (Приложение 7).

6.6. Затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты. Себестоимость единицы продукции (Приложение 8).

6.7. Обеспечение экологической и технической безопасности, охраны труда.

 

7. Маркетинговое исследование потенциала сбыта

продукции

 

7.1. Описание продукта (услуги).

7.2. Функциональное назначение продукта (для каких целей он предназначен).

7.3. Характерные свойства продукта (уникальные если имеются).

7.4. Требования к качеству продукта, стандартам (ГОСТ, ТУ и др.).

7.5. Сравнение с конкурирующими (замещающими или альтернативными) продуктами, в том числе экспортный потенциал и возможность импортозамещения.

7.6. Стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующее серийное производство).

7.7. Степень патентно-лицензионной защищенности продукта, наличие зарегистрированной торговой марки.

7.8. Возможности дальнейшего развития продукта.

7.9. Ситуация на мировом рынке (в случае экспорта продукции (услуги) за границу), в том числе:

текущая ситуация;

основные тенденции и перспективы развития мирового рынка.

7.10. Ситуация на российском рынке, в том числе:

сравнение цены реализации единицы продукции (из Приложения 8) и фактически сложившегося уровня цен на рынке;

производство в РФ (динамика, структура по категориям, субъектам федерального округа);

прогноз объемов производства и емкости рынка в РФ, степень насыщенности;

данные о сезонности спроса или предложения;

цены в РФ (цены производителей и потребительские цены, динамика цен);

государственное регулирование отрасли, анализ государственных отраслевых программ на предмет наличия государственной поддержки в рамках реализации проекта;

уровень конкуренции на рынке в РФ, информация об основных конкурентах организации;

барьеры входа в отрасль (включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства).

7.11. План продаж и сбытовая политика организации в рамках текущей деятельности и реализации проекта, основные каналы продаж и методы стимулирования сбыта (реклама, мерчендайзинг и т.д.).

7.12. SWOT-анализ проекта, стратегия конкурентной борьбы.

7.13. Имеющиеся договоры намерений, договоры поставки выпускаемой продукции (услуг).

 

8. Финансовый план

8.1. Условия и допущения, принятые для расчета.

К расчетам предъявляются следующие требования:

расчет выполняется в прогнозных ценах;

расчет осуществляется на период, превышающий срок окупаемости проекта и возврата заемных средств (RP, определяется по графику кредитования (Приложение 2)) на один год, либо до окончания срока эксплуатации оборудования, продажи (ликвидации) организации;

значения всех исходных и расчетных данных приводятся в рублях, при этом если исходные данные выражены в валюте, то они пересчитываются в рубли по единому курсу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) на момент выполнения расчетов (указать дату и курс).

8.2. Налоги и сборы, уплачиваемые организацией.

Сведения о применяемой в организации системе налогообложения. Дата перехода на используемую систему.

В зависимости от используемой системы налогообложения заполняется таблица (Приложение 6) с перечислением всех уплачиваемых в плановом периоде в рамках проекта налогов, их ставок, долей зачисления в разрезе уровней бюджетной системы и льгот (при наличии).

 

Пример:

Наименование налогов и сборов, уплачиваемых организацией, реализующей проект

Ставка, % (или сумма)

Доля в федераль-ный бюджет, %

Доля в региональ-ный бюджет, %

Доля в местный бюджет, %

Льготы (основание), %

Страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС

 

 

 

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

 

 

 

 

Налог на имущество

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

 

 

 

 

 

Прочие налоги и сборы (расшифровать)

 

 

 

 

 

Акцизы на сырье и готовую продукцию (с расшифровкой номенклатуры)

 

 

 

 

 

 

8.3. Капитальные затраты и амортизация (инвестиционный план).

Приводится информация об источниках инвестиций, сроках и порядке их привлечения (Приложение 9).

Состав основного оборудования, его характеристики (габариты, вес, условия эксплуатации, потребляемая мощность, расходные параметры и др.), состояние, поставщики, условия поставок и схема приобретения (аренда, покупка, лизинг). Анализ коммерческих предложений по критерию цена/качество. Сравнение технических параметров приобретаемого оборудования (техники) в коммерческих предложениях. Совместимость с имеющимся оборудованием (техникой). В случае приобретения импортного оборудования – обоснование отсутствия возможности приобретения оборудования российского производства.

Стоимость разработки проектной документации, строительства. Структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты пообъектно (Приложение 10).

В таблице указываются предстоящие затраты капитального характера. Стоимость затрат и их распределение по интервалам планирования должны соответствовать условиям платежа в контрактах (договорах), приведенных в Приложениях к бизнес-плану (при наличии данных контрактов на момент составления бизнес-плана). Номер интервала ввода в эксплуатацию соответствует интервалу планирования, в котором соответствующий актив ставится на баланс и начинает амортизироваться.

Расчет амортизационных отчислений (Приложение 11). Форма амортизации (простая, ускоренная), метод начисления амортизации. Норма амортизационных отчислений. Основание для применения нормы ускоренной амортизации.

При наличии осуществленных капитальных вложений и необходимости учета их амортизации в расчетах по проекту, они описываются в отдельной аналогичной таблице (без расшифровки по интервалам).

Информация о подрядных организациях, планируемых к привлечению инвестором для выполнения геодезических, проектно-изыскательских, земляных, строительных, строительно-монтажных и прочих работ на объектах строительства, с указанием наименования и места нахождения юридического лица, места нахождения его материально-технической базы, в разрезе основных видов работ. В случае привлечения для выполнения подрядных работ иностранных организаций обосновывается отсутствие возможности привлечения российских организаций, ведущих предпринимательскую деятельность на территории РФ.

8.4. Бюджет доходов и расходов.

Расчет приводится для каждого интервала планирования (Приложение 12).

Представляет собой сводную информацию о финансовых результатах по бухгалтерской отчетности организации. Назначение этой таблицы – анализ на каждом интервале планирования соотношения доходов организации (проекта), относимых в соответствии с учетной политикой организации к данному периоду, со связанными с ними расходами, а также налоговыми выплатами и дивидендами.

Отчет о финансовых результатах необходим для оценки эффективности текущей (хозяйственной) деятельности. Его анализ позволяет также оценить размер чистой прибыли, являющейся наряду с амортизацией одним из основных источников денежных средств, для возврата займов, привлеченных на финансирование инвестиционных издержек проекта.

8.5. Бюджет движения денежных средств.

Денежный поток проекта рассчитывается на каждом интервале планирования проекта как сальдо притока и оттока денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности (Приложение 13).

 Основным условием финансовой реализуемости проекта является положительное значение накопленного денежного потока проекта (рассчитанного нарастающим итогом) на каждом интервале планирования проекта. Выполнение данного условия обеспечивается подбором соответствующих источников финансирования, покрывающих дефицит денежных средств на этапе осуществления капитальных затрат и формирования первоначальных оборотных средств.

8.6. Источники, формы и условия финансирования.

На основе данных Приложения 9 определяется и приводится соотношение (в процентах) источников финансирования проекта.

Заемные средства приводятся с расшифровкой по целям использования (оборотные средства или капитальные затраты), а также с указанием по каждому займу: наименования кредитора, суммы и валюты кредита, процентной ставки, периода использования кредита, срока и графика погашения основного долга по кредиту, периодичности выплаты процентов.

8.7. Оценка экономической эффективности проекта.

8.7.1. Расчет показателей оценки экономической эффективности проекта производится на основе данных бюджета движения денежных средств (Приложение 13).

8.7.2. Показатели эффективности проекта:

ставка дисконтирования (d);

чистая приведенная стоимость (NPV);

срок окупаемости (РР);

дисконтированный срок окупаемости (DPP);

внутренняя норма доходности (IRR).

8.7.2.1. Чистая приведенная стоимость (NPV).

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистая приведенная стоимость, которая равна значению накопленного чистого дисконтированного денежного потока на последнем интервале планирования.

Денежный поток – сумма притоков (поступлений) и оттоков (выплаты) денежных средств.

Проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае еслиNPV>0.

, где

FCFtчистый денежный поток в периоде t (денежный поток по операционной деятельности + денежный поток по инвестиционной деятельности + величина выплачиваемых процентов по заемным средствам);

FCF0 чистый денежный поток на начало реализации инвестиционного проекта;

Tмомент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования денежных потоков инвестиционного проекта;

Ставка дисконтирования (d) устанавливается единой на весь период расчетов и рассчитывается как средневзвешенная стоимость капитала инвестиционного проекта, в годовом исчислении (WACC).

if]>, где

re – средневзвешенная стоимость собственного капитала инвестиционного проекта устанавливается в размере не менее ставки по облигациям федерального займа (далее – ОФЗ) по данным  о ставках рынка ГКО (государственные краткосрочные облигации) - ОФЗ  на сайте ЦБ РФ со сроком, максимально близким к срокам реализации проекта, на день разработки бизнес-плана.

rd– средневзвешенная стоимость заемных источников капитала инвестиционного проекта (на основе средневзвешенной ставки кредитования в соответствии с договорами на привлекаемые для реализации проекта банковские ресурсы);

rg– требуемая доходность на вложение капитала из средств субъекта Российской Федерации (отражает размер ставки по ОФЗ) по данным о ставках рынка ГКО-ОФЗ на сайте ЦБ РФ со сроком, максимально близким к срокам реализации проекта, на день разработки бизнес-плана);

E– величина собственного капитала, инвестируемого в проект;

D – величина кредитных средств, инвестируемых в проект;

Df– суммарная величина средств субъекта Российской Федерации (если применимо);

Tn ставка налога на прибыль.

8.7.2.2. Срок окупаемости (РР).

Сроком окупаемости («простым») называется продолжительность периода от начала расчета до наиболее раннего интервала планирования, после которого чистый денежный поток проекта становится и в дальнейшем остается положительным (показатель 15 Приложения 13).

, где

N – порядковый номер года, предшествующего году окупаемости.

 

8.7.2.3. Дисконтированный срок окупаемости (DPP)

Дисконтированный срок окупаемости определяется аналогично «простому» сроку окупаемости, но на основе накопленного чистого дисконтированного денежного потока.

8.7.2.4. Внутренняя норма доходности (IRR).

Внутренней нормой доходности называется ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта на заданном промежутке времени обращается в ноль. Соответствующая ставка определяется итерационным подбором при расчетах чистой приведенной стоимости либо с использованием финансового калькулятора или табличного процессора электронных таблиц, содержащих встроенную функцию для расчета IRR.

Для оценки эффективности проекта значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставлять с средневзвешенной стоимостью капитала инвестиционного проекта.

 

Значение IRR

Комментарии

IRR>d

Проект имеет внутреннюю норму доходности выше чем затраты на собственный и заемный капитал. Данный проект следует принять для дальнейшего анализа

IRR<d

Проект имеет норму доходности ниже чем затраты на капитал, это свидетельствует о нецелесообразности вложения в него

IRR=d

Внутренняя доходность проекта равна стоимости капитала, проект находится на минимально допустимом уровне и следует произвести корректировки движения денежных средств и увеличить денежные потоки

 

8.8. Уровень безубыточности.

Точка безубыточности (BEP) соответствует объему реализации в стоимостном выражении, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Значение показателя рассчитывается по формуле:

, где

TFC - величина условно-постоянных издержек,

AVC величина переменных издержек на единицу продукции,

P – цена реализации единицы продукции.

 

Данные о постоянных и переменных расходах принимаются согласно информации Приложения 8.

8.9. Анализ чувствительности.

8.9.1. В финансовой модели проводится однопараметрический анализ чувствительности NPV к изменению каждого из основных параметров проекта на +/- 25% от исходных значений с шагом 5%. То есть при анализе влияния на показатели эффективности проекта изменений одного из исходных параметров, значения остальных анализируемых параметров проекта не изменяются.

8.9.2. Обязательными параметрами для анализа чувствительности являются:

цена готовой продукции;

себестоимость производства;

объем производства (в натуральном выражении);

инвестиционные издержки.

8.9.3. В зависимости от специфики проекта, дополнительно проводится анализ чувствительности NPV к изменению других параметров, оказывающих существенное влияние на его успешную реализацию. Например, к стоимости энергоресурсов (для энергоемких проектов); к обменному курсу соответствующей валюты (для экспортных, импортозамещающих проектов или проектов, в структуре себестоимости которых значительную долю занимает импортное сырье, а реализация готовой продукции осуществляется на внутреннем рынке) и т.п.

8.9.4. Результаты анализа чувствительности по всем параметрам приводятся на соответствующем графике в Приложении к бизнес-плану, а также пояснениях в текущей главе о степени влияния возникающих отклонений на NPV проекта.

8.10. Оценка финансовой устойчивости.

Если проект предполагает участие Тюменской области в уставном капитале организации-заявителя (выкуп акций, долей), предоставляется расчет показателей финансовой устойчивости и платежеспособности организации, а также основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (Приложение 14).

8.11. Оценка бюджетного эффекта.

Оценка бюджетного эффекта производится на основе притока и оттока денежных средств бюджетов в рамках рассматриваемого проекта (Приложение 4).  Доходы бюджетов формируются за счет поступления налогов и сборов в соответствии с применяемой в рамках проекта системой налогообложения, а также дивидендов от участия в уставном капитале. Исходными данными для расчета поступлений являются соответствующие приложения (Приложения 7, 11, 12). К расходам бюджетов относятся расходы по предлагаемому проекту (величина государственных гарантий Тюменской области, объем предоставляемых льгот по уплате налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет Тюменской области, размер вклада в уставный капитал организации, субсидии из бюджета Тюменской области). Ставка дисконтирования бюджетных потоков принимается равной значению показателя rg, указанному в пункте 8.7.2.1. настоящих требований.

 

9. Оценка рисков, управление рисками

 

9.1. В данном разделе бизнес-плана проводится качественный анализ рисков проекта, не поддающихся формальному анализу.

9.2. На основе приведенного ниже примерного перечня возможных рисков необходимо оценить вероятность их возникновения при реализации проекта в терминах: «высокая», «средняя», «низкая»; а также устойчивость проекта по отношению к рискам, отнесенным к категории вероятных.

9.3. В случае высокой и средней вероятности возникновения рисков и низкой устойчивости проекта по отношению к ним необходимо предложить способы управления такими рисками.

9.4. Риски, возникающие на этапе осуществления капитальных вложений:

невыполнение обязательств поставщиком (низкое качество, дефекты в оборудовании, технологии);

несвоевременная поставка и монтаж оборудования;

несовместимость отечественного оборудования с импортным;

срыв сроков строительства;

превышение расчетной стоимости проекта;

форс-мажор, материальный ущерб.

9.5. Риски, связанные с эксплуатацией:

невыход на проектную мощность (возникновение технологических или сырьевых ограничений);

выпуск продукции несоответствующего качества (возникновение технологических или сырьевых ограничений);

продукция не находит сбыта в нужном стоимостном выражении и в расчетные сроки;

несвоевременность поставок сырья;

возникновение необходимости в дополнительных (сверх бизнес-плана) закупках сырья;

инфляция затрат (опережающий рост цен на сырье, энергоносители и др. статьи затрат);

удорожание финансирования (негативные изменения валютного курса);

транспортные риски;

экологические риски (возникновение непредвиденных затрат на возмещение ущерба);

форс-мажор, материальный ущерб.

 

10. Воздействие проекта на окружающую среду

 

В данном разделе должна содержаться информация о воздействии проекта на окружающую среду и о соответствии проекта экологическому законодательству.

В разделе должны быть приведены основные результаты государственной экологической экспертизы, иных экологических экспертиз, экологического аудита (если они проводились).

Также необходимо привести описание планируемых мероприятий по охране окружающей среды (с указанием стоимости мероприятий и плана-графика их реализации).


Информация по документу
Читайте также