Расширенный поиск
Закон Тюменской области от 06.02.1997 № 71РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Тюменской области от 28.12.2004 г. N 330 О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов (В редакции Законов Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300; от 03.11.2003 г. N 167; от 03.06.2004 г. N 230) Принят областной думой 19 декабря 1996 года Настоящий Закон является правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Тюменской области. Он призван содействовать реализации конституционного права и свобод человек, физических и юридических лиц на поиск и получение информации, пользование учреждениями культуры, свободный доступ к достижениям мировой и национальной науки и культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Настоящий закон обеспечивает реализацию Федерального закона «О библиотечном деле» на территории Тюменской области. Он определяет основы политики области в библиотечном деле, устанавливает права и обязанности граждан и библиотечных учреждений; регулирует взаимоотношения между органами государственной власти, местного самоуправления и иными учредителями, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в библиотечном деле, экономические основы гарантии развития библиотечного дела; определяет правовые отношения в области библиотечного дела: по созданию и развитию сети библиотек области, организации библиотечного обслуживания пользователей, формированию и сохранности библиотечных фондов, в том числе обязательного экземпляра документов, подготовке и переподготовке библиотечных кадров в соответствии со следующими принципами: - Приоритета прав и интересов граждан на библиотечное обслуживание; - Сохранения единства библиотечного и информационного пространства на всей территории области; - Добровольности любых профессиональных объединений библиотек; - Главенства норм международного права, федерального и областного законодательства в библиотечном деле области. ГЛАВА I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия: - библиотечное дело - отрасль информационной, культурной и образовательной деятельности, которая включает создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, научное и методическоеобеспечение развития библиотек и их информатизации, подготовку и переподготовку кадров библиотечных работников; - библиотека - информационное, культурное, образовательное некоммерческое учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделениемпредприятия, учреждения, организации или библиотечной системы; - общедоступная (публичная) библиотека -- библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондами и услугами гражданам независимо от возраста, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иных обстоятельств, а также юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; (В редакции Закона Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) - специализированная библиотека - библиотека, имеющая специализированный библиотечный фонд и предоставляющая его в пользование определенным категориям пользователей; - государственная библиотека - библиотека, учрежденная органами государственной власти области и автономных округов; - муниципальная библиотека - библиотека, учрежденная органами местного самоуправления; - центральная библиотека - библиотека, являющаяся методическим центром и выполняющая координационные функции по отношению к другим библиотекам; - централизованная библиотечная система, муниципальное объединение библиотек - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование; - сеть библиотек - организованная по территориальному, возрастному или иному признаку совокупность библиотек, находящихся в ведении государственных или муниципальных органов власти или общественных объединений и организаций; - детская библиотека - библиотека, осуществляющая обслуживание детей и подростков, а также взрослых пользователей, занимающихся проблемами детского чтения и детской литературы; - юношеская библиотека - библиотека, осуществляющая обслуживание юношества, а также пользователей, занимающихся проблемами юношеского чтения; - документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования; - краеведческий документ - любой документ, содержащий информацию о крае (области, городе, районе, округе и т.д.), включая официальные документы, публикуемые органами государственной власти и местного самоуправления; - библиотечный фонд - совокупность всех видов документов, имеющихся в библиотеке; - библиотечный работник - работник, замещающий должность, установленную штатным расписанием библиотеки, и имеющий специальное образование или прошедший соответствующую аттестацию; (В редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) - обязательный экземпляр - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащих передаче производителями в библиотеки; - обязательный федеральный, областной, окружной и местный бесплатный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном Законом Российской Федерации "Об обязательном экземпляре документов" и настоящим Законом; - система обязательного экземпляра - совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок распределения и использования; - обязательный федеральный, областной, окружной и местный платный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащих передаче за плату их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом; - производитель документов - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра; (В редакции Закона Тюменской области от 03.11.2003 г. N 167) - получатель документов - юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного пользования обязательного экземпляра документов на возмездной и безвозмездной основе; - библиотечный коллектор - предприятие библиотечного дела, осуществляющее планомерное централизованное комплектование библиотек всех систем и ведомств; - пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки; - библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по предоставлению пользователям библиотечного фонда, выполнению работ и оказанию услуг в сфере библиотечного дела; - библиотечная деятельность - деятельность учреждений библиотечного дела, направленная на удовлетворение общественных потребностей в сфере библиотечного дела; - абзац; (исключен - Закон Тюменской области от 03.11.2003 г. N 167) - правила пользования библиотекой - нормативный правовой акт, определяющий основные вопросы организации обслуживания пользователей в библиотеке согласно ее уставу (положению); - предприятие библиотечного дела - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный в порядке, установленном действующим законодательством для производства интеллектуальной и иной продукции, выполнения работ и оказанию услуг в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере библиотечного дела. Статья 2. Законодательство Тюменской области о библиотечном деле Основой законодательства Тюменской области о библиотечном деле являются федеральные законодательные акты по культуре, информации и библиотечному делу, нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления Тюменской области. В случае противоречия местных актов федеральным законам и законам Тюменской области действуют положения федеральных законов и Законов Тюменской области. Статья 3. Сфера действия Закона Действие настоящего Закона распространяется: - на действия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, на всех должностных лиц, граждан в сфере библиотечного дела; - на все библиотеки Тюменской области, финансируемые полностью или частично за счет государственного и местных бюджетов; - на все библиотеки и иные предприятия библиотечного дела независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов, взаимодействия библиотек и библиотечных систем. Статья 4. Основные виды библиотек Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие виды библиотек в Тюменской области. 1. Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти Тюменской области, Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; - библиотеки, учрежденные органами управления культуры области и автономных округов; - Тюменская областная научная библиотека, специализированные областные библиотеки для детей, юношества,слепых, окружные универсальные и специализированные библиотеки Ханты -Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; - библиотеки иных органов управления исполнительных органов власти (здравоохранения, просвещения). 2. Муниципальные библиотеки и библиотечные системы, учрежденные органами местного самоуправления, в том числе: городские, районные, сельские библиотеки, централизованные библиотечные системы, муниципальные объединения библиотек. 3. Библиотеки академий, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений. 4. Ведомственные и межведомственные библиотеки, учрежденные бюджетными учреждениями и организациями. 5. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций. 6. Частные библиотеки. 7. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами. ГЛАВА II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 5. Право граждан на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность 1. На территории Тюменской области каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание. 2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается: - созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; - гарантированным финансированием государственных и муниципальных библиотек области; - многообразием видов библиотек, государственным и муниципальным; - протекционизмом в создании юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Тюменской области. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединенийчитателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Граждане имеют право получать информацию о деятельности государственных и муниципальных библиотек по формированию и использованию библиотечных фондов. Граждане, общественные объединения, попечительские советы могут обжаловать в судебном порядке неправомерные действия и решения органов власти по ликвидации, реорганизации библиотек. Статья 6. Права пользователей 1. Все пользователи имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются библиотеками в соответствии с их уставами и правилами пользования, а также Законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния Российской Федерации и области. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа. В общедоступных библиотеках Тюменской области граждане имеют право: - стать пользователями библиотеки по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей; - бесплатно получать информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; - бесплатно получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации; - бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов в соответствии с правилами пользования библиотекой; - получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу в соответствии с установленным в Тюменской области порядком; - пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой. 5. Пользователь библиотеки может обжаловать в суде действия должностного лица библиотеки, ущемляющего его права. Статья 7. Права особых групп пользователей Пользователи детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных и муниципальных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами и правилами пользования. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку по месту жительства в силу преклонного возраста и (или) физических недостатков, имеют право получать документы из общедоступных библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств органов социальной защиты населения и других бюджетных и внебюджетных средств. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специализированных библиотеках. При отсутствии таковых в районе или городе Тюменской области решением органов исполнительной власти их функции возлагаются на одну из государственных или муниципальных библиотек. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек. Пользователям наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера), а также жителей других национальностей, не имеющих своего национально-государственного образования, в местах их компактного проживания оказывается поддержка со стороны государственной власти и местного самоуправления в развитии библиотечного обслуживания. Сотрудникам библиотек, работающим с литературой на языках народов России, производятся доплаты в размере 15% от их основного оклада. Статья 8. Ответственность пользователей библиотек Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотекой. Пользователи, нарушившие эти правила и причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут административную, гражданско – правовую и уголовную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. ГЛАВА III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА БИБЛИОТЕК Статья 9. (Исключена - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) Статья 10. Обязанности библиотек 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных Федеральным законом "О библиотечном деле" и законодательными актами Тюменской области. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования и действующим законодательством. Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к информации и библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, их читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие. 3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за ихсвоевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации и Тюменской области, за создание необходимых условий хранения в соответствии с ГОСТом и инструктивными документами, а также за их включение вавтоматизированные банки данных в рамках федеральных и региональных программ сохранения и развития культуры. 4. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), имеющие в своих фондах краеведческие документы, несут ответственность за их своевременный учет, сохранность и отражение в сводном краеведческом каталоге. 5. Библиотеки имеют право участвовать в выполнении государственных и местных программ развития библиотечного дела. (В редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 6. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотеки. 7. Государственные и муниципальные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов. Статья 11. Права библиотек Библиотеки имеют право: самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах; утверждать, по согласованию с учредителем, правила пользования библиотеками; определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками; определять, в соответствии с действующим законодательствоми правилами пользования библиотеками, виды и размеры компенсацииущерба, нанесенного пользователями библиотек; абзац; (исключен - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных, областных, окружных и местных программ развития библиотечного дела; осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ; самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителем библиотеки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством; образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, и входить на добровольной основе в библиотечные объединения, системы и иные формы профессиональных сообществ. Библиотеки могут создавать производственные и коммерческие предприятия (типографии, книготорговые отделы, переплетные мастерские, мастерские спецоборудования и др.) в целях улучшения обеспечения деятельности своей библиотеки и библиотек территории; совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству. ГЛАВА IV. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ДОКУМЕНТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 12. Комплектование библиотечных фондов 1. Комплектование библиотечных фондов осуществляется в соответствии с типами и видами библиотеках целями и задачами. 2. Библиотеки свободны в выборе источников приобретения документов. 3. Комплектование библиотечных фондов осуществляется: - на основе получения обязательных экземпляров в порядке, установленном Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" и настоящим Законом; - путем покупки документов за наличный и безналичный расчет; - в форме книгообмена; - на основе договорной деятельности с предприятиями и организациями; - путем безвозмездной передачи и дарения; - иными способами, не противоречащими законодательству. 4. Государственные, муниципальные библиотеки, а также библиотеки учебных заведений всех типов имеют преимущественное право на приобретение документов в библиотечные фонды. Это право реализуется путем обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления льготного налогообложения для местных издательств, полиграфических, книготорговых и посреднических предприятий, осуществляющих снабжение библиотек документами. Статья 13. Учет, хранение и отчуждение библиотечных фондов 1.Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся в фондах библиотек, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными актами. 2. Продажа или иное отчуждение библиотечных фондов не может осуществляться без согласия учредителя. 3.Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием Российской Федерации и Тюменской области и могут объявлятьсяпамятниками истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан в составе другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственногооргана по охране памятников истории и культуры. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов. 5. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации (Тюменской области). Статья 14. Обязательный экземпляр документа в Тюменской области 1. Формирование системы обязательного платного и бесплатного экземпляра документов производится в целях наиболее полного комплектования и постоянного хранения библиотечно -информационного фонда Тюменской области как части культурного достояния народов Российской Федерации. 2. В состав обязательного бесплатного и платного экземпляра входят следующие виды документов: - издания (текстовые, нотные, картографические издания) и другая издательская продукция, прошедшая редакционно - издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения; - официальные документы, произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер; - издания для слепых и слабовидящих (издания, изготовляемые рельефно- точечным шрифтом по системе Брайля, "говорящие книги" и т.д.); - экономико-статистические материалы; - аудиовизуальная продукция, кино -, видео -, фото - фонодокументы; - электронные издания, включающие программы для ЭВМ и базы данных; - неопубликованные документы - результаты научно - исследовательской, опытно - конструкторской, научно – методической и иной деятельности. В состав обязательного местного экземпляра документов, кроме видов документов, установленных законодательством Российской Федерации, входят также официальные документы муниципального образования. Под официальными документами муниципального образования в настоящем Законе понимаются произведения печати, официально публикуемые (обнародуемые) от имени населения муниципального образования, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, имеющие нормативный характер.(Дополнена - Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 3. Пункт. (исключен - Закон Тюменской области от 03.11.2003 г. N 167) 4. Каждый производитель документов, зарегистрированный на территории области, округа, города или района Тюменской области доставляет по одному обязательному бесплатному экземпляру всех видов изданий в информационные подразделения областной Думы и администрации области, областную научную библиотеку; один обязательный местный бесплатный экземпляр детской литературы – в областную специализированную детскую библиотеку; один обязательный местный бесплатный экземпляр для слепых - в областную специализированную библиотеку для слепых; по одному обязательному местному экземпляру изданий краеведческого характера - в соответствующую центральную городскую или районную библиотеку. (В редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) Производители документов обязаны доставлять обязательный бесплатный экземпляр безвозмездно. Дефектные обязательные экземпляры по запросам библиотек заменяются производителем документов в месячный срок. Библиотеки имеют право покупать обязательные экземпляры, недопоставленные производителем документов, за счет последних. Производители документов, зарегистрированные на территории области, округа, муниципальных образований Тюменской области, обязаны доставлять по одному обязательному платному экземпляру изданий в отдел комплектования библиотек области (библиотечный коллектор) Тюменской областной научной библиотеки с последующей его передачей в специализированные областные библиотеки. Органы местного самоуправления доставляют один обязательный экземпляр официальных документов муниципального образования в соответствующую муниципальную библиотеку. Если в муниципальном образовании действует более одной муниципальной библиотеки, официальные документы муниципального образования доставляются в библиотеку, имеющую статус центральной.(Дополнена - Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 5. Почтовая пересылка обязательного бесплатного и платного экземпляра на территории Тюменской области производится с 50% скидкой по тарифам, установленным для бюджетных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области. 6. Полная и оперативная доставка обязательного экземпляра гарантирует производителям документов следующие права: - постоянное хранение производимых ими документов в фондах областной научной библиотеки, специализированных областных библиотек, окружных, центральных городских (районных) муниципальных библиотек на основании настоящего Закона; - бесплатное опубликование библиографической информации об их продукции в изданиях областных и окружных библиотек, а также в реферативной информации и рекламных изданиях; - включение библиографической информации в автоматизированные банки данных; - бесплатное предоставление по их запросам фактографическихи статистических данных, касающихся их продукции. 7. Библиотеки, на которые настоящим Законом возложено комплектование обязательного экземпляра, обеспечивают его регистрацию, учет, сохранность и использование. Областная библиотека в трехмесячный срок информирует центральные библиотеки области о поступившем бесплатном экземпляре. 8. Копирование и репродуцирование обязательного экземпляра в целях библиотечно - информационного обслуживания физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и "О правовой охране программ для электронно - вычислительных машин и баз данных". 9. Контроль за доставкой библиотекам обязательного экземпляра осуществляется органом государственной власти области, который регистрирует и учитывает соответствующие виды документов (или учреждением, организацией, осуществляющей регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра). 10. Сведения о недоставленном обязательном экземпляре предоставляются в органы исполнительной власти Тюменской области, выдавшие лицензии или разрешительные удостоверения на право выпуска документов. 11. За несвоевременную доставку и неполную доставку обязательного экземпляра производители документов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях. Статья 15. Стандарты и нормы библиотечного дела На территории Тюменской области действуют государственные стандарты и нормы библиотечного дела, обязательные для исполнения всеми библиотеками и предприятиями библиотечного дела независимо от форм собственности и порядка их учреждения. На основании принципов политики в сфере библиотечного дела, опыта работы и международного сотрудничества Центральная государственная библиотека области вправе разрабатывать областные нормы библиотечного дела, не противоречащие государственным стандартам и нормам. Статья 16. Страховые фонды библиотек В целях сохранности и долговременного использования в Тюменской области создаются страховые фонды на некнижных носителях информации. Переносу на некнижные формы носителей информации в обязательном порядке подлежат: - местные периодические издания со дня их основания; - ценные и редкие издания, относящиеся к памятникам истории и культуры. Координация деятельности библиотек по созданию страховых фондов осуществляется Тюменской областной научной библиотекой. Создание страховых фондов осуществляется на средства, выделяемые из федерального и областного бюджетов. ГЛАВА V. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 17. Принципы политики в области библиотечного дела Принципами политики в области библиотечного дела в Тюменской области являются: - обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации и пользование библиотечными фондами на территории области и автономных округов; - максимальное и качественное удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей населения области; - обеспечение государственных гарантий реализации государственной политики в области библиотечного дела; - поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления развития библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей); - единство библиотечного и информационного пространства на территории области и автономных округов; - обеспечение устойчивого экономического развития библиотечного дела в Тюменской области; - осуществление договорных отношений между библиотеками и другими юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 18. Компетенция Тюменской областной Думы, Думы Ханты - Мансийской автономного округа, государственной Думы Ямало - Ненецкой автономного округа Принятие нормативных правовых актов, регулирующих библиотечную деятельность на территории Тюменской области и автономных округов, утверждение областных и окружных программ развития библиотечного дела. Утверждение ассигнований областного и окружных бюджетов, направляемых на содержание библиотек, финансирование региональных программ развития библиотечного дела. Финансовая поддержка государственных гарантий прав граждан на библиотечно - информационное обслуживание путем выделения субвенций местным бюджетам. Установление льгот по налогам и другим платежам в областной и окружные бюджеты: - освобождение библиотек от налогообложения, в том числе на доходы от производимой ими хозяйственной деятельности, направленной на их уставную деятельность; - введение налоговых льгот для предприятий, учреждений, организаций и частных лиц, обеспечивающих деятельность библиотек и направляющих средства на развитие библиотек и библиотечного дела. Статья 19. Компетенция администрации Тюменской области и администрации Ханты - Мансийского и Ямало -Ненецкого автономных округов 1. Определение и осуществление политики в области библиотечного дела. 2. Содействие координации и взаимодействию библиотек всех видов и форм собственности. 3. Определение принципов региональной политики в области занятости, оплаты труда, социальных гарантий, льгот для работников библиотек. 4. Контроль за выполнением бюджета в части финансирования библиотечного дела, создание гарантий для развития библиотек. Статья 20. Компетенция государственных органов управления библиотечным делом Тюменской области, Ханты -Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов 1. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных правовых актов государственной власти, государственных стандартов и норм библиотечной деятельности, бюджетов и финансовой дисциплины в государственных библиотеках Тюменской области. 2. Осуществление финансирования и деятельности областных и окружных государственных библиотек, библиотечных учреждений и предприятий. 3. Утверждение стандартов и норм в области библиотечного дела на территории Тюменской области, не противоречащих государственным стандартам и нормам. 4. Содействие организации и финансированию научно- исследовательской деятельности, методическому обеспечению в области библиотечного дела. 5. Контроль за исполнением федеральных и региональных программ на территории области. 6. Обеспечение регистрации и контроля (совместно с федеральными органами власти) за соблюдением режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к памятникам истории и культуры, а также к культурному достоянию в Тюменской области. 7. Создание материально - технических условий для эффективной деятельности библиотек и других библиотечных учреждений. 8. Осуществление государственного протекционизма в библиотечном обслуживании социально и экономически не защищенных групп и слоев населения (дети, юношество, инвалиды, пенсионеры, жители села, жители Крайнего Севера и приравненных к ним территорий). Статья 21. Компетенция органов местного самоуправления 1. Контроль за реализацией региональных и местных программ развития библиотечного дела, исполнением Федерального закона "О библиотечном деле" и настоящего Закона, а также решений органов местного самоуправления. 2. Открытие, реорганизация и ликвидация библиотек и библиотечных систем по согласованию с органами государственного управления культурой Тюменской области, Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов. 3. Назначение руководителей библиотек и библиотечных систем на подведомственной территории в соответствии со своими полномочиями, а также определение условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности. 4. Обеспечение находящихся в их ведении библиотек материально - технической базой в соответствии с существующими стандартами. 5. Обеспечение дополнительного финансирования центральныхбиблиотек и библиотек, обслуживающих экономически и социально незащищенные группы населения (инвалидов, детей, юношества и т.д.). Статья 22. Обязанности органов государственной и муниципальной власти Тюменской области, Ханты -Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов Органы государственной и муниципальной власти обеспечивают: 1. Гарантированное финансирование комплектования, обеспечения сохранности фондов и содержания государственных и муниципальных библиотек. (В редакции Закона Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 2. Осуществление регистрации и контроля за деятельностью подведомственных библиотек. 3. Создание, управление и финансирование образовательных учреждений областного и окружного подчинения, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров. 4.Организацию государственного статистического учета библиотек. Органы государственной и муниципальной власти не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут изменение статуса и ухудшение материально - технического обеспечения действующих библиотечных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов, библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотечных учреждений и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке. 5. Создание и финансирование каналов электронной связи и информационного обмена с целью объединения и обеспечения доступности распределенных библиотечно-информационных ресурсов. (Дополнен - Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 6. Реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание путем создания и обеспечения деятельности сети общедоступных государственных и муниципальных библиотек, а также иных видов библиотек. (Дополнен - Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) Статья 23. Учредитель библиотеки 1. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры. 2. Учредитель библиотеки: - утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально - техническому обеспечению. Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами; (В редакции Закона Тюменской области от 03.11.2003 г. N 167) - назначает на должность руководителя библиотеки; - осуществляет контроль за деятельностью библиотеки. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством. ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК Статья 24. Центральные библиотеки Центральными библиотеками являются: - на областном уровне - областная научная универсальная библиотека; областная детская библиотека по вопросам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в области; областная библиотека для слепых по проблемам библиотечного обслуживания слепых, слабовидящих и лиц с физическими недостатками и др., а также этот статус может быть присвоен отраслевым областным библиотекам по предоставлению соответствующих ведомств; (В редакции Закона Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) - на окружном уровне - центральная окружная библиотека по всем направлениям библиотечной деятельности, а также специализированные центральные окружные библиотеки (детские, юношеские, для слепых, отраслевые и т.д.). Органы местного самоуправления присваивают статус центральных ведущим универсальным, отраслевым и специализированным библиотекам в муниципальных образованиях. В каждой централизованной системе выделяются центральные (муниципальные) библиотеки, а также центральные детские библиотеки. (В редакции Закона Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 2. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям наиболее полное собрание документов (универсальное или отраслевое, специализированное) в пределах обслуживаемой территории, организовывать взваимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам. 3. Функции центральных библиотек обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности. Статья 25. Областные и окружные библиотеки Тюменской области 1. Тюменская областная универсальная научная библиотека - центральная государственная библиотека области: - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное универсальное собрание документов, является депозитарным хранилищем краеведческих документов и местных изданий, получает обязательный экземпляр республиканских и местных изданий; - удовлетворяет универсальные информационные потребности населения области путем создания автоматизированных баз данных; (В редакции Закона Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) - является региональным научно - исследовательским, методическим, информационным и культурным центром в области библиотечного дела; - организует взаимоиспользование библиотечных фондов на территории Тюменской области, создает автоматизированную базу данных и координирует действия библиотек области; - наделена полномочиями по разработке, совместно с другими областными библиотеками, программ развития библиотечного дела в области стандартов и норм; созданию иных документов, регулирующих библиотечную деятельность. 2. Тюменская областная детская библиотека - центральная специализированная областная государственная библиотека: - формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание детской, педагогической и психологической литературы по проблемам чтения, некнижных носителей информации в помощь развитию детей, их обучению и воспитанию; - получает обязательный областной и местный экземпляр детской литературы; - организует взаимоиспользование фондов документов для детей в области; - организует библиотечное обслуживание детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями; - разрабатывает новые формы работы с книгой среди детского населения; - является исследовательским, информационным и координационным центром по детскому чтению, детской литературе и деятельности библиотек, обслуживающих детей; - оказывает методическую помощь всем библиотекам области, работающим с детьми, а также всем юридическим и физическим лицам, занимающимся проблемами детского чтения и детской литературы; - участвует в подготовке и организует переподготовку кадров библиотекарей, работающих с детьми; - участвует в разработке региональных программ развития библиотечного дела, его автоматизации, создании нормативных, правовых, инструктивных документов в пределах своей компетенции. 3. Пункт. (исключен - Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 4. Тюменская областная специализированная библиотека для слепых: - является культурным, информационным, библиографическим и методическим центром на территории Тюменской области по обслуживанию слепых и слабовидящих; - формирует, хранит и представляет пользователям документы на специальных носителях информации; - участвует в разработке и реализации политики в области библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих в Тюменской области. 5. Центральные окружные библиотеки Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов: - являются информационными и научно - методическими центрами на территории своего округа; - формируют, хранят и представляют пользователям наиболее полное собрание печатных документов своего округа и документов, изданных в России; - удовлетворяют универсальные информационные потребности жителей округов, организуют библиотечную, библиографическую и научно - информационную деятельность. 6. Запрещается перепрофилирование и изменение основных функций центральных библиотек, гарантируется целостность и неотчуждаемость их фондов. Занимаемые библиотеками земельные участки, здания и сооружения являются областной собственностью и не подлежат отчуждению. (В редакции Закона Тюменской области от 03.11.2003 г. N 167) Статья 26. Координация и кооперация библиотек 1.Для наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей в информации, рационального использования фондов государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки академий, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений организуют свою деятельность на основе координации и кооперации библиотечного обслуживания. (В редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 2. Органы исполнительной власти области, округов и местного самоуправления финансируют деятельность государственных и муниципальных библиотек по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, депозитариев, автоматизированных баз данных и т.д.). 3. Координация и кооперация деятельности проводится на основе договоров. Статья 27. Взаимодействие библиотек с информационными службами, органами информации и архивами В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными, областными, окружными программами, а также договорами. ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 28. Порядок создания библиотек (Название статьи в редакции Закона Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) 1. На территории Тюменской области создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Тюменской области, настоящим Законом. 2. Пункт. (исключен - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) Статья 29. (Исключена - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) Статья 30. Имущество библиотеки 1. Пункт. (исключена - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 2. Государственные и муниципальные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений. Государственные и муниципальные библиотеки имеют приоритетное право на аренду производственных помещений и льготы по ее оплате. 3. Пункт. (исключена - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 4. Пункт. (исключена - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 5. Библиотечные фонды, являющиеся частью общероссийских библиотечных фондов и представляющие собой документы особого режима хранения, закрепляются за библиотекой собственником исключительно на праве оперативного управления. Статья 31. Финансирование библиотек и библиотечных учреждений. (Название статьи в редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 1. Финансовые средства библиотек образуются за счет: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от разрешенных законодательством форм хозяйственной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с физическими и юридическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий, средств; кредитов банков и иных кредитных учреждений; иных доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области. 2. Органы государственной и муниципальной власти, учредители обеспечивают выделение библиотекам и иным библиотечным учреждениям финансовые средства необходимые для поддержания их деятельности на уровне современных технологий и требований на основе нормативов финансирования, определенных в установленном порядке, с учетом условий рыночной экономики. Абзац. (исключен - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) Финансирование областных и окружных центральных библиотек выделяется отдельной строкой в соответствующем бюджете. Библиотечным работникам центральных библиотек, в должностные обязанности которых входит оказание методической помощи другим библиотекам, устанавливается доплата в размере от 30 до 50 процентов оклада за выполняемый объем работы на регион. (В редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 3. Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели: - комплектование библиотечных фондов; - оплата труда работников библиотек (как штатных, так и привлекаемых по договорам); - содержание зданий, включая расходы на коммунальные услуги, аренду, транспорт, оборудование и др.; - оснащение библиотек современными технологиями, техническими средствами и оборудованием; - проведение капитального и текущего ремонта; - другие затраты, связанные с основной деятельностью библиотеки. 4. Не использованные за отчетный период финансовые средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на следующий отчетный период. Получение дополнительных (внебюджетных) средств за счет разрешенной хозяйственной деятельности, фондов развития библиотек, а также за счет спонсорских и иных средств не уменьшает бюджетное финансирование библиотек. 5. Пункт. (исключен - Закон Тюменской области от 03.11.2003 г. N 167) Статья 32. Инвестиционная политика 1. В Тюменской области обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела. 2. Не допускается проектирование и строительствонаселенных пунктов и жилых массивов без обеспечения ихбиблиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительныхнорм и потребностей населения. 3. Земельные участки под строительство новых библиотек выделяются на приоритетной основе. Статья 33. Фонды развития библиотек 1. В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться государственные и негосударственные фонды развития библиотек.Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, учреждений, благотворительные взносы граждан и общественных организаций, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий. 2. Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности. Статья 34. Оплата труда и льготы 1. Заработная плата работнику библиотеки выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором или контрактом. Выполнение работником других обязанностей и (забот оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством. 2. Трудовые отношения работников библиотек регулируются действующим законодательством о труде. 3. Библиотеки в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно устанавливают для своих работников форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера. 4. Пункт. (исключен - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 5. Органы местного самоуправления, предприятия и организации, общественные объединения могут за счет собственных ресурсов устанавливать библиотечным работникам дополнительные льготы. 6. Библиотечным работникам устанавливаются надбавки за непрерывный стаж работы в размере: - до 5 лет - 5 процентов оклада (ставки); - от 5 до 10 лет - 10 процентов оклада (ставки); - от 10 до 15 лет - 15 процентов оклада (ставки); - от 15 и выше - 20 процентов оклада (ставки). (Пункт в редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 7. Библиотечным работникам, имеющим звание "Заслуженный работник культуры", устанавливается надбавка в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; грамоту Правительства РФ - надбавка в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; знак "За отличную работу" - надбавка в размере двух минимальных размеров оплаты труда. 8. Администрация библиотеки по согласованию с учредителем имеет право сокращать рабочий день библиотечных работников, интенсивность труда которых превышает установленные нормы обслуживания пользователей или характер работы которых связан с организацией книжных фондов. 9. В коллективном договоре, заключаемом администрацией библиотеки с трудовым коллективом, могут быть, помимо прочих, предусмотрены меры дополнительного стимулирования и улучшения условий труда работников, в том числе установление льготного режима работы для работников с особыми условиями труда с сохранением для них оплаты нормальной продолжительности рабочего времени.Установление таких льгот не должно приводить к нарушению прав пользователей библиотеки. 10. Библиотечным работникам по результатам аттестации рабочих мест устанавливается доплата в размере до 20 процентов оклада за неблагоприятные условия труда. (В редакции Закона Тюменской области от 03.06.2004 г. N 230) 12. Библиотечным работникам при уходе в отпуск ежегодно выделяется единовременное пособие в размере двухмесячного оклада за счет местного бюджета. При наличие лечебной путевки выделяется единовременное пособие для оплаты проезда к месту лечения и обратно. 13. Органы местного самоуправления предусматривают выделение муниципального жилья для библиотечных работников, создают жилищный фонд на выделение беспроцентных ссуд для покупки жилья. 14. Пункт. (исключен - Закон Тюменской области от 16.03.2001 г. N 300) Статья 35. Меры административной ответственности за нарушение настоящего Закона Физические и юридические лица, органы государственной власти, местного самоуправления несут административную ответственность за нарушение настоящего Закона в порядке, установленным действующим законодательством. Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие с момента его официального опубликования. Председатель Глава областной Думы администрации области Н.П.Барышников Л.Ю.Рокецкий г.Тюмень 06 февраля 1997 года N 71 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|