Расширенный поиск
Закон Тюменской области от 25.07.1997 № 100РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тюменской области Утратил силу - Закон Тюменской области от 26.12.2002 г. N 108 Принят областной Думой 10 июля 1997 года Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тюменской области. Санитарно-эпидемиологическое благополучие является необходимым условием реализации прав граждан на сохранение и укрепление здоровья, физическое и духовное развитие, на обеспечение долголетней активной жизни. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения 1. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Тюменской области обеспечивается: а) реализацией федеральных, региональных и муниципальных программ охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий его жизнедеятельности; б) проведением государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов; в) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и граждан Тюменской области, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации и Тюменской области и их ответственностью за санитарные правонарушения; г) широкой информированностью населения о состоянии здоровья, гигиенической, эпидемиологической и экологической обстановке; проводимыми санитарно-профилактическими мероприятиями; д) воспитанием высокой санитарной культуры населения; е) системой государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля; ж) обучением и воспитанием детей в семьях, детских, подростковых учреждениях, в учебных заведениях и всего населения санитарно-гигиеническим навыкам, соблюдению санитарно-гигиенических правил. Статья 2. Санитарное законодательство Тюменской области 1. Санитарное законодательство Тюменской области состоит из настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти области в пределах их полномочий и не должно противоречить законодательству Российской Федерации. 2. Акты санитарного законодательства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Тюменской области. 3. Санитарное законодательство регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как необходимого условия реализации прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития и долголетней активности жизни людей. Статья 3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила, нормы и гигиенические нормативы 1. Государственные санитарно-эпидемиологические правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. 2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. 3. На территории Тюменской области действуют федеральные и областные санитарные правила. 4. Областные санитарные правила разрабатываются и утверждаются центром госсанэпиднадзора в Тюменской области на основании заказа администрации области, предложений местных органов власти; издаются и вводятся в действие администрацией области. 5. Санитарные правила подлежат обязательному изданию и свободному распространению. 6. Официально изданные в установленном порядке санитарные правила, а также изменения и дополнения к ним должны иметься в наличии на каждом предприятии, в организации и учреждении, независимо от их организационно-правовой формы. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Тюменской области по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению Тюменской области по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: а) формирование и проведение на территории области единой политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (осуществляется на основании Устава области и договоров между областью и округами); б) создание санитарного законодательства Тюменской области; в) разработка, принятие и реализация областных программ (планов) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, контроль за их исполнением; г) регулирование на территории области деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения; д) установление и отмена на территории области особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение и ликвидацию распространения инфекционных, паразитарных, неинфекционных заболеваний и отравлений людей; е) координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; ж) организация сотрудничества по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с соседними субъектами Российской Федерации и СНГ, другими ведомствами; з) установление единой системы государственного учета и отчетности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; и) ответственность органов государственной власти Тюменской области за соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на вверенных им территориях; к) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; л) закрытие предприятий, организаций любой формы собственности, представляющих угрозу жизни и здоровью населения; м) взаимодействие областной санитарно-эпидемиологической службы и соответствующих служб Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, регулируемое Уставом области, договорами о совместной деятельности, распоряжениями Минздрава России, общеобластными программами. Статья 5. Полномочия районов и городов области в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению органов местного самоуправления в вопросах обеспечения санитарно-гигиенического благополучия населения относятся: а) контроль за соблюдением санитарного законодательства Тюменской области; б) разработка, принятие и реализация муниципальных программ (планов) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организация реализации федеральных и областных программ (планов) по этим вопросам; в) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории муниципальных образований, организация проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечение соблюдения санитарных правил, координация деятельности предприятий, организаций и граждан по этим вопросам; г) организация и проведение оперативных мероприятий в случае возникновения и распространения эпидемий инфекционных заболеваний, неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания; д) введение в установленном порядке на своей территории области особых условий и режимов проживания, труда, учебы, передвижения и перевозок, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию массовых заболеваний среди населения; е) создание условий для реализации и защиты прав граждан и интересов общества в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения. РАЗДЕЛ II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Статья 6. Обязанности граждан, предприятий, организаций, учреждений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей или могущей оказывать отрицательное воздействие на здоровье населения, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации независимо от их организационно-правовой формы, а также граждане обязаны руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечением благоприятных условий его жизнедеятельности, выполнять предложения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах. Статья 7. Права граждан 1. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его обитания, выполнением организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами требований санитарного законодательства Российской Федерации и Тюменской области. 2. Граждане имеют право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью вследствие экологических и санитарных правонарушений, повлекших за собой заболевание. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, допустившими правонарушения по постановлению главных государственных санитарных врачей или их заместителей, добровольно либо по решению суда. Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, производится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию, организации, принимающей на себя обязательства по его страхованию. 3. Порядок определения величины вреда здоровью граждан и возмещения ущерба вследствие санитарных правонарушений устанавливается администрацией Тюменской области. 4. Споры по размерам и порядку возмещения ущерба разрешаются в судебном порядке. 5. Граждане при обращении на предприятия, в учреждения и организации имеют право на получение в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: - о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; - о качестве выпускаемых товаров народного потребления, питьевой воды, а для продуктов питания - их составе, пищевой ценности, потребительских свойствах и безопасности. 6. Граждане непосредственно либо через своего представителя, либо через общественные объединения и средства массовой информации имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 7. Граждане имеют право на получение от органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления полной и объективной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и ситуации, создающей угрозу здоровью населения, состоянии окружающей среды и здоровья населения. Статья 8. Обязанности граждан Граждане обязаны: а) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставленные обществом возможности по формированию здорового образа жизни; б) соблюдать действующие санитарные правила; в) проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; г) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области; д) использовать информацию, право на получение которой предусмотрено статьей 6 настоящего Закона, на благо своего здоровья и здоровья окружающих людей. Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории област пользуются теми же правами и имеют те же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что и граждане Российской Федерации. Статья 10. Права предприятий и организаций 1. Предприятия и организации при обращении в органы власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах. 2. Предприятия, организации имеют право на участие в разработке органами власти и управления решений, программ (планов) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Предприятия и организации вправе устанавливать повышенные цены на производимые ими продукты народного потребления, показатели качества которых по заключению органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области свидетельствуют о полном отсутствии ее химического, радиоактивного и микробиологического загрязнения, а также вредного воздействия физических факторов на организм человека. Статья 11. Обязанности предприятий, организаций и других юридических лиц Предприятия, организации и другие юридические лица обязаны: а) обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за их выполнением; б) разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды; оздоровление условий труда, обучения и воспитания, быта и отдыха населения; профилактику заболеваний; в) своевременно информировать органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области об аварийных ситуациях, остановках производств, нарушениях технологических процессов, кражах (исчезновениях) ядовитых, химических, биологических веществ и источников радиоактивного излучения, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; г) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области, в том числе их представления о приостановлении или прекращении финансирования деятельности организаций и предприятий, допускающих нарушения санитарного законодательства. При несогласии с принятыми решениями эти действия могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном действующим законодательством; д) организовать безопасное хранение сильнодействующих и ядовитых веществ, биологических и радиоактивных веществ; е) применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении санитарного законодательства и санитарных правил; ж) создавать условия для ведения здорового образа жизни, поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения; з) осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленное на повышение санитарно-экологической культуры людей и ведение здорового образа жизни; и) обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов правовых отношений, предусмотренных статьями 6 и 9 настоящего Закона. Статья 12. Защита прав граждан и других субъектов правовых отношений Решения органов государственной власти, должностных лиц, а также их действия, ущемляющие права граждан и юридических лиц, предусмотренных статьями 6, 7 и 9 настоящего Закона, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При несогласии с принятыми решениями эти действия могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством, действующим на территории Российской Федерации. РАЗДЕЛ III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 13. Требования к планировке и застройке населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека. 2. При разработке норм проектирования, генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов, сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны выполняться действующие санитарные правила. 3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий и сооружений, а также транспортных средств допускается при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области о их соответствии санитарным правилам. 4. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, а также их кредитовании, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование по постановлению главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 14. Требования к материалам, изделиям и другой продукции народного хозяйства, технологии их изготовления 1. Продукция народного хозяйства, производство, транспортировка, хранение и применение которой требует непосредственного участия человека и может оказывать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам. 2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные для использования в народном хозяйстве и в быту, допускаются к постановке на производство, внедрению и применению при условии положительных заключений и гигиенических сертификатов установленного образца, выдаваемых органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области, свидетельствующих о их соответствии санитарным правилам и показателям безопасности. 3. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выпуск продукции, не соответствующей действующим санитарным правилам, обязаны приостановить ее производство и (или) реализацию по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 15. Требования к продовольственному сырью, пищевым продуктам, технологии их изготовления и контактирующим с ними материалам и изделиям 1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должны соответствовать установленным санитарным правилам и показателям безопасности. 2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям на основании гигиенического сертификата, выданного органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области и выданного на его основе сертификата соответствия Госстандарту. 3. Пищевая продукция, вырабатываемая на территории Тюменской области, не может быть допущена к сертификации соответствия без предварительной гигиенической оценки и получения гигиенического сертификата, выданного органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области. 4. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным нормам, немедленно снимаются ее изготовителями с производства и (или) продавцом с реализации по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. 5. Качество пищевой продукции обеспечивается изготовителем, получателем, продавцом на всех этапах от получения сырья до производства и реализации пищевых продуктов. Статья 16. Требования к продукции, закупаемой за рубежом 1. Закупаемая за рубежом продукция (материалы, вещества, изделия, технологические процессы, оборудование), предназначенные для применения в промышленности и сельском хозяйстве для производства товаров народного потребления и пищевых продуктов, в гражданском строительстве, а также товары, продовольственное сырье, пищевые продукты и пищевые добавки по своим показателям и свойствам должны соответствовать санитарным правилам, иметь сертификат качества, если иные требования не установлены международными рекомендациями в отношении безопасности и безвредности для человека. Все документы должны быть на русском языке или иметь перевод на русский язык. Вся импортная продукция, реализуемая на территории области, по показателям безопасности должна соответствовать санитарному законодательству и нормативно-технической документации Российской Федерации. 2. Предприятия, организации, граждане, осуществляющие заключение договоров на поставку и реализацию импортной продукции в Тюменскую область, представляют в органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области официальные документы фирмы изготовителя и официального органа страны экспортера (на русском языке или с переводом на русский язык), подтверждающие качество и безопасность продукции; образцы продукции для получения разрешения на закупку и реализацию продукции на территории Тюменской области и выдачи гигиенического сертификата. 3. Использование и реализация импортной продукции на территории Тюменской области производится при обязательной отметке в сертификате соответствия реквизитов гигиенического сертификата на данный вид продукции, выданного органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы. На территории Тюменской области действуют гигиенические сертификаты, выданные учреждениями Госсанэпидслужбы РФ, Казахстана или их ксерокопии, заверенные в установленном порядке. 4. Ответственность за качество и безопасность реализуемой импортной продукции несет изготовитель, получатель и продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 17. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению 1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей населения. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых и хозяйственных целей, должно соответствовать санитарным нормам, ГОСТу "Вода питьевая", нормам радиационной безопасности. 3. Органы местного самоуправления, предприятия, организации обязаны обеспечить население доброкачественной питьевой водой во вновь строящихся населенных пунктах, на возводимых промышленных и других объектах. В населенных пунктах, учреждениях, на предприятиях, не имеющих доброкачественной питьевой воды, обеспечить потребителей водой, отвечающей гигиеническим требованиям, в сроки, определяемые утвержденными администрациями территорий программами, согласованными с территориальными органами Госсанэпиднадзора. 4. Производственный контроль и ответственность за качество воды, используемой населением Тюменской области из централизованных сетей и децентрализованных водоисточников водоснабжения, возлагаются на учреждения и организации, которым принадлежат централизованные и децентрализованные водоисточники системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. 5. Государственный контроль за качеством питьевой воды, используемой населением Тюменской области из централизованных сетей водоснабжения, осуществляется органами Госсанэпиднадзора в Тюменской области и Тюменским центром стандартизации, метрологии и сертификации. Статья 18. Порядок осуществления общего водопотребления 1. Качество воды источников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, купания, занятия спортом и отдыха населения, лечебных целей, а также качество воды водоемов в черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам. Контроль за качеством воды в водоеме возлагается на водопользователя. Государственный контроль за качеством воды в водоемах возлагается на Тюменский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, Государственный комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов и на органы Госсанэпиднадзором. 2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения администрацией Тюменской области, органами местного самоуправления и администрациями районов устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом по согласованию с Нижне-Обским бассейновым водохозяйственным управлением, Госкомэкологии Тюменской области и Госсанэпиднадзора. 3. Предприятия, организации, граждане в случаях несоответствия качества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение использования населением водоисточников по постановлениям главных госсанврачей или их заместителей и принять экстренные меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой. Статья 19. Требования к атмосферному воздуху населенных пунктов, воздуху рабочей зоны и местам постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам. 2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами органами исполнительной власти и управления на местах устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнений воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физических факторов, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье человека. Статья 20. Требования к захоронению, переработке, обезвреживанию и утилизации производственных и бытовых отходов,содержанию территорий населенных пунктов 1. Производственные и бытовые отходы, в том числе лом и отходы черных и цветных металлов, подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации с соблюдением правил безопасности и безвредности для здоровья населения и окружающей природной среды. Сбор, складирование, перемещение, размещение, утилизация, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) подлежат обязательному лицензированию. Выдачу лицензий на территории Тюменской области осуществляет Госкомэкологии России и его территориальный орган Госкомэкологии Тюменской области при согласовании с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области, органами местного самоуправления. 2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны содержаться в соответствии с санитарными правилами и Основными правилами содержания территорий городов и других населенных пунктов Тюменской области. 3. Организация работ по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных мест возлагается на органы исполнительной власти. 4. Содержание в почвах потенциально опасных для здоровья человека химических веществ и соединений, биологических и микробиологических организмов, а также уровни радиоактивного загрязнения почв не должны превышать установленных нормативов. 5. Основным требованием по охране недр при их использовании является предупреждение поступления в почву вредных, потенциально опасных для здоровья человека веществ. Статья 21. Требования к жилым помещениям 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, площади, расположению и оборудованию, а также применяемым строительным и отделочным материалам должны обеспечивать безопасные и благоприятные для здоровья условия жизни людей. 2. Не допускается заселение и проживание в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам. Статья 22. Требования к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудованию 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 23. Требования к работе с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, биологическими веществами 1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных полей допускаются только при наличии разрешения специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих контроль за этими видами деятельности. 3. При выполнении работ с биологическими веществами и микроорганизмами, продуцируемыми ими токсинами, а также работ в области генной инженерии должны соблюдаться санитарные правила. Работа с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), возбудителями инфекционных заболеваний человека, производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ допускается при наличии лицензии, выданной в установленном порядке органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области. Статья 24. Требования к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила. 2. Программы, методики и режим воспитания, обучения и профессиональной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области о их соответствии действующим санитарным правилам. 3. В процессе производства должны обеспечиваться сохранение жизни, здоровья и профилактика заболеваний и отравлений работающих. Рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредного воздействия на организм человека, должна быть обеспечена специальная организация труда, исключающая производственно-обусловленное ухудшение состояния здоровья. Условия труда, бытовая обеспеченность и профилактика заболеваний и отравлений работающих должны соответствовать требованиям санитарных правил. Статья 25. Требования к профилактическим медицинским осмотрам 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий, учреждений и организаций, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны проходить медицинские осмотры, как при приеме на работу, так и впоследствии в соответствии с действующим законодательством. 2. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат. 3. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры, и порядок их проведения устанавливаются Минздравом Российской Федерации. 4. Лица, не прошедшие профилактические медосмотры и необходимые лабораторные исследования, не допускаются к работе или временно отстраняются от нее по решению администрации предприятий и учреждений в соответствии с законодательством РФ. 5. Профилактические медицинские осмотры и лабораторные исследования подлежат учету в лечебно-профилактических учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области. 6. Предприятия, организации и учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медосмотров, которые проводятся за счет средств работодателя. 7. Декретированные категории граждан (лица, занятые в пищевых предприятиях, на объектах торговли продуктами питания, на сооружениях по водоснабжению, в предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения, в лечебных и детских учреждениях и др., независимо от форм собственности) должны иметь личную медицинскую книжку утвержденного образца. Порядок внедрения личных медицинских книжек определяется главным государственным санитарным врачом по Тюменской области. 8. По желанию и на средства работодателя предварительные и периодические медицинские осмотры могут производиться по расширенной программе по договору с лечебно-профилактическими учреждениями. 9. Лечебно-профилактическое учреждение несет административную и юридическую ответственность за качество медицинских осмотров и обоснованность выданных заключений, проведение необходимого дополнительного диспансерного наблюдения и оздоровления пациента. 10. Работодатель (руководитель организации) несет административную ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический медосмотр либо не допущенных к работе по медицинским показаниям, а также юридическую ответственность, если при этом у работающего возникло профессиональное заболевание. 11. В случае необходимости, по санэпидпоказаниям, по решению центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской области, комитета по здравоохранению и органов исполнительной власти области могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров. Статья 26. Предупреждение и ликвидация инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений граждан 1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей предприятиями, организациями, гражданами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические, учебно-тренировочные, противоэпидемические мероприятия. 2. В случае угрозы распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах, предприятиях, учреждениях по предложению центра Госсанэпиднадзора в Тюменской области в установленном порядке могут вводится особые условия и режим хозяйственной деятельности и жизни людей. 3. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению, ликвидации заболеваний и отравлений людей администрация области, органы местного самоуправления образуют санитарно-противоэпидемические комиссии, действующие в соответствии с положениями о них, решения которых являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан. 4. Больные инфекционными заболеваниями (за исключением СПИДа) и граждане с подозрением на такие заболевания и контактирующие с инфекционными больными подлежат обязательному лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в случаях, если они представляют опасность для окружающих (в плане здоровья), - обязательной госпитализации, изоляции (карантину) и вакцинации по решению органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний, в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы по предписанию должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области с выплатой пособия по временной нетрудоспособности. 5. Для предупреждения инфекционных заболеваний граждан проводятся профилактические прививки, обязательными из которых являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, эпидемического паротита, столбняка, кори и туляремии, а при необходимости - и против других инфекционных заболеваний в зависимости от эпидемиологической обстановки. 6. Инфекционные заболевания, а также неинфекционные заболевания и отравления людей, в том числе профессионального характера, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания, подлежат выявлению и регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и передаче в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области для государственного учета. Статья 27. Специальная экспертиза и консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения и другие предприятия и организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, могут проводить на договорной основе (за счет средств, выделенных на целевые программы) в пределах своей компетенции по поручению государственной власти и Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области специальную экспертизу и консультации по оценке влияния неблагоприятных факторов среды обитания человека на его здоровье. 2. Учреждения, организации, специалисты, проводившие экспертизу и консультации, несут ответственность за их качество, объективность и полноту с учетом современного уровня научно-технического прогресса. Статья 28. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровом образе жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование осуществляется с использованием средств массовой информации, а также в процессе воспитания, обучения в детских дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов различных отраслей экономики включением в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным, бытовым обслуживанием населения, а также с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду. 3. Предприятия и организации всех форм собственности обязаны осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения. 4. Гигиеническое воспитание и образование населения, обеспечение которых возложено на юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, проводится центрами Госсанэпиднадзора в Тюменской области на платной основе. Статья 29. Социально-гигиенический мониторинг 1. Работа по ведению социально-гигиенического мониторинга в Тюменской области организуется и выполняется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" 06.10.94 N 1146 и изданными для его реализации приказами Госсанэпиднадзора России. Социально-гигиенический мониторинг ведется Государственной санитарно-эпидемиологической службой в области на основании комплексной оценки факторов среды обитания человека и прежде всего воздушной среды (включая среду закрытых помещений, дошкольных учреждений, школ, лечебно-профилактических учреждений и т.д.), воды, почвы, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также сведений о демографических процессах, заболеваемости населения, экологическом и социальном развитии территорий, получаемых безвозмездно от соответствующих служб, ведомств и органов государственной статистики. 2. Система социально-гигиенического мониторинга разрабатывается и реализуется центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской области в рамках федеральной Программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в соответствии с областной Программой по созданию социально-гигиенического мониторинга в Тюменской области. РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 30. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ в Тюменской области, в том числе действующих санитарных правил, невыполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений, предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области. 2. Должностные лица и граждане в случае совершения правонарушения привлекаются к ответственности в соответствии действующим законодательством. 3. Иностранные граждане и лица без российского гражданства, находящиеся на территории Тюменской области, несут ответственность за нарушение санитарного законодательства Тюменской области и РФ на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Статья 31. Дисциплинарная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. 2. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий и организаций, совершивших санитарное правонарушение, по представлениям главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Статья 32. Административная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в соответствии с действующим законодательством. 2. Наложение и взыскание штрафов, обжалование постановлений о наложении штрафов производятся в порядке, установленном законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Статья 33. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений или смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Статья 34. Ответственность предприятий, организаций и граждан за ущерб, причиненный в связи с нарушением санитарного законодательства Предприятия, организации и граждане за ущерб, причиненный в связи с нарушением санитарного законодательства, которое привело к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, привлекаются к ответственности на основании и в порядке, установленном действующим законодательством. РАЗДЕЛ V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Статья 35. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор-деятельность санитарно-эпидемиологических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей и оздоровление среды обитания человека путем обнаружения, пресечения и предупреждения нарушений санитарного законодательства. 2. Организация и проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагается на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу в Тюменской области, действующую в соответствии с законодательством РФ. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: а) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; б) выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений населения; в) разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; г) осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий за соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами; д) применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших; е) ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики. Статья 36. Производственный контроль 1. На администрацию предприятий, учреждений, организаций и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных гигиенических правил в процессе производства (деятельности), выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. 2. Контроль качества продукции, в том числе пищевой, является неотъемлемой частью технологического процесса их производства. 3. Лабораторные испытания по показателям качества и безопасности проводятся лабораториями, аккредитованными на право их проведения, в порядке, определенном Госкомсанэпиднадзором России и Госстандартом России. 4. При невозможности выполнения производственного контроля собственными силами эту деятельность могут исполнить учреждения Госсанэпидслужбы и другие аккредитованные лаборатории на договорной основе. 5. Организация исследований показателей качества и характеристика продукции является обязанностью изготовителя, продавца, получателя. Статья 37. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах МО РФ, Министерства путей сообщения РФ и других министерств и ведомств Российской Федерации, расположенных на территории Тюменской области, осуществляется специальными службами указанных министерств и ведомств. Деятельность указанных служб, действующих на территории Тюменской области, не должна противоречить санитарному законодательству Тюменской области и Российской Федерации. Статья 38. Общественный контроль Общественные объединения в соответствии с законодательствами и их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Госсанэпидслужбы в Тюменской области. Статья 39. Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля Деятельность специальных служб министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль, осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области. РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 40. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области 1. Учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области являются частью системы, обеспечивающей единство профилактических мероприятий в Тюменской области. 2. Учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области в своей деятельности руководствуются действующим законодательством. Организации, учреждения и предприятия Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, собственные основные фонды, общественные средства, расчетные счета в учреждениях Госбанка, печати со своими наименованиями. В систему органов и учреждений Госсанэпидемиологической службы в Тюменской области входят: - центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской области; - центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в административно-территориальных образованиях; - дезинфекционные станции; - зональные (территориальные) объединения центров Госсанэпиднадзора; 3. Руководство учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области возлагается на главного государственного санитарного врача по Тюменской области, назначаемого и освобождаемого вышестоящим в порядке подчиненности органом по согласованию с Губернатором Тюменской области. Главные государственные санитарные врачи по административно-территориальным образованиям назначаются и освобождаются главным государственным санитарным врачом в Тюменской области. Главный Государственный санитарный врач по Тюменской области подчиняется Главному государственному санитарному врачу РФ. 4. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области осуществляется из федерального бюджета и бюджета Тюменской области. 5. Дополнительными источниками финансирования органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области являются средства внебюджетных фондов, образующихся за счет: а) ассигнований, выделяемых из республиканского и местных бюджетов на целевые региональные программы обеспечения санэпидблагополучия населения и профилактики заболеваний; б) части средств федеральных и муниципальных экологических фондов, направленных на развитие работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой; в) части средств Фонда социального страхования Тюменской области, направляемых на обеспечение контроля и экспертизы состояния условий труда работающих; г) средств, получаемых от предприятий, организаций в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; д) части сумм штрафов за санитарные правонарушения; е) средств, поступающих за выполнение платных работ и услуг по договору с хозяйствующими субъектами. Перечень платных услуг и работ, а также порядок ценообразования на них утверждается Минздравом РФ; ж) добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций и граждан; з) части средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. Статья 41. Права должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области 1. Главный государственный санитарный врач по Тюменской области и его заместители, главные государственные санитарные врачи в административно-территориальных образованиях и их заместители имеют право: а) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства Тюменской области, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследование организаций, предприятий, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства Тюменской области и РФ, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения санитарных правил; в) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; г) поручать проведение социальных экспертиз и консультаций и по их результатам предъявлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения; д) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания; е) приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать: - работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов и их пусковых комплексов; - эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности; - разработку, постановку на производство и применение (использование) продукции народного хозяйства; - производство, хранение, транспортировку и реализацию производственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей; ж) вносить предложения в органы власти, а также в финансово-кредитные органы: - о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение заболеваний и отравлений населения; - о приостановлении операций предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетным счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях по выполнению работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области; з) принимать решения: - о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; - о проведении лабораторного исследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями; - об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих; - о проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний; - о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; и) составлять протокол о санитарном правонарушении; к) вызывать в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения санитарного законодательства и санитарных правил; л) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия; м) предъявлять требования: - о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; - о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; - об уплате штрафов; н) в случае нарушения санитарного законодательства, санитарных правил отзывать гигиенические сертификаты на продукцию и вносить предложения об изъятии лицензии; о) утверждать в установленном порядке временные местные санитарные правила, издавать и вводить их в действие; п) получать бесплатно и без ограничений от предприятий, учреждений, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области задач; р) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы. 2. Главный государственный санитарный врач по Тюменской области имеет право назначить и поручить компетентным организациям и учреждениям проведение специальных экспертиз и консультаций по разделу санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Права, предусмотренные в подпунктах б, в, д, и, н, о пункта 1 настоящей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов органов и учреждений Госсанэпидслужбы в Тюменской области. Статья 42. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязаны: а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений; б) координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, комитетом по здравоохранению Тюменской области и их учреждениями, общественными объединениями граждан и другими контролирующими органами; в) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей. 2. Должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 3. Учреждения Госсанэпидслужбы относятся к учреждением здравоохранения и на них распространяются льготы и правила, предусмотренные для учреждений здравоохранения в Тюменской области. Статья 43. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области Действия (бездействия) главных государственных санитарных врачей, других должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области по предупреждению, пресечению санитарного правонарушения могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производится не позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с принятым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжалованы в суде. Подача жалоб не приостанавливает обжалуемого действия. Статья 44. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственной власти и управления, находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются только действующим законодательством. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещаются. Должностные лица и отдельные граждане, допустившие указанные действия, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. 3. Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемых Правительством Российской Федерации. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное пособие в размере 120 месячных должностных окладов. 4. Ущерб, причиненный имуществу, сотрудникам Государственной санитарно-эпидемиологической службы в связи с исполнением ими служебных обязанностей, возмещается в установленном порядке. 5. На должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области распространяется Закон РФ "О государственной службе Российской Федерации". 6. Сотрудники Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области в случае необходимости при исполнении служебных обязанностей имеют право привлечь работников милиции для осуществления своих полномочий. 7. Сотрудники Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области имеют право на централизованное приобретение и использование средств защиты в порядке, установленном Законом РФ "Об оружии". 8. Сотрудники Государственной санитарно-эпидемиологической службы Тюменской области пользуются преимущественным правом при распределении жилой площади, установке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санитарно-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а также при решении других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 9. Органы исполнительной власти, руководители предприятий и учреждений обязаны создавать необходимые условия для работы сотрудников Госсанэпидслужбы, осуществляющих проверку и свои служебные обязанности. Статья 45. Взаимодействие организаций и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области и здравоохранения, центра метрологии и стандартизации, комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, ветеринарной службы, таможни, антимонопольного комитета, государственной торговой инспекции 1. Учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области, комитет по здравоохранению, центр по метрологии и стандартизации, Государственный комитет по охране окружающей среды Тюменской области, ветеринарная служба, таможня, антимонопольный комитет и государственная торговая инспекция обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам охраны и улучшения здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 46. Контроль за деятельностью Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Тюменской области 1. Надзор за исполнением данного Закона Государственной санитарно-эпидемиологической службой в Тюменской области осуществляется органами прокуратуры. 2. Губернатор Тюменской области может заслушать главного государственного санитарного врача по Тюменской области о результатах деятельности Госсанэпидслужбы в области, определяет виды информации о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения. РАЗДЕЛ VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 47. Принципы международного сотрудничества 1. Тюменская область в своей политике в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения исходит из: а) программ, рекомендаций международных организаций по профилактике заболеваний, обусловленных действием неблагоприятных факторов среды обитания человека; б) необходимости неукоснительного соблюдения международных правил по санитарной охране территории, предупреждения возникновения и трансагрессивного распространения инфекционных заболеваний человека; в) необходимости координации отдельных видов деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем обмена полной и достоверной информацией о заболеваемости населения; состоянии окружающей среды; безопасности импортируемых и экспортируемых товаров, материалов и веществ; г) стремления к скорейшему присоединению к международным требованиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний человека, оздоровление условий его жизнедеятельности; д) согласия на оказание взаимной помощи в чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуациях. 2. Интересы Тюменской области на международном уровне по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляет центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тюменской области и комитет по здравоохранению Тюменской области. Председатель Губернатор Тюменской областной Думы Тюменской области Н.П.Барышников Л.Ю.Рокецкий г.Тюмень 25 июля 1997 г. N 100 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|