Расширенный поиск
Закон Тюменской области от 16.03.2001 № 298РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Тюменской области от 03.06.2004 г. N 234 О местном референдуме в Тюменской области Принят областной Думой 27 февраля 2001 года (В редакции Закона Тюменской области от 26.09.2001 г. N 399) Настоящий Закон определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в местном референдуме, а также регулирует вопросы его назначения, подготовки и проведения. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие термины: агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы по проведению референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или опровергнуть вынесенный на местный референдум вопрос; гарантии права на участие в местном референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации; комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума; местный референдум (далее также - референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, настоящим Законом и другими законами Тюменской области, а также уставом муниципального образования; наблюдатель - лицо, назначенное при проведении местного референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума по поверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума; наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением референдума в соответствии с установленным законом порядком; право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования; участник местного референдума (участник референдума) - гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии со статьей 4 настоящего Закона правом на участие в референдуме. Статья 2. Правовая основа проведения местных референдумов 1. Местные референдумы в Тюменской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, другими областными законами, а также уставами муниципальных образований. 2. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в местном референдуме определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющим прямое действие. Статья 3. Принципы проведения местного референдума Принципы проведения местного референдума устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке местного референдума. 2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 5. Вопросы местного референдума 1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, уставом муниципального образования. 2. Законами Тюменской области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум. 3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. 4. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. 5. Вопросы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ. 6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Тюменской области. Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может быть менее шести месяцев и более двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Иные обстоятельства, исключающие проведение референдума, устанавливаются статьей 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 7. Инициатива проведения местного референдума 1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит следующим субъектам: а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме; б) общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума, уставы которых предусматривают участие в выборах; в) избирательным объединениям, зарегистрированным в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня; г) представительному органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования. 2. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума. Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума 1. Каждый участник референдума или группа участников референдума, а равно общественное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее десяти человек. В случае, если инициатором проведения референдума является избирательное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган указанного избирательного объединения либо руководящий орган его регионального местного отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. 2. Инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) обращается в постоянно действующую избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации инициативной группы (далее также - ходатайство). В случае отсутствия такой избирательной комиссии функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия Тюменской области. 3. В ходатайстве инициативной группы указываются: а) вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум; б) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого члена инициативной группы, а также каждого из лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории, на которой предлагается провести референдум. 4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Статья 9. Рассмотрение инициативы проведения местного референдума 1. При приеме документов, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 8 настоящего Закона, руководитель органа, указанного в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, или лицо, уполномоченное на это, выдает письменное подтверждение о принятии документов с отметкой даты и времени их приема. 2. Если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, соответствующая комиссия референдума может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. 3. Постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия Тюменской области в течение 15 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона, ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений: а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления (в случае его отсутствия - главе муниципального образования) для проверки соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона; б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления (в случае его отсутствия - глава муниципального образования) обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Срок проверки устанавливается уставом муниципального образования и не может превышать 20 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящей статьи, ходатайства и приложенных к нему документов. Решение по итогам проверки принимается представительным органом или главой муниципального образования в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования для принятия соответствующих правовых актов, и незамедлительно направляется в избирательную комиссию, направившую ходатайство. В случае признания вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия области регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. В случае признания вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия области отказывает в регистрации инициативной группы. Решение о регистрации инициативной группы или об отказе в регистрации принимается соответствующей избирательной комиссией в пятидневный срок со дня поступления соответствующего решения представительного органа или главы муниципального образования. 4. Представительный орган местного самоуправления в течение 35 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона, ходатайства инициативной группы обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы, а также проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона, и принять одно из следующих решений: а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования и признания вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона - о регистрации инициативной группы и выдаче ей регистрационного свидетельства; б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. 5. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается правовой акт соответствующего органа, в котором указываются основания отказа. 6. Основанием отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение ею Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, устава муниципального образования. 7. При отсутствии в муниципальном образовании постоянно действующей избирательной комиссии орган, зарегистрировавший инициативную группу (представительный орган местного самоуправления или избирательная комиссия Тюменской области), в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) комиссию местного референдума муниципального образования в порядке, определенном настоящим Законом. Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума в форме собрания граждан 1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена реализация инициативы проведения референдума в форме собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. В этом случае сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится. 2. О выдвижении инициативы проведения референдума составляется протокол собрания участников референдума, в котором формулируется вопрос, выносимый на референдум. К протоколу прилагается список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, которые присутствовали на собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из присутствовавших. Каждый участник референдума собственноручно проставляет свою подпись в данном списке. 3. Инициатива проведения референдума считается реализованной, если в ее поддержку проголосовало такое количество присутствовавших на собрании граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, какое количество подписей участников референдума необходимо собрать в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона. 4. Протокол собрания и иные документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, направляются в представительный орган местного самоуправления, а в случае, если он не сформирован, - главе муниципального образования. Статья 11. Порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума 1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Тюменской области, действительно в течение 45 дней со дня его выдачи, если иное не установлено уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. 2. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории, на которой предлагается провести местный референдум. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. 3. Подписные листы должны содержать следующие данные: а) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей участников референдума; б) дату выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства, его регистрационный номер и наименование органа, выдавшего регистрационное свидетельство; в) формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум. Участник референдума ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. 4. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи участников референдума, и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. 5. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть более пяти процентов от числа участников референдума. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи ей регистрационного свидетельства. Уставом муниципального образования может быть предусмотрен иной период сбора подписей, который не может быть менее 20 дней. В случае, если в течение указанного срока не будет собрано необходимое количество подписей участников референдума, дальнейший сбор подписей прекращается. Статья 12. Оформление права требования местного референдума 1. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в орган, выдавший регистрационное свидетельство. 2. Постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия Тюменской области (в случаях, когда регистрационное свидетельство было выдано одной из указанных комиссий) проверяет соблюдение при сборе подписей требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области. В случае обнаружения нарушения указанных требований соответствующая избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума. 3. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы референдума требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования соответствующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления, а в случае его отсутствия - главе муниципального образования. Копия постановления избирательной комиссии направляется также инициативной группе. Статья 13. Назначение местного референдума 1. Представительный орган местного самоуправления в случае, когда им было выдано регистрационное свидетельство, проверяет соблюдение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области. 2. Представительный орган местного самоуправления проверяет документы, указанные в пункте 4 статьи 10 настоящего Закона, на предмет их соответствия требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования (в том числе на предмет соответствия вопроса, выносимого на референдум, статье 5 настоящего Закона). 3. Представительный орган местного самоуправления, а в случае, если он не сформирован, - глава муниципального образования, принимает одно из следующих решений: а) об отказе в проведении референдума - в случае обнаружения нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего закона, устава муниципального образования; б) о назначении референдума. 4. Копия решения представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования направляется инициативной группе. 5. В случае, если инициатива проведения местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления, сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы его проведения не проводится. Решение о назначении референдума считается принятым, если за него проголосовало две трети депутатов. 6. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано (обнародовано) не менее чем за 45 дней до дня голосования. 7. Дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения местного референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) представительным органом местного самоуправления, а в случае, если он не сформирован, - главой муниципального образования, в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. 8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи должно быть официально опубликовано (обнародовано) не позднее чем через шесть дней со дня его принятия. ГЛАВА III. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 14. Регистрация (учет) участников референдума 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законодательством. 2. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система. Статья 15. Составление списков участников местного референдума 1. При проведении местного референдума в целях реализации прав участников референдума, ознакомления участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования комиссией местного референдума муниципального образования составляются списки участников референдума отдельно по каждому участку референдума. 2. Составление списков участников референдума, представление списков для всеобщего ознакомления и уточнения, а также рассмотрение заявлений граждан о невключении в список участников референдума осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 16. Образование участков местного референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума на территории проведения местного референдума образуются участки референдума. Участки референдума должны, как правило, совпадать с избирательными участками, образованными при проведении выборов в органы местного самоуправления. 2. Участки референдума образуются главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным представительным органом местного самоуправления) по согласованию с комиссией референдума муниципального образования на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона, из расчета не более чем три тысячи участников референдума на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на референдуме. ГЛАВА IV. КОМИССИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 17. Комиссии местного референдума 1. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют следующие комиссии: а) комиссия местного референдума муниципального образования (далее также - муниципальная комиссия референдума); б) участковые комиссии местного референдума (далее также - участковая комиссия референдума). 2. Если в соответствии с законом области, уставом муниципального образования территориальная избирательная комиссия муниципального образования действует на постоянной основе, она действует и в качестве комиссии местного референдума муниципального образования. 3. Избирательная комиссия Тюменской области участвует в подготовке и проведении местных референдумов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Законом. 4. При подготовке и проведении местного референдума комиссии местного референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 5. Статус комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также статус их членов, определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 18. Формирование и срок полномочий комиссий местного референдума 1. Формирование комиссий местного референдума осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний участников референдума по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления. 2. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава комиссий местного референдума на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Тюменской областной Думе и (или) представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав либо часть состава муниципальной комиссии референдума в срок, установленный пунктом 9 статьи 9 настоящего Закона, назначение состава либо части состава указанной комиссии производится избирательной комиссией Тюменской области. 4. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав либо часть состава участковой комиссии референдума в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава участковой комиссии референдума производится муниципальной комиссией референдума. 5. Формирование участковых комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участка референдума. 6. Порядок организации деятельности комиссий референдума, а также порядок их расформирования определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 19. Полномочия муниципальной комиссии референдума 1. Муниципальная комиссия референдума: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящего Закона; б) руководит деятельностью участковых комиссий референдума; в) распределяет между участковыми комиссиями референдума денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств; г) контролирует обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума; д) устанавливает единую нумерацию участков референдума; е) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает своевременное изготовление бюллетеней и доставку их участковым комиссиям референдума; ж) составляет списки участников референдума; з) заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных предприятий, организаций, учреждений по вопросам организационно-технической подготовки и проведения местного референдума; и) в установленных настоящим Законом случаях организует и проводит досрочное голосование в помещении муниципальной комиссии референдума; к) определяет результаты местного референдума и обнародует их; л) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий референдума и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; м) обеспечивает соблюдение установленного порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. 2. Полномочия муниципальной комиссии референдума прекращаются через 15 дней со дня официального опубликования результатов референдума при условии сдачи финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, а также при условии, что в адрес избирательной комиссии Тюменской области не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) муниципальной комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия указанной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста избирательной комиссией Тюменской области или судом. Статья 20. Полномочия участковой комиссии референдума 1. Участковая комиссия референдума: а) оповещает участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; б) уточняет список участников референдума по участку местного референдума, производит ознакомление с ним участников референдума, рассматривает заявления о неточностях и ошибках в указанном списке; в) обеспечивает подготовку и оборудование помещения, кабин и ящиков для голосования, контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов; г) организует голосование участников референдума в день его проведения, а также организует досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования; д) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его комиссии местного референдума муниципального образования; е) рассматривает поступившие заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним мотивированные решения; ж) обеспечивает своевременную подготовку и передачу документации референдума в муниципальную комиссию референдума; з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. 2. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес муниципальной комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) участковой комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста муниципальной комиссией референдума или судом. ГЛАВА V. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 21. Право на агитацию при проведении местного референдума 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум. 2. Агитация при проведении референдума может осуществляться: а) через средства массовой информации; б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); в) путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов; г) в иных формах, установленных законодательством. 3. Инициативная группа вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. 4. Органы и лица, не имеющие права участвовать в агитации при проведении референдума, определяются статьей 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 5. Сроки агитации при проведении местного референдума определяются статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 22. Условия проведения агитации по вопросам референдума 1. Общие условия доступа инициативной группы к средствам массовой информации для ведения агитации, а также условия проведения агитации через электронные и печатные средства массовой информации определяются статьями 39 - 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом положений настоящей статьи. 2. Инициативные группы имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории, на которой проводится местный референдум и подпадающих под действие пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения агитации по вопросам местного референдума, должен быть не менее 15 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания указанной организации составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания. 3. Порядок предоставления инициативной группе, общественным объединениям эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих телевизионное вещание и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливается муниципальной комиссией референдума в соответствии с настоящим Законом. 4. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий и распространения агитационных печатных мероприятий определяются статьями 42 и 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". ГЛАВА VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 23. Финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума 1. Расходы, связанные с инициированием референдума, производятся за счет инициативной группы. 2. Расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования на референдуме, после принятия представительным органом местного самоуправления (а в случае, предусмотренном настоящим Законом, - главой муниципального образования) решения о назначении местного референдума производятся за счет средств местного бюджета. Расходы комиссий местного референдума предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете. 3. Средства, выделенные из местного бюджета на подготовку и проведение местного референдума, поступают в распоряжение комиссии местного референдума муниципального образования и распределяются ею между участковыми комиссиями референдума. 4. В случае, если финансирование референдума не осуществляется за счет средств местного бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств муниципальной комиссии референдума расходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, оплачиваются за счет кредитов банков на основаниях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных комиссиям референдума, устанавливается избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области. 6. Участковые комиссии местного референдума представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в муниципальную комиссию референдума не позднее чем через 10 дней после официального опубликования результатов референдума. 7. Муниципальная комиссия референдума представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в представительный орган местного самоуправления не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума. Указанный отчет подлежит опубликованию (обнародованию) в течение одного месяца после представления его в представительный орган местного самоуправления. 8. Неизрасходованные остатки денежных средств, выделенных комиссиям местного референдума из бюджета муниципального образования, возвращаются в бюджет муниципального образования. Статья 24. Фонд для участия в местном референдуме 1. Инициативная группа по проведению местного референдума в случае использования ею денежных средств на финансирование деятельности по реализации инициативы проведения референдума и на ведение агитации по вопросам референдума после получения регистрационного свидетельства обязана создать фонд для участия в местном референдуме. Право распоряжаться средствами фонда для участия в референдуме принадлежит исключительно инициативной группе, создавшей данный фонд. Инициативной группой назначается уполномоченный по финансовым вопросам. Решение о назначении данного уполномоченного лица передается в муниципальную комиссию референдума в течение суток со дня его принятия. 2. Фонд для участия в референдуме может формироваться: а) из средств, выделенных инициативной группе муниципальной комиссией референдума на проведение агитации; б) из собственных средств членов инициативной группы. Размер указанных средств не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 100 раз; в) из средств, выделенных инициативной группе образовавшим ее общественным объединением. Размер указанных средств не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 200 раз; г) из добровольных пожертвований физических лиц. Размер каждого из пожертвований не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 20 раз; д) из добровольных пожертвований юридических лиц. Размер каждого из пожертвований не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 100 раз. 3. Предельная сумма расходов инициативной группы за счет средств фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день опубликования (обнародования) решения о назначении референдума, более чем в тысячу раз. 4. Запрещается вносить пожертвования в фонд для участия в местном референдуме органам и лицам, указанным в пункте 4 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 5. Все денежные средства, образующие фонд для участия в референдуме, перечисляются на специальный счет в отделении Сберегательного банка Российской Федерации, находящемся на территории соответствующего муниципального образования. Данный счет открывается инициативной группой после ее регистрации. Инициативная группа вправе открыть только один специальный счет. Порядок открытия и ведения счетов, учета и отчетности по средствам фондов для участия в референдуме устанавливается избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области. 6. Средства фондов для участия в референдуме могут использоваться: а) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума; б) на агитацию при подготовке и проведении референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера; в) на оплату аренды помещений, оборудования, транспортных расходов, непосредственно связанных с подготовкой и проведением референдума. 7. Средства фондов для участия в референдуме имеют целевое назначение, они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с подготовкой и проведением референдума. Инициативная группа вправе вернуть любое пожертвование перечислившим его организациям или лицам. Если добровольное пожертвование поступило в фонд от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, либо в размерах, превышающих пределы, установленные настоящим Законом или уставом муниципального образования, инициативная группа обязана в срок, не более 10 дней со дня поступления указанных пожертвований вернуть их соответственно полностью или в части, превышающей установленные пределы, с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования не позднее 10 дней со дня их поступления перечисляются инициативной группой в доход местного бюджета. 8. Инициативной группе запрещается использовать иные денежные средства, полученные помимо фонда для участия в местном референдуме, для финансирования мероприятий, связанных с агитацией при проведении местного референдума. 9. Все финансовые операции со специальными счетами инициативной группы осуществляются до 24 часов дня накануне дня голосования, за исключением зачисления средств, перечисленных до дня голосования. По ходатайству инициативной группы избирательная комиссия области может продлить срок оплаты расходов, произведенных до дня голосования при наличии документов, подтверждающих финансовые операции. 10. Неизрасходованные средства фонда для участия в местном референдуме инициативная группа обязана перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования. Остатки денежных средств на специальном счете инициативной группы по истечении 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума перечисляются соответствующими учреждениями банка в доход местного бюджета. 11. Инициативная группа не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума обязана представить в муниципальную комиссию референдума отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда для участия в референдуме, а также обо всех произведенных затратах. Копии указанных отчетов обнародуются муниципальной комиссией референдума не позднее трех дней после их поступления. 12. Муниципальная комиссия референдума осуществляет контроль за использованием средств фонда для участия в референдуме. ГЛАВА VII. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 25. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным представительным органом местного самоуправления. 2. Требования к оборудованию помещения для голосования определяются статьей 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 26. Бюллетень для голосования на местном референдуме 1. Для проведения местного референдума участник референдума получает бюллетень для голосования на местном референдуме (далее также - бюллетень). 2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением муниципальной комиссии референдума. Число бюллетеней не должно превышать более чем на три процента число зарегистрированных участников местного референдума. 3. Текст бюллетеня, порядок изготовления бюллетеней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются муниципальной комиссией референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 4. Требования к содержанию бюллетеня устанавливаются статьей 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 5. Бюллетени для голосования на референдуме типография после выбраковки передает по акту членам муниципальной комиссии референдума, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов указанной комиссии, представителей инициативной группы уничтожают отбракованные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. Муниципальная комиссия референдума получает бюллетени не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 6. Передача бюллетеней участковым комиссиям референдума производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в муниципальной комиссии референдума, а второй передается участковой комиссии референдума, получившей бюллетени. Указанные акты подписываются председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума. Передача бюллетеней в участковые комиссии местного референдума осуществляется не позднее чем за четыре дня до дня голосования. Статья 27. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 часов утра до 20 часов вечера по местному времени в календарный выходной день. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума обязана оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. (В редакции Закона Тюменской области от 26.09.2001 г. N 399) 2. Порядок голосования определяется статьей 52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 28. Порядок досрочного голосования 1. Участник референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую комиссию референдума, на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, может проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении муниципальной комиссии референдума (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии референдума (не ранее чем за три дня до дня голосования). 2. Порядок досрочного голосования определяется статьей 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 29. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования 1. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, внесенным в списки участников референдума на данном участке референдума, которые не могут по уважительной причине (состояние здоровья, инвалидность и другие причины) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. 2. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования определяется статьей 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 30. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования 1. Участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума. 2. Протокол участковой комиссии референдума должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. 3. Содержание протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования определяется в соответствии со статьей 55 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 31. Порядок подсчета голосов участников местного референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями местного референдума 1. Подсчет голосов участников местного референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования производятся в порядке, предусмотренном статьей 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса с указанием даты и времени (часов и минут) его подписания незамедлительно направляется в муниципальную комиссию референдума и возврату в участковую комиссию референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, поступившие в участковую комиссию референдума жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения комиссии референдума и составленные участковой комиссией референдума акты. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола. 3. Второй экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования вместе с печатью участковой комиссии, с опечатанными бюллетенями для голосования на местном референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, с иной документацией, предусмотренной федеральными законами, настоящим Законом и уставом муниципального образования, хранится у секретаря участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания ее работы. 4. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума. 5. Участковые комиссии референдума вправе использовать при голосовании и подсчете голосов участников местного референдума технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры бюллетеней для голосования на местном референдуме. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников местного референдума. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 32. Порядок определения результатов референдума 1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий референдума, путем суммирования содержащихся в них данных, муниципальная комиссия референдума определяет результаты местного референдума не позднее чем через трое суток со дня проведения местного референдума. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты референдума лично. Протокол и сводная таблица о результатах референдума составляются в трех экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса. 2. В протокол муниципальной комиссии референдума об итогах референдума вносятся данные о числе участковых комиссий референдума, числе поступивших протоколов участковых комиссий референдума, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума в соответствии со статьей 26 настоящего Закона. 3. Референдум признается муниципальной комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников местного референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. 4. Муниципальная комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало менее половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании. 5. Муниципальная комиссия референдума признает результаты местного референдума недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума; б) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков референдума; в) по решению суда. 6. Протокол муниципальной комиссии референдума об итогах референдума составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. К протоколу в обязательном порядке прилагается составляемая в трех экземплярах сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов участковых комиссий местного референдума об итогах голосования. 7. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной комиссии референдума, а также поступившие в указанную комиссию жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений муниципальной комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола. 8. Первый экземпляр протокола муниципальной комиссии референдума после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования незамедлительно направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления. 9. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов муниципальной комиссии референдума с правом совещательного голоса, составлявшей протокол, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования, хранится секретарем комиссии муниципального образования в охраняемом помещении. 10. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам муниципальной комиссии референдума, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам. 11. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы муниципальная комиссия референдума выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных из протоколов участковых комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в представительный орган местного самоуправления. 12. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых комиссий об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, муниципальная комиссия референдума вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников голосования участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке референдума либо на территории проведения местного референдума. Статья 33. Опубликование итогов голосования и результатов местного референдума 1. Итоги голосования по каждому участку референдума, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах муниципальной комиссии референдума и участковых комиссий референдума, предоставляются для ознакомления участникам референдума, инициативным группам, наблюдателям, иностранным наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет муниципальная комиссия референдума. 2. Муниципальная комиссия референдума направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума. 3. Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о количестве голосов, поданных участниками референдума за позиции "да" и "нет", осуществляется муниципальной комиссией референдума не позднее одного месяца со дня голосования. 4. Муниципальная комиссия референдума публикует данные, которые содержатся в ее протоколах об итогах голосования и результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах участковых комиссий референдума об итогах голосования и на основании которых определялись результаты референдума. 5. Официальное опубликование полных данных о результатах местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. Статья 34. Юридическая сила решения, принятого на референдуме 1. Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. 2. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. 3. Решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов. 4. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. 5. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям: а) нарушение установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума; б) несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящему Закону, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; в) противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящему Закону. 6. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивает силу Закон Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" от 26.12.95 N 18 (в редакции законов Тюменской области от 08.06.98 N 34, от 12.01.99 N 75). Губернатор Тюменской области С.С.Собянин г.Тюмень 16 марта 2001 года N 298 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|