Расширенный поиск

Указ Губернатора Свердловской области от 09.10.2002 № 670-УГ

 

                  Губернатор Свердловской области
      
                              У К А З

  Об утверждении Программы экономического и социального развития
               Свердловской области на 20032005 годы

     Во  исполнение рекомендаций Правительства Российской Федерации
о   разработке   исполнительными  органами  государственной  власти
субъектов    Российской   Федерации   программ   экономического   и
социального  развития  регионов  (протокол  заседания Правительства
Российской  Федерации  от  30.05.2001  г.  №  22),  а также с целью
определения   основных  направлений  экономического  и  социального
развития Свердловской области на среднесрочную перспективу
                           ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1.  Утвердить  Программу экономического и социального развития
Свердловской области на 20032005 годы (прилагается).
     2.   Поручить  Министерству  экономики  и  труда  Свердловской
области   (Ковалева  Г.А.)  направить  Программу  экономического  и
социального  развития  Свердловской  области  на  20032005  годы  в
Министерство   экономического   развития   и   торговли  Российской
Федерации  для  согласования  и  придания  ей  статуса  федеральной
целевой программы.


     Губернатор
     Свердловской области                               Э.Э.Россель

     г. Екатеринбург
     9 октября 2002 года
     № 670 УГ

     УТВЕРЖДЕНА   указом   Губернатора   Свердловской   области  от
09.10.2002  г.  № 670 УГ "Об утверждении Программы экономического и
социального развития Свердловской области на 20032005 годы"

   Программа экономического и социального развития Свердловской
                     области на 20032005 годы

 Раздел 1. Паспорт Программы экономического и социального развития
               Свердловской области на 20032005 годы

Наименование Программа экономического и
             социального
Программы    развития Свердловской области на
             20032005
             годы (далее  Программа)

Основание    распоряжение Правительства
для          Свердловской
разработки   области от 03.07.2001 г. № 589_РП
Программы

Заказчик     Правительство Свердловской области
Программы

Основные     Министерство экономики и труда
разработчики Свердловской
             области;
             отраслевые министерства и ведомства
             Свердловской
             области

Цель         выравнивание уровня
Программы    социально-экономического
             развития Свердловской области по
             сравнению
             со среднероссийскими показателями

Основные     стимулирование широкомасштабного
задачи       технического
Программы    перевооружения и реконструкции
             производства;
             формирование эффективной
             институциональной
             среды как важного условия
             привлечения
             инвестиций в экономику области;
             увеличение выпуска наукоемкой
             продукции
             гражданского назначения на
             предприятиях
             оборонно-промышленного комплекса;
             повышение конкурентоспособности
             предприятий
             металлургического комплекса на
             внутреннем
             и внешнем рынках;
             реконструкция и техническое
             перевооружение
             предприятий строительной индустрии,
             химической
             и нефтехимической промышленности;
             проведение структурной перестройки
             и
             технологического перевооружения
             агропромышленного
             комплекса;
             оптимальное развитие транспортной
             инфраструктуры;
             решение экологических проблем путем
             создания
             модели экологически чистого
             производства
             и снижения воздействия технологии
             на
             окружающую среду;
             реализация эффективной социальной
             политики,
             в том числе стимулирование роста
             оплаты
             труда, обеспечение эффективной
             занятости
             и снижение уровня бедности;
             развитие сферы обслуживания
             населения;
             реализация жилищной политики и
             наращивание
             объемов строительства
             индивидуального
             жилья;
             адаптация системы образования
             Свердловской
             области к современным условиям,
             обеспечение
             доступности и высокого качества
             образования;
             усиление финансово-налоговой
             дисциплины,
             обеспечение эффективного
             использования
             бюджетных средств;
             укрепление экономического
             потенциала
             депрессивных и проблемных
             территорий
             области

Сроки и      Программа осуществляется в 20032005
этапы        годах
реализации   и реализуется в один этап
Программы

Исполнители  промышленные предприятия и
основных     учреждения
мероприятий  непроизводственной сферы
Программы    Свердловской
             области;
             исполнительные органы
             государственной
             власти Свердловской области.
             Исполнители программных
             мероприятий,
             поставщики оборудования будут
             определяться
             на конкурсной основе в соответствии
             с
             Федеральным законом от 5 мая 1999
             года
             № 97_ФЗ "О конкурсах на размещение
             заказов
             на поставки товаров, выполнение
             работ,
             оказание услуг для государственных
             нужд"

Объемы и     суммарный объем финансирования
источники    Программы
финансирован составляет 126706,22 млн. рублей.
ия           Источники финансирования (млн.
Программы    рублей,
             в ценах текущих лет):



Источники      2003     2004     2005     Итого на  В
финансирования год      год      год      20032005  процент
                                          годы      ах
                                                    к
                                                    итогу

Объем          38920,53 41571,37 46214,33 126706,22 100,0
финансирования


федеральный    6315,59  7382,22  9224,65  22922,45  18,09
бюджет
безвозврат-ная

основа

областной      6829,47  8086,60  8984,23  23900,30  18,86
бюджет

средства       386,51   788,60   776,05   1951,16   1,54
местных
бюджетов

собственные    12002,99 11050,72 12732,59 35786,30  28,24
средства
предприятий

кредиты        9326,42  9095,40  9583,50  28005,32  22,10
коммерческих
банков*

другие         4059,55  5167,83  4913,31  14140,69  11,16
источники
финансиро-вани
я

* привлекаются хозяйствующими субъектами

Система      заказчик отвечает за своевременное
контроля за  и
исполнением  полное проведение мероприятий и
Программы    реализацию
             инвестиционных проектов Программы.
             Административный
             контроль заказчика дополняется
             текущим
             финансовым контролем за
             использованием
             средств федерального и областного
             бюджетов

Ожидаемые    увеличение валового регионального
конечные     продукта
результаты   на 2025 процентов к уровню 2001
Программы    года;
             увеличение платежей в бюджеты всех
             уровней
             в 1,78 раза к уровню 2001 года;
             повышение социальной стабильности в
             обществе

     Раздел 2. Программа экономического и социального развития
               Свердловской области на 20032005 годы

  Глава 1. Основные проблемы и потенциал социально-экономического
                   развития Свердловской области

  Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития
                       Свердловской области

Свердловская область относится к числу наиболее развитых в
экономическом отношении регионов Российской Федерации. Здесь
сосредоточены значительные природные ресурсы, создан один из
крупнейших региональных оборонно-промышленных комплексов, активно
развивается металлургическая промышленность. Регион является одним
из крупнейших транспортных узлов, густота железнодорожной и
автодорожной сети превосходит средние по стране показатели.
На долю области приходится 1,1 процента территории Российской
Федерации, 3,2 процента общей численности населения (пятое место по
 численности населения среди субъектов федерации).
Валовой региональный продукт (далее ВРП) в 2000 году составил
165,8 млрд. рублей. Прирост ВРП за 2001 год оценивается в 78
процентов (таблица 1). Наибольший удельный вес в валовом
региональном продукте приходится на производство товаров (таблица
2). Доля валового регионального продукта области в совокупном
валовом региональном продукте страны составляет 2,6 процента.
                                                          Таблица 1

Показатели                   1999     2000     2001
                             год      год      год
                                               (оценка)


Валовой региональный         123,4    165,8    209,0
продукт,
млрд. рублей

Индекс физического объема    101,8    112,2    107,3
ВРП,
процентов

Валовой региональный         26,7     36,1     45,5
продукт
на душу населения, тыс.
рублей
                                                          Таблица 2

Показатели                   1999     2000     2001
                             год      год      год
                                               (оценка)


Валовой региональный         100      100      100
продукт
всего, процентов

в том числе:

производство товаров         55,7     55,9     55,0

в том числе в отраслях:

промышленность               42,2     43,5     42,5

сельское хозяйство           6,6      5,5      6,0

лесное хозяйство             0,1      0,1      0,1

строительство                6,3      6,2      5,8

прочие виды деятельности     0,4      0,6      0,7

производство услуг           37,7     38,2     39,5

в том числе:

рыночные услуги              31,8     30,3     32,5

нерыночные услуги            5.9      7,9      6,9

чистые налоги                6,6      5,9      5,5
В 2001 году в Свердловской области произведено 3,6 процента
промышленной продукции от общего объема промышленного производства
страны (4 место среди субъектов федерации), на долю области
приходится 2,4 процента налоговых поступлений и других доходов в
бюджетную систему Российской Федерации (8 место).
На фоне роста объемов производства продукции наблюдаются некоторые
положительные тенденции в изменении отраслевой структуры
промышленности области. В 2001 году по сравнению с 2000 годом
несколько увеличилась доля таких обрабатывающих отраслей, как
машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая
промышленность, промышленность стройматериалов. В то же время
снизился удельный вес пищевой промышленности. В целом анализ
изменения отраслевой структуры за последние три года показывает,
что произошло некоторое увеличение общей доли обрабатывающих
отраслей  с 32,8 процента в 1999 году до 35,2 процента в 2001 году
(таблица 3).
                                                          Таблица 3
                                                           проценты

Показатель                   1999     2000     2001
                             год      год      год

Продукция промышленности     100      100      100
всего

в том числе:

электроэнергетика            11.2     10,5     10,6

топливная промышленность     0,4      0,3      0,2

черная металлургия           20,6     24,9     24,7

цветная металлургия          32,2     29,5     27,1

химическая и                 2,6      2,2      2,6
нефтехимическая
промышленность

машиностроение и             15,1     16,4     19.5
металлообработка

лесная,                      1,9      1,8      1,6
деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная
промышленность

промышленность строительных  3.6      3,7      4,0
материалов

легкая промышленность        0,3      0,3      0,3

пищевая промышленность       9,3      8,0      7,2

прочие отрасли               2,8      2,4      2,2
Свердловская область располагает развитым потребительским рынком и
по объему оборота розничной торговли занимает 78 место среди
субъектов федерации, доля в общероссийском обороте розничной
торговли составляет 2,5 про цента.
По объему сельскохозяйственного производства Сверд ловская область
занимает 13 место среди регионов России, доля области в
производстве сельскохозяйственной продукции России составляет 2,2
процента.
Во внешней торговле продолжается рост внешнеторгового оборота,
уровень которого в 2001 году превысил показатель 2000 года на 15,4
процента, при этом отмечается незначительное увеличение экспорта
(на 6,4 процента) и существенный (в 1,5 раза) рост импорта (таблица
 4).
                                                          Таблица 4

Показатели                   1999     2000     2001
                             год      год      год

Экспорт товаров  всего,      2146,9   2486,3   2645,1
млн. долларов США

в том числе:
со странами СНГ              212,9    270,1    299,0

со странами вне СНГ          1934,0   2216,2   2346,1

Экспорт товаров на душу      0,465    0,544    0,582
населения,
тыс. долларов США

Импорт товаров  всего,       500,9    644,5    966,3
млн. долларов США

в том числе:
со странами СНГ              193,8    237,4    268,7

со странами вне СНГ          307,1    407,1    697,6

Импорт товаров на душу       0,109    0,141    0,213
населения,
тыс. долларов США
По состоянию на 1 января 2002 года плотность населения в
Свердловской области составляет 23,4 человека на 1 кв. км, что
больше аналогичного показателя по Российской Федерации  в 2,8 раза,
 Пермской области  в 1,3 раза, Курганской области  в 1,5 раза.
Тюменской области  в 10,2 раза, но меньше, чем в Челябинской, почти
 в 2 раза.
С 1991 года в Свердловской области отмечается депопуляция
населения, как следствие совокупного действия низкой рождаемости и
высокой смертности. На начало 2002 года численность постоянного
населения Свердловской области составила 4544,9 тыс. человек
(таблица 5).
                                                          Таблица 5

Показатели                   1999     2000     2001
                             год      год      год


1                            2        3        4

Численность постоянного      4602,6   4572,8   4544,9
населения
на конец года, тыс. человек

Родившихся, тыс. человек     36,9     38,4     41,0

Умерших, тыс. человек        70,9     75,6     73,1

Младенческая смертность,     15,0     15,0     12,6
на 1000 родившихся, человек

Естественная убыль, тыс.     -34,0    -37,2    -32,1
человек
С 1998 года в области начала преобладать тенденция старения
населения области  численность населения в возрасте старше
трудоспособного впервые превысила численность детей и подростков в
возрасте до 16 лет.
В последние годы начали проявляться факторы, влияющие на снижение
эффективности производственно-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций (таб лица 6).
                                                          Таблица 6

Показатели            1999     2000     2001     Январь
                      год      год      год      июнь
                                                 2002
                                                 года

Сальдированный
финансовый
результат
хозяйственной         18,8     28       28,3     8,2
деятельности:
млрд. рублей

в процентах к         289,2    148,9    101,7    70,3
предыдущему
году
Во многом это обусловлено увеличением издержек производства (в
результате повышения оплаты труда работающих, опережающим ростом
тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергетики,
транспорта, газовой промышленности)) и одновременным сдерживанием
роста цен на реализованную продукцию в связи со сложившейся
конъюнктурой на товарных рынках.
В свою очередь, снижение прибыли сдерживает инвестиционную
активность. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал,
сложившиеся темпы явно недостаточны для широкомасштабной
модернизации, качественного обновления оборудования и переоснащения
 производства, в то время как политика инновационного обновления
является необходимым условием преодоления технологической
отсталости.
Существует ряд нерешенных проблем в оборонно-промышленном
комплексе, которые существенно сдерживают развитие предприятий этой
 отрасли. Одним из основных факторов является задолженность
Министерства обороны Российской Федерации и других государственных
заказчиков за выполненный оборонный заказ, которая, по данным
предприятий, на 1 июля 2002 года составляет 1186,25 млн. рублей.
Несмотря на неоднократные обращения Правительства Свердловской
области и Союза оборонных предприятий Свердловской области в
вышестоящие органы, улучшения в расчетах за госзаказ не произошло.
Другие, не менее важные проблемы отрасли  это несвоевременное
доведение до предприятий объемов государственного оборонного заказа
 на следующий год, совершенствование порядка формирования цен на
продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и
учитывающую интересы организаций  разработчиков и производителей
вооружения и военной техники.
Задолженность и отсутствие (или наличие незначительного)
государственного оборонного заказа приводят к вымыванию оборотных
средств у предприятий отрасли, которые в результате этого вынуждены
 брать кредиты для погашения долгов энергетикам, на выплату
заработной платы и прочие расходы. Ухудшение финансового положения
ряда предприятий отрасли привело к возбуждению в отношении них
процедуры банкротства (ЗАО "Химзавод", Режевской механический
завод, ФГУП "Завод "Уралсельмаш", ФГУП "Невьянский механический
завод"). В предбанкротном состоянии находится еще ряд предприятий,
что негативно влияет на социальную обстановку в трудовых
коллективах и в хозяйственных отношениях с партнерами.
Все более острой становится проблема реформирования
жилищно-коммунального хозяйства, в том числе переход на полную
оплату населением предоставляемых им услуг. Жилищно-коммунальное
хозяйство является одной из самых затратных отраслей экономики, что
 вызвано не только недостатком финансовых средств, но и
неудовлетворительной организацией работы отрасли, устаревшей
структурой. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают не
 в эксплуатационном, а в аварийно-восста но ви тель ном режиме. Не
решены до конца вопросы бюджетного финансирования. Во-первых,
отсутствует единая сбалансированная политика администраций
муниципальных образований при формировании местных бюджетов в части
 финансирования жилищно-коммунальных затрат, доля которых в
бюджетах составляет иногда более 50 процентов. Во-вторых,
существует серьезная проблема с оплатой коммунальных услуг
учреждениями, финансируемыми из бюджета.
Медленно решаются социальные проблемы села (обра зо вание,
здравоохранение, культурное обеспечение), что в основном
обусловлено неудовлетворительным состоянием материально-технической
 базы большинства сельских школ, учреждений здравоохранения и
культуры.
Все большую тревогу вызывает сложившийся в Свердловской области
чрезмерный разрыв между показателями, характеризующими степень
экономического развития региона, социальными и финансовыми
параметрами, отражающими уровень жизни его населения и состояние
бюджетной сферы (таблица 7).
                                                          Таблица 7
     Сравнение основных макроэкономических показателей на душу
населения в Свердловской области и в целом по Российской Федерации
                            в 2001 году

Показатели               Свердлов- Россий-ск Доля
                         ская      ая        Свердлов-
                         область   Федерация ской
                                             области
                                             в
                                             Россий-ск
                                             ой
                                             Федерации
                                             ,
                                             процентов


Валовой региональный     45,5      62,7      72,6
продукт
(валовой внутренний
продукт),
тыс. рублей

Производство             46,2      40,8      113,2
промышленной
продукции, тыс. рублей

Производство             4,9       6,9       71,0
сельскохозяйственной
продукции, тыс. рублей

Оборот розничной         17,8      20.8      85,6
торговли,
тыс. рублей

Объем платных услуг,     5,7       5,7       100,0
тыс.
рублей

Внешнеторговый оборот,   795       985       80,7
долларов США

Бюджетная                6278,8    9087,0    69,1
обеспеченность
по доходам, рублей

Бюджетная                6159,8    9076,5    67,9
обеспеченность
по расходам, рублей

Денежные доходы          2404,0    2878,0    83,5
населения,
рублей в месяц
Отмеченные особенности текущего состояния промышленности и
социальной сферы Свердловской области свидетельствуют о
необходимости государственного участия в инвестиционных проектах
предприятий и реализации социальных мероприятий, направленных на
нивелирование дифференциации в социально-экономическом развитии
области по сравнению со среднероссийскими показателями.
             Угрозы социально-экономического развития
                       Свердловской области
Угрозы экономической безопасности в полной мере отражают проблемы
социально-экономического развития области, в том числе в
производственной, финансовой, денежно-кредитной, социальной и
экологической сферах.
В промышленности области к основным внутренним и внешним угрозам
относятся:
1) высокий уровень износа основных фондов и недостаточная
загруженность производственных мощностей;
2) недостаток оборотных активов (в том числе денежных средств) для
нормального финансирования деятельности предприятий;
3) низкая рентабельность производства в ряде отраслей;
4) чрезмерно большие размеры просроченной дебиторской и
кредиторской задолженности;
5) низкая инвестиционная и инновационная активность предприятий.
Несмотря на определенные позитивные изменения с вложением
инвестиций в основной капитал в отдельных отраслях промышленности,
в целом ситуация характеризуется как критическая, так как реальный
объем инвестиций не позволяет осуществить полноценную модернизацию
производства промышленной продукции.
В продовольственной сфере угрозы проявляются в неустойчивом
развитии собственного производства продуктов питания, в основном,
продукции животноводства.
В финансовой сфере первостепенными становятся такие проблемы, как
недостаточность финансовых ресурсов, низкие темпы роста прибыли
предприятий и организаций, значительный объем просроченной
кредиторской и дебиторской задолженности. Весомым источником угроз
экономической безопасности остается проблема межбюджетных отношений
 области с федеральным центром, проявляющаяся в усилении тенденции
перераспределения бюджетных ресурсов в пользу федерального бюджета,
 росте относительных потерь бюджета области вследствие изменения
федерального налогового законодательства.
В социальной сфере на первый план выходят проблемы низкого уровня
жизни значительной части населения, чрезмерной дифференциации
населения по уровню доходов, в том числе резкие диспропорции в
уровне заработной платы работников отраслей экономики и отраслей
бюджетной сферы.
Одна из серьезных угроз в социальной сфере  кризисная
демографическая ситуация, которая характеризуется естественной
убылью населения, снижением продолжительности жизни и старением
населения.
       Основные направления социально-экономического развития
                       Свердловской области
Развитие экономики Свердловской области осуществляется в
соответствии с принципами, заложенными Правительством Российской
Федерации в Программе социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу. Ключевые направления
социально-экономического развития области связаны с реализацией
Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской
области на период до 2015 года и Концепции "Сбережение населения
Свердловской области на период до 2015 года".
Основными направлениями социально-эконо ми чес ко го развития
Свердловской области являются:
1) формирование необходимых условий для благоприятного
инвестиционного и предпринимательского климата, обеспечение роста
инвестиций в основной капитал и их инновационного наполнения;
2) стимулирование интенсивного обновления
производственно-технологического аппарата в целях опережающего
развития производства конкурентоспособной продукции, в первую
очередь, в социально-ориентированных отраслях, а также товаров
конечного спроса, в том числе потребительских, и с высокой
добавленной стоимостью;
3) обеспечение энергетической, продовольственной и экологической
безопасности области;
4) реализация эффективной бюджетно-налоговой политики, увеличение
доходов и оптимизация расходов бюджета области;
5) формирование эффективной институциональной среды;
6) создание предпосылок для обеспечения социальной безопасности
граждан, повышение уровня и качества жизни, стабилизация
демографической ситуации, а также повышение защиты социально
уязвимых слоев населения, доступности и гарантированности
социальных благ;
7) совершенствование внутрирегиональной политики, поддержка
депрессивных территорий области, формирование самодостаточности
муниципальных образований.
        Глава 2. Основные цели, задачи, этапы и сроки реализации
        Программы
Стратегической целью социально-экономической политики,
осуществляемой исполнительными органами государственной власти
Свердловской области на среднесрочную перспективу является
обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения и
поступательного развития человеческого потенциала на основе
динамично развивающейся рыночной экономики, технологическое
обновление производственного аппарата, повышение
конкурентоспособности и эффективности производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд неотложных
экономических, институциональных, инвестиционных и социальных
задач.
Основной задачей в среднесрочном периоде будет проведение активной
экономической политики, приоритеты которой определяются исходя из
потенциала области и имеющихся производственных мощностей. Для
решения этой задачи необходимо направить усилия на:
1) привлечение долгосрочных инвестиций в экономику области,
осуществление широкомасштабной модернизации производства, повышение
 его эффективности и снижение энергоемкости;
2) внедрение передовых технологий и повышение конкурентоспособности
 выпускаемой продукции, в первую очередь, с высокой степенью
переработки;
3) реанимацию убыточных предприятий и сокращение их числа;
4) оптимальное развитие транспортной инфраструктуры и сети
автодорог;
5) усиление финансово-налоговой дисциплины, снижение уровня
неплатежей и задолженности в бюджет, обеспечение эффективного
использования бюджетных средств;
6) содействие процессам интеграции и образования
конкурентоспособных компаний;
7) расширение хозяйственных связей и производственной кооперации с
регионами России и другими странами.
Главный приоритет в среднесрочном периоде будет отдан укреплению
позиций машиностроения и металлообработки, в том числе увеличению
выпуска наукоемкой продукции гражданского назначения на
предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Основными
направлениями развития машиностроения и металлообработки будут
повышение качества и конкурентоспособности машиностроительной
продукции на основе внедрения новейшей техники и прогрессивных
технологических процессов, расширение экспортного потенциала
машиностроительного комплекса, развитие производства
импортозамещающей продукции.
В металлургическом комплексе основные усилия будут направлены на
закрепление металлопроизводителей на внешних рынках за счет
повышения качества продукции, формирования современной развитой
сбытовой сети и обоснованной маркетинговой стратегии, координации
усилий экспортеров, а также обеспечение в полном объеме потребности
 внутреннего рынка в металлопродукции, расширение связи отраслевой
науки с производством. Необходимым условием стабильной работы
металлургического комплекса по производству конкурентоспособной
продукции является развитие и поддержание на необходимом уровне
отечественной рудно-сырьевой базы, особенностями которой являются
сложные горно-геологические условия и более низкий качественный
минеральный состав природного сырья по сравнению с зарубежными
аналогами (за исключением отдельных видов сырья для цветной
металлургии).
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бу маж ной
промышленности будет проводиться целенаправленная работа по
углублению переработки древесины, расширению номенклатуры и
повышению качества выпускаемой продукции, внедрению новых
технологий и оборудования в лесопилении и деревообработке,
разработке, внедрению и выпуску современной конкурентоспособной
тароупаковки.
С целью повышения эффективности деятельности предприятий
строительной индустрии будут осуществлены реконструкция,
техническое перевооружение предприятий отрасли, а также налаживание
 производства эффективных, качественных, энергосберегающих,
архитектурно-выра зи тель ных и конкурентоспособных по цене
строительных материалов, изделий и конструкций.
Основной целью развития химических отраслей промышленности является
 дальнейшее повышение конкурентоспособности продукции и
технического уровня производства с переводом на этой основе
промышленного производства в стадию стабильного роста. Это будет
достигнуто:
1) в нефтехимической промышленности  через техническое
перевооружение и модернизацию производства, внедрение сертификации
продукции по международной системе ИСО-9000;
2) в химико-фармацевтической промышленности  через организацию
системы обеспечения государственной поддержки в форме
государственных гарантий по привлекаемым кредитам и развитие
практики государственного заказа на лекарственные средства путем
реализации областной инвестиционной программы "Развитие
фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002
2005 годы";
3) в микробиологической промышленности  через создание и внедрение
в производство новой конкурентоспособной продукции и расширение
рынка сбыта традиционно выпускаемых технических спиртов.
С целью решения проблем предприятий легкой и фарфорово-фаянсовой
промышленности Свердловской области необходимо:
1) осуществить техническую и технологическую модернизацию
предприятий;
2) обеспечить улучшение качества и увеличение выпуска
конкурентоспособной продукции;
3) усовершенствовать механизм управления процессами
реструктуризации в отрасли;
4) содействовать формированию благоприятных
финансово-экономических, организационных условий функционирования
предприятий отрасли.
В процессе интеграции области в мировую экономику будет играть
важную роль активизация внешнеэкономической деятельности. В
частности, расширение внешнеэкономических связей будет направлено
на:
1) продвижение на внешнем рынке товаров, имеющих международные
технико-экономические преимущества, в том числе продукции
машиностроения и металлообработки и другой высокотехнологичной
продукции;
2) обеспечение условий для привлечения отечественного и
иностранного капитала с целью проведения модернизации производства,
 расширения импортных поставок современного оборудования и
технологий, не производимых в Российской Федерации;
3) формирование рынка услуг в сферах транспорта, туризма,
выставочно-ярмарочной деятельности.
Притоку инвестиций в реальный сектор экономики будут способствовать
 формирование эффективной институциональной среды, стимулирующей
развитие рынка ссудного капитала и фондового рынка, снижение рисков
 кредитования, создание интегрированных структур с целью укрепления
 финансовой дисциплины и усиления управляемости, повышение
эффективности управления государственной собственностью
Свердловской области, в том числе земельными ресурсами и
недвижимостью, расширение присутствия государства в экономике как
гаранта не только безопасности, но и обеспечения социальных
стандартов, экономической свободы и финансовой стабильности,
эффективной инфраструктуры, в том числе за счет вовлечения в
хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, достройки
незавершенных объектов.
Усилия органов власти области будут направлены на обеспечение
продовольственной безопасности области как необходимого условия
снижения социальной напряженности и создания динамично
развивающейся экономики. Основными направлениями развития
агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе будут:
1) наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и
перерабатывающих отраслях;
2) проведение структурной перестройки агропромышленного комплекса
за счет увеличения инвестиций в высокотехнологичные и
конкурентоспособные производства;
3) формирование эффективного механизма государственной поддержки
товаропроизводителей в сельском хозяйстве за счет расширения
селективной поддержки;
4) развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.
Решение экологических проблем в среднесрочной перспективе
неразрывно связано с концепцией модели экологически чистого
производства, подразумевающей организацию экономически эффективного
 производственного процесса с выпуском безвредной для потребления
населением продукции при минимальном воздействии технологии на
окружающую среду. Кроме того, экологическая политика будет
ориентирована на создание благоприятных условий проживания
населения области (снижение химической нагрузки на организм в
результате сокращения поступления вредных веществ с питьевой водой,
 воздухом, продуктами питания, улучшения
санитарно-эпидемиологической обстановки).
С целью создания адекватного рыночным условиям и удовлетворяющего
потребностям граждан потребительского рынка усилия исполнительных
органов государственной власти Свердловской области будут
направлены на создание в среднесрочной перспективе обновленной
сферы торговли и услуг, повышение качества обслуживания населения в
 организациях торговли, общественного питания и сферы услуг и
нивелирование зависимости от импортных поставок продовольствия.
Требует особого внимания реализация жилищной политики, которая
предусматривает ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда,
наращивание объемов финансовой поддержки индивидуальных
застройщиков, расширение строительства на условиях ипотечного
кредитования и использования накопительных схем приобретения жилья,
 а также проведение полноценной реформы жилищной сферы с целью
обеспечения устойчивого функционирования жилищно-коммунального
хозяйства.
Основной задачей в социальной сфере в среднесрочном периоде будет
стимулирование роста оплаты труда, обеспечение эффективного уровня
занятости трудоспособного населения, снижение уровня бедности, в
том числе за счет усиления адресности социальной поддержки
населения, расширение жилищного строительства, создание условий для
 опережающего развития социальных институтов (образования,
физической культуры, науки, здравоохранения, культуры) и углубления
 механизмов социального партнерства.
В сфере образования главным приоритетом будет адаптация системы
образования области к современным экономическим условиям, а также
обеспечение доступности образования для всех слоев населения, в том
 числе в труднодоступных населенных пунктах.
Одним из приоритетов среднесрочной программы останется
совершенствование бюджетной политики, в том числе за счет
оптимизации бюджетных расходов и обеспечения бездефицитности
областного бюджета.
Важной задачей, требующей пристального внимания всех уровней
власти, является укрепление экономического потенциала депрессивных
и проблемных территорий области как фундамента для нивелирования
негативных, в первую очередь, социальных тенденций через реализацию
 программных мероприятий социально-экономического развития
муниципальных образований и целевую государственную поддержку.
Программа реализуется в 20032005 годах и осуществляется один этап.
         Глава 3. Система программных мероприятий
Программа социально-экономического развития Сверд ловской области
разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам
реализации комплекс правовых, организационных, научно-технических,
производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других
мероприятий, обеспечивающий достижение поставленной цели и решение
связанных с ней задач.
Все мероприятия, реализацию которых предполагается осуществить в
период действия Программы, сгруппированы в соответствии с целями и
задачами социально-эко но ми чес ко го развития Свердловской
области.
Главным содержанием Программы является совокупность инвестиционных
проектов и социальных мероприятий, выполнение которых обеспечивает
осуществление Программы в целом. Согласно Программе до 2005 года
планируются к выполнению 84 инвестиционных проекта и 36 комплексных
 мероприятий, относящихся ко всем основным направлениям
социально-экономического развития области.
Инвестиционные проекты и социальные мероприятия разбиты на
соответствующие разделы (таблица 8).
                                                          Таблица 8
            Объем финансирования мероприятий Программы
                         в 20032005 годах
                                 (млн. рублей, в ценах текущих лет)

Объем    в том числе:
фи-


нанси-ро федераль областно средства собствен кредиты  другие
-вания   -ный     й                 -ные     коммер-ч источник
всего    бюд-жет  бюджет   местных  средства еских    и
                           бюджетов          банков   финансир
         безвоз-в                   пред-при          ования
         ратная                     ятий
         основа


1        2        3        4        5        6        7

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

123733,6 22089,20 22738,90 1711,56  35386,30 28005,32 13802,39
7

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА

5970,26  281,10   180,00            2136,93  3256,23  116,00

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

25882,90          10,00             6169,44  19657,36 46,10


ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

5824,28                             2047,78  800,50   2976,00

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

15302,20 14323,60                   536,10            442,50


ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1961,05  62,00    74,00             685,57   1025,08  114,40

ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ
И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

3596,00           375,00            550,00   2671,00

ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

600,70            107,10            180,20            313,40

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

269,60            45,60             200,50   23,50

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

98,60                               80,90             17,70

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

311,45                              129,08   182,37

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

85,00             70,00             15,00

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

24828,28 3639,00  15851,00 722,40   4146,60  389,28   80,00


АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

2208,92  234,10   953,82   84,00    747,00            190,00

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1071,00  50,50    290,50   730,00

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

9056,31  633,4    2520,71           5902,2

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

26667,12 2865,50  2261,17  175,16   11859,00          9506,29


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1963,59  1409,88  332,88   27,10    66,72             127,01

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

694,06   386,29   305,22   1,55     1,00

ОБРАЗОВАНИЕ

710,06   205,60   429,22   43,24    32,00

КУЛЬТУРА

244,17   128,50   108,20   7,47

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

5,44              5,44

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, ТУРИЗМ

570,70   235,00   30,70    5,00                       300,00

ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА

22479,10 500,23   1049,51  90,80    11759,28          9079,28


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ,
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ

596,70   176,00   282,20   3,00     85,50             50,00

ПРОЧИЕ

2375,85  657,25   879,20   236,60   314,50            288,30
Перечень программных мероприятий с содержанием и результатами их
реализации приводится в приложении 1 "Сис тема программных
мероприятий". Предполагаемые объемы и источники финансирования с
разбивкой по годам реализации  в приложении 2 "Объемы и источники
финансирования программных мероприятий".
         Глава 4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы
планируется на уровне 126706,22 млн. рублей.
Структура затрат по мероприятиям Программы является следующей:

 капитальные вложения                 97,65
                                      процента;

 научно-исследовательские,            0,47
опытно-конструкторские работы         процента;

 прочие текущие расходы               1,88
                                      процента.
Распределение финансовых средств по основным статьям расходов
(капиталовложения, прочие текущие расходы) приведено в таблице 9.
                                                          Таблица 9
                     Объем финансовых ресурсов
                                 (млн. рублей, в ценах текущих лет)

Источники             20032005  2003     2004     2005
финансирования        годы      год      год      год


1                     2         3        4        5

ВСЕГО

Итого                 126706,22 38920,53 41571,37 46214,33


Федеральный бюджет    22922,45  6315,59  7382,22  9224,65
безвозвратная основа

Областной бюджет      23900,30  6829,47  8086,60  8984,23
Свердловской
области

Средства местных      1951,16   386,51   788,60   776,05
бюджетов

Собственные средства  35786,30  12002,99 11050,72 12732,59
предприятий

Кредиты коммерческих  28005,32  9326,42  9095,40  9583,50
банков

Другие источники      14140,69  4059,55  5167,83  4913,31
финансирования

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

Итого                 123733,67 38105,05 40546,46 45082,16


Процент к общему      97,65     97,90    97,53    97,55
объему
финансирования

Федеральный бюджет    22089,20  6096,91  7084,98  8907,31
безвозвратная основа

Областной бюджет      22738,90  6543,37  7675,43  8520,10
Свердловской
области

Средства местных      1711,56   314,91   704,60   692,05
бюджетов

Собственные средства  35386,30  11868,19 10925,72 12592,39
предприятий

Кредиты коммерческих  28005,32  9326,42  9095,40  9583,50
банков

Другие источники      13802,39  3955,25  5060,33  4786,81
финансирования

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ,
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ

Итого                 596,70    190,22   193,75   212,73

Процент к общему      0,47      0,49     0,47     0,46
объему
финансирования

Федеральный бюджет    176,00    52,00    59,00    65,00
безвозвратная основа

Областной бюджет      282,20    96,22    89,25    96,73
Свердловской
области

Средства местных      3,00      0,50     1,00     1,50
бюджетов

Собственные средства  85,50     25,50    27,50    32,50
предприятий

Кредиты коммерческих
банков

Другие источники      50,00     16,00    17,00    17,00
финансирования

ПРОЧИЕ

Итого                 2375,85   625,26   831,16   919,44

Процент к общему      1,88      1,61     2,00     1,99
объему
финансирования

Федеральный бюджет    657,25    166,68   238,24   252,34
безвозвратная основа

Областной бюджет      879,20    189,88   321,92   367,40
Свердловской
области

Средства местных      236,60    71,10    83,00    82,50
бюджетов

Собственные средства  314,50    109,30   97,50    107,70
предприятий

Кредиты коммерческих
банков

Другие источники      288,30    88,30    90,50    109,50
финансирования
Основными источниками средств для реализации Программы являются:

 федеральный бюджет                   18,09
                                      процента

 областной бюджет Свердловской        18,86
области                               процента

 средства местных бюджетов            1,54 процента

 собственные средства                 28,24
участников                            процента
Программы

 кредиты коммерческих банков          22,1 процента

 другие источники                     11,16
                                      процента
Важнейшим элементом Программы является реализация заявленных
хозяйствующими субъектами области инвестиционных проектов, основным
 источником средств для осуществления которых служат собственные и
заемные средства предприятий-участников. В ходе реализации
коммерческих проектов будут формироваться поступления в бюджет
Свердловской области, которые во многом определяют достижение
основной цели Программы.
Под собственными средствами предприятий понимаются:
нераспределенная чистая прибыль, амортизационные отчисления,
стоимость работ, выполняемых собственными силами, взносы в уставный
 капитал.
Под кредитами коммерческих банков понимаются средства, привлекаемые
 хозяйствующими субъектами на кредитной основе в отечественных и
зарубежных банках.
Источниками средств для реализации мероприятий социальной
направленности являются бюджеты всех уровней, а также собственные
средства предприятий области и привлеченные средства населения
области.
         Глава 5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы сформирован с учетом необходимости
сочетания федеральных, региональных и отраслевых интересов.
Функциональный механизм реализации Программы включает:
1) стратегическое планирование и прогнозирование (оп ределение
стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики
развития хозяйственного комплекса области, его важнейших отраслевых
 и межотраслевых комплексов);
2) экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный
 механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение и
стимулирование выполнения программных мероприятий;
3) правовые рычаги влияния на экономическое развитие области
(совокупность нормативных правовых актов федерального и областного
уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также
 регулирующих отношения федеральных, областных и отраслевых
органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации
мероприятий и проектов Программы);
4) организационную структуру управления Программой.
Для осуществления мероприятий Программы предусматривается
использовать средства федерального и областного бюджетов,
кредитно-денежный механизм, государственную контрактную систему на
закупку и поставку продукции, налоговое законодательство, лизинг,
целевые дотации и субсидии областного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года № 97 ФЗ "О
конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд" выбор исполнителей
программных мероприятий будет осуществляться на конкурсной основе.
Среди поставщиков оборудования предпочтение будет отдано
отечественным товаропроизводителям.
Наряду с мероприятиями по ресурсному обеспечению в Программе
предусмотрен ряд институциональных преобразований и организационных
 мер, которые будут способствовать росту деловой и инвестиционной
активности в Свердловской области (приложение 3).
Для осуществления методических и организационных функций по
привлечению инвестиций в реальный сектор экономики области в 2001
году создана некоммерческая организация "Фонд поддержки инвестиций
при Губернаторе Свердловской области", учредителями которой
являются Союз предприятий оборонных отраслей промышленности
Свердловской области, Свердловский областной Союз промышленников и
предпринимателей, а также 10 крупнейших предприятий и 2 банка.
Основными целями Фонда поддержки инвестиций при Губернаторе
Свердловской области являются:
1) содействие привлечению инвестиций на территорию области и
участие в финансировании инвестиционных проектов;
2) выявление наиболее перспективных отраслей экономики и разработка
 коммерчески обоснованных вариантов реализации инвестиционной
политики;
3) объединение усилий инвестиционных институтов, промышленных
предприятий и исполнительных органов государственной власти
Свердловской области по совершенствованию инвестиционного климата
области.
В настоящее время завершено формирование уставного капитала Фонда
поддержки инвестиций при Губернаторе Свердловской области, средства
 которого в соответствии с уставом направляются в первую очередь на
 участие в финансировании инвестиционных проектов и инвестиционных
программ области, привлечение иностранных инвесторов, а также на
разработку инвестиционных программ, проектов и нормативных
документов по регулированию инвестиционного процесса, поддержание
кредитного рейтинга области.
С целью расширения строительства жилья в Свердловской области
функционирует Свердловское областное государственное учреждение
"Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", главной
целью которого является осуществление государственной поддержки
индивидуальных застройщиков в сельской местности и работников
бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при
строительстве и приобретении жилья.
        Глава 6. Оценка эффективности, социально-экономических и
        экологических последствий реализации Программы
За период реализации Программы будут заложены основы для дальнейшей
 реализации стратегических направлений развития экономики и
социальной сферы Свердловской области, обеспечено выравнивание
уровня социально-эко но ми ческого развития области в сравнении со
среднероссийскими показателями и показателями схожих по потенциалу
субъектов федерации.
Достижение целей и решение задач, поставленных на период до 2005
года, в результате выполнения Программы приведет к выходу экономики
 и социальной сферы Свердловской области на качественно новый
уровень.
Повышение уровня жизни населения области станет возможным благодаря
 повышению конкурентоспособности и реализации стратегических
преимуществ в приоритетных отраслях экономики.
Основной показатель экономического развития  валовой региональный
продукт  в 2005 году составит около 360370 млрд. рублей, что в
сопоставимых ценах на 2025 процентов выше уровня 2001 года. Объем
промышленного производства за этот период увеличится в сопоставимых
 ценах на 1925 процентов. Улучшится структура промышленности: на
фоне снижения удельного веса отраслей с низкой добавленной
стоимостью увеличится доля обрабатывающих отраслей (машиностроения
и металлообработки  на 6 процентных пунктов, промышленности
строительных материалов  на 0,4 процентных пункта, легкой
промышленности  на 0,1 процентных пункта, пищевой промышленности
на 1,7 процентных пункта) (таблица 10).
                                                         Таблица 10
                                                        в процентах

                                   2001     2005
                                   год      год


1                                  2        3

Продукция промышленности  всего    100      100

в том числе:

электроэнергетика                  10,6     12,3

топливная промышленность           0,2      0,2

черная металлургия                 24,7     19,9

цветная металлургия                27,1     22,7

химическая и нефтехимическая       2,6      2,4
промышленность

машиностроение и металлообработка  19,5     25,5

лесная, деревообрабатывающая и     1,6      1,6
целлюлозно-бумажная
промышленность

промышленность строительных        4,0      4,4
материалов

легкая промышленность              0,3      0,4

пищевая промышленность             7,2      8,9

прочие отрасли                     2,2      1,7
Устойчивость развития области связана со стабильной работой
предприятий сельского хозяйства. Реализация комплекса социальных
мероприятий на селе позволит поднять жизненный уровень сельских
жителей, привлечь и закрепить профессиональные кадры, в том числе в
 учреждения здравоохранения, образования и культуры.
Создание развитой транспортной инфраструктуры, включающей
реконструкцию аэропорта, строительство контейнерного терминала на
1000 крупнотоннажных контейнеров и совершенствование структуры
управления железной дороги с применением новых прогрессивных
технологий, будет способствовать развитию транспортных узлов
области.
Реализация Программы приведет к повышению качества жизни и
достижению уровня доходов населения в соответствии с минимальным
потребительским бюджетом. Денежные доходы на душу населения
вырастут по прогнозу более чем в 2,5 раза. При этом уменьшится доля
 населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с
30 процентов до 26 процентов.
Улучшится экологическая ситуация в области. Увеличится объем
предотвращенного экологического ущерба с 9,1 млрд. рублей в 2001
году до 15,517,9 млрд. рублей в 2005 году. Снизится объем сброса
загрязненных сточных вод и вредных веществ, выбрасываемых в
атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
Основные показатели эффективности программных мероприятий
представлены в таблице 11.
                                                        Таблица 11
         Показатели эффективности программных мероприятий

                                 2001     2005 год
                                 год

Валовой региональный продукт,    209,0    360,0370,0
млрд. рублей

Объем промышленного              209,8    381,0396,5
производства,
млрд. рублей

Темп роста объема промышленного           120,1126,3
производства
к уровню 2001 года, в процентах

в том числе по базовым
отраслям:

черная металлургия                        112,5118,4


цветная металлургия                       114,7119,4


машиностроение и                          145,7154,0
металлообработка

Валовая продукция сельского      22,2     35,2
хозяйства,
млрд. рублей

Платежи в бюджеты всех уровней,  32,8     58,5
млрд. рублей

Количество малых предприятий,    25600    31000
единиц

Число созданных рабочих мест за           20437
период
реализации программы, единиц

Денежные доходы населения на     2404,0   5088,1
душу
населения, рублей в месяц

Численность населения с          30,0     26,0
денежными
доходами ниже прожиточного
минимума,
в процентах ко всему населению

Объем предотвращенного           9,1      15,517,9
экологического
ущерба, млрд. рублей

Объем сброса загрязненных        817,6    800,0714,0
сточных
вод, млн. куб. метров

Объем вредных веществ,           1497,3   13011156
выбрасываемых
в атмосферный воздух
стационарными
источниками загрязнения, тыс.
тонн
        Глава 7. Организация управления и контроль за ходом
        выполнения Программы
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет
утвержденный заказчик, который:
1) определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации
работ по реализации Программы;
2) координирует работу исполнителей программных мероприятий и
проектов;
3) проводит согласование объемов финансирования на очередной
финансовый год и на весь период реализации;
4) при сокращении объемов корректирует перечень мероприятий и
вводимых объектов на очередной год, определяет приоритеты,
принимает меры по привлечению внебюджетных источников для
финансирования Программы. Распределение федеральных средств
осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
5) обеспечивает контроль реализации Программы, включающий в себя
контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых
финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий
путем экспертных оценок, контроль за выполнением сроков реализации
мероприятий.
Заказчик поручает Министерству экономики и труда Свердловской
области осуществлять сбор периодической отчетности о ходе
выполнения программных мероприятий, подготавливать и представлять в
 Правительство Свердловской области доклад о реализации Программы.
Это будет способствовать своевременному и качественному выполнению
мероприятий, намеченных Программой.



Информация по документу
Читайте также