Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Свердловской области от 09.11.2005 № 1524-РППРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е О содержании и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области В соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 8, ст. 1028) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 г. № 475 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3269), в целях организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности: 1. Одобрить Методические рекомендации по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области (прилагаются). 2. Рекомендовать главам муниципальных образований, руководителям организаций водопроводно-канализационного хозяйства, иных организаций всех форм собственности в практической работе руководствоваться Методическими рекомендациями по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области. 3. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (Лахтюк В.Ф.) оказать всемерную помощь и содействие главам муниципальных образований, руководителям организаций водопроводно-канализационного хозяйства, иных организаций всех форм собственности в Свердловской области в изучении и практическом применении Методических рекомендаций по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства, министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области Молчанова В.А. 5. Настоящее распоряжение опубликовать в «Областной газете». Председатель Правительства Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург 9 ноября 2005 года № 1524-РП К распоряжению Правительства Свердловской области от 09.11.2005 г. № 1524-РП Методические рекомендации по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области Глава 1. Основные положения 1. В настоящих Методических рекомендациях по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области (далее — Рекомендации) применяются следующие понятия: абонент — юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд, объекты безводопроводного противопожарного водоснабжения и инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом; авария — повреждение или выход из строя систем водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения; водоснабжение — технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды; водопроводная сеть — система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения; организация водопроводно-канализационного хозяйства — организация, осуществляющая отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующая эти системы; пожарный гидрант — устройство на водопроводной сети, предназначенное для отбора воды при тушении пожаров; представитель абонента — лицо, уполномоченное в установленном порядке представлять интересы абонента; режим подачи воды — гарантированный расход (ча со вой, секундный) и свободный напор при заданном характерном водопотреблении на нужды абонента; централизованная система водоснабжения — комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. 2. Настоящие Рекомендации действуют на всей территории Свердловской области и предлагаются к исполнению главам муниципальных образований, руководителям организаций водопроводно-канализационного хозяйства, иных организаций всех форм собственности в Свердловской области. 3. Настоящие Рекомендации определяют отношения между органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями водопроводно-канализацион но го хозяйства, иных организаций всех форм собственности в Свердловской области и подразделениями противопожарной службы в Свердловской области в сфере пользования системами противопожарного водоснабжения населенных пунктов и объектов. 4. Ответственность за наличие и исправность систем и источников противопожарного водоснабжения возлагается на абонентов, организации водопроводно-канализационного хозяйства, при отсутствии в населенных пунктах данных организаций ответственность возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. 5. Для своевременного и четкого решения вопросов использования систем и источников водоснабжения для тушения пожаров и обеспечения максимальной водоотдачи сетей подразделения противопожарной службы должны совместно с заинтересованными ведомствами разработать план (инструкцию) взаимодействия, учитывающий конкретные местные условия. 6. Финансирование мероприятий по устройству, ремонту и техническому обслуживанию систем и объектов противопожарного водоснабжения осуществляется за счет соответствующих статей расходов бюджетов муниципальных образований или абонентов в Свердловской области на коммунальные услуги, водоснабжение. Использование средств соответствующих бюджетов по статьям расходов на противопожарную безопасность для финансирования мероприятий по устройству, ремонту и техническому обслуживанию систем и объектов противопожарного водоснабжения не допускается. 7. В целях обучения личного состава подразделений противопожарной службы устройству и правильному использованию пожарных гидрантов не менее чем 1 раз в год проводятся занятия с привлечением для инструктажа технического персонала организации водопроводно-канализаци он ного хозяйства, предприятий и организаций, занимающихся ремонтом и эксплуатацией сетей противопожарного водоснабжения. 8. Отношения, не урегулированные настоящими Рекомендациями, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Глава 2. Требования по устройству противопожарного водопровода в населенных пунктах и объектах 9. Системы водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения. При имеющейся технической возможности указанных систем питьевая вода может отпускаться абонентам на иные нужды без ущерба для нужд населения и целей пожаротушения. 10. Для систем водоснабжения населенных пунктов расчеты совместной работы водоводов, водопроводных сетей, насосных станций и регулирующих емкостей следует, как правило, выполнять для следующих характерных режимов подачи воды: 1) в сутки максимального водопотребления — максимального, среднего и минимального часовых расходов, а также максимального часового расхода и расчетного расхода воды на пожаротушение; 2) в сутки среднего водопотребления — среднего часового расхода; 3) в сутки минимального водопотребления — минимального часового расхода. Для систем производственного водоснабжения характерные условия их работы устанавливаются в соответствии с особенностями технологии производства и обеспечения противопожарной безопасности. При расчете сооружений, водоводов и сетей на период пожаротушения аварийное выключение проводов и линий кольцевых сетей, а также секций и блоков сооружений не учитывается. 11. Противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах с числом жителей 5 тысяч человек и более, на объектах и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Так же противопожарный водопровод необходимо устраивать: 1) для отдельно стоящих зданий объемом более 1000 кубических метров, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; 2) производственных зданий (кроме производств категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду и менее); 3) складов грубых кормов объемом свыше 1000 кубических метров; 4) складов минеральных удобрений объемом свыше 5000 кубических метров. 12. Противопожарный водопровод должен быть выполнен таким образом, чтобы последний обеспечивал требуемый расход воды на наружное пожаротушение всех зданий и сооружений населенных пунктов и объектов в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих данное направление деятельности. 13. Наружные сети противопожарного водопровода должны быть кольцевыми с двумя самостоятельными вводами. Тупиковые линии водопроводов допускается применять: 1) для подачи воды на производственные нужды — при допустимости перерыва в водоснабжении на время ликвидации аварии; 2) для подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды — при диаметре труб не свыше 100 миллиметров; 3) для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение — при длине линий не свыше 200 метров. 14. Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий и сооружений не допускается. 15. В населенных пунктах с числом жителей до 5 тысяч человек и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 литров в секунду или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 метров при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика. 16. Устройство сопроводительных линий для присоединения попутных потребителей допускается при диаметре магистральных линий и водоводов 800 миллиметров и более и транзитном расходе не менее 80 процентов суммарного расхода, для меньших диаметров — при обосновании. При ширине проездов более 20 метров допускается прокладка дублирующих линий, исключающих пересечение проездов вводами. В этих случаях пожарные гидранты следует устанавливать на сопроводительных или дублирующих линиях. При ширине улиц в пределах красных линий 60 метров и более следует рассматривать также вариант прокладки сетей водопровода по обеим сторонам улиц. 17. Противопожарный водопровод следует принимать низкого давления, противопожарный водопровод высокого давления допускается принимать только при ответствующем обосновании. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 минут после подачи сигнала о возникновении пожара. Для населенных пунктов с числом жителей до 5 тысяч человек, в которых отсутствуют подразделения пожарной охраны, противопожарный водопровод должен приниматься высокого давления. 18. Свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров водяного столба. Свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 10 метров водяного столба при полном расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания. 19. При плановом отключении или ограничении подачи воды в сети противопожарного водопровода организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана не менее чем за 3 суток сообщить абоненту, органам местного самоуправления, местным службам государственного санитарно-эпидемиологического надзора и подразделениям противопожарной службы день и час прекращения подачи воды. 20. В случае аварии на сетях противопожарного водопровода организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в кратчайшие сроки, но не более нормативных, принять меры к ее устранению. При этом организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана сообщить об аварии подразделениям противопожарной службы. 21. При систематических перебоях в водоснабжении из-за недостаточной мощности водопровода организация водопроводно-канализационного хозяйства разрабатывает и осуществляет необходимые мероприятия по устранению причин, препятствующих нормальному водоснабжению абонентов и обеспечению подачи воды на пожаротушение. 22. При полном прекращении подачи питьевой воды в населенный пункт или отдельные его районы независимо от причин, вызвавших его, организация водопроводно-кана ли зационного хозяйства принимает меры по обеспечению временного водоснабжения населения и подразделений противопожарной службы. 23. Учет объемов питьевой воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий, а также ее оплата осуществляются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Подразделения противопожарной службы от оплаты объемов воды, затраченной на тушение пожаров и проведение занятий, освобождаются. Глава 3. Требования по размещению, установке и эксплуатации пожарных гидрантов 24. Пожарные гидранты разрешается использовать только для целей пожаротушения, выполнения ремонтных работ и промывки водопроводной сети. 25. Ответственность за исправность пожарных гидрантов несут абоненты водопроводной сети и организация водопроводно-канализационного хозяйства. 26. Пожарные гидранты должны быть изготовлены в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также сертифицированы в области пожарной безопасности. 27. Минимальный диаметр сети, на котором допускается установка пожарных гидрантов, должен быть не менее 100 миллиметров, в сельских населенных пунктах — не менее 75 мм. 28. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду и более и одного — при расходе воды менее 15 литров в секунду с учетом прокладки рукавных линий длиной 200 метров по дорогам с твердым покрытием. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов. 29. Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не ближе 5 метров от стен зданий, допускается располагать гидранты на проезжей части. При этом установка гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается. 30. Гидранты устанавливаются вертикально. Ось установленного гидранта должна располагаться не ближе 175 миллиметров от стенки горловины люка. Расстояние от торца стояка до крышки колодца должно быть не более 400 и не менее 150 миллиметров. 31. Люки колодцев с пожарными гидрантами должны закрываться крышками установленного образца. 32. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов согласно ГОСТ. Установка указателей пожарных гидрантов подразделениями противопожарной службы может осуществляться на договорной основе. 33. Открытие крышек люка колодца производится специальными ключами. 34. По причине возможного наличия в водопроводных колодцах газов строго воспрещается при открытии крышки колодца курить, зажигать спички и применять открытый огонь. 35. Открытие и закрытие гидранта производится с помощью пожарной колонки. Колонка наворачивается на резьбу установочной головки гидранта так, чтобы квадрат центрального ключа сел на квадрат штанги гидранта. Выкидные патрубки колонки должны быть закрыты. 36. Гидрант должен легко открываться и плотно закрываться. При тугом открывании гидранта следует произвести разгонку резьбы штока гидранта путем двухстороннего вращения центрального ключа колонки, в случае невозможности полного закрытия гидранта приложение дополнительных усилий недопустимо, в этом случае необходимо вызвать аварийную бригаду организации водопроводно-канализационного хозяйства. 37. При тугом навертывании колонки на гидрант необходимо произвести расточку резьбы путем вращения колонки в обе стороны. Колонка считается навернутой полностью, если вся резьба гидранта закрыта и колонка стоит плотно. Торцовый ключ при этом должен быть неподвижным. 38. Для отбора воды при установке колонки необходимо: 1) предварительно наполнить стояк гидранта водой путем открытия его центральным ключом колонки на пол-оборота. Поступление воды можно определить по характерному шуму или выходу воды из сливного отверстия гидранта; 2) после наполнения стояка гидранта и колонки водой открывают клапан гидранта (поворачивают центральный ключ колонки до отказа, сделав 10–11 оборотов), а затем вентили напорных патрубков колонки. 39. При снятии колонки необходимо свернуть ее с установочной головки гидранта. При этом нужно следить, чтобы центральный ключ пожарной колонки не вращался, так как в этом случае открывается сам гидрант, вследствие чего может получиться гидравлический удар, неблагоприятно отражающийся на водопроводной сети, и колонка напором воды может быть сорвана. 40. При открытии колодца для проверки гидранта у люка должен находиться дежурный, а во время использования на пожаре водитель пожарного автомобиля, установленного на гидрант. 41. Организация за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, возлагается на организации водопроводно-канализационного хозяйства, которые должны требовать от абонентов водопроводной сети, за которыми они закреплены, своевременную очистку крышек колодцев. При отсутствии в населенных пунктах данных организаций, ответственность за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований. 42. Контроль за беспрепятственным доступом к колодцам гидрантов возлагается на подразделения противопожарной службы. 43. Строительные и дорожно-ремонтные организации, производящие восстановление дорожного покрытия, обязаны осуществлять очистку крышек пожарных гидрантов от асфальта. Глава 4. Требования по устройству, эксплуатации и использованию искусственных водоисточников для целей пожаротушения 44. К искусственным водоисточникам относятся пруды, колодцы, каналы, различные бассейны, водонапорные башни, пожарные водоемы и резервуары. 45. Ответственность за наличие, исправность и своевременную очистку искусственных водоисточников, а также подъездов к ним несут абоненты (в населенных пунктах — органы местного самоуправления). 46. При отсутствии или невозможности обеспечить расчетное количество воды на тушение пожара строят пожарные водоемы (резервуары). Допускается устраивать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) для: 1) населенных пунктов с числом жителей до 5 тысяч человек; 2) отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 кубических метров, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; 3) зданий объемом свыше 1000 кубических метров — по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора; 4) производственных зданий с производствами категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду; 5) складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров; 6) складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров; 7) зданий радиотелевизионных передающих станций; 8) зданий холодильников и хранилищ овощей и фруктов. 47. При размещении пожарных резервуаров или водоемов следует учитывать, что подача воды в любую точку пожара должна быть обеспечена из двух соединенных резервуаров или водоемов одновременно. Размещение резервуаров и водоемов должно учитывать условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: 1) 200 метров — при наличии автонасосов; 2) 100–150 метров — при наличии мотопомп (в зависимости от их типа). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 метров. Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3–5 кубических метров. Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 миллиметров. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка. На соединительном трубопроводе со стороны водоема следует предусматривать решетку. 48. Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно требованиям нормативных документов, регламентирующих данное направление деятельности. При этом глубина их должна быть от 2 до 5 метров, каждый резервуар должен иметь люк размерами 0,6x0,6 метров с двойной крышкой и вентиляционную трубку с площадью сечения 250–300 квадратных сантиметров. В каждом резервуаре под люком предусматривают приямок глубиной не менее 0,4 метра. 49. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. 50. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с твердым покрытием дорог. 51. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели согласно ГОСТ. Установка указателей осуществляется органами местного самоуправления или абонентами. Допускается установка указателей подразделениями противопожарной службы Свердловской области на договорной основе. 52. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться не менее 50 процентов объема воды на пожаротушение. 53. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 метров, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 метров. 54. Подачу воды для заполнения пожарных резервуаров и водоемов следует предусматривать по пожарным рукавам длиной до 250 метров, длиной от 250 до 500 метров — только по согласованию с органами Государственного пожарного надзора. Пожарные резервуары и водоемы оборудовать переливными и спускными трубопроводами не требуется. 55. В сельских населенных пунктах и для целей пожаротушения устраивают водоемы-копани. При низком (2,5 метра и более) или высоком (0,5–1 метр) уровне грунтовых вод устраивают водоемы-копани в выемке, согласно требований норм. Устройство водоемов-копаней в выемке-полунасыпи, согласно требований норм, целесообразно при среднем расположении уровня грунтовых вод (примерно от 1 до 2,5 метра от поверхности земли). Минимальная глубина водоема-копани 2,5 метра, максимальная — 3,5 метра. 56. В сельских населенных пунктах для забора воды на тушение пожара используют водонапорные башни. Пожарный объем воды в баках водонапорных башен должен рассчитываться на десятиминутную продолжительность тушения одного наружного и одного внутреннего пожаров при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды. Для отбора воды от водонапорной башни в подводящую напорную трубу вваривают металлический патрубок с запорным вентилем и соединительной головкой. Для отбора и подачи воды на тушение пожаров непосредственно от водонапорной башни насосами пожарных машин используют водосточный колодец, заполняемый водой, путем открытия задвижки на грязеотводной трубе. Глава 5. Требования по устройству, эксплуатации и использованию естественных водоисточников для целей пожаротушения 57. К естественным водоисточникам относятся реки, озера, ручьи. 58. При наличии на территории объекта или населенного пункта естественных водоисточников (в радиусе 200 метров) к ним должны быть устроены пожарные подъезды (пирсы) или береговые колодцы. 59. Ответственность за наличие, исправность и своевременную очистку пирсов и береговых колодцев, подъездов к ним, устройство незамерзающих прорубей, а также установку указателей согласно ГОСТ несут абоненты (в населенных пунктах — органы местного самоуправления). 60. Пирс выполняется на пологих берегах, подъезд должен быть оборудован площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров. Конструкцию пирса и материал для его изготовления выбирают из расчета обеспечения безопасной работы одновременно трех наиболее тяжелых по массе пожарных автомобилей, расположенных в подразделениях пожарной охраны муниципального образования. 61. Площадка пирса должна быть расположена не выше 5 метров от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7 метра. В случаях изменения уровня воды в течение года предусматриваются двухъярусные пирсы. 62. Настил площадки устраивают из пластин, ширина настила 4,5–5 метров, боковые стороны площадки ограждают на высоту 0,7–0,8 метра. 63. В случае, когда не возможно устроить пирс, устраивают береговые колодцы объемом не менее 5 кубических метров. 64. Береговые колодцы, согласно требований норм, выполняют из бетона или камня и оборудуют двумя крышками, пространство между которыми зимой заполняют утепляющими материалами. 65. Глубина заложения приемной трубы берегового колодца должна быть ниже уровня промерзания грунта не менее чем на 0,2 метра и нижней поверхности льда в водоеме — не менее чем на 0,5 метра, диаметр трубы не менее 200 миллиметров. Перед береговым колодцем на соединительном трубопроводе устанавливается задвижка, штурвал которой выводится под крышку люка. На конце трубы со стороны водоема укрепляют металлическую сетку выше дна водоема не менее чем на 0,5 метра. 66. В целях обеспечения быстрого забора воды в зимнее время около пирсов устраивают незамерзающие проруби размером не менее 0,6x0,6 метра. В целях предотвращения замерзания проруби в нее вмораживают пустую деревянную бочку дном под лед так, чтобы большая часть ее высоты находилась под водой. Бочка заполняется утепляющим материалом, который выбрасывается перед забором воды, а дно бочки выбивается. Местоположение бочки должно быть обозначено. 67. В целях уменьшения толщины дна и увеличения полезного объема воды рекомендуется утеплять естественные водоисточники путем засыпки поверхности льда и части берега на 1 метр от края слоем снега в 70–80 сантиметров. Глава 6. Организация проверки и ремонта пожарных гидрантов, водоемов и резервуаров 68. Состояние пожарных гидрантов проверяется не менее двух раз в год представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства (или абонента), в районе обслуживания которых расположены гидранты. 69. При первой проверке (весенней) осуществляются следующие мероприятия: 1) проверка работы штока гидранта калибром; 2) установка пожарной колонки на гидрант с пуском воды; 3) прочистка затравочного отверстия; 4) удаление воды из стояка гидранта при забитом отверстии затравки; 5) выемка ранее забитой затравки при уровне грунтовых вод в колодце пожарного гидранта ниже пожарного фланца; 6) составление суточного акта по прилагаемой форме (приложение № 1 к настоящим Рекомендациям); 7) составление сводного акта по прилагаемой форме (приложение № 2 к настоящим Рекомендациям) по результатам проверки всех гидрантов. 70. При второй проверке (осенней) осуществляются следующие мероприятия: 1) проверка работы штока гидранта калибром; 2) установка пожарной колонки на гидрант без пуска воды; 3) прочистка затравочного отверстия; 4) удаление воды из стояка гидранта при забитом отверстии затравки; 5) забивка затравок при высоком уровне грунтовых вод в колодце пожарного гидранта; 6) составление суточного акта; 7) составление сводного акта по результатам проверки всех гидрантов. 71. Подразделениям противопожарной службы предоставляется право проверок сетей и источников противопожарного водоснабжения, а также выборочного контроля состояния гидрантов без участия представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства (или абонента) с соблюдением следующих условий: 1) опробование гидрантов с пуском воды разрешается только при плюсовых температурах наружного воздуха; 2) при отрицательных температурах от 0 до минус 15 градусов допускается только внешний осмотр гидранта без пуска воды; 3) не допускается открытие крышек колодца для внешнего осмотра гидрантов при температурах ниже минус 15 градусов во избежание потерь тепла из колодца; 4) запрещается при проверке во всех случаях применение торцевого ключа при открытии пожарных гидрантов; 5) во всех случаях при проверках запрещается применение торцевого ключа для пуска воды. 72. Руководители организаций и предприятий независимо от форм собственности обязаны обеспечить беспрепятственный допуск представителям подразделений противопожарной службы для проверки сетей и источников наружного противопожарного водоснабжения. Руководители подразделений противопожарной службы не менее чем за 1 день должны известить руководство организации (предприятия) о предстоящей проверке сетей и источников противопожарного водоснабжения. 73. Обо всех обнаруженных неисправностях должностные лица противопожарной службы обязаны сообщить сведения в аварийную службу организации водопроводно-канализационного хозяйства. В подразделении противопожарной службы записи производятся в журнале проверок пожарных гидрантов и книге службы, с последующей отметкой об устранении неисправности. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в аварийном порядке устраняет неисправности и сообщает об этом в подразделение противопожарной службы. 74. Снятие пожарных гидрантов с водопроводной сети населенных пунктов и объектов без согласования с органами Государственного пожарного надзора запрещается. На зимний период в исключительных случаях допускается снимать отдельные пожарные гидранты, расположенные в местах с высоким уровнем грунтовых вод. При этом производится обследование гидрантов работниками организации водопроводно-канализационного хозяйства совместно с представителями противопожарной службы, где изыскивается приемлемое решение по дальнейшей эксплуатации данных пожарных гидрантов. 75. На зимний период времени производится утепление пожарных гидрантов. Перечень гидрантов определяется противопожарной службой. Работа по утеплению проводится работниками организации водопроводно-канализационного хозяйства или абонентами. По окончанию работ список утепленных гидрантов высылается в подразделения противопожарной службы. 76. Ремонт пожарных гидрантов, принятых в эксплуатацию, проводится работниками организации водопроводно-канализационного хозяйства (или абонента) на основании сводного акта и плана-графика ремонта гидрантов. Неисправности гидрантов, требующие ремонта силами работников организации водопроводно-канализационного хозяйства (абонента): 1) обрыв червяка с шаровым клапаном, центральный ключ начинает свободно вращаться; 2) попадание песка или посторонних предметов во втулку червяка, что приводит к неполному наворачиванию или невозможности навернуть колонку; 3) соскакивание резинового кольца шара, при этом невозможно перекрыть гидрант. При обнаружении этого следует немедленно навернуть колонку и не снимать ее до прибытия аварийной бригады. Аварийная служба обязана в срок не более 24 часов освободить колонку и вернуть ее в подразделение противопожарной службы; 4) нарушение центровки квадрата штанги стояка, при этом навернуть колонку невозможно; 5) завальцевание квадрата штанги стояка, он не открывается или прокручивается торцевой ключ колонки; 6) пропуск воды из-за не плотности прилегания резинового кольца у шара; 7) вода не уходит из стояка гидранта, так как засорено сливное отверстие; 8) смещен стояк, невозможно навернуть пожарную колонку. 77. По окончанию работ по ремонту подразделениями противопожарной службы проводится контрольная проверка их состояния с извещением организации водопроводно-канализационного хозяйства и отметкой в журнале учета неисправных пожарных гидрантов. 78. Состояние пожарных водоемов и резервуаров проверяется не менее двух раз в год абонентами, на территории которых имеются резервуары и водоемы, и представителями подразделений противопожарной службы, в районе обслуживания которых они расположены. 79. Подразделениям противопожарной службы предоставляется право выборочного контроля состояния пожарных водоемов и резервуаров с представителем абонента. Обо всех обнаруженных неисправностях должностные лица противопожарной службы должны сообщить руководителю объекта. Руководитель объекта в срочном порядке принимает меры к устранению неисправностей и сообщает об этом в подразделение противопожарной службы с указанием сроков начала и окончания ремонта. 80. На зимний период времени производится утепление пожарных водоемов и резервуаров. Работы по утеплению проводятся работниками абонентов. По окончанию работы список утепленных водоемов и резервуаров, незамерзающих прорубей высылается во все подразделения пожарной охраны, расположенные на территории муниципального образования. 81. Очистка резервуаров, устройство незамерзающих прорубей возлагается на абонентов. 82. Контроль за очисткой пожарных водоемов и резервуаров и устройство незамерзающих прорубей возлагается на подразделения противопожарной службы. 83. Ремонт пожарных водоемов и резервуаров, принятых в эксплуатацию, проводится работниками предприятий и организаций, на территориях которых они находятся. 84. При окончании работ по ремонту пожарных водоемов и резервуаров подразделениями противопожарной службы проводится контрольная проверка их состояния с отметкой в журнале учета неисправных резервуаров и водоемов. Глава 7. Испытание водопроводных сетей на водоотдачу 85. Под водоотдачей водопроводных сетей подразумевается то максимальное количество воды, которое можно отобрать из отдельных ее участков для целей пожаротушения. Испытание водопроводных сетей на водоотдачу проводится во время приемки в эксплуатацию новых и реконструированных зданий и сооружений, а также в период пожарно-технических обследований особо важных и пожароопасных объектов. Испытанию подвергаются наиболее трудные для водоотбора участки водопроводной сети: тупиковые линии, участки с малым диаметром трубопроводов, с большим водопотреблением. 86. В целях проведения испытаний организация водопроводно-канализационного хозяйства: 1) готовит приказ о подготовке и проведении испытаний; 2) предусматривает состав комиссии; 3) определяет порядок материально-технического обеспечения, методы испытаний; 4) разрабатывает план проведения испытаний с указанием конкретных мероприятий, выполнение которых необходимо в процессе испытаний водопроводных сетей; 5) проводит инструктаж всех привлекаемых к работе по проверке водопроводной сети. 87. Методика испытаний водопроводных сетей на водоотдачу состоит в том, чтобы определить по нормам, каким должны быть напор и расход воды, установить напор и расход воды в водопроводной сети, сравнить фактический напор и расход с требуемым по нормам и сделать вывод об их соответствии. 88. Испытания должны проводится в часы максимального водоразбора на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. 89. Результаты испытаний оформляются актами по прилагаемой форме (приложение № 3 к настоящим Рекомендациям). 90. По результатам испытаний разрабатываются практические мероприятия, которые принимают за основу организации финансирования и материально-технического обеспечения работ по совершенствованию противопожарного водоснабжения. 91. Подразделения противопожарной службы могут привлекаться к проведению испытаний на договорной основе. Глава 8. Ответственность за неудовлетворительное содержание и эксплуатацию источников противопожарного водоснабжения 92. Руководители организаций, другие должностные лица и граждане за невыполнение требований, изложенных в главах 1–7 настоящих Рекомендаций, могут привлекаться к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Форма Приложение № 1 к методическим рекомендациям по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области Суточный акт «____» ____________ 20___ г. Мы нижеподписавшиеся, представитель противопожарной службы ___________________________ с одной стороны и представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства _____________ ___________________________________________________ с другой стороны, составили настоящий акт о том, что данного числа был проведен совместный осмотр пожарных гидрантов (водоемов) и проверка их исправности. Осмотрены пожарные гидранты (водоемы) по адресам: |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————| |№ п/п | Адрес пожарного гидранта (водоема) | Результат | | | | проверки | |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————| | | | | |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————| Обнаружены неисправности пожарных гидрантов (водоемов): |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————| |№ п/п | Адрес пожарного гидранта (водоема) | Характер | | | |неисправности | |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————| | | | | |——————|—————————————————————————————————————————|——————————————| Представитель ГПС __________________________________________ Представитель организации водопроводно-канализацион но го хозяйства ____________________________________________________ м.п. Форма Приложение № 2 к методическим рекомендациям по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области Сводный акт «____»_______________ 20____ г. Мы нижеподписавшиеся, представитель противопожарной службы ___________________________ с одной стороны и представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства _____________ ___________________________________________________ с другой стороны, составили сводный акт о том, что в период с «___»________20__ г. по «__»________20__ г. произведен осмотр технического состояния пожарных гидрантов. Проверкой осмотрены пожарные гидранты: |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | № | Наименование мероприятий |Количество | Примечание | | п/п | | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | 1. |Осмотрено пожарных гидрантов | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | 2. |Обнаружено неисправных гидрантов | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | 3. |Исправлено гидрантов | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | 4. |Обнаружено замороженных гидрантов | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | 5. |Отогрето гидрантов | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| | 6. |Выбито забитых затравок | | | |——————|——————————————————————————————————|———————————|————————————| Адреса неисправных гидрантов: |——————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————| |№ п/п | Адрес | Метраж | Характер | Ликвидация | | | | |неисправности |неисправности | |——————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————| | | | | | | |——————|——————————————|——————————————|——————————————|——————————————| Представитель ГПС __________________________________________ Представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства ____________________________________________________ м.п. Форма Приложение № 3 к методическим рекомендациям по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области Акт испытания водопроводного участка на водоотдачу для целей пожаротушения Комиссией в составе: ___________________________ ___________________________________________________ в период с «__»__________20__ г. по «__»__________20__ г. произведено испытание водопроводной сети на водоотдачу для целей пожаротушения. В ходе испытания выявлено: |—————————|—————————|—————|——————|——————————————————————————————---|—————————| | Участок | Номера | Тип |Диамет| Количество стволов и напоры |Водоотдач| | водо- | гидран- |сети | р | перед спрыском | а | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| |проводной|тов и их | |сети, |Спрыск, | Напор |Спрыск, | Напор |гидранта,| | сети | место | | мм | __ мм | перед | __ мм | перед | литров | | | нахож | | | |спрыско| |спрыско|в секунду| | | дение | | | | м, | | м, | | | | | | | | атмо | | атмо | | | | | | | | сфер | | сфер | | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| | | | | | | | | | | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| | | | | | | | | | | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| | | | | | | | | | | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| | | | | | | | | | | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| | | | | | | | | | | |—————————|—————————|—————|——————|————————|———————|————————|———————|—————————| Заключение: водопровод способен обеспечить расход воды ___ литров в секунду при напоре ___ атмосфер напор на насосной станции ___ метров водяного столба Члены комиссии: ——————————————————— ——————————————————— Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|