Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 06.09.1996 № 755-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении Программы информационного обеспечения социально-экономического развития Свердловской области Рассмотрев проект Программы информационного обеспечения социально-экономического развития Свердловской области, подготовленный управлением информационных технологий Правительства области с участием института математики и механики УрО РАН, и в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области "О развитии информатизации в Свердловской области" N 155 от 22 апреля 1996 г. Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Программу информационного обеспечения социально-экономического развития Свердловской области (основные направления) (прилагается). 2. Департаменту финансов Правительства области (Червяков В. Ю.) обеспечить в 1996 году финансирование приоритетных направлений Программы в объеме 9,3 млрд. руб., предусмотренное в областном бюджете текущего года. 3. Комитету по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.), департаменту финансов (Червяков В. Ю.) при формировании областного бюджета предусмотреть финансирование указанной Программы в объеме 82,5 млрд. руб. в разделе целевых программ (на 1997 г. - 16,9 млрд. руб., на 1998 г. - 33,1 млрд. руб., на 1999 г. - 32,5). 4. Управлению информационных технологий Правительства области (Мохов В. В.) обеспечить организацию всего комплекса работ по реализации Программы. 5. Считать необходимым создание при Правительстве области научно-технического совета по информатизации. Управлению информационных технологий (Мохов В. В.) подготовить соответствующие предложения и внести на рассмотрение председателю Правительства области. 6. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области Данилова Н. И. Председатель Правительства Свердловской области А. П. Воробьев от 6 сентября 1996 года N 755-п УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Свердловской области от 6 сентября 1996 г. N 755-п ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И МЕХАНИКИ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ПРОГРАММА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (основные направления) г. Екатеринбург, 1996 Оглавление 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Паспорт программы 1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Программе 1.3. Концептуальные положения 1.4. Цели Программы 1.5. Основные задачи Программы 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2.1. Создание системы учета и регистрации баз и банков данных, организация ведения регистра информационных ресурсов на территории Свердловской области 2.2. Создание структурированной кабельной сети здания Правительства Свердловской области 2.3. Создание сети передачи данных Свердловской области 2.4. Информационная система управления объектами государственной и муниципальной собственности 2.5. Информационная система управления природными ресурсами Свердловской области 2.6. Информационная поддержка формирования и исполнения бюджета 2.7. Информационная система управления финансовыми средствами Свердловской области (взаимодействия с уполномоченными банками) 2.8. Информационная система обеспечения сбора налогов 2.9. Информационная система "Инвестиционный потенциал Свердловской области" 2.10. Информационная система мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития предприятий, муниципальных образований, административных округов и Свердловской области в целом 2.11. Информационная поддержка обеспечения законодательного процесса 2.12. Оснащение техническими средствами структурных подразделений Губернатора и Правительства области 2.13. Система электронного документооборота 2.14. Развитие издательско-полиграфического комплекса 2.15. Информационная безопасность 2.16. Нормативно-правовое обеспечение программы 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Паспорт программы Основания для разработки Указ Губернатора Свердловской области "О развитии информатизации в Свердловской области" от 22 апреля 1996 г. N 155 Заказчик Правительство Свердловской области Общее научное и Объединенный ученый совет по методическое руководство математике, механике и Программой информатике Уральского отделения Российской Академии Наук (УрО РАН) Правовая основа 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95. 3. Федеральный Закон "Об участии в международном информационном обмене" от 05.06.96. 4. Федеральный Закон "О связи" от 20.01.95. 5. Указ Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.95 N 170. 6. Указ Президента РФ "О президентских программах по правовой информатизации" от 04.08.95 N 808. 7. Указ Президента РФ "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21.02.95 N 487. 8. Указ Губернатора Свердловской области "О развитии информатизации в Свердловской области" от 22.04.96 N 155. 9. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.95 N Пр-1694). Этапы реализации I этап (IV квартал 1996-1997 гг.) Разработка общего технического задания на создание информационной инфраструктуры. Реализация приоритетных направлений Программы. 2 этап (1998 - 1999 гг.) Уточнение и дальнейшее развитие Программы, разработка целевых подпрограмм информатизации в Свердловской области в соответствии с основными направлениями. 3 этап (2000 - 2005 гг.) Разработка и реализация подсистем информационного обеспечения полномочий органов исполнительной власти области в полном объеме. Финансирование работ 1. Средства областного бюджета. 2. Средства федерального бюджета, выделяемые для финансирования работ по информатизации органов управления. 3. Внебюджетные источники финансирования. Организация работ 1. Формирование из числа членов Объединенного ученого совета по математике, механике и информатике УрО РАН, представителей Правительства Свердловской области и других организаций постоянно действующих рабочих групп по основным направлениям развития информатизации для совместного обсуждения и согласования решений в части: - возможности и целесообразности использования программно-технических средств, представляемых отдельными разработчиками, учреждениями и предприятиями; - возможности использования научно-производственного потенциала Свердловской области, Уральского региона, России и зарубежных стран. 2. Обеспечение соответствия состава и стадий выполнения работ существующим российским и международным стандартам. 1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Программе В настоящей Программе используются следующие основные понятия: ИНФОРМАЦИЯ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от их представления. ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ДОКУМЕНТ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ (ПРОДУКЦИЯ) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей; МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации; ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации; ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА (СРЕДА) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации; ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы; ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами; БАЗА ДАННЫХ - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях; БАНК ДАННЫХ - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин; ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах); СОБСТВЕННИК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, СИСТЕМ, ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами; ВЛАДЕЛЕЦ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, СИСТЕМ, ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом; ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ (ПОТРЕБИТЕЛЬ) ИНФОРМАЦИИ - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею; СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИХ ТЕХНОЛОГИЙ - программные технические, лингвистические, правовые организационные средства (программы для электронных вычислительных машин, средства вычислительной техники и связи, словари, тезаурусы и классификаторы: инструкции и методики, положения, уставы, должностные инструкции, схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию; МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации; СРЕДСТВА МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене. ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - средства областного бюджета, областные внебюджетные фонды, средства для взаиморасчетов с местными бюджетами (фонды финансирования местных бюджетов), средства областных бюджетных организаций, заемные и кредитные средства областного бюджета, средства федерального бюджета по федеральным программам, реализуемым на территории области. Основные термины приводятся в соответствии с действующим законодательством: - Федеральный Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года; - Федеральный Закон РФ "Об участии в международном обмене" от 4 июля 1996 года; - Постановление Правительства РФ "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" от 28 февраля 1996 года; - Областной Закон Свердловской области "Об уполномоченных банках Правительства Свердловской области" от 19 января 1996 года. 1.3. Концептуальные положения Настоящая Программа информационного обеспечения социально - экономического развития (основные направления), далее по тексту - "Программа", разработана на основании Указа Губернатора Свердловской области "О развитии информатизации в Свердловской области" от 22 апреля 1996 г. N 155, призвана увязать в единый, комплексный, согласованный и целенаправленный процесс все правовые, организационные и научно-исследовательские мероприятия по созданию распределенной информационной среды и представляет собой комплекс первоочередных направлений региональной информатизации. Современное состояние информатизации в Свердловской области характеризуется тем, что процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей проходит недостаточно организованно. Уровень информатизации отдельных корпоративных комплексов негосударственного сектора экономики (например, банковская деятельность) значительно опережает информационные условия деятельности большинства организаций, включая сферу управления. При этом отсутствуют единые подходы и стандарты формирования, а также использования информационных ресурсов. Для достижения общей цели создания современной (отвечающей требованиям международных стандартов) распределенной информационной среды деятельности всех органов власти, предприятий и организаций на территории Свердловской области потребуется не только продолжительное время, но и привлечение значительных материальных ресурсов. Однако для того, чтобы отставание в применении информационных и компьютерных технологий в ближайшем будущем не стало необратимым, необходимо этот процесс начать уже сегодня. В первую очередь по основным, базовым направлениям с тем, чтобы в последующие периоды в дискретном режиме можно только уточнять и наращивать областную Программу. В Программе определены стратегические направления информатизации, вытекающие из Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов, Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области", Программы действий Губернатора Свердловской области на 1996-1999 годы, а также иных правовых актов. Программа нацелена на использование передовых информационных технологий для реализации полномочий органов исполнительной государственной власти Свердловской области в политической, финансово-экономической, производственной и социальной сферах. Разработка настоящей Программы осуществлялась с учетом передового мирового опыта и новых научных достижений, а также практических решений создания региональных информационных систем в Москве, Татарстане, Нижегородской, Кемеровской, Томской, Ярославской и других областях. В дальнейшей работе по реализации Программы должны быть учтены предложения научно-производственных объединений, отраслевых научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других структур, имеющих опыт создания информационных систем, автоматизированных баз и банков данных различных уровней и назначений. Поступающие при этом предложения будут иметь статус рабочих материалов для разработки всех последующих документов. Программа предусматривает расширение участия Свердловской области в федеральных программах информатизации. Настоящая Программа увязана с федеральными и отраслевыми программами информатизации, в т.ч. программой информационного обеспечения правоохранительных и судебных органов, разработанной по решению Совета общественной безопасности Свердловской области. Названные подходы позволяют на основе конкурсного отбора одновременно вести научные исследования в части разработки отдельных компонентов Программы, а также ее реализацию по всем направлениям. 1.4. Цели Программы Цель выполнения Программы - создание региональной информационной системы и единой информационной среды, охватывающих все отрасли социально-экономической сферы Свердловской области, которые должны существенно повысить качество процессов управления областью за счет предоставления органам управления всех уровней оперативной и достоверной информации, создающей возможности оптимизации принимаемых решений и контроля их выполнения. В результате выполнения Программы должна быть создана региональная информационная среда, входящая составной частью в единое информационное пространство России, должны быть созданы информационные ресурсы и средства их поддержки и развития, содержащие достаточно полную и достоверную информацию о всех аспектах социально-экономической сферы Свердловской области, современные скоростные средства обмена информацией и развитые интеллектуальные средства использования информационных ресурсов управляющими структурами всех уровней в пределах их компетенции. 1.5. Основные задачи Программы Для реализации Программы необходимо решение следующих задач: - Создание единой, распределенной по территории, информационной среды как совокупности баз и банков данных, локальных и глобальных информационных систем, содержащей информацию о всех аспектах социально-экономической сферы региона и представляющей собой региональные информационные ресурсы. Создание и развитие ведомственных, межотраслевых и территориальных систем сбора и обработки информации, основанных на современных информационных сетевых технологиях. - Создание и развитие региональной системы обмена данными, основанной на технологиях компьютерных сетей, между всеми субъектами социально-экономической сферы региона и органами государственного управления и имеющей выход в российские и зарубежные компьютерные сети. - Разработка и внедрение в регионе современных информационных технологий обработки данных, в частности, интеллектуальных программных средств (экспертных, обучающих и справочных систем, системы взаимосвязанных моделей экономических и социальных процессов), позволяющих исследовать качество принимаемых решений и корректировать их. - Повышение квалификации государственных служащих органов управления и других государственных органов в области использования современных информационных технологий. - Создание организационно-технических и правовых условий обеспечения Программы. Для решения вышеуказанных задач определяются следующие основные направления. 1.5.1. Формирование региональных информационных ресурсов, создание и развитие систем сбора информации Информационные потоки в Свердловской области, как внутрирегиональные, так и межрегиональные и международные, характеризуются достаточной интенсивностью и безусловно будут увеличиваться в дальнейшем. Кроме текстовых сообщений и документов они могут содержать значительный объем графической информации, в них будут присутствовать документы, несущие финансовые обязательства и конфиденциальную информацию. Формирование и использование информационных ресурсов - центральная задача создания единой распределенной информационно - вычислительной среды Свердловской области. Создание такой среды позволит создать предпосылки для существенного повышения эффективности функционирования органов власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности. Это может быть достигнуто на основе использования всей накопленной информации и более динамичной организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления областью. Необходимость учета и регистрации баз и банков данных обусловлена необходимостью выявления и устранения параллельно существующих информационных ресурсов, что влечет за собой дублирующее финансирование. Нормативное закрепление за конкретными организациями отдельных баз и банков данных, установление ответственности за полноту информации, ее актуализацию позволит обеспечить достоверность хранящейся в них информации, соблюсти принцип однократного ввода и многоцелевого использования. В настоящее время только отдельные федеральные ведомства имеют распределенные по районам области компьютеризированные системы сбора и передачи информации, основной же поток информации существует в традиционном виде на бумажных носителях информации. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о совершенствовании деятельности соответствующих служб, ответственных за сбор, обобщение и передачу информации в вышестоящие инстанции таким образом, чтобы они, используя единую современную технологию, повысили качество и оперативность предоставления информации. Определяющим условием решения этой задачи является стандартизация и унификация технических решений по следующим вопросам: - совершенствование систем сбора, систематизации, поддержки информационных ресурсов в актуальном состоянии; - разработка единых правил и стандартов взаимодействия пользователей с базами данных; - соблюдение принципа однократности ввода информации и ее многоцелевого использования. Их решение в значительной мере будет зависеть от успешного создания единой распределенной информационной базы, основными компонентами которой должны быть: - база данных юридических лиц области; - база данных физических лиц области; - база данных основных показателей социально-экономического развития области; - базы данных статистических органов; - кадастры природных ресурсов; - база данных по экологическому мониторингу области; - базы данных предприятий - товаропроизводителей, экспортеров и импортеров продукции, в т.ч. предприятий, традиционно входивших в систему производственных межрегиональных связей на территории России и за ее пределами; - базы данных теплоисточников Свердловской области; - базы данных по государственной собственности, жилому фонду, капитальным строениям и др.; - базы данных по российскому и местному законодательству. Выше перечислены только основные обязательные компоненты информационной базы, другие составляющие ее должны быть учтены на этапе проектирования системы. Создание информационной базы будет наиболее трудоемким и дорогостоящим этапом при выполнении программы. Работы по созданию некоторых компонентов информационной базы ведутся в области в течение нескольких последних лет, необходимо учесть опыт разработок, накопленные данные и результаты. 1.5.2. Создание региональной системы обмена данными В Екатеринбурге и частично в некоторых районных центрах области достаточно активно работают на рынке телекоммуникационных услуг некоторые глобальные компьютерные сети: УралВЭС, РОСНЕТ, РОСПАК, СПРИНТ, ИНФОТЕЛ, РЕЛКОМ. Все они являются коммерческими компьютерными сетями, т.е. предоставляют услуги любым заинтересованным организациям и физическим лицам по договорам. Таким образом, можно считать, что некоторая сетевая инфраструктура существует и может служить основой для создания региональной сети, отвечающей целям данной программы. Для создания региональной распределенной интегрированной среды передачи данных следует объединить существующие, а также вновь создаваемые компьютерные сети. При разработке системы обмена данными необходимы: - создание региональной системы скоростных междугородных каналов связи, основанных на современных средствах передачи данных - волоконно-оптических, спутниковых и других. Развитие цифровых АТС и скоростных цифровых линий связи в городах области. - разработка топологии сетевой среды, охватывающей все районные и промышленные центры области. Должны быть предусмотрены шлюзы и возможность доступа в существующие сети передачи данных, в том числе телексные, факсимильные, телетайпные. - выбор сетевой технологии и оборудования, обеспечивающих оперативную передачу необходимых потоков информации за счет резервирования основных систем, высокую степень надежности и отказоустойчивость работы на всех уровнях. Региональная система обмена данными может рассматриваться как структура, интегрирующая множество глобальных и локальных сетей региона, создаваемых различными организациями в соответствии с принципами, изложенными в данной Программе, и в свою очередь, входящая как составной элемент в информационную структуру России. Любая организация в области может создать собственную сеть, отвечающую принципам данной Программы, и, получив соответствующую лицензию, войти как составная часть в региональную информационную сеть. 1.5.3. Разработка и внедрение информационных технологий обработки данных, интеллектуальных программных средств и математических моделей в информационном обеспечении основных полномочий органов исполнительной власти В настоящее время многие организации области, особенно в областном центре, достаточно широко используют компьютеры и локальные компьютерные сети для автоматизации процессов сбора и обработки данных. При этом в подавляющем большинстве случаев в них используется простейшее программное обеспечение, позволяющее в основном увеличить количество обрабатываемых данных, а вся обработка ведется способом, соответствующим традиционной бумажной технологии. Эффект от внедрения компьютерной технологии в этом случае незначителен. Существенного повышения эффективности от использования средств вычислительной техники можно достичь только в том случае, если будут применяться новейшие информационные технологии и математические модели процессов в различных предметных областях, позволяющие "проигрывать" принимаемые решения на моделях и оптимизировать их по различным критериям. Для реализации этой части программы необходима разработка: экспертных систем в различных областях управления социально - экономической сферой региона; специально организованных структур знаний (базы знаний, гипертекстовые мультимедийные тезаурусы и др.) по наиболее актуальным направлениям управленческой деятельности; математических моделей функционирования основных социально - экономических процессов в регионе и реализация на их базе имитационных и оптимизирующих программ. Системы поддержки принятия решений должны использовать всю возможную информацию об объектах или ситуациях, подлежащих анализу и, следовательно, должны основываться на соответствующих информационных системах. Они должны быть дополнены стандартными интеллектуальными блоками, призванными решать следующие важнейшие задачи. Задача факторного анализа ситуаций, который из всего многообразия факторов определяет важнейшие, определяющие поведение анализируемого объекта на данный момент, находит значимые связи с другими объектами или ситуациями, дает первичный статистический и структурный анализ состояния объекта, его динамики и т.д. Широкий набор возможностей такого рода позволит лицу, принимающему решение, глубже понять природу исследуемого объекта, глубинные закономерности его развития. Задача классификации (диагностики). Анализ динамики объекта предполагает отнесение его к определенному классу объектов, т.е. классификацию. Как правило, это происходит на основе решения задачи предыдущего этапа - факторного анализа, на основе анализа предыстории развития объекта и определяющих его факторов. Этап классификации необходим, поскольку сценарии развития объектов, принадлежащих различным классам, могут отличаться коренным образом. Задача прогнозирования развития объекта (ситуации). Для лица, принимающего решение, необходим прогноз развития объекта в результате тех или иных управляющих воздействий. "Проигрывание" возможных сценариев развития - важнейший элемент всякой достаточно развитой системы поддержки принятия решений. Задача оптимизации принимаемых решений по различным критериям. Как правило, существует целый ряд допустимых решений и, следовательно, необходимо уметь отыскивать среди них оптимальное по заданному критерию. Довольно часто при этом возникают противоречивые задачи. Так, например, по своей сути является противоречивой задача максимизации прибыли при минимальных ресурсах. Таким образом, используемые при этом модели должны уметь работать с противоречивыми задачами. Вместе с тем, наряду со стандартными блоками - надстройками над информационными системами, должен быть разработан ряд экспертных систем, пользующихся своими базами знаний в своей предметной области, которые дополняют соответствующие базы данных и организованы специальным образом: в виде, например, сетей фреймов, учитывающих логическую природу знаний именно в данной предметной области. 1.5.4. Повышение квалификации работников сферы управления и государственных органов Деятельность органов исполнительной власти в условиях использования новых информационных технологий потребует от государственных служащих всех уровней получения новых знаний, навыков и приемов работы с использованием компьютерной техники. Задача повышения квалификации сотрудников государственных органов для работы с использованием информационных технологий должна быть отнесена к одному из приоритетных направлений данной Программы. Учитывая отсутствие на территории Свердловской области единого центра подготовки и переподготовки специалистов в сфере информатики (прежде всего, для нужд государственных органов исполнительной власти), Программой предусматривается на базе Уральской академии государственной службы создать кафедру информатики, специалисты которой могли бы вести не только преподавательскую, но и научно - исследовательскую и организационно-методическую работу в рамках реализации настоящей Программы (для этого достаточно согласовать организационно - методологические вопросы с Российской академией государственной службы при Президенте РФ). Основные задачи, которые следует решить для создания системы обучения повышения квалификации сотрудников государственных органов: - создание постоянно действующего центра обучения специалистов новым информационным технологиям; - разработка программы подготовки и переподготовки государственных служащих в сфере информатизации; - разработка и внедрение системы непрерывного повышения квалификации путем сочетания различных систем обучения: очного, с отрывом от производства, заочного, краткосрочных курсов, семинаров, систем дистанционного обучения и самообучения; - разработка и издание учебных и методических пособий по видам обучения для различных категорий специалистов, разработка обучающих и тестирующих программ и тренажеров; - создание системы консультационных пунктов, в том числе типа "горячая линия", в которых возможно получение квалифицированных справок в случае аварийных и нештатных ситуаций. Внедрение и использование всеобъемлющей системы обучения и повышения квалификации работников государственных органов несомненно будет способствовать успешному выполнению Программы. 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Информатизация Свердловской области - это сложный, многоплановый, непрерывный процесс, требующий значительных ресурсов, поэтому необходимо выделять среди основных его направлений - приоритетные. ---T-----------------------T-------------------------T-----------¬ ¦N ¦Основные направления ¦Приоритетные направления ¦Сроки ¦ ¦пп¦ ¦ ¦реализации ¦ +--+-----------------------+-------------------------+-----------+ ¦1 ¦Формирование ¦1. Организация ведения ¦1996-1997 ¦ ¦ ¦региональных ¦регистра информационных ¦гг. ¦ ¦ ¦информационных ¦ресурсов Свердловской ¦ ¦ ¦ ¦ресурсов, создание и ¦области, учет и ¦ ¦ ¦ ¦развитие систем сбора ¦регистрация баз и ¦ ¦ ¦ ¦информации ¦банков данных ¦ ¦ +--+-----------------------+-------------------------+-----------+ ¦2 ¦Создание региональной ¦1. Создание ¦1996-1997 ¦ ¦ ¦системы обмена данных ¦структурированной ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦кабельной сети здания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Свердловской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Создание областной ¦1996-1999 ¦ ¦ ¦ ¦сети передачи данных ¦гг. ¦ +--+-----------------------+-------------------------+-----------+ ¦3 ¦Разработка и внедрение ¦1. Создание ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦информационных ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦технологий обработки ¦управления объектами ¦ ¦ ¦ ¦данных, ¦государственной и ¦ ¦ ¦ ¦интеллектуальных ¦муниципальной ¦ ¦ ¦ ¦программных средств и ¦собственности (в т. ч. ¦ ¦ ¦ ¦математических моделей ¦информационное ¦ ¦ ¦ ¦информационного ¦обеспечение создания ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения основных ¦сводной описи ¦ ¦ ¦ ¦полномочий органов ¦собственности). ¦ ¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦2. Развитие ¦1996-1999 ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦управления природными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ресурсами. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. Разработка ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦формирования и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнения бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. Создание ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦управления финансовыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средствами области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. Разработка ¦1997-1999 ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения сбора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦налогов. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. Создание ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦"Инвестиционный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциал Свердловской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7. Разработка ¦1998-2005 ¦ ¦ ¦ ¦информационной системы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социально-экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦административных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦округов и области в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦целом. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8. Разработка ¦1997-1999 ¦ ¦ ¦ ¦подсистемы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦информационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процесса областных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органов власти. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9. Разработка и ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦ ¦реализация программы ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦информационного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правоохранительных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦судебных органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10. Создание подсистем ¦2000-2005 ¦ ¦ ¦ ¦информационного ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения иных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полномочий органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области (социальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сфера, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жилищно-коммунальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительство, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦транспорт, охрана ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природы, содействие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплексному развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городов и районов). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11. Разработка ¦1997-1998 ¦ ¦ ¦ ¦технического задания на ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦создание системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поддержки принятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦решений. ¦ ¦ +--+-----------------------+-------------------------+-----------+ ¦4 ¦Повышение квалификации ¦1. Организация кафедры ¦ ¦ ¦ ¦работников сферы ¦информатики при ¦ ¦ ¦ ¦управления и ¦Уральской академии ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦государственной службы. ¦ ¦ ¦ ¦служащих в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информатики ¦2. Создание постоянно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦действующего центра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучения новым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационным ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦ ¦технологиям ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦служащих. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. Разработка программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦служащих ¦ ¦ +--+-----------------------+-------------------------+-----------+ ¦5 ¦Создание ¦1. Оснащение ¦ ¦ ¦ ¦организационно - ¦техническими средствами ¦ ¦ ¦ ¦технических и правовых ¦структурных ¦ ¦ ¦ ¦условий ¦подразделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительства области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Введение системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электронного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документооборота. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. Развитие ¦1996-1998 ¦ ¦ ¦ ¦издательско-полиграфич. ¦гг. ¦ ¦ ¦ ¦комплекса. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. Разработка и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организационно-технич. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. Разработка и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦принятие нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦актов, регламентирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основные вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информатизации, издание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методических пособий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦другой необходимой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦литературы ¦ ¦ L--+-----------------------+-------------------------+------------ При выборе указанных направлений в качестве приоритетных учитывалось следующее: - необходимость создания фундаментальных условий, без которых не может развиваться любая информационная система (базы данных, сети передачи, интеллектуальные системы, обучение, аппаратные средства, защита информации); - независимо от Программы развиваются ведомственные и отраслевые информационные системы (промышленные, банковские, медицинские, образовательные, органов социального управления и т.д.), которые существуют в основном за счет собственных средств и федерального бюджета. Они содержат большое количество необходимой информации, но не предусматривают создание единой областной информационной среды, поэтому Программа нацелена прежде всего на решение этой задачи. Дальнейшее развитие областной Программы должно учитывать их существование и интеграцию в информационную среду области. Представленные в Программе "приоритетные направления" выделены в силу их жизненно важного значения для Свердловской области в современной ситуации. Подпрограмма "Информационное обеспечение правоохранительных и судебных органов" в настоящем документе не излагается, так как она входит составной частью в "Комплексную программу по усилению борьбы с преступностью", разрабатываемую по решению Совета общественной безопасности Свердловской области. 2.1. Создание системы учета и регистрации баз и банков данных, организация ведения регистра информационных ресурсов на территории Свердловской области Цели создания и эксплуатации такой системы - формирование условий для эффективного участия Свердловской области и России в межрегиональном и международном информационном обмене, защита интересов областных структур и муниципальных образований, а также прав и свобод граждан. Ведение регистра баз данных должно способствовать: - организации информационного обеспечения органов власти Свердловской области и Российской Федерации; - информированию граждан и организаций о содержащихся в базах и банках данных информационных ресурсах. Включению в регистр подлежат базы данных любой тематической направленности, назначения и структуры, не являющиеся специальными и защищенными, т.е. содержащие сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне. Обязательному государственному учету и регистрации подлежат государственные базы, созданные, приобретенные или накапливаемые за счет или с привлечением средств федерального, либо областного бюджетов. Система учета и регистрации охватывает как базы данных общего пользования, так и использующиеся в различных автоматизированных системах для обеспечения процессов управления, производства, исследований и других. Учет баз данных осуществляется на этапе их разработки. Регистрация осуществляется после передачи их в эксплуатацию. Регистрация любых негосударственных баз данных осуществляется на добровольной основе. Учет банков данных осуществляется на основе сведений об используемых в них зарегистрированных базах данных. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества. Ведение регистра и базы метаданных осуществляется с учетом требований Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации и в порядке, утвержденном Правительством Свердловской области. Создание регистра обуславливается также тем, что даже существующие базы данных разрознены по своей структуре, мало известны в областных органах государственной власти и не используются в полной мере при подготовке правительственных решений. 2.2. Создание структурированной кабельной сети здания Правительства Свердловской области Структурированная кабельная сеть позволит объединить слаботочные сети в одну большую универсальную систему (компьютеры, факсы, телефоны, пожарную и охранную сигнализацию). В это понятие помимо собственно конструктивных элементов (кабелей, коммутационных панелей, монтажных шкафов) входит также инженерная проработка проекта, включая настройку архитектуры сети на особенности здания и служб, которые будут ее использовать. При использовании структурированной кабельной сети пользователь получает единую кабельную сеть, которая имеет один пакет документации и в силу своей универсальности может быть легко изменена или переконфигурирована. При тщательно спроектированной структурированной сети гарантируется, что в течение 15 лет даже возникновение новых технологий не потребует серьезных (т. е. дорогостоящих) изменений в кабельной системе. Наличие структурированной кабельной сети и использование новых сред для передачи данных позволит реализовать новые технические решения по построению компьютерной сети в здании Правительства Свердловской области. Данная сеть обеспечит пользователям оперативный обмен данными и бесперебойный доступ к информационным ресурсам, что позитивно скажется на времени для подготовки управленческих решений. 2.3. Создание сети передачи данных Свердловской области Основой информационной инфраструктуры Свердловской области должна быть компьютерная сеть передачи данных. Такая сеть, основанная на современных телекоммуникационных устройствах и линиях связи, построенная с учетом международных стандартов и использованием отечественного и зарубежного опыта, позволит организовать оперативный обмен информацией между всеми органами государственной власти (в т.ч. местного самоуправления) и предприятиями и организациями области, другими регионами России, центральными органами власти и любыми странами мира. Реализация данной программы определяет, какие сети или фрагменты сетей соответствуют требованиям для работы с государственными органами, проведение сертификации и выдачу лицензий. В отдельных случаях, там, где использование существующих сетей не представляется возможным, необходимо создание собственных, принадлежащих Правительству области, фрагментов глобальной компьютерной сети. Для создания компьютерной сети передачи данных Свердловской области необходимо решение следующих основных задач: - разработать структуру и топологию сети передачи данных, определить точки подключения государственных органов к сети передачи данных; - выработать перечень требований к сети передачи данных; - провести анализ существующих в регионе компьютерных сетей и дать рекомендации для использования их в данной Программе, разработать систему выдачи лицензий; - определить фрагменты сети передачи данных для построения правительственных фрагментов сети и разработать техническое задание на их реализацию; - разработать требования по развитию лицензированных сетей и в тех районах области, в которых нет сетевой инфраструктуры и которые должны быть охвачены в соответствии с данной Программой; - провести анализ и разработать программу развития областной сети передачи данных, основанной на современных технологиях: оптоволоконные, радиорелейные, спутниковые и др. линии связи; - разработать технические условия по созданию центра управления и развития областной сети передачи данных. Создание сети передачи данных позволит оперативно получать объективную информацию с мест и улучшить управляемость социально-экономическими процессами в городах и районах. Кроме того, появится реальная возможность посредством выхода через сети других регионов получить доступ к базам данных предприятий, ранее входивших в традиционно сложившуюся систему межрегиональных связей Свердловской области с целью восстановления разрушенных производственных отношений. 2.4. Информационная система управления объектами государственной и муниципальной собственности Целью разработки информационной системы управления объектами государственной и муниципальной собственности является создание единой базы данных об объектах государственной и муниципальной собственности, развитых средств телекоммуникаций для оперативного ее использования и обновления, а также специализированного программного обеспечения, способствующего принятию управленческих решений. Создание такой системы предполагает проведение следующего комплекса работ: - формирование реестров и кадастров специализированного учета государственной и муниципальной собственности; - создание автоматизированных рабочих мест в пунктах обработки информации, развитие информационно-вычислительных комплексов, глобальных и локальных компьютерных сетей для передачи и обработки данных инвентаризации и учета объектов государственной и муниципальной собственности; - обеспечение автоматизированного обмена информацией и совместимости программных продуктов, используемых органами государственной власти и муниципальными образованиями; - поэтапная автоматизация учета объектов всех видов собственности; - внедрение аналитических систем, позволяющих принимать оптимальные решения при управлении объектами государственной и муниципальной собственности; - создание условий для максимально полного налогообложения недвижимого имущества. В результате создания информационной системы будут созданы основные условия обеспечения эффективного управления государственной и муниципальной собственностью. 2.5. Информационная система управления природными ресурсами области Использование современных информационных технологий открывает дополнительные возможности применения экономических методов управления территорией. Управление подведомственной территорией - это управление всеми природными ресурсами, объектами социально-производственной инфраструктуры, явлениями и процессами, происходящими на ней и входящими в компетенцию и сферу интересов государственных органов власти и местного самоуправления. Из известных в мировой практике технологий, отвечающих требованиям построения информационной модели местности и ведения совместной обработки данных о ней, наибольшее распространение получили географические информационные системы (ГИС - технологии), которые позволяют решать многие задачи управления территорией. Для достижения практического результата использования ГИС-технологий в масштабах всей области в рамках информационной системы управления природными ресурсами области должно быть продолжено создание "Электронной карты земель, лесов, водных объектов и месторождений полезных ископаемых Свердловской области". Информационная система управления природными ресурсами сформировалась в самостоятельное направление в составе информационной системы управления территорией Свердловской области, разработка которой ведется с 1993 года на основании решения Совета Ассоциации Экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Начатая в связи с необходимостью решения проблемы учета земель с целью налогообложения землепользователей разработка информационной системы управления территорией за неполные три года переросла рамки поставленной задачи и превратилась уже на первом этапе в информационные системы: - землеустройства (юридическая регистрация землепользователей, ведение делопроизводства землеустроителя, учет количества земель, формирование годовой отчетности, проектирование на экране монитора новых землеотводов, изменение угодий и границ землепользований, правового положения участка и т.п.); - лесоустройства (количественный учет лесов, оценка лесосечного фонда, составление плана отвода лесосек в рубку, ведение делопроизводства, отчетность по лесосечному фонду, ретроспективный анализ повыдельной базы данных, прогноз динамики лесосечного фонда, проектирование с экрана монитора лесосек различного вида, отвод делянки, "вырубка" лесосек, установление и изменение границ новых выделов и подвыделов и т.п.), создаваемые на основе земельного и лесного кадастров с использованием геоинформационных технологий. В связи со значительным ростом компетенции областных органов власти и местного самоуправления в вопросах управления природными ресурсами области, актуальной стала необходимость расширения круга задач, разрабатываемых в информационной системе управления территорией до такого функционального состава, который бы позволил начать создание целостной системы управления основными природными ресурсами области. Возможность одновременного получения информации о природных ресурсах (земля, лес, вода, недра), объектах инженерной инфраструктуры (здания, сооружения, дороги, коммуникации), процессах и явлениях, характеризующих среду обитания человека (медицина, эпидемиология, экология, социально-бытовая сфера) для определения взаимовлияния и взаимозависимости всех составляющих единого процесса жизнедеятельности на конкретном участке территории для принятия оптимального решения о развитии или преобразовании - неоспоримые достоинства ГИС-технологий, широко используемых в системе. На основе указанных технологий планируется разработка проекта информационного обеспечения областной программы энергосбережения, в т.ч. формирования базы данных теплоисточников и системы топливного баланса Свердловской области. ГИС-технологии позволяют последовательно и точно описать всю территорию области, завести и поддерживать в актуальном состоянии информацию о ней в центральной (областной) и районных базах данных, гарантируя тем самым в любой момент времени возможность решения задач комплексной оценки ситуации на любом участке территории. Названные технологии по управлению природными ресурсами применимы и для информационного обеспечения программы переработки техногенных образований. 2.6. Информационная поддержка формирования и исполнения бюджета Целью информатизации в финансовой сфере является создание организационных, материально-технических и информационно - методологических условий обеспечения эффективности бюджетного процесса. Задачами информатизации в этой сфере являются: - создание автоматизированных рабочих мест, развитие информационно-вычислительных комплексов и локальных компьютерных сетей для передачи и обработки финансовой информации в финансовых органах исполнительной власти и комитета по экономике; - формирование баз данных для наиболее полного их учета в качестве исходных в ходе экономического расчета всего бюджетного процесса; - приобретение и максимальное использование компьютерных аналитических программных продуктов при формировании и исполнении областного бюджета; - поэтапная информатизация полного цикла бюджетного процесса, включающего все стадии его формирования и исполнения, а также возможное участие в нем контролирующих организаций; - создание информационной системы предварительной оценки бюджетных расчетов и осуществление бюджетных взаиморасчетов предприятий и организаций (вексельного обращения, применение взаимозачетов с бюджетом и т.д.); - формирование нормативной базы обеспечения всего комплекса вопросов информатизации бюджетного процесса и управления финансовыми средствами области; - создание системы обучения особенностями информационных технологий специалистов в области организации бюджетного процесса и управления финансовыми средствами области. 2.7. Информационная система управления финансовыми средствами Свердловской области (взаимодействие с уполномоченными банками) Вступление Свердловской области в новый этап экономического и социального развития требует новых подходов в области управления экономикой и собственными финансовыми ресурсами. Это обстоятельство нашло отражение в заключенном Договоре "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Свердловской области" и подписанных на его базе Соглашениях. Большое значение в процессе структурной перестройки экономики области играет информационное обеспечение всех основных направлений Программы действий Правительства по реализации названного Договора, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области 29.01.96. Законом "Об уполномоченных банках Правительства Свердловской области", принятым Свердловской областной Думой 19 января 1996 года, предусмотрен порядок предоставления уполномоченными банками информации об использовании финансовых средств области. Вместе с тем инфраструктурное обеспечение этого порядка вынесено за рамки названного Закона. В настоящее время в межбанковской среде отсутствует достаточно надежная структурированная программно-аппаратная система передачи Правительству области информации о состоянии бюджетных средств в режиме электронной почты. В целях ускорения разработки единых для всех банков условий представления информации настоящей Программой предусмотрено разработать и на основе современных технологий ввести в действие информационную систему учета, обработки, анализа и передачи информации об использовании финансовых средств Свердловской области. Применение такой системы носит многоцелевой характер и имеет практически неограниченные возможности. При условии наращивания ее современными программными средствами, она может быть применена по таким направлениям, как: 1. Планирование и анализ эффективности инвестиционной деятельности. Разработка бизнес-планов развития предприятий и территорий. Анализ инвестиционных проектов, включая анализ множества факторов риска на всех стадиях реализации проектов. 2. Система прогнозирования и поддержки принятия решений в сфере управления финансовыми средствами. Использование современных мощных экспертных программных продуктов позволит эффективно использовать систему прогнозирования процессов в области финансов, производства, маркетинга, научной и иной деятельности. 3. Инструментарий фондового рынка, включая доступ к информационно-дилинговому обслуживанию, то есть возможностям осуществлять цикл банковских операций "не выходя из офиса". Организация современной информационной инфраструктуры для участия областных органов исполнительной власти и государственных предприятий на фондовом рынке обеспечит значительное повышение эффективности использования финансовых средств области, а также создаст необходимые условия осуществления контроля в сфере обращения ценных бумаг на территории Свердловской области. 4. Выход на мировые финансовые телекоммуникационные системы. Такая информационная система позволит значительно повысить эффективность управления госимуществом на территории Свердловской области. В целях осуществления принципа "прозрачности" исполнения бюджета и целевого расходования финансовых средств области информационная система должна обеспечивать возможность бесперебойного представления банками в Правительство области сведений о состоянии и движении финансовых средств области, отчетности о движении средств по счетам бюджетных организаций. В связи с этим создаваемая информационная система должна быть обеспечена современными аппаратными средствами и телекоммуникационным оборудованием, способными принимать, обрабатывать и передавать большие объемы информации с высокой скоростью и гарантией защиты от несанкционированного доступа. На первом этапе объем информации может быть ограничен ежедневным представлением данных об остатках на счетах бюджетных организаций. В дальнейшем, по мере отработки технологического режима, согласования форматов, выработки методов обработки и анализа, объем информации может быть значительно расширен до предоставления сведений о суммах прихода и расхода средств по счету и оборотах за день, а также подробной информации о каждом платеже со счета и поступлении на счет. Информационная система будет обеспечивать как стандартный сервис электронной почты (сбор сведений об отчетности, передача распоряжений по использованию финансовых средств области, централизованная рассылка нормативных документов, ведение переписки и проч.), так и возможность расширенного анализа и прогноза эффективности использования финансовых средств области. В качестве телекоммуникационной среды предлагается использовать современные наиболее приспособленные для передачи большого потока информации выделенные цифровые каналы. В результате реализации программных задач областной бюджетный процесс и система управления финансовыми средствами области станут более эффективными и контролируемыми. Кроме того, информационная инфраструктура мониторинга и прогнозирования развития финансово-экономической сферы значительно облегчат принятие сложных отраслевых управленческих решений с минимальной долей риска. 2.8. Информационная система обеспечения сбора налогов В целях повышения эффективности деятельности по увеличению доходной части бюджета, в частности, сбора налоговых средств, необходима информационная поддержка процесса оперативного контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджеты, анализа налогооблагаемой базы, максимально возможного выявления, регистрации и учета налогоплательщиков, взаимодействия структур областных и федеральных органов исполнительной власти. Для этого необходимо в интересах органов, участвующих в процессе сбора налогов, создать распределенные базы данных юридических и физических лиц по предметам их деятельности. Потребуется также создать систему телекоммуникаций указанных органов для обеспечения оперативного доступа сотрудников к необходимой информации, обеспечить их необходимыми программно - аппаратными комплексами. Возможно также внедрение современных систем сравнительного компьютерного анализа эффективности налогообложения, позволяющих оценивать не только динамику поступлений налогов в бюджет в зависимости от их видов и ставок, но и создание благоприятных условий для развития инвестирования и повышения эффективности производства. 2.9. Информационная система "Инвестиционный потенциал Свердловской области" Целью создания системы является информационная поддержка и развитие процессов делового сотрудничества и инвестирования в экономику области посредством создания системы сбора, хранения и распространения информации об ее инвестиционном потенциале. Предполагается, что создаваемая информационная система будет содержать инвестиционные паспорта предприятий, территорий (населенных пунктов) области в целом и распространяться через международную телекоммуникационную сеть ИНТЕРНЕТ, которая доступна миллионам пользователей сети. Современные информационные технологии, предоставляемые сетью, позволяют регулировать степень доступа к той или иной части системы. Сведения будут представляться на английском и русском языках по желанию пользователя. Включаемая в систему информация будет состоять из трех основных блоков: - информация об области в целом; - инвестиционный паспорт предприятия; - описание города (района), где дислоцируется предприятие. Данные об области в целом в первую очередь описывают инвестиционные составляющие рынка Свердловской области, включая информацию: - о ее политической и организационной структуре; - инфраструктуре, законодательных актах, регулирующих инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность; - об основных финансовых институтах, выступающих гарантами и партнерами в инвестиционном процессе; - о наиболее удачных завершенных или осуществляемых на территории области инвестиционных проектах; - прочие сведения о наиболее интересных инвестиционных условиях, в частности, факторы риска, уровень развития приватизации и предпринимательства, налогообложение, состояние рынка труда и уровень зарплаты (доходов), данные о природных ресурсах, развитость финансовой сферы, экологические проблемы, преступность. Инвестиционные паспорта предприятий представляют собой наиболее существенную информацию с точки зрения анализа их инвестиционной привлекательности и должны быть выполнены в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами. Данные о городе (районе), где расположены предприятия, содержат описание таких аспектов, как трудовые ресурсы, инфраструктура, природные ресурсы, транспорт и т.д. 2.10. Информационная система мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития предприятий, муниципальных образований, административных округов и Свердловской области в целом Информационное обеспечение мониторинга должно представлять из себя проблемно-ориентированную систему на базе информационно - прогнозирующих технологий, предназначенную для раннего выявления складывающихся тенденций и явлений в социально-экономической и финансовой сферах деятельности. Она должна обеспечить оперативное наблюдение за состоянием и развитием указанных сфер деятельности и включать сбор и анализ информации, поступающей от исследуемых объектов управления, выявление складывающихся в регионе проблем, разработку вариантов их решения, а также прогнозирование развития социально - экономических процессов. В состав работ, которые должны быть выполнены, входит следующее: 1. Формирование информационных ресурсов, необходимых для принятия решений органами власти и управления, путем интеграции существующих (горизонтальных и вертикальных) потоков на базе использования отраслевых и региональных автоматизированных систем сбора и обработки информации, баз и банков данных, средств телекоммуникации; Эта подпрограмма должна включать следующие блоки: - систему баз данных предыдущего, текущего и прогнозируемого состояния экономики; - систему баз данных основополагающих предложений по реформированию экономики; - развитые защищенные средства телекоммуникации, позволяющие в сетевом режиме производить оперативный сбор социально - экономической информации от субъектов экономики. 2. Разработка системы сопоставительного анализа состояния и процессов развития объектов мониторинга на основе пространственно-временной координации сведений из различных информационных потоков, в том числе с применением экономико - математических методов и моделей. Система должна позволять: производить оценку результатов с целью своевременного выявления изменений в социально-экономическом и финансовом положении базовых предприятий, отраслевых комплексов, территорий и изучение причинно-следственных связей, их вызвавших; краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование развития важнейших процессов в социально-экономической и финансовой сферах с учетом реализации многосценарных условий и охватом уровней базовых предприятий, отраслевых комплексов, муниципальных образований, административных округов и области в целом; оперативное формирование в диалоговом режиме базовых документов (в т.ч. аналитических сборов, докладов, прогнозов, программ) социально-экономического развития области и системы контроля за реализацией целевых областных и федеральных программ. Решение задач мониторинга, имеющих как общегосударственное, так и региональное значение, должно осуществляться на базе унифицированной системы базовых социально-экономических показателей и на основе типовых методических материалов, разрабатываемых организациями Роскоминформа совместно с организациями Минэкономики РФ, Минфина РФ, Госкомстата РФ, ФАПСИ, Центрального банка РФ, других министерств и ведомств с учетом разрабатываемых региональных условий. Мониторинг должен производиться на основе типовых информационных технологий и с использованием единых программно - технических комплексов и средств коммуникации. Внедрение описанной информационной системы наряду с получением подразделениями Правительства области оперативной социально - экономической информации, повышением оперативности и качества формирования базовых документов, призвано обеспечивать качественно новый уровень координации и управления социально-экономическими процессами области. 2.11. Информационная поддержка обеспечения законодательного процесса Целью разработки информационной системы поддержки обеспечения законодательного процесса на территории Свердловской области является создание информационно-технологических, организационных условий для: - реализации законодательной инициативы областных органов исполнительной власти; - повышения эффективности разработки и принятия областных законов и других нормативных актов; - организации контроля за реализацией нормативных актов; - содействия представительным органам муниципальных образований в нормотворческой деятельности. Создаваемая информационная система должна включать следующее: - информационные ресурсы, включающие в себя базы данных и массивы документов правовой, социально-экономической и другой направленности, необходимых участникам законодательного процесса для разработки, принятия и реализации нормативных актов; - развитые средства телекоммуникаций, обеспечивающие прямой доступ к информационным ресурсам всех участников на каждой стадии процесса; - специализированное программное обеспечение, позволяющее выявлять тенденции в социально-экономической сфере, нуждающиеся в правовом регулировании, а также учитывать в нормотворческой деятельности факторы, отрицательно воздействующие на субъект управления. Такая система позволит точнее определять перечень наиболее актуальных законопроектов и упорядочить законодательный процесс; - программные средства, позволяющие вести сравнительный анализ нормативных актов разного уровня; - электронный документооборот, обеспечивающий разработчикам и специалистам, депутатскому корпусу возможность коллективной работы над законопроектами, регламентной рассылки материалов, быстрого поиска необходимых документов, контроля за реализацией законов, взаимодействие с контролирующими органами и прокуратурой по всем вопросам применения законов и других нормативных актов; - организационно-технические условия опубликования принятых нормативных актов путем использования электронного архива правовых документов и соответствующего полиграфического оборудования для издания официальных и тематических сборников в целях обеспечения на территории области режима законности и правового просвещения населения; - программно-технические средства обучения участников законодательного процесса наиболее полному использованию современных информационных технологий. Для внедрения предлагаемой информационной системы ряд необходимых предпосылок будет уже создан при реализации других направлений Программы (формирование информационных ресурсов, развитие коммуникаций, обучение); необходимо только при создании базовых условий иметь в виду и это направление. Потребуется принятие организационных решений для обеспечения единых технических подходов к созданию и функционированию указанной информационной системы, а также взаимодействия всех ветвей власти в законодательном процессе. 2.12. Оснащение техническими средствами структурных подразделений Губернатора и Правительства области В целях повышения эффективности информационно-технического обеспечения органов государственной власти необходимо реализовать следующие задачи: - заменить устаревшее компьютерное оборудование, не позволяющее использовать современное программное обеспечение; - заменить парк изношенной копировально-множительной техники и дополнительно приобрести новое оборудование; - установить в зданиях Правительства Свердловской области цифровые АТС, позволяющие создать единое адресное пространство между распределенными органами государственной власти, объединить технологии передачи цифровых данных, видеоконференций, голосовой почты; - создать системы аудио- и видеозаписи заседаний, совещаний, встреч и студий аудио- и видеомонтажа материалов, необходимость в которых часто возникает в связи с оперативной передачей их в средства массовой информации; - приобрести в соответствии с Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 лицензионное программное обеспечение, отвечающее решаемым задачам и современным требованиям. 2.13. Система электронного документооборота Необходимым условием повышения эффективности работы государственных органов является постепенный переход с бумажной технологии на электронный обмен документами. Существующая в настоящее время первичная система электронного документооборота обладает несколькими существующими недостатками - медленная скорость обмена документами, невозможность одновременного ознакомления коллектива исполнителей с одним документом, сложность коллективной работы над документами, рассредоточенное ведение архивов по подразделениям и территориям, сложность поиска в архивах, разделение функций создания и почтовой рассылки и т.д. Все это приводит к тому, что в условиях современной быстроменяющейся ситуации некоторые управленческие действия администрации выполняются недостаточно эффективно. Для внедрения системы автоматизированного документооборота необходимо следующее: - стандартизация и унификация видов документов и технологий их обработки; - разработка инструкций для пользователей системы и изменение должностных инструкций; - выбор и закупка программно-аппаратных средств системы электронного документооборота, установка и внедрение системы; - обучение персонала для работы с системой. Кроме того, внедрение такой автоматизированной системы создаст необходимые условия для использования ретроспективного банка документов автоматизированного архивного комплекса с единой системой классификаторов и номенклатуры дел. 2.14. Развитие издательско-полиграфического комплекса Завершающим этапом работы любой информационной системы является печатная продукция. Вместе с тем существующее полиграфическое оборудование значительно изношено и находится на уровне начала 70-х годов, и поэтому продукция, выходящая из печатных машин, имеет неудовлетворительные на сегодняшний день потребительские характеристики. В целях повышения качества и оперативности производства полиграфической продукции всех типов, улучшения потребительских характеристик продукции, отказа от практики заказов полиграфической продукции в сторонних типографиях требуется решение следующих задач: - частичная замена оборудования, не соответствующего требованиям по технологичности и оперативности, а также отработавшего свой срок; - приобретение переплетно-брошюровочного оборудования для повышения качества, оперативности производства и снижения объемов ручных операций. 2.15. Информационная безопасность Целью информационной безопасности является создание таких условий работы областных информационных систем, которые сделают невозможными любые попытки неправомерных либо несанкционированных действий по хищению, уничтожению, изменению, копированию и блокированию информации, представляющей ценность для ее собственника (владельца). Реализация программных задач по информатизации в настоящее время должна сопровождаться проведением необходимых работ по информационной безопасности. Принципиальная особенность современной ситуации в этой сфере заключается в том, что в последнее время государственные федеральные органы информационной безопасности уполномочены проводить работу только в части защиты общефедеральных информационных ресурсов. Поэтому в условиях повышения экономической самостоятельности Свердловской области как субъекта Российской Федерации необходимо разработать с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии по информационной безопасности Совета Безопасности РФ совместно с соответствующими федеральными органами на местах областную концепцию, а далее систему защиты областных информационных ресурсов. В целях создания условий информационной безопасности необходимо: - разработать, согласовать и подписать с федеральными правительственными органами соглашение о разделении предмета ведения в сфере защиты информации; - разработать и принять соответствующие областные нормативные акты, регламентирующие компетенцию областных государственных органов в сфере защиты информации, их полномочия и ответственность субъектов пользования областными информационными ресурсами; - организовать работу в текущем режиме по регистрации и учету компьютерных программ и баз данных в соответствии с действующим законодательством; - оборудование и переоборудование существующих рабочих мест соответствующими средствами контроля доступа, обеспечивающими обнаружение и пресечение угроз несанкционированного проникновения в информационные ресурсы; - создание так называемых "зон безопасности" в служебных помещениях, где распространение особо важной информации должно носить строго адресный характер; - разработка, приобретение и установка аппаратных средств защиты, обеспечивающих противодействие несанкционированному доступу к информационным ресурсам; - техническая защита средств связи и телекоммуникаций от несанкционированного проникновения; - установка криптографических средств защиты информации, представляющей особую ценность для пользователей информационных ресурсов. Реализация данного перечня мероприятий позволит создать основные условия безопасности обмена, передачи и обработки информации, имеющей особую ценность для областных органов государственной власти и других пользователей областных информационных ресурсов. В первую очередь речь идет о защите особо значимых сведений о происходящих процессах в сфере управления территорией, макроэкономической и финансовой информации. 2.16. Нормативно-правовое обеспечение программы Одним из важнейших условий успешной реализации Программы является разработка и принятие нормативных актов разного уровня, регламентирующих правоотношения как всего развития процесса информатизации Свердловской области, так и отдельных направлений ее реализации. Нуждаются в правовом регулировании особенности порядка формирования информационных ресурсов, а также особые виды ответственности за нарушения установленных правил и процедур пользования информацией. В ходе реализации необходимо в первую очередь приступить к работе над разработкой основополагающих правовых документов: - соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области "О разграничении предметов ведения в сфере информационных ресурсов"; - областным Законом "Об информации и информатизации в Свердловской области". В предмет регулирования названных нормативных актов будут входить важнейшие вопросы разграничения компетенции в сфере информатизации, объем и содержание полномочий, механизм формирования информационных ресурсов и порядок их использования и другие положения. По основным направлениям реализации Программы необходимо разработать и утвердить на правительственном уровне следующие Положения: - "О единых информационных ресурсах Свердловской области"; - "Об областной сети обмена информацией"; - "О единой информационной системе формирования и исполнения областного бюджета"; - "О единой информационной системе управления территорией Свердловской области"; - "О единой системе информационного обеспечения документооборота в органах исполнительной власти Свердловской области"; - "Об областном центре подготовки кадров в сфере информатизации"; - "О едином государственном учете и регистрации баз и банков данных на территории Свердловской области"; - "О порядке лицензирования деятельности по информационному обмену на территории Свердловской области". Кроме того, в ходе реализации Программы, как уже отмечалось, необходимо разработать и на межведомственном уровне согласовать и утвердить: - инструкцию "О защите информации в органах исполнительной власти Свердловской области"; - областную программу подготовки и переподготовки государственных служащих в сфере информатизации; - другие межотраслевые нормативные документы, детально регламентирующие специфические условия процесса информатизации на территории Свердловской области. Для реализации Программы потребуется разработка и издание учебников, пособий и другой методической литературы, разъясняющей и уточняющей достаточно сложные вопросы информатизации и использования информационных технологий. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|