Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 25.12.1997 № 1100-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 25 декабря 1997 г. N 1100-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДА "О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ ОБЛАСТИ" В целях исполнения ст. 3 п. 5 Областного закона "О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет: 1. Утвердить доклад "О положении дел в сельском хозяйстве и на продовольственных рынках области" (прилагается). 2. Доклад "О положении дел в сельском хозяйстве и на продовольственных рынках области" опубликовать в "Областной газете". 3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Свердловской области Чемезова С.М. Председатель Правительства Свердловской области А.П.ВОРОБЬЕВ от 25 декабря 1997 г. N 1100-п Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 25 декабря 1997 г. N 1100-п ДОКЛАД "О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ ОБЛАСТИ" Положение в АПК области характеризуется некоторой стабильностью в сфере производства основных видов продовольствия на фоне снижения экономических результатов хозяйственной деятельности большинства сельскохозяйственных предприятий. Несмотря на проведение ряда мероприятий по энерго-, ресурсосбережению, снижения уровня затрат на производство мяса, яйца и молока не происходит. Кроме того, на состояние экономики сельхозпредприятий оказывает прямое воздействие подавленный покупательский спрос большинства населения области, вследствие чего на основные виды продовольствия - овощи, картофель, молоко - нет адекватного изменения цен на фоне общей тенденции к их росту в отраслях машиностроения и топливно-энергетического комплекса. Экономика сельхозтоваропроизводителей по-прежнему находится под гнетом сложившегося диспаритета цен, и даже значительная дотационная поддержка из областного бюджета не покрывает этих диспропорций. Осложнились вопросы реализации продукции, большая доля которой должна пойти на гашение кредитов, включая товарный кредит 1995 - 1996 годов. Земледелие и растениеводство В отчетном периоде валовой сбор зерна увеличился по сравнению с уровнем 1996 года более чем на 16% и составил 1100 тыс. тонн. Причем отмеченный рост достигнут не только за счет увеличения убранных площадей на 21,7 тыс. га, но и повышения урожайности зерновых с 19 ц/га в 1996 году до 21 ц/га в 1997 году. Наиболее высокая урожайность - 29 ц/га достигнута в хозяйствах Богдановичского района. Во многих предприятиях она составила более 40 ц/га. Одним из главных факторов успеха является четкое соблюдение технологий возделывания, внесение более высоких, чем в 1996 году, доз минеральных удобрений, известкование и фосфоритование кислых почв, а также благоприятные погодные условия в период уборки урожая. Благодаря мерам финансовой поддержки сельских товаропроизводителей, определенным Правительством области, реализован комплекс работ по торфу в объеме 245 тыс. т, освоено 23,5 тыс. га ранее не использованных земель, выполнены другие мелиоративные работы на общую сумму 2,5 млрд. рублей. Общая сумма финансирования по статье "Коренное улучшение земель" составила 21 млрд. рублей. Каждый гектар посевов в 1997 году получил по 37 кг д. в., или в 1,4 раза выше уровня предыдущего года. Более чем на 6 тыс. га проведено известкование и на 14,6 тыс. га фосфоритование кислых почв на общую сумму 19,8 млрд. рублей. Важную роль в повышении продуктивности пашни сыграла государственная поддержка элитного семеноводства. Что позволило до 56% всех посевов пшеницы занять сортом "Иргина", который отличается скороспелостью и высокой урожайностью. В целом же посевы зерновых высоких репродукций в 1997 году составили более 235 тыс. га, или 39% к общей площади этих культур. В дальнейшем мероприятия по сортообновлению должны стать приоритетными и соответствовать принятой Правительством области программе "Зерно-2000". Валовой сбор картофеля составил 120 тыс. тонн, что меньше прошлого года, но полностью закрывает потребности области и дает возможность его реализации на региональном рынке. Сокращение производства "второго хлеба" в общественном секторе вызвано уменьшением площадей под этой культурой на 22%. В то же время среднеобластная урожайность картофеля выше уровня прошлого года на 11,5% и составляет 145 ц/га. Выше среднеобластного уровня она в хозяйствах прямого подчинения (194 ц/га), а также Сухоложского, Каменского, Камышловского и ряда других районов. Повышение урожайности картофеля в основном произошло за счет внедрения прогрессивных технологий возделывания, улучшения качества семенного материала. В овощеводстве продолжается специализация и концентрация производства в хозяйствах с высоким уровнем технологий. Это характерно для сельскохозяйственных предприятий пригородной зоны г. Екатеринбурга, некоторых хозяйств Каменского, Белоярского, Сысертского районов. Сельхозтоваропроизводители области получили более 64 тыс. тонн овощей; это на 30% превышает уровень 1996 года. Следует отметить, что увеличение валового сбора произошло за счет роста урожайности более чем на 40% и составившей в 1997 году 234 ц/га. Наиболее эффективно показали себя комплексы возделывания овощей по интенсивной технологии в АО "Белореченское" и СПК "Первоуральский". Недостаток финансовых средств у большинства сельхозпредприятий и необеспеченность горюче-смазочными материалами затянули осенний передел сельхозработ и не позволили полностью вспахать зябь. Вспашка произведена на площади 517 тыс. га, что почти на 4% выше уровня прошлого года, но составляет лишь 73% запланированных объемов. Тем не менее предприятия Сухоложского и Пышминского районов выполнили плановые показатели, а в хозяйствах Шалинского, Ачитского, Пригородного районов эта работа проведена всего лишь на 35 - 45% площадей. Организованно проведена засыпка семян зерновых и картофеля. План засыпки семян зерновых в области выполнен полностью. В то же время в некоторых хозяйствах подготовлено чуть больше половины требуемого количества, и в течение зимнего периода необходимо выполнить внутриобластные обмены и перераспределение семенного фонда. Вызывает беспокойство факт значительного количества неиспользованных земель, общая площадь которых составляет 51,6 тыс. га, в том числе пашни 49,7 тыс. га. Особенно сложное положение в Артемовском, Гаринском, Серовском, Таборинском и Тугулымском районах, где не используется до 30% земель, большие объемы пашни не в обороте в Алапаевском и Артинском районах. Правительство области намерено продолжить работу по стимулированию введения в хозяйственный оборот этих земель через выплату дотаций из областного бюджета. Животноводство и птицеводство За истекшие 10 месяцев в сельхозпредприятиях области произведено 328,0 тыс. тонн молока (без учета закупленного у населения), что на 2,4% ниже уровня соответствующего периода прошлого года. Производство мяса всех видов скота и птицы в живом весе составило 78,8 тыс. тонн, что составляет 88% к 1996 году. Производство яйца достигло 914 млн. шт., что выше уровня прошлого года на 11%. Производство рыбы осталось на уровне прошлого года, в объеме 1100 т. Несмотря на прилагаемые усилия по поддержке животноводства, в хозяйствах области продолжает сокращаться поголовье крупного рогатого скота. На сегодня его численность составляет 301,9 тысячи голов, или на 9,2% ниже уровня прошлого года, в том числе поголовье коров уменьшилось на 8%. В то же время по области наметился рост поголовья свиней на 7% и птицы на 4,7%. К примеру, в Гаринском районе численность свиней возросла более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 1996 года, на 24% - в Туринском районе (Для справки: в РФ поголовье КРС сократилось на 13%, коров - на 11%, а свиней - на 20%). В области сохранилась тенденция улучшения качественных показателей животноводства и птицеводства. Продуктивность коров с начала 1997 года превысила соответствующий показатель прошлого года на 6,8% и составила 2498 кг. Более чем на 10% возросла яйценоскость птицы, почти на 60% - среднесуточный привес свиней, на 2% - привес птицы на бройлерном производстве, выход телят на 100 коров увеличился на 1,0%. Наиболее высокие показатели по продуктивности кур-несушек получены в птицеводческих хозяйствах и птицефабриках гг. Асбеста, Екатеринбурга, Серова, а также в хозяйствах Камышловского, Каменского, Пригородного районов. Здесь средняя яйценоскость одной курицы-несушки за истекший период 1997 года составила 220 и более штук яиц. Высокий уровень, соответствующий современным требованиям, показан на Госплемзаводе "Свердловский" и Свердловской птицефабрике - 232 и 233 шт. яиц на несушку за 9 месяцев. В Свердловской области производится 12% общероссийских объемов мяса птицы, и уровень развития мясного (бройлерного) птицеводства необходимо, безусловно, сохранить. Этому должно способствовать выполнение комплексной программы развития птицеводства в области на 1997 - 2000 годы. Эти результаты не являются случайными и показывают, что в животноводстве и птицеводстве есть реальная возможность выйти на новые экономические результаты и приостановить многолетний спад производства молока, мяса и яйца. Отрадно отмечать сокращение падежа скота по сравнению с уровнем 1996 года. Так, по крупному рогатому скоту этот показатель уменьшился на 12%, а по поголовью свиней - в 3 с лишним раза. Более активно, чем в соответствующий период прошлого года, сельхозпредприятия области вели закуп животноводческой продукции у населения. При этом свиней приобретено в 2 раза больше, а молока - на 30%. Одним из основных направлений в поддержке АПК области является поддержка племенной работы. За истекший период за счет Федерального лизингового фонда осуществлено финансирование ряда мероприятий по племенному делу. Приобретено 287 голов племенных свиней, на оставшуюся сумму - 500 млн. рублей планируется приобретение еще 140 голов племенных свиней и 45 голов племенных телок. Развивая племенной лизинг за счет средств областного бюджета, Правительство области выделило около 2 млрд. рублей на завоз в область маточного поголовья скота мясных пород и птицы чистых линий кросса "Ломанн". К сожалению, приходится констатировать, что в области резко сократились объемы проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий из-за отсутствия у хозяйств денег на покупку медикаментов, витаминов, антибиотиков. Крайне недостаточна поддержка этих мероприятий и из областного бюджета. Так, на проведение эпизоотических мероприятий выделено лишь 307,4 млн. рублей, или 44% от запланированного объема. Такое финансирование не позволило в полном объеме и качественно провести профилактическую вакцинацию сельхозживотных. Механизация Одной из серьезных проблем в агропромышленном комплексе области остается его техническая оснащенность. Уровень износа основных фондов сельского хозяйства превысил 50%. Энергетические мощности сократились за последние годы более чем на 17%. Уменьшилось приобретение тракторов, грузовых автомобилей, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. На отчетный период в области насчитывалось около 16 тысяч тракторов, из которых только 70% были исправны, лишь половина из имеющихся в наличии комбайнов смогла участвовать в уборочной кампании. В этих условиях почти единственной возможностью пополнения машинно-тракторного парка села является агролизинг. Объем финансирования из областного бюджета по этой статье составил 14,5 млрд. рублей. На выделенные областные средства и средства федерального лизинга товаропроизводителями приобретена сельскохозяйственная техника на сумму 36,3 млрд. рублей, в том числе 63 гусеничных и 97 колесных тракторов, 74 зерноуборочных и 20 кормоуборочных комбайнов, 84 тракторных прицепа и ряд другой техники. В целях более эффективного использования бюджетных средств, повышения производительности техники, оказания услуг сельским товаропроизводителям и населению в области создано 6 машинно-технологических станций: в Красноуфимском, Алапаевском, Белоярском, Пышминском, Тугулымском, Ирбитском районах. Их силами убраны зерновые на площади 8,0 тыс. га и намолочено 15,7 тыс. тонн зерна, вспахана зябь на площади 2,2 тыс. га. Общая сумма средств, выделенная из лизингового фонда на формирование МТС, составила 2350 млн. рублей. Кроме средств областного бюджета, на поддержку товаропроизводителей направлялись льготные кредиты через акционерный Золото-Платина-банк на сумму 62,4 млрд. рублей под четверть ставки ЦБ. Эти средства использовались целевым назначением на приобретение дизельного топлива и кормов, что в значительной мере способствовало выполнению запланированного объема сельскохозяйственных работ. Крестьянские (фермерские) хозяйства В настоящее время в области работает 2574 крестьянских хозяйства. За фермерами закреплено 96 тыс. га земли, в том числе пашни - 67,8 тыс. га, что составляет 5% к общей площади пашни Свердловской области. В 1997 году фермерами было засеяно зерновых 24,5 тыс. га, картофеля - 942 га, овощей - 177 га. За отчетный период в крестьянских (фермерских) хозяйствах проведены сортообновление на 1000 га, а также химическая прополка на площади 4250 га. Согласно оперативным данным, фермеры области произвели 30 тыс. тонн зерна, более 4 тыс. тонн молока и реализовали около 500 тонн мяса. Многие фермерские хозяйства области показывают прекрасные результаты в различных направлениях сельского хозяйства. Но в целом крестьянские хозяйства по-прежнему не могут увеличить долю производства, адекватную земельным ресурсам, находящимся у них в собственности и пользовании. Одной из причин низкой эффективности фермерских хозяйств является слабая материальная база и недостаточная финансово-экономическая поддержка. По программе государственной поддержки, определенной Постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.97 N 14-п, на развитие крестьянских хозяйств запланировано 9 млрд. рублей. Фактически выделено 1,6 млрд. рублей на проведение сезонных работ и 1,2 млрд. рублей - на осуществление проектов развития крестьянских хозяйств на конкурсной основе. За счет федерального лизинга выделено 8 тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82, 8 зерноуборочных комбайнов "Простор", 1 трактор ВТ-100, 1 мукомольный комплекс, 2 транспортера на общую сумму 1,8 млрд. рублей при плановых 3 млрд. рублей. За счет средств областного бюджета для финансирования затрат на капитальное строительство животноводческих ферм на 10 условных голов выделено 932 млн. рублей, из них за 9 месяцев 1997 года профинансировано путем взаимозачетов 421,5 млн. рублей, кроме того, в стадии оформления 107,8 млн. рублей. Специалистами департамента сельского хозяйства и продовольствия проводится работа по обучению фермеров, повышению их квалификации. Ежегодно набирается группа детей фермеров для стажировки в Германии. Для повышения квалификации организуются курсы по земледелию и животноводству. В целях активизации поддержки этого сектора сельхозпроизводства Правительство области завершает подготовку целевой среднесрочной программы и намерено серьезно поддержать укрепление материально-технического оснащения крестьянских (фермерских) хозяйств, способных выйти на уровень товарного производства. Земельная реформа Первый этап земельной реформы (1991 - 1997 гг.) коренным образом видоизменил земельные отношения. Ликвидирована государственная монополия на землю и утверждено многообразие форм собственности, в процессе приватизации появилась земля в частной собственности, реализован принцип платности землепользования, положено начало гражданскому обороту земель. Развитию реформы в области во многом способствуют принимаемые законодательные и нормативно-правовые документы. В первую очередь это Областной закон "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области", который действует уже почти два года и в отсутствие полноценного федерального Земельного кодекса позволяет реализовывать на территории области конституционные права граждан и юридических лиц на землю. Постановлением Правительства области от 18.07.97 N 606-п закреплено земельно-ценовое зонирование территории области и установлены нормативные цены на земельные участки, что способствует упорядочению сделок с ними. Ежегодно корректируется Областной закон "О плате за землю", что позволяет постоянно совершенствовать систему налогообложения. Реформирование земельных отношений резко увеличивает оборот земли, что, в свою очередь, многократно повышает требовательность к информации о земельных участках. Объемы работы с землей возросли в десятки раз: выявлено более миллиона землепользователей, 75 процентам из которых переоформлены правоустанавливающие документы на землю, начата инвентаризация земель, проведены существенные земельные преобразования в аграрном секторе экономики, где появилось 182 тысячи собственников земельных долей (85 процентам из них выданы соответствующие свидетельства). Работа по созданию качественного земельного кадастра сегодня наиболее актуальна, т.к. ее конечной целью является создание единой общероссийской базы данных о земле. Но уже сегодня отдельные этапы работы (в частности, инвентаризация земель населенных пунктов с предварительной подготовкой качественного планово-картографического материала) помогут области, городам и районам выявить неучтенное пока значительное количество пользователей земельных участков, а значит, и существенно пополнить бюджет за счет дополнительных платежей за землю. К сожалению, пока как на областном, так и на муниципальном уровнях работа тормозится по причине недостаточного финансирования. Указ Губернатора и Постановление Правительства области от 14.07.97 N 580-п органами местного самоуправления не выполняются. Речь идет о выделении не менее 50% средств, поступающих от земельных платежей, на цели землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель. В то же время в ряде муниципальных образований до сих пор не приняты собственные программы по инвентаризации земель населенных пунктов, да и там, где есть, - не финансируется. Слабые темпы по инвентаризации земель - это в первую очередь потери для бюджетов всех уровней, и в большей части муниципальных. Ситуацию следует переломить, включив данные средства в число защищенных статей бюджетов. Перерабатывающая промышленность Как следствие общей ситуации, в молочном животноводстве по итогам 10 месяцев 1997 года произошло сокращение объемов реализации цельномолочной продукции на 1,6% и масла животного на 6,9%. В этой ситуации наиболее важным для предприятий молочной отрасли становится расширение ассортимента и выпуск высокорентабельной, конкурентоспособной продукции, более полное использование сырья, увеличение производства мелкой фасовки, удовлетворяющей требованиям питания в школах, техникумах и институтах. Например, Екатеринбургский гормолзавод N 1 внедрил и освоил линию по производству стерилизованного молока с длительным сроком хранения. Это позволило решить проблему переработки молока в период его массового поступления и поставок за пределы области. Увеличенный срок реализации привлекает более широкий спрос со стороны предприятий торговли. Наиболее устойчиво и активно работают в этом направлении ГП "Ирбитский молзавод", ОАО "Камо" (Кушва), ОАО "Молоко" (г. Каменск-Уральский), "Уктусский завод" (г. Екатеринбург). Только за прошедший период 1997 года появилось более 10 видов новых прекрасных молочных продуктов, о чем свидетельствовали экспозиции на ежегодной сельскохозяйственной ярмарке "Агро-97". Для ускорения оборачиваемости денежных средств значительную часть молочной продукции заводы реализуют через фирменные магазины. В частности, Нижнетагильский и Верхнепышминский гормолзаводы продают таким образом около 30 - 40% продукции, и в условиях кризиса платежей это направление дает очевидный экономический эффект. За отчетный период 1997 года по мясной отрасли сократилась реализация продукции из мяса и субпродуктов на 12%, колбасных изделий - на 15%, полуфабрикатов - на 4,6%. Рост объемов продаж в среднем на 10% наблюдается лишь по ОАО "Комбинат мясной "Екатеринбургский". Только в последние годы на этом комбинате установлены 14 новых камер для термической обработки колбас фирмы "Маурер" (Австрия), автоматы по вакуумной фасовке продукции, линии по упаковке полуфабрикатов и другое оборудование. Предприятие уделяет большое внимание использованию современных технологий, новых видов добавок, улучшающих как внешний вид, так и вкусовые качества. Это добрый пример поведения на рынке, и надо отдать должное руководству предприятия. Кризис переживают ранее занимавшие ведущее место на мясном рынке области АО "Миком" (Каменск-Уральский), АО "Серовский мясокомбинат", ООО "Тагилмясопром". Это связано в основном с ошибочной политикой руководства предприятий по работе с сельхозпроизводителями, а также неумением быстро усвоить уроки рыночной экономики. Немало проблем в работе комбикормовых предприятий. И одна из основных - высокая стоимость готовой продукции, которая не позволяет иметь прибыльность в производстве яйца и мяса. Наиболее гибко и устойчиво работает АО "Екатеринбургский комбинат хлебопродуктов", сочетающий интересы предприятия и отрасли птицеводства как главного потребителя комбикормов. Все 5 заводов работают с прибылью, являются устойчивыми налогоплательщиками. Высокий уровень затрат, низкое использование производственных мощностей (в среднем 35 - 40%), закуп зерна за пределами области при имеющихся в области ресурсах, неадекватная экономической ситуации ценовая политика - вот основные проблемы, требующие немедленного решения. Правительство области, располагая высокой долей (до 50%) закрепленных в госсобственности акций этих предприятий, намерено более широко применять законодательство о сельскохозяйственной кооперации в целях создания сбалансированных экономических образований, работающих на конечный результат - конкурентную и недорогую продукцию животноводства и птицеводства. Пищевая промышленность Несмотря на стабильность в обеспечении населения области хлебом, имеющимся постоянным запасом продовольственного зерна не менее чем на 2 месяца, хлебный рынок - предмет особой заботы Правительства области. За прошедший период года произведено 270 тыс. тонн муки. АО "Екатеринбургский мукомольный завод", Н. Тагильский АО "Мельзавод", Арамильмельзавод, ГП "Хлебная база N 46" - основные производители качественной муки испытывают серьезные экономические проблемы в силу проникновения в область недоброкачественной и поставляемой с нарушениями карантинных и сертификационных правил муки из Курганской, Тюменской областей, Удмуртии, Казахстана. Имея мощности около 600 тыс. тонн, предприятия мукомольной промышленности области загружены лишь на 40%. Это главная причина высокой себестоимости переработки зерна. Выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий занимаются 38 хлебозаводов и комбинатов, а также около 400 различного типа мини-хлебопекарен. В ряде городов области - Артемовский, Алапаевск, Ревда, Нижние Серги, Красноуфимск - за прошедший период допущено резкое снижение выпечки хлеба на заводах и, естественно, смещение этих объемов в сферу малого бизнеса. В отличие от стационарных, технологически совершенных заводов в большинстве мини-пекарен (по данным проверок около, 80%) нарушается технологический, санитарный режим работы. Большинство этих предприятий нарушает условия приемки муки, не ведет соответствующего бухгалтерского баланса, не платит налоги, а следовательно, их продукция становится более дешевой. Правительство области считает эту ситуацию ненормальной и принимает меры к созданию равных условий конкуренции на этом рынке, нужна активная позиция глав муниципальных образований и контролирующих органов. Не решив этих проблем, бюджеты городов, районов и область недополучат сотни миллиардов рублей доходов. За 10 месяцев 1997 года выработано 35450 тонн кондитерских изделий, что соответствует уровню прошлого года. Достигнуто увеличение производства кондитерских изделий в 1,3 раза к уровню прошлого года фирмой "Факон" (г. Каменск-Уральский). Ведется работа по расширению производства и увеличению выпуска кондитерских изделий, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Увеличен выпуск кондитерской продукции крупнейшей в Уральском регионе фирмой "Конфи". В пиво-безалкогольной отрасли увеличены объемы производства пива на 10% по сравнению с уровнем 1996 года. На предприятиях отрасли проводится работа по расширению и обновлению ассортимента пива и розливу минеральных вод Уральского региона. Исетский пивоваренный завод к 90-летию своего основания разработал новый сорт пива "Белый соболь", которому присвоен знак "Агро-97". Запущены новые технологии на фирме "Тонус". Текущий год стал поворотным в отношении ликеро-водочной отрасли. Принятые Правительством Свердловской области меры, включая госзаказ на спирт и ликеро-водочную продукцию, позволили за 10 месяцев текущего года предприятиям ликеро-водочной отрасли увеличить производство водочных и ликеро-водочных изделий в 3,3 раза, игристых вин - в 1,3 раза. Предприятиями ведется работа по обновлению ассортимента, улучшению внешнего оформления, развивается сеть фирменной торговли. Продовольственный рынок Экономическая и социальная стабильность является характерным признаком высокого качества жизни граждан, а постоянная обеспеченность продуктами питания, их доступность для всех слоев населения - неизменным его условием. В последние годы на потребительском рынке негосударственный сектор стал преобладающим и обеспечивает более 80% объема производства и реализации продовольствия. Удельный вес продовольственных товаров в общем товарообороте составляет 55%, что еще раз подтверждает кризис покупательской способности населения, направляющего свои средства в основном на питание. Переход к рыночным отношениям сферы производства и потребления закономерно выдвигает проблемы не только экономической, но и продовольственной безопасности. Решение проблемы продовольственной безопасности - многоплановый вопрос. Во-первых, он напрямую связан с состоянием собственного производства продовольствия в области, а во-вторых, от успешных поставок недостающих товаров из других регионов страны. За последние годы значительно изменилась структура потребления продовольственных товаров. За 1996 год в сравнении с 1991 годом потребление мяса и мясопродуктов снизилось на 40%, масла животного - на 58%, рыбы - на 39%, муки и хлебобулочных изделий - на 45%. Неизменно высоким остается потребление картофеля, овощей местного производства, достаточным - потребление яйца. Надо отметить, что эти цифры имеют высокую относительность в связи с действием на территории области большого количества товарных потоков, не учитываемых официальной статистикой. В 1996 г. и за истекший период 1997 г. надо отметить, что резкий спад в уровне потребления основных продовольственных товаров прекратился. Впервые за последние 6 лет увеличился уровень продаж мяса птицы, яйца - на 5%, рыбных продуктов - на 7%, масла животного - на 7%, масла растительного - на 15%, сахара - на 3%. При высоком уровне обеспеченности и большом ассортименте продовольственных товаров продажа их в расчете на 1 жителя в области ниже как физиологических норм, так и необходимого минимального социального набора. Достаточное, соответствующее социальным нормам обеспечение продуктами питания по ценам, сбалансированным с уровнем доходов населения, требует ежегодно продавать мясопродуктов не менее 125 тыс. тонн, рыботоваров - 55 тыс. тонн, молокопродукции - около 400 тыс. тонн, яйца - не менее 710 млн. штук, масла растительного - 30 тыс. тонн, сахара - 97 тыс. тонн, муки и хлебопродуктов - около 500 тыс. тонн. Подъем производства и поставок продовольствия на обеспечение потребления не ниже социальных норм - ключевая задача реализации продовольственной политики в области. Одним из направлений, способных решить эту задачу, является создание сети продовольственных оптовых рынков в промышленных центрах области. В Правительстве области отрабатывается схема размещения и обустройства специализированных сельхозоптовых рынков в городах Н. Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральский. Развитие этих рынков позволит сократить число посредников на пути продовольствия до покупателя. Большое значение имеют дальнейшее развитие собственной мясоперерабатывающей, жировой, кондитерской, молочной переработки, обеспечение благоприятных условий на продовольственном рынке для местных товаропроизводителей. Капитальные вложения В АПК области за 10 месяцев 1997 года освоено 257,7 млрд. рублей капиталовложений за счет всех источников финансирования, что составляет 117,5% к соответствующему периоду 1996 года. Из общего объема капитальных вложений строительно-монтажные работы выполнены на 119,7 млрд. рублей, или 106,9% к уровню прошлого года. Введено в действие основных фондов на сумму 99,2 млрд. рублей, или 133,7% к уровню прошлого года, в том числе введено 26,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов, из них 10,4 тыс. кв. м жилья введено индивидуальными застройщиками. За истекший период введены в действие: хлебопекарня в ПК "Исетский" Каменского района производительностью 0,5 тонны в смену, автодорога протяженностью 2,4 км в АОЗТ "Ирбитское" Ирбитского района, колбасные цеха в учхозе "Уралец" Белоярского района и на Краснотурьинской птицефабрике, линия розлива минеральной воды на АО "Тонус" и другие. Кроме того, реконструированы свинарник на 0,8 тыс. ското-мест в совхозе "Бородулинский" Сысертского района и птичник на Краснотурьинской птицефабрике. За счет централизованных источников финансирования освоено 12 млрд. рублей капвложений, из них 2,6 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета, 6,0 млрд. рублей - за счет средств областного бюджета. Основными причинами неполного освоения плановых централизованных капвложений являются сложности авансирования подрядных организаций, поскольку финансирование осуществляется в основном путем оформления взаимозачетов и материальным покрытием. Вызывает беспокойство резкое снижение объемов строительства сельских дорог, объектов газификации и социальной инфраструктуры. За текущий период на строительстве сельских дорог за счет средств Федерального дорожного фонда освоено 106,4 млрд. рублей капитальных вложений, введено 38,6 км дорог. Ожидаемый ввод сельских дорог по году - 40,3 км. За счет средств областного бюджета построены и сданы 26,7 км газопроводов, это газопроводы в с. Бруснятское Белоярского района и п. Ребристый Невьянского района. До конца года будет сдан газопровод к с. Лебяжьему Каменского района протяженностью 5,7 км. Общий объем капитальных вложений в газификацию сельских территорий в 1997 году составит 14,2 млрд. рублей. На социальных объектах села ожидается освоить 14,3 млрд. рублей капитальных вложений. В эксплуатацию будут введены ФАП в СХК "Дымковский" Туринского района на 20 посещений, школа в р.п. Илим Шалинского района на 162 учащихся и школа в с. Костино Алапаевского района на 489 учащихся. Экономика, финансы и ценовые отношения В условиях становления рыночных отношений важнейшее место занимает работа по эффективной реализации продукции. Сегодня для успешной деятельности предприятия недостаточно увеличить ее объем, необходимо еще и выгодно продать. Это возможно лишь при производстве наиболее дешевой и качественной продукции. В связи с этим проведенная специалистами департамента учеба, а также смотр-конкурс постановки экономической работы и бухгалтерского учета, аттестация специалистов этих категорий были направлены на решение вопросов снижения затрат и экономии материальных ресурсов, внедрения элементов хозяйственного расчета, потребительской и сбытовой кооперации. Итоги отчетного периода 1997 года показали, что доля затрат на энергоресурсы в себестоимости сельскохозяйственной продукции сократилась на 5%, снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года затраты труда на 1 ц молока на 2 чел./час, расход кормов - на 0,4 кормовой единицы. В целях сокращения задолженности во внебюджетные фонды специалистами Департамента сельского хозяйства и продовольствия внедрена система учета и оплаты труда по трудодням в 37 хозяйствах Туринского, Красноуфимского, Байкаловского и других районов. За отчетный период проводилась работа по выполнению Закона РФ "О сельскохозяйственной кооперации" и Областного закона "О создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Свердловской области". Кроме вышеназванных машинно-технологических станций, созданных на кооперативной основе на средства хозяйств-пайщиков и бывших предприятий агросервиса, организовался потребительский кооператив "Молоко" на базе сельхозпредприятий и молзавода г. Первоуральска. Налицо взаимная выгода: товаропроизводитель имеет возможность участвовать в ценообразовании на молочную продукцию, а молзавод приобретает льготное налогообложение и надежную сырьевую базу. В 1998 году работа по созданию потребительских кооперативов будет продолжаться как одна из мер по выводу сельского хозяйства из кризиса. Важное место отводится вопросам внутрихозяйственной кооперации. Примером здесь может служить производственный кооператив "Дружба" Ирбитского района, где административные меры управления заменены на экономические. Заслуживают внимания кооперативные отношения в ПСК "Косулино", где паи сконцентрированы в руках инициативных, профессионально грамотных людей, и это способствует повышению эффективности предприятия. Финансово-кредитная система как ценовой механизм в агропромышленном комплексе складывалась под влиянием общих макроэкономических тенденций и характеризуется в целом низкой эффективностью. Кредитные ресурсы недоступны для большинства сельских производителей. Ссуды банков не превышают 10% от общей суммы заемных средств. Причины создавшегося положения заключаются как в высоких процентных ставках, которые к концу 1997 года снизились, но остались на уровне 28% (по ставке ЦБ), так и неплатежеспособности заемщиков, невозможности вернуть ссуды из-за убыточности производства. В связи с этим возрос удельный вес товарообменных операций, что отрицательно сказалось на состоянии основных и оборотных средств в сельском хозяйстве. Правительство области выполнило свои обязательства по финансово-экономической поддержке сельхозтоваропроизводителей, направив на эти цели более 400 млрд. рублей в ресурсах, технике, племенном скоте. Кроме того, в течение двух лет не меняется тариф на электрическую энергию для с/х товаропроизводителей. Надо отметить, что наибольшая сумма финансовой поддержки в объеме 241,7 млрд. рублей была направлена на выплату дотаций за животноводческую продукцию, на поддержку племенного дела и ряд других мероприятий. Дотирование животноводческой продукции осуществлялось по схеме взаимозачетов на основе установленных ставок, дифференцированных по зонам, и составило в цене реализации продукции около 15%. По данной статье сумма фактического финансирования составила 217,8 млрд. рублей, или 98,2% установленного лимита. Принято расчетов на сумму 230,0 млрд. рублей. Более 82 млрд. рублей из названной суммы и других источников поддержки израсходовано на приобретение горюче-смазочных материалов, техники и запасных частей. По итогам работы сельскохозяйственных предприятий области за 10 месяцев финансовый результат ожидается отрицательный. С учетом финансовой поддержки убытки составят около 40 млрд. рублей. Количество убыточных хозяйств превысит 250. Убыточность производства всех видов продукции ожидается на уровне 12% (без дотации) и на уровне 3% (с учетом дотации). Дебиторская задолженность сельхозпредприятиям составит около 310 млрд. рублей, а кредиторская - более 1000 млрд. рублей. Несмотря на меры поддержки из облбюджета, устранить сложившиеся диспропорции в экономике этими средствами не представляется возможным, нужны кардинальные экономические меры на федеральном уровне, снижая гнет естественных монополий и направляя более крупные средства на покрытие диспаритета цен. Кроме того, необходимо создание полноценной инфраструктуры аграрного рынка, включая оптовые специализированные и универсальные рынки, страховые и инвестиционные организации, создаваемые на принципах самоуправления сельхозтоваропроизводителей при государственной поддержке и гарантиях. Основу экономического механизма рыночных отношений составляет система ценообразования. Цены, определенные преимущественно на основе спроса и предложения, должны обеспечивать достаточный доход сельскохозяйственным товаропроизводителям и в то же время соответствовать платежеспособному спросу населения. По данным из доклада Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, индекс цен на сельскохозяйственную продукцию в 1996 году увеличился к 1990 году в 1733 раза, в промышленности соответственно в 7761 раз, т.е. цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые в сельском хозяйстве, росли более чем в 4 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Если в 1991 году цена 1 т дизельного топлива была эквивалентна 0,4 т зерна, то в 1996 году - 1,6 т. В результате из сельского хозяйства были изъяты огромные средства, которых было бы достаточно для коренного обновления его материально-технической базы, только за 1996 год эта сумма составила более 500 млрд. рублей. В этом году инфляция замедлилась, однако цены на материально-технические ресурсы продолжают расти, и диспаритет их по отношению к сельскохозяйственной продукции продолжает увеличиваться. Например, в этом году по сравнению с 1996 годом закупочные цены увеличились на молоко - 15,7%, яйцо - 11,4%, зерно - 12%, овощи - 13% и на картофель снизились на 14%. В то же время цены на основные материальные ресурсы возросли: дизтопливо - на 17%, бензин - 17%, минеральные удобрения - 26% и тепловая энергия - 32%. В соответствии с Областным законом "О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области" Правительство области устанавливает минимальные гарантированные закупочные цены для закупа сельскохозяйственной продукции. В уровне этих цен закладывается рентабельность, позволяющая хозяйствам вести простое воспроизводство. К сожалению, они не работают в полной мере из-за отсутствия средств для закупа сельхозпродукции в продовольственный фонд области, а предприятия различных форм собственности под любым предлогом пытаются их нарушать при закупках и поставках продукции на переработку и в свободную продажу. Кризисная ситуация в экономике АПК усугубляется нарастанием негативных явлений в социальной сфере села, переходом их в застойную фазу и увеличением различий между городом и селом в уровне доходов. В 1990 году совокупный доход на члена домохозяйства на селе составил 87% к городскому уровню, а в 1995 году, по расчетам, - только 65%. С 1994 года сельскохозяйственный труд по оплате прочно занимает одно из последних мест среди других сфер экономики области. Для сравнения: среднемесячный доход и заработная плата по отраслям народного хозяйства. тыс. рублей ---T----------------------T------------------T------------------¬ ¦N ¦ ¦ Доход ¦ Зарплата ¦ ¦пп¦ Отрасли +--------T---------+--------T---------+ ¦ ¦ ¦1996 год¦1997 год ¦1996 год¦1997 год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9 месяцев¦ ¦9 месяцев¦ +--+----------------------+--------+---------+--------+---------+ ¦1.¦Сельское хозяйство ¦ 520,9 ¦ 584,1 ¦ 509,1 ¦ 577,0 ¦ ¦2.¦Пищевая промышленность¦ 1483,0 ¦ 1976,4 ¦ 1345,4 ¦ 1929,0 ¦ ¦3.¦Промышленность ¦ 931,6 ¦ 1131,3 ¦ 893,1 ¦ 1100,1 ¦ ¦4.¦Здравоохранение ¦ 563,6 ¦ 654,0 ¦ 554,3 ¦ 647,2 ¦ ¦5.¦Область ¦ 860,1 ¦ 1025,4 ¦ 832,9 ¦ 996,4 ¦ L--+----------------------+--------+---------+--------+---------- Крайне низкая цена аграрного труда фактически еще более опускается из-за многомесячных задержек выплаты заработной платы, возникающих в основном в связи с несвоевременными расчетами за сельскохозяйственную продукцию. На 01.10.97 суммарная задолженность сельскохозяйственных предприятий по заработной плате составляет около 200 млрд. рублей. Подготовка кадров Постановлением Правительства области о государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, поддержку сельскохозяйственных учебных заведений на 1997 год было выделено 3,7 млрд. рублей. За 10 месяцев текущего года на эти цели направлено 2,4 млрд. рублей, из них 540 млн. рублей - денежными средствами. Эта сумма в основном была направлена на повышение квалификации руководителей и подготовку менеджеров. Более 300 руководителей были обучены по 72-часовой программе, сформирован резерв руководящих кадров из 40 человек. Остальная сумма освоена взаимозачетами: приобретено 20 компьютеров, оборудованы компьютерные классы, приобретены сельхозмашины и другое оборудование, подготовлено 280 школьников в сельхозклассах области, частично оплачены коммунальные услуги. За 10 месяцев более 3000 специалистов прошли повышение квалификации при Екатеринбургском институте переподготовки кадров и агробизнеса Проведены научно-практические конференции по вопросам растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, ряд культурно-спортивных мероприятий, направленных на оздоровление работников АПК. О государственной поддержке сельских товаропроизводителей в 1998 году Правительство области предусматривает принятие мер по поддержке агропромышленного комплекса. В 1998 году общая сумма на поддержку АПК составит 453,7 млрд. руб. Как и в текущем году, наибольшая ее часть предусматривается на дотирование сельскохозяйственной продукции - 274,4 млрд. руб. Почти 40% этого объема средств, или 107,0 млрд. руб., планируется направить на дотирование молочного производства. Однако в отличие от 1997 года не будет дотироваться производство молока с уровнем продуктивности менее 2000 кг на фуражную корову. По расчетам, без этого вида поддержки останутся около 120 хозяйств, или примерно 10% валового производства молока. Планируется ввести в оборот более 25 тысяч га неиспользуемых земель, на стимулирование этого процесса направлено 5 млрд. рублей. Впервые в целях повышения отдачи от бюджетной поддержки и стабилизации экономического положения убыточных сельхозпредприятий в проекте постановления предусмотрен фонд поддержки реформирования убыточных хозяйств в объеме 40 млрд. рублей. Средства этого фонда планируется выделять под бизнес-планы экономической стабилизации предприятий. В случае невыполнения разработанной программы товаропроизводитель возвращает полученные средства путем денежных платежей, товарного покрытия или передачей имущественных прав. Одно из главных направлений - поддержка производства и реализации мяса, в том числе закупаемого от населения. Уже в 1997 году введение этих мер позволило оживить ситуацию в мясном производстве. Приоритетным направлением финансовой поддержки остается дотирование фуражного зерна, закупаемого птицеводческими хозяйствами области у местных товаропроизводителей. Ставка дотации предусмотрена в размере 300 тыс. рублей за 1 тонну зерна. Важнейшими остаются такие статьи бюджета, как поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства и расходы на противоэпизоотические и противолейкозные мероприятия. Предусматривается выделить на поддержку элитного семеноводства 3 млрд. рублей, племенного животноводства - 13,6 млрд. рублей. Значительное место в разрабатываемом проекте постановления занимает программа "Подготовка кадров" - 2,8 млрд. рублей. Вложения в этом направлении являются достаточно эффективными, и доказательством тому служат многие примеры. Отмеченные основные направления финансовой поддержки сельских товаропроизводителей за счет средств областного бюджета отражают аграрную политику Правительства области и его сельскохозяйственных органов, направленную на стабилизацию экономического положения в АПК, создание условий для поставки продукции в продовольственный фонд, повышение жизненного уровня селян. Предусмотренные постановлением мероприятия государственной поддержки направлены на увеличение закупок зерна на 25% и яйца на 3% по сравнению с 1997 годом. Остается на уровне прошлого года реализация картофеля и овощей или соответственно 30 и 40 тыс. тонн. Поставки в областной продовольственный фонд составят по молоку 284 тыс. тонн и мясу 91,5 тыс. тонн. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|