Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 27.02.1998 № 199-П

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ   


       В соответствии с Положением о мониторинге земель  в  Российской
Федерации,   утвержденным   постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  15  июля  1992  года  N  491  и  Постановлением   Главы
администрации  Свердловской  области  от  5  июня  1995 года N 290 "Об
утверждении  Программы  мониторинга  земель   Свердловской   области",
Правительство Свердловской области постановляет:
       1.  Утвердить  прилагаемую  государственную  целевую  программу
"Мониторинг земель Свердловской области на 1998 - 2000 гг.".
       2.  Утвердить  прилагаемое  Положение  о   мониторинге   земель
Свердловской области.
       3.   Государственным   заказчиком   по   выполнению   программы
мониторинга   земель   определить  Комитет  по  земельным  ресурсам  и
землеустройству Свердловской области.
       4. Департаменту финансов Свердловской области  профинансировать
работы  по  мониторингу  земель в 1998 - 2000 годах в объемах согласно
программе.
       5. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на заместителя председателя Правительства области Чемезова С.М.


Председатель Правительства
Свердловской области                                       А. Воробьев


г. Екатеринбург
27 февраля 1998 года
№  199-П



                                 УТВЕРЖДЕНА
                                 Постановлением Правительства
                                 Свердловской области
                                 от 27 февраля 1998 г. N 199-п


                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ                 
                       СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА                        
               "МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"               


                               ПАСПОРТ                                
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ     
               "МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"               


--------------------T--------------------------------------------¬
¦Наименование       ¦ Государственная целевая экологическая      ¦
¦Программы          ¦ среднесрочная программа Мониторинг земель  ¦
¦                   ¦ Свердловской области                       ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Основание для      ¦ Земельный кодекс РСФСР, Постановление      ¦
¦разработки         ¦ Правительства Российской                   ¦
¦Программы          ¦ Федерации "О мониторинге земель" N 491 от  ¦
¦                   ¦ 15 июля 1992 г., Государственная программа ¦
¦                   ¦ мониторинга земель Российской Федерации    ¦
¦                   ¦ на 1993 - 1995 гг., утвержденная           ¦
¦                   ¦ постановлением Правительства Российской    ¦
¦                   ¦ Федерации N 100 от 5 февраля 1993 г.,      ¦
¦                   ¦ приказ Роскомзема N 49 от 4 октября        ¦
¦                   ¦ 1993 г., постановление Правительства       ¦
¦                   ¦ Свердловской области от 5 июня 1995 г.     ¦
¦                   ¦ "Об утверждении программы мониторинга      ¦
¦                   ¦ земель Свердловской области"               ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Государственный    ¦ Комитет по земельным ресурсам              ¦
¦заказчик           ¦ и землеустройству Свердловской области     ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Основные           ¦ Комитет по земельным ресурсам и            ¦
¦разработчики       ¦ землеустройству Свердловской области,      ¦
¦Программы          ¦ Уральский государственный научно -         ¦
¦                   ¦ исследовательский и проектно -             ¦
¦                   ¦ изыскательский институт по землеустройству ¦
¦                   ¦ с участием научных организаций             ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Цель и задачи      ¦ Цель - организация и выполнение мониторинга¦
¦Программы          ¦ земель на территории Свердловской области  ¦
¦                   ¦ и создание многоуровневой информационной   ¦
¦                   ¦ базы мониторинга земель, создание постоянно¦
¦                   ¦ действующей системы прогноза,              ¦
¦                   ¦ предупреждения и выработки рекомендаций по ¦
¦                   ¦ предупреждению и устранению последствий    ¦
¦                   ¦ негативных процессов, влияющих на качество ¦
¦                   ¦ и использование земель. В стратегическом   ¦
¦                   ¦ плане - снижение техногенного влияния на   ¦
¦                   ¦ природную среду, достижение экологического ¦
¦                   ¦ равновесия, сбалансированность потребления ¦
¦                   ¦ - восстановления ресурсов в антропогенных  ¦
¦                   ¦ ландшафтах.                                ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ Задачи - разработка нормативно-правовой,   ¦
¦                   ¦ научно-методической, организационной базы  ¦
¦                   ¦ и технологий, которые позволят с 2000 года ¦
¦                   ¦ приступить к созданию постоянно            ¦
¦                   ¦ действующей системы мониторинга земель     ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ Информационное обеспечение государственного¦
¦                   ¦ земельного кадастра, рационального         ¦
¦                   ¦ землепользования и землеустройства,        ¦
¦                   ¦ контроля за использованием и охраной земель¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ Система мониторинга земель Свердловской    ¦
¦                   ¦ области рассматривается как территориальная¦
¦                   ¦ подсистема Государственной системы         ¦
¦                   ¦ мониторинга земель Российской Федерации    ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ Государственный мониторинг земель призван  ¦
¦                   ¦ выполнять базовую связующую роль для всех  ¦
¦                   ¦ других мониторингов и кадастров природных  ¦
¦                   ¦ ресурсов                                   ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Сроки              ¦ 1998 - 2000 годы                           ¦
¦реализации         ¦                                            ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Генеральный        ¦ Генеральным подрядчиком является           ¦
¦подрядчик          ¦ УралНИИгипрозем. Другими исполнителями     ¦
¦и иные             ¦ работ являются научные и проектные         ¦
¦исполнители        ¦ организации                                ¦
¦основных           ¦                                            ¦
¦мероприятий        ¦                                            ¦
¦Программы          ¦                                            ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Перечень основных  ¦ Общественное и научно-техническое          ¦
¦мероприятий        ¦ обеспечение Программы                      ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Объемы и           ¦ Общий объем финансирования млрд. рублей    ¦
¦источники          ¦ (в ценах на 1 сентября 1997 года) 11.540   ¦
¦финансирования     ¦                                            ¦
¦                   ¦ в том числе за счет средств:               ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ областного бюджета - 11.510     млрд. руб. ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ областного экологического                  ¦
¦                   ¦ фонда              - 0.030      млрд. руб. ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Ожидаемые          ¦ В результате выполнения Государственной    ¦
¦конечные           ¦ целевой программы мониторинга земель       ¦
¦результаты         ¦ Свердловской области на  1998 - 2000 гг.   ¦
¦реализации         ¦ будет создана информационная база данных о ¦
¦Программы          ¦ состоянии земельного фонда, что позволит   ¦
¦                   ¦ обоснованно судить о степени суммарного    ¦
¦                   ¦ воздействия негативных процессов и         ¦
¦                   ¦ явлений, выявлять закономерности в         ¦
¦                   ¦ развитии и своевременно проводить          ¦
¦                   ¦ диагностику и оценку этих процессов и      ¦
¦                   ¦ явлений, разрабатывать меры по             ¦
¦                   ¦ предупреждению и устранению последствий    ¦
¦                   ¦ негативных влияний техногенного и          ¦
¦                   ¦ природного характера, на более высоком     ¦
¦                   ¦ уровне осуществлять контроль за состоянием ¦
¦                   ¦ земель, их использованием и охраной        ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ Начиная с 2000 года должна быть создана    ¦
¦                   ¦ многоуровневая информационная база         ¦
¦                   ¦ мониторинга земель, налаживаться постоянно ¦
¦                   ¦ действующая система прогноза,              ¦
¦                   ¦ предупреждения и устранения последствий    ¦
¦                   ¦ негативных процессов, влияющих на качество ¦
¦                   ¦ и использование земель                     ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦Система            ¦ Контроль  за  выполнением  Программы       ¦
¦контроля за        ¦ осуществляет Государственный заказчик -    ¦
¦исполнением        ¦ координатор - Комитет по земельным         ¦
¦Программы          ¦ ресурсам и землеустройству Свердловской    ¦
¦                   ¦ области и Государственный комитет по       ¦
¦                   ¦ охране окружающей среды Свердловской       ¦
¦                   ¦ области                                    ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ Текущее управление мероприятиями           ¦
¦                   ¦ осуществляет УралНИИгипрозем с участием    ¦
¦                   ¦ научных организаций. Для общей координации ¦
¦                   ¦ работ при государственном заказчике -      ¦
¦                   ¦ координаторе Программы, создается          ¦
¦                   ¦ Координационный межведомственный Совет из  ¦
¦                   ¦ представителей заинтересованных органов и  ¦
¦                   ¦ экспертный Совет из ведущих специалистов и ¦
¦                   ¦ ученых                                     ¦
¦                   ¦                                            ¦
¦                   ¦ УралНИИгипрозем и государственный заказчик ¦
¦                   ¦ - координатор по итогам полугодия и        ¦
¦                   ¦ отчетного года направляют в Правительство  ¦
¦                   ¦ области информацию (доклад) о ходе работ   ¦
¦                   ¦ по реализации Программы                    ¦
L-------------------+---------------------------------------------

       1. Основание для разработки Программы

       Система  мониторинга  земель   разрабатывается   на   основании
Земельного   кодекса  РСФСР,  Постановления  Правительства  Российской
Федерации "О мониторинге земель N 491 от  15  июля  1992  г.,  Приказа
Госкомзема  N  49  от  4  октября  1993 г. и Государственной программы
мониторинга земель Российской Федерации N 100 от 5 февраля 1993 г.

       2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
       (Анализ актуальности и исходного состояния проблемы)

       За  последние  несколько  десятилетий  возрастающие  негативные
антропогенные  воздействия  на  почвы  привели  к  резкому снижению их
плодородия, что создает угрозу национальной безопасности  России.  Это
привело  к безвозвратным потерям ценных земельных угодий, значительным
ежегодным потерям урожая (30 - 40 млн. тонн в пересчете  на  зерно)  и
получению   не  пригодной  для  питания  продукции,  что  отрицательно
отражается на здоровье людей. При сохранении сложившейся обстановки по
динамике   проявления   негативных  процессов  это  может  привести  в
ближайшее время  к  катастрофическим  последствиям.  В  этой  ситуации
необходимо   составление  прогнозов  использования  и  охраны  земель,
являющихся основой для  планирования  и  проектирования  использования
земельных  ресурсов на перспективу. При этом важно решить две основные
задачи:
       1. Восстановление и сохранение земельных  ресурсов  земли,  как
зеркала ландшафтного разнообразия.
       2. Обеспечение экологической безопасности настоящий  и  будущих
поколений     людей    путем    производства    экологически    чистой
сельскохозяйственной продукции, в том числе животноводства, отвечающей
санитарно-гигиеническим  нормам  не  только  сегодня, но и для будущих
поколений людей.
       Для достижения экологического равновесия требуется новый подход
к   хозяйственной   деятельности.   Принятию   решений,   связанных  с
реализацией  действий  на  земле,  должен   в   обязательном   порядке
предшествовать   анализ   разноаспектных,   достоверных   и  регулярно
обновляемых данных о ее состоянии.
       Все это определяет  необходимость  организации  систематических
комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды (мониторинга) и,
прежде всего, ее главного объекта - земли.
       Необходимость   развития   работ    по    мониторингу    земель
подтверждается  решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности
Российской Федерации по результатам рассмотрения вопроса "О  мерах  по
предотвращению   деградации   почв  России  с  целью  снижения  угрозы
национальной безопасности" (решение МВК от 14 декабря 1993 г.).
       Состояние земель в  Свердловской  области,  являющейся  в  этом
отношении  одной  из  наиболее  неблагоприятных  территорий Российской
Федерации, ничуть  не  лучше.  Высоким  уровнем  загрязнения  воздуха,
поверхностных вод, почвы характеризуется Горнозаводская часть области.
Разовый экспертный  учет,  выполненный  в  1985  г.,  показал,  что  в
области  32,8  тыс.  га  загрязнено стоками промпредприятий, выбросами
токсичных  соединений  в   атмосферу,   нарушением   правил   хранения
ядохимикатов, гербицидов, удобрений предприятиями сельского хозяйства.
Происходит деградация ландшафтов, появляются территории,  опасные  для
проживания  людей.  Все  это требует полной и достоверной информации в
развитии   негативных   тенденций,   их   изменения,   для   выработки
рекомендаций по их устранению.

       3. Цели и основные задачи Программы

       Этапы и сроки реализации

       Цель программы - организация и выполнение мониторинга земель на
всей   территории   Свердловской  области  и  создание  многоуровневой
информационной  базы   мониторинга   земель,   налаживание   постоянно
действующей  системы прогноза, предупреждения и устранения последствий
негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.
       Задачи - разработка  нормативно-правовой,  научно-методической,
организационной  базы  и  технологий,  которые  позволяют  с 2000 года
приступить  к  созданию  постоянно  действующей  системы   мониторинга
земель.
       Программа реализуется за 3 года с 1998 по 2000 гг.

       4. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы

       Программные мероприятия формируются по блокам.

       1. Правовое и инструктивно-методическое обеспечение работ.
       2. Базовые (исходные) исследования состояния земель  на  начало
мониторинга земель (по категориям земель).
       3.  Районирование  земельного  фонда  по  основным   негативным
процессам  и  обоснование размещения сети мониторинга за динамическими
показателями земель.
       4. Создание системы мониторинга земель. Приобретение оргтехники
и   графического   прикладного   продукта   типа   ARC/INFO,  обучение
специалистов.

       5. Механизм осуществления Программы

       Координация программных мероприятий

       Государственным  заказчиком  является  Комитет   по   земельным
ресурсам   и   землеустройству  Свердловской  области.  Координаторами
программы являются Комитет по земельным ресурсам и  землеустройству  и
Комитет по охране окружающей среды Свердловской области.
       Генеральным    подрядчиком    -    Уральский    государственный
научно-исследовательский   и   проектно-изыскательский   институт   по
землеустройству.
       Исполнителями являются научные и проектные организации.
       Государственный заказчик - координатор  в  необходимых  случаях
обеспечивает  по  отдельным  проектам  конкурсный отбор исполнителей в
делах повышения качества работ и снижения стоимости.
       Государственный  заказчик  -  координатор  Программы  заключает
договор  с учетом выделенных лимитов средств с генеральным подрядчиком
или с иными исполнителями.
       Генеральный  подрядчик  заключает  договоры   с   исполнителями
(соисполнителями) в пределах выделенных лимитов.
       Исполнители    подотчетны     генеральному     подрядчику     и
государственному заказчику, с которым заключен договор.
       Генеральный подрядчик подотчетен Государственному заказчику.
       Механизм реализации Программы включает в себя:
       Организационные   мероприятия,   обеспечивающие   планирование,
реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ.
       Технические    мероприятия,    направленные     на     создание
материально-технической   базы  функционирования  и  развития  системы
мониторинга.
       Проектно-изыскательские  мероприятия,  обеспечивающие  качество
работ по созданию системы мониторинга земель.
       При   необходимости   государственный   заказчик    вносит    в
установленном   порядке   предложения   о   корректировке   Программы.
Программа,  в  обязательном   порядке,   корректируется   ежегодно   и
подготавливаются   бюджетные  заявки  на  ассигнования  из  областного
бюджета.
       Контроль   за   ходом   выполнения    Программы    осуществляет
Правительство  Свердловской  области,  Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Свердловской области и Комитет  по  охране  окружающей
среды Свердловской области.
       Контроль ведется на основании принятых решений о финансировании
программных    мероприятий,    заключенных    договоров,   контрактов,
соглашений.
       В целях обеспечения общей  координации  выполнения  программных
мероприятий,  корректировки  и  развития Программы при государственном
заказчике - координаторе Программы создается Координационный Совет  из
представителей  заинтересованных органов и экспертный Совет из ведущих
специалистов и ученых.
       Государственный заказчик - координатор  Программы  обеспечивает
координацию Программы с другими федеральными и областными программами.

       6. Финансовое обеспечение Программы

       Программа финансируется в сумме 11,540 млрд. руб. (в ценах на 1
сентября  1997  г.),  в  том  числе за счет средств областного бюджета
11.510, областного экологического фонда - 0,03 (приложение к областной
целевой   программе   "Мониторинг   земель   Свердловской   области").
Стоимость работ определена по сборнику цен  и  общественно-необходимых
затрат   труда  (ОНТЗ)  на  изготовление  проектной  и  изыскательской
продукции землеустройства, земельного кадастра  и  мониторинга  земель
(Москва, 1996 г.).

       7. Организация, формы и методы управления Программой

       Текущее  управление  мероприятиями   осуществляет   Генеральный
подрядчик  - УралНИИгипрозем с участием научных организаций. Для общей
координации работ при государственном заказчике Программы  -  Комитете
по   земельным   ресурсам   и  землеустройству  Свердловской  области,
создается Координационный  межведомственный  Совет  из  представителей
заинтересованных   органов   и   экспертный  Совет  из  представителей
заинтересованных органов и экспертный Совет из ведущих специалистов  и
ученых. Генеральный подрядчик и государственный заказчик - координатор
по итогам  полугодия  и  отчетного  года  направляют  в  Правительство
области информацию (доклад) о ходе работ по реализации Программы.

       8. Оценка эффективности Программы и результаты
       ее реализации

       Реализация   Программы   обеспечит   своевременные    выявления
изменений,    их    оценку,   прогноз,   выработку   рекомендаций   по
предупреждению и  устранению  последствий  негативных  процессов,  что
соответственно позволит резко сократить развитие негативных процессов,
деградацию, загрязнение  земель  и  потерю  ценных  земельных  угодий,
снизит  получение не пригодной для питания продукции, что благоприятно
скажется на здоровье людей.
       Кроме того, своевременная и качественная информация о состоянии
земель  повысит обоснованность принимаемых управленческих решений, что
даст определенный экономический эффект.
       В условиях Свердловской области повышение плодородия почв может
быть  достигнуто  за счет уменьшения целого ряда негативных процессов,
как например: эрозии, разрушение структуры, дегумификации почв  и  др.
При   этом   урожайность   сельскохозяйственных   культур  может  быть
значительно повышена (15 - 37%).




                                 Приложение
                                 к областной целевой программе
                                 "Мониторинг земель Свердловской
                                 области"


                             МЕРОПРИЯТИЯ                              
              ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ               
               "МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"               
                (МЛН. РУБЛЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.09.97)                

----T----------------------T-----------T------------------T----------¬
¦N  ¦Мероприятия           ¦Исполнители¦Финансовые        ¦Ожидаемые ¦
¦пп ¦                      ¦           ¦затраты           ¦результаты¦
¦   ¦                      ¦           +-----T------------+          ¦
¦   ¦                      ¦           ¦всего¦в том числе ¦          ¦
¦   ¦                      ¦           ¦   --+--T----T----+          ¦
¦   ¦                      ¦           ¦   ¦1998¦1999¦2000¦          ¦
+---+----------------------+T----------+T--+T---+T---+T--T+----------+
¦1  ¦Правовое и инструктивно¦Роскомзем, ¦   ¦    ¦    ¦  ¦Концепция  ¦
¦   ¦- методическое         ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦  ¦региональ- ¦
¦   ¦обеспечение работ      ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦  ¦ного и     ¦
¦   ¦                       ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦  ¦локального ¦
¦1.1¦Уточнение концепции и  ¦области,   ¦100¦10  ¦50  ¦40¦мониторинга¦
¦   ¦методологии            ¦Облкомзем, ¦   ¦    ¦    ¦  ¦земель     ¦
¦   ¦регионального и        ¦РосИМЗ,    ¦   ¦    ¦    ¦  ¦           ¦
¦   ¦локального мониторинга ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦  ¦Показатели ¦
¦   ¦земель. Разработка     ¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦  ¦оценки     ¦
¦   ¦системы показателей    ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦  ¦состояния  ¦
¦   ¦оценки состояния       ¦организации¦   ¦    ¦    ¦  ¦земель     ¦
¦   ¦земель                 ¦           ¦   ¦    ¦    ¦  ¦(физи-     ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦  ¦ческие,    ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦  ¦химические,¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦  ¦агротех-   ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦  ¦нические   ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦  ¦и др.)     ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+--+T----------+
¦1.2¦Разработка и           ¦УралНИИ-   ¦80 ¦10  ¦40  ¦30 ¦Инфор-    ¦
¦   ¦формирование           ¦гипрозем,  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦мационно- ¦
¦   ¦информационной         ¦Уралгеолком¦   ¦    ¦    ¦   ¦поисковая ¦
¦   ¦поисковой системы      ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦система по¦
¦   ¦аэрокосмических данных ¦организации¦   ¦    ¦    ¦   ¦области   ¦
¦   ¦по области             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦2  ¦Базовые (исходные)     ¦Облкомзем, ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Схема     ¦
¦   ¦исследования состояния ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦располо-  ¦
¦   ¦земель на начало       ¦гипрозем,  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦жения     ¦
¦   ¦мониторинга            ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦объектов  ¦
¦   ¦                       ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦и их зон  ¦
¦   ¦Составление схемы      ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦влияния   ¦
¦   ¦расположения           ¦области,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦для       ¦
¦   ¦экологически опасных   ¦Уралгеол-  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ландшафт- ¦
¦   ¦предприятий области и  ¦ком,       ¦   ¦    ¦    ¦   ¦но -      ¦
¦   ¦их зон влияния,        ¦ОблЦСЭН,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦экологи-  ¦
¦   ¦М 1:500000:            ¦ИЭРиЖУрО   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ческого   ¦
¦   ¦                       ¦РАН и др.  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦райони-   ¦
¦   ¦а) Каменский,          ¦организации¦134¦134 ¦    ¦   ¦рования   ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Богдановичский,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Белоярский, Талицкий,  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Камышловский районы,   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Екатеринбург,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Нижний Тагил,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Каменск-Уральский   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦б) Горно-заводская     ¦           ¦866¦    ¦866 ¦   ¦          ¦
¦   ¦часть области:         ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Невьянский,            ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Верхотурский,          ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Первоуральск,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Краснотурьинск,     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Полевской, г. Ревда,¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Кировград,          ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Н. Тагил, г. Нижняя ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Тура, г. Качканар,     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Карпинск,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Североуральск       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦в) остальные районы и  ¦           ¦520¦    ¦    ¦520¦          ¦
¦   ¦города                 ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   L¬   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦ИТОГО:                 ¦           ¦1520¦134¦866 ¦520¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---T+---+----+---+----------+
¦2.2¦Земли                  ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Материалы ¦
¦   ¦сельскохозяйственного  ¦гипрозем,  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦обобщения ¦
¦   ¦назначения             ¦УГСХА,     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦(почвен-  ¦
¦   ¦                       ¦ЦАС        ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ные) по   ¦
¦   ¦Обобщение почвенных    ¦"Свердлов- ¦   ¦    ¦    ¦   ¦адм.      ¦
¦   ¦материалов в разрезе   ¦ский",     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦районам с ¦
¦   ¦административных       ¦ИЭРиЖУрО   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦качествен-¦
¦   ¦районов с учетом       ¦РАН и др.  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ной       ¦
¦   ¦почвенного             ¦организации¦   ¦    ¦    ¦   ¦характе-  ¦
¦   ¦районирования.         ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ристикой  ¦
¦   ¦Выявление (в динамике) ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦земельного¦
¦   ¦процессов, связанных с ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦фонда.    ¦
¦   ¦ухудшением плодородия  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Динамика  ¦
¦   ¦почв: потеря гумуса,   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦изменения ¦
¦   ¦ухудшение структуры,   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦показате- ¦
¦   ¦изменения pH           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦лей между ¦
¦   ¦(кислотность,          ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦турами    ¦
¦   ¦щелочность),           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦обследо-  ¦
¦   ¦загрязнение земель     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦вания,    ¦
¦   ¦тяжелыми металлами,    ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦прогноз,  ¦
¦   ¦радионуклидами,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦рекомен-  ¦
¦   ¦пестицидами и др.      ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦дации     ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Выявление процессов    ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦водной, ветровой эрозии¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦почв, подтопления      ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦земель, заболачивания и¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦засоления почв и др.   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦а) Каменский,          ¦           ¦200¦200 ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Богдановичский,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Белоярский, Талицкий,  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Камышловский районы,   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Екатеринбург,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Нижний Тагил,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Каменск-Уральский   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   L¬   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦б) Горно-заводская     ¦           ¦1385¦   ¦1385¦   ¦          ¦
¦   ¦часть области:         ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Невьянский,            ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Верхотурский,          ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Первоуральск,       ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Краснотурьинск,     ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Полевской, г. Ревда,¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Кировград,          ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Н. Тагил, г. Нижняя ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Тура, г. Качканар,     ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Карпинск,           ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Североуральск       ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦    ¦   ¦    ¦   L¬         ¦
¦   ¦в) остальные районы и  ¦           ¦1250¦   ¦    ¦1250¦         ¦
¦   ¦города                 ¦           ¦    ¦   ¦    ¦    ¦         ¦
¦   ¦                       ¦           ¦    ¦   ¦    ¦    ¦         ¦
¦   ¦ИТОГО:                 ¦           ¦2835¦200¦1385¦1250¦         ¦
+---+-----------------------+-----------+---T+---+----+---T+---------+
¦2.3¦Выявление антропогенной¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Результаты¦
¦   ¦деградации             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦оценки    ¦
¦   ¦мелиорированных земель ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦состояния ¦
¦   ¦области                ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦мелиори-  ¦
¦   ¦(переувлажнение,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦руемых    ¦
¦   ¦засоление и др.)       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦земель по ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦админист- ¦
¦   ¦а) Каменский,          ¦           ¦50 ¦50  ¦    ¦   ¦ративным  ¦
¦   ¦Богдановичский,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦районам и ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦городам   ¦
¦   ¦Белоярский, Талицкий   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦районы;                ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦б) Горно-заводская     ¦           ¦50 ¦    ¦50  ¦   ¦          ¦
¦   ¦часть области:         ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Невьянский,            ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Верхотурский районы,   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Первоуральск,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Краснотурьинск,     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Полевской, г. Ревда;¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦в) Алапаевский,        ¦           ¦50 ¦    ¦    ¦50 ¦          ¦
¦   ¦Артемовский, Ачитский, ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Артинский,             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Байкаловский,          ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Ирбитский,             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Красноуфимский,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Пышминский,            ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Нижнесергинский,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Режевской,             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Слободотуринский,      ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Сухоложский,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Сысертский, Шалинский  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦районы, г. Алапаевск,  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Березовский,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Верхняя Пышма,      ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Заречный, г. Кушва, ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Нижняя Салда        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦ИТОГО:                 ¦           ¦150¦50  ¦50  ¦50 ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦3  ¦Мониторинг земель      ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Комплекс- ¦
¦   ¦населенных пунктов,    ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ная       ¦
¦   ¦промышленных объектов, ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦оценка    ¦
¦   ¦транспорта             ¦области,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦экологи-  ¦
¦   ¦(транспортных          ¦ОблСЭС,    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ческого   ¦
¦   ¦магистралей), связи,   ¦Уралгидро- ¦   ¦    ¦    ¦   ¦состояния ¦
¦   ¦обороны и иного        ¦мет, НПО   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦земель    ¦
¦   ¦назначения             ¦РосдорНИИ, ¦   ¦    ¦    ¦   ¦(почв) как¦
¦   ¦                       ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦показателя¦
¦   ¦Разработка системы     ¦гипрозем   ¦500¦    ¦280 ¦220¦условий   ¦
¦   ¦показателей мониторинга¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦существо- ¦
¦   ¦земель для             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦вания     ¦
¦   ¦характеристики         ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦человека  ¦
¦   ¦совокупного воздействия¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦нескольких негативных  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦процессов или явлений  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦по категориям земель   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦4  ¦Мониторинг земель      ¦Госком-    ¦100¦    ¦50  ¦50 ¦Оценка    ¦
¦   ¦природоохранного,      ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦состояния ¦
¦   ¦природозаповедного,    ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦земель    ¦
¦   ¦оздоровительного,      ¦области,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦рекреационного и       ¦ИЭРиЖ УрО  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦историко-культурного   ¦РАН,       ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦назначения             ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦5  ¦Составление серии      ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Серия     ¦
¦   ¦тематических карт      ¦гипрозем,  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦карт      ¦
¦   ¦состояния земель:      ¦ЦАС        ¦   ¦    ¦    ¦   ¦состояния ¦
¦   ¦эрозии, загрязнения    ¦"Свердлов- ¦   ¦    ¦    ¦   ¦и         ¦
¦   ¦пестицидами, тяжелыми  ¦ский",     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦поясни-   ¦
¦   ¦металлами,             ¦Уралгеол-  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦тельная   ¦
¦   ¦радионуклидами, другими¦ком,       ¦   ¦    ¦    ¦   ¦записка   ¦
¦   ¦примесными элементами, ¦ИЭРиЖ      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦к ним по  ¦
¦   ¦агрохимикатами,        ¦УрО РАН    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦админист- ¦
¦   ¦переувлажнения,        ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ративным  ¦
¦   ¦заболачивания,         ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦районам, М¦
¦   ¦засоления,             ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦1:50000,  ¦
¦   ¦переуплотнения,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦1:100000 и¦
¦   ¦каменистости и др.     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦области в ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦целом М   ¦
¦   ¦а) Каменский,          ¦           ¦120¦120 ¦    ¦   ¦1:500000  ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Богдановичский,        ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Белоярский, Талицкий,  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Камышловский районы,   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Екатеринбург,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Нижний Тагил,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Каменск-Уральский   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   L¬   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦б) Горно-заводская     ¦           ¦1060¦   ¦1060¦   ¦          ¦
¦   ¦часть области:         ¦           ¦   --   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Невьянский,            ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Верхотурский,          ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Пригородный,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Первоуральск,       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Краснотурьинск,     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Полевской, г. Ревда,¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Кировград,          ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Н. Тагил, г. Нижняя ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦Тура, г. Качканар,     ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Карпинск,           ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦г. Североуральск       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦в) остальные районы и  ¦           ¦920¦    ¦    ¦920¦          ¦
¦   ¦города                 ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   L¬   ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦ИТОГО:                 ¦           ¦2100¦120¦1060¦920¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---T+---+----+---+----------+
¦6  ¦Уточнение и            ¦УралНИИ-   ¦50 ¦10  ¦25  ¦15 ¦Уточненная¦
¦   ¦корректировка карты    ¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦карта     ¦
¦   ¦почвенного             ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦почвенного¦
¦   ¦районирования          ¦организации¦   ¦    ¦    ¦   ¦райониро- ¦
¦   ¦(до почвенных районов) ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦вания     ¦
¦   ¦на ландшафтной основе  ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦М 1:500000¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦7  ¦Разработка и           ¦УралНИИ-   ¦650¦30  ¦310 ¦310¦Подготов- ¦
¦   ¦составление ландшафтно ¦гипрозем,  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ленная к  ¦
¦   ¦- экологической карты  ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦изданию   ¦
¦   ¦области в М 1:500000;  ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ланд-     ¦
¦   ¦подготовка ее к изданию¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦шафтно -  ¦
¦   ¦                       ¦области,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦экологи-  ¦
¦   ¦                       ¦Уралгеол-  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ческая    ¦
¦   ¦                       ¦ком, ОблСЭС¦   ¦    ¦    ¦   ¦карта     ¦
¦   ¦                       ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦М 1:500000¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦8  ¦Районирование          ¦УралНИИ-   ¦250¦10  ¦120 ¦120¦Карта     ¦
¦   ¦территории по степени  ¦гипрозем,  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦области по¦
¦   ¦остроты экологических  ¦Уралгеол-  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦степени   ¦
¦   ¦ситуаций М 1:500000    ¦ком, ГСХА, ¦   ¦    ¦    ¦   ¦остроты   ¦
¦   ¦                       ¦УрО РАН    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦экологи-  ¦
¦   ¦                       ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ческих    ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ситуаций  ¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦М 1:500000¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦9  ¦Размещение сети        ¦Облкомзем, ¦150¦20  ¦70  ¦60 ¦Схема     ¦
¦   ¦мониторинга за         ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦размещения¦
¦   ¦негативными            ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦сети МЗ по¦
¦   ¦показателями почвенного¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦администра¦
¦   ¦покрова                ¦области,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦тивным    ¦
¦   ¦                       ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦районам   ¦
¦   ¦                       ¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦10 ¦Закрепление в натуре   ¦УралНИИ-   ¦120¦-   ¦70  ¦50 ¦Чертежи   ¦
¦   ¦опытных полей и        ¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦полигонов ¦
¦   ¦полигонов              ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦(катен)   ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦11 ¦Агроэкологический      ¦Урал-      ¦580¦10  ¦310 ¦260¦Отчеты об ¦
¦   ¦мониторинг на базе     ¦НИИсхоз,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦изменении ¦
¦   ¦длительных опытов      ¦УГСХА,     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦свойств   ¦
¦   ¦(опытные поля          ¦Станция    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦почв в    ¦
¦   ¦УралНИИсхоза, УГСХА)   ¦химизации  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦динамике. ¦
¦   ¦                       ¦"Сверд-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦Разработка¦
¦   ¦                       ¦ловская"   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦рекоменда-¦
¦   ¦                       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ций       ¦
+---+-----------------------+-----------+---+T---+----+---+----------+
¦12 ¦Лабораторные работы    ¦УралНИИ-   ¦1050¦60 ¦520 ¦470¦Результаты¦
¦   ¦                       ¦гипрозем,  ¦   --   ¦    ¦   ¦анализов  ¦
¦   ¦                       ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦области и  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦др.        ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦13 ¦Камеральная обработка  ¦УралНИИ-   ¦400¦26  ¦194 ¦180¦Отчеты по ¦
¦   ¦полевых и аналитических¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦выполнен- ¦
¦   ¦данных.                ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ным       ¦
¦   ¦Анализ изменений       ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦работам   ¦
¦   ¦земельно-кадастровых   ¦           ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦показателей по         L¬          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦результатам обследований¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+T-----------------------+----------+---+----+----+---+----------+
¦14  ¦Создание системы МЗ:   ¦Облкомзем,¦   ¦    ¦    ¦   ¦Оргтехника¦
¦    ¦                       ¦УралНИИ-  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦и         ¦
¦14.1¦Приобретение оргтехники¦гипрозем  ¦400¦200 ¦-   ¦200¦прикладной¦
¦    ¦и прикладного          ¦и др.     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦рекламный ¦
¦    ¦программного продукта  ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦продукт   ¦
+----+-----------------------+----------+---+----+----+---+----------+
¦14.2¦Разработка технического¦          ¦20 ¦20  ¦-   ¦-  ¦Техниче-  ¦
¦    ¦задания для            ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦ское      ¦
¦    ¦программного продукта  ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦задание   ¦
+----+-----------------------+----------+---+----+----+---+----------+
¦14.3¦Создание программного  ¦          ¦70 ¦20  ¦50  ¦-  ¦          ¦
¦    ¦продукта               ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+----+-----------------------+----------+---+----+----+---+----------+
¦14.4¦Обучение специалистов  ¦          ¦50 ¦30  ¦-   ¦20 ¦          ¦
¦    ¦по использованию       ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦    ¦продукта               ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+----+-----------------------+----------+---+----+----+---+----------+
¦14.5¦Создание базы данных   ¦УралНИИ-  ¦120¦20  ¦50  ¦50 ¦База      ¦
¦    ¦                       ¦гипрозем  ¦   ¦    ¦    ¦   ¦данных на ¦
¦    ¦                       ¦и др.     ¦   ¦    ¦    ¦   ¦магнитных ¦
¦    ¦                       ¦          ¦   ¦    ¦    ¦   ¦носителях ¦
+---T+----------------------T+----------+---+----+----+---+----------+
¦15 ¦Составление ежегодного ¦Облкомзем, ¦75 ¦10  ¦30  ¦35 ¦Отчет о   ¦
¦   ¦сводного отчета о      ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦состоянии ¦
¦   ¦состоянии земельного   ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦земельного¦
¦   ¦фонда  области         ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦фонда     ¦
¦   ¦                       ¦области,   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦области   ¦
¦   ¦                       ¦УралНИИ-   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦гипрозем   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦и др.      ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+-----------+---+----+----+---+----------+
¦16 ¦Эколого-экономическая  ¦Облкомзем, ¦70 ¦-   ¦35  ¦35 ¦Результаты¦
¦   ¦экспертиза             ¦Госком-    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦экспертизы¦
¦   ¦                       ¦экология   ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦Свердловск.¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
¦   ¦                       ¦области    ¦   ¦    ¦    ¦   ¦          ¦
+---+-----------------------+---------T-+---+----+----+---+T---------+
¦    ИТОГО:                           ¦11510¦1000¦5595¦4915¦         ¦
L-------------------------------------+-----+----+----+----+----------


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                         
                     К ПРОЕКТУ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ                      
                ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ                 
               "МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"               


       Реализация программы по мониторингу земель имеет основной целью
создание системы мониторинга земель (СМЗ).
       СМЗ  создается  как  совокупность  служб,  методов  и  средств,
обеспечивающих  информацией о состоянии земель Государственных органов
исполнительной   власти,    исполнительных    органов    муниципальных
образований,  Государственных органов управления земельными ресурсами,
организаций   других   ведомств,   юридических   и   физических   лиц,
деятельность которых связана с использованием земель.
       Объектом мониторинга являются все земли области  независимо  от
формы   собственности   на  землю,  целевого  назначения  и  характера
использования.
       Земля   -   важнейшая   часть   окружающей   природной   Среды,
характеризующаяся   пространством,   рельефом,   климатом,   почвенным
покровом,  растительностью,  недрами,   водами,   являющаяся   главным
средством   производства  в  сельском  и  лесном  хозяйстве,  а  также
пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех
отраслей народного хозяйства (ГОСТ 26640-85).
       Общая площадь земель составляет 19,4 млн. га.
       Основная,    стратегическая    направленность     хозяйственной
деятельности   на   земле   -  достижение  экологического  равновесия,
сбалансированности   потребления   -   восстановления    ресурсов    в
антропогенных ландшафтах.
       Мониторинг  земель  обеспечивает   комплексную   информацию   о
состоянии  земель,  являясь  составной  частью  мониторинга  состояния
природной среды и  выполняя  базовую,  связующую  роль  между  другими
видами  мониторинга  и  кадастра  природных  ресурсов. СМЗ работает во
взаимодействии с существующими сетями и службами  наблюдений,  такими,
как  землеустроительная, агрохимическая, защиты растений, федеральными
службами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,  лесного
хозяйства,  геодезии  и картографии, комитета геологии и использования
недр и др.

       Тематическими задачами системы мониторинга земель являются:

       1. Наблюдения за состоянием почв.
       1.1. Водная эрозия.
       1.2. Ветровая эрозия.
       1.3. Процессы опустынивания (техногенные пустыни).
       1.4. Подтопление земель.
       1.5. Заболачивание, переувлажнение почв.
       1.6. Засоление почв.
       1.7. Зарастание, закустаривание пашни.
       1.8. Разрушение структуры почв.
       1.9. Дегумификация почв.
       1.10. Изменение pH почвы (кислотность, щелочность).
       1.11.  Загрязнение  почв  тяжелыми  металлами,  химическими   и
радиоактивными элементами, пестицидами.
       2. Наблюдение за состоянием земной поверхности  и  результатами
естественных процессов и хозяйственной деятельности:
       2.1. Изменение береговых  линий  озер,  водохранилищ  и  других
внутренних водоемов.
       2.2. Нарушенные  земли,  в  том  числе  карьеры  действующие  и
отработанные, вскрышные отвалы, терриконы.
       3. Наблюдение за состоянием растительности.
       4. Наблюдение за состоянием земель населенных пунктов.
       5.  Получение  данных  в  целях   информационного   обеспечения
земельного кадастра и контроля.
       5.1. Границы угодий, землепользований, землевладений, объектов.
       5.2. Площади угодий землепользований, землевладений, объектов.
       5.3. Использование земель по целевому назначению.

       Налаживание    постоянно    действующей    системы    прогноза,
предупреждения  и устранения последствий негативных процессов позволит
улучшить экологическую обстановку, повысит плодородие  почв,  позволит
резко  снизить  получение  не  пригодной  для  питания  продукции, что
положительно отразится на здоровье людей.
       В Программе выделяются  несколько  блоков  мероприятий,  в  том
числе блоки нормативно-правового и научно-технического обеспечения, по
созданию информационной системы.
       Программа  мониторинга  земель  разработана  в  соответствии  с
"Порядком   разработки,  утверждения  и  реализации  целевых  программ
развития   Свердловской    области",    утвержденным    постановлением
Правительства Свердловской области от 21.06.96 N 498-п.
       При этом учитывались также требования следующих документов:
       - Постановление Совета  Министров  -  Правительства  Российской
Федерации  N  1229  от  24.11.93  "О  создании  Единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГС ЭМ)".
       -  Методические  рекомендации  по  формированию   экологических
программ. Утверждены Минприроды России N 12-61 от 11.03.96.
       - Порядок разработки и утверждения  региональных  экологических
программ. Утвержден Минприроды России N 12-60 от 11.07.96.




                                 УТВЕРЖДЕНО
                                 постановлением Правительства
                                 Свердловской области
                                 от 27 февраля 1998 года N 199-п


                              ПОЛОЖЕНИЕ                               
             О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ              


       1. Общие положения

       1.1.  В  Свердловской  области   ведется   мониторинг   земель,
представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда
для своевременного выявления изменений, их  оценки,  предупреждения  и
устранения последствий негативных процессов.
       1.2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за
состоянием окружающей природной среды.
       1.3.   Объектом   мониторинга   земель   являются   все   земли
Свердловской  области,  независимо  от  форм  собственности  на землю,
целевого назначения и характера использования.
       1.4.  Мониторинг  земель  имеет   подсистемы,   соответствующие
категориям земель:
       мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
       мониторинг земель населенных пунктов;
       мониторинг   земель    промышленности,    транспорта,    связи,
радиовещания,  телевидения,  информатики  и  космического обеспечения,
энергетики, обороны и иного назначения;
       мониторинг   земель   природоохранного,   природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
       мониторинг земель лесного фонда;
       мониторинг земель водного фонда;
       мониторинг земель запаса.
       1.5. В зависимости от  территориального  охвата  осуществляется
областной и локальный мониторинг земель.
       Областной мониторинг  охватывает  всю  территорию  Свердловской
области.
       Локальный мониторинг ведется на территориальных  объектах  ниже
областного  уровня,  вплоть до территорий отдельных землепользований и
элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
       1.6.  В  соответствии  с  Российской  программой   Свердловская
область   может   принимать  участие  в  работах  по  региональному  и
федеральному мониторингу земель.
       1.7.  При  ведении  мониторинга  земель  выявляются   следующие
процессы:
       эволюционные (связанные с естественно историческими  процессами
развития);
       цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми  и  иными
периодами изменений природного характера);
       антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
       чрезвычайные  ситуации  (связанные  с  авариями,  катастрофами,
стихийными бедствиями и др.).

       2. Задачи и содержание мониторинга земель

       2.1. Основными задачами мониторинга земель являются:
       своевременное выявление изменений состояния  земельного  фонда,
их  оценка,  прогноз  и  выработка  рекомендаций  по  предупреждению и
устранению последствий негативных процессов;
       информационное    обеспечение    государственного    земельного
кадастра,  рационального  землепользования и землеустройства, контроля
за использованием и охраной земель.
       2.2. Содержание мониторинга земель  составляют  систематические
наблюдения  (съемки,  обследования  и изыскания) за состоянием земель,
выявление изменений и оценка:
       состояния землепользований, угодий, полей, участков;
       процессов,   связанных    с    изменением    плодородия    почв
(опустынивание,  развитие  водной  и  ветровой  эрозии, потери гумуса,
ухудшение структуры почв, заболачивание  и  засоление),  зарастания  и
закустаривания   сельскохозяйственных   угодий,   загрязнения   земель
пестицидами, тяжелыми металлами,  радионуклидами,  другими  токсичными
веществами;
       состояния береговых линий  рек,  озер,  заливов,  водохранилищ,
гидротехнических сооружений;
       процессов,   вызванных   образованием    оврагов,    оползнями,
карстовыми, криогенными и другими явлениями;
       состояния  земель  населенных  пунктов,   объектов   нефте-   и
газодобычи,   очистных  сооружений,  навозохранилищ,  свалок,  складов
горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок  автотранспорта,  мест
захоронения    токсичных,   промышленных   отходов   и   радиоактивных
материалов, а также других промышленных объектов.
       2.3. Оценка состояния земель  выполняется  путем  анализа  ряда
последовательных   наблюдений   (периодических,  сезонных,  суточных),
направленности  и  интенсивности  изменений  и  сравнения   полученных
показателей с нормативными.
       Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так  и
в  относительных  значениях,  отнесенных  к  определенному периоду или
сроку.
       2.4.  По  результатам  оценки  состояния  земель   составляются
оперативные   сводки,  доклады,  научные  прогнозы  и  рекомендации  с
приложением   к   ним   тематических   карт,   диаграмм   и    таблиц,
характеризующих   динамику   и   направление   развития  изменений,  в
особенности имеющих негативный характер.

       3. Порядок ведения мониторинга земель

       3.1. Мониторинг земель ведется комитетом по земельным  ресурсам
и землеустройству Свердловской области (облкомземом) и Государственным
комитетом   по   охране   окружающей   среды   Свердловской    области
(Госкомэкология)   при   участии   департамента   сельского  хозяйства
Свердловской области, комитета  по  архитектуре  и  градостроительству
Свердловской  области,  комитета  по  геологии  и использованию недр и
других заинтересованных организаций и учреждений.
       Организация и координация деятельности указанных организаций  и
учреждений,   обобщение   данных   мониторинга  земель  осуществляются
облкомземом и Госкомэкологией Свердловской области.
       3.2.  Мониторинг  земель   ведется   с   соблюдением   принципа
совместимости  разнородных  данных,  основанного  на применении единых
классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных  и
нормативно-технической   базы,  государственной  системы  координат  и
высот.
       3.3. Техническое обеспечение мониторинга земель  осуществляется
автоматизированной  информационной  системой,  имеющей  пункты  сбора,
обработки  и  хранения  информации  в  местных  органах  облкомзема  и
соответствующих районах и городах области.
       3.4.  Для  получения  необходимой  информации  при  мониторинге
земель применяются:
       дистанционное зондирование (съемки и наблюдения  с  космических
аппаратов,  с  высотных  самолетов,  с помощью средств малой авиации и
др.);
       наземные съемки и наблюдения;
       фондовые данные.
       Главное назначение съемок и наблюдений с космических  аппаратов
и  высотных  самолетов  -  получение характеристик состояния земель на
глобальном и региональном уровнях.
       Съемки и наблюдения с  помощью  малой  авиации  проводятся  для
локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.
       Наземные наблюдения проводятся  по  всем  категориям  земель  с
использованием   полигонов,   эталонных   участков,   стационарных   и
передвижных лабораторий.
       3.5.  В  зависимости  от  сроков  и  периодичности   проведения
осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
       базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на
момент начала ведения мониторинга земель);
       периодические (через год и более);
       оперативные (фиксирующие текущие изменения).
       3.6.  Первичные   данные,   получаемые   при   непосредственных
наблюдениях   за   состоянием   земельных   угодий,  полей,  участков,
обобщаются по районам, городам и области в целом, а также по отдельным
природным комплексам.
       3.7. Полученные результаты накапливаются в  архивах  (фондах  и
банках данных автоматизированной информационной системы.
       3.8. Облкомзем ежегодно не  позднее  1  апреля  представляет  в
Правительство   области   согласованный  с  Госкомэкологией  доклад  о
состоянии земель области, а  при  выявлении  особо  опасных  процессов
направляет оперативные сводки.
       3.9.   Предприятия,   организации   и   учреждения,   граждане,
юридические  и физические лица пользуются данными мониторинга земель в
установленном порядке.
       3.10.    Финансирование    программы     мониторинга     земель
осуществляется  за  счет  средств,  поступающих  в областной бюджет от
взимания земельного налога и арендной платы за землю.


Информация по документу
Читайте также