Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 12.10.1998 № 1036-П

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


 О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И  
  ВЛИЯНИИ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ  
                         ОБЛАСТИ В 1997 ГОДУ"                         


       Согласно   данным   Государственного   доклада   "О   состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на
здоровье населения Свердловской области в 1997 году",  представленного
Государственным  комитетом  по  охране  окружающей  среды Свердловской
области, экологическая обстановка в области в 1997 году по сравнению с
1996  годом  стабилизировалась.  Вместе  с  тем,  уровень  загрязнения
окружающей природной среды, а также  степень  деградации  и  истощения
отдельных видов природных ресурсов оставались высокими.
       С  целью  улучшения  экологической  обстановки,   выработки   и
реализации     эффективной    природоохранной    политики,    усиления
государственного  регулирования  в  сфере  охраны  окружающей   среды,
обеспечения  экологической  безопасности и рационального использования
природных  ресурсов  требуется   реализация   следующих   приоритетных
направлений  природоохранной  деятельности: предотвращение загрязнения
атмосферного воздуха, оздоровление источников питьевого водоснабжения,
переработка техногенных образований.
       Для  выполнения  указанных  задач  Правительство   Свердловской
области постановляет:
       1. Утвердить Государственный  доклад  "О  состоянии  окружающей
природной   среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания  на  здоровье
населения Свердловской области в 1997 году" (далее Госдоклад).
       2. Органам государственной власти, осуществляющим  деятельность
на  территории  Свердловской  области,  руководствоваться  материалами
Госдоклада  при  подготовке  и  принятии   решений   о   социально   -
экономическом     развитии     Свердловской     области,    размещении
производительных  сил,  финансировании  природоохранных   мероприятий,
государственной поддержке природоохранной деятельности предприятий.
       3.  Министерству  экономики  и   труда   Свердловской   области
(Ковалева  Г.А.)  при  подготовке  бюджета и сметы расходов областного
экофонда использовать материалы, выводы и  рекомендации  Госдоклада  в
целях повышения эффективности природоохранных инвестиций и ускоренного
решения экологических проблем Свердловской области.
       4. Рекомендовать главам муниципальных образований  Свердловской
области  в  своей  деятельности по вопросам социально - экономического
развития  территорий,  охраны   окружающей   среды   и   рационального
использования  природных ресурсов, а также при разработке и реализации
муниципальных экологических  программ  руководствоваться  материалами,
выводами и рекомендациями Госдоклада.
       5.  Министерству  экономики  и   труда   Свердловской   области
(Ковалева  Г.А.)  совместно  с  Государственным  комитетом  по  охране
окружающей  среды  Свердловской  области  (Солобоев  И.С.),  Областным
центром   государственного  санитарно  -  эпидемиологического  надзора
(Никонов   Б.И.)   и   другими   заинтересованными    государственными
природоохранными   органами   организовать   разработку  в  1999  году
областных  экологических   программ   "Основные   направления   охраны
окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 2000 -
2003 годы" и "Охрана окружающей  среды  от  свинцового  загрязнения  и
снижения его влияния на здоровье населения".
       6.  Госкомэкологии   Свердловской   области   (Солобоев   И.С.)
совместно   с   другими   государственными  природоохранными  органами
ежегодно  разрабатывать  и   представлять   Госдоклад   "О   состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на
здоровье населения Свердловской области" не позднее  1  августа  года,
следующего за отчетным.
       7.  Опубликовать  выводы   и   рекомендации,   содержащиеся   в
Госдокладе, в "Областной газете".
       8. Контроль за выполнением данного постановления  возложить  на
первого  заместителя  председателя  Правительства Свердловской области
Ковалеву Г.А.


Председатель Правительства
Свердловской области                                       А. Воробьев


г. Екатеринбург
12 октября 1998 года
№  1036-П


                    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ                    
                ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОКЛАДА "О СОСТОЯНИИ                 
            ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ВЛИЯНИИ ФАКТОРОВ             
                 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ                 
                  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1997 ГОДУ"                   


       12 октября т. г. Правительство Свердловской области рассмотрело
и  утвердило  Государственный доклад "О состоянии окружающей природной
среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания  на  здоровье   населения
Свердловской области в 1997 году.
       Доклад является официальным документом, составленным на  основе
данных,  представленных  государственными природоохранными органами. В
работе над докладом участвовали ведущие научные организации Урала.
       Доклад содержит сведения о состоянии экологической  обстановки,
динамике  и  тенденциях  ее  изменения,  об  осуществляемых  правовых,
организационных, экономических  и  иных  мерах  по  охране  природы  и
рациональному  природопользованию,  по  снижению влияния отрицательных
экологических   факторов   на   здоровье   населения   на   территории
Свердловской области.
       Публикуем основные выводы, содержащиеся в докладе.

       Динамика   изменений    основных    показателей    техногенного
воздействия  на природную среду (валовые выбросы и сбросы загрязняющих
веществ в окружающую среду, накопление токсичных отходов  производства
и  потребления)  свидетельствует  о  том, что экологическая ситуация в
Свердловской области в 1997 году имела тенденцию к стабилизации.
       В 1997  году  в  сравнении  с  предыдущим  годом  незначительно
снизились  валовые  выбросы  от  стационарных  источников. Практически
остались на том же уровне сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
и  количество  образующихся  токсичных отходов. Указанная стабилизация
техногенного воздействия на окружающую среду  обусловлена  по-прежнему
как   произошедшим   спадом   промышленного  производства,  так  и,  в
определенной степени, выполнением ряда природоохранных мероприятий.
       Вместе  с   тем   в   ряде   городов   экологическая   ситуация
характеризуется  как  кризисная, что связано с высокой загрязненностью
атмосферного воздуха, воды и почвы (города  Нижний  Тагил,  Каменск  -
Уральский,  Ревда,  Первоуральск  и др.). В условиях сверхнормативного
воздействия загрязнителей постоянно проживают около  3  млн.  человек.
Комплексной  химической  нагрузке  подвержены 59,2% населения области,
радиационной  -  53,7%,  шумовой   в   селитебных   зонах   -   24,7%,
биологической (вода и продукты питания) - 44%.
       Это обусловливает высокий уровень рисков здоровью  населения  и
дополнительных   случаев  заболевания  населения  от  неблагоприятного
влияний факторов среды обитания.
       Комплекс экологических проблем связан со следующими факторами:
       - загрязнение окружающей среды;
       - деградация и истощение природных ресурсов;
       - разрушение природных комплексов и снижение биоразнообразия;
       -  образование  значительного  количества  отходов   вследствие
низкой   экологичности   промышленных  производств  и  некомплексности
использования природного сырья;
       - высокий риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного
и природного характера с тяжелыми и катастрофическими последствиями.
       Загрязнение  атмосферного  воздуха   в   значительной   степени
обусловлено  низкой  эффективностью  очистки выбросов, главным образом
металлургических заводов и тепло - электростанций, а также  выхлопными
газами автотранспорта.
       Чрезвычайно высокий уровень загрязнения поверхностных  водоемов
связан   с   высокой   концентрацией   водопотребляющих   предприятий,
сбрасывающих стоки без необходимой очистки.
       Существенным источником загрязнения окружающей  среды  являются
техногенные   образования   и   отвалы   отходов,   которые   занимают
значительные территории.  Поступление  из  них  токсичных  металлов  и
других  загрязняющих веществ (медь, цинк, кадмий, хром, свинец, мышьяк
и др.) в поверхностные и подземные воды достигает сотен и тысяч тонн в
год.
       Решение   указанных   экологических   проблем    осуществлялось
государственными   органами   власти  в  рамках  действия  и  развития
различных механизмов охраны окружающей среды: правовых, экономических,
административных и др.
       В  1897  г.  продолжалось  формирование  правовой  базы  охраны
окружающей  среды и обеспечения экологической безопасности. Принят ряд
областных законов  и  постановлений  правительства  области,  наиболее
важными  из которых являются областные законы "Об отходах производства
и потребления", "О  бюджете  областного  внебюджетного  экологического
фонда на 1997 год".
       Правительством области и органами самоуправления на территориях
реализуется ряд федеральных целевых экологических программ:
       - "Переработка Техногенных образований в Свердловской области",
       - "Отходы",
       - "Оздоровление окружающей среды и населения  г.  Нижний  Тагил
Свердловской области на период до 2000 года",
       -  "Комплекс   первоочередных   мероприятий   по   оздоровлению
экологический  обстановки  и населения в Уральском регионе и Тюменской
области на 1997 - 2000 гг.",
       - "Первоочередные мероприятия по оздоровлению окружающей  среды
и  населения  г. Каменск - Уральский Свердловской области на период до
1998 года".
       Кроме  того,  принят  и  реализуется,  а  также   находится   в
разработке  ряд  областных  целевых экологических программ для решения
приоритетных  экологических  проблем,  начата  работа  по   разработке
муниципальных  экологических  программ,  а  также  программ крупнейших
предприятий.
       Таким образом, в области взят  курс  на  решение  экологических
проблем  методами целевого планирования в рамках системы экологических
программ и целевых проектов.
       В   1997   г.   государственными   природоохранными    органами
осуществлялся  общий  государственный  экологический контроль, а также
контроль в области  охраны  и  рационального  использования  отдельных
видов  природных  ресурсов.  Например,  Государственным  комитетом  по
охране окружающей  среды  Свердловской  области  было  проведено  1922
проверки  и  обследовано  1677  предприятий,  выявлено  8850 нарушений
природоохранного законодательства.  Для  их  устранения  выдано  11647
предписаний. В 53 постановлениях содержались требования о приостановке
производственной деятельности.
       Эффективными   механизмами    государственного    регулирования
по-прежнему    остаются   государственная   экологическая   экспертиза
Проектов,     экологическое     нормирование     природопользователей,
лицензирование природопользования.
       В 1997 г. в  Свердловской  области  активно  велись  работы  по
экологическому образованию и просвещению населения, проведению научных
экологических   исследований,   международному   и    межрегиональному
сотрудничеству. С привлечением отечественных и зарубежных специалистов
подготовлен Региональный план действий по охране окружающей среды  для
Свердловской   области.  Совместными  усилиями  областей  и  республик
Уральского региона завершена работа над проектом  Федеральной  целевой
программы "Экологическая безопасность Урала".
       Однако достижение  поставленных  целей  было  затруднено  рядом
проблем,  основной  из  которых  является  недостаток  природоохранных
инвестиций. Действующие механизмы планирования и расходования  средств
экологических  фондов  в  1997  г.  были  сориентированы на выполнение
природоохранных мероприятий  практически  полностью  в  пределах  сумм
платежей в экофонды, засчитываемых в счет затрат по этим мероприятиям.
       В  связи  с  этим  необходимо   законодательно   отрегулировать
инвестиционную деятельность предприятий в рамках Областного закона "Об
экологических фондах Свердловской области". В  дополнение  к  этому  и
другим   нормативным   правовым  актам  требуется  разработка  мер  по
включению  механизмов  более  широкого   привлечения   природоохранных
инвестиций  из  различных  источников,  прежде  всего  за счет средств
предприятий - природопользователей и их  инвесторов.  Требуется  также
усилить  контроль  за  расходованием  предоставляемых  предприятиям  и
организациям средств экофондов.
       На  основе  выявленных  в  1997  году  потребностей   правового
регулирования  следует  разработать  и  принять  областные  законы "Об
охране окружающей среды", "Об экологическом аудите" и "О регулировании
водных  отношений  на  территории Свердловской области". Во исполнение
принятых в предыдущие годы областных законов необходимо разработать  и
утвердить  областные  целевые  программы  "Экологический  мониторинг",
"Экологическое  воспитание,  образование   и   Просвещение   населения
области" и др.
       Крайне   необходимой    становится    разработка    комплексной
экологической  программы  Свердловской  области  на период 1999 - 2003
годы.
       Важным условием проведения эффективной природоохранной политики
является  укрепление  государственных  природоохранных  органов  и  их
материально - технической базы.

Информация по документу
Читайте также