Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 15.03.1999 № 293-ППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Об областной целевой программе "Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области" В целях комплексного решения проблемы предотвращения и ликвидации неблагоприятного влияния свинца и его соединений на окружающую среду и здоровье населения Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить областную целевую программу "Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области" (прилагается) с ежегодным уточнением объемов финансирования в зависимости от наполняемости бюджета областного и местных экологических фондов и объемов выделяемых средств предприятиями - загрязнителями. 2. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) предусматривать финансирование Программы из областного экологического фонда в установленном порядке. 3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм обеспечить выполнение мероприятий Программы. 4. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и принять соответствующие территориальные программы. 5. Рекомендовать Свердловской государственной телерадиокомпании (Костоусов В.П.), редакции "Областной газеты" (Тимофеев Н.С.) совместно с Государственным комитетом по охране окружающей среды Свердловской области (Солобоев И.С.), Областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области (Никонов Б.И.), Уральским межрегиональным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Успин А.А.) и Главным управлением по делам ГО и ЧС Свердловской области (Лахтюк В.Ф.) подготовить цикл передач и статей по экологическому и санитарно-гигиеническому просвещению и образованию населения и по другим вопросам обеспечения свинцовой безопасности. 6. Постановление опубликовать в "Областной газете". 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области Ковалеву Г.А. Председатель Правительства Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург 15 марта 1999 года № 293-П ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ -----------------T-----------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦Областная целевая программа "Охрана окружающей ¦ ¦программы ¦природной среды от свинцового загрязнения ¦ ¦ ¦и снижение его влияния на здоровье населения ¦ ¦ ¦Свердловской области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Основание для ¦Областная целевая программа "Охрана окружающей ¦ ¦разработки ¦среды от свинцового загрязнения и снижение его ¦ ¦ ¦влияния на здоровье населения Свердловской ¦ ¦ ¦области" разработана в соответствии с ¦ ¦ ¦распоряжением Правительства РФ от 26.09.97 ¦ ¦ ¦N 1237 "О разработке федеральной целевой ¦ ¦ ¦программы "Охрана окружающей среды от ¦ ¦ ¦свинцового загрязнения и снижение его влияние ¦ ¦ ¦на здоровье населения" в качестве подпрограммы ¦ ¦ ¦ФЦП "Отходы" и Областного закона "Об ¦ ¦ ¦утверждении бюджета областного экологического ¦ ¦ ¦фонда на 1998 год" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Генеральный ¦Правительство Свердловской области ¦ ¦государственный ¦ ¦ ¦заказчик ¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственный ¦Государственным заказчиком - координатором ¦ ¦заказчик - ¦программы является Министерство экономики и ¦ ¦координатор ¦труда Свердловской области ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Подрядчики по ¦- Государственный комитет по охране окружающей ¦ ¦разделам и ¦среды Свердловской области ¦ ¦мероприятиям и ¦- Областной центр государственного санитарно - ¦ ¦иные исполнители¦эпидемиологического надзора Свердловской ¦ ¦программы ¦области ¦ ¦ ¦- Уральское межрегиональное территориальное ¦ ¦ ¦управление по гидрометеорологии и мониторингу ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦- Комитет природных ресурсов Свердловской ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦- Уральский региональный центр экологической ¦ ¦ ¦эпидемиологии (УРЦЭЭ) ¦ ¦ ¦- Медицинский научный центр профилактики и ¦ ¦ ¦охраны здоровья рабочих промышленных ¦ ¦ ¦предприятий (МНЦП и ОЗРПП) ¦ ¦ ¦- лечебно-профилактические учреждения ¦ ¦ ¦- промышленные предприятия. ¦ ¦ ¦В реализации программы могут участвовать другие¦ ¦ ¦заинтересованные организации и предприятия. ¦ ¦ ¦Включение их в программу осуществляется в ¦ ¦ ¦установленном порядке в рамках перечня ¦ ¦ ¦программных мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Основные ¦Уральский региональный центр экологической ¦ ¦разработчики ¦эпидемиологии (УРЦЭЭ) при участии основных ¦ ¦программы ¦исполнителей программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Сроки и этапы ¦Программа выполняется в 2 этапа: 1 этап - ¦ ¦реализации ¦1999 - 2001 годы и 2 этап - 2002 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Цели и основные ¦Основная цель программы - улучшение состояния ¦ ¦задачи ¦окружающей среды и здоровья населения путем ¦ ¦ ¦уменьшения свинцового загрязнения, реализации ¦ ¦ ¦защитных и реабилитационных мероприятий. ¦ ¦ ¦Указанная цель достигается решением задач: ¦ ¦ ¦- совершенствование мониторинга окружающей ¦ ¦ ¦среды и выбора приоритетов в управлении ¦ ¦ ¦экологическим риском, связанного с загрязнением¦ ¦ ¦окружающей среды свинцом; ¦ ¦ ¦- снижение поступления свинца и его соединений ¦ ¦ ¦в окружающую среду и организм человека до ¦ ¦ ¦безопасного уровня воздействия; ¦ ¦ ¦- повышение устойчивости организма к ¦ ¦ ¦воздействию свинца и его соединений, снижение ¦ ¦ ¦заболеваемости и оздоровление населения; ¦ ¦ ¦- экологическое и санитарно-гигиеническое ¦ ¦ ¦просвещение и образование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Основные ¦Программа предусматривает разработку и ¦ ¦направления ¦реализацию проектов и мероприятий по следующим ¦ ¦реализации ¦направлениям: ¦ ¦ ¦- обеспечение надлежащего контроля за ¦ ¦ ¦загрязнением окружающей среды свинцом, оценка ¦ ¦ ¦экспозиции населения, выбор приоритетов и ¦ ¦ ¦оценка эффективности программных мероприятий, ¦ ¦ ¦создание соответствующего информационно - ¦ ¦ ¦аналитического обеспечения; ¦ ¦ ¦- реализация защитных мероприятий на путях ¦ ¦ ¦поступления свинца в организм человека из ¦ ¦ ¦атмосферного воздуха, почвы, продуктов питания ¦ ¦ ¦питьевой воды, товаров широкого потребления, ¦ ¦ ¦тары и упаковки, которое обусловлено ¦ ¦ ¦свинецсодержащими выбросами автотранспорта, ¦ ¦ ¦производственной деятельностью предприятий, ¦ ¦ ¦промышленными и бытовыми отходами; ¦ ¦ ¦- предупредительные и реабилитационные ¦ ¦ ¦мероприятия, направленные на снижение ¦ ¦ ¦неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья ¦ ¦ ¦населения, прежде всего детей, в связи с ¦ ¦ ¦загрязнением окружающей среды свинцом; ¦ ¦ ¦- повышение уровня знаний и образованности ¦ ¦ ¦населения по проблемам свинцового загрязнения ¦ ¦ ¦профилактике неблагоприятных эффектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Основные ¦Реализация программ обеспечит: ¦ ¦конечные ¦- снижение уровней загрязнения свинцом ¦ ¦результаты ¦окружающей среды; ¦ ¦реализации ¦- улучшение здоровья населения; ¦ ¦ ¦- более эффективный контроль свинца в ¦ ¦ ¦окружающей среде и мониторинг эффектов его ¦ ¦ ¦воздействия на здоровье населения ¦ L----------------+------------------------------------------------ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОТ СВИНЦОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ И СНИЖЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" 1. Основание для разработки программы Областная целевая программа "Охрана окружающей среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения Свердловской области" разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.09.97 N 1237 "О разработке федеральной целевой программы "Охрана окружающей среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения" в качестве подпрограммы ФЦП "Отходы" и Областного закона "Об утверждении бюджета областного экологического фонда на 1998 год". 2. Содержание проблемы Свинец является одним из наиболее токсичных загрязнителей окружающей среды на Среднем Урале. Помимо повсеместно существующего рассеянного источника свинцового загрязнения, связанного с работой автомобильных двигателей на этилированном бензине, в Свердловской области сосредоточен ряд источников промышленного загрязнения атмосферы свинцом от выбросов крупных медеплавильных предприятий и заводов вторичной обработки цветных металлов, выплавляющих свинецсодержащие бронзы, баббиты и другие сплавы. В соответствии с данными, представленными в Национальном докладе по проблеме свинца в России, практически 90 процентов общего объема выбросов этого металла предприятиями цветной металлургии приходится на Свердловскую область. Исследования, проведенные госсанэпиднадзором совместно с научно-исследовательскими учреждениями, свидетельствуют о том, что повышенное содержание свинца в объектах окружающей среды приводит к опасному накоплению свинца в организме у большинства детей дошкольного и раннего школьного возраста. Этот существенный фактор риска является наиболее вероятной причиной повышения частоты случаев задержки нервно-психического развития и ухудшения здоровья детей. При анализе загрязнения воздуха и почвы в 12 городах и районах Свердловской области, характеризующихся наименее благоприятным популяционным здоровьем, было обнаружено, что, судя по превышению уровней ПДК, свинец должен быть отнесен к числу приоритетных загрязнителей окружающей среды в 5 из них, а общая численность экспонированного к таким его уровням населения составляет около 500 тысяч человек. При этом анализировались данные систематического мониторинга, недостаточно ориентированного на выявление транспортного загрязнения, что позволяет считать роль свинца явно недооцененной. На протяжении последних шести лет наиболее высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха и почвы свинцом регистрировались в районах размещения медеплавильных предприятий и в городах с интенсивными транспортными потоками. Так, в воздухе г. Кировграда (таблица 1) максимальные концентрации свинца достигали 12,0 мкг/куб. м (40 ПДК), г. Красноуральска - 8 мкг/куб. м (26,6 ПДК), г. Ревды - 5,9 мкг/куб. м (19,6 ПДК), г. Екатеринбурга - 3,8 мкг/куб. м (12,6 ПДК). Максимальные концентрации металла в почве г. Кировграда обнаруживались на уровне 2250 мг/кг, что превышает ПДК для нейтральных почв в 17 раз, г. Красноуральска - 790,8 мг/кг (6 ПДК), г. Екатеринбурга - 579,6 мг/кг (4,5 ПДК), поселка Верх-Нейвинского - 486,7 мг/кг (3,7 ПДК), г. Ревды - 364 мг/кг (2,8 ПДК). Таблица 1 Содержание свинца в окружающей природной среде промышленных центров Среднего Урала ----------------T-----------T-----------T-----------T-------------¬ ¦Населенный ¦Численность¦Атмосферный¦Питьевая ¦Почва, Мг/кг ¦ ¦пункт ¦населения, ¦воздух, ¦вода, ¦ ¦ ¦ ¦тыс. чел. ¦мкг/куб. м ¦мкг/л ¦ ¦ +---------------+-----------+-----------+-----------+-------------+ ¦Верхняя Пышма ¦ 54,5 ¦0,01 - 2,0¦1,0 - 30,0¦ 3,1 - 180,0¦ ¦Верх-Нейвинский¦ 6,3 ¦0,2 - 3,0¦1,0 - 10,0¦13,1 - 486,7¦ ¦Екатеринбург ¦ 1325,5 ¦0,04 - 3,8¦0,01 - 20,0¦ 7,3 - 579,6¦ ¦Кировград ¦ 50,9 ¦0,2 - 12,0¦1,0 - 20,0¦14,9 - 2250,0¦ ¦Красноуральск ¦ 34,5 ¦0,02 - 8,0¦6,0 - 30,0¦42,9 - 790,8¦ ¦Первоуральск ¦ 136,6 ¦0,07 - 3,2¦0,01 - 30,0¦ 2,6 - 485,0¦ ¦Ревда ¦ 65,7 ¦0,1 - 5,9¦0,05 - 30,0¦ 9,3 - 364,0¦ L---------------+-----------+-----------+-----------+-------------- Высокие уровни загрязнения окружающей среды свинцом обуславливают кумуляцию металла в организме человека. Таблица 2 Содержание свинца в молочных зубах детей, проживающих в промышленных центрах Свердловской области, мкг/г ----------------T-------------T-----------T------------T----------¬ ¦ Город ¦ Количество ¦Минимальное¦Максимальное¦ Среднее ¦ ¦ ¦обследованных¦содержание ¦ содержание ¦содержание¦ ¦ ¦ детей ¦ свинца ¦ свинца ¦ свинца ¦ +---------------+-------------+-----------+------------+----------+ ¦Верхняя Пышма ¦ 14 ¦ 17,1 ¦ 297,3 ¦ 73,1 ¦ ¦Верх-Нейвинский¦ 19 ¦ 155,0 ¦ 689,2 ¦ 266,6 ¦ ¦Кировград ¦ 23 ¦ 0,1 ¦ 92,9 ¦ 28,1 ¦ ¦Красноуральск ¦ 18 ¦ 28,7 ¦ 87,7 ¦ 54,4 ¦ L---------------+-------------+-----------+------------+----------- По стандартам США допустимая величина содержания свинца в молочных зубах составляет 30 мкг/г. Как следует из приведенных данных, максимальные концентрации свинца в молочных зубах детей в п. Верх-Нейвинском превышают этот стандарт в 22,9 раза, в г. Верхняя Пышма - в 9,9 раза, в г. Кировграде - в 3,1 раза, в г. Красноуральске - в 2,9 раза. В г. Красноуральске проведены исследования содержания свинца в крови и волосах детей. Средняя концентрация свинца в крови найдена равной 13,5 + (-) 0,05 мкг/100 мл. Следует отметить, что у обследованных детей величины, не превышающие относительно безопасный уровень свинца в крови 10 мкг/100 мл, обнаружены лишь в 35,5 проц. случаев (но не ниже 5,0 мкг/100 мл), в то время как у 50,5 проц. детей они варьировали от свыше 10 до 20, а у 14% превышали 20 (вплоть до 46,3) мкг/100 мл. Средние значения концентрации свинца в крови обследованных детей оказались не зависящими от возраста и пола. Концентрации свинца в волосах детей Красноуральска составили от 8,0 до 17,0 мкг/г, в среднем 11,4 + (-) 0,27 мкг/г. Средняя величина превышает обычно принимаемую безопасную в 1,3 раза, а максимальная - в 1,9 раза. Высокая токсическая нагрузка, связанная с воздействием свинца как промышленного, так и автотранспортного происхождения, обусловливает неудовлетворительное состояние здоровья населения. Вместе с тем, как и в большинстве других регионов в Свердловской области проведены лишь единичные исследования по оценке влияния свинца на небольшие субпопуляции без изучения всех возможных путей поступления и выполнены ограниченными силами. Недостаточная оценка опасности всех источников и путей поступления свинца в организм связана с проблемами существующего мониторинга факторов окружающей среды, ограниченными возможностями финансирования, отсутствием методических и общесистемных решений по охране здоровья и медико-биологической реабилитации населения. Анализ степени поражения функциональных систем организма в зависимости от степени токсической нагрузки позволил выявить, что длительное и постоянное поступление в организм детей и подростков токсических веществ, среди которых ведущее место занимает свинец, вызывает срыв механизмов защиты и развитие симптомов хронической интоксикации, а также снижение функции эндокринной системы и ведет к преобладанию в развивающемся организме процессов дистрофии. С целью решения указанных проблем в рамках областной целевой программы предполагается провести комплексные работы по оценке опасности, обоснованию, разработке и реализации мер по управлению риском свинцового загрязнения для здоровья населения Свердловской области. 3. Основные цели и задачи программы Основная цель программы - создание целостной системы мер по улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения путем уменьшения свинцового загрязнения, реализации защитных и реабилитационных мероприятий. Указанная цель достигается через формирование и проведение единой государственной политики, направленной на сокращение поступления свинца в окружающую среду, реабилитацию загрязненных территорий, проведение оздоровительных мероприятий, обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации и Свердловской области по предотвращению загрязнения окружающей среды свинцом и его соединениями. Для достижения основной цели наиболее важными задачами, решение которых позволит достичь максимального эффекта оздоровления населения и снижения риска неблагоприятных воздействий свинца и его соединений, являются следующие: - совершенствование нормативно-правовой базы охраны окружающей среды и здоровья населения от свинцового загрязнения, направленной на повышение заинтересованности и ответственности в реализации природоохранной политики по снижению загрязнения окружающей среды свинцом и его влияния на здоровье населения; - совершенствование мониторинга окружающей среды и выбора приоритетов в управлении экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды свинцом, обеспечение надлежащего контроля за загрязнением окружающей среды свинцом, оценки экспозиции населения, выбора приоритетов и оценки эффективности программных мероприятий, создание соответствующего информационно - аналитического обеспечения; - снижение поступления свинца и его соединений в окружающую среду и организм человека до безопасного уровня воздействия, обусловленного выбросами автотранспорта, использующего в качестве топлива бензин со свинецсодержащими добавками, производственной деятельностью промышленных предприятий, промышленными и бытовыми отходами, накоплением свинца в почве и внутри помещений, с реализацией защитных мероприятий по приоритетным путям поступления свинца в организм человека из атмосферного воздуха, почвы, продуктов питания и питьевой воды, товаров широкого потребления, тары и упаковки; - повышение устойчивости организма к воздействию свинца и его соединений, снижение заболеваемости и оздоровление населения, особенно детского, для которого неблагоприятные эффекты в состоянии здоровья обусловлены загрязнением окружающей среды свинцом; - экологическое и санитарно-гигиеническое просвещение и образование, повышающие уровень знаний и образованности населения по проблемам свинцового загрязнения и профилактики неблагоприятных эффектов. 4. Сроки и этапы реализации программы Реализация программы рассчитана на 1999 - 2005 годы и будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (1999 - 2002 годы) планируется выполнение пилотных проектов и мероприятий, направленных на инвентаризацию выбросов и оптимизацию мониторинга свинцового загрязнения. Параллельно с реализацией технических мероприятий по снижению поступления свинца в окружающую среду и организм человека будет выполнено обоснование приоритетных мер по управлению охраной окружающей среды и оздоровлению населения. Это подразумевает создание надежного информационно - аналитического обеспечения для оценки воздействия свинца на окружающую среду и здоровье населения, выбора приоритетных мер и разработки технико-экономических обоснований программных мероприятий, а также снижение поступления свинца в окружающую среду за счет реализации проектов реконструкции промышленных предприятий и мероприятий по санации территорий. Одновременно, в результате выполнения пилотных проектов будут разработаны подходы и средства профилактики и оздоровления населения с учетом степени опасности воздействия свинца на организм детей и рабочих, относящихся к группам повышенного риска. Значительный эффект по снижению свинцовой опасности ожидается от реализации программы экологического и санитарно-гигиенического просвещения и образования населения. На втором этапе (2003 - 2005 годы) планируется существенно сократить воздействие свинца на окружающую среду и здоровье населения, выполнить в полном объеме приоритетные мероприятия программы и создать систему управления экологическим риском и оздоровления населения от свинцового воздействия. Это подразумевает проведение технической модернизации производств и значительное снижение эмиссии свинца в окружающую среду, реализацию мер по санации территорий, загрязненных свинцом, и снижение поступления свинца в организм человека, реализацию комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих защиту и медико-биологическую реабилитацию населения от свинцового воздействия, включая вопросы экологического образования и повышения санитарной культуры населения. 5. Система программных мероприятий Система программных мероприятий состоит из пяти разделов, соответствующих целевым задачам программы. 5.1. Совершенствование мониторинга окружающей среды и выбора приоритетов в управлении экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды свинцом Государственный заказчик: Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области (Госкомэкология). Ответственные исполнители: Уральское территориальное управление гидрометеорологии и мониторинга окружающей средь (Уралгидромет); Уральский Комитет природных ресурсов; Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области (ОблЦГСЭН); Уральский региональный центр экологической эпидемиологии (УРЦЭЭ); Инспекция лабораторного контроля Госкомэкологии; промышленные предприятия. Основным результатом выполнения работ по этому разделу будет: - создание и обеспечение функционирования надежной системы мониторинга и оценки свинцового загрязнения, обеспечивающих контроль эмиссий и распространения свинца в объектах окружающей среды, оценку экспозиции населения по основным путям поступления свинца в организм человека; - обоснование и выбор приоритетных мер по управлению экологическим риском на основе работ по оценке риска и эффектов воздействия свинца на здоровье населения; - оценка эффективности программных мероприятий и их результатов по критериям снижения свинцовой опасности для окружающей среды и здоровья населения. В ходе реализации этого раздела программы будут созданы реестры территорий риска, источников загрязнения окружающей среды свинцом, включая сырье, технологии, готовую продукцию. По результатам работ по оценке риска и эффектов воздействия свинца на здоровье населения будет выполнено ранжирование приоритетных мер для управления риском и разработаны критерии оценки их эффективности. В итоге будет сформирована информационно - аналитическая система программы, обеспечивающая сбор и анализ информации по динамике показателей проблемы свинцового загрязнения, эффективности реализации программных мероприятий, в рамках создания информационно-аналитической системы экологического мониторинга в Свердловской области. 5.2. Мероприятия по снижению поступления свинца и его соединений в окружающую среду и организм человека до безопасного уровня воздействия Государственный заказчик: Министерство промышленности и науки Свердловской области. Ответственные исполнители: промышленные предприятия; администрации муниципальных образований. Основным результатом реализации мероприятий этого раздела будет уменьшение поступления свинца в организм человека из различных объектов окружающей среды. Произойдет существенное снижение эмиссии свинца в окружающую среду за счет выполнения научно-практических работ, направленных на внедрение новых и совершенствование существующих технологий и производств, в том числе по переработке первичного сырья и свинецсодержащих отходов. Санация территорий и снижение уровня загрязнения почв, продуктов питания, а также мероприятия по снижению уровней загрязнения свинцом внутри помещений, включая рабочие зоны, позволят существенно снизить уровень экспозиции и риск для здоровья населения. Мероприятия по снижению выбросов свинца от автотранспорта реализуются в рамках областной целевой программы "Первоочередные мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта". 5.3. Санитарно-гигиенические, медико-профилактические и оздоровительные мероприятия в группах риска среди населения, подверженного неблагоприятному воздействию свинца и его соединений Государственный заказчик: Центр госсанэпиднадзора в Свердловской области (ОблЦГСЭН). Ответственные исполнители: Уральский региональный центр экологической эпидемиологии (УРЦЭЭ); Лаборатория ОблЦГСЭН; Медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий (МНЦПиОЗРПП); лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ); промпредприятия. Основным результатом реализации мероприятий этого раздела будет существенное улучшение состояния здоровья населения из групп риска, подверженных неблагоприятному воздействию свинца. Будет создана система профилактики и оздоровления населения, включая мероприятия по разработке средств и внедрению схем биологической профилактики, направленной на снижение воздействия свинцового загрязнения и повышения устойчивости к нему организма, в первую очередь детей. Важным компонентом этой деятельности будет усовершенствованная система медико-биологического мониторинга, включая биомониторинг экспозиции свинца и организацию на его основе контроля эффективности медико-профилактических и оздоровительных мероприятий. 5.4. Экологическое и санитарно-гигиеническое просвещение и образование Государственный заказчик: Госкомитет по охране окружающей среды Свердловской области (Госкомэкология); Центр госсанэпиднадзора в Свердловской области (ОблЦГСЭН). Ответственные исполнители: УГТУ - УПИ, УГМА, УРЦЭЭ. Важная роль в решении проблемы свинцового загрязнения окружающей среды отводится экологическому образованию и воспитанию населения. Необходимо информировать население о существующих альтернативных (не содержащих свинец) потребительских товарах, результатах реализации программ и мероприятий по снижению свинцового загрязнения окружающей среды и риска его воздействия на здоровье населения. Важно подготовить предложения по организации системы информирования населения о свинцовом загрязнении окружающей среды, предусматривающие подготовку информационных изданий об опасности воздействия свинца на здоровье, мерах личной профилактики, а также мероприятия по обязательному информированию населения о наличии свинца в окружающей среде, продуктах питания и товарах народного потребления. Основным результатом выполнения работ раздела будет получение населением необходимого объема знаний, использование которых на практике позволит снизить риск для здоровья. Мероприятия данного раздела программы реализуются в рамках областной целевой программы "Совершенствование экологического образования в Свердловской области 1999 - 2000 годы". 6. Механизм реализации программы Государственным заказчиком - координатором программы является Министерство экономики и труда Свердловской области, государственными заказчиками отдельных разделов программы являются Министерство промышленности и науки Свердловской области, Госкомитет по охране окружающей среды Свердловской области, Центр госсанэпиднадзора в Свердловской области. Реализация программы осуществляется в комплексе с утвержденными Правительством Российской Федерации и Свердловской области целевыми экологическими программами. В ходе реализации программы будет совершенствоваться нормативно-правовое регулирование природоохранной деятельности в части ужесточения контроля и платы за загрязнение окружающей среды свинцом и его соединениями, компенсации экономического ущерба окружающей среде и здоровью населения, а также предоставления льгот по финансированию приоритетных природоохранных мероприятий, направленных на снижение свинцового загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения. Реализация Программы осуществляется в порядке, определенном Правительством Свердловской области. Мероприятия муниципального и локального характера реализуются в соответствии с решениями органов местного самоуправления и администраций предприятий, в рамках соответствующих программ. Включение их в программу обеспечивает им информационную, организационную и методическую, а в необходимых случаях и финансовую поддержку со стороны Правительства Свердловской области. Муниципальные программы, а также программы и проекты предприятий проходят экспертизу и согласование в Государственном комитете по охране окружающей среды Свердловской области и областном Центре госсанэпиднадзора. В предусмотренных законодательством случаях проводится государственная экологическая экспертиза программ и проектов. Выполнение мероприятий, имеющих целевое финансирование из областного экологического фонда, осуществляется на основании договоров, заключаемых государственными заказчиками с организациями - исполнителями. При необходимости выбор исполнителей может осуществляться государственными заказчиками на конкурсной основе. Выделение средств из областного экологического фонда осуществляется в соответствии с бюджетными заявками государственных заказчиков, подаваемыми в установленном порядке. Заявки должны быть подтверждены соответствующими целевыми проектами от заинтересованных организаций - исполнителей. Распределение средств из областного экологического фонда на реализацию программы уточняется ежегодно в соответствии с объемами выделяемых средств и приоритетами программы. Средства на выполнение отдельных целевых проектов направляются организациям - исполнителям в соответствии с утвержденным Правительством области порядком расходования средств областного экологического фонда. 7. Финансовое обеспечение программы Финансирование программы осуществляется за счет: - средств областного и местных экологических фондов Свердловской области, направляемых на создание нормативно - методической базы, мониторинга и реализацию территориальных реабилитационных программ; - части платежей (75 проц.) в экологические фонды области, оставляемых природопользователям на выполнение собственных природоохранных мероприятий, вошедших в областные экологические программы; - платежей природопользователей в счет компенсации ущерба окружающей среде и здоровью населения, направляемых целевым образом на финансирование территориальных оздоровительных и реабилитационных программ; - собственных средств предприятий и организаций, осуществляющих техническую модернизацию, связанную с уменьшением эмиссии свинца в окружающую среду и привлекаемых ими средств; - грантов и средств международной технической помощи, направляемых на решение программных задач. Прогнозируемые объемы финансирования на период реализации программы составляют 780 млн. рублей. Объем необходимых для реализации программы средств будет уточняться ежегодно, с учетом наполняемости бюджета областного экологического фонда, установленных приоритетов программы и объемов выделяемых средств предприятиями - загрязнителями. 8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы К основным результатам, которые будут достигнуты при реализации программы, относятся: - снижение уровней загрязнения свинцом окружающей среды и негативного воздействия его на здоровье населения; - улучшение здоровья населения; - более эффективный контроль свинца в окружающей среде и мониторинг эффектов его воздействия на здоровье населения. Эффективность, социально-экономические и экологические последствия от реализации программы ориентировочно можно охарактеризовать следующими показателями: - обеспечение потребности экономики в свинце увеличится не менее чем на 40 проц. за счет вовлечения в производство вторичного свинцового сырья; - повышение конкурентоспособности продукции металлургии, аккумуляторной, кабельной, химической и др. отраслей - за счет внедрения экологически безопасных производственных технологий (т. к. мировые тенденции свидетельствуют о возрастании конкурентной борьбы, основывающейся на требовании экологической безопасности используемых технологических процессов); - вовлечение ранее загрязненных свинцом земель в хозяйственный оборот, после проведения реабилитационных мероприятий, создание благоприятных условий для использования земель вдоль автодорог и вблизи стационарных источников свинцового загрязнения; - увеличение количества вновь созданных рабочих мест за счет увеличения потребности в кадровом обеспечении вводимых в процессе реализации программы производственных мощностей и единиц; - повышение надежности и обоснованности результатов мониторинга, необходимых для управления программой, обеспечения эффективности природоохранных и оздоровительных мероприятий; - снижение содержания свинца и его соединений в объектах окружающей среды, определяющих основные пути экспозиции для населения и в первую очередь детей (наиболее чувствительной группы риска); - повышение устойчивости организма детей и рабочих к токсическому действию свинца и других загрязняющих веществ, повышение санитарной культуры и образованности населения в вопросах профилактики и защиты от свинцового воздействия; - улучшение системы организации медицинской помощи и оздоровления населения; - снижение уровня заболеваемости, обусловленной свинцовым загрязнением окружающей среды на 10 - 20 проц. для взрослого населения, на 30 - 50 проц. для детей и не менее чем на 50 проц. для профессионального контингента. Оценка ежегодной прибыли от реализации программы по снижению свинцового загрязнения на примере США показала, что ежегодная прибыль от снижения уровня свинца в крови на 1 мкг/дл оценивается в 6.9 (дети) и 9.9 млрд. долларов США (взрослые). 9. Основные программные мероприятия по созданию целостной системы мероприятий по обеспечению свинцовой безопасности на территории Свердловской области * - в рамках утвержденного бюджета ------T----------------T-------------T------T-----------T-------------¬ ¦ N ¦Наименование ¦Ответственные¦Срок ¦Источники ¦Объем ¦ ¦п. п.¦мероприятия ¦исполнители ¦вып. ¦финансиров.¦финансиров., ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Всего¦В т. ч.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в 1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦году(*)¦ +-----+----------------+-------------+------+-----------+-----+-------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ +-----+----------------+-------------+------+-----------+-----+-------+ ¦ Раздел 1. ¦ ¦ Совершенствование мониторинга окружающей среды и выбора ¦ ¦ приоритетов в управлении экологическим риском, связанным ¦ ¦ с загрязнением окружающей среды свинца ¦ +-----T----------------T-------------T------T-----------T------T------+ ¦1.1 ¦Проведение ¦Госком- ¦2000 -¦Средства ¦ 2,5¦ ¦ ¦ ¦инвентаризации и¦экология ¦2001 ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦создание ¦Свердловской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реестров сырья, ¦области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий, ¦ОблЦГСЭН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий и ¦пром. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦готовой ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продукции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержащих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинец и его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соединения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.2 ¦Создание системы¦Госком- ¦2000 -¦Сумма: ¦ 11,8¦ - ¦ ¦ ¦мониторинга ¦экология ¦2002 ¦местные ¦ 1,8¦ - ¦ ¦ ¦эмиссий свинца в¦Свердловской ¦ ¦экофонды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающую среду¦области, ¦ ¦средства ¦ 10 ¦ - ¦ ¦ ¦и проведение ¦ОблЦГСЭН, ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦работ по ¦пром. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦моделированию ¦предприятия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассеивания ¦аккредитован-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца в ¦ные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦атмосферном ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздухе на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвентаризации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выбросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стационарных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автотранспорта в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городах с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высоким уровнем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинцового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.3 ¦Расширение ¦Уралгидромет ¦2000 -¦Областной ¦ 2,0¦ - ¦ ¦ ¦программ ¦ ¦2002 ¦экофонд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фонового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦атмосферного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздуха, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поверхностных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вод и почв путем¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦включения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перечень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦определяемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компонентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца на всей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сети мониторинга¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Уралгидромета в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Свердловской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.4 ¦Мониторинг ¦ОблЦГСЭН, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 18,1¦ - ¦ ¦ ¦экспозиции ¦Уральский ¦2005 ¦местные ¦ 2,1¦ - ¦ ¦ ¦свинца по ¦региональный ¦ ¦экофонды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основным путям ¦центр ¦ ¦средства ¦ 16,0¦ - ¦ ¦ ¦поступления ¦экологической¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦(атмосферный ¦эпидемиологии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздух, питьевая¦(УРЦЭЭ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вода, почва, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продукты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦питания, среда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦закрытых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещений) в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организм жителей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Екатеринбурга, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Красноуральска, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ревды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Первоуральска, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Верхняя Пышма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кировграда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Верх-Нейвинского¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.5 ¦Мониторинг ¦ОблЦГСЭН, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 15,0¦ - ¦ ¦ ¦загрязнения ¦Медицинский ¦2005 ¦областной ¦ 1,0¦ - ¦ ¦ ¦производственной¦научный центр¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды свинцом, ¦профилактики ¦ ¦средства ¦ 14,0¦ - ¦ ¦ ¦направленный на ¦и охраны ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦объективную и ¦здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полную оценку ¦рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной¦пром. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинцовой ¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экспозиции на ¦(МНЦП и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятиях ¦ОЗРПП), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цветной ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦металлургии и ¦цветной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦машиностроения ¦металлургии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и машино- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.6 ¦Оценка риска ¦ОблЦГСЭН, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 10,0¦ ¦ ¦ ¦загрязнения ¦УРЦЭЭ, ¦2005 ¦областной ¦ 0,5¦ ¦ ¦ ¦производственной¦МНЦП и ОЗРПП ¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и окружающей ¦ ¦ ¦местные ¦ 1,0¦ ¦ ¦ ¦среды свинцом ¦ ¦ ¦экофонды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленного и ¦ ¦ ¦средства ¦ 7,5¦ ¦ ¦ ¦транспортного ¦ ¦ ¦предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦происхождения ¦ ¦ ¦тий, гранты¦ 1,0¦ ¦ ¦ ¦для здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочих и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦первую очередь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦детского) на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦базе результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦моделирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.7 ¦Разработка ¦Госком- ¦2000 -¦Областной ¦ 0,6¦ ¦ ¦ ¦стратегии и ¦экология, ¦2002 ¦экофонд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приоритетных ¦ОблЦГСЭН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий по ¦УРЦЭЭ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управлению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦риском, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦связанным с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производственной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среды свинцом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на основе данных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценки риска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здоровью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.8 ¦Организационное ¦Госком- ¦2000 -¦Областной ¦ 3,0¦ ¦ ¦ ¦и аналитическое ¦экология, ¦2001 ¦экофонд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ОблЦГСЭН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга и ¦Уралгидромет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинцом и его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соединениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------+-------------+------+-----------+------+------+ ¦ Раздел 2. ¦ ¦ Мероприятия по снижению поступления свинца и его соединений ¦ ¦ в окружающую среду и организм человека до безопасного ¦ ¦ уровня воздействия ¦ ¦ ¦ ¦2.1. Технические мероприятия на предприятиях, направленные на ¦ ¦ достижение ПДВ свинца в окружающую среду ¦ ¦ Сумма: 400,295¦ ¦ В том числе в 1999 г. 61,3¦ +-----T----------------T-------------T------T-----------T------T------+ ¦2.1.1¦Реконструкция ¦ЗАО "Киров- ¦1999 -¦Средства ¦308,88¦ 42,5¦ ¦ ¦предприятия ЗАО ¦градская ¦2001 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Кировградская ¦металлург. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦металлурги- ¦компания" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компания" с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перевода на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦малоотходную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологию с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦целью доведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦токсичных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выбросов до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦норм ПДВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1.2¦Предотвращение ¦ОАО "СУМЗ" ¦1999 -¦Средства ¦ 30,0¦ 2,7¦ ¦ ¦и уменьшение ¦ ¦2005 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦выбросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среду от ОАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"СУМЗ": ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новых систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пылеулавливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за конвертерами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с применением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мокрой очистки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦башни охлаждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за печью ПЖВ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- очистка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходящих газов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отражательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦печей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- мокрая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦очистка газов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обжига ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1.3¦Реконструкция ¦ОАО ¦1999 -¦Средства ¦ 50,0¦ 10,0¦ ¦ ¦металлурги- ¦"Святогор" ¦2005 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ОАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Святогор": ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПЖВ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реконструкция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦газоочистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конвертерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦газов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1.4¦Строительство ¦"Унипромедь",¦1996 -¦Средства ¦ 2,95¦ 0,73¦ ¦ ¦очистных ¦СМУ, АО ¦1999 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦сооружений ¦"Уралэлектро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(рукавных ¦медь" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фильтров) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для очистки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходящих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦газов анодных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦печей меде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦плавильного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цеха на АО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Уралэлектро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медь" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.1.5¦Совершенст- ¦СвердлНИИ- ¦1997 -¦Средства ¦ 8,465¦ 5,37¦ ¦ ¦вование ¦Химмаш, СМУ, ¦1999 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии ¦АО "Урал- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переработки ¦электромедь" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медь - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электролитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шламов на АО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Уралэлектро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медь" (внедрение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦солевого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выщелачивания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электролитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шламов). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Стадия - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦установки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обессвинцевания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------+-------------+------+-----------+------+------+ ¦2.2. Технические мероприятия, направленные на утилизацию ¦ ¦ свинецсодержащих отходов ¦ ¦ Сумма: 142,7¦ ¦ В том числе в 1999 г. 20,8¦ +-----T----------------T-------------T------T-----------T------T------+ ¦2.2.1¦Реконструкция ¦ОАО "СУМЗ" ¦1999 -¦Средства ¦ 16,50¦ 1,2¦ ¦ ¦гидрометал- ¦ ¦2005 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦лургического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отделения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦целях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦увеличения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объемов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утилизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинец- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержащих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦металлург. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пылей на ОАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"СУМЗ" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2.2¦Строительство ¦ОАО ¦1999 -¦Средства ¦ 50¦ 9,0¦ ¦ ¦отделения по ¦"Святогор" ¦2005 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦производству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сульфата свинца ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из тонких ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конвертерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пылей на ОАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Святогор" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2.3¦Реконструкция ¦АО "Урал- ¦1999 -¦Средства ¦ 54¦ 5,0¦ ¦ ¦свинцового ¦электромедь",¦2000 ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства на ¦ОАО "Верх - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОАО ¦Нейвинский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Верхнейвинский ¦завод цветных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦завод цветных ¦металлов", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦металлов" с ¦АО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦целью ¦"Унипромедь" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦увеличения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объема пере- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабатываемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинец- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержащих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦25 тысяч тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца в год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2.4¦Создание ¦Институт ¦1999 -¦Средства ¦ 2,2¦ 0,6¦ ¦ ¦экологически ¦металлургии ¦2000 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦чистого и ¦УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безотходного ¦Институт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опытно-пром. ¦высоко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производства по ¦температурной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переработке ¦электрохимии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинец- ¦УрО РАН, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержащих ¦Уральский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пылей и кеков ¦завод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦медеплавильных ¦химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заводов на ¦реактивов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Уральском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заводе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦химических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реактивов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(г. В. Пышма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Свердловская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦область). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Стадия - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектирование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изготовление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оборудования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опытно-пром. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испытания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.2.5¦Организация ¦АО "Урал- ¦1999 -¦Средства ¦ 20,0¦ 5,0¦ ¦ ¦и создание ¦электромедь" ¦2003 ¦предприятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы сбора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и утилизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинец- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содержащих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аккумуляторные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦батареи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.3 ¦Санация ¦Госком- ¦2000 -¦Сумма: ¦ 80,0¦ ¦ ¦ ¦загрязненных ¦экология, ¦2005 ¦местные ¦ 20,0¦ ¦ ¦ ¦свинцом ¦администрации¦ ¦экофонды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий ¦городов, ¦ ¦средства ¦ 60,0¦ ¦ ¦ ¦(рекультивация ¦пром. ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦озеленение, ¦предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦асфальтирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т. д.) городах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Екатеринбург, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Красноуральск, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ревда, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Первоуральск, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В. Пышма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кировград, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В.-Нейвинский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.4 ¦Разработка и ¦ОблЦГСЭН, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 50,0¦ ¦ ¦ ¦реализация ¦администрации¦2005 ¦местные ¦ 15,0¦ ¦ ¦ ¦территориальных ¦городов, ¦ ¦экофонды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программ по ¦пром. ¦ ¦средства ¦ 35,0¦ ¦ ¦ ¦снижению ¦предприятия ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦поступления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца и его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соединений в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦человека в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Екатеринбурге, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Красноуральске, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ревде, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Первоуральске, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В. Пышме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кировграде, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В.-Нейвинском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+----------------+-------------+------+-----------+------+------+ ¦ Раздел 3. ¦ ¦ Санитарно-гигиенические, медико-профилактические и ¦ ¦ оздоровительные мероприятия в группах риска среди ¦ ¦ населения, подверженного неблагоприятному воздействию ¦ ¦ свинца и его соединений ¦ +-----T----------------T-------------T------T-----------T------T------+ ¦3.1 ¦Создание ¦ОблЦГСЭН, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 3,3¦ ¦ ¦ ¦системы ¦УРЦЭЭ ¦2005 ¦областной ¦ 0,3¦ ¦ ¦ ¦биомониторинга ¦ ¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинцовой ¦ ¦ ¦средства ¦ 3,0¦ ¦ ¦ ¦экспозиции в ¦ ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦центрах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Свердловской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Екатеринбурге, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Красно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уральске, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ревде, Верхней ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пышме, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кировграде, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Верх - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Нейвинском, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Первоуральске ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.2 ¦Оценка ¦ОблЦГСЭН, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 4,0¦ ¦ ¦ ¦состояния ¦УРЦЭЭ ¦2005 ¦областной ¦ 0,5¦ ¦ ¦ ¦здоровья в ¦ ¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦группах риска ¦ ¦ ¦средства ¦ 3,5¦ - ¦ ¦ ¦и отбор лиц, ¦ ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦нуждающихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реабилитационных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.3 ¦Разработка, ¦УРЦЭЭ, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 2,50¦ - ¦ ¦ ¦эксперимен- ¦МНЦПиОЗРПП, ¦2005 ¦областной ¦ 0,3¦ - ¦ ¦ ¦тальное ¦Институт ¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испытание и ¦органического¦ ¦средства ¦ 2,2¦ - ¦ ¦ ¦апробация в ¦синтеза ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦реальных ¦УрО РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздействий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦направленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на снижение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦накопления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинца в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организме и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устойчивости к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его токсическому¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦действию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦("био- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактика") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.4 ¦Разработка и ¦УРЦЭЭ, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 24,8¦ ¦ ¦ ¦реализация ¦МНЦПиОЗРПП, ¦2005 ¦областной ¦ 1,8¦ ¦ ¦ ¦реабилитационных¦ЛПУ, ¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программ и "био-¦администрации¦ ¦местные ¦ 3,0¦ ¦ ¦ ¦профилактики" ¦городов, ¦ ¦экофонды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦во всех ¦пром. ¦ ¦средства ¦ 20,0¦ ¦ ¦ ¦группах риска ¦предприятия ¦ ¦предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.5 ¦Разработка и ¦УРЦЭЭ, ¦2000 -¦Областной ¦ 1,0¦ ¦ ¦ ¦реализация ¦ОблЦГСЭН, ¦2005 ¦экофонд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программы ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦привлечения ¦общего и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения к ¦профессио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защите от ¦нального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свинцового риска¦образования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(подготовка ¦СМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воспитательно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельность, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦патронажное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживание) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.6 ¦Оценка ¦УРЦЭЭ, ¦2000 -¦Сумма: ¦ 3,0¦ ¦ ¦ ¦эффективности ¦МНЦПиОЗРПП ¦2005 ¦областной ¦ 1,0¦ ¦ ¦ ¦программ "био- ¦ ¦ ¦экофонд, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактики", ¦ ¦ ¦местные ¦ 2,0¦ ¦ ¦ ¦воспитания и ¦ ¦ ¦экофонды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реабилитации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+----------------+-------------+------+-----------+------+------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|