Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.1999 № 1397-ПП

 
 
 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                  
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
 
               от 7 декабря 1999 г.            N 1397-ПП                    
 
 
                  О  концепции  развития  охотничьего  
              и  рыбного  хозяйства Свердловской области
 
     (В редакции Постановления Правительства Свердловской области     
                        от 08.04.2004 № 247-ПП)                       
 
     В целях сохранения  и  воспроизводства  животного  мира  области,
повышения  продуктивности  охотничьего и рыбного хозяйства, увеличения
производства  мяса  и  рыбы,  а  также  повышения  культуры  охоты   и
рыболовства Правительство Свердловской области постановляет:
     1.   Одобрить   концепцию    развития   охотничьего   и   рыбного
хозяйства    Свердловской    области    (прилагается).      редакции
Постановления         Правительства        Свердловской        области
от 08.04.2004 № 247-ПП)
     2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской
области (Чемезов С.М.):
     1) предусмотреть  меры  государственной  поддержки  охотничьих  и
рыбных хозяйств области за счет средств, выделяемых на государственную
поддержку агропромышленного комплекса;
     2)  обеспечить  разработку  указанных   в   концепции   областных
программ.
     3. Министерству экономики и труда Свердловской области  (Ковалева
Г.А.) при формировании бюджета областного внебюджетного экологического
фонда на 2000  год  предусмотреть  увеличение  выделяемых  средств  на
содержание  особо  охраняемых  природных  территорий,  расположенных в
Свердловской  области,  и  мероприятия  по  охране  и  воспроизводству
охотничьих  и  рыбных  ресурсов  с 10 до 12 процентов от суммы бюджета
областного внебюджетного экологического фонда.
     4. Опубликовать данное постановление в "Областной газете".
     5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя  председателя Правительства Свердловской области, министра
сельского хозяйства и  продовольствия  Свердловской  области  Чемезова
С.М.
 
 
    Председатель Правительства
    Свердловской области                                    А.ВОРОБЬЕВ
 
 
 
                                                            Утверждено
                                          постановлением Правительства
                                                  Свердловской области
                                        от 7 декабря 1999 г. N 1397-ПП
 
                              КОНЦЕПЦИЯ                               
               РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА               
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         
 
                               ВВЕДЕНИЕ                               
 
     Свердловская область обладает значительными  ресурсами  животного
мира.  Площадь  охотничьих  угодий  области  18,4 млн. га, 130 тыс. га
заняты рыбохозяйственными водоемами - озерами и водохранилищами. Общая
протяженность  рек,  имеющих рыбохозяйственное значение, 34,7 тыс. км.
В охотничьих угодьях  обитают  ценные  виды  охотничье  -  промысловых
зверей  и  птиц  (лось,  косуля, кабан, медведь, соболь, куница, бобр,
норка, глухарь, тетерев и др.), а в водоемах - рыб (стерлядь,  нельма,
тугун, судак, лещ, щука и др.).
     Однако имеющиеся ресурсы используются в  настоящее  время  слабо.
Охотхозяйственные  и  рыбохозяйственные организации оказались в крайне
сложном экономическом положении. Особенно это относится  к  рыбоводным
хозяйствам,   вынужденным   покупать  дорогостоящие,  в  том  числе  и
импортные корма, нести затраты на тепло- и  электроэнергию  и  др.,  в
результате чего эти предприятия оказались убыточными.
     Из-за недостаточного финансирования ухудшилась охрана  охотничьих
угодий  и  водоемов,  уменьшились  объемы  проводимых  мероприятий  по
воспроизводству охотничьих животных и рыбоводно - мелиоративных работ,
резко  снизились  объемы  зарыбления  водоемов.  Нормативно - правовая
база охотничьего и рыбного хозяйства устарела и  не  отвечает  реалиям
сегодняшнего дня.
     Все  это  не  могло  не  сказаться  отрицательно  на  численности
охотничьих   животных,   которая  по  ряду  видов  стала  сокращаться.
Снизилось производство рыбы в  рыбоводных  хозяйствах,  упал  вылов  в
естественных водоемах. Практически прекратилась заготовка пушнины.
     Вместе  с  тем  имеются  объективные  предпосылки  для   развития
охотничьего и рыбного хозяйства области:
     1)  охотничье  и  рыбное  хозяйство  используют   преимущественно
естественные ресурсы и не требуют значительных капиталовложений. Диким
животным  не   нужны   помещения,   электро-   и   тепловая   энергия,
дорогостоящие  корма.  Численность  некоторых  видов  животных  хотя и
сократилась, но воспроизводственный потенциал популяций еще достаточно
высок  и  пока  позволяет  поднять  их  численность  без осуществления
дорогостоящих   мероприятий   по   массовому   завозу    животных    -
производителей;
     2) значительные площади  охотничьих  угодий  и  рыбохозяйственных
водоемов. Кормовые и защитные условия этих угодий и водоемов позволяют
поддерживать высокую плотность охотничьих животных и  рыб  и  ежегодно
получать   значительное   количество  ценной  продукции.  Свердловская
область  располагает  большими  ресурсами  отработанных   теплых   вод
энергообъектов. На ее территории расположены 5 энергосистем, каждая из
которых имеет  собственный  водоем  -  охладитель,  суммарная  площадь
которых  более  6  тыс.  га.  Температура  воды в данных искусственных
водоемах превышает естественную для данной зоны на 5 - 11 градусов  C,
что  создает уникальные возможности для организации на их базе крупных
рыбоводных хозяйств. В тепловодных водоемах за счет  бурного  развития
естественной  кормовой  базы  можно  получать до 100 и более кг рыбы с
гектара, тогда как "урожайность" естественных водоемов не более 8 - 10
кг/га;
     3)     специализированные     государственные,     кооперативные,
общественные и иные охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации,
имеющие богатый опыт работы, хозяйственные связи и материальную  базу,
необходимую  для  ведения охотхозяйственных и рыбохозяйственных работ,
и кровно заинтересованные в развитии охотничьего и рыбного хозяйства;
     4) квалифицированные специалисты - охотоведы,  рыбоводы,  научные
сотрудники,  а также работники - практики, имеющие большой опыт работы
в охотничьем и рыбном хозяйстве.
     Эти предпосылки послужили основой концепции развития  охотничьего
и  рыбного  хозяйства  Свердловской  области.  Концепция разработана в
соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 года  N
2060-1  "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом от
24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Областным законом от 27
марта  1996 года N 16-ОЗ "Об охране животного мира и использовании его
ресурсов" ("Областная газета" от 03.04.96 г.).
     Концепцией  определены  цели  и  задачи  охотничьего  и   рыбного
хозяйства,  основные  принципы  государственной политики в этой сфере,
важнейшие мероприятия по  развитию  охотничьего  и  рыбного  хозяйства
области,   приоритетные   направления  научных  исследований  в  сфере
охотничьего  и  рыбного  хозяйства,  роль  государственных  органов  в
управлении  охотничьим и рыбным хозяйством области, роль организаций -
охотпользователей   и   рыбохозяйственных   организаций   в   развитии
охотничьего  и рыбного хозяйства области, мероприятия по ее реализации
и финансовое обеспечение этих отраслей народного хозяйства.
 
 
           Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА            
               И РЫБНОЙ ОТРАСЛИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                
 
     1. Охотничье хозяйство
 
     Охотничье  хозяйство  Свердловской  области  в   последние   годы
претерпело  значительные  изменения.  В  период  до 1994 года основная
часть охотничьих угодий была закреплена за незначительным  количеством
охотпользователей  -  производственным  объединением "Свердловскохота"
(59,5%  охотугодий),  Свердловским  областным  обществом  охотников  и
рыболовов (32,5%), облпотребсоюзом (5,7%).
     До охотпользователей  доводились  планы  сдачи  государству  мяса
диких    животных   и   пушнины.   В   1989   году   организациями   -
охотпользователями было сдано государству охотничьей  продукции  почти
на  2  млн.  рублей,  в том числе пушнины - на 970,5 тыс. рублей, мяса
диких животных - на 941,7 тыс. рублей.
     В области развивалось дичеразведение и расселение диких животных.
В  охотугодья  области  было  выпущено  127  косуль,  656 кабанов, 189
пятнистых оленей, 1471 заяц - беляк, 2956 ондатр, 364 бобра.  За  счет
средств  облохотобщества  функционировали  три питомника по разведению
диких животных (пятнистых оленей и маралов), пять ферм  по  разведению
дикой кряковой утки и одна по разведению серой куропатки.
     Охотпользователи достаточно активно занимались воспроизводством и
охраной  охотничьих  животных.  Только  при облохотобществе помимо 258
егерей действовало 45 специализированных добровольных народных  дружин
по охране природы, в которых было задействовано более 3 тыс. человек.
     В целом в этот период наблюдался рост численности основных  видов
охотничьих животных и продуктивности охотугодий.
     В  1992   -   1994   годах   произошло   значительное   изменение
законодательства.  Были отменены государственная монополия на пушнину,
система государственных планов на сдачу пушнины и мяса. Началось новое
перераспределение  охотничьих  угодий, в ходе которого значительная их
часть была закреплена за организациями, которые ранее не  имели  права
ведения  охотничьего  хозяйства. В настоящее время в области действует
около 60 самостоятельных  охотпользователей,  за  которыми  закреплено
15,5 тыс. га охотугодий.
     В связи с  введением  государственных  охотничьих  билетов  часть
охотников  вышла  из  обществ  охотников  и  рыболовов.  Это привело к
сокращению доходов охотничьих обществ  и  соответственно  расходов  на
проведение   биотехнических   мероприятий  и  охрану  закрепленных  за
обществами охотугодий, а также к уменьшению объемов работ,  проводимых
охотниками  в  порядке  бесплатного  трудоучастия.  Если  в  1992 году
охотниками было бесплатно отработано в охотугодьях 218,4 тыс. человеко
- дней, то в 1998 году - в два раза меньше.
     Из-за  нехватки  средств  прекратились   работы   по   расселению
охотничьих  животных  и  дичеразведению. Охрана охотугодий ухудшилась.
Если в 1987 году было выявлено 1397 нарушений правил охоты, то в  1998
году - 924 случая, причем сокращение выявленных нарушений правил охоты
идет на фоне резкого роста браконьерства. Численность  волка,  которая
к  1990  году  была  сокращена до 350 голов, вновь начала расти к 1995
году и превысила 1100 голов.
     Использование популяций ценных  охотничьих  животных  происходило
без  учета  роста браконьерства, повышения численности волка, снижения
объемов воспроизводственных мероприятий, что приводило к перепромыслу.
В   добыче   диких   копытных  животных  преобладали  взрослые  особи,
составляющие репродуктивное ядро популяции. Их доля составляла до 97%.
В  результате популяции диких копытных животных сильно омолодились, их
воспроизводственный потенциал упал.
     Поголовье ценных видов  охотничьих  животных  стало  сокращаться.
Численность  наиболее важного для охотничьего хозяйства области вида -
лося, которая в 1992 году достигла 32,4 тыс. голов, к 1997 году  упала
до 18 тыс. голов.
     Несколько улучшилась ситуация в последние годы. Усиление борьбы с
волком   позволило,  начиная  с  1996  года,  ежегодно  сокращать  его
численность. В соответствии с принятой Правительством области в январе
1998  года областной программой "Сохранение ресурсов копытных животных
и  регулирование  численности  волка  в  Свердловской  области"   были
сокращены  сроки  и  лимиты  добычи  копытных, запрещен отстрел самок,
начала уменьшаться доля взрослых животных  в  отстреле,  предусмотрены
мероприятия  по  воспроизводству  копытных животных и борьбе с волком.
Проводимые мероприятия позволили сократить численность  волка  к  1999
году до 500 голов и добиться повышения численности лося.
 
     2. Рыбное хозяйство
 
     В настоящее  время  в  области  функционирует  шесть  тепловодных
рыбных  хозяйств,  два  рыбозавода  и  один  рыборазводный  завод.  За
основными рыбозаготовителями -  Тавдинским,  Гаринским  и  Таватуйским
рыбозаводами,  закреплено  14 озер площадью 17,4 тыс. га и участки рек
общей протяженностью 120 км. Кроме этого, промышленный лов рыбы  ведут
24  иных рыбозаготовительных организаций, за которыми закреплено 9 рек
длиной 487 км, 87 озер площадью 8500 га  и  11  водохранилищ  площадью
10,7 тыс. га.
     С 1993 года было разрешено применение промысловых орудий лова для
любительского  рыболовства.  В  настоящее  время около 4 тысяч граждан
применяли на водоемах области промысловые орудия  лова.  Ежегодно  ими
вылавливается    около   460   тонн   рыбы.   Введение   лицензионного
любительского рыболовства позволило увеличить  уровень  хозяйственного
освоения  рыбных  запасов  на малодоступных и не осваиваемых промыслом
водоемах.
     Добыча и производство товарной рыбы, реализуемой в торговую  сеть
в  последнее  десятилетие,  сократились в 5,7 раза: с 4300 тонн в 1988
году до 750 тонн в 1998 году. Если десять лет назад на душу  населения
в  области  было  получено 1 кг товарной рыбы, то в 1998 году - только
0,2 кг.
     Наибольший   спад   производства   произошел   в   индустриальном
рыбоводстве  (садковом  и  бассейновом  выращивании рыбы). Эти крупные
рыбные хозяйства создавались в целях  компенсации  ущерба,  наносимого
строительством  и  эксплуатацией ГРЭС рыбному хозяйству, и содержались
за счет этих электростанций. В начале 80-х годов рыбные хозяйства были
переданы  Свердловскому  рыбокомбинату Минрыбхоза РСФСР. В этот период
за каждый  килограмм  произведенной  рыбы  рыбные  хозяйства  получали
государственную дотацию в размере 100% от ее прейскурантной стоимости.
Это окупало производство рыбы. В изменившихся  экономических  условиях
садковое  и бассейновое выращивание рыбы стало нерентабельным. Выплата
компенсаций прекратилась. Необходимость  применения  для  производства
рыбы  дорогостоящих,  в  том  числе  импортных  кормов  резко повысила
себестоимость  выращиваемой  рыбы.  Так,  себестоимость  выращиваемого
карпа  в  1998  году  достигла в В-Тагильском рыбхозе 29 рублей за кг.
Предусмотренные Правительством области дотации не  покрывают  расходов
на  выращивание  рыбы. Из-за сложного экономического положения рыбхозы
резко снизили производство рыбы, а ряд рыбных цехов  при  промышленных
предприятиях  полностью  прекратили  работу.  Общий объем выращенной в
рыбных хозяйствах рыбы сократился за последние десять лет  почти  в  9
раз (с 2316 тонн в 1988 году до 266 тонн в 1998 году).
     Хозяйства, занимающиеся выловом  рыбы  в  естественных  водоемах,
оказались  в  лучшем  положении.  Так, себестоимость одного килограмма
рыбы в Гаринском рыбозаводе составляет 6,0 руб., в  Тавдинском  -  4,1
руб., что позволяет окупать произведенные затраты.
     Выращивание рыбопосадочного материала  за  последние  годы  также
сократилось.  Если  в  1989  году  от рыболовных хозяйств области было
получено 13,9 млн. шт. сеголетков рыбы, то в 1998 году  -  только  2,3
млн. шт. Из-за роста цен на рыбопосадочный материал спрос на него упал
и существенно снизились  объемы  работ  по  искусственному  зарыблению
водоемов  области. В 1998 году личинками сиговых рыб в количестве 10,7
млн. штук было зарыблено только 5 водоемов области.
     Одной  из  важнейших  проблем  рыбного  хозяйства  остается  рост
браконьерства.  Ежегодно на водоемах области выявляется 3,5 - 3,7 тыс.
нарушений  правил  рыболовства.  Орудия  незаконного  лова  технически
совершенствуются,  становятся  все  более  эффективными. Браконьерство
приобретает организованный характер.
 
 
        Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА        
 
     1. Целями охотничьего и рыбного хозяйства области являются:
     1) сохранение и воспроизводство животного  мира  области,  в  том
числе  редких  и  находящихся под угрозой исчезновения видов животных,
увеличение численности ценных видов охотничьих животных и рыб;
     2)   обеспечение   конституционных   прав   граждан   на   отдых,
благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и рыболовстве;
     3) сохранение биологического разнообразия и  генофонда  животного
мира;
     4) участие в обеспечении продовольственной  безопасности  области
за  счет  получения  мясо  - дичной, рыбной и сопутствующей продукции,
дополнительного производства рыбы в рыбоводных хозяйствах;
     5) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных районах
области;
     6) оздоровление населения за счет занятия одним из самых здоровых
видов отдыха - охотой и рыбалкой;
     7) возрождение  национальных  и  культурных  традиций  российской
охоты и рыболовства.
     2. Основными задачами охотничьего и рыбного хозяйства являются:
     1) обеспечение эффективной охраны охотничьих и рыбных ресурсов, а
также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
     2)  осуществление  биотехнических  и  рыбоводно  -  мелиоративных
мероприятий,   направленных   на   увеличение  численности  охотничьих
животных и  интенсивное  воспроизводство  рыбных  запасов,  проведение
искусственного   диче-   и   рыборазведения,   вселение  новых  видов,
обеспечивающих более полное использование кормовой  емкости  угодий  и
повышение их продуктивности;
     3) научно - обоснованное, рациональное использование охотничьих и
рыбных ресурсов;
     4)  организация  заготовки  и  переработки  пушнины,  кожевенного
сырья,  мяса,  дичи,  рыбы,  сопутствующей  продукции  (грибов,  ягод,
орехов, лекарственно - технического сырья), развитие таксидермии;
     5)  внедрение  научных  разработок  и  рекомендаций  по   охране,
воспроизводству  и  рациональному  использованию  охотничьих  и рыбных
ресурсов;
     6) регулирование численности вредных для  охотничьего  и  рыбного
хозяйства животных, в первую очередь волка;
     7) обеспечение  культурной  и  безопасной  охоты  и  рыбалки  для
населения и гостей области, развитие сферы услуг в области охотничьего
и рыбного хозяйства;
     8) развитие промысла и охотничьего туризма в отдаленных  районах,
организация   новых   производств,  позволяющих  обеспечить  занятость
населения этих районов;
     9)  использование   средств   от   иностранного   охотничьего   и
рыболовного  туризма  для  развития  охотничьего  и рыбного хозяйства,
трофейной охоты и рекреационного рыболовства;
     10) развитие охотничьего собаководства.
 
 
         Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ          
              В ОБЛАСТИ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА               
 
     1.  Основными  принципами  государственной  политики  в   области
охотничьего и рыбного хозяйства являются:
     1) недопустимость совмещения функций государственного  управления
и   государственного   контроля   в  области  охраны  и  использования
охотничьих  и  рыбных   ресурсов   с   функциями   их   хозяйственного
использования;
     2)  устойчивость  права   пользования   охотничьими   и   рыбными
ресурсами.    Недопустимость    изъятия    у    охотхозяйственных    и
рыбохозяйственных  организаций   предоставленных   им   охотничьих   и
рыболовных  угодий  без проведения экологической экспертизы материалов
по изъятию угодий;
     3) платность пользования охотничьими и рыбными ресурсами;
     4)  предоставление  объектов  охоты  и  рыболовства   в   разовое
пользование  гражданам  для целей охоты и рыболовства и в долгосрочное
пользование охотхозяйственным  и  рыбохозяйственным  организациям  для
ведения  охотничьего и рыбного хозяйства (их охраны, воспроизводства и
рационального    использования).     Привлечение     организаций     -
охотпользователей    и   рыбохозяйственных   организаций   к   решению
государственных задач по  охране  и  воспроизводству  государственного
охотничьего и рыбного фонда;
     5) неистощительное использование охотничьих  и  рыбных  ресурсов.
Установление  квот  добычи  ценных  и  малочисленных  видов охотничьих
животных по каждому охотничьему хозяйству и  участку  государственного
резервного  фонда  охотничьих  угодий,  а  также  отдельных  квот  для
трофейной охоты, установление общих допустимых уловов;
     6) обеспечение правовой и социальной  защиты  штатных  работников
охотничьего   и   рыбного  хозяйства,  осуществляющих  функции  охраны
государственного охотничьего и рыбного фонда;
     7) государственная поддержка организаций  -  охотпользователей  и
рыбохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность по охране и
воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов;
     8)  обеспечение  правового  и  экономического  механизма  охраны,
воспроизводства  и  рационального  использования  охотничьих  и рыбных
ресурсов. Создание условий экономической  невыгодности  незаконного  и
нерационального использования охотничьих и рыбных ресурсов;
     9)  введение  компенсационных   платежей   за   вред,   наносимый
охотничьим и рыбным ресурсам и среде обитания диких животных;
     10)  обязательность  проведения   государственной   экологической
экспертизы  материалов,  обосновывающих  объемы  (лимиты, квоты, общие
допустимые уловы) изъятия  объектов  охоты  и  рыболовства,  проектных
материалов,  обосновывающих предоставление и изъятие охотничьих угодий
и рыбохозяйственных водоемов,  материалов  по  созданию  и  ликвидации
государственных охотничьих и ихтиологических заказников;
     11) обеспечение сохранения качества среды обитания диких животных
(охотничьих   угодий   и  рыбохозяйственных  водоемов)  как  основного
средства производства в охотничьем и рыбном хозяйстве;
     12) принятие управленческих решений по охране, воспроизводству  и
использованию   охотничьих   и   рыбных  ресурсов  на  основе  анализа
предыдущей   деятельности   и   научных    рекомендаций,    проведение
охотустройства   охотничьих  угодий  и  рыбохозяйственного  устройства
водоемов, ведение мониторинга и кадастра охотничьих и рыбных ресурсов;
     13) учет интересов  охотничьего  хозяйства  при  ведении  лесного
хозяйства,   учет   интересов   рыбного  хозяйства  при  осуществлении
водопользования, обеспечение взаимного согласования интересов  земле-,
водо-,   лесопользователей   и  пользователей  охотничьими  и  рыбными
ресурсами в целях охраны охотничьих и рыбных ресурсов и среды обитания
диких животных;
     14)  содействие  развитию  обществ,  клубов  и  иных  объединений
охотников,    рыболовов,    а    также   ассоциаций   и   кооперативов
охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;
     15) сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области
охотничьего  и  рыбного хозяйства, содействие распространению знаний о
традициях  и  культуре  охоты  и  рыболовства,  охотничьем  и   рыбном
хозяйстве, выпуску печатной продукции;
     16)  осуществление  кадровой  политики  в  охотничьем  и   рыбном
хозяйстве,   содействие   проведению  семинаров  по  обмену  опытом  и
повышению квалификации работников охотничьего и рыбного хозяйства;
     17) обеспечение гарантии прав на  охоту  и  рыболовство  коренных
народностей манси и коми в местах их традиционного проживания;
     18)    повышение    самостоятельности     охотхозяйственных     и
рыбохозяйственных  организаций  в решении вопросов организации охраны,
воспроизводства и  рационального  использования  охотничьих  и  рыбных
ресурсов.
 
                 Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ                 
               ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА                
 
     1. Организация ведения охотничьего и рыбного хозяйства.
 
     Организацию ведения охотничьего и  рыбного  хозяйства  в  системе
агропромышленного    комплекса   Свердловской   области   осуществляют
охотхозяйственные и рыбохозяйственные  организации  независимо  от  их
организационно - правовой формы.
     В   целях   более    эффективного    хозяйственного    управления
охотхозяйственные   организации   могут   объединяться   в   областную
ассоциацию организаций - охотпользователей.
     Тепловодные  рыбные  хозяйства  области  могут   объединиться   в
сельскохозяйственный потребительский кооператив.
     Государственное  управление  в  сфере   охотничьего   и   рыбного
хозяйства  Свердловской  области  осуществляют  Министерство сельского
хозяйства  и  продовольствия   Свердловской   области   и   специально
уполномоченные государственные органы - Управление по охране, контролю
и  регулированию  использования   охотничьих   животных   Свердловской
области   и   Государственная  инспекция  рыбоохраны  по  Свердловской
области.
 
     2. Основные формы ведения охотничьего и рыбного хозяйства
 
     Ведение охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется в  системе
агропромышленного комплекса Свердловской области.
     Основной  формой  ведения   охотничьего   и   рыбного   хозяйства
Свердловской    области   является   предоставление   в   долгосрочное
пользование   охотхозяйственным   и   рыбохозяйственным   организациям
(независимо  от  их  организационно - правовой формы) объектов охоты и
объектов рыболовства  в  определенных  границах  охотничьих  угодий  и
водоемов (участков водоемов).
     Организация участков  угодий  общего  пользования.  Осуществление
воспроизводственных    мероприятий    и   рациональное   использование
охотничьих и рыбных ресурсов на территории государственного резервного
фонда  охотничьих  угодий  и  не  закрепленных  за  рыбохозяйственными
организациями водоемов.
 
     3. Основными методами ведения  охотничьего  и  рыбного  хозяйства
являются:
     1) определение наиболее перспективных для охотничьего  и  рыбного
хозяйства   Свердловской  области  видов,  способных  при  минимальных
затратах на  их  охрану  и  воспроизводство  дать  максимальный  выход
охотничьей и рыбной продукции;
     2) научное  обоснование  осуществляемых  мероприятий  по  охране,
воспроизводству и использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
     3) изменение принципов управления популяциями:
     - определение оптимальных плотностей численности  основных  видов
охотничьих животных и оптимальной рыбопродуктивности водоемов;
     - сохранение репродуктивного  ядра  популяций,  временный  запрет
добычи самок диких копытных животных;
     - временное снижение нормативов добычи диких копытных животных  и
сокращение сроков охоты (до достижения оптимальной численности);
     - переход к выборочному, дифференцированному по полу  и  возрасту
изъятию животных;
     - формирование высокопродуктивных популяций;
     - применение современных,  научно  обоснованных  форм  и  методов
биотехники;
     - гуманизация промысла, сокращение непромысловых потерь;
     4) интенсивное проведение  биотехнических  и  воспроизводственных
мероприятий.  Создание в каждом охотхозяйстве в местах обитания косули
и кабана кормовых полей,  комплексов  по  зимней  подкормке  косули  и
кабана.  Запрещение  охоты  на  косулю и кабана в тех охотхозяйствах и
участках государственного резервного фонда охотничьих угодий,  где  не
осуществляются мероприятия по их подкормке;
     5) проведение работ по дичеразведению;
     6)  повышение  рыбопродуктивности  озер  за  счет   рыбоводно   -
мелиоративных и акклиматизационных мероприятий;
     7) создание маточных стад сиговых рыб и хозяйств по  подращиванию
личинок;
     8) восстановление и культивирование чистых линий карпа  и  других
видов рыб;
     9)  научно  -  обоснованное  формирование  сети   государственных
охотничьих и ихтиологических заказников;
     10) осуществление мониторинга животного  мира,  ведение  кадастра
охотничьих    и    рыбных   ресурсов.   Проведение   охотэкономической
инвентаризации  охотничьих  угодий   и   рыбохозяйственных   водоемов.
Создание компьютерного банка кадастровой информации;
     11) обеспечение охраны мест размножения, гнездований  и  нереста.
Запрещение  всех  видов  рубок  леса  и  сбора  живицы в местах токов.
Установление увеличенных водоохранных зон водоемов, где обитают ценные
и редкие виды рыб, а также бобр;
     12) приоритетное использование болот, отработанных торфяных полей
для нужд охотничьего хозяйства;
     13)  предоставление  организациям   -   охотпользователям   права
определения   срока  открытия  и  окончания  весенней  охоты  в  своих
охотхозяйствах  в  пределах  сроков,  определенных  Правилами   охоты.
Признание  весенней  охоты  на  гусей,  глухарей и тетеревов трофейной
охотой, осуществляемой  только  с  обслуживанием  егерем.  Определение
порядка  проведения  государственной  аттестации  охотничьих хозяйств.
Открытие весенней охоты только в охотхозяйствах, прошедших аттестацию;
     14) обеспечение действенной охраны охотничьих и рыбных ресурсов;
     15)  определение  критериев   оценки   результатов   деятельности
охотничьих и рыбных хозяйств:
     - достижение оптимального уровня плотности  населения  охотничьих
животных (оптимальной рыбопродуктивности водоема);
     - повышение выхода охотничьей и рыбной продукции;
     -  экономическая  эффективность  ведения  охотничьего  и  рыбного
хозяйства.
     16)  повышение  квалификации  работников  охотничьего  и  рыбного
хозяйства  и  обучение передовым методам ведения охотничьего и рыбного
хозяйства,  разработка  и   издание   методических   рекомендаций   по
эффективному ведению охотничьего и рыбного хозяйства.
 
                Глава 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ                
         ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ         
 
     1.  Основными  направлениями  развития  охотничьего   и   рыбного
хозяйства являются:
     1) частичный перевод тепловодных рыбных  хозяйств  на  пастбищное
рыбоводство;
     2)  повышение   эффективности   использования   рыбных   ресурсов
естественных водоемов;
     3)  создание  на  базе  тепловодных  водохранилищ  комплекса   по
производству и переработке растительноядных рыб;
     4) введение системы  продовольственного  заказа  на  охотничью  и
рыбную  продукцию.  Выдача  льготных  кредитов  под обеспечение нужд в
охотничьей и рыбной продукции учреждений социальной сферы;
     5) интенсификация работ по зарыблению  водоемов  молодью  сиговых
рыб;
     6) определение  ущерба,  наносимого  охотничьим  рыбным  ресурсам
промышленными  предприятиями,  и  направление  средств,  взысканных  в
возмещение нанесенного  ущерба,  на  развитие  охотничьего  хозяйства,
рыбоводства и зарыбление водоемов;
     7) создание озерно - товарных рыбных хозяйств;
     8)  создание  научно  -  опытных  базовых  охотничьих  и   рыбных
хозяйств;
     9) создание специализированных охотничьих хозяйств по  проведению
традиционных  видов  охот    легавыми  собаками,  гончими,  борзыми,
лайками, по проведению трофейных  охот).  Создание  специализированных
хозяйств по организации спортивного рыболовства;
     10) развитие инфраструктуры и сферы услуг в охотничьем  и  рыбном
хозяйстве.   Модернизация  и  строительство  современных  охотничье  -
рыболовных баз, остановочных  пунктов,  гостиниц.  Расширение  спектра
предоставляемых услуг;
     11)   развитие   иностранного    охотничьего,    рыболовного    и
экологического туризма;
     12) развитие трофейной охоты;
     13)  развитие  охотничьего  собаководства.  Проведение  выставок,
выводок,  полевых  испытаний  и  состязаний охотничьих собак. Создание
комплексных  испытательно  -   тренировочных   станций.   Обучение   и
подготовка    экспертов    -    кинологов.   Предоставление   наиболее
благоприятных условий  для  возможности  охоты  владельцам  охотничьих
собак,  в  том  числе  и открытие охоты с охотничьими собаками в более
ранние сроки. Установление системы  льгот  для  заводчиков  охотничьих
собак,  экспертов  -  кинологов и владельцев собак - чемпионов породы.
Уделение  особого  внимания  развитию  пород  собак,   работающих   по
кровяному  следу. Закрытие охоты в бесснежный период на диких копытных
животных и медведей  без  собак,  прошедших  испытания  по  работе  по
кровяному следу;
     14) создание условий для обучения  охотников  меткой  стрельбе  и
проверки боя оружия. Оборудование стрелковых тиров;
     15) развитие стрелково - охотничьего и рыболовного спорта;
     16) организация  выставок  охотничьих  трофеев,  таксидермических
мастерских;
     17) развитие  сети  магазинов  охотничье  -  рыболовных  товаров.
Установление  налоговых  и  кредитных льгот для магазинов, учрежденных
охотхозяйственными и рыбохозяйственными  организациями,  вкладывающими
полученную прибыль в развитие охотничьего и рыбного хозяйства;
     18)  разработка  программы  экономического  оздоровления   завода
охотничье - рыболовных товаров "Зори".
 
            Глава 6. ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ             
         ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ         
 
     1. Развитие нормативно -  правовой  базы  охотничьего  и  рыбного
хозяйства:
     1) принятие закона Свердловской области "О рыболовстве и  ведении
рыбного хозяйства";
     2) принятие новых  правил  рыболовства  в  водоемах  Свердловской
области;
     3) разработка и принятие закона Свердловской области "Об охоте  и
ведении охотничьего хозяйства";
     4)  принятие  новых  правил  охоты  на  территории   Свердловской
области.
     2. Мероприятия по охране животного мира и  среды  обитания  диких
животных:
     1) создание постоянно действующего  Совета  по  охране  животного
мира  при  Правительстве  области.  Составление и реализация ежегодных
планов  (программ)  по  совместным  действиям  Управления  по  охране,
контролю    и    регулированию   использования   охотничьих   животных
Свердловской  области,  Свердловского  управления   лесами,   Главного
управления   внутренних   дел   Свердловской  области  Государственной
инспекции рыбоохраны по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской
области,  охотхозяйственных  и рыбохозяйственных организаций по охране
охотничьих и рыбных ресурсов. Организация  систематических  совместных
дежурств на постах ГИБДД;
     2) организация в составе  ГУВД  межрайонных  групп  по  борьбе  с
нарушениями законодательства об охране животного мира и среды обитания
диких животных;
     3) создание мобильных оперативных групп по охране животного  мира
из   представителей   госохотнадзора,   лесной  охраны,  рыбинспекции,
милиции, следственных органов. Обеспечение  этих  групп  транспортными
средствами,  средствами  связи,  средствами  принудительной  остановки
транспорта и т.п. Обеспечение перекрестного патрулирования;
     4) возрождение общественных формирований - специализированных ДНД
по охране животного мира.
     3. Мероприятия по сокращению численности волка:
     1) объединение сил и материальных средств всех охотпользователей,
службы  госохотнадзора,  лесной  охраны,  Госкомэкологии  Свердловской
области, районных управлений  сельского  хозяйства  и  продовольствия.
Выделение   транспортных   средств  на  осуществление  мероприятий  по
сокращению  численности  волка  по  ежегодно  составляемым   графикам.
Создание  в  муниципальных  образованиях  мобильных  групп и штабов по
организации  работ   по   сокращению   численности   волка.   Создание
межрегиональных  бригад  по  борьбе  с волком. Возложение персональной
ответственности за  организацию  этих  работ  на  районных  охотоведов
госохотнадзора;
     2) создание специальных бригад по организации трофейных  охот  на
волка.  Обеспечение  бригад  необходимой техникой, окладными флажками,
инвентарем,   ГСМ   и   т.п.   Создание   условий   для   материальной
заинтересованности членов этих бригад;
     3) организация курсов по подготовке охотников - волчатников;
     4) совершенствование системы поощрений охотников и организаций  -
охотпользователей,  активно  участвующих  в мероприятиях по сокращению
численности волка;
     5)   государственная   поддержка   мероприятий   по    сокращению
численности волка и бродячих собак в охотничьих угодьях.
     4. Мероприятия по воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов:
     1) разработка научно - обоснованных  рекомендаций  по  проведению
биотехнических  мероприятий и рыбоводно - мелиоративных работ. Переход
на новые, более эффективные корма для подкормки диких животных;
     2) применение долговременных биотехнических мероприятий и посадка
многолетних кормовых растений;
     3)  оборудование  комплексных  подкормочных  площадок,   создание
запаса зимних кормов для подкормки охотничьих животных;
     4) создание в каждом охотхозяйстве в  местах  обитания  косули  и
кабана кормовых полей;
     5) осуществление мероприятий по омоложению и посадке ивняков;
     6)  создание  областного  питомника  по   выращиванию   семенного
материала для охотхозяйств области.
     5.  Разработка  и  реализация  областных  программ  по   развитию
охотничьего и рыбного хозяйства:
     1) реализация  областной  программы  "Сохранение  ресурсов  диких
животных и регулирование численности волка в Свердловской области";
     2) разработка областной  программы  по  заготовке  и  переработке
пушнины и кожевенного сырья;
     3) разработка областной  программы  развития  тепловодных  рыбных
хозяйств области;
     4)   разработка   областной   программы   развития    охотничьего
собаководства;
     5) разработка  областной  программы  финансово  -  экономического
оздоровления государственных и кооперативных промысловых хозяйств;
     6) разработка областной программы "Система мониторинга и кадастра
животного мира Свердловской области";
     7) разработка областной  программы  охраны  охотничьих  и  рыбных
ресурсов Свердловской области.
 
                Глава 7. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ                 
                   ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА                    
 
     1. Формы и основные направления научных исследований в охотничьем
и рыбном хозяйстве:
     1) создание при  Госкомэкологии  Свердловской  области  научно  -
технического  совета  для координации научных исследований и внедрения
результатов работы в практику охотничьего и рыбного хозяйства;
     2) формирование государственных или ведомственных заказов на  НИР
на  конкурсной  основе.  Рассмотрение  заявок  на  финансирование  НИР
комиссией с участием независимых авторитетных специалистов  в  области
науки, охотничьего и рыбного хозяйства;
     3) создание областного центра кадастра и мониторинга охотничьих и
рыбных ресурсов;
     4)  совершенствование  методов   учета   численности   охотничьих
животных и рыбных запасов;
     5) разработка современных методов  инвентаризации  и  бонитировки
охотничьих угодий и водоемов рыбохозяйственного фонда.
     2.  Приоритетные  исследования  в  сфере  охотничьего  и  рыбного
хозяйства:
     1)  разработка   биологических   основ   управления   популяциями
промысловых видов животных;
     2)    разработка    эффективных    систем    биотехнических     и
воспроизводственных мероприятий;
     3)  определение  оптимальных  плотностей  охотничьих  животных  и
оптимальных  плотностей посадки рыб в водоемы, мониторинг охотничьих и
рыбных ресурсов;
     4)  изучение   основных   факторов,   влияющих   на   численность
промысловых видов, и в первую очередь лимитирующих факторов;
     5) разработка эффективных мероприятий по профилактике заболеваний
животных;
     6) разработка экономического и правового  механизма  эффективного
ведения охотничьего и рыбного хозяйства;
     7) научное обоснование  работ  по  интродукции,  реинтродукции  и
расселению животных;
     8) исследования биоразнообразия и генофонда диких животных;
     9)  разработка  мероприятий  по   гуманизации   промысла,   более
совершенных орудий лова, уменьшающих травмирование и потери животных;
     10) оценка перспектив и основных  направлений  рыбохозяйственного
использования питьевых водоемов.
 
                   Глава 8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                    
                   ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА                    
 
     Финансирование мероприятий  по  развитию  охотничьего  и  рыбного
хозяйства осуществляется за счет следующих источников:
     1)  собственных  средств  обществ  охотников  и  рыболовов,  иных
охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;
     2) средств областного и муниципальных бюджетов;
     3) льготных кредитов;
     4) внешних инвесторов;
     5)  (Исключен  - Постановление Правительства Свердловской области
     от 08.04.2004 № 247-ПП)
 
        Глава 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ         
 
     Экономический эффект от реализации  концепции  обеспечивается  за
счет:
     1) увеличения  выхода  мясной,  дичной,  рыбной  и  сопутствующей
продукции;
     2)  экономии  бюджетных  средств  на  мероприятия  по  охране   и
воспроизводству  животного  мира за счет привлечения к реализации этих
мероприятий  средств  обществ  охотников  и   рыболовов,   организаций
охотпользователей,   рыбных  хозяйств,  а  также  за  счет  сокращения
расходов на создание новых рабочих мест в отдаленных районах области и
на выплату пособий по безработице;
     3) увеличение поступления налогов за счет создания новых хозяйств
и расширения производства;
     4) привлечения иностранных инвестиций от организации иностранного
охотничьего и рыболовного туризма;
     5) оздоровления населения области.
 
             Глава 10. Контроль за реализацией концепции

   редакции   Постановления   Правительства   Свердловской   области

от 08.04.2004 № 247-ПП)

     Контроль  за реализацией концепции возлагается на Министерство

сельского   хозяйства   и  продовольствия  Свердловской  области  и

Министерство природных ресурсов Свердловской области. 
 
 
 
 
 


Информация по документу
Читайте также