Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 09.12.1999 № 1402-ПП

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               от 9 декабря 1999 г.             N 1402-ПП


                ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
             "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" И "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД


       В  целях  реализации   на   территории   Свердловской   области
Президентской   программы  "Дети  России"  Правительство  Свердловской
области постановляет:
       1. Утвердить областные целевые  программы  "Одаренные  дети"  и
"Дети - сироты" на 2000 год (прилагаются).
       2. Рекомендовать главам муниципальных образований  Свердловской
области   разработать   территориальные   комплексные   программы   по
реализации областных целевых  программ  "Одаренные  дети"  и  "Дети  -
сироты" на 2000 год.
       3. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
на   члена  Правительства  Свердловской  области,  министра  общего  и
профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В.


     Председатель Правительства
     Свердловской области                               А.П. ВОРОБЬЕВ


                                        Утверждено
                                        постановлением Правительства
                                        Свердловской области
                                        от 9 декабря 1999 г. N 1402-ПП


         ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
                              НА 2000 ГОД

                           ПАСПОРТ
       ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
                               НА 2000 ГОД

-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование программы¦  Областная целевая программа "Одаренные ¦
¦                      ¦дети" на 2000 год                        ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Государственный       ¦  Правительство Свердловской области     ¦
¦заказчик программы    ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Основной разработчик  ¦  Министерство общего и профессионального¦
¦программы             ¦образования Свердловской области         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Цели программы,       ¦  Создание условий для самоопределения   ¦
¦важнейшие целевые     ¦и самореализации одаренных и талантливых ¦
¦показатели            ¦детей и подростков Свердловской области  ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Сроки реализации      ¦  2000 год                               ¦
¦программы             ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Исполнители основных  ¦  Министерство общего и профессионального¦
¦мероприятий программы ¦образования Свердловской области,        ¦
¦                      ¦Институт развития регионального          ¦
¦                      ¦образования, Объединение "Дворец         ¦
¦                      ¦молодежи", муниципальные органы          ¦
¦                      ¦управления образованием                  ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Объемы и источники    ¦  Средства текущего финансирования,      ¦
¦финансирования        ¦предусмотренные Областным законом        ¦
¦программы             ¦"Об областном бюджете на 2000 год" по    ¦
¦                      ¦Министерству общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования                              ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Ожидаемые конечные    ¦  Разработка концепции природы,          ¦
¦результаты реализации ¦психологии и педагогики одаренности;     ¦
¦программы             ¦  выявление и обучение одаренных и       ¦
¦                      ¦талантливых детей и подростков;          ¦
¦                      ¦  формирование областного банка данных   ¦
¦                      ¦образовательных учреждений, работающих   ¦
¦                      ¦с одаренными детьми;                     ¦
¦                      ¦  подготовка программ и методических     ¦
¦                      ¦рекомендаций для учителей и воспитателей,¦
¦                      ¦работающих с одаренными детьми           ¦
¦                      ¦и родителями;                            ¦
¦                      ¦  укрепление материально - технической   ¦
¦                      ¦базы образовательных учреждений, центров ¦
¦                      ¦и экспериментальных площадок, созданных  ¦
¦                      ¦для работы с одаренными детьми           ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Контроль за           ¦  Правительство Свердловской области,    ¦
¦исполнением программы ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования Свердловской области         ¦
L----------------------+------------------------------------------
                                                                     
                      ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

       В течение многих лет интеллектуально -  творческие  способности
учащихся  Свердловской  области выявляются и оцениваются на различного
рода олимпиадах, турнирах, научных обществах  учащихся,  конференциях,
выставках,  в  летних  школах  и  лагерях,  что способствует повышению
социального  статуса  знаний.  Создаются  общественные  лаборатории  и
региональные   центры   по   научному,   научно   -   техническому   и
художественному творчеству. В средствах массовой информации  все  чаще
обсуждаются   проблемы   развития   способностей   одаренных  детей  и
подростков.
       В настоящее время в Свердловской области накоплен  определенный
положительный опыт работы с одаренными детьми и подростками, требующий
научного обобщения и распространения.
       Вместе с тем следует отметить, что работа различных ведомств  и
общественных   организаций,   направленная   на   поиск   и   развитие
способностей одаренных детей, носит бессистемный характер.
       В  связи  с  чем   возникла   необходимость   в   теоретическом
обосновании  методов  работы с данной категорией детей и подростков, в
программно - методическом сопровождении и систематизации  накопленного
опыта по работе с ними.

                      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Целью областной целевой программы "Одаренные дети" на 2000  год
(далее   именуется   -   программа)   является  создание  условий  для
самоопределения  и  самореализации  одаренных   детей   и   подростков
Свердловской области.
       Программа предусматривает решение следующих задач:
       -  разработка  концепции  природы,  психологии   и   педагогики
одаренности;
       - создание  условий  для  развития  и  реализации  способностей
одаренных детей;
       -  создание  системы  поддержки   образовательных   учреждений,
работающих с одаренными детьми.

           ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Научно - методическое обеспечение программы

       Разработка   концепции   психолого   -   педагогических   основ
одаренности,  образовательных программ и методических рекомендаций для
педагогов, работающих с одаренными детьми.
       Распространение  авторских  программ  и  методик  по   развитию
интеллектуально - творческих способностей детей и подростков.

       Организационно - содержательное обеспечение программы

       Организация ежегодного  областного  исследовательского  проекта
"Юные интеллектуалы Среднего Урала", присуждение Губернаторских премий
и стипендий одаренным детям.
       Проведение  фестивалей  детского  художественного   творчества,
слетов  юных  техников,  областных спортивных игр, областных олимпиад,
конкурсов, стажировок одаренных  детей  за  рубежом  и  их  финансовая
поддержка.
       Издание творческих работ победителей различных конкурсов.

       Создание системы поддержки организаций,
       работающих с одаренными детьми

       Организация областных экспериментальных площадок  по  различным
направлениям работы с одаренными детьми через рассмотрение культурно -
образовательных инициатив на  Экспертно  -  аналитическом  совете  при
министерстве.
       Предполагается  формирование   областного   банка   данных   по
различным направлениям работы с одаренными детьми.

               ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Реализация программы позволит:
       -  способствовать   развитию   интеллектуально   -   творческих
способностей   детей   и  подростков  в  соответствии  с  психолого  -
педагогическими основами одаренности;
       - сформировать областной банк данных по различным  направлениям
работы с одаренными детьми;
       -  подготовить  программно  -  методическое   обеспечение   для
педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями;
       -  создать  систему   поддержки   организаций,   работающих   с
одаренными детьми.

       ПЕРЕЧЕНЬ
       МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
       "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2000 ГОД

|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|Направления         |Содержание деятельности       |Срок     |Исполнители          |
|реализации          |                              |испол-   |                     |
|программы           |                              |нения    |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|1. Научно -         |1.1. Разработка               |I кв.    |Институт развития    |
|методическое        |концепции психолого -         |2000 г.  |регионального        |
|обеспечение         |педагогических основ          |         |образования,         |
|программы           |одаренности                   |         |Объединение          |
|                    |                              |         |"Дворец молодежи"    |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |1.2. Разработка программ и    |2000 г.  |Институт развития    |
|                    |методических рекомендаций     |         |регионального        |
|                    |для педагогов, работающих     |         |образования,         |
|                    |с одаренными детьми, и        |         |Объединение          |
|                    |родителей                     |         |"Дворец молодежи",   |
|                    |                              |         |муниципальные        |
|                    |                              |         |органы управления    |
|                    |                              |         |образованием         |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |1.3. Издание творческих       |2000 г.  |Объединение          |
|                    |работ победителей             |         |"Дворец молодежи"    |
|                    |областных конкурсов (юных     |         |                     |
|                    |техников и изобретателей,     |         |                     |
|                    |исследователей, поэтов,       |         |                     |
|                    |художников, композиторов и    |         |                     |
|                    |т. д.)                        |         |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|2. Организацион-    |2.1. Организация              |I -      |Министерство         |
|но - содержатель-   |деятельности по подготовке    |III кв.  |общего и             |
|ное обеспечение     |и вручению ежегодных          |2000 г.  |профессионального    |
|программы           |Губернаторских премий и       |         |образования,         |
|                    |стипендий одаренным детям     |         |Объединение          |
|                    |                              |         |"Дворец молодежи"    |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |2.2. Организация              |2000 г.  |Объединение          |
|                    |подготовки и проведение       |         |"Дворец молодежи",   |
|                    |областного фестиваля          |         |муниципальные        |
|                    |детского художественного      |         |органы управления    |
|                    |творчества "Майская           |         |образованием         |
|                    |радуга", в рамках которого    |         |                     |
|                    |проходят:                     |         |                     |
|                    |областной конкурс             |         |                     |
|                    |эстрадного творчества;        |         |                     |
|                    |областной конкурс             |         |                     |
|                    |фольклорных коллективов       |         |                     |
|                    |"Сказ о земле уральской";     |         |                     |
|                    |областной конкурс             |         |                     |
|                    |оркестров народных            |         |                     |
|                    |инструментов                  |         |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |2.3. Организация фестиваля    |I -      |Министерство         |
|                    |"Юные интеллектуалы           |II кв.   |общего и             |
|                    |Среднего Урала", в рамках     |2000 г.  |профессионального    |
|                    |которого проводятся:          |         |образования,         |
|                    |конференции учащихся          |         |Институт развития    |
|                    |общеобразовательных школ,     |         |регионального        |
|                    |учреждений начального         |         |образования,         |
|                    |профессионального             |         |Объединение          |
|                    |образования, учреждений       |         |"Дворец молодежи",   |
|                    |государственного              |         |муниципальные        |
|                    |воспитания;                   |         |органы управления    |
|                    |областные олимпиады для       |         |образованием         |
|                    |учащихся                      |         |                     |
|                    |общеобразовательных школ,     |         |                     |
|                    |учреждений начального         |         |                     |
|                    |профессионального             |         |                     |
|                    |образования, учреждений       |         |                     |
|                    |государственного              |         |                     |
|                    |воспитания;                   |         |                     |
|                    |Конкурс литературно -         |         |                     |
|                    |творческих работ              |         |                     |
|                    |"Серебряное перышко"          |         |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |2.4. Тестовые испытания       |2000 г.  |Объединение          |
|                    |физической                    |         |"Дворец молодежи",   |
|                    |подготовленности              |         |муниципальные        |
|                    |обучающихся по единым         |         |органы управления    |
|                    |контрольным упражнениям       |         |образованием         |
|                    |в рамках федеральной          |         |                     |
|                    |программы "Президентские      |         |                     |
|                    |состязания"                   |         |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |2.5. Организация областных    |2000 г.  |Объединение          |
|                    |акций в рамках программы      |         |"Дворец молодежи",   |
|                    |"Техническое творчество       |         |муниципальные        |
|                    |детей и молодежи":            |         |органы управления    |
|                    |областные соревнования по     |         |образованием         |
|                    |авиамодельному (8 видов)      |         |                     |
|                    |и судомодельному спорту       |         |                     |
|                    |(3 вида); областной           |         |                     |
|                    |конкурс "Экзерсис" для        |         |                     |
|                    |учащихся УНПО; областные      |         |                     |
|                    |выставки по техническим       |         |                     |
|                    |видам творчества              |         |                     |
|                    |(6 видов); областная          |         |                     |
|                    |экспедиция "Уральская         |         |                     |
|                    |тропа"; областной             |         |                     |
|                    |фестиваль "Исследователи      |         |                     |
|                    |Уральской земли";             |         |                     |
|                    |областной конкурс учебно -    |         |                     |
|                    |исследовательских работ       |         |                     |
|                    |в области сельского           |         |                     |
|                    |хозяйства; экологическая      |         |                     |
|                    |экспедиция                    |         |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|3. Создание         |3.1. Целевая поддержка        |2000 г.  |Министерство         |
|системы поддержки   |образовательных               |         |общего и             |
|организаций,        |учреждений - областных        |         |профессионального    |
|работающих с        |экспериментальных площадок    |         |образования,         |
|одаренными детьми   |по различным направлениям     |         |муниципальные        |
|                    |работы с одаренными детьми    |         |органы управления    |
|                    |                              |         |образованием         |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|
|                    |3.2. Формирование             |I -      |Объединение          |
|                    |областного банка данных       |II кв.   |"Дворец молодежи",   |
|                    |об образовательных            |         |муниципальные        |
|                    |учреждениях, работающих       |         |органы управления    |
|                    |с одаренными детьми,          |         |образованием         |
|                    |фондах поддержки одаренных    |         |                     |
|                    |детей, о научных              |         |                     |
|                    |разработках и публикациях     |         |                     |
|                    |в этой области                |         |                     |
|————————————————————|——————————————————————————————|—————————|—————————————————————|

                                               Утверждено
                                               постановлением Правительства
                                               Свердловской области
                                               от 9 декабря 1999 г. N 1402-ПП

        ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - СИРОТЫ"  НА 2000 ГОД

                              ПАСПОРТ
       ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД
  
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование программы¦  Областная целевая программа "Дети -    ¦
¦                      ¦сироты" на 2000 год                      ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Государственный       ¦  Правительство Свердловской области     ¦
¦заказчик программы    ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Основные разработчики ¦  Министерство общего и профессионального¦
¦программы             ¦образования Свердловской области         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Цели и задачи         ¦  Совершенствование процесса социализации¦
¦программы, важнейшие  ¦детей - сирот и детей, оставшихся без    ¦
¦целевые показатели    ¦попечения родителей, и подготовка их к   ¦
¦                      ¦самостоятельной жизни;                   ¦
¦                      ¦  ресурсное обеспечение процесса         ¦
¦                      ¦социализации детей - сирот и детей,      ¦
¦                      ¦оставшихся без попечения родителей;      ¦
¦                      ¦  научно - методическое и нормативно -   ¦
¦                      ¦правовое обеспечение процесса            ¦
¦                      ¦социализации;                            ¦
¦                      ¦  оснащение учреждений для детей - сирот ¦
¦                      ¦и детей, оставшихся без попечения        ¦
¦                      ¦родителей, средствами реабилитации,      ¦
¦                      ¦укрепление их материально - технической  ¦
¦                      ¦базы;                                    ¦
¦                      ¦  строительство детских домов;           ¦
¦                      ¦  обеспечение информационных и           ¦
¦                      ¦организационных мероприятий программы;   ¦
¦                      ¦  разработка и реализация мер по         ¦
¦                      ¦предупреждению социального сиротства     ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Сроки реализации      ¦  2000 год                               ¦
¦программы             ¦                                         ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Исполнители основных  ¦  Министерство общего и профессионального¦
¦мероприятий программы ¦образования Свердловской области,        ¦
¦                      ¦муниципальные органы управления          ¦
¦                      ¦образованием, учреждения государственного¦
¦                      ¦воспитания                               ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Объемы и источники    ¦  Средства текущего финансирования,      ¦
¦финансирования        ¦предусмотренные Областным законом        ¦
¦программы             ¦"Об областном бюджете на 2000 год" по    ¦
¦                      ¦Министерству общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования                              ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Ожидаемые конечные    ¦  Улучшение физического и психического   ¦
¦результаты реализации ¦здоровья детей - сирот и детей,          ¦
¦программы             ¦оставшихся без попечения родителей;      ¦
¦                      ¦  расширение сети образовательных        ¦
¦                      ¦реабилитационных учреждений нового типа, ¦
¦                      ¦обеспечивающих условия для воспитания,   ¦
¦                      ¦развития и обучения детей - сирот и      ¦
¦                      ¦детей, оставшихся без попечения          ¦
¦                      ¦родителей;                               ¦
¦                      ¦  повышение качества психолого - медико -¦
¦                      ¦педагогической, социальной и трудовой    ¦
¦                      ¦реабилитации детей - сирот и детей,      ¦
¦                      ¦оставшихся без попечения родителей       ¦
¦                      ¦                                         ¦
¦Контроль за           ¦  Правительство Свердловской области,    ¦
¦исполнением программы ¦Министерство общего и профессионального  ¦
¦                      ¦образования Свердловской области         ¦
L----------------------+------------------------------------------

                ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

       Рост социального сиротства в Свердловской области  в  последние
годы  позволяет  говорить  о  сложной  ситуации, связанной с развитием
системы государственного воспитания. Ежегодно в области более 1,5 -  2
тыс. детей остаются без попечения родителей.
       До недавнего времени подавляющее большинство детей  -  сирот  и
детей,  оставшихся без попечения родителей, передавалось на воспитание
в семьи граждан, остальные дети устраивались в детские дома и школы  -
интернаты.  Однако  ухудшение  экономической  ситуации  в  начале 90-х
годов, повлекшее падение жизненного уровня населения, рост алкоголизма
и  безработицы повлекли не только увеличение количества детей - сирот,
но и  снижение  количества  граждан,  желающих  усыновить  (удочерить)
воспитанников интернатных учреждений.
       Достаточно    широко     представленная     сеть     учреждений
государственного  воспитания  перестала  удовлетворять  потребности  в
устройстве детей названной категории.
       Если до недавнего времени в области были представлены два  типа
интернатных заведений - детский дом и школа - интернат, то сейчас сеть
государственного  воспитания  представляет  12  типов  разнопрофильных
учреждений.  На сегодня в Свердловской области функционирует свыше 120
заведений, в которых воспитывается более 20 тысяч детей и  подростков,
в  том  числе 46 детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
       Вместе с тем, существует целый комплекс проблем, не решенных до
настоящего времени:
       - устаревшая организационная структура существующих  учреждений
государственного воспитания;
       -  серьезные  недостатки  в   профессиональной   подготовке   и
трудоустройстве  детей  -  сирот, особенно с аномалиями в умственном и
физическом развитии;
       - отсутствие научно - методических рекомендаций, их  социальной
и трудовой адаптации;
       -  рост  контингента  образовательных  учреждений,   сокращение
объемов  ввода  в  эксплуатацию  новых  учреждений  интернатного  типа
привели  к  повышению  наполняемости  групп   и   классов,   нарушению
установленных санитарно - гигиенических норм;
       - резкое снижение уровня материально - технического обеспечения
учреждений  для  детей  -  сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения
родителей,  в  том  числе  технологическим  оборудованием,  спортивным
инвентарем,   школьной   и  столовой  мебелью.  Интенсивно  стареет  и
изнашивается станочное оборудование  мастерских  (швейных,  столярных,
слесарных),  не  хватает  сельскохозяйственной  техники  для  работы в
подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений  для
детей   -   сирот   и   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,
автотранспортом;
       - неразвитость психолого - педагогических служб помощи семьям с
детьми;
       - серьезные проблемы в нормативно - правовом обеспечении охраны
и  защиты  прав  детей  -  сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения
родителей.
       Все это свидетельствует о  необходимости  принятия  специальной
программы  "Дети - сироты", позволяющей комплексно реализовать меры по
социальной защите детей - сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,  создать условия, гарантирующие им нормальную жизнь, учебу,
развитие  в  соответствии  с   их   психофизическими   и   умственными
способностями.

                ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Целями программы "Дети -  сироты"  являются  создание  наиболее
благоприятных  условий  для подготовки детей к самостоятельной жизни в
современном обществе, их безболезненной адаптации к социальной среде.
       Основными задачами программы в соответствии с Концепцией общего
(общегражданского)   и   профессионального   (начального  и  среднего)
образования в Свердловской области являются:
       1) создание условий для предупреждения социального сиротства  и
формирования   системы   дифференцированной  помощи  семье  с  детьми,
нуждающимися  в  дополнительной   социальной   поддержке,   включающей
создание   комплексных   консультационных  центров,  служб  социальной
помощи, приютов (домов милосердия) и т.д.;
       2) обработка  системы  социализации  детей  -  сирот  и  детей,
оставшихся  без попечения родителей, развитие семейных форм устройства
этих  детей,  а  также  сети  региональных  психолого   -   медико   -
педагогических служб, консультаций (диагностических центров);
       3)  создание  научно  -  методической  базы  социальной  защиты
детства, осуществление ряда фундаментальных научно - исследовательских
изысканий  для  обеспечения  комплексного   подхода   к   формированию
воспитательной  среды;  разработка новых подходов к организации режима
жизнедеятельности воспитанников в учреждениях госвоспитания;
       4) формирование системы трудоустройства через создание  рабочих
мест  для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
том числе имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;
       5) совершенствование существующих и создание  новых  моделей  и
типов  детских домов и интернатов, осуществление научно - обеспеченных
медико - педагогических  и  архитектурно  -  строительных  подходов  к
созданию  учреждений  государственного  воспитания, научное осмысление
возникающих  на  практике  новых  форм  организации   государственного
образования, разработка подходов и практическое осуществление создания
негосударственных учреждений общественного воспитания на  лицензионной
основе;
       6) совершенствование системы подбора кадров в  учреждениях  для
детей   -   сирот   и   детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,
формирование заказа на  подготовку  специалистов  для  работы  в  этих
учреждениях;
       7) отработка механизма  правовых  гарантий  несовершеннолетних,
защита  имущественных,  жилищных  и  других  интересов детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
       8)  укрепление  материально  -  технической   базы   учреждений
госвоспитания.

       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Предупреждение социального сиротства

       Включает в себя  комплекс  мер  по  оказанию  помощи  детям  из
неблагополучных  семей,  организации  работы с такими семьями, а также
внедрение новых моделей устройства детей - сирот в семьи граждан.

       Совершенствование процесса социализации детей - сирот
       и детей, оставшихся без попечения родителей,
       и подготовки их к самостоятельной жизни

       Предусматривается  психолого  -  педагогическое  и  медицинское
сопровождение  процесса социализации детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, формирование у  них  навыков  самостоятельной
жизни,   правовой   культуры,   развитие   учреждений  постинтернатной
адаптации; выстраивание целостного процесса организации  воспитания  и
образования  воспитанников  интернатных  учреждений,  направленного на
преодоление  основного  противоречия   между   темпами   и   качеством
социальной адаптации детей, живущих в семьях, и детей, воспитывающихся
вне семьи.

       Ресурсное обеспечение процесса
       социализации детей - сирот

       Предусматривается   дооснащение   детских   домов   современным
оборудованием;   улучшение   социально   -  медико  -  психологической
подготовки воспитателей, учителей, психологов,  социальных  педагогов;
гибкая  система  подготовки  и  переподготовки педагогических кадров в
соответствии с социальным заказом области.

       Методическое, нормативно - правовое обеспечение
       процесса социализации детей - сирот

       Предусматривается разработка и апробация программ  социализации
воспитанников,  их  профессионального  и  личностного самоопределения:
открытие образовательных учреждений новых видов для детей  -  сирот  и
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  (в  частности,  детской
деревни в Верхотурском районе, Таватуйского детского дома  санаторного
типа, кадетских школ - интернатов).

       Капитальное строительство

       Предусматривается  завершение  строительства  и   реконструкции
детских  домов  и  других  учреждений  для  детей  -  сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей (в частности, Тавдинского  детского
дома  -  школы, детской деревни в Верхотурском районе, детского дома в
пос. Хабарчиха Алапаевского района,  детского  дома  в  п.  Корзуновка
Ачитского  района, отделения начальной школы Серовской кадетской школы
- интерната).

       Обеспечение информационных и организационных мероприятий

       Предусматривается   полная,   достоверная    и    своевременная
информация  о ходе реализации программы через различные информационные
системы, привлечение средств массовой информации.
       Распространение опыта  работы  образовательных  учреждений  для
детей  -  сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения родителей, через
систему оперативных  семинаров  -  совещаний,  научно  -  практических
конференций.

       ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Реализация программы позволит:
       -  преодолеть  кризисное  состояние  детских  домов  и  школ  -
интернатов, создать условия для их развития;
       - улучшить физическое и психическое здоровье детей  -  сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей;
       - расширить сеть образовательных учреждений различных видов для
решения  проблем  детей  -  сирот  и  детей,  оставшихся без попечения
родителей;
       - создать условия для социального становления и  самореализации
ребенка  -  сироты  на  основе разработки соответствующей нормативно -
правовой  базы,  целостной   системы   информационного   и   кадрового
обеспечения  образовательных  учреждений  для  детей  - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.

                     ПЕРЕЧЕНЬ
       МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
       "ДЕТИ - СИРОТЫ" НА 2000 ГОД

|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|Задачи развития     |Содержание деятельности    |Механизмы,        |Сроки    |Уровень        |
|                    |                           |обеспечивающие    |         |компетенции    |
|                    |                           |решение задач     |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|1. Создание         |1.1. Разработка            |Система           |I кв.    |МО, МОУО,      |
|комплекса условий   |механизма                  |соглашений,       |2000 г.  |руководители   |
|для развития        |взаимодействия УГВ         |попечительские    |         |ОУ             |
|каждого ребенка     |с системой общего и        |советы            |         |               |
|в УГВ               |профессионального          |                  |         |               |
|                    |образования                |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |1.2. Разработка моделей    |Модели            |IV кв.   |МО, ИРРО,      |
|                    |организации                |организации       |2000 г.  |руководители   |
|                    |жизнедеятельности          |жизне-            |         |УГВ            |
|                    |воспитанников УГВ,         |деятельности      |         |               |
|                    |обеспечивающих решение     |                  |         |               |
|                    |проблем каждого ребенка    |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |1.3. Разработка            |Образовательные   |IV кв.   |ИРРО, ОДМ,     |
|                    |образовательных            |программы         |2000 г.  |УГВ            |
|                    |программ, направленных     |                  |         |               |
|                    |на социализацию            |                  |         |               |
|                    |воспитанников УГВ          |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |1.4. Разработка            |Целевая           |IV кв.   |ИРРО, УНПО,    |
|                    |программ целевой           |программа         |2000 г.  |УГВ            |
|                    |многопрофильной            |                  |         |               |
|                    |ориентации и               |                  |         |               |
|                    |профессиональной           |                  |         |               |
|                    |подготовки в системе       |                  |         |               |
|                    |детский дом - УНПО         |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |1.5. Развитие сети УГВ     |Лицензирование,   |III кв.  |МО             |
|                    |в соответствии             |аттестация,       |2000 г.  |               |
|                    |с потребностями детей      |аккредитация      |         |               |
|                    |                           |УГВ               |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |1.6. Развитие новых        |Эксперимен-       |II кв.   |МО, ИРРО       |
|                    |семейных форм              |тальные           |2000 г.  |               |
|                    |воспитания                 |площадки          |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|2. Создание         |2.1. Разработка и          |Квалификаци-      |II кв.   |ИРРО           |
|условий для         |реализация программ        |онные             |2000 г.  |               |
|профессиональной    |подготовки и               |требования        |         |               |
|подготовки и        |переподготовки кадров      |                  |         |               |
|повышения           |для УГВ                    |                  |         |               |
|квалификации        |                           |                  |         |               |
|педагогов УГВ       |                           |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |2.2. Открытие отдела       |                  |I кв.    |ИРРО           |
|                    |ИРРО по проблемам УГВ      |                  |2000 г.  |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |2.3. Проведение            |Система           |В        |МО, ИРРО       |
|                    |семинаров и научно -       |повышения         |течение  |               |
|                    |практических               |квалификации      |2000 г.  |               |
|                    |конференций по             |                  |         |               |
|                    |проблемам                  |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|3. Создание         |3.1. Разработка            |Методические      |В        |ИРРО, ОДМ      |
|условий для         |психолого -                |рекомендации      |течение  |               |
|развития            |педагогических             |                  |2000 г.  |               |
|содержания          |рекомендаций по            |                  |         |               |
|образования в УГВ   |организации                |                  |         |               |
|                    |квалифицированного         |                  |         |               |
|                    |сопровождения детей        |                  |         |               |
|                    |в УГВ                      |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |3.2. Разработка            |Методические      |В        |ИРРО           |
|                    |рекомендаций по            |рекомендации      |течение  |               |
|                    |внедрению                  |                  |2000 г.  |               |
|                    |образовательного           |                  |         |               |
|                    |стандарта в УГВ            |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |3.3. Разработка            |Итоговая и        |II кв.   |ИРРО           |
|                    |стандартизированных        |промежуточная     |2000 г.  |               |
|                    |требований к результату    |аттестация        |         |               |
|                    |образования для всех       |воспитанников     |         |               |
|                    |видов УГВ                  |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |3.4. Выделение базовых     |Эксперимен-       |I кв.    |ИРРО           |
|                    |детских домов для          |тальные           |2000 г.  |               |
|                    |экспериментальной          |площадки          |         |               |
|                    |работы по внедрению        |                  |         |               |
|                    |нового содержания          |                  |         |               |
|                    |образования                |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|4. Формирование     |4.1. Анализ действующих    |Система           |I кв.    |МО, ИРРО       |
|нормативно -        |законодательных актов      |мониторинга за    |2000 г.  |               |
|правового           |федерального и             |реализацией       |         |               |
|пространства для    |регионального уровня       |законодательных   |         |               |
|функционирования    |по защите прав детей -     |актов на          |         |               |
|УГВ                 |сирот и детей,             |территории        |         |               |
|                    |оставшихся без             |области           |         |               |
|                    |попечения родителей,       |                  |         |               |
|                    |на соответствие            |                  |         |               |
|                    |реальной практике          |                  |         |               |
|                    |деятельности УГВ           |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.2. Разработка системы    |Система           |В        |МО, ИРРО       |
|                    |локальных нормативных      |локальных         |течение  |               |
|                    |актов, обеспечивающих      |нормативных       |2000 г.  |               |
|                    |реализацию                 |актов             |         |               |
|                    |законодательной базы       |                  |         |               |
|                    |в части защиты прав        |                  |         |               |
|                    |несовершеннолетних         |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.2.1. Разработка          |Закон             |I кв.    |МО, ИРРО       |
|                    |закона о социальных        |                  |2000 г.  |               |
|                    |гарантиях выпускникам      |                  |         |               |
|                    |детских домов              |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.2.2. Разработка          |Положение         |III кв.  |МО, ИРРО       |
|                    |положения об учреждении    |                  |2000 г.  |               |
|                    |для детей - сирот на       |                  |         |               |
|                    |принципах                  |                  |         |               |
|                    |приоритетности             |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.2.3. Разработка          |Положение         |II кв.   |МО, ИРРО       |
|                    |системы льгот для          |                  |2000 г.  |               |
|                    |предприятий, активно       |                  |         |               |
|                    |участвующих в              |                  |         |               |
|                    |спонсировании детских      |                  |         |               |
|                    |домов                      |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.2.4. Разработка          |Перечень          |В        |МО, ИРРО       |
|                    |перечня рекомендуемых      |профессий         |течение  |               |
|                    |профессий для              |                  |2000 г.  |               |
|                    |выпускников УГВ            |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.2.5. Разработка          |Система           |II кв.   |МО, ИРРО,      |
|                    |требований к               |соглашений        |2000 г.  |ОДМ            |
|                    |дополнительным             |                  |         |               |
|                    |специализациям для         |                  |         |               |
|                    |выпускников УГВ в вузах    |                  |         |               |
|                    |и учреждениях среднего     |                  |         |               |
|                    |профессионального          |                  |         |               |
|                    |образования                |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.3. Создание              |Система           |III кв.  |МО, ИРРО       |
|                    |организационных            |проектного        |2000 г.  |               |
|                    |условий, обеспечивающих    |управления,       |         |               |
|                    |реализацию нормативно -    |аттестация        |         |               |
|                    |правовой основы            |руководителей     |         |               |
|                    |функционирования УГВ       |УГВ               |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |4.4. Разработка системы    |Система           |В        |МО и др.       |
|                    |договорных отношений       |соглашений,       |течение  |               |
|                    |с муниципальными           |попечительские    |2000 г.  |               |
|                    |образованиями,             |советы            |         |               |
|                    |предприятиями,             |                  |         |               |
|                    |учреждениями по            |                  |         |               |
|                    |реализации прав            |                  |         |               |
|                    |детей - сирот              |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|5. Оптимизация      |5.1. Корректировка         |Аттестация        |В        |МО             |
|процесса            |программ развития УГВ,     |образовательных   |течение  |               |
|управления          |их реализация              |учреждений        |2000 г.  |               |
|системой            |                           |                  |         |               |
|государственного    |                           |                  |         |               |
|воспитания          |                           |                  |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|
|                    |5.2. Обеспечение           |Нормативы         |В        |МО             |
|                    |развития материальной      |комплексного      |течение  |               |
|                    |базы УГВ в соответствии    |обеспечения       |2000 г.  |               |
|                    |с целями и задачами УГВ    |материальной      |         |               |
|                    |                           |базы              |         |               |
|————————————————————|———————————————————————————|——————————————————|—————————|———————————————|

       Список используемых сокращений

           МО   - Министерство общего и профессионального образования
                  Свердловской области;
           ИРРО - Институт развития регионального образования;
           ОДМ  - Объединение "Дворец молодежи";
           МОУО - муниципальные органы управления образованием;
           ОУ   - образовательные учреждения;
           УГВ  - учреждения государственного воспитания;
           УНПО - учреждения начального профессионального образования.





Информация по документу
Читайте также