Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 11.04.2000 № 283-ППУтратил силу - Постановление Правительства Свердловской области от 06.07.2000 г. N 560-ПП ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 апреля 2000 г. N 283-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИРОДНЫМ КОМПЛЕКСАМ И ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И САНИТАРНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ Во исполнение законов Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", областных законов от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета" от 27.08.97 г.) и от 18 марта 1998 года N 10-ОЗ "Об экологических фондах в Свердловской области" ("Областная газета" от 26.03.98 г.) и в развитие Решения Малого Совета Свердловского областного Совета народных депутатов от 23.06.93 N 141/21 "Об утверждении Положения о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью граждан Свердловской области в связи с экологическими и санитарными правонарушениями", постановления главы администрации Свердловской области от 29.09.94 г. N 487 "Об утверждении порядка определения размеров компенсации экономического ущерба здоровью граждан или группе граждан, связанного с экологическими и санитарными правонарушениями" Правительство Свердловской области постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке возмещения вреда, причиненного природным комплексам и здоровью населения экологическими и санитарными правонарушениями (прилагается). 2. Проведение расчетов экономического ущерба от вреда, причиненного здоровью населения, связанного с экологическими и санитарными правонарушениями, возложить на Областной центр госсанэпиднадзора в Свердловской области (Никонов Б.И.) и подчиненные ему учреждения. Временно до утверждения новых нормативно - методических документов при расчетах руководствоваться Порядком определения величины экономического ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан Свердловской области экологическими и санитарными правонарушениями, утвержденным постановлением главы администрации Свердловской области от 29.09.94 N 487. 3. Утвердить Временную методику оценки вреда, причиненного окружающей среде в результате экологических правонарушений, в том числе в результате аварий (прилагается). 4. Проведение расчетов величины ущерба от вреда, причиненного природным комплексам экологическими правонарушениями, в том числе в результате аварий, возложить на Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области (Солобоев И.С.) и подчиненные ему учреждения, в соответствии с утвержденной методикой. 5. Государственному комитету по охране окружающей среды Свердловской области (Солобоев И.С.) и Областному центру госсанэпиднадзора в Свердловской области (Никонов Б.И) обеспечить дальнейшую разработку и утверждение методик по расчету ущерба от вреда, причиненного природным комплексам и здоровью населения экологическими и санитарными правонарушениями, с учетом новых экономических условий и нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области, принятых в 1995 - 1999 годах. 6. Данное постановление опубликовать в "Областной газете". 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А. Председатель Правительства Свердловской области А.ВОРОБЬЕВ Утверждено Постановлением Правительства Свердловской области от 11 апреля 2000 г. N 283-ПП ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИРОДНЫМ КОМПЛЕКСАМ И ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ И САНИТАРНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ Статья 1. Общие положения 1. Правовую основу настоящего положения составляют: 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ст. 72); 2) Гражданский кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ; 3) Закон Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (раздел XIV); 4) Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 8, 57); 5) Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статьи 24, 42); 6) Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (статьи 10, 15, 28); 7) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (статья 12); 8) Областной закон от 18 марта 1998 года N 10-ОЗ "Об экологических фондах в Свердловской области". 2. Настоящее положение устанавливает порядок взыскания с субъектов хозяйственной деятельности и использования денежных средств в качестве компенсации вреда, нанесенного природной среде, ее отдельным объектам и комплексам (далее - природные комплексы) и здоровью населения экологическими и санитарными правонарушениями на территории Свердловской области. 3. Конкретный порядок исчисления величины возмещаемого ущерба, причиненного природным комплексам и здоровью населения и/или отдельных граждан экологическим и санитарным правонарушением, определяется методическими указаниями, утверждаемыми в установленном порядке. 4. Действующий порядок возмещения вреда, причиненного экологическими и санитарными правонарушениями на территории Свердловской области, распространяется на юридических или физических лиц или их объединения, пострадавшие от вреда, нанесенного их здоровью или природным комплексам Свердловской области. 5. Порядок возмещения вреда, причиненного природным комплексам и/или здоровью населения Свердловской области в результате трансграничного переноса загрязняющих веществ с атмосферным воздухом, водой открытых или подземных водоемов (источников водоснабжения) или иного воздействия, локализованного на территориях других субъектов Российской Федерации, и вреда, причиненного подобным же образом природным комплексам и/или здоровью населения других территорий в результате экологических и санитарных правонарушений, имевших место в пределах Свердловской области, определяется специальными актами Правительства Российской Федерации либо двусторонними соглашениями между Свердловской областью и другими субъектами Российской Федерации. 6. Возмещение вреда осуществляется после заключения специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и ее отдельных объектов, Областного центра госсанэпиднадзора и подчиненных ему учреждений, которые устанавливают причинно - следственные связи и готовят необходимые материалы для обращения о взыскании вреда в суды и арбитражные суды. 7. Настоящее положение является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами независимо от их подчиненности, организационно - правовой формы собственности, а также физическими лицами, включая предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на территории Свердловской области. 8. Контроль за соблюдением настоящего положения осуществляется Государственным комитетом по охране окружающей среды Свердловской области (Госкомэкологии Свердловской области), а в части предупреждения вреда здоровью населения - Областным центром госсанэпиднадзора в Свердловской области и Министерством здравоохранения Свердловской области. Статья 2. Возмещение вреда природным комплексам, причиненного экологическим правонарушением 1. Под вредом, причиненным природным комплексам вредным воздействием в результате экологических правонарушений, понимаются негативные изменения (загрязнение, порча, повреждение, истощение, разрушение), произошедшие в совокупности взаимосвязанных природных компонентов, объектов и систем (лес и иная растительность, атмосферный воздух, поверхностные и подземные водные объекты, почвы, природные ландшафты, животный мир, естественные экологические системы) на территории Свердловской области. 2. При определении суммы ущерба, подлежащей возмещению, в нее включаются: 1) ущерб от потери ресурсного потенциала природного комплекса, определяемый путем экономической оценки нарушений его основных компонентов (включая древесину, недревесные ресурсы, побочные и специальные виды пользования, почву, фауну), в основе которой лежит плата за различные виды лесопользования и землепользования, учитывающая дифференциальную ренту. Экономическим эквивалентом натуральных показателей оценки ресурсов природного комплекса является суммарный эффект по перечисленным видам биологической продуктивности; 2) ущерб от нарушения средоформирующей функции природного комплекса, определяемый через экономическую оценку средоформирующих функций его основных компонентов (поддержание состава атмосферного воздуха, водоохранная, водорегулирующая, климатоформирующая, средозащитная, ресурсорезервационная, информационная функции), которая базируется на оценке затрат, связанных с созданием технических и биологических систем, равнозначных по своему эффекту основным компонентам природного комплекса; 3) ущерб от нарушения социальной функции природного комплекса, определяемый через экономическую оценку социальных функций его основных компонентов (рекреационная, оздоровительная, воспитательно - образовательная, эстетическая функции и традиционное природопользование малочисленных народов и этнических групп). Экономические эквиваленты натуральных показателей средоформирующих и социальных функций природного комплекса представляют собой годовой эффект единицы его площади; 4) возмещение вреда, причиненного природным комплексам, производится по всем видам ущерба, выделенным в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 2 статьи 2. 3. В тех случаях, когда последствия вреда, нанесенного природному комплексу, являются особо выраженными по распространенности и характеру нарушений и требуют специальных, обязательных и оперативных действий по их устранению, локализации или предотвращению дальнейшей деградации, возмещению в составе общего ущерба (подпункт 4 пункта 2 статьи 2) подлежат фактические затраты на восстановление нарушенного состояния природных комплексов, в состав которых включаются затраты на выявление причин и оценку последствий негативного воздействия на природный комплекс и его составляющие, разработку способов устранения негативных последствий, проведение мероприятий по восстановлению нарушенного состояния природных комплексов, контроль за результатами проведенных мероприятий по восстановлению природных комплексов, убытки, понесенные в результате необходимости восстановления природных комплексов, в том числе упущенная выгода. 4. Возмещению подлежит сумма ущерба, возникшего в результате вреда, причиненного природным комплексам, и рассчитанного в соответствии с пунктами 2 или 3 статьи 2 настоящего положения. 5. Возмещение суммы ущерба в соответствии с пунктом 2 статьи 2 осуществляется в соответствии с заключением специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды о нанесении вреда природным комплексам Свердловской области и утвержденным этим органом расчетом ущерба. 6. Основанием к определению фактических затрат юридических или физических лиц на восстановление нарушенного состояния природных комплексов, указанных в пункте 3 статьи 2, является документ, подтверждающий осуществленные затраты. 7. Сумма ущерба в соответствии с пунктом 2 статьи 2 подлежит перечислению в экологические фонды в порядке, установленном Областным законом от 18 марта 1998 года N 10-ОЗ "Об экологических фондах в Свердловской области". 8. Сумма возмещения фактических затрат в соответствии с пунктом 6 статьи 2 перечисляется в соответствующем размере юридическим или физическими лицам, которые осуществили меры по восстановлению нарушенного состояния природных комплексов. Статья 3. Возмещение вреда, причиненного здоровью населения экологическими и санитарными правонарушениями 1. Определение размера вреда здоровью населения, причиненного нарушением санитарно - эпидемиологического благополучия вследствие загрязнения или иного неблагоприятного изменения среды обитания, касается юридических лиц независимо от их подчиненности и организационно - правовых форм собственности или индивидуальных предпринимателей, виновных в нанесении вреда, в случаях, если: 1) загрязнение среды обитания в результате экологического или санитарного правонарушения приводит к развитию особого заболевания или иного нарушения здоровья отдельных категорий граждан, которые с достаточной достоверностью обусловлены этим правонарушением; 2) в результате воздействия загрязнения среды обитания, вызванного указанным правонарушением, в многочисленной группе людей происходит рост числа заболеваний или иных нарушений здоровья, который является следствием загрязнения, но для каждого отдельного лица не может быть однозначно с ним связанным; 3) экологическое или санитарное правонарушение приводит к "вспышке" заболеваний, под которой в рамках настоящего положения понимается повышение не менее чем вдвое числа случаев болезни по сравнению со средним для данного населенного пункта или региона, а также к появлению любого числа ранее не наблюдавшихся здесь случаев, связь которых с экологическим правонарушением установлена в соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1; 4) экологические и санитарные правонарушения могут привести к возникновению обоих видов вреда, выделенных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3. 2. Размер вреда здоровью населения, причиненного экологическим и санитарным правонарушением, определяется тяжестью и распространенностью вредного эффекта (видом вреда), характеристики которых приведены в пункте 1 статьи 3. 3. В случаях, соответствующих подпункту 1 пункта 1 статьи 3, вред возмещается непосредственно пострадавшему либо членам его семьи, если правонарушение привело к смерти пострадавшего. 4. Вред, причиненный здоровью гражданина заболеванием, травмой или иным нарушением, вызванный тем или иным неблагоприятным фактором, возникшим или усилившимся в связи с конкретным экологическим и санитарным правонарушением, касается всего периода заболевания или иного нарушения, а при хронически неизлечимых формах заболевания или необратимых нарушениях - на весь период предстоящей жизни. 5. В случае смерти, вызванной причинами, указанными в пункте 1 статьи 3, ущерб возмещается членам семьи умершего независимо от их трудоспособности на период, устанавливаемый по договоренности сторон либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Подлежащий возмещению материальный ущерб, причиненный гражданину в результате обстоятельств, названных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3, слагается из потери заработка ввиду полной или частичной утраты трудоспособности и расходов на лечение, уход за больным, реабилитацию утраченных функций, обучение новой профессии в связи с потерянной возможностью работать по прежней профессии и на переезд в другой регион в связи с медицинскими рекомендациями. По всем этим составляющим ущерб возмещается виновным субъектом пострадавшему в полном объеме. 7. В случае, если часть расходов по возмещению ущерба пострадавшему берет на себя государство в лице органов социального обеспечения, социального страхования или иных органов, ущерб возмещается виновным пострадавшему только в оставшейся части. 8. Расходы органов социального обеспечения, социального страхования и медицинских учреждений, направленные на возмещение вреда отдельным гражданам, пострадавшим в результате экологических и санитарных правонарушений, возмещаются виновными лицами либо, в случае их неустановления, за счет средств соответствующих государственных экологических фондов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области. 9. Гражданин, пострадавший в результате обстоятельств, названных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3, в соответствии с законодательством Российской Федерации не теряет права также на денежную компенсацию морального вреда в связи с вызываемыми этими обстоятельствами духовными и физическими ограничениями. 10. В случаях, соответствующих подпункту 2 пункта 1 статьи 3, вред возмещается органам исполнительной власти Свердловской области или органам местного самоуправления для осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий, оказания дополнительной медицинской помощи, дополнительного социального страхования. 1) в состав вреда для группы граждан, пострадавшей в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3, в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 3, входят связанные с ним повышенная общая заболеваемость и его неблагоприятные последствия (включая рост инвалидности и смертности), а также повышенная распространенность или тяжесть нарушений репродуктивной функции и другие неблагоприятные эффекты влияния на здоровье, помимо тех его нарушений, которые возмещаются непосредственно пострадавшему в соответствии с пунктами 3 - 9 статьи 3 настоящего положения; 2) возмещению подлежат: - все дополнительные расходы на медицинское обслуживание данной группы граждан; - дополнительные расходы на выплаты по временной нетрудоспособности или в связи со стойкой утратой трудоспособности; - компенсационные и льготные выплаты данной группе граждан; - потери, связанные со снижением доходов этой группы, вызванным неблагоприятным эффектом правонарушения; 3) все составляющие материального ущерба, перечисленные в подпункте 2 пункта 10 статьи 3, определяются только той частью заболеваемости или иного вредного эффекта, которые превышают ожидаемый уровень их распространенности или тяжести в соответствующей группе граждан вне воздействия факторов, связанных с конкретными экологическими и санитарными правонарушениями; 4) в том случае, если доказано, что здоровью группы граждан причинен не только вред, приводящий к экономическому ущербу, составляющие которого перечислены в подпункте 2 пункта 10 статьи 3, но и вред, связанный с социальными последствиями, такой социальный ущерб подлежит денежному возмещению, размеры которого устанавливаются как пропорциональные сумме по указанным составляющим. Коэффициент пропорциональности устанавливается Правительством Свердловской области с учетом общей социально - экономической ситуации; 5) в случаях, оговоренных в подпункте 4 пункта 1 статьи 3, возмещаются оба вида вреда независимо друг от друга. 11. В случаях, когда неблагоприятные эффекты, оговоренные в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 статьи 3, являются особо выраженными по распространенности и/или интенсивности и требуют дополнительных мер по выявлению причин "вспышки заболеваний", по разработке способов его прекращения и предупреждения повторных вспышек того же рода, а также по оказанию медицинской помощи пострадавшим в объемах, превышающих нормативную нагрузку соответствующих органов государственного либо ведомственного экологического контроля, санэпиднадзора и медицинских учреждений, все соответствующие дополнительные расходы названных органов и учреждений либо страховых организаций подлежат возмещению со стороны юридических и физических лиц, ответственных за возникновение данной вспышки. Статья 4. Порядок взыскания средств за ущерб, причиненный природным комплексам и здоровью населения Возмещение причиненного вреда природным комплексам и/или здоровью граждан экологическим или санитарным правонарушением, производится непосредственно с юридических и физических лиц, виновных в нанесении вреда, при установлении связи между правонарушением и неблагоприятным эффектом в соответствии со статьями 2 и 3, определении величины нанесенного морального ущерба в соответствии с пунктом 9 статьи 3 и социального ущерба в соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 3 настоящего положения. 1. Возмещение вреда причинителем может быть произведено добровольно на основании заявления потерпевшей стороны либо представителя ее интересов, зарегистрированного в специально уполномоченном органе, и заключения этого органа, которое действительно в течение трех месяцев с момента предъявления правонарушителю заключения. 2. По истечении указанного в пункте 1 статьи 4 срока в случае отказа причинителя вреда от добровольного возмещения, а также в случае несогласия потерпевшего с размерами возмещения, он вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного вреда, решение которого является основанием для взыскания с виновных лиц ущерба, причиненного природным комплексам и/или здоровью граждан. 3. Возмещение вреда происходит независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях, а также от платежей за загрязнение окружающей среды и взносов в экологический фонд. 4. При наличии нескольких юридических или физических лиц, виновных в причинении вреда природным комплексам и/или здоровью населения, взыскание ущерба производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда. Доля каждого виновного в причинении вреда определяется либо по согласию всех виновных, либо в случае отсутствия такого согласия судом или арбитражным судом. 5. При определении размера вреда, причиненного юридическим лицом, виновным в правонарушении, которое привело к вспышке заболеваний, подлежат возмещению все фактические расходы органов экологического контроля и санэпиднадзора по выявлению причин наступления негативных последствий и их ликвидации и все фактические расходы медицинских учреждений (либо финансирующих их страховых организаций) по диагностике и лечению этих заболеваний и их осложнений, а также органов социального страхования и социального обеспечения. 6. Для возмещения расходов, указанных в пункте 8 статьи 4, представляются документы, обосновывающие расходы этих учреждений и организаций. Все споры сторон относительно суммы возмещения решаются арбитражным судом. 7. Юридическое лицо, возместившее расходы, указанные в пункте 8 статьи 4, освобождается от соответствующей части возмещения ущерба, рассматриваемого подпунктом 2 пункта 10 статьи 3, но не освобождается от возмещения ущерба гражданину, если конкретные случаи заболевания, составившие вспышку, соответствуют определению, данному в подпункте 1 пункта 1 статьи 3. 8. Размер вреда определяется в соответствии с заключением органов экологического контроля и санитарно - эпидемиологического надзора на основании имеющихся материалов, а при необходимости и дополнительно проводимых исследований, в срок не более двух месяцев по поступлению документов из суда. 9. В случае представления причинителем вреда фактических материалов (подтверждаемых заключением органов охраны природы и санэпиднадзора), которые свидетельствуют о существенном уменьшении или прекращении соответствующих экологических или санитарных правонарушений, с учетом стойкости вреда, причиненного ранее имевшими место правонарушениями, может быть поставлен вопрос об уменьшении вреда. 10. В тех случаях, если спустя некоторое время после решения суда выявляются новые достоверные последствия экологических правонарушений, результатом которых является ранее не учтенный вред, он подлежит возмещению. 11. Затраты юридических и физических лиц, виновных в причинении вреда, связанные с возмещением всех видов ущерба или фактических затрат, рассматриваемых настоящим положением, могут покрываться только за счет их прибыли (дохода). Перенесение их на себестоимость продукции или услуг не допускается. 12. В случае финансовой несостоятельности или ликвидации субъекта хозяйственной деятельности, виновного в причинении вреда природным комплексам и/или здоровью граждан, обязательства по возмещению ущерба передаются правопреемнику либо его собственнику, а при невозможности (отсутствии правопреемника) должны быть возмещены за счет резервной части экологических фондов. 13. Величина регулярных и повторных выплат по возмещению вреда природным комплексам и здоровью населения, связанного с экологическим и санитарным правонарушением, подлежит индексации в соответствии с ростом уровня цен. Статья 5. Использование средств, полученных в счет возмещения за ущерб природным комплексам и здоровью населения 1. Средства, полученные муниципальным или областным экологическими фондами в качестве возмещения вреда, причиненного природным комплексам, используются в порядке, установленном Областным законом от 18 марта 1998 года N 10-ОЗ "Об экологических фондах в Свердловской области". 2. Использование средств на компенсацию вреда, причиненного здоровью граждан, определяется в соответствии с видом вреда (в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3) через органы социального обеспечения, социального страхования, здравоохранения; в случаях, оговоренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 3, использование средств осуществляется специально уполномоченными органами (экологические фонды, службы санэпиднадзора, Министерство здравоохранения Свердловской области) целевым образом для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, оказания дополнительной медицинской помощи, дополнительного социального страхования. 3. Юридические и физические лица, пострадавшие от вреда, причиненного природным комплексам и/или здоровью населения, вправе получить от уполномоченного органа информацию об использовании средств, поступивших в качестве возмещения причиненного вреда. Нецелевое использование этих средств не допускается. 4. Фактические затраты, произведенные в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 3, подтверждаются заключением уполномоченного органа об их целевом использовании на восстановление нарушенного состояния природного комплекса и компенсационных выплат потерпевшим за ущерб здоровью, а также профилактических и оздоровительных мероприятий. 5. Ответственность за целевое использование средств, полученных в качестве возмещения вреда, причиненного природным комплексам и/или здоровью населения, несут соответствующие должностные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации Утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 11 апреля 2000 г. N 283-ПП ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ Статья 1. Назначение и область применения 1. Временная методика оценки вреда, причиненного окружающей среде в результате экологических правонарушений, в том числе аварий, разработана на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", других нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Настоящая временная методика устанавливает порядок оценки вреда, наносимого негативным воздействием на окружающую среду в результате экологических правонарушений, в том числе аварий на предприятиях, в организациях, учреждениях и других объектах, расположенных на территории Свердловской области, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. 3. Действие временной методики не распространяется на случаи причинения вреда окружающей среде в результате стихийного бедствия (любого природного явления, включая наводнения, перемещение льдов, землетрясения, оползни и ураганы, которое вызывает или может вызвать загрязнение окружающей среды). Статья 2. Основные понятия и определения 1. Авария - отклонение в производственном цикле от обычно допустимых эксплуатационных условий деятельности, которое вызывает или может быть причиной негативного воздействия на окружающую среду. В целях настоящей методики под аварией понимается также любое действие или бездействие физических или юридических лиц, в результате которого имели место несанкционированные выброс, сброс в окружающую среду загрязняющих веществ, размещение отходов. 2. Вред окружающей среде - это негативные изменения качественного состояния окружающей среды, биологического разнообразия и биопродуктивности природных объектов, а также последствия этих изменений. Понятие "вред" включает в себя ущерб и убытки. 3. Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую природную среду. 4. Убытки - материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей и иных субъектов (физических и юридических лиц), возникающие в связи с произошедшей аварией, порча имущества и продукции природопользователей; упущенная выгода от изменения состояния окружающей среды и природных ресурсов и т. д. 5. Затраты на проведение работ по оценке факторов вредного воздействия на окружающую среду, величины ущерба и убытков, оформлению соответствующих документов включаются в состав убытков и компенсируются виновной стороной органам государственной власти и местного самоуправления, организациям, проводившим соответствующие работы. Статья 3. Общие положения 1. Величина компенсации вреда, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них. 2. Расследование факта и причин аварии, оценка вредного воздействия на окружающую среду и расчет величины ущерба производится Государственным комитетом по охране окружающей среды Свердловской области (Госкомэкологии Свердловской области). При необходимости, по представлению Госкомэкологии Свердловской области либо под его руководством, эта работа может проводиться комиссией, создаваемой органами исполнительной власти Свердловской области и органами местного самоуправления. В состав комиссии могут включаться представители специально уполномоченных органов исполнительной власти в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, а также специалисты научно - исследовательских, проектных и других организаций, аккредитованных для выполнения работ (услуг) природоохранного назначения. 3. Сбор доказательств, необходимых для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии, а также стоимостная оценка ущерба производятся с использованием отраслевых нормативно - методических документов, требований настоящей временной методики. Могут быть использованы также материалы кадастровой оценки природных ресурсов, экологические паспорта, прямые методы счета. 4. Регламентация форм и способов возмещения вреда при трансграничном (межрегиональном) воздействии на окружающую среду осуществляется в соответствии с экологическими требованиями законодательства Российской Федерации, решениями специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Статья 4. Исчисление размера вреда 1. Исчисление размера вреда осуществляется на основании действующей нормативно - методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб фауне и флоре. При возможности используются прямые методы счета. При этом документально подтверждаются данные об ущербе. В конкретных ситуациях, при недостаточном нормативно - методическом обеспечении, используются экспертные оценки компетентных специалистов. 2. Оценка размеров вреда от проявления социально - экологических и экономических последствий аварии осуществляется на основе специальных обследований, аналитических расчетов и прогнозных экспертных оценок возможных последствий. 3. Убытки, связанные с ликвидацией последствий аварии, понесенные виновной стороной, не учитываются при определении сумм иска. 4. При расчете величины вреда учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости. 5. Величина вреда, причиненного негативным воздействием на окружающую среду в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и зонах экологического бедствия, в особо охраняемых природных территориях, а также на территориях, включенных в международные конвенции, увеличивается в 2 раза. 6. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха определяется, исходя из массы загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим правилам. Размер вреда определяется по каждому загрязняющему ингредиенту с последующим суммированием полученных результатов по следующей формуле: П = SumНn(i) x Мi x Кэ x 25, где П - размер ущерба; Нn(i) - норматив платы за одну тонну i - ингредиента, рассчитываемый по формуле: 1 ------ x Н, где ПДКссi Н - ставка платы за одну условную тонну в пределах норматива (устанавливается ежегодно областным законом о бюджете областного экологического фонда либо другим нормативным правовым актом); 1 ------ - коэффициент относительной опасности i-го ингредиента; ПДКссi ПДКссi - ПДК среднесуточная i-го ингредиента; Мi - масса i-ингредиента; Кэ - коэффициент экологической ситуации или экологической значимости (устанавливается областным законом о бюджете областного экологического фонда либо другим нормативным правовым актом). 7. Ущерб от загрязнения и засорения водного объекта определяется суммированием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением его биопродуктивности. Размер ущерба от загрязнения водных объектов определяется по каждому загрязняющему ингредиенту с дальнейшим суммированием полученных результатов по следующей формуле: П = SumНn(i) x Мi x Кэ x 25, где П - размер ущерба; Нn(i) - норматив платы за одну тонну i-ингредиента, рассчитываемый по формуле: 1 ------ x Н, где ПДКрхi 1 ------ - коэффициент относительной опасности i-го ингредиента; ПДКрхi ПДКрхi - ПДК i-го ингредиента, установленный для рыбохозяйственного водоема; Н - ставка платы за одну условную тонну в пределах норматива (устанавливается ежегодно областным законом о бюджете областного экологического фонда либо другим нормативным правовым актом); Мi - масса i-ингредиента; Кэ - коэффициент экологической значимости или экологической ситуации (устанавливается областным законом о бюджете областного экологического фонда либо другим нормативным правовым актом). Размер потерь, связанных со снижением биопродуктивности водного объекта, определяется на основе непосредственного обследования биологических ресурсов, экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом нормативно - методических документов. 8. Размер взыскания за вред, причиненный гражданами, юридическими и физическими лицами незаконным выловом, добычей или уничтожением биологических ресурсов, определяется инструкциями, методиками и таксами. 9. Размер вреда от загрязнения земель определяется на основе утвержденных указаний в соответствии с порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами и экспертной оценки стоимости потерь, связанных с деградацией земель в результате вредного воздействия. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|