Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 12.07.2001 № 488-ПП

 

 

                       СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

                Правительства Свердловской области
      
      Об областной инвестиционной программе "Развитие легкой
       промышленности Свердловской области на 20012003 годы"

 

    (В редакции Постановления Правительства Свердловской области   

                      от 16.09.2003 № 569-ПП)                      

 

     В  целях  выполнения  постановления Правительства Свердловской
области   от   21.12.99   г.     1443  ПП    Программе  действий
Правительства   Свердловской   области   по   выполнению  Программы
Губернатора  Свердловской  области  Э.  Росселя  на  20002003 годы"
(Собрание  законодательства Свердловской области, 1999, № 12-1, ст.
1392),  а  также  руководствуясь решением Экономического Совета при
Губернаторе  Свердловской  области  от  03.05.2001  г. № ЭС 2 15 "О
Программе  развития  легкой  промышленности Свердловской области на
20012002 годы", Правительство Свердловской области

 

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1.   Принять   областную  инвестиционную  программу  "Развитие
легкой   промышленности  Свердловской  области  на  20012003  годы"
(прилагается)
     2.  Министерству  промышленности  Свердловской области (Барков
С.Ф.)   совместно   с   Союзом  предприятий  легкой  промышленности
Свердловской   области   (Меновщи   кова   Д.Г.)  принять  меры  по
выполнению    мероприятий    областной   инвестиционной   программы
"Развитие  легкой  промышленности  Свердловской области на 20012003
годы".
     3.   Министерству   экономики  и  труда  Свердловской  области
(Ковалева   Г.А.),   Министерству   финансов  Свердловской  области
(Червяков   В.Ю.)   предусмотреть  в  проекте  закона  Свердловской
области  об  областном  бюджете  на  2002  и  2003  годы расходы на
финансирование данной программы.
     4.    Определить    государственным    заказчиком    областной
инвестиционной    программы    "Развитие    легкой   промышленности
Свердловской  области  на  20012003  годы" и главным распорядителем
бюджетных средств Министерство промышленности Свердловской области.
     5.  Министерству  промышленности  Свердловской области (Барков
С.Ф.),  Центру  содействия предпринимательству Свердловской области
(Копелян    Е.А.)   совершенствовать   систему   поддержки   малого
предпринимательства в легкой промышленности.
     6.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на    члена    Правительства    Свердловской   об-ласти,   министра
промышленности Свердловской области Баркова С.Ф.

 

Председатель Правительства
Свердловской области                                   А.П.Воробьев

 

г.Екатеринбург
12 июля 2001 года
№ 488-ПП

 

     К   постановлению   Правительства   Свердловской   области  от
12.07.2001 г. № 488 ПП

 

Областная инвестиционная программа "Развитие легкой промышленности
              Свердловской области на 20012003 годы"
    (В редакции Постановления Правительства Свердловской области   

                      от 16.09.2003 № 569-ПП)                      

 

 

  Раздел 1. Паспорт областной инвестиционной программы "Развитие
   легкой промышленности Свердловской области на 20012003 годы"

 

Наимено-ва                   Развитие легкой промышленности Свердло
ние програ                    вской области на 20012003 годы (далее
ммы

 

Основания                    Постановление Правительства Свердловск
для разраб                   ой области от 21.12.99 г. № 1443_ПП "О
отки прогр                   постановление Правительства Свердловск
аммы                           ой области от 29.06.2000 г. № 540_ПП
                             "Об областном заказе на научно-исследо
                             вательские работы на 2000 год" (Собран
                             ие законодательства Свердловской облас
                                           ти, 2000, № 6, ст. 612),
                             распоряжение Правительства Свердловско
                               й области от 29.07.99 г. № 557_РП "О
                                           создании рабочей группы"

 

Статус про                       Областная инвестиционная программа
граммы

 

Заказчик                     Министерство промышленности Свердловск
                                                         ой области

 

Основные                     Министерство промышленности Свердловск
разработчи                                              ой области,
ки програм                   Областной союз предприятий легкой пром
мы                           Институт экономики Уральского отделени
                                         я Российской академии наук

 

Цель прогр                    Удовлетворение потребностей населения
аммы                         области в отечественных товарах легкой

 

Задачи про                   1) техническая и технологическая модер
граммы                       2) содействие в формировании благоприя
                             тных экономических, организационных ус
                                ловий функционирования предприятий;
                             3) формирование селективных мер госуда
                             рственной поддержки предприятий легкой
                             4) совершенствование процессов реструк

 

Основные                          1) оптимизация структуры отрасли;
направлени                   2) техническое перевооружение предприя
я про-грам                                                     тий;
мы                                 3) сырьевое обеспечение отрасли;
                             4) повышение качества и конкурентоспос
                             обности продукции, защита товаропроизв
                                                          одителей;
                             6) механизм обеспечения реализации про

 

Сроки реал                                            20012003 годы
изации про
граммы

 

Исполните-                   Предприятия легкой промышленности Свер
ли програм
мы

 

Источники                    Общее финансирование программы  240620
финансиро-                                             тыс. рублей,
вания                                                  в том числе:
                             собственные средства предприятий  1578
                                                    60 тыс. рублей;
                               заемные средства  61300 тыс. рублей;
                             средства областного бюджета  21460 тыс
                                                           . рублей

 

Ожидаемые                     Стабилизация и подъём производства на
конечные                        предприятиях легкой промышленности;
результаты                   увеличение выпуска продукции за три го
                             да на 800 млн. рублей и достижение год
                             ового объема реализации продукции в ра
                                            змере 1650 млн. рублей;
                             рост прибыли за три года на 63 млн. ру
                              блей и достижение ее в 2003 году  130
                                    создание 368 новых рабочих мест

 

Система ор                   Ежеквартальное подведение итогов на ур
ганизации                    овне Министерства промышленности Сверд
за исполне                   ловской области и Союза предприятий ле
нием прогр                   гкой промышленности Свердловской облас
аммы                         ти, подведение итогов реализации прогр
                             аммы с участием всех ответственных исп
                                                олнителей раз в год

 

  Перечень предприятий Свердловской области участников областной
     инвестиционной программы "Развитие легкой промышленности
              Свердловской области на 20012003 годы"

 

Предприятия текстильной подотрасли:
1. ООО "Ткани Урала"
2. ООО "Пряжа Урала"
3. ООО "Уральский трикотаж"
4. ОАО "Березовская ковровая фабрика"
5. ОАО "Артекс"
6. ОАО "Новая заря"
7. ООО "Черноисточинская фабрика"
8. ОАО "Союз-текс"
9. ЗАО "Сувенир" (ковровая фабрика, село Бутка)
10. ООО "Карпинская хлопкопрядильная фабрика"
11. ООО "ДЛВ УРАЛ"
Предприятия кожевенной, меховой и обувной подотрасли:
12. ОАО "Уралобувь"
13. ООО "Кожевник"
14. ЗАО "Медина"
15. ОАО "Каменск-Уральская обувная фабрика"
16. ОАО "Емако" (Екатеринбургская меховая фабрика)
17. ОАО "Метелица" (Талицкая фабрика валяной обуви)
18. ООО "Карпинское обувное предприятие"
Предприятия швейной подотрасли:
19. ОАО "Екатеринбургская швейная фабрика "Одежда"
20. ОАО "Первоуральская швейная фабрика "М-Стиль"
21. ОАО "Пальметта"
22. ВОИ "Режевская швейная фабрика"
23. ОАО "Каменск-Уральская швейная фабрика "Элегант"
24. ОАО "Ирбитская швейная фабрика"
25. МУП "Дегтярская швейная фабрика"
26. МУП "Красноуральская швейная фабрика"
27. ГП "Североуральская швейная фабрика"
28. ОАО "Красноуфимская швейная фабрика"
29. ООО "Кедровская швейная фабрика"
30. ООО "Нижнетагильская швейная фабрика "Маяк" (город Нижний
Тагил)
31. ООО "Швейно-производственная фирма "Стиль"
32. ООО "Триан-холдинг"
33. ЗАО "Камышловская швейная фабрика"
34. ОАО "Престиж-2"
35. ООО "Екатеринбургская швейная фабрика"
36. ООО Березовская швейная фабрика "Барс"
Предприятия фарфоровой промышленности:
37. ЗАО "Богдановичский фарфоровый завод"
38. ЗАО "Сысертский фарфор"
Производство металлофурнитуры и игрушек:
39. ОАО "Полевской металлофурнитурный завод"
40. ЗАО "Радуга" (город Верхняя Пышма)
Список сокращений, используемых в программе:
ООО  общество с ограниченной ответственностью
ОАО  открытое акционерное общество
ЗАО  закрытое акционерное общество
МУП  муниципальное унитарное предприятие
ГП  государственное предприятие
ВОИ  Всероссийское общество инвалидов
УГП  унитарное государственное предприятие
НП "Свердлегпром"  Некоммерческое партнерство "Свердлегпром"
Тыс. кв. дм  тысяч квадратных дециметров
Тыс. пог. м  тысяч погонных метров
Тыс. кв. м  тысяч квадратных метров
Численность ППП  численность промышленно-про извод ственного
персонала

 

   Раздел 2. Областная инвестиционная программа "Развитие легкой
       промышленности Свердловской области на 20012003 годы"

 

                             Введение

 

     Легкая  промышленность  является  одной  из старейших отраслей
промышленного  производства  Свердловской области. Предприятия этой
отрасли  наряду  с  решением  важной  социальной задачи обеспечение
населения   области   товарами   первой   необходимости  поставляют
продукцию  для  силовых  структур  государства  и  других  отраслей
промышленности.
     Отрасль  традиционно  являлась  эффективной,  высокодоходной и
быстро   окупаемой  (длительность  оборота  финансовых  ресурсов  в
среднем составляла 45 дней).
     За  годы реформ в легкой промышленности произошло значительное
падение  объемов производства (более чем в 10 раз), что существенно
превышает  темпы  падения  по  промышленности области в целом. Доля
потребления   отечественных  товаров  в  общем  объеме  потребления
населением Свердловской области снизилась до 15 процентов.
     Критическое  положение  отрасли определяется рядом сложных как
внутренних,  так и внешних проблем: неудовлетворительным финансовым
положением,   недостатком   оборотных   средств,   отсутствием   на
территории   области  необходимых  сырьевых  ресурсов,  опережающим
ростом  цен  на  энергоносители  по  сравнению  с ценами на готовую
продукцию,  отсутствием защитных мер на внутреннем и внешних рынках
по отношению к отечественным товаропроизводителям.
     Для  решения проблем отрасли в 1997 году создан областной Союз
предприятий    легкой    промышленности.   Правительством   области
совместно  с  созданной  структурой  ведется определенная работа по
увеличению  объемов  производства  и повышению эффективности работы
предприятий.   Осуществляется   селективная  поддержка  предприятий
отрасли.
     В  19992000  годах  предприятия  отрасли  стали набирать темпы
производства   и  в  1999  году  отрасль  впервые  вышла  из  числа
убыточных.  Вместе  с тем сложившаяся ситуация свидетельствует, что
отрасль  самостоятельно без государственной поддержки из кризисного
состояния    не    выйдет.   Необходимо   определить   приоритетные
направления   функционирования  отрасли,  разработать  мероприятия,
способные  обеспечить  развитие отрасли, а также механизм поддержки
их   реализации   Правительством   области.  Поэтому  на  основании
постановления  Правительства  Свердловской области от 29.06.2000 г.
  540  ПП  "Об областном заказе на научно-исследовательские работы
на  2000  год"  (Собрание  законодательства  Свердловской  области,
2000,    6,  ст.  612) предусмотрена разработка программы развития
легкой промышленности Свердловской области на 20012003 годы.
     Целью    программы    является   удовлетворение   потребностей
населения  области  в товарах легкой промышленности на основе роста
объемов   выпуска   конкурентоспособной   продукции   предприятиями
отрасли,  повышения  их  технического, финансового, управленческого
потенциала.
     Программа предусматривает решение следующих задач:
     техническую и технологическую модернизацию предприятий;
     улучшение  качества  и  увеличение выпуска конкурентоспособной
продукции;
     формирование   селективных   мер   государственной   поддержки
предприятий  легкой  промышленности  и  других  предприятий,  ранее
относящихся по классификации к отрасли;
     совершенствование      механизма     управления     процессами
реструктуризации в отрасли;
     содействие         в         формировании        благоприятных
финансово-экономических,  организационных  условий функционирования
предприятий отрасли.

 

               Исходные условия разработки программы

 

     Легкая   промышленность   Свердловской   области  представлена
следующими    подотраслями:   фарфоровая,   текстильная,   швейная,
кожаобувьмех,   производство   игрушек  и  металлофурнитуры.  Объём
выпуска  промышленной  продукции  за  2000  год составил 519,0 млн.
рублей,  доля  в общем объёме промышленного производства составляет
0,3  процента,  а  с учетом объёмов производства фарфоровой посуды,
кожевенного  сырья,  чулочно-носочных  изделий  и литографированной
игрушки,  которые по данным областной статистики не входят в легкую
промышленность,  продукции произведено на 850,4 млн. рублей, доля в
общем объёме составила 0,45 процента.
     Удельный  вес подотраслей в общем объеме производства (таблица
на рис. 1а)

 

подотрасли            Объём производ                 в 2000 году (п
                      ства, тыс. руб                      роцентов)
                      лей

 

1                     2                                           3

 

Фарфоровая            254488                                   30,0

 

                      234867                                   27,5

 

Швейная               166470                                   19,6

 

Кожаобувьмех          165766                                   19,5

 

Производство игрушек  28826                                     3,4
и металлофурнитуры

 

                      850417                                  100,0
     Структурно    в    составе   легкой   промышленности   области
превалируют    пять   территориальных   зон.   Крупнейшим   центром
сосредоточения  предприятий  легкой промышленности области является
город   Екатеринбург  (19  предприятий  из  42,  функционирующих  в
области,   производят  35,6  процента  продукции,  обеспечивают  32
процента  отраслевой  занятости).  Четыре  следующих  места по доле
вклада  в  общие результаты деятельности отрасли принадлежат городу
Богдановичу   (26   процентов  объема  производства,  15  процентов
занятости),  городу Камышлову (12 процентов объема производства и 6
процентов  занятости),  городу  Березовскому  (7  процентов  объема
производства,  4  процента  занятости)  и  городу  Сысерти  (5  и 6
процентов   соответственно).   На  данных  территориях  предприятия
отрасли  вносят  заметный  вклад  в  общие показатели хозяйственной
деятельности.
     Вместе   с  тем  есть  территории  сосредоточения  предприятий
легкой  промышленности,  на  которых  по  соображениям  социального
порядка   сохраняется   занятость   трудоспособного  населения  без
достаточного  обеспечения  выпуска  продукции.  К  таким проблемным
территориальным  зонам  можно  отнести  город Карпинск, предприятия
которого    обеспечивают    12   процентов   занятости   в   легкой
промышленности  области  и только 0,6 процента объема производства;
город  Нижний  Тагил  (5,2  и  0,5  процента соответственно); город
Каменск-Уральский (4,3 и 1,8 процента соответственно).
     Практически  все предприятия являются акционерными обществами.
В   государственной   собственности   осталось   одно   предприятие
(Североуральская    швейная    фабрика)   и   два   предприятия   в
муниципальной  собственности  (Дегтярская и Красноуральская швейные
фабрики).
     Проведенный  анализ  развития  отрасли  за годы реформ показал
(табл.  1,  2),  что  удельный  вес  отрасли  в объеме производства
продукции  (работ,  услуг) промышленности за 19902000 годы снизился
почти  в  10  раз с 4,2 процента до 0,45 процента; основное падение
объемов  производства  пришлось  на 19921997 годы. В 19992000 годах
достигнут  рост  производства. Изменение индекса физического объема
промышленного  производства  предприятий  легкой  промышленности за
19982000 годы приведен на рисунке 1б.
     В  19961998  годах  отрасль  была  убыточной,  доля  убыточных
предприятий  в  их общем количестве высока 53,4 процента (в среднем
по   промышленности  38,6  процента).  Рентабельность  промышленной
продукции   в   отрасли   ниже   чем  в  целом  по  промышленности,
соответственно  2  процента и 16 процентов в 1999 году, в 2000 году
рентабельность  повысилась  до  8,5 процента (табл. 3). Коэффициент
текущей    ликвидности   53,5   процента   (среднее   значение   по
промышленности  81,6 процента), коэффициент автономии 46,4 процента
(среднее  значение  по  промышленности  54,8 процента), соотношение
заёмных  и  собственных  средств 38,0 процента (среднее значение по
промышленности 57,8 процента).
     Затраты   на   один   рубль   товарной  продукции  существенно
превышают   общепромышленный   уровень.   В   19961998   годах  они
составляли  более  одного рубля на один рубль товарной продукции, а
в   1999   2000   годах   менее  одного  рубля  (98  и  91  копейку
соответственно).
     По  сравнению  с  общепромышленным  уровнем  затрат  в отрасли
сохраняется   более   низкий   удельный   вес   материалозатрат   и
топливно-энергетической  составляющей. Удельный вес амортизационных
отчислений  в  отрасли  в 19952000 годах был выше общепромышленного
уровня (табл. 4).
     За  период 19902000 годов в структуре затрат отрасли снизилась
доля  амортизационных  отчислений,  заработной  платы  и социальных
отчислений.  Происходит  рост  удельного  веса  материальных затрат
особенно   по  доле  топливно-энергетической  составляющей.  Данная
тенденция   свидетельствует   о  росте  затрат  на  сырье  в  общих
затратах.  Снижение  доли  заработной платы и социальных отчислений
при   общем   их   росте  в  промышленности  говорит  о  социальной
нестабильности в отрасли.
     В  19952000  годах индексы цен на продукцию предприятий легкой
промышленности  имели меньшие значения чем индексы цен в среднем по
промышленности   области   (табл.  5).  Это  объясняется,  с  одной
стороны,    ограниченным    платежеспособным    спросом    основных
потребителей  продукции отрасли населения, его невысокими доходами,
а  с  другой  конкуренцией  со стороны дешевых импортных товаров из
Южно-Азиатских стран.
     Доля  малых  предприятий  в отраслевом производстве составляет
19,1  процента    среднем  по  промышленности  4,4 процента). Это
связано  с большей мобильностью малых предприятий отрасли, особенно
в  швейной  подотрасли,  их  способностью  более  быстро  обновлять
ассортимент и реагировать на запросы рынка.
     Состояние производственных ресурсов отрасли.
     Существенные   инвестиции  в  легкую  промышленность  за  годы
реформ   практически   отсутствовали  (табл.  6),  что  объясняется
тяжелым   финансовым   положением   отрасли  отсутствием  оборотных
средств,  убыточностью  предприятий.  Инвестиционная деятельность в
легкой  промышленности  Свердловской  области  находится  в  худшем
состоянии  чем в целом по Российской Федерации, где доля инвестиций
в  легкую  промышленность 0,50,6 процента. Учитывая высокую степень
износа   основных   фондов   в   отрасли   (51,5  процента),  можно
констатировать наличие кризисности в состоянии основного капитала.
     Численность  промышленно-производственного персонала в отрасли
постоянно  сокращается  (табл.  7).  Исключением является 2000 год,
когда  число  занятых в отрасли увеличилось на 340 человек. Средняя
заработная  плата  в  отрасли  более чем в два раза ниже средней по
промышленности.  Также  ниже  и  темпы  роста  заработной  платы по
годам.  Просроченная задолженность по заработной плате более низкая
чем  в  целом  по  другим  отраслям промышленности области 4,3 млн.
рублей.
     В   2000   году   количество  должников  по  заработной  плате
увеличилось.   Наибольшая   задолженность   у   ООО   "Кар  пинская
хлопкопрядильная  фабрика"  7 месяцев, ОАО "Красно уфимская швейная
фабрика"  5  месяцев,  ОАО  "Ирбитская швейная фабрика" 2,5 месяца,
ООО  "Уральский  трикотаж"  1,5  месяца,  ОАО  "Уралобувь" 1 месяц.
Основные   показатели   работы  предприятий  отрасли  за  2000  год
приведены в таблице 8.
     В 2000 году обеспечили увеличение выпуска продукции:
     в   текстильной   и   трикотажной  подотрасли  ООО  "Уральский
трикотаж",  ООО  "Ткани  Урала",  ОАО  "Арамильский  текстиль", ООО
"Пряжа Урала";
     в  кожевенно-обувной  и  меховой  подотрасли  ОАО "Емако", ОАО
"Метелица",   ООО   "Кожевник",   ОАО   "Каменск-Уральская  обувная
фабрика";
     в  швейной  подотрасли  ОАО  "Пальметта",  ОАО "Первоуральская
швейная  фабрика  "М-Стиль",  МУП "Дегтярская швейная фабрика", ООО
"Нижнетагильская швейная фабрика "Маяк";
     в   фарфоровой   подотрасли   ЗАО  "Богдановичский  фарфоровый
завод", ЗАО "Сысертский фарфор".
     В  тоже  время  в  2000  году финансовое положение большинства
предприятий  оставалось сложным. Объявлена банкротом ГП "Карпинская
фабрика  спортивной  обуви" (Вестник Высшего арбитражного суда № 4,
стр.   204),   продолжено   внешнее  управление  на  ЗАО  "Тринта",
Нижнетагильских швейной и обувной фабриках.
     Вместе   с   тем,  уже  второй  год  подряд  отрасль  является
прибыльной.  В  2000  году прибыль с учетом фарфоровой подотрасли и
предприятий  малого бизнеса составила 66,9 млн. рублей, что выше на
8,4 млн. рублей по сравнению с 1999 годом.
     Несмотря  на  все  проблемы,  с  которыми пришлось столкнуться
отрасли  в  годы  реформирования,  1999  и  2000 годы стали для нее
переломными,  что  объясняется  традиционной  способностью  отрасли
обеспечивать    быстрые    темпы    накопления    и   удовлетворять
платежеспособный спрос основной части населения.
     По   результатам   анализа   финансового   состояния   отрасли
предприятия могут быть разделены на три группы:
     1) платежеспособные;
     2)   находящиеся   в   сложном   экономическом  положении,  но
перспективные с точки зрения оказания им финансовой помощи;
     3)  находящиеся  в  тяжелом  финансовом положение и подлежащие
реструктуризации.
     К  первой  группе  предприятий  можно отнести ОАО "Пальметта",
ООО   "Ткани   Урала",  ОАО  "Березовская  ковровая  фабрика",  ЗАО
"Богдановичский  фарфоровый  завод",  ЗАО  "Сысертский фарфор", ОАО
"Емако",  ОАО  "Екатерин  бургская  швейная  фабрика  "Одежда", ОАО
"Первоуральская  швейная  фабрика "М-Стиль", ОАО "Каменск-Уральская
швейная  фабрика  "Элегант", ОАО "Арамильский текстиль", ООО "Пряжа
Урала",  ОАО  "Метелица",  ООО  "ДЛВ  УРАЛ",  ООО  "Кожевник",  МУП
"Дегтярская   швейная   фабрика",   ООО  "Екатеринбургская  швейная
фабрика".
     Ко  второй  группе  предприятий  ООО "Уральский трикотаж", ЗАО
"Союз-текс",     ООО     "Кедровская    швейная    фабрика",    ООО
"Швейно-производственная   фирма  "Стиль",  ОАО  "Каменск-Уральская
обувная    фабрика",   ОАО   "Каменск-Уральская   швейная   фабрика
"Элегант",  ООО  "Нижне  тагильская  швейная  фабрика  "Маяк",  ОАО
"Новая Заря" и другие.
     К  третьей  группе  предприятий ОАО "Уралобувь", ЗАО "Радуга",
ВОИ  "Режевская  швейная  фабрика",  МУП  "Красно уральская швейная
фабрика",  ОАО  "Красно уфимская швейная фабрика", ОАО "Престиж-2",
ОАО  "Ирбитская швейная фабрика", ОАО "Сысертская швейная фабрика",
ООО  "Кар  пинская  хлопкопрядильная  фабрика", ГП "Североуральская
швейная  фабрика",  ОАО  "Полевской  металлофурнитурный завод", ЗАО
"Сувенир" и другие.
     Данные  группы  предприятий  требуют  селективного  подхода  к
решению основных проблем, стоящих перед ними.

 

   Рыночные позиции продукции предприятий легкой промышленности
                       Свердловской области

 

     Производство   продукции   легкой   промышленности   в   целом
характеризуется  тенденцией сокращения объемов и номенклатуры. Так,
объем  выпускаемой  продукции,  производимый  предприятиями  легкой
промышленности,  в  динамике  снизился  до  11  процентов  к уровню
производства   в   1990  году.  Ассортимент  товарной  продукции  в
настоящее  время  также  сократился  и  составил  35 групп изделий,
вместо 44 в 1990 году.
     Несмотря  на  высокие  потребности,  ввиду отсутствия поставки
хлопка-сырца,  производство  хлопчатобумажной пряжи остановилось (с
1996  года).  В целом производство пряжи предприятиями Свердловской
области  за  19902000  годы  сократилось  в 31,7 раза, производство
ткани  в  области  составило  3,7  процента от уровня 1990 года. За
период  19902000  годов  производство  ковровых изделий возросло на
114,9  процента,  главным  образом  за счет производства изделий из
химических волоконных нитей.
     Производство  чулочно-носочных изделий сократилось в 22 раза и
составило  в  1999  году  4,6  процента  к  уровню 1990 года. Общий
выпуск  трикотажных  изделий составил 557 тыс. изделий в 2000 году,
или 5,2 процента от уровня 1990 года.
     Производство  валяной  обуви претерпело сокращение с 1371 тыс.
пар  в  1990  году  до  201  тыс.  пар  в 2000 году. Таким образом,
производство  валяной  обуви сохранилось на уровне 14,7 процента от
объемов 1990 года.
     Производство  обуви  с  верхом из натуральной кожи в 1999 году
составило  лишь 1,7 процента от уровня 1990 года, или 150 тыс. пар,
или 1,08 процента к уровню 1990 года.
     Пошив  пальто и полупальто в 2000 году составил 62,7 тыс. штук
или  7,0  процентов  от уровня 1990 года. Пошив костюмов в 19982000
годах  сократился  и  составил  в 2000 году 45 тыс. штук вместо 631
тыс.  штук  в  1990 году, или 7,1 процента. Пошив платья сохранился
на  уровне 1,5 процента от уровня 1990 года и составил 57 тыс. штук
в 1999 году.
     В  2000  году  пошив брюк сократился до уровня 6,0 процентов к
объему  1990  года  и  составил  73 тыс. штук. Пошив блузок за годы
реформ  сократился вдвое и составил в 2000 году 37 тыс. штук вместо
92  тыс.  в  1990  году. Пошив курток имел значительные сокращения,
так  как  их  объем  производства  в  2000  году  составил лишь 5,3
процента   к   уровню   1990  года.  Производство  сорочек  верхних
сохранилось   на  уровне  3,3  процента  от  объемов  1990  года  и
составило  84  тыс.  штук  вместо  2550  тыс.  в  1990  году. Пошив
постельного  белья  сохранен на уровне 4,6 процента от объемов 1990
года и составил 207 тыс. штук в 1999 году вместо 4538 тыс. штук.
     Производство  юфтевых  кожтоваров  в  2000 году сократилось на
94,2  процента  и составило 4163 тыс. кв. дм вместо 109332 тыс. кв.
дм;  хромовых  кожтоваров  сократилось  на  82 процента и составило
27493 тыс. кв. дм вместо 155143 тыс. кв. дм.
     Пальто  женских из натурального меха выработано в 2000 году 91
единица,   или  8,3  процента  от  уровня  1990  года.  Значительно
сократилось  производство детских пальто из натурального меха на 97
процентов  и  составило  в  2000 году 692 штуки вместо 24970 штук в
1990  году.  Наряду с этим сократилось производство головных уборов
до  8,9 процента к уровню 1990 года и составило в 1999 году 14 тыс.
штук вместо 291 тыс.
     Производство   фарфоровой  посуды  предприятиями  Свердловской
области  сокращено  до  64,0  процентов к уровню 1990 года. В целом
динамика  производства товаров легкой промышленности в Свердловской
области приведена в таблице 9 и на рис. 1в7.
     Таким  образом,  производство товаров легкой промышленности за
годы  реформ  претерпело  большие изменения. Многие виды изделий не
вырабатываются:   пряжа   хлопчатобумажная   с   1996  года,  ткани
пальтовые  с  1994 года, колготки женские с 1996 года. Из одежды не
производятся  пальто  и  полупальто  детские  и  костюмы детские из
хлопчатобумажной  ткани  с  1995 года (их вырабатывала фирма "Новая
заря"),  платья  шерстяные  детские,  юбки,  сорочки вырабатываются
периодически.
     Тенденции   роста   объема   производства   продукции   легкой
промышленности  складываются  по  производству  ковров  и  ковровых
изделий  из  натурального  и  химического  волокна,  обуви валяной,
меховым и трикотажным изделиям, фарфору.
     Если  не  оказывать  активной  и действенной организационной и
финансовой  поддержки,  то  область  лишится таких видов продукции,
как:  пряжа  шерстяная (хлопчато-бумажной уже нет), ткань шерстяная
и  полушерстяная,  чулочно-носочные  изделия,  трикотажные изделия,
обувь.
     Вместе  с тем за годы рыночных преобразований возрос интерес к
социальной   функции   отрасли   по   причине   низкой  возможности
удовлетворения  потребностей  территорий  в  изделиях текстильной и
легкой  промышленности (в настоящее время они могут удовлетворяться
за  счет  отечественного производства всего на 1736 процентов). Все
это  вынуждает  проводить ускоренными темпами политику стабилизации
и подъема производства в отрасли.
     При  кажущейся  насыщенности  рынка  области  товарами  легкой
промышленности    по-прежнему    остаются    нерешенными   проблемы
ассортимента,    качества    и    конкурентоспособности    товаров.
Сохраняется  несоответствие ассортимента одежды спросу населения по
размерам,  моделям  и ценам. Не хватает недорогих мужских костюмов,
особенно  больших размеров, невелик выбор доступных по цене плащей,
костюмов   и   платьев.   Не   удовлетворен   спрос   населения  на
отечественные  кожаные  изделия пальто, куртки, сумки, перчатки. Не
регулярно  и  в  небольшом  ассортименте  поступает в торговую сеть
мужское   трикотажное  белье.  Практически  отсутствует  рабочая  и
домашняя  обувь.  Особенно  острой  остается  проблема ассортимента
детских  товаров.  Степень  обеспеченности  населения  Свердловской
области продукцией легкой промышленности приведена в таблице 10.
     Расчет   потребности   в   продукции   легкой   промышленности
осуществлен  на  основе минимального потребительского бюджета (МПБ)
населения   Свердловской   области,   утвержденного  постановлением
Правительства  Свердловской области от 31.10.97 г. № 917-п "О мерах
по  реализации  Областного  закона    минимальном потребительском
бюджете населения Свердловской области".
     Проведенная  оценка  поведения  потребителей  на рынке товаров
легкой  промышленности  показала,  что  основная  масса  опрошенных
стремится  приобрести  продукцию  местных  товаропроизводителей. На
это    указали   73,6   процента   респондентов.   При   этом   они
руководствуются  тем, что продукция доступна по цене на это указали
47,1  процента  опрошенных  и имеет высокое качество 35,8 процента.
Трудности  в  поиске нужного товара или услуги испытывают лишь 25,6
процента респондентов.
     Удовлетворенность    разнообразием   и   качеством   продукции
выразили   41,2   процента,   а  неудовлетворенность  50  процентов
потребителей.  Таким  образом, большинство потребителей могут стать
потенциальными покупателями отечественных товаров.
     Оценивая  качество и конкурентоспособность продукции отдельных
предприятий  легкой промышленности, потребители отметили продукцию:
ОАО  "Пальметта" 23,6 процента; ОАО "Урал обувь" 20,6 процента; ОАО
"Екатеринбургская   швейная  фабрика  "Одежда"  18  процентов;  ОАО
"Меховая  фабрика" 32 процента; ОАО "Первоуральская швейная фабрика
"М-Стиль"  12  процентов;  ЗАО "Богдановичский фарфоровый завод" 30
процентов;  ОАО  "Березовская  ковровая  фабрика" 30 процентов; МУП
"Дегтярская швейная фабрика" 32 процента.
     Согласно    проведенному    анализу    основными    факторами,
сдерживающими   производство   товаров,  востребованных  населением
области, являются:
     недостаток собственных оборотных средств;
     отсутствие  отдельных  видов  сырья и материалов на территории
области;
     высокий   процент   заемных   средств  коммерческих  банков  и
неплатежеспособность потребителей;
     технически и морально устаревшее оборудование;
     высокие ставки налогов в бюджеты и внебюджетные фонды.
     Выявление  тенденций  развития  легкой  промышленности области
позволяет    установить,    что   отрасль   обладает   достаточными
внутренними    источниками    развития    и   при   соответствующей
государственной  поддержке сможет восстановить производство товаров
отраслевого  ассортимента,  экономические  и технологические связи,
увеличить     покупательную    способность    населения,    развить
географический  рынок  продукции отрасли (выйти за пределы области)
и   как   следствие   нарастить   собственные  оборотные  средства,
уменьшить рост затрат на энергоносители.

 

             Основные направления реализации программы

 

     Программные  мероприятия  по  развитию  легкой  промышленности
Свердловской   области   на   20012003   годы   включают  несколько
направлений:
     Одно  из  них "Оптимизация структуры отрасли" за счет усиления
интеграционных процессов.
     В  современных  условиях  хозяйствования, отсутствия оборотных
средств  и  средств  для осуществления инвестиций одним из способов
преодоления  негативных  тенденций  является усиление корпоративных
принципов     функционирования     отрасли.     Взаимосогласованная
координация  действий  предприятий легкой промышленности, позволит,
как  показывают  расчеты,  занять  им  свою нишу на рынке некоторых
видов продукции Свердловской области.
     В   частности  в  программе  рассматриваются  производственная
кооперация  предприятий  на  основе  выполнения  заказов  на  пошив
школьной формы и пошив форменной одежды.
     Специфичные  свойства  форменной  и школьной одежды как товара
(его  массовость, однородность, дифференциация по качеству, тканям,
фурнитуре,    стандартам,    обладание    стабильными   свойствами,
технологическими  особенностями  производства) позволяют достаточно
просто  прогнозировать  потребность  в  ней  и придать производству
плановый    характер,    поставить    под    контроль   финансовые,
материальные,   информационные  потоки  в  рамках  логической  цепи
поставщики,   производители,  потребители.  В  пошиве  форменной  и
специальной  одежды  предполагается участие 17 предприятий отрасли,
школьной    формы   5.   Осуществление   координации   деятельности
предприятий  по пошиву одежды (формирование заказов, взаимодействие
между  предприятиями  и  потребителями) предполагается предоставить
Союзу   предприятий   легкой  промышленности  совместно  с  другими
заинтересованными организациями.
     Следующее     очень     важное     направление    "Техническое
перевооружение    предприятий".   Повышение   конкурентоспособности
отечественных  товаров  на  внутреннем  рынке  требует технического
перевооружения   предприятий   с   целью  кардинального  обновления
ассортимента  выпускаемой  ими  продукции. В настоящее время на это
используется  лишь  6,5  процента  полученной  прибыли  предприятий
отрасли    среднем  по  всей России 10 процентов). Уровень износа
оборудования   в   легкой   промышленности   составляет   свыше  50
процентов.  Поэтому программой предусматривается приобретение более
500    единиц    нового   оборудования   и   внедрение   30   новых
технологических  процессов.  В  реализации данных мероприятий будет
задействовано 40 промышленных предприятий.
     Важное    значение    имеет   раздел   "Сырьевое   обеспечение
предприятий  отрасли".  Нехватка оборотных средств для приобретения
сырья   и   материалов   является   одним   из  основных  факторов,
сдерживающих   развитие  отрасли.  Поэтому  главными  направлениями
программно-целевых  мероприятий являются: использование собственных
и  заемных  средств,  содействие со стороны Правительства области в
обеспечении   предприятий   финансовыми   и   сырьевыми  ресурсами,
загрузке свободных производственных мощностей.
     Следующее      направление      "Повышение      качества     и
конкурентоспособности      продукции"     содержит     мероприятия,
направленные  на  освоение  новых видов изделий, повышение качества
продукции,   а   также  направления  работы  по  развитию  рыночной
инфраструктуры  и расширению рынков сбыта. В реализации мероприятий
участвует    более    20    предприятий.    В    целях    повышения
конкурентоспособности  продукции  планируется  усиление постоянного
контроля  завозимой  в  область  продукции на наличие гигиенических
сертификатов    и    сертификатов    соответствия.    Вышеуказанные
мероприятия  позволят  повысить  качество  и  конкурентоспособность
продукции  местных товаропроизводителей, а также защитить население
области  от  импорта некачественной продукции. Также предполагаются
мероприятия,  предусматривающие  расширение  ассортимента, снижение
себестоимости   продукции,   участие   предприятий   в   областных,
российских и международных выставках-ярмарках.
     Механизм  обеспечения реализации программы отражает в основном
организационно-правовые    аспекты.    Предполагается    проведение
экспертизы  инвестиционных проектов, претендующих на финансирование
из   областного   бюджета.   В   данный   блок  мероприятий  входит
организация  централизованного  сбора  заказов на пошив специальной
одежды  для  силовых  структур,  рабочей форменной одежды, школьной
формы,     организация     выставок-ярмарок    продукции    местных
товаропроизводителей,  проведение  "круглых  столов", конференций с
участием   представителей  торговли  и  предприятий-производителей.
Предполагается   инициирование   принятия   областных   законов   и
постановлений     Правительства    области        внутриобластной
производственной   кооперации",   "Об   областном   государственном
заказе",      социальном   заказе",   а   также   поддержки  ряда
законодательных  инициатив  на  федеральном уровне, направленных на
защиту   отечественных   товаропроизводителей   на  потребительском
рынке.  В механизм реализации программы включено также методическое
обеспечение  разработки  и обоснования бизнес-планов инвестиционных
проектов   для   предприятий,   а  также  содействие  в  проведении
маркетинговых   исследований.   В   целях   реализации  программных
мероприятий  предусматривается  формирование  единой информационной
сети   и  системы  мониторинга  по  отслеживанию  состояния  рынков
товаров  легкой  промышленности  в области, других регионах России.
Финансовое   обеспечение   и   оценка   эффективности   мероприятий
программы   Для   реализации  мероприятий  программы  необходимо  в
20012003  годах  240620 тыс. рублей, из них доля областного бюджета
8,9  процента  21460  тыс.  рублей.  Средства из областного бюджета
предполагается  выделять  на  возвратной основе в форме кредита под
залог  имущественного  комплекса  (19030 тыс. рублей) и отсрочки по
уплате   налогов   (1700  тыс.  рублей).  Источники  финансирования
мероприятий программы приведены в таблице 11.
     Согласно  бизнес-планам  и  проектным  разработкам  по ведущим
предприятиям  реализация  программных  мероприятий по реконструкции
ведущих  предприятий  и  их  сырьевому  обеспечению позволит в 2003
году  увеличить  объемы  производства суконных тканей и пряжи более
чем  в 2 раза, меховых изделий на 20 процентов, ковровых изделий на
14,4  процента, мужских костюмов и брюк на 14 процентов. Увеличатся
объемы  производства детской одежды и одежды для незащищенных слоев
населения.   Сводные   данные   о  результативности  инвестиционных
проектов приведены в таблице 12.
     В  целом по программе увеличение выпуска продукции за три года
составит  800 млн. рублей, ежегодный выпуск продукции составит 1650
млн. рублей (табл. 13).
     Рост  прибыли за три года составит 63 млн. рублей. В 2003 году
ожидаемый  ее  уровень  130 млн. рублей в год. Планируется создание
368 новых рабочих мест.
     Рентабельность  инвестиций  (сумма  дисконтированных  денежных
потоков   к  дисконтированной  сумме  инвестиций)  составляет  11,0
процентов  и  означает,  что  на  рубль  инвестиций приходится 0,11
рубля  чистой  текущей стоимости будущих денежных поступлений. Срок
окупаемости капиталообразующих инвестиций составляет 1,2 года.

 

                                                          Таблица 1

 

   Основные показатели работы легкой промышленности Свердловской
                              области

 

показателя          1990  1995  1996  1997  1998   1999        2000
                    год   год   год   год   год    год          год

 

Объем производства  1,0   201   211   189   282,2  567,7        850
промышленной продук
ции (работ, услуг)
*

 

Индекс физического  96,1  62,7  58,4  93,0  103,3  89,2       121,9
объема промышленног
о производства, в
процентах к предыду
щему году

 

Удельный вес легкой 4,22  0,44  0,37  0,31  0,45   0,45        0,45

 

     *  стоимостные  показатели  за  1990,  19951997  годы  в млрд.
рублей, 19981999 годы в млн. рублей

 

                                                          Таблица 2

 

Индексы физического объема промышленного производства (в процентах)

 

показателя    1992  1993  1994  1995  1996  1997  1998   1999   2000
              год   год   год   год   год   год   год    год    год

 

Вся промышлен 72,4  85,7  79,4        91,1               110,4  116,0
ность

 

в том числе:  86,4  78,8  49,9  62,7  58,4  93,0  103,3  89,2   121,9
легкая промыш
ленность

 

в том числе   нет   нет   нет   нет   нет   нет   нет да 171,3  125,5
фарфоровая по дан-н дан-н дан-н дан-н дан-н дан-н н-ных
дотрасль      ых    ых    ых    ых    ых    ых

 

                                                          Таблица 3

 

  Финансовые показатели работы предприятий легкой промышленности

 

Наименование показате 1995   1996   1997   1998   1999         2000
ля                    год    год    год    год    год           год

 

Прибыль (с учетом пол 27,6   -11,9  -37,0  -47,8  15,6         66,9
ученных убытков)

 

Доля убыточных предпр 60,2   68,1   72,6   64,9   53,4         48,0
иятий в общем количес (26,5) (39,3) (48,0) (47,2) (38,6)     (37,3)
тве предприятий (по
всей промышленности)

 

Рентабельность промыш 16,1   0,4    -7,9   0,2    2,0           8,5
ленной продукции в пр (24,3) (9,6)  (7,9)  (12,1) (16,1)     (16,0)
оцентах (по всей пром
ышленности)

 

                                                          Таблица 4

 

    Затраты на один рубль товарной продукции и состав затрат на
   производство продукции в легкой промышленности (в сравнении с
                  данными промышленности области)

 

показателя            1995   1996   1997   1998   1999         2000
                      год    год    год    год    год           год

 

Затраты на один рубль 92,3   106,5  109,5  103,0  98,7         97,1
                      (80,8) (91,9) (91,3) (87,9) (82,9)

 

Структура затрат на   100    100    100    100    100           100
производство продукци
и (в процентах)

 

в том числе:

 

Материальные затраты  53,2   48,5   49,5   49,4   59,8         59,8
                      (68,8) (64,6) (65,6) (63,7) (66,8)

 

из них топливно-энерг 11,9   12,5   12,7   9,5    6,8           6,8
етическая составляюща (23,1) (22,2) (23,3) (23,7) (20,2)
я

 

Затраты на оплату тру 30,5   30,3   32,5   32,2   26,5         26,5
да и социальные нужды (13,9) (16,2) (17,3) (18,2) (17,1)

 

Амортизация основных  6,0    10,3   7,3    5,4    2,3           2,3
фондов                (4,0)  (6,7)  (5,4)  (5,9)  (3,7)

 

Прочие затраты        10,3   10,9   10,7   13,0   11,4         11,4
                      (13,3) (12,5) (11,7) (12,2) (12,4)

 

                                                          Таблица 5

 

    Сводный индекс цен производителей на промышленную продукцию
    Свердловской области (декабрь к декабрю предыдущего года в
                            процентах)

 

показателя            1995   1996   1997   1998   1999         2000
                      год    год    год    год    год           год

 

Промышленность        313,5  127,7  107,0  122,6  158,9       134,2

 

Легкая промышленность 296,8  111,5  106,6  113,1  155,8       153,1

 

                                                          Таблица 6

 

       Инвестиции в основной капитал за счет всех источников
 финансирования (в фактически действовавших ценах, млрд. рублей, с
                      1998 года млн. рублей)

 

показателя          1994   1995   1996   1997   1998           1999
                    год    год    год    год    год             год

 

Вся промышленность  981,8  3112,0 4164,2 4896,3 3583,3       6600,0

 

Удельный вес (в про 100    100    100    100    100             100
центах)

 

Легкая промышленнос 6,3    22,8   23,3   1,1    0,4             1,1
ть

 

Удельный вес (в про 0,6    0,7    0,6    0,02   0,01           0,02
центах)

 

                                                          Таблица 7

 

       Численность промышленно-производственного персонала и
      среднемесячная заработная плата в легкой промышленности
                       Свердловской области

 

Наименование  1995    1996    1997    1998   1999              2000
показателя    год     год     год     год    год                год

 

Численность   25,2    20,7    13,0    12,7   8,4                8,7
промышленно-п
роизводствен-
ного персонал
а (тыс. челов
ек)

 

Среднемесячна 226,4   392,4   466,7   517    1219              1288
я заработная  (523,8) (966,1) (1124,0 (1222) 1219              1544
плата, тыс.                   )              НП "Свер      НП "Свер
деноминирован                                д-легпро      д-легпро
ных рублей (в                                м"                  м"

 

                                                          Таблица 8

 

    Итоги работы предприятий легкой промышленности за 2000 год

 

Наименование       Объем   Темпы   Дебитор Креди-т Затраты При-был Числен- Средняя Просрочен
предприятия        выпуска роста   -ская   орская          ь, убыт ность   Всего/  -ная задо
                           к соотв задолзадол         ок (+,- всего/  ППП, ру лженность
                           ет-ству ен-ност ен-ност         ), тыс. ППП, че блей
                           периоду ь, тыс. ь, тыс.                 ловек

 

1                  2       3       4       5       6       7       8       9       10

 

ООО "Пряжа Урала"  39661   178,8   5495    11216   0,86    +46     204     2031,1  -

 

ООО "Ткани Урала"  36943   273,5   7194    15567   0,88    +3849   84      2827,5  -

 

ООО "Уральский три 4975,3  128,6   662,8   616,9   0,92    +13     76      1718    115/1
котаж"

 

ОАО "Березовская   29458   93,3    3996    11112   0,90    +657    227     1815    -
ковровая фабрика"

 

ООО "ДЛВ УРАЛ"     83620   165,9   13442   32418   -       +971    58      6513,4  -

 

ОАО "Артекс"       18090   -       -       -       0,99    -       162     940,4   -

 

ОАО "Арамильский   18391   378,3   3484    4982    0,94    +24     309     1629    -

 

ООО "Карпинская хл 488     -       2088    4181    1,2     -943    157
опкопрядильная фаб
рика"

 

ЗАО "Сувенир"      1908    112     0,168   3278    1,18    +19     93      939     23/1

 

ОАО "Новая Заря"   1231    83,8    1247    2226    1,10    +16     71      287,2   -

 

ООО "Черноисточинс 102     -       -       -       0,77    +13     72      980     -
кая фабрика"

 

ИТОГО:             234867, 181,3   37609   85596,9 0,98    4665    1513    1775    138/0,2
                   3

 

ОАО "Уралобувь"    17813   105,8   11766   58032   0,68    -5731   597     1013

 

ООО "Карпинское об -       -       643     9273    0,97    +15371  34      1739,1  -
увное предприятие"

 

ООО "Кожевник"     114862  148,2   7832    10732   0,86    +2395   252     2100    -

 

ОАО "Емако"        12068   160,4   4808    4274    0,87    +2774   96      2235,7  -

 

ОАО "Каменск-Ураль 3941    206,7   1223    4891    0,88    -50     145     1134,1  -


Информация по документу
Читайте также