Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 26.09.2001 № 646-ПП

 

 

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

  Об областной инвестиционной программе "Структурная перестройка
     производственной базы предприятий строительной индустрии
              Свердловской области на 2001-2005 годы"

 

    (В редакции Постановлений Правительства Свердловской области   

          от 02.04.2004 № 223-ПП; от 07.06.2004 № 450-ПП;                      

                      от 24.06.2005 № 498-ПП)                      

 

     Производственная   база   предприятий  строительной  индустрии
Свердловской    области    находится   в   критическом   состоянии.
Выпускаемые   строительные  материалы,  изделия  и  конструкции  не
отвечают  современным  отечественным и мировым стандартам качества.
Главной   причиной   сложившегося   положения   является   растущий
физический   и   моральный   износ   основных   фондов  предприятий
строительной   индустрии.   Сложившаяся   ситуация   не   позволяет
строителям  обеспечивать  комфортность  проживания в жилых зданиях,
придавать   им   архитектурную   выразительность,   внедрять  новые
современные   энергосберегающие   системы   при  массовом  жилищном
строительстве.    Во    исполнение    постановлений   Правительства
Свердловской  области  от  29.07.99  г.    884-ПП  "Об утверждении
приоритетных  направлений развития базы стройиндустрии Свердловской
области"  (Собрание  законодательства Свердловской области, 1999, №
7,  ст.  756),  от  03.11.99 г. № 1266-ПП "О концепции промышленной
политики    Свердловской    области"   (Собрание   законодательства
Свердловской  области,  1999,    11, ст. 1150), от 30.06.2000 г. №
542-ПП     Концепции Схемы развития и размещения производительных
сил   Свердловской  области  на  период  до  2015  года"  (Собрание
законодательства  Свердловской  области,  2000,    6,  ст. 614), а
также   с   целью   технического   и   технологического  обновления
предприятий  стройиндустрии,  повышения инвестиционной активности в
муниципальных  образованиях  и  управленческих округах Свердловской
области,  увеличения  доходов  бюджетов  разных  уровней, улучшения
социально-бытовых  условий  проживания  населения,  создания  новых
рабочих мест Правительство Свердловской области

 

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1.  Одобрить  областную  инвестиционную программу "Структурная
перестройка    производственной   базы   предприятий   строительной
индустрии Свердловской области на 2001-2005 годы" (прилагается).
     2.   Министерству  строительства  и  архитектуры  Свердловской
области  (Карлов  А.В.), Минис терству промышлен-ности Свердловской
области    (Барков    С.Ф.)    обеспечить    реализацию   областной
инвестиционной      программы     "Структур     ная     перестройка
производственной    базы    предприятий    строительной   индустрии
Свердловской  области  на 2001-2005  годы" с ежегодным утверждением
плана мероприятий по ее реализации.
     3.  Рекомендовать главам муниципальных образований разработать
мероприятия   по   реализации  областной  инвестиционной  программы
"Структурная    перестройка   производственной   базы   предприятий
строительной индустрии Свердловской области на 20012005 годы".
     4.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на    члена    Правительства    Свердловской    области,   министра
строительства и архитектуры Свердловской области Карлова А.В.

 

 

Председатель Правительства
Свердловской области                                   А.П.Воробьев

 

г. Екатеринбург
26 сентября 2001 года
№ 646-ПП

 

 К постановлению Правительства Свердловской области от 26.09.2001
    г. № 646-ПП 

 

 

ОБЛАСТНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА

"СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 

 

Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование 

программы    

Областная инвестиционная программа "Структурная 

перестройка производственной базы предприятий   

строительной индустрии Свердловской области     

на 2001 - 2005 годы" (далее - программа)        

Основание    

для разработки

программы    

Постановление Правительства Свердловской области

от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции              

промышленной политики Свердловской области"     

(Собрание законодательства Свердловской области,

1999, N 11, ст. 1150);                          

Постановление Правительства Свердловской области

от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении            

приоритетных направлений развития базы          

стройиндустрии Свердловской области" (Собрание  

законодательства Свердловской области, 1999, N 7,

ст. 756);                                       

Постановление Правительства Свердловской области

от 30.06.2000 N 542-ПП "О Концепции Схемы       

развития и размещения производительных сил      

Свердловской области на период до 2015 года"    

(Собрание законодательства Свердловской области,

2000, N 6, ст. 614);                            

решение Экономического Совета при Губернаторе   

Свердловской области от 19.01.2001              

"О разработке программы "Структурная перестройка

производственной базы стройиндустрии Свердловской

области на 2001 - 2005 годы";                   

решение совместного заседания коллегий          

Министерства строительства и архитектуры        

Свердловской области и Министерства             

промышленности Свердловской области             

от 14.04.2000;                                  

приказы министра строительства и архитектуры    

Свердловской области от 31.03.2000 N 11-А и     

от 21.04.2000 N 19-А                            

Заказчик     

программы    

Министерство строительства и архитектуры        

Свердловской области                            

Основные     

разработчики 

программы    

Союз предприятий строительной индустрии         

Свердловской области при участии Министерства   

строительства и архитектуры Свердловской области;

институт экономики Уральского отделения         

Российской академии наук                        

Цели         

программы    

- насыщение рынка области широкой номенклатурой 

современных конкурентоспособных строительных    

материалов, изделий, конструкций;               

- модернизация и техническое перевооружение     

производственной базы предприятий строительной  

индустрии с участием предприятий смежных отраслей

области;                                        

- придание предприятиям строительной индустрии  

современного технико-технологического облика и  

повышение конкурентоспособности его продукции;  

- удовлетворение требований                     

по теплоэффективности, снижение материалоемкости

и трудовых затрат в производстве продукции      

отрасли;                                        

- улучшение архитектурно-строительного облика   

городов и поселков Свердловской области, а также

производственных корпусов, придание эстетической

выразительности возводимым жилым домам, зданиям,

сооружениям;                                    

- обеспечение заказов на создание для предприятий

строительной индустрии современного оборудования,

машин и механизмов на предприятиях машиностроения

и военно-промышленного комплекса области;       

- способствовать развитию                       

научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ и наукоемких производств,                 

как на предприятиях стройиндустрии, так и       

у поставщиков и потребителей;                   

- внедрение перспективных строительных и        

ремонтных технологий, технологий строительных   

материалов;                                     

- мобилизация средств различных источников      

финансирования на разработку и реализацию       

приоритетных инновационных и инвестиционных     

проектов                                        

Задачи       

программы    

- приведение возможностей отрасли строительной  

индустрии в соответствие с требованиями рынка;  

- совершенствование внутриотраслевой структуры  

стройиндустрии и межотраслевых отношений;       

- удешевление продукции стройиндустрии, снижение

энергоемкости производства;                     

- развитие технологического сотрудничества      

предприятий стройиндустрии с предприятиями      

смежных отраслей, находящихся на территории     

области;                                        

- совершенствование территориальной структуры   

рынка продукции строительной индустрии;         

- сохранение существующих основных фондов;      

- разработка механизма повышения управляемости  

отрасли;                                        

- содействие развитию новых подходов            

к подготовке, переподготовке и повышению        

квалификации кадров строительной индустрии      

Сроки        

реализации   

программы    

2001 - 2005 годы                                

Перечень     

основных     

мероприятий  

программы    

- маркетинг рынка области России, стран СНГ и   

дальнего зарубежья;                             

- составление номенклатуры потребностей продукции

предприятий стройиндустрии и определение        

номенклатуры недостающего ассортимента продукции;

- разработка организационно-финансовой модели   

взаимодействия органов власти Свердловской      

области и предприятий стройиндустрии            

в привлечении внешних финансовых и              

технологических ресурсов;                       

- составление долгосрочных, среднесрочных,      

краткосрочных планов, программ;                 

- увязка планов, программ, действий, мероприятий;

- выработка процедур, правил, последовательности

действий, делегирование полномочий по реализации

планов, программ;                               

- ежегодные определения затрат и включение их   

в бюджеты Свердловской области, муниципальных   

образований, предприятий                        

Исполнители  

основных     

мероприятий  

программы    

Министерство строительства и архитектуры        

Свердловской области;                           

предприятия строительной индустрии Свердловской 

области;                                        

областные отраслевые союзы                      

Источники    

финансирования

программы    

амортизационные средства;                       

инвестиции из прибыли предприятий;              

кредиты банков;                                 

лизинг оборудования и технологий;               

товарные кредиты; выпуск ценных бумаг           

предприятий;                                    

бюджетные средства области и муниципальных      

образований;                                    

иностранные, российские государственные и частные

инвестиции                                      

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области   

от 17.02.2004 N 103-ПП)                                        

Объемы       

финансирования

программы    

всего объем инвестиций собственных и            

заемных - 4807,5 млн. рублей (в ценах           

2003 года), в том числе: бюджетные кредиты      

сроком до трех лет из расчета 1/2 ставки        

рефинансирования Центрального банка Российской  

Федерации - 45,0 млн. рублей (0,9 процента);    

инвестиционные налоговые кредиты сроком         

до 5 лет из расчета 1/2 ставки рефинансирования 

Центрального банка Российской Федерации -       

70,0 млн. рублей (1,5 процента)                 

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области   

от 17.02.2004 N 103-ПП)                                        

Ожидаемые    

конечные     

результаты   

реализации   

программы    

- превращение отрасли строительной индустрии    

в приоритетное направление экономического       

развития Свердловской области;                  

- получение новых строительных материалов,      

изделий и конструкций с высокими качественными  

характеристиками и конкурентоспособных на рынке;

- ускорение процесса технического и             

технологического обновления отрасли строительной

индустрии, повышение качества продукции, рост   

конкурентоспособности предприятий;              

- повышение инвестиционной активности           

в Свердловской области за счет структурной      

перестройки производственной базы предприятий   

стройиндустрии;                                 

- увеличение доходов бюджетов разных уровней    

в связи с ускоренным развитием предприятий      

стройиндустрии, машиностроения и других отраслей

промышленности;                                 

- обеспечение плановых эксплуатационных         

показателей на весь срок службы зданий;         

- повышение управляемости отрасли стройиндустрии;

- комплексная переработка техногенного сырья и  

отходов;                                        

- подготовка, переподготовка и повышение        

квалификации кадров в соответствии с запросами  

заказчиков;                                     

- создание новых рабочих мест                   

Система      

организации  

контроля     

за исполнением

программы    

Оперативный контроль будет осуществляться       

на основе данных статистической отчетности      

по производству продукции и вводу мощностей     

в эксплуатацию, аналитических материалов,       

ежегодного рассмотрения хода реализации программы

на заседаниях Правительства Свердловской области,

коллегиях Министерства строительства и          

архитектуры Свердловской области, оперативных   

совещаниях                                      

 

Раздел 2. ОБЛАСТНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА

"СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ

ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 

 

Глава 1. РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Эффективная деятельность предприятий строительной индустрии является главным и определяющим условием расширения и качественного улучшения жилищного и промышленного строительства. Без существенных технико-технологических перемен в этой отрасли невозможно ни полностью удовлетворять растущие потребности областного рынка в продукции строительной индустрии, ни обеспечивать обновление архитектурно-строительного облика городов и поселков.

В отрасли функционируют 73 крупных и средних предприятия различных форм собственности, в том числе государственных - 2, муниципальных - 4, частных - 44, на них занято около 39 тысяч работников. Кроме того, выпуском строительных материалов занимаются малые предприятия. В 1998 году их было 289 единиц, на которых работало 2,9 тысячи человек.

В промышленности строительных материалов после спада производства, длившегося до 1998 года включительно, с 1999 года начался подъем. Индекс физического объема составил в 1999 году 106,6 процента, а в первом полугодии 2000 года - 114,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Доля продукции отрасли в общем объеме промышленного производства области постепенно снижается. Так, она составляла в 1998 году 4,4 процента, в 1999 году - 3,6 процента, в первом полугодии 2000 года - 3,4 процента. Снижение доли вызвано более низкими, чем в других отраслях промышленности, темпами прироста физических объемов продукции.

В валовом региональном продукте Свердловской области промышленность строительных материалов составляла в 1998 году около 2 процентов, в последующий период имеет место снижение ее удельного веса.

Отрасль обеспечивает значительную часть потребностей в строительных материалах, изделиях и конструкциях, необходимых для промышленного и гражданского строительства области, положительно влияет на бесперебойную работу по строительству жилья, особенно индивидуальными застройщиками.

Предприятия строительной индустрии активно занимаются получением новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками.

С помощью продукции отрасли решаются вопросы повышения эффективности энергосбережения у потребителей, обеспечивается улучшение архитектурно-строительной выразительности возводимых жилых домов, зданий, сооружений, а также производственных корпусов.

Отрасль содействует развитию местных предприятий машиностроения, военно-промышленного комплекса и других отраслей путем заказов на создание современного наукоемкого оборудования, машин и механизмов для предприятий строительной индустрии.

Строительная индустрия способствует росту объемов производства на предприятиях смежных отраслей, находящихся на территории области, путем развития технологического сотрудничества с ними.

Важная роль принадлежит строительной индустрии в укреплении промышленной и социально-культурной базы управленческих округов и муниципальных образований.

Деятельность предприятий отрасли содействует развитию рыночных отношений, способствует расширению налогооблагаемой базы для бюджетов разных уровней, повышает инвестиционную активность на территории области.

С помощью отрасли решается ряд социально-экономических вопросов, в том числе сохранение рабочих мест, улучшение социально-бытовых условий проживания населения. Предприятия отрасли содействуют развитию новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для строительной индустрии.

 

Глава 2. ЕМКОСТЬ ОБЛАСТНОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО НАПОЛНЕНИЯ

 

В 1999 году емкость областного рынка продукции строительной индустрии составляла свыше 6,5 млрд. рублей.

Основными потребителями продукции отрасли являлись предприятия и организации, они закупали 55 процентов предлагаемых товаров. За счет средств областного бюджета приобреталось около 6 процентов продукции, за счет средств муниципальных образований - также около 6 процентов, на долю индивидуальных застройщиков приходилось почти 16 процентов, а в розничной торговой сети реализовывалось 17 процентов продукции строительной индустрии.

Источниками наполнения областного рынка продукции строительной индустрии являются:

1) строительная продукция, производящаяся на 73 крупных и средних областных предприятиях, на сумму 3,9 млрд. рублей. На 289 малых предприятиях строительных материалов производилось продукции на 81,2 млн. рублей, или 2 процента от общего производства. На областном рынке оставалось продукции на сумму около 3 млрд. рублей, что составляет 46 процентов емкости областного рынка. Из произведенной продукции в другие регионы России вывозилось около 25 процентов. В другие регионы России вывозилось от объема произведенной продукции: цемента - 45 процентов, оконного стекла - 49 процентов, плитки керамической глазурованной - 9,5 процента, линолеума - 39 процентов, ванн - 64 процента, изделий санитарно-технических керамических - 54 процента, листов асбоцементных - 50 процентов, материалов стеновых (в штуках условного кирпича) - 14 процентов.

Предприятия строительной индустрии области полностью обеспечивают потребности рынка в цементе, сборных железобетонных изделиях (в том числе изделиях крупнопанельного домостроения), строительном кирпиче, асбоцементных изделиях, щебне.

Практически не производятся сухие строительные смеси и гипсокартон;

2) материалы, изделия и конструкции для строительства, которые производятся на предприятиях, не относящихся к отрасли промышленности строительных материалов (свыше 100 предприятий). В стоимостном выражении на них производят продукции на сумму более 1 млрд. рублей, что составляет 17 процентов емкости областного рынка.

Эти предприятия производят товары, не требующие сложных технологических процессов, в том числе кирпич, цементная облицовочная плитка, столярные изделия;

3) импорт из-за рубежа: он составляет около 2 млрд. рублей, или 30 процентов областного рынка продукции строительной индустрии. На рынок поставляется в основном высококачественная современная продукция: сантехнические и столярные изделия, обои, линолеум, лакокрасочные и кровельные материалы, различная фурнитура, отопительные конвекторы;

4) поступления из других регионов России, которые покрывают 7 процентов емкости областного рынка.

От общего объема потребляемой продукции в область ввозилось мягких кровельных и изоляционных материалов - 99 процентов, стекла оконного - 19 процентов, плитки керамической глазурованной - 11 процентов, линолеума - 17 процентов, ванн - 67 процентов, изделий санитарно-технических керамических - 12 процентов, материалов стеновых (штук условного кирпича) - 1 процент.

Главными недостатками продукции, выпускаемой свердловскими предприятиями строительной индустрии, являются низкое качество, не отвечающее современным требованиям, и малопривлекательное архитектурно-строительное и эстетическое оформление.

Строительная индустрия области не полностью обеспечивает потребности рынка кровельными и гидроизоляционными материалами, мелкоштучными изделиями из ячеистых бетонов, высококачественными теплоизоляционными керамическими блоками для малоэтажного жилищного строительства, стеклом для производства современных стеклопакетов.

В предстоящие годы потребность в продукции местных предприятий строительной индустрии будет существенно возрастать. Это связано, во-первых, с увеличением объемов строительных работ на промышленных предприятиях в результате общего подъема промышленного производства области, во-вторых, с реализацией программы строительства жилья, отвечающего современным требованиям, в-третьих, с решением Правительства Российской Федерации о строительстве завода по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов в городе Нижний Тагил, в-четвертых, с сокращением импорта строительных материалов (с 1996 года по 1999 год общий объем импорта в область сократился в 2,4 раза).

Расчеты показывают, что емкость областного рынка в 2001 году возрастет на 22 - 25 процентов и составит не менее 8 млрд. рублей в ценах 2000 года.

 

Глава 3. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

Несмотря на существенную роль, которую играет отрасль строительной индустрии в экономической жизни области, ее деятельность не полностью соответствует тем новым требованиям, которые сложились в последние годы на рынке строительных материалов. Так, существенно изменились содержание и структура спроса на продукцию строительной индустрии и, прежде всего, для обустройства жилья, возросли требования к ее качеству, возникла необходимость повышения конкурентоспособности предприятий строительной индустрии в условиях массированного импорта зарубежной строительной продукции.

Реакцией на новые возросшие требования заказчиков должен стать рост качественной и ценовой конкурентоспособности предприятий строительной индустрии на основе коренного улучшения технико-технологического уровня производства и повышения качества управления.

Для решения этих задач необходимо разработать программу перестройки производственной базы предприятий строительной индустрии, решить вопросы финансовой поддержки процессов реконструкции и технического перевооружения, а также повысить управляемость отрасли.

Следствием технического и технологического обновления отрасли строительной индустрии станет превращение ее в существенный фактор экономического развития Свердловской области, повышение инвестиционной активности в муниципальных образованиях и управленческих округах, увеличение доходов бюджетов разных уровней в связи с ускоренным развитием предприятий строительной индустрии, получение новых строительных материалов, изделий и конструкций с высокими качественными характеристиками и конкурентоспособных на рынке, улучшение социально-бытовых условий проживания населения, повышение управляемости отрасли, создание новых рабочих мест и повышение профессиональной квалификации рабочих и специалистов.

Масштабность и сложность проблемы определяют целесообразность установления периода действия программы до 2005 года, с последующей конкретизацией целей и задач на каждый год.

 

Глава 4. ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

 

Основополагающими документами для работы по коренному перевооружению предприятий строительной индустрии явились: Постановления Правительства Свердловской области от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении приоритетных направлений развития базы стройиндустрии Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 7, ст. 756), от 03.11.99 N 1266-ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 11, ст. 1150), подпрограмма государственной целевой программы "Жилище" - "Структурная перестройка производственной базы жилищного строительства", одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1994 года; подпрограмма структурной перестройки отрасли на период 1998 - 2000 годов, принятая Госстроем России в апреле 1998 года.

Разработка областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" (далее - программа) осуществлялась на основании решения совместного заседания коллегий Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и Министерства промышленности Свердловской области от 14.04.2000, приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 14.04.2000, приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области от 31.03.2000 N 11-А и от 21.04.2000 N 19-А.

 

Глава 5. ЦЕЛИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

Основными целями структурной перестройки производственной базы строительной индустрии являются:

1) придание предприятиям строительной индустрии современного технико-технологического облика и повышение конкурентоспособности продукции;

2) модернизация и техническое перевооружение производственной базы предприятий строительной индустрии с участием предприятий смежных отраслей области;

3) обеспечение плановой долговечности зданий и сооружений;

4) насыщение рынка области широкой номенклатурой современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий, конструкций;

5) удовлетворение требований по теплоэффективности, архитектурной выразительности возводимых жилых домов, зданий, сооружений, снижение материалоемкости и трудовых затрат в производстве продукции отрасли;

6) обеспечение заказов на создание для строительной индустрии современного оборудования, машин и механизмов на местных предприятиях машиностроения и военно-промышленного комплекса;

7) мобилизация средств различных источников финансирования на разработку и реализацию приоритетных инновационных и инвестиционных проектов.

Программа исходит из принципа комплиментарности целей, то есть из положения, что достижение одной цели должно облегчать достижение другой.

 

Глава 6. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии направлена на решение следующих задач:

1) приведение возможностей отрасли строительной индустрии в соответствие с требованиями рынка заказчиков;

2) совершенствование территориальной структуры рынка продукции отрасли;

3) совершенствование внутриотраслевой структуры строительной индустрии и межотраслевых отношений;

4) развитие технологического сотрудничества предприятий строительной индустрии с предприятиями смежных отраслей, находящихся на территории области;

5) содействие развитию новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров строительной индустрии.

Ближайшими задачами программы являются: разработка предложений по созданию нормативно-правовых документов структурной перестройки производственной базы отрасли строительной индустрии; кооперирование деятельности хозяйствующих субъектов, включая весь производственный цикл - от добычи сырья до реализации товаров конечного потребления на внутреннем и внешнем рынках; формирование конкретных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти, субъектов хозяйствования, российского и зарубежного банковского капитала, частных инвесторов в целях расширения номенклатуры, повышения качества и объемов строительных материалов, изделий и конструкций; расширение рынка продукции строительной индустрии; повышение экономической эффективности ее функционирования.

 

Глава 7. СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

Стоимость основных фондов отрасли на начало 1999 года составляла 9,3 млрд. рублей, или 5 процентов общей стоимости основных фондов промышленности области.

Использование среднегодовых мощностей предприятий строительной индустрии по выпуску важнейших видов строительных материалов составляло в 1998 году: пиломатериалов - 28,2 процента, цемента - 36,0 процента, стеновых материалов - 43,2 процента, сборных железобетонных конструкций и изделий - 21,8 процента.

Износ основных фондов предприятий строительной индустрии неуклонно возрастает, с 1995 года он вырос с 42,2 процента до 53,15 процента в 1999 году. При этом средний износ фондов в 1999 году составлял по производству цемента - 56,7 процента, строительного кирпича - 47,2 процента, строительной керамики - 49,5 процента, строительного стекла - 63,2 процента. На отдельных предприятиях износ составляет: на Свердловском и Каменск-Уральском заводах ЖБИ - около 93 процентов, на ЗАО "Сухоложский цемент" - 73 процента, на ОАО "Синячихинский завод силикатного кирпича" - 55,2 процента, на АООТ "Ревдинский кирпичный завод" - 52,8 процента, на ОАО "Завод керамических изделий" - 52,5 процента.

Физически и морально устарело и стало нерентабельным оборудование на предприятиях по добыче и переработке щебня, песка и других заполнителей.

В отрасли в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято 28 процентов работников.

Существенно сократились объемы технического перевооружения и реконструкции предприятий отрасли. Растущий износ никак не покрывается осуществляемыми инвестициями. Общий объем инвестиций в отрасль строительных материалов и строительной индустрии в 1998 году составил 133 млн. рублей, а в 1999 году - 241 млн. рублей. Это равняется соответственно 1,4 и 2,6 процента стоимости основных фондов отрасли.

Выросшая техническая и технологическая отсталость основных фондов привела к падению качества выпускаемой продукции, увеличению ее энергоемкости и потере ценовой и качественной конкурентоспособности.

Мероприятия по выполнению задач областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы" приведены в приложении N 1.

 

Глава 8. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

Приоритетные направления развития производственной базы предприятий строительной индустрии определены Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.99 N 884-ПП "Об утверждении приоритетных направлений развития базы стройиндустрии Свердловской области".

К ним относятся:

1) производство строительных материалов для домостроения и жилищно-коммунального хозяйства;

2) производство строительных конструкций, деталей для новых типов производственных зданий и сооружений;

3) изготовление машин и оборудования для производства строительных материалов, деталей и конструкций;

4) изготовление машин, механизмов и приспособлений для осуществления строительного процесса.

Реализация этих приоритетных направлений будет производиться путем:

1) повышения уровня рентабельности действующих производств за счет снижения затрат на единицу продукции при создании и внедрении новых технологий и ряда групп товаров;

2) расширения масштабов рынка для новой продукции, расширения масштабов экспортного производства;

3) вовлечения в производство строительных материалов, изделий и конструкций предприятий машиностроительного и военно-промышленного комплекса, с учетом оценки затрат, связанных с их перепрофилированием;

4) формирования механизмов доступа к эффективным зарубежным технологиям и к областным, российским и зарубежным финансовым ресурсам.

Для реализации каждого блока программы должны быть определены изготовители оборудования, поставщики материалов и сырьевых ресурсов для его изготовления.

Необходимо формировать заказы, в том числе областные и муниципальные, на производство строительных материалов, изделий и конструкций, на оборудование по выпуску продукции строительной индустрии, на поставку сырья для изготовления строительных материалов, изделий и конструкций, а также на разработку новых технологий, машин и оборудования.

(Абзац исключен. - Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2004 N 450-ПП)

 

Глава 9. ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

Первый - снижение веса отдельных элементов, внедрение легких и сверхлегких строительных материалов, неметаллической арматуры.

Это повлечет за собой отказ от тяжелых грузоподъемных механизмов, сварки, энергоемких технологических процессов и станет стимулом для развития наукоемких производств в строительном комплексе и других отраслях.

Второй - ориентация производства конструкций для сборного, сборно-монолитного и каркасного строительства на адаптацию к любым архитектурным проектам.

Это обеспечит переход к производству конструкций для любых индивидуальных зданий и сооружений, позволит строить дома с любым набором квартир, будет соответствовать различным уровням платежеспособного спроса населения и предприятий.

Третий - увеличение доли строений из сборно-монолитного железобетона и кирпича и сокращение доли крупнопанельного домостроения в общем объеме строительства жилья.

Четвертый - придание типовым изделиям крупнопанельной продукции домостроительных комбинатов (далее - ДСК) и заводов железобетонных изделий (далее - ЖБИ) многообразных форм, уход от принципа "одной марке изделий - одну форму", что позволит разнообразить внешний вид строений, придавать жилью достаточную комфортность, в том числе за счет встроенных помещений в квартирах, превращать ДСК и заводы ЖБИ в поставщиков продукции современных архитектурных форм, сделать ДСК и заводы ЖБИ экономически конкурентоспособными на строительном рынке, что обеспечит технологический и временной задел для освоения новой продукции.

В этом случае ДСК и заводам ЖБИ не потребуется затягивать на годы переход на новые или модернизированные серии. Работа ДСК и заводов ЖБИ станет подвижной, гибко реагирующей на запросы потребителей, сможет отвечать требованиям архитектуры.

Пятый - снижение стоимости строительства, экономия энергоресурсов на предприятиях строительной индустрии и у потребителей при эксплуатации зданий и сооружений.

 

Глава 10. ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ БАЗЫ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

1. Приведение базы и структуры строительной индустрии в соответствие с потребностями рынка на основе реконструкции и технического перевооружения предприятий

 

Основанием для расширения и улучшения базы строительной индустрии является увеличение спроса на ее продукцию в результате роста объемов жилищного, культурно-бытового и промышленного строительства.

 

Жилищное строительство.

В Свердловской области наметилась тенденция к увеличению объемов жилищного строительства. За счет всех источников финансирования в 1998 года было введено в эксплуатацию 652 тыс. кв. м жилья, в 1999 году - 664 тыс. кв. м жилья, в 2001 году намечено ввести 700 тыс. кв. м жилья, в 2005 году прогнозируется довести объемы ввода жилья до 1,5 млн. кв. м.

При этом увеличивается доля жилья, возводимого индивидуальными застройщиками. В 1998 году она составляла 27,7 процента, в 1999 году - 39 процентов, в первом полугодии 2000 года она поднялась до 42 процентов.

Дальнейший рост объемов жилищного строительства предполагается за счет средств предприятий - работодателей и граждан при сохранении на сложившемся уровне объема бюджетных ассигнований.

Происходит повышение требований к качеству жилищного строительства, его архитектурно-планировочным решениям. Современные характеристики полноценного жилища включают наличие большой кухни, камина, встроенных шкафов, второго туалета, большой ванной комнаты.

База строительной индустрии должна преобразовываться в соответствии с повышающимися качественными требованиями к жилью и энергосбережению возводимых жилых зданий.

 

Культурно-бытовое строительство.

Объемы культурно-бытового строительства в ближайшие 5 лет не будут снижаться. Это предусмотрено прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу.

Потребности населения в учреждениях социальной сферы будут удовлетворяться путем возведения объектов здравоохранения, образования и социально-бытового обслуживания в основном за счет бюджетов различных уровней.

 

Промышленное строительство.

Расширение и модернизация производственной базы черной и цветной металлургии, промышленных предприятий других отраслей, строительство завода по выпуску труб большого диаметра для магистральных газопроводов на Нижнетагильском металлургическом комбинате существенно увеличат спрос на продукцию строительной индустрии.

Значительный спрос на продукцию отрасли будет возникать в связи с реконструкцией и модернизацией собственной базы строительной индустрии, в том числе на ОАО "Завод керамических изделий" (город Екатеринбург), ОАО "Свердловский завод гипсовых изделий" (город Екатеринбург), ОАО "Ураласбест" (город Асбест), ОАО "Первоуральский завод ЖБИ", ОАО "Завод "Исеть" (город Каменск-Уральский), АООТ "Ирбитский стекольный завод" (город Ирбит).

 

Направления реконструкции и технического перевооружения предприятий отрасли:

1) перепрофилирование заводов ЖБИ, выпускающих изделия для строительства промышленных и административных зданий, на изготовление ригельных и безригельных каркасов для возведения жилых зданий по так называемой "французской технологии". Оборудование для производства таких каркасов можно изготавливать на машиностроительных заводах области;

2) выпуск строительных материалов и изделий, обеспечивающих снижение расхода энергоресурсов при эксплуатации жилых зданий. Для этого следует внедрить современные технологии по производству теплоизоляционных материалов с использованием отечественного сырья;

3) развитие мощностей по производству ячеистого бетона;

4) расширение мощностей для увеличения ассортимента продукции;

5) повышение качественных и прочностных характеристик кирпича;

6) организация производства эффективных стеновых керамических блоков для малоэтажного жилищного строительства;

7) перепрофилирование действующих производств на выпуск качественно новых товарных растворов и бетонов, стеклопакетов, отвечающих современным требованиям, сухих строительных смесей (потребность последних в Свердловской области оценивается в 800 тыс. тонн);

8) установка оборудования по производству новых эффективных строительных материалов на основе использования вторичных ресурсов и отходов;

9) внедрение новых технологий, обеспечивающих выпуск экологически чистой продукции и сокращающих вредные выбросы от производственной деятельности предприятий стройиндустрии;

10) установка оборудования, обеспечивающего сокращение тяжелого физического труда и устраняющего условия, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам.

 

2. Привязка к местной сырьевой базе

Принципиальное значение для эффективного функционирования отрасли имеет формирование долговременных партнерских отношений между предприятиями строительной индустрии и поставщиками минерально-сырьевых ресурсов.

Устойчивое обеспечение производства сырьем должно строиться с учетом установления разнообразных связей, в том числе хозяйственных, организационных, финансовых и технологических, прежде всего, с поставщиками местных минерально-сырьевых ресурсов.

Анализ показал, что предприятия строительных материалов и строительная индустрия области имеют надежную местную сырьевую базу.

Запасы сырья отрабатываемых и резервных месторождений значительно превышают амортизационные сроки действующих предприятий, что позволяет повышать объемы выпуска продукции за счет их реконструкции, а также обеспечивать потребности строящихся предприятий.

Исключением является стекольная и гипсопотребляющая промышленности, которые полностью работают на привозном сырье, а также производство керамических изделий, потребляющее в основном привозное сырье.

На эти виды сырья, несмотря на относительно небольшие перспективы выявления крупных месторождений высокого качества, необходимо проведение целенаправленных поисковых и оценочных работ. К решению этих проблем геологоразведочные организации отчасти уже приступили - проводятся поисковые работы на гипс в юго-западных районах области и в Алапаевском районе.

По цементному сырью - имеется надежная сырьевая база.

По стекольному сырью - месторождения стекольных известняков и доломитов удовлетворяют потребности производства. Требуется осуществить поиски залежей маложелезистых песков.

По облицовочному камню - имеющиеся запасы обеспечивают работу всех предприятий по добыче и обработке блочного облицовочного камня, на перспективу.

По камню строительному - имеющиеся балансовые запасы позволяют в несколько раз увеличить производство щебня и бутового камня.

Строительные известняки - обеспечивают надежную работу предприятий на перспективу.

Сырье для производства теплоизоляционных материалов - запасы практически не ограничены.

Пески и песчано-гравийные смеси - общие запасы позволяют увеличить их добычу в несколько раз. Но в связи с их неравномерным размещением по управленческим округам требуется проведение дополнительных поисковых работ, особенно вблизи крупных промышленных центров.

Кирпичные глины - равномерно размещены по территории области. Северные районы имеют низкокачественное сырье. В них требуется проведение поисковых и оценочных работ.

Керамзитовые глины - месторождения равномерно распределены по территории области и удовлетворительно обеспечивают потребности предприятий.

 

3. Инновационная ориентация и развитие наукоемких производств

 

Несмотря на общее снижение инвестиционной активности в строительной индустрии, предприятия отрасли начинают понимать необходимость технико-технологического обновления производственной базы для вывода своей продукции на конкурентоспособный уровень.

Однако в отрасли имеется или работает очень малое количество инновационно-активных предприятий, то есть таких, продукция которых подвергалась значительным технологическим изменениям (в 2000 году их было только 2, или 2,7 процента от общего количества предприятий отрасли). Затраты по отрасли на технологические инновации составили 29,7 млн. рублей.

В настоящее время в отрасли строительной индустрии идет тиражирование импортных технологий в самых различных вариантах:

1) приобретение технологических линий с материалами и оборудованием;

2) приобретение отдельного оборудования, не обеспечивающего комплексного производственного цикла;

3) расшифровка импортных технологий с внедрением их на отечественных предприятиях.

Внедрение отечественных разработок почти не происходит из-за слабой их технологической проработки в проектных и проектно-конструкторских организациях. В большинстве случаев такие разработки находятся на уровне идей.

Необходимо развивать творческое сотрудничество предприятий строительной индустрии с проектировщиками, строителями, архитекторами, учеными, а также с областными предприятиями машиностроения по разработке и производству эффективных материалов, изделий и конструкций для внедрения их в архитектурно-строительную практику жилищного, гражданского и промышленного строительства. Научный и технический потенциал области позволяет успешно решать эти задачи.

Для экономии материальных ресурсов и повышения качества выпускаемой продукции в короткие сроки предприятиям целесообразнее проводить покупку технологий "ноу-хау" и лицензий.

В то же время экономически и социально предпочтительным является использование отечественных технологий, так как оно позволит снизить затраты на техническое перевооружение, развить собственную машиностроительную базу для строительной индустрии, создать новые рабочие места для населения.

Основными показателями эффективности инновационной деятельности предприятий должны стать повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и рост ее продаж.

 

4. Инженерное обеспечение программы

 

Технологическое перевооружение предприятий строительной индустрии на современном этапе имеет следующие основные тенденции:

переориентация производства с выпуска продукции, не пользующейся спросом, на новые виды востребованной продукции;

замена морально и физически устаревших технологических процессов и оборудования;

поиск путей взаимодействия с предприятиями машиностроительного комплекса с целью получения современного технологического оборудования, оснастки, приспособлений и инструмента, не уступающего по качеству западным образцам, в необходимых объемах уменьшение доли затрат на энергоресурсы в структуре себестоимости продукции;

улучшение качественных показателей продукции и ее ассортимента;

организация внедрения продукции в составе строительных систем;

более полное использование вторичных ресурсов и отходов.

Вследствие слабой технологической проработки, отсутствия внедренческого звена отечественные разработки практически не внедряются в производство. Сложилась устойчивая тенденция на приобретение, как правило, импортных технологий и оборудования. Продукция наших предприятий часто не в состоянии конкурировать с импортной, и, наряду с импортом морально устаревшего оборудования, западные страны успешно продвигают на наш рынок и строительные материалы своих предприятий, получают средства на дальнейшее технологическое перевооружение. Выход из сложившейся ситуации в развитии собственной российской машиностроительной базы технологического перевооружения предприятий строительной индустрии.

Ряд прогрессивных технологических процессов в строительстве: монолитное строительство, применение сухих смесей, "сухая отделка" - не находят широкого распространения из-за нерешенности вопросов обеспечения строительных подразделений комплексом инженерного оборудования. Отечественная промышленность практически не предлагает быстровозводимые мобильные автоматизированные бетоносмесительные установки, оборудование для транспорта бетонных смесей (бетононасосы), эффективные вибраторы, оборудование для контейнерной перевозки сухих смесей, приготовления растворов из сухих смесей на стройплощадке и насосов для их подачи в рабочую зону, металлопрофили и крепежные изделия, эффективный электроинструмент и многое другое. Импортное оборудование дорого и не всем доступно. Значительную часть оборудования импортных технологий способны производить отечественные предприятия, что снизит затраты и сделает цены приемлемыми для большинства предприятий.

Механизмом преодоления сложившейся ситуации может быть:

1. Финансовая поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих создание мощностей с наукоемким производством, способных в перспективе занять твердые позиции на внутреннем и мировом рынках.

2. Тиражирование и модернизация лучших западных технологий на принципах взаимодействия предприятий строительного комплекса и предприятий машиностроительного комплекса страны в направлении производства большей части оборудования на месте.

3. Ежегодное формирование Министерством промышленности Свердловской области заказа на оборудование, материалы, металлоконструкции, нестандартизированное оборудование, гидро- и пневмооборудование, системы контроля и автоматизации и прочего, необходимого для обеспечения техперевооружения предприятий строительного комплекса, по заявкам предприятий.

Направления взаимодействия и круг предприятий, закрепленных за реализацией "Направлений взаимодействия предприятий машиностроительного комплекса и предприятий строительной индустрии по инженерному обеспечению техперевооружения стройиндустрии Свердловской области", от машиностроительного комплекса представлены в приложении N 2 программы.

(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2004 N 450-ПП)

 

5. Целенаправленное развитие производственной базы стройиндустрии в управленческих округах и городе Екатеринбурге

 

Мощности промышленности строительных материалов и строительной индустрии по территории области (по управленческим округам и городу Екатеринбургу) распределены неравномерно.

Основная часть мощностей строительной индустрии сосредоточена в городе Екатеринбурге, Горнозаводском и Южном управленческих округах.

Слабо развита база стройиндустрии в Восточном, Западном и Северном управленческих округах.

Только по выпуску кирпича строительного и сборных железобетонных изделий и конструкций мощности имеются во всех управленческих округах и в городе Екатеринбурге.

Минеральная вата и изделия из нее производятся в Восточном, Горнозаводском и Западном управленческих округах и в городе Екатеринбурге.

Выпуск остальной продукции отрасли сосредоточен в одном - двух местах. Так, производство цемента находится в Горнозаводском (29 процентов) и Южном (71 процент) управленческих округах. Радиаторы и конвекторы отопительные производятся только в Горнозаводском округе, изделия санитарно-технические и плитка керамическая - только в городе Екатеринбурге, стекло оконное - в Восточном округе, трубы асбоцементные - в Южном управленческом округе.

В дальнейшем во всех управленческих округах и в городе Екатеринбурге необходимо проведение модернизации действующих мощностей, создание в необходимых случаях новых предприятий строительной индустрии, широкое использование местных сырьевых ресурсов. Особое внимание следует уделить развитию мощностей строительной индустрии в Северном и Западном управленческих округах.

 

6. Привлечение высококвалифицированных кадров для работы в отрасли

 

В отрасли занято около 39 тысяч работников. За последние 2,5 года прекратилось снижение численности работников, что свидетельствует о начале стабилизации работы отрасли. Среднемесячная зарплата промышленно-производственного персонала отрасли находится на уровне средней по промышленности области.

В то же время имеет место большая миграция кадров. В среднем за год выбывает около 33 процентов работников, что свидетельствует об их определенной неудовлетворенности материальными и производственными условиями труда.

Для освоения в отрасли новых технологических процессов, выпуска высококачественных строительных материалов, изделий и конструкций, эксплуатации высокотехнологичного оборудования требуются кадры высокой квалификации, знающие специфику строительной индустрии.

Отрасли потребуется ежегодно привлекать не менее 25 - 30 специалистов высокой профессиональной грамотности, хорошо разбирающихся в отечественных и импортных технологиях, умеющих не только пользоваться компьютером, но способных с его помощью проводить сложные расчеты, владеющих иностранными языками.

В связи с положительным решением вопроса о строительстве в городе Нижний Тагил завода по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов и для развития других металлургических предприятий произойдет значительное увеличение спроса на продукцию строительной индустрии. Для ее выпуска отрасли потребуется дополнительно привлечь свыше 3000 рабочих и специалистов уже в 2001 году. В последующие три года потребность в кадрах будет возрастать в зависимости от степени оживления общего экономического развития области.

Повышенный спрос наблюдается на слесарей-ремонтников оборудования, операторов сложного технологического оборудования, бетонщиков, квалифицированных лаборантов и электриков.

Актуальным в работе предприятий строительной индустрии становится привлечение специалистов, обладающих специальными знаниями в области современных технологий производства, выпуска энергосберегающей продукции, маркетинга, клиентоориентированного сбыта, правовых вопросов, внешнеэкономической деятельности.

Такому подходу соответствует Соглашение о сотрудничестве, подписанное Союзом предприятий строительной индустрии Свердловской области с Уральским межотраслевым региональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов "Потенциал".

Для обеспечения комплексного подхода к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров строительной индустрии необходимо разработать специальную программу непрерывного многоуровневого образования руководителей и специалистов предприятий всех форм собственности.

 

7. Повышение управляемости перестройки производственной базы предприятий стройиндустрии

 

Нормативно-правовое обеспечение.

На федеральном и областном уровнях необходимо принять нормативные акты, обеспечивающие государственную поддержку перестройки производственной базы стройиндустрии и включающие: регрессивное налогообложение, налоговые льготы и налоговые кредиты, льготное кредитование инвестиционных программ, предоставление гарантий инвесторам, в том числе и иностранным, прямое инвестирование, освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на развитие и реконструкцию производства.

Должны быть созданы правовая база и механизм совместной (собственников и предприятий строительной индустрии) переработки вторичных ресурсов и отходов, с учетом отражения в них вопросов ценообразования и установления эффективного собственника на отходы, отвалы, терриконы.

 

Организационное обеспечение.

В целях привлечения инвестиционных ресурсов, создания инвестиционной привлекательности предприятий строительной индустрии и реализации инвестиционных проектов Министерству строительства и архитектуры Свердловской области совместно с отраслевыми союзами:

1) выявлять возможности перепрофилирования предприятий на выпуск недостающих эффективных строительных материалов, изделий и конструкций;

2) оценивать эффективность вовлечения в производство незагруженных производственных мощностей;

3) исключен. - Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2004 N 450-ПП;

3) включать в ежегодные планы социально-экономического развития области инвестиционные проекты, прошедшие экспертизу и получившие положительное заключение;

4) определять экономическую эффективность замены отечественного оборудования импортным по товарным группам, отдельным товарам и услугам;

5) определять территориально-географическую структуру для расширения объемов продаж планируемой к выпуску или производимой продукции.

Координацию этой работы осуществляет Министерство строительства и архитектуры Свердловской области совместно с Областным союзом предприятий строительной индустрии.

 

Информационное обеспечение.

Реконструкция и техническое перевооружение предприятий строительной индустрии сдерживается отсутствием информационной базы об уровне цен на машины, механизмы, технологии для строительной индустрии, сравнений стоимостных предложений подрядчиков, новых нормативов, стандартов, правовых актов.

С целью создания эффективной информационной системы для строительной индустрии необходимо организовать отраслевой региональный информационно-консалтинговый центр, задачами которого должны быть:

1) создание базы данных по предприятиям отрасли;

2) создание и обновление "инвестиционного паспорта" отрасли;

3) доведение информации до предполагаемых инвесторов;

4) содействие привлечению в регион иностранного капитала;

5) организация участия предприятий отрасли в инвестиционных выставках и конференциях;

6) осуществление мониторинга цен по регионам.

 

Глава 11. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРУКТУРНОЙ

ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

 

 

Для полного обновления изношенных основных фондов и приведения их в нормальное техническое состояние отрасли требуется 7,6 млрд. рублей.

Решение этой проблемы целесообразно провести в два этапа. На первом этапе, охватывающем период 2001 - 2005 годы, в соответствии с мероприятиями программы структурной перестройки производственной базы предприятий строительной индустрии предусматривается направить на эти цели 3,8 млрд. рублей, что позволит обновить 31 процент основных фондов отрасли по их состоянию на 01.01.2000. Для второго этапа обновления основных фондов отрасли на период после 2005 года необходимо будет разработать новую программу.

Финансирование мероприятий по реализации программы предполагается осуществить за счет амортизационных средств, прибыли предприятий, кредитных средств банков, средств областного бюджета, внешних заимствований под гарантии Правительства Свердловской области.

Амортизационные средства отрасли могут составлять ежегодно около 1 млрд. рублей. В 1999 году они равнялись 778 млн. рублей (норма амортизации составляла 8,4 процента стоимости основных фондов). Реально на обновление основных фондов направляется менее 15 процентов амортизационных отчислений. Задача заключается в том, чтобы законодательными, финансовыми, налоговыми и другими методами обеспечить целевое использование амортизационных средств, поскольку в настоящее время они направляются, в нарушение действующего законодательства, на другие цели.


Информация по документу
Читайте также