Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 16.10.2001 № 684-ПП

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                   
    О докладе "О состоянии окружающей природной среды и влиянии
факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области
                           в 2000 году"

     Согласно   данным,   содержащимся   в   докладе  "О  состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии факторов среды обитания на
здоровье    населения    Свердловской   области   в   2000   году",
экологическая    обстановка   в   Свердловской   области   остается
напряженной.  В  результате  роста  объемов производства и сжигания
твердого  топлива  впервые за пять лет валовые выбросы загрязняющих
веществ  в  атмосферу  от  стационарных  источников  увеличились по
сравнению  с  1999  годом  на  14,2 процента. Наибольшее увеличение
выбросов    допущено   предприятиями   топливно-энергетического   и
металлургического  комплексов.  В  то  же  время  выбросы  на рубль
валового  регионального  продукта  снизились  на 16,8 процента, что
говорит    о   повышении   эффективности   проводимой   в   области
природоохранной   и   ресурсосберегающей   работы.   В   результате
осуществления  комплекса  мер  по  переводу  автотранспорта на газ,
использованию  неэтилированного  бензина,  ужесточения  контроля за
техническим    состоянием    транспортных   средств   и   качеством
нефтепродуктов  замедлились темпы роста выбросов от автотранспорта:
с  5  процентов  в 1999 году (к уровню 1998 года) до 3,4 процента в
2000  году. Вместе с тем доля автотранспорта в общем объеме вредных
выбросов   в   крупных  промышленных  центрах  продолжает  расти  и
составляет от 22 до 79 процентов.
     Благодаря  увеличению мощности очистных сооружений и повышению
качества  их  работы  уменьшился  сброс загрязненных сточных вод на
9,6  млн. кубических метров в год (1 процент). Однако качество воды
большинства   водных   объектов  области  по-прежнему  не  отвечает
нормативным   требовани-ям.  Среднегодовое  содержание  характерных
загрязняющих   веществ   (ряд  токсичных  металлов,  нефтепродукты,
соединения   азота)   в   бассейнах   рек   Чусовая,  Исеть,  Пышма
значительно  превышает  допустимые  нормы.  С  ростом промышленного
производства  возрос  объем  образованных  отходов  производства  и
потребления,    в    том    числе   токсичных.   Однако   благодаря
целенаправленным  действиям  Правительства  Свердловской  области в
сфере  обращения с отходами продолжается рост объемов их вторичного
использования.   При  увеличении  объема  образования  промышленных
отходов  в  2000  году  по  сравнению  с 1995 годом на 8,9 процента
удельный  вес  использования  отходов  увеличился  за этот период с
20,1   процента   до   39,0   процента.   Всего  за  прошедший  год
переработано  6,48  млн.  тонн  техногенных  образований.  Получено
товарной  продукции  в  объеме  784 тыс. тонн на сумму до 1,5 млрд.
рублей.
     Влияние  негативных  факторов  состояния  окружающей  среды на
здоровье     населения    прослеживается    в    13    экологически
неблагополучных  территориях  области. В 2000 году зарегистрировано
8  тысяч дополнительных случаев заболеваний населения, проживающего
на  этих территориях, в результате чего нанесен экономический ущерб
хозяйству    области    более    728    млн.   рублей.   Ухудшилась
демографическая  ситуация  в  области.  На протяжении последних лет
отмечается  ежегодный  рост  (в  среднем  на  5  процентов)  уровня
заболеваемости  населения.  В то же время анализ факторов, влияющих
на  заболевание  населения  и  в первую очередь детей, показал, что
первое  место  по  силе  влияния  занимают  социально-экономические
факторы.   Обострилась  проблема  экологической  безопасности,  что
обусловлено  высоким моральным и физическим износом основных фондов
большинства     производств,    ослаблением    технологической    и
производственной   дисциплины.   Риск   чрезвычайных   ситуаций   с
возможными  тяжелыми  и  катастрофическими  последствиями  связан с
наличием  большого  количества  хозяйственных  и  иных потенциально
опасных    объектов    (накопители   токсичных   отходов,   опасные
промышленные  производства, выведенные из эксплуатации рудники). Из
поднадзорных   398   гидротехнических   сооружений   147   объектов
находятся   в   предаварийном   состоянии,   82   гидроузла   имеют
недостаточную пропускную способность водосброса.
     Радиационная   обстановка   в   области   остается  спокойной.
Сохраняется  тенденция  ухудшения  качества  земель,  в  том  числе
сельскохозяйственного  назначения.  Уменьшение  пахотных  земель  в
2000   году  составило  27,14  тыс.  га  (0,35  процента  от  общей
площади).  Остается низким уровень внесения удобрений. Вместе с тем
сохраняется  устойчивая  тенденция  уменьшения  площади  нарушенных
земель  (в  2000  году  рекультивировано  1,1  тыс.  га).  Снижение
объемов  заготовки древесины и недоиспользование расчетной лесосеки
особенно   по  мягколиственному  хозяйству  ухудшает  эффективность
лесохозяйственного   производства,   санитарное   состояние  лесов,
снижает   их   защитные   свойства.   Расчетная   лесосека  (научно
обоснованный  объем  заготовки  древесины)  освоена  в 2000 году по
хвойному  хозяйству  на  38,8  процента,  а  по лиственному на 21,7
процента.
     Актуальной  в  2000  году, как и в предыдущие годы, оставалась
проблема  сохранения  видового  биоразнообразия  в  живой  природе,
которое  является  важнейшим  фактором  устойчивости  экологических
систем  и  экологического благополучия человека в настоящее время и
на отдаленную перспективу.
     Напряженная  экологическая  обстановка  в  области по-прежнему
обусловлена  высокой  степенью  износа оборудования, использованием
предприятиями  устаревших  энергоресурсоемких  технологий. Ситуация
усугубляется    несовершенством    федерального    природоохранного
законодательства  особенно  в  части  экономического  регулирования
природопользования,    непродуманной   реорганизацией   федеральных
исполнительных  органов  власти  в  сфере  охраны окружающей среды,
недостаточным   вниманием  к  экологическим  проблемам  со  стороны
владельцев   и   руководителей  предприятий,  остаточным  принципом
финансирования природоохранных проектов.
     С  целью  стабилизации  экологической обстановки, оздоровления
населения  и  окружающей природной среды на территории Свердловской
области  реализуются  5 федеральных и 11 областных программ в сфере
охраны окружающей среды и природопользования.
     Наиболее  эффективные  природоохранные мероприятия выполнены в
2000  году в акционерных обществах "Ураласбест", "Уралэлектромедь",
Уралмаш",      "Ревдинский     метизно-металлургический     завод",
"Высокогорский горно-обогатительный комбинат".
     В  целом  за  счет  всех  источников финансирования затраты на
охрану  окружающей среды в 2000 году составили 1053 млн. рублей. Из
общего  объема  затрат  278,6  млн.  рублей  составляют  платежи за
нормативные  и  сверхнормативные  выбросы и сбросы вредных веществ,
размещение  отходов.  Инвестиции  в  основной  капитал, связанные с
целями  охраны  и  рационального  использования природных ресурсов,
составили  94  процента  к  уровню  1999  года.  Более чем в 2 раза
сократились  инвестиции  на  охрану  и  рациональное  использование
земель,  на  15  процентов  на  охрану и рациональное использование
водных  ресурсов,  однако  выросли  на  36  процентов  инвестиции в
охрану атмосферного воздуха.
     В    целях    совершенствования   управления   природоохранной
деятельностью   продолжается   развитие  нормативно-правовой  базы,
регулирование  экономического механизма охраны природы. В 2000 году
вступили    в    действие    11   законов   Свердловской   области.
Правительством    Свердловской    области    разработаны   Основные
направления   охраны   окружающей  среды  и  природных  ресурсов  в
Свердловской  области на 20002003 годы, утвержденные постановлением
Правительства  Свердловской  области  от 26.10.2000 г. № 884 ПП "Об
утверждении   Основных   направлений   охраны  окружающей  среды  и
природных   ресурсов  в  Свердловской  области  на  20002003  годы"
(Собрание  законодательства  Свердловской  области, 2000, № 10, ст.
1125).   Разработаны   и  рассмотрены  на  заседании  Правительства
Свердловской  области  Основные  направления  на  20002003  годы по
созданию  системы  диагностики,  лечения и профилактики заболеваний
среди    детей,   проживающих   на   экологически   неблагополучных
территориях.   Развивается   система   непрерывного  экологического
образования   и   просвещения  населения  с  детского  возраста  до
подготовки   специалистов   высшей   квалификации.  Действует  сеть
учебных   центров,   совершенствуется  учебно-методичес  кая  база,
организована система подготовки и переподготовки специалистов.
     Согласно   рекомендациям,  содержащимся  в  докладе,  главными
задачами  деятельности по сохранению природно-ресурсного потенциала
Свердловской  области  в  2001 и последующие годы являются снижение
общей  техногенной  нагрузки  на  окружающую  среду  до  безопасных
пределов  и  влияния  экологического фактора на здоровье населения,
рациональное  использование  природных  ресурсов, энергосбережение.
Для   решения   этих   задач  рекомендовано  активизировать  работу
исполнительных  органов государственной власти Свердловской области
по   совершенствованию   экологического   контроля,  экономического
механизма    охраны    окружающей   природной   среды,   укреплению
природоохранных   служб,   привлечению  внимания  общественности  к
экологическим  проблемам, развитию программно-целевого подхода к их
решению,    увеличению   объемов   инвестиций   в   природоохранную
деятельность,  введению  системы аттестации по экологии должностных
лиц,  принимающих  решения,  связанные с воздействием на окружающую
среду.
     Заслушав  выводы  и  рекомендации,  содержащиеся  в докладе, в
целях  улучшения  экологической  обстановки и создания экологически
благоприятных  условий  проживания  населения  Свердловской области
Правительство Свердловской области

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Принять  к  сведению выводы и рекомендации, содержащиеся в
докладе  "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов
среды  обитания  на  здоровье населения Свердловской области в 2000
году" (прилагаются).
     2.   Отметить  положительную  динамику  использования  отходов
производства  и  потребления  на  территории Свердловской области в
2000   году.  Одобрить  успешную  работу  по  переработке  отходов,
проводимую       акционерными      обществами      "Нижнетагильский
металлургический    комбинат"    (Носов   С.К.),   "Среднеуральский
металлургический завод" (Козицын А.А.), "Ураласбест" (Козлов Ю.А.).
     3.  Отметить  увеличение  загрязнения  атмосферного воздуха на
территории    Свердловской    области.   Предложить   руководителям
предприятий,  допустивших  увеличение валового выброса загрязняющих
веществ    в   атмосферу   в   2000   году,   акционерных   обществ
"Кировградский  завод  твердых сплавов" Пельцу А.Д., "Завод сварных
машиностроительных       конструкций"       Войцеховичу       Б.Е.,
"Металлургический  холдинг"  Максимову  Н.В.,  "Виз-Сталь" Кавтреву
А.В.,  "Высо  когорский  горно-обогатительный  комбинат" Устюжанину
С.Л.,  "Уралэлектротяжмаш"  Степанову А.Ю., "Металлургический завод
им.   А.К.Серова"   Полянскому   А.М.,   общества   с  ограниченной
ответственностью   "Уралтрансгаз"   Гайдту  Д.Д.,  Верхнетагильской
государственной  районной электростанции Брызгалову А.И., Серовской
государственной  районной  электростанции  Филиппову  Ю.П.  принять
срочные   меры   по  повышению  эффективности  работы  газоочистных
сооружений и снижению вредных выбросов в атмосферный воздух.
     4.   Министерству   природных  ресурсов  Свердловской  области
(Ястребков    А.А.),    Министерству    сельского    хозяйства    и
продовольствия  Свердловской  области  (Чемезов С.М.), Министерству
металлургии  Свердловской  области  (Молчанов  В.А.),  Министерству
промышленности   Свердловской  области  (Барков  С.Ф.),  управлению
науки  и  технологий  Правительства  Свердловской  области  (Кремко
Е.Г.)   совместно   с   заинтересованными   организациями  в  целях
повышения  плодородия  почв  подготовить  предложения об увеличении
производства  в  Свердловской  области  минеральных  и органических
удобрений.
     5.  Министерству  металлургии  Свердловской  области (Молчанов
В.А.),     Министерству    энергетики,    транспорта,    связи    и
жилищно-коммунального  хозяйства Свердловской области (Штагер В.П.)
обеспечить   контроль  за  реализацией  экологических  программ  на
предприятиях курируемых отраслей.
     6.  Считать приоритетными направлениями экологической политики
Правительства  Свердловской области оздоровление окружающей среды и
населения,  проживающего  в  экологически  неблагополучных городах,
создание  экологически  благоприятных условий жизнедеятельности для
граждан   Свердловской   области,  обеспечение  их  питьевой  водой
стандартного   качества,   переработку   отходов   производства   и
потребления,  предотвращение  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера.
     7.  Исполнительным органам государственной власти Свердловской
области  руководствоваться выводами и рекомендациями, содержащимися
в  докладе  "О  состоянии  окружающей  природной  среды  и  влиянии
факторов  среды обитания на здоровье населения Свердловской области
в  2000 году", при разработке прогнозов социально-эконо ми чес кого
развития  области, программ и схем размещения производительных сил,
отдельных  отраслей  производства, планировании расходов областного
бюджета на 2002 и последующие годы.
     8.    Рекомендовать    главам    муниципальных    образований,
расположенных      на      территории     Свердловской     области,
руководствоваться   выводами   и  рекомендациями,  содержащимися  в
докладе  "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов
среды  обитания  на  здоровье населения Свердловской области в 2000
году",  при  разработке прогнозов социально-экономического развития
территорий,   муниципальных  экологических  программ,  планировании
расходов  местных  бюджетов  и финансировании указанных программ на
2002 и последующие годы.
     9.    Рекомендовать    руководителям    организаций-приро   до
пользователей,  расположенных  на  территории Свердловской области,
руководствоваться   выводами   и  рекомендациями,  содержащимися  в
докладе  "О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов
среды  обитания  на  здоровье населения Свердловской области в 2000
году",  при  разработке  и  реализации  экологических  программ или
планов мероприятий организаций на 2002 и последующие годы.
     10.   Министерству  природных  ресурсов  Свердловской  области
(Ястребков А.А.):
     1)   направить  доклад  в  органы  местного  самоуправления  и
заинтересованные    организации,    расположенные   на   территории
Свердловской    области,   для   ознакомления   и   руководства   в
соответствующей сфере деятельности;
     2)  на  основе  доклада подготовить информационные материалы и
обеспечить   информирование  населения  о  состоянии  экологической
обстановки в Свердловской области.
     11.   Контроль   за   исполнением   настоящего   постановления
возложить  на  члена  Правительства  Свердловской области, министра
природных ресурсов Свердловской области Ястребкова А.А.
     12.   Опубликовать   настоящее   постановление   в  "Областной
газете".


Председатель Правительства
Свердловской области                                   А.П.Воробьев

г. Екатеринбург
16 октября 2001 года
№ 684-ПП

 К постановлению Правительства Свердловской области от 16.10.2001
                            г. № 684-ПП

  Выводы и рекомендации доклада "О состоянии окружающей природной
   среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения
                 Свердловской области в 2000 году"

     Анализ  данных  государственного  статистического  наблюдения,
результатов   экологического  мониторинга  и  научных  исследований
показал,   что  экологическая  обстановка  и  состояние  окружающей
природной  среды  в  Свердловской  области  в  2000  году  остаются
напряженными.
     По    данным   Уральского   территориального   управления   по
гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды  в  8  городах
Свердловской   области   сохранялся   высокий  уровень  загрязнения
воздуха.   Это   обусловлено   значительной   концентрацией  в  них
промышленных  предприятий,  наличием  залповых и аварийных выбросов
при  нестабильном  режиме  работы  предприятий,  увеличением вклада
автомобильного   транспорта   в   загрязнение  воздушного  бассейна
городов.
     Уровень  загрязнения  атмосферы в городах Свердловской области
определяют   главным   образом   высокие   концентрации  в  воздухе
взвешенных  веществ,  диоксида  азота, сероуглерода, формальдегида,
фенола,  акролеина,  фтористых  соединений, аммиака, бенз(а)пирена,
соединений тяжелых металлов.
     Проблема  обусловлена  использованием  устаревших  технологий,
эксплуатацией  основных  фондов  с  высоким  моральным и физическим
износом,  неэффективной  работой  газоочистного оборудования. Из-за
недостаточного  контроля  за  работой газоочистного оборудования со
стороны  служб  предприятий  большая  часть  аппаратов  газоочистки
работает  не  в проектных параметрах, а нередко не работает вообще.
Выполнение  воздухоохранных  мероприятий  на целом ряде предприятий
следует признать неудовлетворительным.
     Эти  факторы  наряду  с  наметившимся  в  2000  году  подъемом
промышленного   производства  и  ростом  доли  сжигаемого  твердого
топлива  привели  к тому, что впервые за 5 последних лет увеличился
валовый  выброс  загрязняющих веществ: по сравнению с 1999 годом на
14,2  процента, а по сравнению с 1996 годом на 4,6 процента. Вместе
с  тем  удельные  выбросы  на рубль валового регионального продукта
снизились  на  16,8 процента, что говорит о повышении эффективности
природоохранной  и ресурсосберегающей работы, проводимой в области.
Наибольший  вклад  в  суммарные  выбросы  загрязняющих веществ дают
выбросы  оксида  углерода  (26,5  процента),  диоксида  серы  (28,1
процента),  твердые  вещества  (26,9 процента) и оксиды азота (10,0
процента).   Основной  вклад  в  загрязнение  атмосферного  воздуха
области  дают организации, расположенные на территории 13 городов с
наиболее  неблагоприятной  экологической обстановкой: Екатеринбург,
Нижний  Тагил,  Первоуральск,  Ревда, Каменск-Уральский, Кировград,
Серов,   Краснотурьинск,   Асбест,  Красноуральск,  Верхняя  Пышма,
Полевской и Реж.
     Значительную  долю  в  загрязнение атмосферного воздуха вносит
автомобильный  транспорт,  выбросы  от  которого  в  2000  году  по
сравнению  с  1999  годом  выросли  на  3,4 процента. В то же время
благодаря  комплексу  мер по обеспечению экологической безопасности
темпы  роста выбросов автотранспорта в сравнении с 1999 годом (рост
против   уровня  1998  года  составлял  5  процентов)  замедлились.
Актуальными   остаются   проблемы,   связанные   с  загрязнением  и
нерациональным   использованием   водных   ресурсов.   Несмотря  на
снижение  сброса  загрязненных  сточных  вод на 9,6 млн. кубических
метров   в  год  (1  процент),  качество  воды  большинства  водных
объектов   по-прежнему  не  отвечает  нормативным  требованиям.  По
данным    Государственной   службы   наблюдений   за   загрязнением
окружающей   природной  среды  6  рек  области  включены  в  список
наиболее   загрязненных   водных   объектов  Российской  Федерации.
Существенное  влияние  на  загрязнение  водных  ресурсов  оказывает
массовая  застройка водоохранных зон водных объектов и прежде всего
их   прибрежных  защитных  полос,  а  также  вторичное  загрязнение
донными  отложениями.  Остается неблагополучным состояние малых рек
особенно  в  зонах крупных промышленных центров. Значительный ущерб
малым  рекам  наносится в сельской местности из за нарушения режима
хозяйственной  деятельности  в  водоохранных  зонах  и  попадания в
водотоки  органических  и  минеральных  загрязнений,  а также смыва
почвы в результате водной эрозии.
     С  ростом промышленного производства возрос объем образованных
отходов  производства  и потребления, в том числе токсичных. Однако
благодаря  целенаправленным  действиям  Правительства  Свердловской
области  в  сфере обращения с отходами продолжается рост объемов их
вторичного   использования.   При   увеличении  объема  образования
промышленных  отходов  в 2000 году по сравнению с 1995 годом на 8,9
процента  удельный  вес  использования  отходов  увеличился за этот
период  с  20,1  процента  до  39 процентов. Всего за прошедший год
переработано  6,48  млн.  тонн  техногенных  образований.  Получено
товарной  продукции  в  объеме  784 тыс. тонн на сумму до 1,5 млрд.
рублей.
     Обострилась  проблема  экологической  безопасности, так как за
многие   годы   работы   основные   фонды  большинства  производств
физически  устарели, оборудование не проходит текущих и капитальных
ремонтов,  ослабла  технологическая  и производственная дисциплина.
Риск   чрезвычайных   ситуаций   с   тяжелыми  и  катастрофическими
последствиями  связан  с наличием большого количества хозяйственных
и   иных  объектов  повышенного  экологического  риска  (накопители
токсичных отходов, опасные промышленные производства).
     Хронический  недостаток средств на реконструкцию и капитальный
ремонт  гидротехнических  сооружений (пло тин, дамб) привел к тому,
что   значительная   их   часть   находится  в  настоящее  время  в
предаварийном   и   аварийном   состоянии.   Из   398   гидроузлов,
предназначенных   для   регулирования   стока   рек,  147  объектов
находится   в  предаварийном  состоянии.  Недостаточную  пропускную
способность  водосбросных  сооружений имеют 82 гидроузла, в связи с
чем  для  них  требуется  реконструкция  паводковых водосбросов. Не
имеют владельцев 246 гидроузлов.
     Ослабление  внимания к техническому состоянию гидротехнических
сооружений   вызывает  резкое  увеличение  риска  их  разрушения  и
нанесения   весьма   ощутимых   ущербов  населению  и  территориям.
Важнейшим  природным  ресурсом  являются земля и почвы. В последние
годы       происходит       ежегодное      уменьшение      площадей
сельскохозяйственного  назначения:  за  2000  год 27,1 тыс. га, что
составляет  0,35  процента  общей  площади  Свердловской области. В
последние   10   лет  сохраняется  негативная  тенденция  ухудшения
качества  земель. В результате нарушения агротехники и отсутствия в
хозяйствах  удобрений  растет площадь выпаханных истощенных земель.
В  настоящее  время  таких  земель в области насчитывается более 35
процентов общей площади пашни.
     За  2000  год  из  оборота  выведено  еще 6,4 тыс. га пахотных
угодий.  В  области  остается  низким уровень внесения органических
удобрений  1,11,6  т/га посевной площади при потребности 1215 т/га.
Площадь  известкования  кислых  почв  сократилась  к среднегодовому
уровню   19861990   годов  в  21,6  раза.  Объемы  известкования  в
последние  годы  не  превышают  57  процентов,  а фосфоритования 17
процентов от требуемых.
     Наличие   в  Свердловской  области  мощной  горнодобывающей  и
металлургической    промышленности    имеет    следствием   наличие
значительных  площадей нарушенных земель. Таких земель в области на
первое  января  2001 года было 65,7 тыс. га (0,33 процента). Вместе
с   тем  в  последние  годы  наблюдается  устойчивая  положительная
тенденция  уменьшения  площадей нарушенных земель: так, в 1995 году
таких  земель  было  67,7 тыс. га, в 1999 году 66,8 тыс. га, в 2000
году 65,7 тыс. га.
     Особое  экологическое  значение  имеют  земли особо охраняемых
природных  территорий,  которые  в настоящее время занимают площадь
1374,6  тыс.  га,  или 7,07 процента территории области. Переход на
рациональное  использование  лесных  ресурсов  Свердловской области
связан  с применением современных экологически щадящих технологий и
научно  обоснованных  норм  лесозаготовок.  Несмотря  на  то, что в
последние  годы  общие  объемы  заготовки древесины в области резко
сократились,  сплошнолесосечные  рубки  остаются  доминирующими, их
доля  за  последние  5  лет  практически  не  изменилась. Расчетная
лесосека,  то  есть  научно обоснованный объем заготовки древесины,
освоена  в  2000  году по хвойному хозяйству на 38,8 процента, а по
лиственному на 21,7 процента.
     Тенденция    снижения    объемов    заготовки    древесины   и
недоиспользования  расчетной  лесосеки особенно по мягколиственному
хозяйству  снижает  эффективность  лесохозяйственного производства,
ухудшает  санитарное состояние лесов, снижает их защитные свойства.
При  сохранении  данной тенденции положение будет усугубляться, так
как  даже  незначительное  снижение  защитных  функций леса в таком
индустриально   развитом   районе,   каким   является  Свердловская
область,  может  привести  к  существенному ухудшению экологической
обстановки.  Актуальной  в  2000  году,  как  и  в предыдущие годы,
оставалась  проблема  сохранения  видового  биоразнообразия в живой
природе.  Биологическое  разнообразие  является  важнейшим фактором
устойчивости  экологических  систем  и  экологического благополучия
человека в настоящее время и на отдаленную перспективу.
     Видовой  состав  растительного  мира  области представлен 1900
видами   сосудистых   растений.  В  Красную  книгу  Среднего  Урала
включено  136  видов  сосудистых  растений  (в том числе 24 вида из
Красной   книги   Российской   Федерации),   подлежащих  охране  на
основании  действующего  положения  о  Красной  книге  Свердловской
области.  К  сожалению,  на  грани вымирания находятся популяции 79
видов  растений,  а популяции около 40 редких видов характеризуются
явными  признаками  деградации: их численность уменьшилась почти на
50  процентов  от  прежнего  уровня.  Численность особей у 30 видов
только  за  последнее  время  сократилась  на 20 процентов и более.
Особенно   остро   это   ощущается  в  урбанизированных  районах  в
сообществах  водных растений, растительности пойм и речных долин, в
уникальных  горно-степных  группировках растений, луговых и степных
сообществах,   лесах   и   лесопарках  пригородных  зон.  Состояние
популяций  редких  видов,  как наиболее уязвимого элемента флоры, в
полной  мере  и  в  целом  отражает  состояние  растительного  мира
области.
     Особенности  радиационной  обстановки  в  Свердловской области
связаны     с     наличием    целого    ряда    ядерно-опасных    и
радиационно-опасных  объектов  Министерства Российской Федерации по
атомной  энергии.  Радиационная нагрузка на население связана также
с  влиянием  таких  значимых  факторов,  как природный радиационный
фон,  обусловленный  естественными  радионуклидами (включая радон и
его  дочерние  продукты распада); вторичное выпадение искусственных
радионуклидов   вследствие   медленного   процесса   выведения   из
стратосферы  продуктов  испытаний  ядерного  оружия,  проводившихся
ранее  в  атмосфере  на  полигонах  планеты;  медицинское облучение
населения при рентгеновских диагностических процедурах.
     К  территориям  с  повышенными  индивидуальными  радиационными
нагрузками,  то  есть  превышающими  среднеобластные,  относятся 10
территорий  с  высоким  радоновыделением и значительными нагрузками
от  медицинских  рентгенрадиологических  процедур  это  города Реж,
Артемовский,   Березовский,   Екатеринбург,  Кушва,  Нижний  Тагил,
Каменск-Уральский,  Краснотурьинск,  Кировград, Новая Ляля. В то же
время   детерминированных  эффектов  от  воздействия  радиационного
фактора  на  население  области  в 2000 году не отмечалось. В целом
санитарно-эпидемиологическая   обстановка  в  Свердловской  области
оставалась  в  2000  году достаточно сложной. Продолжает ухудшаться
демографическая   обстановка,   связанная   с   ростом   смертности
населения,  на 8 процентов по сравнению с прошлым годом (показатель
составил  16,4  на 1000 человек) особенно в трудоспособном возрасте
на  12  процентов (показатель составил 8,2 на 1000 человек), ростом
естественной  убыли  населения, при которой число умерших превышает
число родившихся, на 8 человек против 7 в прошлом году.
     На  протяжении  последних  5 лет отмечается ежегодное снижение
средней   продолжительности   жизни   населения,   проживающего   в
городской    и    сельской   местности.   В   2000   году   средняя
продолжительность жизни населения составила 63,7 года.
     В  области  на  протяжении  последних лет отмечается ежегодный
рост  заболеваемости  населения  в  среднем  на 5 процентов: в 2000
году  этот  показатель составил 1163,2 на 1000. Ухудшается здоровье
населения   в   трудоспособном   возрасте   прежде   всего  женщин.
Отмечается  рост  заболеваемости  детского населения на 4 процента,
показатель составил 1640,8 на 1000 человек.
     Влияние   факторов  окружающей  среды  на  состояние  здоровья
населения   прослеживается   в   13   экологически  неблагополучных
территориях  области. Среди факторов, обуславливающих экологическую
нагрузку  на население, превалирует комплексная химическая нагрузка
(в основном за счет атмосферного воздуха и питьевой воды).
     Критическая  ситуация  по обеспечению населения питьевой водой
создалась  в  городах Ирбите, Туринске, Талице, Каменске-Уральском,
Асбесте,  Первоуральске,  где  питьевая  вода  зачастую подается по
определенному графику.
     Химическое  загрязнение  питьевой  воды  является  основным из
эколого-гигиенических   рисков,   влияющих  на  состояние  здоровья
населения   и   демографическую  ситуацию,  что  в  конечном  итоге
обуславливает значительный экономический ущерб.
     Анализ  факторов,  влияющих  на  заболеваемость  населения и в
первую  очередь детей, показал, что на первое место по силе влияния
на  состояние  здоровья  выходят социально-экономические факторы, а
санитарно-гигиенические на второе.
     Решение   перечисленных,   а  также  всех  других  накопленных
экологических    проблем    связано   с   реализацией   эффективной
государственной  политики  и  объединением  усилий  всех участников
природоохранной      деятельности:      исполнительных      органов
государственной   власти  Свердловской  области,  органов  местного
самоуправления,    организаций,    населения.   Основными   формами
реализации  такой  политики  является  в  первую очередь применение
всех   предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  и
Свердловской    области    мер    государственного    регулирования
природопользования,  а  также  реализация областных и муниципальных
экологических  программ  и  экологических  программ  предприятий. В
2000  году Правительством Свердловской области разработаны Основные
направления   охраны   окружающей  среды  и  природных  ресурсов  в
Свердловской  области на 20002003 годы, утвержденные постановлением
Правительства  Свердловской  области от 26. 10.2000 г. № 884-ПП "Об
утверждении   Основных   направлений   охраны  окружающей  среды  и
природных   ресурсов  в  Свердловской  области  на  20002003  годы"
(Собрание  законодательства  Свердловской  области, 2000, № 10, ст.
1125).   Разработаны   и  рассмотрены  на  заседании  Правительства
Свердловской  области  Основные  направления  на  20002003  годы по
созданию  системы  диагностики,  лечения и профилактики заболеваний
среди    детей,   проживающих   на   экологически   неблагополучных
территориях.
     Продолжалась  реализация  четырех  федеральных  и  одиннадцати
областных  целевых  экологических программ, в том числе федеральных
программ  "Оздоровление  окружающей среды и населения города Нижний
Тагил   на   период   до   2000   года",  "Комплекс  первоочередных
мероприятий  по оздоровлению экологической обстановки и населения в
Уральском   регионе   и   Тюменской   области  на  19972000  годы",
"Возрождение  Волги", федеральной и областной программ "Переработка
техногенных  образований  Свердловской области", областных программ
"Полихлор  дифе  нилы  (ПХД)", "Обеспечение ртутной безопасности на
территории  Свердловской  области",  "Охрана  окружающей  природной
среды  от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье
населения  Свердловской  области",  "Неотложные меры по обеспечению
населения   Свердловской   области   питьевой   водой  стандартного
качества на период 19982001 годов".
     В  2000 году продолжалась работа по формированию муниципальных
программ.  Всего  в  2000  году  были  согласованы  в  дополнение к
существующим  программы  и  планы  мероприятий  еще 9 муниципальных
образований.   Разработанные  программы  являются  основой  решения
администрациями  муниципальных  образований первоочередных задач по
улучшению    экологической    обстановки   на   своей   территории.
Приоритетными   направлениями   оздоровления   окружающей  среды  в
представленных    программах    являются:   обеспечение   населения
доброкачественной   питьевой   водой,   вывод   жилого   фонда   из
санитарно-защитных   зон   предприятий,   а  также  мероприятия  по
рекультивации  и  санации почв и переработке отходов производства и
потребления.  Экологические  программы,  как правило, ориентированы
на   улучшение   состояния  природной  среды  и  не  ограничиваются
снижением величины нанесенного ущерба.
     В  2000  году  на согласование были представлены экологические
программы  крупных  предприятий:  открытого  акционерного  общества
"Серовский  завод  ферросплавов",  открытого  акционерного общества
"Ураласбест",    открытого    акционерного   общества   "Ивдельский
гидролизный  завод", открытого акционерного общества "Высокогорский
горно-обогатительный комбинат".
     В   этих   условиях   ввод  в  действие  ранее  не  работавших
вследствие    кризиса    объектов    экономики   увеличивает   риск
возникновения   чрезвычайных   ситуаций.   Это   требует   принятия
дополнительных        программных,        административно-правовых,
экономических и иных мер со стороны органов государственной власти.
     В   целях   развития  законодательной  основы  природоохранной
деятельности    и    обеспечения   экологической   безопасности   в
Свердловской   области   в   2000   году  продолжалась  планомерная
законопроектная  работа: вступили в действие 11 областных законов и
193  постановления  Правительства  Свердловской области по вопросам
охраны   окружающей   среды   и  рационального  природопользования.
Совершенствование     методов     государственного    регулирования
природопользования  связано  в первую очередь с формированием такой
системы   экономико-правовых  отношений,  которая  бы  обеспечивала
прогрессирующий  рост природоохранных инвестиций. На несовершенство
существующей   системы   экономико-правовых   отношений   указывают
следующие отчетные данные.
     В  2000  году  происходил  рост  общих  объемов  производства,
который  составил  116  процентов  к  уровню  1999 года. Увеличение
инвестиций  в основной капитал составило 8 процентов. В то же время
инвестиции   в  основной  капитал,  связанные  с  целями  охраны  и
рационального     использования     природных    ресурсов    (далее
природоохранные  инвестиции),  по  данным  Свердловского областного
комитета  государственной статистики составили 94 процента к уровню
1999  года,  или  1113,5  млн. рублей (это равнялось 4,5 процента к
общему  объему  инвестиций  в основной капитал). Более чем в 2 раза
сократились  инвестиции  на  охрану  и  рациональное  использование
земель,  на  15  процентов  на  охрану и рациональное использование
водных  ресурсов,  на  36  процентов  выросли  инвестиции  в охрану
атмосферного воздуха.
     В  целом анализ состояния окружающей среды, здоровья населения
и  принимаемых  мер  по  их оздоровлению позволяет сделать выводы о
правильности   проводимой   в   области   экологической   политики,
ориентированной      на      совершенствование     природоохранного
законодательства,   экономического   механизма  природопользования,
системы  управления  в сфере природопользования и охраны окружающей
среды.
     В  2001  и  последующие  годы  необходимо  направить усилия на
обеспечение  прав  граждан  Свердловской  области  на благоприятную
окружающую   природную   среду   путем  стабилизации  экологической
обстановки  на территории области, снижения техногенной нагрузки на
водные  объекты и атмосферный воздух в экологически неблагополучных
городах,   обеспечения   населения   питьевой   водой  стандартного
качества,    отселения    населения   из   санитарно-защитных   зон
предприятий,  реализации комплекса мер по диагностике, профилактике
и лечению экологически обусловленных заболеваний.
     Важнейшей  задачей является выработка экономического механизма
принуждения     природопользователей    к    проведению    активной
природоохранной  деятельности  и увеличению объемов природоохранных
инвестиций    за   счет   собственных   средств.   Бюджет   следует
рассматривать  прежде  всего  в качестве регулятора инвестиционного
процесса,  но  не  в  качестве  основного инвестора. Основная часть
инвестиций  должна  быть  представлена  средствами заинтересованных
хозяйствующих  субъектов,  которые  в  настоящее  время на льготных
условиях    и    зачастую    практически    бесплатно    используют
природно-ресурсный    потенциал    территорий,    в    том    числе
ассимиляционный  потенциал  природных экологических систем. В то же
время   они  зачастую  не  несут  соответствующей  экономической  и
правовой   ответственности  за  истощение  и  деградацию  природных
ресурсов  и  окружающей  природной среды, которые являются народным
достоянием.  Эффективное решение экологических проблем Свердловской
области  требует  не только усиления государственного регулирования
природопользования,   но   и   объединения   в  рамках  социального
партнерства  усилий всех участников природоохранной деятельности и,
прежде   всего,   предприятий-природопользователей.  Для  этого  на
основе   переговорного   процесса,  публичных  обсуждений  и  путем
принятия  организационно-правовых  и иных мер требуется существенно
укрепить  природоохранные  службы  предприятий  в особенности те из
них,  на  которых, с одной стороны, наблюдается рост производства и
деятельность  которых, с другой стороны, оказывает наиболее вредное
воздействие на окружающую среду и население.
     Стратегически   важным  направлением  использования  бюджетных
средств  является  не  столько  выделение  инвестиционных кредитов,
сколько  проведение  активной  поддержки  инновационного процесса и
создание  технологий  и  иных  научных  разработок,  обеспечивающих
решение экологических проблем на качественно ином уровне.
     По-прежнему  актуальным  остается вопрос о допустимых пределах
общей   техногенной   нагрузки  на  окружающую  природную  среду  и
отдельные   экологические   системы.   В  связи  с  этим  требуется
выработка   и   официальное   принятие   государственной  стратегии
Свердловской   области   по   структурной   перестройке   народного
хозяйства  в  долгосрочном  плане  в  соответствии с перспективными
целями  устойчивого  развития.  Важной  задачей  природопользования
является  сохранение экологического каркаса территории Свердловской
области  и  развитие  сети  особо  охраняемых природных территорий.
Следует  также  усилить  внимание  к  вопросу сохранения уникальных
природных  комплексов  таких, например, как река Чусовая. Для этого
необходимо  в  каждом  подобном  случае  осуществлять комплекс мер,
связанных  с  приданием  этим территориям соответствующего статуса,
установлением   на   них   допустимого  режима  природопользования,
разработкой  и реализацией среднесрочных и долгосрочных программ по
их восстановлению и охране.
     В  качестве  мер  стратегического  характера  следует  считать
развитие   правовой   базы   регулирования   природопользования   и
использования  ресурсов  окружающей  природной  среды,  в том числе
ассимиляционного  и  рекреационного  потенциала,  а  также создание
новых  экономических  механизмов,  с  помощью  которых  должна быть
обеспечена  требуемая  мобилизация  финансовых, материальных и иных
ресурсов   всех   участников   природоохранной   деятельности   для
достижения  главных  целей  охраны  окружающей  среды,  обеспечения
экологической   безопасности   населения   и  устойчивого  развития
территорий.  Первым  шагом  должно  стать принятие головного закона
Свердловской   области   о   режиме   природопользования  и  охране
окружающей  природной  среды  на  территории Свердловской области с
последующим   созданием  единого  свода  областного  экологического
законодательства   на  основе  соответствующей  концепции  развития
экологического    законодательства    и   среднесрочной   программы
законопроектных    и   нормотворческих   работ.   Главной   задачей
деятельности    по    сохранению   природно-ресурсного   потенциала
Свердловской  области  является снижение общей техногенной нагрузки
на  окружающую среду до безопасных пределов и планомерное поэтапное
восстановление  истощенных  и  деградированных природных объектов и
экосистем,   прежде   всего,  источников  питьевого  водоснабжения,
исчезающих популяций растений и животных.
     Снижение  техногенной нагрузки осуществляется, прежде всего, в
рамках    законодательно    закрепленной    системы   экологических
нормативов,   которая   в  настоящее  время,  однако,  не  является
совершенной   и  требует  проведения  комплекса  научных  работ  по
созданию  новой  нормативной базы регулирования природопользования,
в   полной   мере   отвечающей  целям  экологически  безопасного  и
экономически устойчивого развития территорий.
     Восстановление  природных объектов и экосистем осуществляется,
прежде  всего, на основе использования сохранившейся их способности
к  самовосстановлению  в  условиях снижения техногенных нагрузок до
некоторых  разрешенных пределов. Это предопределяет приоритет работ
по  оценке  этой  способности,  проведению  соответствующих научных
исследований  и выработке рекомендаций по её использованию наиболее
оптимальным   образом.   Такой   подход   обеспечивает  необходимую
экономию   бюджетных   и   иных   средств  и  обеспечивает  большую
результативность  по  сравнению с практиковавшимися ранее подходами
"инженерного"   переустройства   природы  и  инженерно-техническими
способами ее восстановления.
     Стратегическим   направлением   природоохранной   деятельности
должно  стать  продолжение  и  активизация работ по созданию единой
системы  экологических  программ,  при  этом  принципиально  важным
является   выработка   и   использование   эффективных   механизмов
привлечения   к   их   реализации   тех  природопользователей,  чья
деятельность  является причиной возникновения экологических проблем
Свердловской   области.   В   качестве   одного  из  главных  таких
механизмов  следует  рассматривать  совмещение  программно-целевого
подхода   к   решению   экологических   проблем   и  экологического
нормирования,   как  это  предусмотрено  действующим  экологическим
законодательством  Российской  Федерации.  В  рамках  программ  для
природопользователей  должны устанавливаться директивные задания по
предельным   срокам   достижения  ими  установленных  экологических
нормативов.      Такая     стратегия     действий,     заставляющая
природопользователей  осуществлять  природоохранную  деятельность в
напряженном  режиме,  соответствует также и мировой практике, когда
экологические  интересы  общества ставятся выше интересов отдельных
хозяйствующих субъектов.
     В  дополнение  к  перечисленным  мерам  необходимо  в  большей
степени  привлекать  к  решению  экологических проблем общественные
организации,  население  области. Деятельность экологически вредных
предприятий  должна  быть  полностью  прозрачной  в  информационном
плане  для средств массовой информации и населения. Это достигается
за  счет активизации работы системы государственного экологического
мониторинга  и  контроля,  а  также  создания системы общественного
экологического контроля и общественной экологической экспертизы.

Информация по документу
Читайте также