Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2002 № 21-ПП

 

 

 

                Правительство Свердловской области

 

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

    (В редакции Постановлений Правительства Свердловской области   

          от 18.06.2004 № 526-ПП; от 23.05.2005 № 403-ПП)                      

      
 Об областной инвестиционной программе "О стабилизации и развитии
лесопромышленного комплекса Свердловской области на 20022005 годы"

 

     В  целях  дальнейшего  развития и реструктуризации предприятий
лесопромышленного  комплекса  Свердловской области и в соответствии
с   постановлением   Областной   Думы   Законодательного   Собрания
Свердловской  области  от  14.02.2001  г.    576-ПОД "О выполнении
постановления  Областной  Думы  от  25.11.99 г. № 674-ПОД "О мерах,
принимаемых  Правительством  Свердловской  области  по стабилизации
лесопромышленного     комплекса"     (Собрание     законодательства
Свердловской  области,  2001,    2,  ст.  171),  а  также решением
Экономического  совета  при  Губернаторе  Свердловской  области  от
23.02.2001   г.      развитии   и   реструктуризации  предприятий
лесопромышленного  комплекса  Свердловской  области"  Правительство
Свердловской области
                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1.  Принять областную инвестиционную программу "О стабилизации
и  развитии  лесопромышленного  комплекса  Свердловской  области на
20022005 годы" (прилагается).
     2.  Министерству  промышленности  Свердловской области (Барков
С.Ф.)    совместно    со    Свердловской   областной   общественной
организацией  "Уральский  союз  лесопромышленников"  (Киреев  Н.Д.)
принять  меры  по  выполнению  мероприятий областной инвестиционной
программы    стабилизации  и развитии лесопромышленного комплекса
Свердловской области на 20022005 годы".
     3.   Министерству   экономики  и  труда  Свердловской  области
(Ковалева   Г.А.),   Министерству   финансов  Свердловской  области
(Червяков  В.Ю.)  предусмотреть  в  проектах  законов  Свердловской
области   об   областном   бюджете  на  20032005  годы  расходы  на
финансирование данной программы.
     4.    Определить    государственным    заказчиком    областной
инвестиционной     программы        стабилизации    и    развитии
лесопромышленного  комплекса Свердловской области на 20022005 годы"
Министерство промышленности Свердловской области.
     5.  Установить, что в ходе реализации областной инвестиционной
программы    стабилизации  и развитии лесопромышленного комплекса
Свердловской  области  на  20022005  годы"  мероприятия программы и
объемы  ее финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом
возможностей областного бюджета.
     6.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на    члена    Правительства    Свердловской    области,   министра
промышленности Свердловской области Баркова С.Ф.

 

 

     Председатель Правительства
     Свердловской области                              А.П.Воробьев

 

     г. Екатеринбург
     16 января 2002 года
     № 21-ПП
                  К постановлению Правительства    Свердловской
                  области
                  от 16.01.2002 г. № 21-ПП

 

   Областная инвестиционная программа "О стабилизации и развитии
лесопромышленного комплекса Свердловской области на 20022005 годы"

 

                   Раздел 1. Паспорт программы

 

 

Наименование       областная инвестиционная
программы          программа
                   "О стабилизации и развитии
                   лесопромышленного
                   комплекса Свердловской области
                   на
                   20022005 годы" (далее -
                   программа)

 

Основание          постановление Областной Думы
для разработки     Законодательного
программы          Собрания Свердловской области
                   от
                   14.02.2001 г. № 576-ПОД "О
                   выполнении
                   постановления Областной Думы
                   от
                   25.11.99 г. № 674-ПОД "О
                   мерах,
                   принимаемых Правительством
                   Свердловской
                   области по стабилизации
                   лесопромышленного
                   комплекса";
                   решение Экономического совета
                   при
                   Губернаторе Свердловской
                   области
                   от 23.02.2001 г. "О развитии и
                   реструктуризации
                   предприятий лесопромышленного
                   комплекса
                   Свердловской области"

 

Заказчик           Министерство промышленности
программы          Свердловской
                   области

 

Основные           управление лесного комплекса
разработчики       Министерства
программы          промышленности Свердловской
                   области;
                   Свердловская областная
                   общественная
                   организация "Уральский союз
                   лесопромышленников";
                   ОАО "Уралдревпроект"

 

Сроки реализации   20022005 годы
программы

 

Цель программы     выход предприятий
                   лесопромышленного
                   комплекса из экономического
                   кризиса,
                   стабилизация производства,
                   последующий
                   его рост, обеспечение
                   устойчивого
                   финансового состояния
                   предприятий
                   отрасли

 

Основные задачи    совершенствование структуры
программы          производства,
                   техническое и технологическое
                   перевооружение
                   лесопромышленного комплекса;
                   углубление переработки
                   древесины,
                   комплексное использование
                   лесосырьевых
                   ресурсов, выпуск
                   конкурентоспособной
                   продукции;
                   обеспечение социальной
                   защищенности
                   работников отрасли

 

Исполнители        предприятия лесопромышленного
программы          комплекса
                   Свердловской области

 

Контроль за        подведение итогов на уровне
реализацией        Министерства
программы          промышленности Свердловской
                   области
                   и Свердловской областной
                   общественной
                   организации "Уральский союз
                   лесопромышленников"
                   - один раз в полгода, с
                   участием
                   всех исполнителей - один раз
                   в год

 

Объемы и           общий объем финансирования -
источники          всего 4505,0 млн. рублей
финансирования     в том числе:
программы          собственные средства 605,0
                   млн.
                   рублей
                   привлеченные средства -
                   всего 3900,0 млн. рублей
                   из них:
                   средства областного
                   бюджета 375,0 млн. рублей
                   кредиты банков 3525,0 млн.
                   рублей

 

  Раздел 2. Областная инвестиционная программа "О стабилизации и
   развитии лесопромышленного комплекса Свердловской области на
                          20022005 годы"

 

                         Глава 1. Введение

 

     Лесной  комплекс  России  занимает  особое  место  в экономике
страны.  На  долю  лесного комплекса приходится 3,6 процента общего
объема  выпускаемой  продукции  в  промышленности России. На лесных
предприятиях  занято  8,4 процента всех работающих в промышленности
страны.   Экспорт  лесоматериалов  занимает  34  место  среди  всех
экспортируемых  из  России  товаров.  Общий  запас  леса  по данным
последнего  учета  лесного  фонда  составляет 80,7 млрд. куб. м или
более  одной  четвертой  части  мировых  запасов.  На долю спелых и
перестойных  лесов  приходится 44,1 млрд. куб. м, из них 35,3 млрд.
куб.    м    -    леса    хвойных    пород.    Расчетная   лесосека
(научно-обоснованный  объем  рубки  леса  с  учетом лесоводственных
требований)  составляет  505,2  млн. куб. м в год. Лесной потенциал
страны   вполне   обеспечивает   возможность   не   только  полного
удовлетворения   всех   потребностей   отечественной   экономики  в
древесине,   но   и   позволяет   значительно   увеличить   экспорт
лесоматериалов.  Для  сравнения:  общий  запас  леса  меньше, чем в
России,  в  США - в 4 раза, в Швеции - в 30 раз, в Финляндии - в 42
раза,  но  размер  валютной  выручки  от  лесного экспорта в 59 раз
превышает     российские    показатели.    Эти    цифры    наглядно
свидетельствуют    об   огромных   возможностях   лесопромышленного
комплекса в деле повышения эффективности всей экономики страны.
     В  настоящее  время  лесопромышленный  комплекс  России, в том
числе   Свердловской   области  переживает  глубокий  экономический
кризис.  Особенно  тяжелое  экономическое  и  социальное  положение
сложилось  в  базовой  отрасли  -  лесозаготовительной.  В  связи с
критическим  положением необходимо принятие самых радикальных мер в
производственно-технической,  финансово-экономической  и социальной
сферах  деятельности лесопромышленных предприятий с целью выхода из
экономического   кризиса,   стабилизации  и  последующего  развития
производства.
    Глава 2. Современное состояние лесопромышленного комплекса
       Свердловской области и необходимость его стабилизации

 

     Лесопромышленный    комплекс    области    занимает   довольно
значительное   место  в  экономике  лесной  индустрии  России  (6,5
процента),  в  объеме  промышленной  продукции Свердловской области
его  доля  составляет  1,8  процента.  Положение в лесопромышленном
комплексе    Свердловской    области    наглядно    характеризуется
показателями    состояния    и   использования   лесных   ресурсов,
приведенными  в  таблице  1.  Для  сравнения  даны  показатели ряда
областей,  в  целом  по  России  и  зарубежным странам. В настоящее
время   лесопромышленный   комплекс   области  находится  в  стадии
становления  и  неустойчивой  стабилизации.  В  2000 году произошла
стабилизация  в работе большинства подотраслей ЛПК. В целом годовой
объем  производства  товарной продукции составил 2,9 млрд. рублей и
вырос   по   сравнению  с  1999  годом  на  38,5  процента.  Индекс
физического объема промышленного производства составил 112,4.
     В  последнее  время  в отрасли ведется целенаправленная работа
по     углублению     переработки     древесины     и     повышению
конкурентоспособности  продукции.  Так,  при  тех  же, что и в 1999
году,   объемах   вывозки  древесины  значительно  возрастает  доля
продукции,   повышенной   степени  переработки:  фанеры,  бумаги  и
бумажной     продукции,    картона,    древесноволокнистых    плит,
пиломатериалов.  Динамика производства основных видов лесопродукции
в  области  приведена  в  таблице  2. Предприятиями ЛПК в 2000 году
получена   прибыль   в   сумме   109  млн.  рублей.  Рентабельность
производства  составила  3,7  процента.  Несмотря  на  значительное
улучшение  производственной  деятельности,  финансово-экономическое
состояние  большинства  предприятий  и  в  целом  лесопромышленного
комплекса  продолжает оставаться сложным. Дебиторская задолженность
превышает   900  млн.  рублей.  В  1,5  раза  выросла  кредиторская
задолженность  и  достигла  2,6  млрд.  рублей,  что  сопоставимо с
годовым    объемом   производства   товарной   продукции.   Средняя
заработная  плата в отрасли в 2000 году составила 1572 рубля, что в
1,9 раза ниже средней по промышленности.
     Анализ    финансово-экономического   состояния   ЛПК   области
показывает,   что  рентабельно  работают  предприятия,  выпускающие
экспортную   продукцию   и   имеющие  высокий  уровень  переработки
древесины.     Отличительной    чертой    экспортно-ориентированных
предприятий   является   постоянное   инвестирование   в   развитие
производства.  Значительные  инвестиции  в производство вложили ЗАО
"Фанком",  ОАО  "Новолялинский  ЦБК",  АО(р)  "Туринский  ЦБЗ", ОАО
"Юшалинский   ДОК".  В  финансово-экономической  деятельности  всех
рентабельно  работающих  предприятий  четко  прослеживается целевое
использование   амортизационных   отчислений.   В   то   же  время,
подавляющее  большинство  лесозаготовительных  предприятий работает
нерентабельно.
     Проведенный     анализ     деятельности    лесозаготовительных
предприятий   показал,   что  постоянный  рост  затрат  в  связи  с
многократным   ростом  цен  на  лесозаготовительную  технику,  ГСМ,
энергоресурсы,   железнодорожные   перевозки,   попенной  платы  за
древесину,   увеличением  расстояния  вывозки  и  т.д.  приводит  к
нерентабельной работе.
       Основные причины кризиса лесопромышленного комплекса:
     1)  ликвидация вертикальной структуры управления и последующая
приватизация  негативно  отразились  на  работе предприятий и стали
основными   факторами   разрыва   технологических  и  кооперативных
связей,   утраты   единой   инвестиционной   политики,  координации
деятельности предприятий;
     2)  резкое  снижение  платежного  спроса  на  лесопромышленную
продукцию  в  России и странах СНГ, значительное сокращение объемов
производства у потребителей древесины;
     3)  возникновение межотраслевого диспаритета цен: так, цены на
электроэнергию  возросли  в  17  раз, железнодорожные тарифы - в 14
раз,  стоимость  трелевочных  тракторов  -  в  25  раз,  а  цены на
лесопродукцию в среднем в 4 раза;
     4)   значительные  затраты  на  содержание  социальной  сферы,
автомобильных  лесовозных  дорог.  Можно  назвать  еще  ряд причин,
прямо    или    косвенно    влияющих    на    кризисное   состояние
лесопромышленного    комплекса    Свердловской   области.   Решение
кризисных   проблем  состоит  в  устранении  негативных  явлений  и
процессов,  которые выявлены в результате выполненного комплексного
анализа  производственно-хозяйственной, финансово-эконо ми ческой и
социальной  деятельности лесозаготовительных, целлюлозно-бумажных и
деревообрабатывающих  предприятий.  Практическое  осуществление мер
по    повышению    эффективности   лесопромышленного   производства
Свердловской  области требует принятия целого ряда организационных,
экономических,  технических,  финансовых  и  социальных  мер как на
региональном   уровне,   так   и   на  уровне  федеральных  органов
законодательной и исполнительной власти.
                                                          Таблица 1
 Сравнительные показатели состояния и использования лесных ресурсов
                            (1999 год)

 

 

Показатели      Единицы   Свердловская Российская Кировская  Пермская  Костромская Финляндия
                измерения область                 область    область
                                       Федерация                       область

 

 

 

1               2         3            4          5          6         7           8

 

Общий запас     млрд.     1,56         80,7       1,1        1,18      0,62        1,7
леса            куб. м

 

в том числе:
спелых и        млрд.     0,58         5,1        0,35       0,6       0,14        -
перестойных     куб. м
насаждений

 

Лесопокрытая    млн. га   10,96        763,5      8,15       9,2       4,34        20,1
площадь

 

Объем вывозки   млн.      3,4          93,6       5,28       3,96      2,53        51
древесины       куб. м

 

Съем древесины  куб. м    0,31         0,12       0,65       0,43      0,58        2,5
с
1 га
лесопокрытой
площади

 

Доля ежегодной  процент   0,22         0,12       0,48       0,34      0,41        3
заготовки
древесины от
общего
запаса

 

Годичный        млн.      29,7         822        15,43      22,2      11,28       71,0
прирост         куб. м
древесины

 

Доля ежегодной  процент   11,5         11,4       34,2       17,8      22,4        72,0
заготовки
древесины от
годичного
прироста

 

Расчетная       млн.      14,8         505,2      13,9       13,75     8,3         -
лесосека        куб. м

 

Уровень         процент   29,7         18,5       38,0       31,1      30,5        -
использования
расчетной
лесосеки

 

                                                          Таблица 2
    Динамика производства лесобумажной продукции по Свердловской
                              области

 

 

Виды          Едини-ц 1990   1991   1992   1993   1994   1995   1996   1997    1998   1999   2000   Про-це Про-цен
продукции     ы       год    год    год    год    год    год    год    год     год    год    год    нт     т
              изме-ре                                                                               к      к 1999
              -ния                                                                                  1990   году
                                                                                                    году

 

1             2       3      4      5      6      7      8      9      10      11     12     13     14     15

 

Вывозка       млн.    18,6   16,1   11,2   9,9    7,1    7,6    5,7    5,9     3,9    3,4    3,7    20     108,8
древесины     куб.
              м

 

Деловая       млн.    15,7   13,3   8,7    7,6    5,3    5,4    4,3    4,28    3,2    2,8    3,1    20     110,7
древесина     куб.
              м

 

Пиломатериалы млн.    4,5    3,7    3,1    1,9    1,3    1,2    1,1    1,04    0,8    0,8    0,9    20,0   115,4
              куб.
              м

 

Фанера        тыс.    116,1  109,5  110,2  65,9   55,1   77,6   78,4   67,0    68,0   83,4   91,2   78,6   109,3
              куб.
              м

 

Древесно-стру тыс.    418,0  376,0  305,0  214,3  125,2  111,4  53,4   35,8    12,3   18,5   13,1   3,1    70,8
-жечные       куб.
плиты         м

 

Древесно-воло млн.    24,0   22,9   20,6   17,8   11,6   11,07  10,18  10,459  8,0    10,9   11,1   46,3   101,8
к-нистые      кв. м
плиты

 

Бумага        тыс.    75,0   65,0   49,5   31,2   29,6   27,7   24,5   21,2    21,4   25,2   39,1   52,1   155,2
              тонн

 

Картон        тыс.    12,0   9,1    6,6    5,7    3,7    3,515  2,547  2,375   1,5    1,9    3,1    25,9   163,2
              тонн
          Глава 3. Основные принципы разработки программы

 

     При   выборе  основных  направлений  стабилизации  и  развития
лесопромышленного  комплекса  Свердловской области в первую очередь
учтены следующие факторы:
     1)  наличие  в  области  значительных запасов лесных ресурсов,
которые используются сейчас не полностью;
     2)   обеспеченность   лесопромышленных   предприятий   области
собственными трудовыми ресурсами;
     3)  наличие в области крупных лесопильно-деревообра батывающих
предприятий  по  переработке  древесины  на  пиломатериалы, изделия
деревообработки, мебель, фанеру;
     4)  в структуре лесных ресурсов области большую часть занимает
лиственная,  мелкотоварная  и  низкосортная  древесина,  которая не
находит  спроса  на  внутреннем  и  тем  более  на  внешнем рынках,
которую  необходимо перерабатывать на конкурентоспособную продукцию
на месте (внутри области);
     5) спрос на продукцию внутри области и на внешних рынках;
     6)  необходимость  реконструкции  предприятий,  исполь  зующих
низкокачественную  древесину и отходы (предприя тия по производству
древесностружечных  и древесноволокнистых плит, изделий лесохимии),
расширения  номенклатуры продукции и увеличение глубины переработки
древесины;
     7)    размещение   в   зоне   экономической   доступности   от
лесопромышленных    предприятий   области   крупных   потенциальных
потребителей      мелкотоварной,     мягколиственной     древесины,
технологической   щепы.   Одной   из  основополагающих  предпосылок
разработки    программы    является   необходимость   обязательного
увеличения объемов вывозки древесины.
     Стратегическим    направлением    стабилизации    и   развития
лесопромышленного    комплекса    Свердловской    области   принято
приоритетное     расширение    глубокой    химико-механической    и
механической   переработки  древесины  с  максимальным  вовлечением
мелкотоварной,   низкокачественной   и  мягколиственной  древесины.
Продукция      глубокой      переработки     древесины     является
конкурентоспособной,  что  обеспечивает  выход  ее  на российские и
зарубежные   рынки,   высокорентабельной   и   приносит  устойчивые
финансовые  поступления  в  бюджеты  всех  уровней. Кроме того, при
современных  железнодорожных  тарифах  перевозка  готовой продукции
глубокой  переработки  значительно  эффективнее, чем круглого леса.
Программа  включает  в  себя  решение  производственно-технических,
экономических,  социальных, экологических проблем лесопромышленного
комплекса,  в  тесной  увязке  их  с  другими  отраслями  экономики
области:  промышленным  и  жилищным строительством, автомобильным и
железнодорожным  транспортом,  топливно-энергетическим  комплексом,
жилищно-коммун   альным  хозяйством,  сельским  хозяйством,  лесным
хозяйством.
     Обязательным  условием в части обоснования объемов заготовки и
вывозки  древесины  является  полное  соответствие  их  требованиям
неистощительного  и  постоянного лесопользования, охраны окружающей
среды.  Финансирование  всех  программных  мероприятий, в основном,
предполагается    осуществлять    за   счет   собственных   средств
предприятий   лесопромышленного  комплекса,  кредитов  коммерческих
структур (по согласованию).
     Главной  целью  программы  является  выход  из  экономического
кризиса,  стабилизация  и последующий рост производства, устойчивое
финансовое состояние предприятий.
              Основными задачами программы являются:
     1)  совершенствование  структуры  производства,  техническое и
технологическое    перевооружение   предприятий   лесопромышленного
комплекса;
     2)     углубление     переработки    древесины,    комплексное
использование  лесосырьевых  ресурсов,  выпуск  конкурентоспособной
продукции;
     3)  обеспечение  социальной  защищенности работников отрасли и
высвобождаемых трудящихся;
     4) обеспечение неистощительного лесопользования;
     5)   содействие   формированию  конкурентоспособных  финансово
устойчивых предприятий.
          В программе рассматриваются следующие вопросы:
     1)     оценка    современной    экономической    ситуации    в
лесопромышленном  комплексе  области  в  сравнении с показателями в
целом по отрасли;
     2)  обоснование  спроса  на  лесоматериалы  внутри  области, в
других регионах России и странах СНГ;
     3)  анализ  тенденций  развития  производства,  потребления  и
торговли лесоматериалами в зарубежных странах;
     4)  проведение  балансовых расчетов производства и потребления
лесоматериалов по области на текущий и перспективный периоды;
     5)    обоснование    объемов   производства   основных   видов
лесобумажной  продукции  в  целом  по  лесопромышленному  комплексу
области по годам расчетного периода;
     6) оценка ресурсного обеспечения программы;
     7)  обоснование  программных  мероприятий  в производственной,
технической,   социальной   сферах   деятельности  лесопромышленных
предприятий и комплекса области в целом;
     8) потребность в инвестициях и источники финансирования;
     9)   оценка   эффективности  реализации  основных  мероприятий
программы.
     В  программу  включены предприятия лесопромышленного комплекса
Свердловской   области,   обеспечивающие   основную   долю   спроса
регионального   и  внешнего  рынков  на  лесобумажную  продукцию  и
определяющие   основные  параметры  функционирования  отрасли.  Все
показатели    и    мероприятия    программы   на   20022005   годы,
прогнозируемые,   составлены   по  предложениям  и  согласованию  с
предприятиями.  Мероприятия, предусмотренные в настоящей программе,
финансирование    которых    предполагается    за    счет   средств
хозяйствующих   субъектов,   осуществляется   исключительно  по  их
соглашению.

 

    Глава 4. Обоснование спроса на лесоматериалы в Свердловской
     области, регионах России и за рубежом. Балансовые расчеты
                           производства

 

     При  расчете  объемов внутриобластного спроса на лесоматериалы
учтены,   в   первую  очередь,  традиционно  сложившиеся  сферы  их
конечного   потребления:   строительство   и  ремонт,  изготовление
мебели,  тары  и упаковки, машиностроение и деревообработка, прочие
потребители.
     За   основу  расчетов  приняты  макроэкономические  показатели
социального   и   экономического   развития   народнохозяйственного
комплекса   Свердловской   области:   валовой  внутренний  продукт,
продукция  промышленности, строительство всех видов, инвестиционные
затраты  и  другие  показатели, прямым образом связанные с объемами
потребления лесоматериалов.
     Количественные   и   качественные   параметры   лесопродукции,
предлагаемой  на  товарном  рынке внутри области и за ее пределами,
включая  экспорт,  приняты,  исходя из фактических объемов поставок
продукции  и показателей ее качества в 19952000 годах с учетом ряда
влияющих  факторов  и  происходящих  тенденций. По ряду объективных
причин  обанкротились  или находятся в сложном финансовом положении
многие  ранее  крупные  лесопромышленные предприятия, на территории
области    развивается   малое   и   среднее   предпринимательство,
ориентированное  на  лесозаготовительное производство, лесопиление,
деревообработку,  производство  пиломатериалов,  столярных изделий,
срубов  домов,  мебели,  заготовку дров. Вне конкуренции со стороны
малого  и  среднего  бизнеса  остались  только предприятия, имеющие
производства  с  глубокой  химико-механической  переработкой сырья:
производство   фанеры   и   древесных   плит,   целлюлозно-бумажное
производство, лесохимическое производство.
     Традиционным     потребителем     значительного     количества
лесоматериалов    является    сфера    строительства   и   ремонта.
Значительные  объемы  строительства,  а  главное,  накопившаяся  за
последние  годы огромная потребность в ремонте жилого фонда вызовут
увеличение  спроса  на  лесоматериалы,  особенно на пиломатериалы и
древесные   плиты   (таблица  3).  На  рынке  мебели,  несмотря  на
увеличение  ее  выпуска  в  сфере малого и среднего бизнеса, растет
спрос   на   мебель.   Этот   рост   возможен  только  при  условии
осуществления   технического  перевооружения  основных  предприятий
производителей  мебели.  В  связи  с  увеличением в области объемов
выпуска   мебели,   продукции   легкой  и  пищевой  промышленности,
перевозок  грузов  увеличивается  потребность  в  таре  и упаковке.
Следовательно,    растет    спрос    на    лесоматериалы   круглые,
пиломатериалы, листовые древесные материалы (таблица 4).

 

                                                          Таблица 3
     Расход лесоматериалов на строительство и ремонтные нужды

 

 

Виды                Единица    2000    2001    Прогноз на
лесоматериалов      измерения  год     год     2005
                                               год

 

Лесоматериалы       тыс. куб.  240     250     280
круглые             м

 

Пиломатериалы       тыс. куб.  323,4   325,7   391,3
                    м

 

Фанера              тыс. куб.  6,5     6,6     7,3
                    м

 

Древесностружечные  тыс. куб.  10,2    12,2    14,6
плиты               м
и плиты средней
плотности
(ДСП и МДФ)

 

Древесноволокнистые млн. кв.   2,0     2,4     2,9
                    м
плиты

 

 

                                                          Таблица 4
    Потребность в лесоматериалах на производство мебели, тары и
                             упаковки

 

 

Виды лесоматериалов  Единица     2000    2001   Прогноз
                     измерения   год     год    на
                                                2005 год

 

 

Пиломатериалы        тыс. куб.   91,0    97,1   128,9
                     м

 

Фанера               тыс. куб.   3,2     3,7    7,0
                     м

 

Древесностружечные   тыс. куб.   17,4    21,1   55,4
плиты                м
и плиты средней
плотности
(ДСП и МДФ)

 

Древесноволокнистые  млн. кв. м  0,7     0,9    1,8
плиты

 

     При  определении  доли  экспорта  в производстве лесопродукции
необходимо  учитывать  тенденции  развития  мировой экономики. Рост
объемов   поставок   лесопродукции   на   экспорт  предусмотрен,  в
основном,  в страны Западной Европы, Северной Африки и Малой Азии и
хотя   по   географическим  соображениям  для  предприятий  области
экономически   наиболее   целесообразны  поставки  лесопродукции  в
Казахстан  и  страны Средней Азии, но из-за сложного экономического
положения  в  странах  данного  региона  значительный  рост объемов
поставок  в эти страны не предусмотрен. Из круглых лесоматериалов в
прогнозе  учтено  увеличение  объемов  поставки  балансов хвойных и
лиственных  пород  в Финляндию, обладающую значительными мощностями
целлюлозно-бумажного  производства при дефиците собственного сырья.
По  этой  же  причине  предусмотрены  поставки  бумаги  и картона в
основном в Казахстан и страны Средней Азии.
     Значительное  внимание  в  программе  уделяется  росту выпуска
высококачественных     сухих    экспортных    пиломатериалов.    Их
производство   в  2005  году  должно  увеличиться  в  1,6  раза  по
сравнению  с 2000 годом. Предприятия лесопромышленного комплекса (в
первую  очередь  - лесозаготовительные) часть собственной продукции
расходуют  на свои ремонтно-эксплуатационные нужды: строительство и
ремонт  дорог,  устройство  подштабельных  мест, крепление леса при
перевозках.  В этих расчетах принят норматив в размере 4,5 процента
в  пересчете  на круглые лесоматериалы от объема вывозки древесины.
Развитие   рыночных   отношений   привело  к  тому,  что  некоторые
специализированные  предприятия  с  целью обеспечения эффективности
деятельности  трансформируются в комбинаты, организуя дополнительно
лесозаготовительное   производство.   Обеспечивая   частично   себя
сырьем,   предприятия   вынуждены   решать  проблему  сопутствующих
сортиментов.      В      программе      предусмотрено      развитие
организационно-производственных   связей,   позволяющих   комбинату
решать проблему реализации сопутствующих сортиментов.
     В  таблицах  58  представлены балансы производства и конечного
потребления  основных видов лесоматериалов: пиломатериалов, фанеры,
древесноволокнистых  плит,  древесностружечных  плит и плит средней
плотности  (МДФ).  В таблицах даны фактически сложившиеся объемы за
2000  год  и  прогнозируемые  на  20012005  годы.  Итогом  расчетов
является  баланс  производства и потребления круглых лесоматериалов
и  древесных  отходов  по  области  на  2005  год  (таблица  9). Он
представляет  собой  основу  для  принятия  решения  о  необходимых
объемах   заготовки  и  вывозки  древесины,  обеспечивающих  сырьем
лесоперерабатывающие   производства   внутри   области  и  поставку
круглого леса за ее пределы.

 

                                                          Таблица 5
           Баланс пиломатериалов по Свердловской области
                                                        тыс. куб. м

 

Ресурсы и их               2000     2001     Прогноз
использование              год      год      на
                                             2005 год

 

Производство               889      900      1100

 

Завоз из смежных регионов  12,0     10,0     10,0

 

Итого                      901      910      1110

 

Распределение ресурсов
строительство и ремонт     323,4    325,7    391,3

 

тара и упаковка            79,0     82,0     98,6

 

производство мебели        12,0     15,1     30,3

 

машиностроение и           27,0     29,7     32,4
деревообработка

 

производство столярных     31,0     34,1     37,5
изделий

 

прочие производства        76,0     72,2     127,4

 

Итого                      548,4    558,8    717,5

 

Вывоз за пределы области   352,6    351,2    392,5
-
всего

 

в том числе:
другие регионы России      71,8     47,2     50,0

 

страны СНГ                 82,0     89,0     20,5

 

экспорт (без стран СНГ)    198,8    215,0    322,0

 

Итого                      901      910      1110

 

                                                          Таблица 6
               Баланс фанеры по Свердловской области
                                                       тыс. куб. м

 

Ресурсы и их             2000 год  2001 год  Прогноз на
использование                                2005
                                             год

 

Производство             91,2      98,0      105,0

 

Распределение ресурсов
строительство и ремонт   6,5       6,6       7,3

 

тара и упаковка          2,4       2,8       5,2

 

производство мебели      0,8       0,9       1,8

 

прочие производства      1,7       9,5       4,7

 

Итого                    11,4      19,8      19,0

 

Вывоз за пределы         79,8      78,2      86,0
области
- всего

 

в том числе:
другие регионы России    15,0      25,7      14,0

 

страны СНГ               9,2       3,0       4,8

 

экспорт (без стран СНГ)  55,6      49,5      67,2

 

Итого                    91,2      98,0      105,0
                                                          Таблица 7
                Баланс ДВП по Свердловской области
                                                         млн. кв. м

 

Ресурсы и их             2000 год  2001 год  Прогноз на
использование                                2005
                                             год

 

Производство             11,1      12,0      15,0

 

Распределение:
строительство и ремонт   2,0       2,4       2,9

 

производство мебели      0,7       0,9       1,8

 

производство домов       -         -         0,4

 

прочие производства      0,5       0,7       1,0

 

Итого                    3,2       4,0       6,1

 

Вывоз за пределы         7,9       8,0       8,9
области
- всего

 

в том числе:
другие регионы России    4,65      7,8       8,5

 

страны СНГ               0,1       0,1       0,2

 

экспорт (без стран СНГ)  -         0,1       0,2

 

Итого                    11,1      12,0      15,0

 

                                                          Таблица 8
             Баланс ДСП и МДФ по Свердловской области
                                                        тыс. куб. м

 

Ресурсы и их               2000     2001     Прогноз на
использование              год      год      2005
                                             год

 

Производство               13,1     19,0     110,0

 

Завоз из смежных регионов  15,1     15,5     -

 

Итого                      28,2     34,5     110,0

 

Распределение:
строительство и ремонт     10,2     12,2     14,6

 

производство мебели        17,4     21,1     55,4

 

производство стандартных   -        -        0,3
домов

 

прочие производства        0,6      1,2      1,2

 

Итого                      28,2     34,5     71,5

 

Вывоз за пределы области   -        -        38,5
-
всего

 

в том числе:
другие регионы России      -        -        16,5

 

страны СНГ                 -        -        10,0

 

экспорт ( без стран СНГ )  -        -        12,0

 

Итого                      28,2     34,5     110,0

 

                                                          Таблица 9
  Прогноз баланса древесного сырья по Свердловской области на 2005
                                год
                                                        тыс. куб. м

 

Наименование                Древесина                                 Отходы,

 

предприятия         Всего   в том числе                               используемые
                                                                      в

 

                    древе-с дело-ва крупные     мелкие     технологи-ч дрова     производстве
                    ины     я                              еское       для
                                                           сырье       отопления

 

 

                            древе-с хвой-ны лист-в хвой-н лист-в хвой-н лист-ве
                            ина     е       ен-ные ые     ен-ные ые     нные

 

 

 

1                   2       3       4       5      6      7      8      9       10        11

 

Вывозка древесины   6500    4700    1125    940    1130   765    400    340     1800

 

Завоз из других     150     150     -       -      150    -      -      -       -
областей

 

Итого               6650    4850    1125    940    1280   765    400    340     1800

 

1. Переработка

 

лесопиление         1830    1830    690     330    720    90     -      -       -

 

производство        315     315     -       315    -      -      -      -       -
фанеры

 

производство плит   250     250     -       -      -      -      105    145     -         100

 

производство шпал   160     160     160                          -      -       -
МПС

 

гидролизное         70      70      -       -      -      -      35     35      -         60
производство

 

производство        110     110     -       -      -      -      30     80      -
техщепы

 

производство        500     500     -       50     -      450    -      -       -         100
целлюлозы

 

производство        120     120     -       -      40     50     30     -       -         200
бумаги
и картона

 

лесохимическое      190     190     -       -      -             110    80
производство

 

прочие              165     165     20      25     25     5      90     -       -
производства

 

Итого               3710    3710    870     720    785    595    400    340

 

2. Потребление в
круглом
виде

 

строительство и     280     280     150     40     90     -      -      -       -
ремонт

 

собственные нужды   260     260     50      30     130    50     -      -       -         35
предприятий
(РЭН)

 

прочие нужды        60      60      15      20     15     10     -      -       -

 

Итого               600     600     215     90     235    60     -      -       -

 

3.Топливо           1800    -       -       -      -      -      -      -       1800

 

4. Вывоз за пределы 540     540     40      130    260    110    -      -       -
области - всего

 

в том числе:
районы России       280     280     10      60     190    20

 

страны СНГ          110     110     -       30     50     30

 

экспорт (без стран  150     150     30      40     20     60
СНГ)

 

   Глава 5. Объемы производства основных видов лесоматериалов по
                 области и управленческим округам

 

     Намеченные  настоящей  программой объемы производства основных
видов  лесопродукции  с  разбивкой  по годам перспективного периода
(таблица  10)  приняты  на  основе  учета  обоснованного  спроса на
внешнем и внутреннем рынках.
     Исходя   из   общих  объемов  заготовки  древесины  и  выпуска
основных   видов   лесопродукции   по   области,   намечены  объемы
лесопромышленного  производства по каждому предприятию, включенному
в  программу.  При  этом  по  производству  фанеры, древесных плит,
лесохимической   и   целлюлозно-бумажной   продукции   весь   объем
производства  по  области  приходится  на предприятия, включенные в
программу,  по  прочим  видам  лесопродукции  в  объемах учтены все
предприятия лесопромышленного комплекса области.
     В  результате  мероприятий,  направленных на совершенствование
структуры  производства и опережающее развитие глубокой переработки
древесины,  в  лесопромышленном  комплексе  области  в 2005 году по
сравнению  с 2000 годом может быть достигнут рост выпуска: фанеры в
1,2  раза,  древесноволокнистых плит в 1,4 раза, древесностружечных
и  плит МДФ в 8,4 раза, бумаги и картона в 1,5 раза, пиломатериалов
в  1,2  раза.  Заготовка и вывозка древесины увеличатся в 1,7 раза.
Значительно  меняется структура продукции в направлении организации
производства новых ее видов, соответствующих мировому уровню:
     1)     в    лесопильном    производстве    возрастет    выпуск
высококачественных,  специфицированных  пиломатериалов, в том числе
экспортных,  на базе внедрения современного импортного оборудования
(доля экспортных пиломатериалов достигнет 29 процентов);
     2)  в  плитном  производстве  организуется  выпуск нового вида
продукции  -  плит  средней  плотности  (МДФ), являющихся наилучшим
заменителем  древесностружечных  плит во всех сферах и пользующихся
большим спросом на мировом рынке;
     3)  в  производстве  фанеры  намечен  выпуск  ее новых видов -
большеформатной и огнестойкой;
     4)  в  деревообрабатывающем производстве значительно возрастет
выпуск клееных лесоматериалов, столярно-строительных изделий;
     5)   в   производстве   мебели   и  других  товаров  народного
потребления   будет  организован  выпуск  изделий,  по  качеству  и
дизайну  соответствующих  мировому уровню и требованиям внутреннего
рынка.   Доля   пиломатериалов,   вырабатываемых  на  предприятиях,
включенных  в программу, в объемах по области достигнет в 2005 году
60 процентов.

 

     При  разработке  программных  мероприятий  по  развитию лесной
индустрии  области принят принцип комплексного развития подотраслей
и  производств  на  базе  передовых  технологий  с  учетом  наличия
источников  сырья.  Намечаемые  объемы  производства основных видов
лесопродукции  по  управленческим  округам  Свердловской области на
2005 год приведены в таблице 11.

 

                                                         Таблица 10
   Динамика объемов лесопромышленного производства в Свердловской
                              области

 

Виды продукции   Единица     2000     Прогноз                          2005 год в
                             год                                       про-

 

                 измерения            2001     2002     2003     2004     2005     центах к 2000
                                      год      год      год      год      год      году

 

 

Вывозка          тыс. куб.   3700     3800     4500     5100     5800     6500     175,7
древесины        м

 

Лесоматериалы    тыс. куб.   2600     2700     3200     3700     4200     4700     180,8
круглые          м

 

Пиломатериалы    тыс. куб.   889      900      920      950      1000     1100     123,7
                 м

 

ДСП              тыс. куб.   13,1     19,0     22,0     35,0     40,0     50,0     381,7
                 м

 

Плиты МДФ        тыс. куб.   -        -        -        -        40       60       -
                 м

 

ДВП              млн. кв. м  11,1     12,0     13,0     13,0     14,0     15,0     135,1

 

Фанера           тыс. куб.   91,2     98,0     100      101      103      105      115,1
                 м

 

Бумага и картон  тыс. тонн   39,1     45,0     48,0     52,0     55,0     60,0     153,5

 

Мебель           млн.                 220      250      290      330      380      -
                 рублей

 

Древеный уголь тыс. тонн 25,3 26,5 27,65 28,75
    29,35    30       118,6
                                                         Таблица 11
    Прогноз объемов производства основных видов лесопродукции по
      управленческим округам Свердловской области на 2005 год

 

Наименование     Вывозка     Пиломатериалы Фанера   ДВП      Бумага    Плиты МДФ   Древесный
управленческого  древесины                 (тыс.    (млн.    (тыс.     (тыс. куб.  уголь
округа           (тыс.       (тыс. куб.    куб. м)  кв. м)   тонн)     м)          (тыс.
                 куб. м)     м)                                                    тонн)

 

Северный         2600        370           -        3        30        -           14

 

Горнозаводской   850         150           -        -        -         -           -

 

Восточный        1900        270           105      12       30        60          16

 

Западный         950         260           -        -        -         -           -

 

Южный            200         50            -        -        -         -           -

 

ИТОГО            6500        1100          105      15       60        60          30
      Глава 6. Социальные вопросы лесопромышленного комплекса

 

     Согласно  программе  стабилизации  и  развития  в  2005 году в
лесопромышленном  комплексе Свердловской области будет занято более
31   тысячи   человек.  Потеря  управляемости  отраслью  привела  в
последние  годы  не только к резкому снижению объемов производства,
но  и  к  целому  ряду  негативных явлений в социальной сфере. Так,
численность   работников   лесной  индустрии  сократилась  с  70500
человек  в  1993 году до 29200 человек в 2000 году. Целью настоящей
программы  является  не  только стабилизация и последующее развитие
производства  ЛПК, но и повышение привлекательности труда в отрасли
за  счет  внедрения  новых производств, новых технологий, повышения
уровня   заработной  платы.  В  результате  реализации  мероприятий
программы  в  лесопромышленном  комплексе  будет введено 3700 новых
рабочих  мест,  одновременно  с этим в программе предлагается вывод
1700   неперспективных  рабочих  мест  (сокра  щение,  ликвидация).
Основными  причинами  вывода  являются неоправданно высокие затраты
на   производство   продукции,   кризисное   финансовое   положение
предприятий.
     В  целях  обеспечения  предприятий  кадрами, подготовленными к
работе  в  условиях  рыночной  экономики,  программой предусмотрена
подготовка  специалистов на контрактной основе в УГЛТУ в количестве
140  человек  и повышение квалификации руководителей и специалистов
в  межотраслевых  и  отраслевых  организациях по подготовке кадров,
также  предусмотрена  подготовка  и  переподготовка рабочих ведущих
профессий:    вальщиков,   рамщиков,   крановщиков,   трактористов,
водителей  и  других  специальностей.  Общее количество работающих,
охваченных  системой  переподготовки,  составит  17500 человек. Для
более  полного  обеспечения  занятости  населения  лесных поселков,
вовлечения  безработных в трудовую деятельность, кроме мероприятий,
предусмотренных      программой,      следует     руководствоваться
постановлением  Правительства Свердловской области от 08.06.99 г. №
668-ПП    мерах  по  обеспечению занятости безработного населения
лесных    поселков   Свердловской   области".   Все   перечисленные
программные  мероприятия  приведены  в таблице 12, общие затраты на
них - в таблице 14.
     В   ходе   выполнения   программы   будут   решаться   вопросы
поддержания  эффективной  занятости работающих. Значительны расходы
предприятий   на  содержание  социальной  сферы  -  практически  не
передается    в    муниципальную   собственность   жилищный   фонд.
Среднесписочная  численность  работающих  в  отрасли  в  2000  году
составила  29,2  тыс.  человек, в 2002 году ожидаемая численность -
29,7 тыс. человек, в 2005 году - 31,2 тыс. человек (таблица 13).

 

                                                         Таблица 12
            Программные мероприятия в социальной сфере

 

 

     Наименование мероприятия            Количество
п/п                                       (человек)

 

1.    Ввод новых рабочих мест - всего     3700
      в том числе:
      лесозаготовительная промышленность  1070
      деревообрабатывающая промышленность 1580
      целлюлозно-бумажная промышленность  790
      лесохимическая промышленность       260
2.    Переподготовка работников           17500
3.    Вывод неперспективных рабочих мест  1700
      -
      всего                               900


Информация по документу
Читайте также