Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 10.07.2002 № 244-ПОД

 

             Областная Дума Законодательного Собрания
                       Свердловской области

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Об обращении Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской
 области к представителю от Законодательного Собрания Свердловской
    области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации Шмелеву А.К. с предложением о внесении в Государственную
     Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке
    законодательной инициативы проектов федеральных законов "О
      внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
    разграничении государственной собственности на землю" и "О
 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в
         действие Земельного кодекса Российской Федерации"

     Правительство  Свердловской  области  обратилось  в  Областную
Думу  Законодательного Собрания Свердловской области с предложением
внести  в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  проекты  федеральных
законов  "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
разграничении   государственной   собственности   на  землю"  и  "О
внесении  изменений  и дополнений в Федеральный закон "О введении в
действие   Земельного  кодекса  Российской  Федерации".  Рассмотрев
материалы    к    указанным    законопроектам,    Областная    Дума
Законодательного Собрания Свердловской области
                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Принять  обращение Областной Думы Законодательного Собрания
Свердловской  области  к представителю от Законодательного Собрания
Свердловской  области  в  Совете  Федерации  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  Шмелеву  А.К.  с  предложением  о внесении в
Государственную  Думу  Федерального Собрания Российской Федерации в
порядке  законодательной инициативы проектов федеральных законов "О
внесении   изменений   и   дополнений   в   Федеральный   закон  "О
разграничении   государственной   собственности   на  землю"  и  "О
внесении  изменений  и дополнений в Федеральный закон "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" (приложение 1).
     2. Направить  настоящее  постановление  и материалы к проектам
федеральных   законов   "О   внесении   изменений  и  дополнений  в
Федеральный  закон  "О  разграничении государственной собственности
на  землю"  (приложение  2)  и "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный   закон   "О введении  в  действие  Земельного  кодекса
Российской    Федерации"    (приложение    3)    представителю   от
Законодательного  Собрания  Свердловской области в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации Шмелеву А.К.


     Председатель
     Областной Думы                                     Н.А.Воронин

     г. Екатеринбург
     10 июля 2002 года
     № 244-ПОД

                 Приложение 1
                 к постановлению Областной Думы
                 от 10.07.2002 г. № 244 ПОД
                            ОБРАЩЕНИЕ
  Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области к
 представителю от Законодательного Собрания Свердловской области в
    Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
   Шмелеву А.К. с предложением о внесении в Государственную Думу
       Федерального Собрания Российской Федерации в порядке
    законодательной инициативы проектов федеральных законов "О
      внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
    разграничении государственной собственности на землю" и "О
 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в
         действие Земельного кодекса Российской Федерации"
                 Уважаемый Андрей Константинович!
     В  целях уточнения полномочий органов государственной власти и
органов  местного  самоуправления  по распоряжению государственными
землями,  а также упрощения процедуры разграничения государственной
собственности  на  землю  Областная  Дума Законодательного Собрания
Свердловской  области  обращается  к  Вам  с  предложением внести в
Государственную  Думу  Федерального Собрания Российской Федерации в
порядке  законодательной  инициативы проекты федеральных законов "О
внесении   изменений   и   дополнений   в   Федеральный   закон  "О
разграничении   государственной   собственности   на  землю"  и  "О
внесении  изменений  и дополнений в Федеральный закон "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации".

                 Приложение 2
                 к постановлению Областной Думы
                 от 10.07.2002 г. № 244 ПОД

                                                             Проект
                         федеральный закон
       О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
     "О разграничении государственной собственности на землю"

         Статья 1
     Внести  в  Федеральный  закон от 17 июля 2001 года № 101 ФЗ "О
разграничении  государственной  собственности  на землю" ("Собрание
законодательства   Российской  Федерации",  2001,  № 30,  ст. 3060)
следующие изменения и дополнения:
     1) пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
     "2. Основанием      государственной      регистрации     права
собственности  на земельные участки Российской Федерации, субъектов
Российской  Федерации  и муниципальных образований являются решения
Правительства  Российской  Федерации, высших исполнительных органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного   самоуправления   об   утверждении   перечней   земельных
участков,   на   которые  соответственно  у  Российской  Федерации,
субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальных  образований
возникает  право  собственности  при  разграничении государственной
собственности   на  землю,  а  также  вступившие  в  законную  силу
судебные    решения   по   спорам,   связанным   с   разграничением
государственной собственности на землю.";
     2) статью 6 изложить в следующей редакции:
         "Статья 6.    Порядок разграничения государственной
         собственности на землю
     Разграничение    государственной    собственности   на   землю
осуществляется в следующем порядке:
     специально  уполномоченный  федеральный  орган  исполнительной
власти    по   имущественным   отношениям,   уполномоченный   орган
исполнительной    власти    субъекта    Российской   Федерации   по
имущественным    отношениям,    уполномоченный    орган    местного
самоуправления   по   имущественным  отношениям  в  соответствии  с
основаниями,  указанными  в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального
закона,  подготавливает  перечни  земельных  участков,  на  которые
соответственно   у   Российской   Федерации,  субъектов  Российской
Федерации    и    муниципальных    образований    возникает   право
собственности.  Подготовка указанных перечней проводится в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
     подготовленные   перечни  земельных  участков,  на  которые  у
Российской    Федерации,    субъектов    Российской   Федерации   и
муниципальных    образований    возникает    право   собственности,
утверждаются  соответственно  Правительством  Российской Федерации,
высшими  исполнительными  органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления;
     утвержденные   перечни   земельных   участков,  на  которые  у
Российской    Федерации,    субъектов    Российской   Федерации   и
муниципальных    образований    возникает    право   собственности,
представляются    в    органы,    осуществляющие    государственную
регистрацию  прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с ним, для
государственной   регистрации   права  собственности  на  земельные
участки  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации и
муниципальных образований соответственно;
     сведения  о земельных участках, включенных в перечни земельных
участков,   на   которые  соответственно  у  Российской  Федерации,
субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальных  образований
возникает     право    собственности,    вносятся    в    документы
государственного    земельного    кадастра    в    соответствии   с
законодательством Российской Федерации.".
         Статья 2
     Настоящий  Федеральный закон вступает в силу на следующий день
после его официального опубликования.

             Президент Российской Федерации В.В.Путин

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
 Федеральный закон "О разграничении государственной собственности
                             на землю"
     Необходимость  принятия  данного  проекта  федерального закона
обусловлена   необходимостью   упрощения   процедуры  разграничения
государственной   собственности   на   землю   и,   как  следствие,
значительным сокращением сроков такого разграничения.
     Основное  отличие представленного законопроекта от действующей
редакции   Федерального  закона  "О  разграничении  государственной
собственности   на  землю"   отказ  от  утверждения  Правительством
Российской  Федерации  перечней всех земельных участков, на которые
у   Российской   Федерации,   субъектов   Российской   Федерации  и
муниципальных образований возникает право собственности.
     Представленный  законопроект  исходит  из принципа утверждения
земельных  участков,  на  которые у Российской Федерации, субъектов
Российской  Федерации  и  муниципальных образований возникает право
собственности,  соответственно Правительством Российской Федерации,
высшими  исполнительными  органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления.
     Утвержденные   соответствующим   органом   перечни   земельных
участков,  на  которые у Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации    и    муниципальных    образований    возникает   право
собственности,     представляются    в    органы,    осуществляющие
государственную  регистрацию  прав на недвижимое имущество и сделок
с  ним,  для  государственной  регистрации  права  собственности на
земельные   участки   Российской  Федерации,  субъектов  Российской
Федерации и муниципальных образований соответственно.
     Все   иные   вопросы,  предусмотренные  действующей  редакцией
Федерального  закона "О разграничении государственной собственности
на  землю",  критерии отнесения земельных участков к тому или иному
уровню  собственности,  обязательность  государственной регистрации
права   собственности   на   земельные  участки,  судебный  порядок
разрешения споров  остаются неизменными.
                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
 к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на
                              землю"
     При   реализации  положений  Федерального  закона  "О внесении
изменений   и   дополнений  в  Федеральный  закон  "О разграничении
государственной  собственности на землю" не потребуется привлечения
дополнительных средств из федерального бюджета.
                             ПЕРЕЧЕНЬ
     актов федерального законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
   принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
    изменений и дополнений в Федеральный закон "О разграничении
              государственной собственности на землю"
     Принятие   федерального   закона   "О   внесении  изменений  и
дополнений  в  Федеральный  закон  "О разграничении государственной
собственности  на  землю"  потребует  внесения  изменений в Правила
подготовки  и  согласования перечней земельных участков, на которые
у   Российской   Федерации,   субъектов   Российской   Федерации  и
муниципальных    образований    возникает    право   собственности,
утвержденные  постановлением  Правительства Российской Федерации от
04.03.2002 г. № 140.

                 Приложение 3
                 к постановлению Областной Думы
                 от 10.07.2002 г. № 244 ПОД

                                                             Проект
                         федеральный закон
 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении
        в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

         Статья 1
     Пункт  10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года
№ 137  ФЗ  "О  введении  в  действие  Земельного кодекса Российской
Федерации"   ("Российская  газета",  2001,  30 октября,  № 211-212)
изложить в следующей редакции:
     "10. До  разграничения  государственной собственности на землю
государственная  регистрация права государственной собственности на
землю   для  осуществления  распоряжения  землями,  находящимися  в
государственной собственности, не требуется.
     Распоряжение     указанными     землями    до    разграничения
государственной  собственности  на  землю  осуществляется  органами
местного   самоуправления,   за   исключением   случаев,   когда  в
соответствии  с  законами  и  иными  нормативными  правовыми актами
субъектов   Российской  Федерации  такие  полномочия  предоставлены
органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Порядок  распоряжения  указанными  землями  органами  местного
самоуправления  до  разграничения  государственной собственности на
землю   определяет   Правительство  Российской  Федерации.  Порядок
распоряжения  указанными  землями  органами  государственной власти
субъектов  Российской Федерации в случаях, указанных в части второй
настоящего  пункта,  определяется  законами  и  иными  нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.".
         Статья 2
     Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу с момента его
официального опубликования.

             Президент Российской Федерации В.В.Путин

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
    Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса
                       Российской Федерации"

     В  соответствии  с  пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О
введении   в  действие  Земельного  кодекса  Российской  Федерации"
распоряжение     государственными    землями    до    разграничения
государственной  собственности  на  землю  осуществляется  органами
местного    самоуправления   в   пределах   их   полномочий,   если
законодательством   не  предусмотрено  иное.  Порядок  распоряжения
указанными  землями  до разграничения государственной собственности
на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
     В    правоприменительной    деятельности   возникают   спорные
ситуации,  связанные с неопределенностью формулировки вышеуказанной
нормы.
     Во-первых,  непонятно  какими  актами  могут  быть  определены
пределы  полномочий органов местного самоуправления по распоряжению
государственными  землями,  то  есть государственным имуществом. По
своему   правовому   положению  и  предназначению  органы  местного
самоуправления  решают  вопросы  местного  значения,  к  которым не
относится    распоряжение   государственным   имуществом,   включая
земельные  ресурсы.  Поэтому  определить  пределы  их полномочий, а
точнее,  их  компетенцию  по распоряжению государственными землями,
исходя  из  действующей  редакции  пункта  10 статьи 3 Федерального
закона   "О  введении  в  действие  Земельного  кодекса  Российской
Федерации", невозможно.
     Во-вторых,  неясно  каким  законодательством (федераль ным или
субъектов  Российской  Федерации) может быть установлено иное и что
понимать  под  "законодательством":  только  законы  или  законы  и
подзаконные акты.
     В-третьих,   по   действующей   редакции   указанного   пункта
Правительство   Российской   Федерации   может   (но   не  обязано)
установить   порядок  распоряжения  неразграниченными  землями.  До
настоящего  времени  такой  порядок  не  установлен и в последующем
может  быть  не  установлен  вообще. В связи с чем, непонятно каким
порядком  следует  руководствоваться.  Земельный  кодекс Российской
Федерации  исходит  из  того, что земля уже разграничена по уровням
собственности,  соответственно,  все  полномочия по распоряжению ею
принадлежат  собственнику, в связи с чем применение норм указанного
пункта в сложившейся ситуации будет затруднено.
     Кроме   того,   действующая   редакция   пункта   10  статьи 3
Федерального  закона  "О  введении  в  действие  Земельного кодекса
Российской   Федерации"  не  учитывает,  что  в  регионах  за  годы
проведения  земельной  реформы  сложились различные системы органов
по управлению и распоряжению земельными ресурсами.
     В   одних   регионах   землей  распоряжаются  органы  местного
самоуправления,   в   других    органы  государственной  власти,  в
третьих    полномочия   разделены  между  органами  государственной
власти   и   органами   местного  самоуправления.  В  частности,  в
Свердловской  области  такие  полномочия в соответствии с Областным
законом   "О   регулировании   земельных  отношений  на  территории
Свердловской   области"   еще   в   1995 году   были  возложены  на
Правительство  Свердловской  области. Такая система прошла проверку
в  суде.  В 2000-2001  годах  при  рассмотрении  дела  по иску ряда
муниципальных  образований  Свердловской области судебные инстанции
всех   уровней   (включая   Верховный   Суд  Российской  Федерации)
подтвердили,  что  государственными  землями  должны  распоряжаться
органы государственной власти.
     Нет  смысла  до разграничения собственности на землю разрушать
ту   систему,   которая   действовала   многие  годы,  и  возлагать
полномочия  на  органы, не готовые их осуществлять ни финансово, ни
организационно-технически.    В    тех    регионах,    где   землей
распоряжались  органы  местного  самоуправления,  наоборот,  органы
государственной  власти не готовы принять такие полномочия. В таких
случаях,   полномочия   должны  сохраниться  за  органами  местного
самоуправления.
     Разрушение   существующей  в  субъектах  Российской  Федерации
системы  в  одних  органах власти повлечет сокращение значительного
числа  подготовленных специалистов, в других  вызовет необходимость
приема новых неопытных кадров.
     В   связи   с  изложенным,  предлагается  внести  изменения  в
пункт 10  статьи  3  Федерального  закона  "О  введении  в действие
Земельного кодекса Российской Федерации", закрепив, что:
     1) полномочия   по   распоряжению   неразграниченными  землями
возлагаются  на  органы  местного  самоуправления,  за  исключением
случаев,   когда   в   силу  правовых  актов  субъектов  Российской
Федерации  такие  полномочия  возложены  на  органы государственной
власти;
     2) порядок      распоряжения     неразграниченными     землями
определяется   Правительством   Российской  Федерации  для  органов
местного  самоуправления,  правовыми  актами  субъектов  Российской
Федерации   для органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
 к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
    Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса
                       Российской Федерации"
     При   реализации  положений  федерального  закона  "О внесении
изменений  и  дополнений в Федеральный закон "О введении в действие
Земельного    кодекса    Российской   Федерации"   не   потребуется
привлечение дополнительных средств из федерального бюджета.
                             ПЕРЕЧЕНЬ
     актов федерального законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
   принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
 изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие
             Земельного кодекса Российской Федерации"
     Принятие   федерального   закона   "О   внесении  изменений  и
дополнений  в  Федеральный  закон "О введении в действие Земельного
кодекса  Российской  Федерации"  не  потребует  отмены, изменения и
дополнения законов и иных нормативных правовых актов.
     Вместе    с   тем   предлагаемые   изменения   предусматривают
необходимость   утверждения   Правительством  Российской  Федерации
порядка     распоряжения     органами    местного    самоуправления
неразграниченными государственными землями.




Информация по документу
Читайте также